Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»
Оценка 4.9

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
doc
русский язык
5 кл—11 кл
29.04.2018
Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»
Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла слова В.А. Сухомлинского: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость. В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка. Идея педагогического опыта.
Игровые технологии на уроках русского языка.doc
Методическое описание мастер­класса «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников» Приветствие. Слайд 1. Добрый день, дорогие друзья!  Вашему вниманию я предлагаю мастер­класс «Игровые технологии на уроках русского   языка   как   средство   развития   познавательной   активности   у школьников» Слайд 2. Эпиграфом к своему мастер­классу я взяла слова В.А. Сухомлинского: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость. В настоящее время в связи с переходом на  ФОГС второго поколения  особое внимание   стали   уделять   развитию   творческой   активности   и   интереса   у школьников   к   предметам.     Проводятся   различные   конкурсы,   олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается   такое   качество   деятельности,   которое   характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,  результативностью и соответствиям социальным нормам. Такого   рода   активность   сама   по   себе   возникает   нечасто,   она   является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации   педагогической   среды,   то   есть     применяемой   педагогической технологии.  Любая   технология   обладает   средствами,   активизирующими   деятельность учащихся,   в   некоторых   же   технологиях   эти   средства   составляют   главную идею и основу эффективности результатов.  К   таким   технологиям   можно   отнести   игровые   технологии.   Именно   их   я использую на уроках русского языка. Идея педагогического опыта. Слайд 3.  Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Слайд 4. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного  учебного материала. Теоретические тезисы. Слайд 5. Сможет ли кто из вас ответить мне, что такое игра? По определению, игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и   усвоение   общественного   опыта,   в   котором   складывается   и совершенствуется   самоуправление   поведением.   (   толковый   словарь   С.И. Ожегова) Слайд 6. По теории   развития познавательного интереса Т.И. Щукиной           и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой педагогическая   игра   обладает   существенными   признаками   –   четко поставленной   целью   обучения,   соответствующим   ей   педагогическим результатом и характеризуется учебно­познавательной направленностью.   Слайд 7. Игровые технологии используются  для решения следующих задач: ­ активизация познавательного интереса; ­ развитие коммуникабельности; ­ создание условий для творческого самовыражения; ­ развитие памяти, внимания, мышления, воображения; ­ конструктивное общение в составе социальной группы; ­ создание позитивного психологического климата в коллективе. Слайд 8. Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.  Игра  требует  от участников  сообразительности,  внимания,  учит  выдержке, настойчивости,   любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Новизна. Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр  при изучении конкретных разделов лингвистики.  Технология опыта. Слайд 9 Игры можно классифицировать по­разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические   игры,   лексико­фразеологические,   игры   по   морфемике   и словообразованию,   синтаксические.   Такую   классификацию   предлагает   Л.В. Петрановская.  Я хочу поделиться с Вами, каким образом обучаю детей тонкостям родного языка, а тем самым развиваю интерес и любовь к предмету.    развивает   у   них   воображение, При изучении «Фонетики» с целью различения твердых и мягких  согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет». Слайд 10 Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус,   гвоздика,   роза,   ромашка,   сирень,   ландыш,   астра,     нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик) Слайд11 ответ Слайд 12 Несколько   шуточных   вопросов   потребуют   знания   алфавита.   У   учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.  ­ Из названий каких двух  букв можно приготовить пищу? ( «К»  и «Ш») ­ Названия каких  двух  букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А») ­ В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп) ­ Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья) ­ Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р») ­ Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И») Слайд13 Прочитайте   стихотворения   В.Суслова   и   отгадайте,   кто   какие   звуки   не выговаривает. Мимо сада не спеша Шли четыре малыша. ­Поигаем, что­ли в пятки? ­Луссе в мясик на плоссятке? ­ Вот пвидумав! Под  говою Вучше в вунки поигвать! «В пятки?» «В вунки?» Что такое? Ничего не разобрать? Слайд 14 (Ответ: первый малыш не выговаривает «Р», второй – шипящие звуки, а для третьего трудны «Р» и «Л».) Слайд 15 Прочитайте известную фразу «Шыр­пир ю пяпюжгы зэлэмэъгый гесрыг, фед гяг, фед гяг, зэлэмэъгый гесрыг». Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу. Слайд16 ( Все парные по глухости­ звонкости звуки заменены на свои пары, буква «Л» заменяется на  «Р», «М» на «Н»  и наоборот. Гласные А, У, О заменяются на Я, Ю, Е и наоборот.) Такие   игре   учат   мыслить,   сопоставлять,   развивают   языковое   чутье, фонематический слух. Слайд 17 Следующая группа игр –это лексические игры. При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки. Давайте и мы попробуем их отгадать: Право, я прическа – чудо. Заплести меня не худо. И на лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом.   (коса) Я и шуба длинная до пят, И в фигурном катанье меня Всякий увидеть рад. (тулуп) Я и приправа хорошая к столу И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук) Таким образом у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов. Слайд.18 Игра «Собери фразеологизмы»  Кто­то   подшутил   над   вами   и   рассыпал   на   отдельные   слова   шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.  Куда Макар телят не гонял. Гусь свинье не товарищ. У него язык без костей. Семь пятниц на неделе. Из огня да в полымя. Как в воду канул. В   результате   подобной   работы   речь   учащихся   обогащается,   расширяется кругозор.  Слайд19 «Перевертыши», или «Шифровальщики» (сточки из стихотворений, названия сказок, книг) Ваша Маша тихо смеется.­ Наша Таня громко плачет. Ты ненавидишь мою коровку. – Я люблю свою лошадку. Король под фасолью. – Принцесса на горошине. Падающий деревянный генерал.­ Стойкий оловянный солдатик. Пес без босоножек.­ Кот в сапогах. Великолепный индюк. – Гадкий утенок. Квадратик. – Колобок. Синяя бейсболка. – Красная шапочка. Солнечный принц.­ Снежная королева. Слайд 20 «Угадай­ка» (игра с подсказками) Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда). Слайд 21 Был такой  композитор…  Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист) Слайд 22 Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота) Слайд 23 Бывает   толстый   и   тонкий…   Бывает   научный   и   детский…   Есть   такой… «Крокодил» (журнал). Такие   игры   обогащают   словарный   запас,   воспитывают   стремление   к самосовершенствованию. При изучении «Морфемики» и « Словообразования» детям нравится игра  « Ромашка» Слайд 24    - З И - З А Р ДО- ОТ- ­ УЧИТЬ ВЫ- ПОД- Н А - - Е Р Е П ­ работать Образуйте и запишите однокоренные слова , прибавляя к ним приставки. Слайд 25  Игра «Третий лишний»  Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор. Желток, железо, желтый Носильщик, нос, носатый Часовщик, часть, час Печурка, печать, печка Циркуль, цирк, циркач. Слайд 26 Ребята любят шарады «Составь слово». Корень тот же , что и в слове СКАЗКА, Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК, Приставка та же, что и в слове РАСХОД. Слайд 27 Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. Слайд 28 В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень, Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав   слова,   выделять   нужные   морфемы,   различать   однокоренные   слова, лучше усваиваются способы образования слов. Слайд 29 При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В   игре   отрабатывается   умение   пользоваться   распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу. Например: 1­й ­  Я читаю книгу. 2­й – Я читаю интересную книгу. 3­й ­ – Я читаю интересную книгу по вечерам.  4­й ­ Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день. 5­й ­ Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие. Игровые технологии я использую в основном в 5­6 классах. Это связано с тем, что   5   класс   –   переходный   этап   в   жизни   детей:   из   начальной   школы   –   в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Моя задача, как учителя русского языка, в это время – сделать так, чтобы встреча   с   незнакомым   не   испугала,   не   разочаровала,   а,   наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие: уроки­игры, уроки­соревнования. Слайд 30 Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим   увлечением.   Если   урок   построен   в   форме   соревнования,   то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Использовать игровые технологии можно не только в 5­6 классах, но и на любой ступени обучения.  Я стараюсь, как можно чаще дарить детям такую радость. Когда у ребенка глазки горят и результат виден, то и работать хочется. Результативность.   Возможность   творческого   применения   другими педагогами. Слайд 31 Об   успешности   игровых   технологий   говорят   следующие   достижения учащихся: Предлагаемые методические приемы могут быть использованы   педагогами разных специализаций: логопедами, воспитателями детских садов, учителями начальных классов, педагогами коррекционных школ. Если   игра   не   ради   игры,   а   осмысленный   учителем   методический   прием обучения   грамотности,   если,   играя,   дети   обогащают   себя   знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, ­ это не потерянное время, что полностью подтверждается словами  В. Сухомлинского, вынесенными в эпиграф моего мастер­класса. Слайд 32 Слайд 33 Спасибо за внимание!

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»

Мастер-класс по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018