Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"
Оценка 4.6

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
физика +1
Взрослым
10.11.2017
Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"
Презентация мастер-класса
Кольца Н.И. Титульный лист (1).doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно­педагогический университет» факультет переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров  АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО» Работу выполнила  Кольца Надежда Ивановна, учитель физики МБОУ «Таушинская основная общеобразовательная школа» Пермь, 2017 Мастер-класс «Использование технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) с применением стратегии «Инсерт» на уроках физики». Эпиграф мастер-класса: цитаты Рене Декарта и Эдиса: “Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать” и “Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». (Приложение. Слайд 2). Цель: обсудить с коллегами эффективность применения технологии РКМЧП на уроках физики. Задачи: - отработка алгоритмов применения технологии; - формирование умения использовать приемы и методы РКМЧП для решения актуальных педагогических проблем. (Приложение. Слайд 3). Мастер-класс адресован учителям физики. Возраст детей для представленного фрагмента урока: 16-17 лет. Продолжительность: 15 минут. Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал. Применение технологии развития критического мышления актуально, т.к. использование данной технологии на уроках физики позволяет формировать: развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений; личность, готовую к сознательному выбору дальнейшей профессии; личность, умеющую адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий; личность, способную прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать; личность, сохраняющую интерес к миру природы и готовую к получению нового знания. (Приложение. Слайд 4). Технология развития критического мышления через чтение и письмо (принятая аббревиатура РКМЧП) появилась в России в середине 90-х годов и сразу же получила признание ведущих корифеев дидактики, так как стало ясно, что многие технологии нетрадиционной школы эффективны только тогда, когда у учащихся развито критическое мышление. Говоря о критичности мышления сразу возникает ассоциация с чем-то негативным, критическим отношением к чему-либо или кому-либо. Однако разработчики технологии “Развития критического мышления через чтение и письмо” американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, (Приложение. Слайд 5) создавая свою Дона Огл, технологию, в термин “критичность мышления” вкладывали иной смысл, а именно: - проявление детской любознательности, - выработку собственной точки зрения по определённому вопросу, - способность отстоять её логическими доводами, - (Приложение. Слайд 6). (Приложение. Слайды 7-12) исследовательских использование методов. Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует 3 основным стадиям урока: подготовительный – стадия вызова; собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла); присвоение информации – стадия рефлексии. (Приложение. Слайд 13). I. СТАДИЯ ВЫЗОВА На стадии вызова происходит “включение” в работу, поэтому она очень важна. Почему? Давайте вдумаемся, что происходит с учеником на этой стадии. Ученик начинает работать. Но работать не заставишь, сказав, как водится: “Открыли тетради, записали число и тему урока”. Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать лично. Поэтому начинаем урок с индивидуальной работы, желательно с письменной (не проверочной, а “для себя”, “просто так”). На доске фраза или слово, непосредственно связанное с темой урока. Просим учеников в тетради или на листке индивидуальной работы написать всё, что он знает по этому вопросу или то, что просто приходит ему в голову. Отсидеться невозможно. Ребята активизировались? Отлично! А сейчас пришло время обсудить то, что появилось в тетрадях. Важно услышать каждого, не пропустить ни одной мысли, даже если она кажется Вам абсурдной. Технология КМ предлагает следующие приёмы. Приёмы стадии вызова. Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Приём «Верите ли Вы?». Учитель просит учащихся ответить на вопросы и обосновать своё мнение. «Парная мозговая атака». Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по теме. Для данного задания устанавливается жёсткий лимит времени. Обычно 2- 3 минуты. Данный приёма помогает учащимся, для которых затруднительно высказать своё мнение перед большой аудиторией. Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Итак, при удачно проведённой стадии вызова ученик сам определяет свои знания и незнания. Как вы думаете, теперь он захочет узнать новое? Вот это и есть мотивация. (Приложение. Слайд 14). II. СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ Вторая стадия – непосредственное восприятие новой информации. Чем этот этап отличается от классического – знакомства с новым материалом на уроке? Тем, что технология использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие. Вспомните, случалось ли с вами такое: читаете книгу, слушаете собеседника – а сами думаете о своих проблемах? Что вы почерпнете из книги или из беседы? Или ничего, или очень немного. Вот именно это и происходит с большинством наших учеников. Как направить восприятие информации, а следовательно, сделать степень ее усвоения выше? Ответ прост: эффективно провести стадию вызова. Мы ведь помним, что цели знакомства с новой информацией ученики поставили себе сами, поэтому на этапе восприятия нового учитель может практически устраниться. Наша задача – только организовать процесс. Организовать процесс – это не только подобрать прием, с помощью которого можно было бы направлять восприятие новой информации, но и умело согласовать стадию вызова с той информацией, которую получат дети. Приёмы смысловой стадии. Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки: «V» – галочкой отмечается то, что известно; «-» – знаком минус помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения; «+» – знаком плюс помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным; «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно или встретилась неизвестная, спорная информация. Стратегия «Зигзаг» применяется для систематизации большого по объёму материала. Учитель разбивает текст на небольшие фрагменты для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных приёмов. На стадии осмысления класс делится на экспертные группы. Каждой группе выдаются тексты небольшого содержания. Учащиеся работают с текстом, либо выделяют главное, либо составляя опорный конспект, либо составляют кластер. По окончанию работы учащиеся создают новые группы (по одному человеку от первоначальных рабочих групп). На стадии осмыслении эксперты знакомят других членов группы со своей темой. В группе происходит обмен информацией всех членов группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление об изученной теме. Приём – дискуссия «Совместный поиск». Иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. В этом случае помогает данный прием. Проблемный вопрос для совместного поиска может подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у самих учащихся в процессе обсуждения. Когда вопрос озвучен и сформулирован, учащиеся записывают его в тетрадь, а затем в течение заданного времени обдумывают и записывают ответ. После этого начинается дискуссия. По ходу диалога желательно вести регистрационный журнал, в которой кратко фиксируется идея и автор идей. В роли регистрационного журнала может выступать и классная доска. Приём «Перекрёстная дискуссия». Технология проведения включает в себя несколько этапов: формулировка вопроса (вопрос, выносимый на перекрёстную дискуссию, должен быть проблемным, неоднозначным). Он записывается посередине страницы. Составление списка аргументов “за” и “против”. На этапе составления списка аргументов можно предложить такой алгоритм работы: когда каждый набрал определённое количество аргументов, можно обсудить их в группе или в паре. Затем идёт озвучивание аргументов: “за”, потому, что… или “против”, потому, что… Учитель следит, чтобы ребята внимательно слушали друг друга и записывали наиболее понравившиеся аргументы. Закончить урок можно индивидуальной работой. (Учащихся просят ещё раз посмотреть на таблицу и ответить на вопрос дискуссии. Ответ может быть кратким или развёрнутым, можно предложить короткое сочинение-размышление). Отдельным учащимся можно предложить схему письменной работы. Моя позиция. Краткое обоснование. Возможные возражения. Аргументы в пользу моей позиции. Заключение. В технологии РКМЧП вводится новое понятие “толстые” и “тонкие” вопросы. «Тонкие» вопросы помогают понять, как ученики поняли материал, в большинстве они не требуют развёрнутого ответа. «Толстые» вопросы – это проблемные вопросы. Данный приём может быть использован и на стадии вызова и на стадии осмыслении. “Толстые” вопросы “Тонкие” вопросы Дайте почему…? объяснения, Объясните, почему…? Кто? Что? Учитель, планируя урок, должен помнить, что на первой стадии мы делаем не вызов вообще, а вызов именно той информации, которая будет востребована во второй части урока - осмыслении. (Приложение. Слайд 15). III. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Это – логическое завершение предыдущих действий. На этом этапе происходит присвоение нового. Здесь важно выбрать определенную позицию. Чего мы хотим? Чтобы все запомнили все? Чтобы все запомнили важнейшее? Конечно, это был бы идеальный результат. Учитель, который ставит перед собой реальные цели, скажет, что важно, чтобы хоть кто-то что-то запомнил. Технология РКМЧП предлагает переставить акценты, а именно: важно, чтобы каждый запомнил ту информацию, которая для него оказалась актуальной, которая пригодится ему в дальнейшем. Ненужная, неинтересная нам информация забывается, тогда как остаются знания по тем вопросам, которые нас волнуют. Приёмы стадии рефлексии. Создание кластера. Заполнение сводной таблицы. Приём незаконченных предложений. Например, «…если бы мы не умели вычислять площадь прямоугольника, то…». Приём «белых пятен». Учащимся предлагают написать вопрос, ответ на который они сегодня не получили или термины, которые для него остались не6понятны. Полученные учителем ответы помогут спланировать следующий урок. Приём «Пятиминутное эссе»”. Этот вид письменного задания в конце урока поможет учащимся подытожить свои знания? а учителю почувствовать, что происходит в головах учеников. (Приложение. Слайд 16). ЧТО ДАЁТ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП? возможность объединить Вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информация, умение распределить информацию по степени новизны и значимости, умение обобщить полученные знания. Появляется различные дисциплины. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Вырабатывается собственная технология обучения. На уроке создаётся комфортная атмосфера сотрудничества учитель-ученик и ученик-ученик, что делает само обучение интересным и незабываемым. Традиционные способы обучения ориентированы на знания и понимание, что мешает учителю активно развивать у учащихся навыки высокого мышления. Технология РКМЧП мне нравится тем, что она учит самостоятельному поиску информации, использует ученический диалог, на уроке создаётся психологически комфортная среда, ведь на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки. На таких уроках генерируются идеи, с возможностью их реализации, ставятся вопросы для дальнейшего поиска информации, появляются темы для рефератов, исследовательских работ и проектов. Именно в такой атмосфере формируется самооценка личностных знаний и оценка своих взаимоотношений с другими людьми, и с окружающей действительностью. (Приложение. Слайд 17). Мое отношение к технологии РКМЧП: Впервые услышала о технологии лет пять назад. Был методический час, где учителя школы делились последними новостями в области дидактики. Запомнился прием «Фишбоун». В этом году на курсах поразило многообразие приемов и методов технологии. Мне понравился прием «Инсерт». Его я постараюсь применить на стадии «Осмысления». Результаты использования технологии – повышение мотивации! Цель урока: создать условия для усвоения понятий: малые тела Солнечной системы, астероиды, астероидные тела, метеоры, метеориты, кометы, карликовые планеты, пояс Койпера, облако Орта, метеороидные тела и классификации малых тел С.с Или: используя технологию развития критического мышления, обеспечить высокий мыслительный уровень, эмоциональный и творческий интерес к теме «Малые тела Солнечной системы» и усвоению понятий: малые тела Солнечной системы, астероиды, астероидные тела, метеоры, метеориты, кометы, карликовые планеты, пояс Койпера, главный пояс астероидов, облако Орта, метеороидные тела. Планируемые результаты: Личностные Создать условия для доброжелательной и самостоятельной работы в группах Метапредметные Создать условия усвоения для приема РКМ «Инсерт» главный пояс астероидов, Предметные Организовать работу по поиску информации о разновидностях малых тел С.с. Создать условия для формирования умения классифицировать малые тела С.с. через предъявление таблицы. Организовать работу по выявлению причин различия понятий: облако Оорта и пояс Койпера, метеорит и метеор, астероид и метеорит посредством ознакомления с текстом. Организовать работу с таблицей по выявлению соотношений между расположением, и размерами массой малых тел в Солнечной системе Организовать обсуждение результатов (Приложение. Слайд 18-19). Действия учителя: распределение учеников по малым группам, знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивая решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы учащихся в малых группах, помощь в определении докладчиков, ознакомление учащихся с правилами применения приема «Инсерт», организация презентации решений в малых группах и обсуждение граф таблицы, обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации, оценивание учащихся преподавателем. На стадии вызова в ходе вступительной беседы ставится вопрос: «Солнечная система – это?». На доску выписываются либо ключевые слова, либо в виде синквейна. Солнечная система планеты, солнце вращаются, обращаются, облучаются Жизнь есть на планете Земля Гость (Приложение. Слайд 20). Этап «Осмысление»: прием «Инсерт» (Приложение. Слайд 21). Работа с текстами. Инсерт – прием маркировки текста. Используется, когда обучающиеся получают в индивидуальный доступ учебные книги или тексты, в которых идет вся необходимая работа. 1 этап. Перед вами система маркировки текста: «V» – галочкой отмечается то, что известно; «-» – знаком минус помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения; «+» – знаком плюс помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным; «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно или встретилась неизвестная, спорная информация. 2 этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производится в аудитории. 3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: v + - ? 4 этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Это и есть рефлексия. Практически любой преподаватель может внедрить прием «Инсерт». Он хорош тем, что содержит все этапы урока: вызов, осмысление и рефлексию. Источники:  1.  2.  3.  4. Заир-Бек С., Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004. Муштавинская И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998  5. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма». Презентация Петровой Е.М., учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.  Ребер А. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin) Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, Аст, 2000. - 592с.  Сайт Социальная сеть работников образования  https://urok.рф/  Фестиваль педагогических идей  https :// festival  https : 1 festival.ru/articles/515316  Сайт международного журнала о развитии критического . ru/2004_2005/index.php?subject=9 мышления «Перемена» https://ct-net/ru/ct_tsp_ru

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления с применением стратегии "Инсерт" на уроках физики"

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления  с применением стратегии  "Инсерт" на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2017