Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Оценка 5

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Оценка 5
Семинары
docx
классное руководство
Взрослым
30.01.2017
Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эту проблему в школе мы решаем, через организацию исследовательской деятельности.По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эту проблему в школе мы решаем, через организацию исследовательской деятельности.
Авторская разработка методического события.docx
Пояснительная записка                                                                «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,                                                                Но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами» Немецкий философ Лессинг По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом.   Все   более   актуальным   в   образовательном   процессе   становится   использование   в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,   собирать   необходимую   информацию,   выдвигать   гипотезы,   делать   выводы   и умозаключения. Эту проблему в школе мы решаем, через организацию исследовательской деятельности.  Организуя исследовательскую  деятельность учащихся, мы придерживаемся того, что работа по развитию исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. С целью формирования исследовательских умений детей чаще используем материал уроков окружающего мира, литературного чтения, трудового обучения. Используем исследовательские методы в преподавании отдельных тем в рамках уроков русского языка и математики.   Проблемное   обучение,   которое   организуется   на   уроках,   способствует,   но   не может   в   полной   мере   помочь   детям   стать   настоящими   исследователями.   Рамки традиционного   урока,   как   правило,   ограничивают   детей   в   возможности   использовать различные   источники   при   работе   с   информацией.   Значительно   расширить   поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время. Организуя   исследовательскую   деятельность   мы   воспитываем   у   детей   интерес   к познанию   мира,   углубленному   изучению   дисциплин,   создаем   для   детей   условия, способствующие развитию исследовательской работы. Наблюдения проводимые за учащимися в ходе работы, показали, что вовлечение детей в исследовательскую   деятельность   способствует   формированию   у   учащихся   общеучебных умений и навыков, умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, умений и навыков работы с различными источниками информации. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.  Исследовательская   деятельность   ребенка   –   это   возможность   организовать самообучение,   самовоспитание   детей,   что   является  актуальным  в   современной   школе   и жизни. Цель:  обучение   участников   мастер­класса   построению   образовательного   процесса   с учетом исследовательской деятельности учащихся. Задачи:  ­ познакомить   участников мастер – класса с разнообразными формами и методами приобщения обучающихся к исследовательской деятельности; ­ поддержать  интерес участников мастер – класса к исследовательской деятельности, пополнение их творческого опыта.  ­   формировать   ситуацию   успеха,   участниками мастер – класса.   установление   контакта   между   педагогом     и Планируемый результат: 1. научатся формулировать исследовательские вопросы; 1 2. усвоят основные этапы методики исследования; 3. представлять результаты работы в разных формах.     школа                  Аудитория:  данный мастер­класс был проведён с учителями начальных классов Муниципального   общеобразовательного   бюджетного   учреждения   «Покровская   начальная общеобразовательная на методическом объединении на тему "Исследовательская деятельность, как средство развития универсальных школьников".                            Условия   проведения:  условием   для   проведения   явилось   анализ   результатов анкетирования, проведённого с педагогами, после тематической проверки по теме «Работа по развитию исследовательских умений младших школьников». Октябрьского действий младших района»   учебных           Оборудование:  доска, магниты (20 штук), раздаточный   и наглядно­иллюстративный материал, мультимедийная установка, карандаши, клей, ножницы, стикиры, маркёры, листы формата   А   –   4,   А   ­3   для   индивидуальной   работы,   презентация   к   занятию,   конверты   с раздаточным материалом, листы ватмана с изображениями.                                  Мастерская учителя. Мастер класс по теме: «Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников». Не существует сколько­нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. 1 Этапы работы Организационный момент, включающий: Цель   (для   мастера): создать   условия   для положительного настроя слушателей; Мотивировать участников продуктивной деятельности; познакомить с актуальностью   данного к     А.Н. Колмогоров. Программа мастер­класса. Содержание этапа Приветствие. Положительный настрой на деятельность. Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте поговорим! ­ Поговорим? ­ О чём? ­ О важном и о прочем: ­ О том, что хорошо и хорошо не очень ­ О чём­то знаете Вы, ­ Про что­то нам  известно. ­ Давайте поговорим, ­ Надеемся, будет интересно. Перед   началом   работы   участники   мастер­класса   получают маленькие цветочки  разного цвета , таким образом, происходит 2 опыта. Цель (для участников): получить положительный настрой и   подготовиться   к плодотворной деятельности. деление на три творческие группы для практической работы. Тема   нашего   сегодняшнего   разговора  «Исследовательская деятельность   как   средство   развития   универсальных учебных действий младших школьников». Психолого­педагогический тренинг. Хочется   начать   наш   разговор   с   вопроса:   «Что   является отличительной особенностью Стандарта второго поколения? ­ Перед Вами лежат разноцветные цветы, запишите на них свои ассоциации   (по   частям   речи,   1   группа   –   существительные,   2 группа   –   прилагательные,   3   группа   –   глаголы)   касающиеся стандартов второго поколения. (учителя пишут на цветах свои ассоциации и вывешивают на доску, каждый на свою поляну, комментируют). Мы согласны с Вами, в стандартах второго поколения наряду с предметными   выделяют   личностные   и   метапредметные результаты.  Неотъемлемой   частью   ядра   нового   стандарта являются УУД.   к     его   развитию   способствует Организация практической деятельности: ­ А что Вы понимаете под УУД? ­   Совершенно   верно,   это   система   действий   самого   ребёнка, которая и самосовершенствованию. ­   Так   каким   же   должен   быть   ученик   начальной   школы   в соответствии с требованиям ФГОС? ­ Перед Вами портреты выпускников начальной школы, но к сожалению,   они   безликие,   и   в   конце   нашей   встречи   мы попробуем с Вами наполнить эти портреты жизнью.  ­ Как же органично встроить УУД в образовательный процесс? Чтобы  ответить  на  этот  вопрос   нам   с  Вами   надо   выполнить практическую работу. Практическая работа №1. Коллеги! Вам предложены для рассмотрения следующие виды заданий, которые помогут сформировать у учащихся УУД. (работают на больших цветах, состоящих из частей) 1 группа – выбирает познавательные УД. 2 группа – выбирает регулятивные УД. 3 группа – выбирает коммуникативные УД. Каждая   группа   представляет   свои   варианты   ответов (составляя цветок на доске, получается 3 цветка). ­ Посмотрите, какой букет мы составили. Цветы – это наши дети. А дети рождаются на свет как чистые листы бумаги, на которых   следует   написать   путём   воспитания,   какими   они должны стать. ­   И   наша   задача   «Научить   учиться!»   посредством   развития УУД. Способности   формируются   в   деятельности   и   в   ней   же 3 2 с Теоретическая часть. Презентация опыта. Цель (для мастера): Познакомить   мастер­ участников класса   с   задачами педагогической деятельности; основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности; рассказать   о   наиболее удачных формах, методах и приёмах. Цель (для участников): познакомиться и увидеть эффективность приёмов,   методов, форм   работы   для развития исследовательской деятельности   младших школьников, систематизировать материал.       проявляются.   Важным   элементом   формирования   УУД обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования является   включение   младших   школьников   в   активную познавательную, исследовательскую деятельность. (скрепляем цветы лентой с надписью «Исследовательская деятельность».) Уже не первый год исследовательская деятельность является одним из направлений в работе нашей школы. ­  Взяв   за   основу   методику   Савенкова   А.И.,   мы   внесли некоторые коррективы и придерживаемся следующих этапов. При этом обращаем ваше внимание на ряд трудностей, которые могут   возникнуть   при   организации   и   проведении исследовательской деятельности учеников начальной школы.       Деятельность педагога и учащихся на каждом этапе работы над проектом представляем следующей таблицей: Этапы работы над проектом 1этап: инициирующий 2 этап: основополагающий 3 этап: прагматический Деятельность учителя Формулирует проблему, ситуацию, задачи.   цель,   в роли, с   Предлагает организовать группы, распределить группах спланировать деятельность. Знакомит   различными формами презентации результатов. Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов. 4 этап: заключительный Обобщает результаты, Деятельность в учащихся   Вживаются ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач Анализируют проблему, разбиваются   на группы, распределяют роли,   планируют работу,   выбирают форму презентации результатов. Работают самостоятельно   и сообща, консультируются, собирают информацию, добывают недостающие знания, презентацию результатов. Защищают проект, проводят   готовят 4 5 этап: итоговый подводит   итоги, оценивает   умения обосновывать   своё мнение, работать в группе   на   общий результат. Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. рефлексию деятельности, дают   оценку   её результативности. Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.   этап – прагматический   Определить   лидеров   групп. I    этап ­ инициирующий  –  На этом этапе очень  важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка. II    этап – основополагающий Цель   этапа:   умело   поделить   класс   на   группы   по   4­5 человек.  Правильно спланировать поисково­исследовательские операции. III  На   этом этапе необходимо  помочь  детям найти все пути, ведущие к достижению цели.  IV    этап – заключительный Сложность  этапа  заключается  в  умении  обосновывать  своё мнение,   анализе   полученной   информации,   в   обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.   этап – итоговый  VI  На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для   каждого   ученика,   чтобы   ребёнок   был   удовлетворён результатами своей работы. Невозможно   с   1   класса   организовать   самостоятельную исследовательскую   деятельность   ребёнка   в   полной   мере, поэтому мы выделила три уровня сложности:    первый:  педагог   сам   ставит   проблему   и   намечает пути   решения,   само   же   решение   предстоит   найти ученику (1 класс); второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения,   а   также   само   решение   ученику   предстоит найти самостоятельно (середина 2 класса, 3 класс); третий   (высший):  ученики   сами   ставят   проблему, ищут   пути   её   решения   и   находят   само   решение   (4  5 класс). Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий. При организации исследования школьников на уроках и во   внеурочной   деятельности   мы   используем   современные образовательные   технологии,   включая   в   них   наиболее эффективные   формы   урока,   на   которых   пользуемся различными педагогическими приёмами на различных этапах урочной   и   внеурочной   деятельности   для   реализации формирования исследовательских компетенций. Это   приём   «Ассоциация»,   «Кластер»,   «Синквэйн»   и другие (некоторые можно раскрыть). Результаты работы: За   3   года   учащимися   нашей   школы   были   подготовлены   к защите более 150 проектов на различные темы.  Ежегодно   96   %   учеников   нашей   школы   принимают участие во Всероссийском   фестивале исследовательских и творческих   работ   учащихся   «Портфолио»   проводимым Издательским домом «Первое сентября» г. Москвы.  Одним   из   вариантов   показателей   эффективности исследовательской   деятельности   младших   школьников являются   результаты   выступлений   учащихся   на конференциях,   турнирах   и   других образовательных инициативах различного уровня.    конкурсах,             Как мы успели заметить, данная технология не теряет   своей   значимости   в   условиях   стандарта   нового поколения,   а   наоборот   приобретает   ещё   большую актуальность.             Считаем, что учитель сам, прежде всего, должен быть   исследователем.   Поэтому   учителя   нашей   школы активно  участвуют   в различных  педагогических  конкурсах, семинарах,   конференциях   (очно   и   заочно),  повышают   свою квалификацию через различные курсы.    А   сейчас   мы   предлагаем   Вам   немного   потрудиться   и   поработать в группах. Согласны? Практическая работа № 2. 1   группа  –   в   соответствии   с   этапами   исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Здоровое питание – здоровая   нация»  и  выделит   группу  тех  УУД,   которые 6 3 Практическая часть. Имитационная игра. Цель (для мастера): Мотивировать участников плодотворную работу. Цель (для участников): Активно   включиться   в на процесс   практической работы. формируются   у   учащихся   в   процессе   работы   над   проектом. Опираясь   на   методику  доктора   педагогических   наук Савенкова А.И. 2   группа  ­   в   соответствии   с   этапами   исследовательской деятельности   подготовит   проект   на   тему:  «Твоя   одежда»  и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в   процессе   работы   над   проектом.       Опираясь   на   методику доктора педагогических наук Савенкова А.И. 3   группа  ­   в   соответствии   с   этапами   исследовательской деятельности   подготовит   проект   на   тему:  «Путешествие   в страну   Словарей»  и  выделит  группу  тех  УУД,   которые формируются   у   учащихся   в   процессе   работы   над   проектом. Опираясь   на   методику  доктора   педагогических   наук Савенкова А.И. Защита. (,1,   2   и   3   группы   представляют   свои   проекты   и акцентируют   внимание   на   том,   какие   УУД   можно формировать при проведении исследовательской работы) 4 Рефлексия. Цель: проанализировать данное занятие 5 Подведение итогов.   активным,   быть   любознательным, ­   Коллеги,   какие   же   качества   личности,   по­вашему, являются важными для того, чтобы ребёнок в начальной школе был успешным, хотел и умел учиться?  (Ответы   учителей)   ­  Обобщая   ваши   ответы,   вернёмся   к портрету выпускника начальной школы.       Коллеги, посмотрите, как его определяет Стандарт нового поколения.   Выпускник начальной школы должен любить свой народ, свой край, свою Родину, уважать и принимать ценности семьи,   готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.   А будет ли он таким, зависит, прежде всего, от Учителя, от нас с вами!!!!!! ­ Но при этом, какие бы изменения не проводились в системе образования, самое главное, чтобы они не навредили ребёнку. (изменить портрет учеников). ­ Наш мастер­класс состоялся!  ­   Нам   хочется   услышать   ваше   мнение   о   нашей   совместной работе. Продолжите фразу…  ­ «Я узнала, что….» ­ «Мне было ….» ­ «Я была не согласна …..» ­ «В своей работе я ……..» ­ «Сегодня для меня было новым, то что ….». (участники мастер­класса получают памятные сувениры).    ­ Спасибо за внимание. Список литературы 7 1. Бойкова   И.Н.   Организация   исследовательской   деятельности   младших   школьников.   // Начальная школа плюс до и после. 2009.  № 11. С. 37­40 1. 6. Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, № 3, 2009, Изд­во «Просвещение» 2. 8.   Воронцов   А.Б.   Проектная   задача   как   прообраз   проектной   деятельности   в   начальной школе. // Начальная школа. Всё для учителя!  2012. №3. С. 6­7 3. 15.   Долян   Е.И.   Исследовательская   деятельность   младших   школьников   как   средство   их интеллектуально­творческого развития. // Начальная школа плюс до и после.  2009. № 11. С. 33­37. 4. 24.   Козина   Е.В.   Организация   тематического   обучения   и   проектной   деятельности   в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой.  2012.  № 1. С. 42­49 5. 25.   Костюкова   А.А.   Методический   инструментарий   по   организации   проектно­ исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа. Всё для учителя! 2012.  № 3. С. 8­13 6. 29. Леонтович А.В. Организационно­содержательные проблемы развития исследовательской деятельности   учащихся.   //   Исследовательская   деятельность   учащихся   в   современном образовательном пространстве / Под общей редакцией А.С. Обухова.   М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 112­116 7. 37. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. // М., Ось­ 89, 2006. 218 с. 8. 38.   Саранюк   О.Ю.   Исследовательская   деятельность   младших   школьников.   //   Волгоград   : Учитель, 2009.  138 с. 8

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».

Мастер класс по теме:«Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017