Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"
Оценка 4.8

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература
9 кл—11 кл +1
19.01.2018
Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"
Цель МК: показать приемы РКМЧП, используемые на занятиях по литературе в разрезе некоторых тем. Актуальность: повышение интереса студентов-первокурсников к русской классике, развитие активности на занятиях. Структура статьи: 1. Принципы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо. 2. Методические приемы технологии РКМЧП. 3. Примеры применения приемов РКМЧП на конкретных этапах урока.
мастер класс для омо.docx
Мастер­класс Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме Суслова Ирина Евгеньевна,  КОГПОБУ «НТМСХ» г. Нолинск [email protected] РКМЧП была разработана в США в сердине 1990­х преподавателями (Дженни Д.  Стилл., Кертис С.Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер). Цель МК:  показать приемы РКМЧП, используемые на занятиях по литературе в разрезе некоторых тем. Актуальность:  повышение интереса студентов­первокурсников  к русской классике, развитие активности на  занятиях. Структура статьи:  1. Принципы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо. 2. Методические приемы технологии РКМЧП. 3. Примеры применения приемов РКМЧП на конкретных этапах урока. В качестве инструмента для организации активного обучения очень интересна технология развития критического мышлении через чтение и письмо. Она позволяет активизировать   познавательную   и   мыслительную   деятельность   студентов, использовать дифференцированный подход к изучению предмета, повышать интерес к   изучаемому   материалу,     развивать   творческие   способности   учащихся, нравственный и духовный потенциал личности ребёнка.   Критически мыслящий человек имеет высокий уровень осмысленности  обучения. Мы должны научить детей: 1. Мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией. 2. Создавать собственные творческие работы. 3. Взаимодействовать с окружающим миром. 4. Общению и сотрудничеству с другими людьми. Давайте вспомним, на чем основывается данная технология? В основе данной технологии лежат:  базовая трехфазная модель;  набор методических приёмов, стратегий;   создание условий, способствующих развитию КМ; следование   определённым   коммуникативным   и   поведенческим   условиям: уважение к личности ребёнка, принятие разных точек зрения;   учёт индивидуального стиля учебной деятельности;  готовность   идти   на   оправданный   риск;   соблюдение   правила   трёх   «не»:   не поправлять, не критиковать, не морализировать. Технологические этапы урока: 1 фаза –  Вызов (пробуждение уже имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) 2   фаза   –   Осмысление   содержания   (получение   новой   информации,   собственное понимание). 3 фаза – Рефлексия (осмысление, рождение нового знания). На методическом уровне технология представляет собой систему приемов и стратегий,  объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо   от   конкретного   содержания.   В   нашей   практике,   конечно,   нет необходимости строить абсолютно каждый урок по этой технологии, но пользоваться ее приемами на различных этапах урока иногда хочется. Умение вырабатывать свое мнение и строить умозаключения и логические цепи доказательств помогает в работе над сочинениями и сообщениями. СТАДИЯ ВЫЗОВА СТРАТЕГИИ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ 1. Банк предложений (корзина идей) 2. Кластер 3. Таблицы знаю/хочу узнать/узнал до и после (заполняется первая часть) 4. Стратегии вопросительные слова толстый и тонкий вопрос     Стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изученной теме. Фиксировать и систематизировать полученную информацию Учителю важно воздержаться от оценок вслух. ФУНКЦИИ Мотивационная (побуждение к новой работе с новой информацией, побуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) ФУНКЦИИ Информационная – получение новой информации Систематизационная – классификация полученной информации по категориям знания СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ 1. Чтение с остановками 2. Метод «Зигзаг» (взаимообучение) 3. Инсерт­значки по ходу чтения 4. Метод «Фишбон» 5. Где? Когда? Как? 6. Бортовой журнал 7. Дискуссии 8. Шкала нравственного выбора РОЛЬ УЧИТЕЛЯ Если учитель сам является источником информации, то его задача состоит в ясном и привлекательном её изложении. Если ученики работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом учитель предлагает ФУНКЦИИ РЕФЛЕКСИЯ СТРАТЕГИИ Коммуникационная ­  обмен мнениями о новой 1.Дополнение кластеров новыми понятиями различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ Задаёт вопросы: Что не выяснили, но хотели информации Информационная ­ 2. Синквейн (пять строчек по правилам) приобретение нового знания Мотивационная ­ 3. «Банк предложений» 4. Сравнение цитат побуждение к дальнейшему расширению информационного поля Оценочная ­ соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса 5. Детализация 6. Визуализация 7. Пятиминутное эссе, десятиминутное сочинение 8. Рассказ по таблице 9. Почему именно на этом остановилось моё внимание 10. Ромашка Блума бы узнать? Почему это важно? Почему вы так думаете? После подробного обсуждения ключевых вопросов, просит добавить новое к информации, уже записанной в начале урока. Побуждает учащихся к постановке вопросов высокого порядка. Оценивает работы учащихся. Каждый учитель (преподаватель) в своей практике может использовать приемы данной  технологии  в  том   наборе,  который  считает   наиболее   целесообразным   для достижения поставленных задач. В данной статье собраны лишь некоторые примеры их практического использования.  1. Стадия вызова 1 вариант Банк предложений (корзина идей) – мозговой штурм ­ … Просмотр отрывка из фильма Бориса Барнета «Аленка» с Шукшиным  в главной роли (по одноименной повести Сергея Антонова).  Предположим тему урока: ­ Кто? Где жил? Чем занимался? ­ Что вы о нем знаете? Объединение сведений, составление кластера. 2 вариант: 5 утверждений о Шукшине: правда – неправда ­ не уверен.  1. Василий Шукшин родился на Алтае. 2. Шукшин – известный актер и режиссер. 3. В молодости Шукшин работал в школе учителем. 4. Шукшин писал сценарии к фильмам. 5. Во многих фильмах Шукшин снимал свою жену.   Дополнительные варианты:  Можно так же работать с фото. Например, В. Маяковский (вопросы: Кто?  Где? Что делает? Что о нем знаете?...) Работа с иллюстрацией, даже с карикатурой, например:  ­ Кто изображен на рисунке? ­ Почему у него так много книг? ­ Что в кармане и зачем? ­ Под мышками что держит? ­ Почему поза именно такая?... Работа с музыкальным произведением:  А. Розенбаум «Казачья» ­ Что можно узнать о казаках по песне? ­ Что вы знаете о казаках? ­ Какие писатели обращались в своих произведениях к теме казачества? ­ Какое отношение данная песня может иметь к теме урока? 2. Стадия осмысления ИНСЕРТ  ­ Раздать текст о Шукшине. Читаем с пометами:  Значки: ­ это я знал; + ­ новая информация; ­ ­ противоречит моим представлениям; ? ­ информация непонятна или недостаточна. Затем ­ работа с кластерами, корректировка сведений. Биография Шукшина Шукшин   Василий   Макарович   (1929   –   1974)   –   советский   писатель,   сценарист, кинорежиссёр,   актер,   лауреат   Ленинской   премии,   Заслуженный   деятель   искусств РСФСР. В.   М.   Шукшин   родился   25   июля   1929   года   в   селе   Сростки   Алтайского   края   в крестьянской   семье.   Окончив   в   1943   г.   семилетку,   будущий   режиссер   поступил   в автомобильный   техникум   в   Бийске.   Работал   в   колхозе,   затем   слесарем.   Служил   в военно­морском   флоте.   В   это   время   создает   свои   первые   рассказы,   делится   ими   с сослуживцами. В 1953 Василий Макарович возвращается в родное село Сростки, сдает экстерном аттестат зрелости и устраивается учителем русского языка в местную школу. В  1954 году  Шукшин   поступил  во  ВГИК на  режиссерское  отделение.  Свою  первую небольшую   роль   Василий   Макарович   сыграл   в   1956   году   в   фильме   С. Герасимова «Тихий Дон». В 1958 году получает главную роль в фильме «Два Федора». В этом же году был впервые опубликован рассказ писателя «Двое на телеге» в журнале «Смена».   Затем   в   журнале   «Новый   мир»   вышли   рассказы   «Классный   водитель», «Гринька Малюгин» и первая книга писателя «Сельские жители». В 1964 году был закончен первый полнометражный фильм Шукшина – «Живет такой парень». В 1973 году опубликован сборник писателя «Характеры». В 1974 году вышел на экраны один   из   самых   известных   фильмов   Шукшина   –   «Калина   красная».   На   Всесоюзном фестивале   кинолента   получила   первую   премию.   Умер   Василий   Шукшин   во   время съемок фильма «Они сражались за родину», 2 октября 1974 года. Изработался.  За свою краткую биографию Шукшин был трижды женат. Общественности известна его 3­я жена  ­ Лидия Федосеева, актриса. У них родилось две дочери – Мария и Ольга. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ. Рассказ Шукшина «Обида».  ­ Выясняем, о чем может быть рассказ. ­ Вспоминаем случаи из собственного опыта обиды. ­ Есть ли модели поведения обиженного человека?.... Затем рассказ читаем по частям, анализируя поведение героев, авторскую оценку событий, делая социальные и исторические комментарии. ******* Сашку Ермолаева обидели. Ну, обидели и обидели — случается. Никто не призывает бессловесно сносить обиды, но сразу из­за этого переоценивать все ценности человеческие, ставить на попа самый смысл жизни — это тоже,  знаете… роскошь. Себе дороже, как говорят. Благоразумие — вещь не из рыцарского сундука, зато  безопасно. Да­с. Можете не соглашаться, можете снисходительно улыбнуться, можете даже  улыбнуться презрительно… Валяйте. Когда намашетесь театральными мечами, когда вас отовсюду  с треском выставят, когда вас охватит отчаяние, приходите к нам, благоразумным, чай пить. Назовите главного героя. Предположите, кто он? Какую реакцию на обиду предлагает автор? Причем здесь рыцари? Что значит «намашетесь театральными мечами»? Но — к делу. Что случилось? В субботу утром Сашка собрал пустые бутылки из­под молока, сказал: «Маша, пойдешь со мной?»  — дочери. — Куда? Гагазинчик? — обрадовалась маленькая девочка. — В магазинчик. Молочка купим. А то мамка ругается, что мы в магазин не ходим, пойдем сходим. — В кои­то веки! — сказала озабоченная «мамка». — Посмотрите там ещё рыбу — нототению.  Если есть, возьмите с полкило. — Это дорогая­то? — Ничего, возьми, — я ребятишкам поджарю. И Сашка с Машей пошли в «гагазинчик». Взяли молока, взяли масла, пошли смотреть рыбу нототению. Пришли в рыбный отдел, а там, за  прилавком — тётя. Тётя была хмурая — не выспалась, что ли. И почему­то ей, тёте, показалось, что это стоит перед  ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош. Она спросила  строго, зло: —Ну, как — ничего? — Что «ничего»? — не понял Сашка. — Помнишь вчерашнее­то? Сашка удивленно смотрел на тётю… — Чего глядишь? Глядит! Ничего не было, да? Глядит, как Исусик… Почему­то Сашка особенно оскорбился за этого «Исусика». Чёрт возьми совсем, где­то ты,  Александр Иванович, уважаемый человек, а тут… Но он даже не успел и подумать­то так — обида  толкнулась в грудь, как кулаком дали. — Слушайте, — сказал Сашка, чувствуя, как у него сводит челюсть от обиды. — Вы, наверно, сами с похмелья?.. Что вчера было? Теперь обиделась тётя. Она засмеялась презрительно: — Забыл? — Что я забыл? Я вчера на работе был! — Да? И сколько плотют за такую работу? На работе он был! Да ещё стоит рот разевает: «С  похмелья!» Сам не проспался ещё. Сашку затрясло. Может, оттого он так остро почувствовал в то утро обиду, что последнее время  наладился жить хорошо, мирно, забыл даже когда и выпивал… И оттого ещё, что держал в руке  маленькую родную руку дочери… Это при дочери его так! Но он не знал, что делать. Тут бы  пожать плечами, повернуться и уйти к чёрту. Тётя­то уж больно того — несгибаемая. Может, она и поняла, что обозналась, но не станет же она, в самом деле, извиняться перед кем попало. С какой  стати? Где происходят действия? Как изображается продавщица? Как ведет себя Сашка? Предположите, что будет дальше? — Где у вас директор? — самое сильное, что пришло Сашке на ум. — На месте, — спокойно сказала тётя. — Где на месте­то? Где его место? — Где положено, там и место. Для чего тебе директор­то? «Где директор»! Только и делов  директору — с вами разговаривать! — тётя повысила голос, приглашая к скандалу других  продавщиц и покупателей, которые постарше. — Директора ему подайте! Директор на работу  пришёл, а не с вами объясняться. Нет, видите ли, дайте ему директора! — Что там, Роза? — спросили тётю другие продавщицы. — Да вот директора — стоит требует!.. Вынь да положь директора! Фон­барон. Пьянчуги. Сашка пошёл сам искать директора. — Какая тётя… похая, — сказала Маша. — Она не плохая, она… — Сашка не стал при ребенке говорить, какая тётя. Лицо его горело, точно ему ни за что ни про что — при всех! — надавали пощёчин. В служебном проходе ему загородил было дорогу парень­мясник. — Чего ты волну­то поднял? Но ему­то Сашка нашёл, что сказать. И, видно, в глазах у Сашки стояло серьёзное чувство —  парень отшагнул в сторону. — Я не директор, — сказала другая тётя, в кабинете. — Я — завотделом. А в чём дело? — Понимаете, — начал Сашка, — стоит… и начинает — ни с того ни с сего… За что? — Вы спокойнее, спокойнее, — посоветовала завотделом. — Я вчера весь день был на работе… Я даже в магазине­то не был! А она начинает: я, мол, чего­то  такое натворил у вас в магазине. Я и в магазине­то не был! — Кто говорит? — В рыбном отделе стоит. — Ну, и что она? — Ну, говорит, что я что­то такое вчера натворил в магазине. Я вчера и в магазине­то не был. — Так что же вы волнуетесь, если не вы натворили? Не вы и не вы — и всё. — Она же хамить начала! Она же обзывается!.. — Как обзывается? — Исусик, говорит. Завотделом засмеялась. У Сашки опять свело челюсть. У него затряслись губы. — Ну, пойдёмте, пойдёмте… что там такое — выясним, — сказала завотделом. И завотделом, а за ней Сашка — появились в рыбном отделе. — Роза, что тут такое? — негромко спросила завотделом. Роза тоже негромко — так говорят врачи между собой при больном — о больном же, ещё на суде  так говорят и в милиции — вроде между собой, но нисколько не смущаются, если тот, о ком  говорят, слышит, — Роза негромко пояснила: — Напился вчера, наскандалил, а сегодня я напомнила — сделал вид, что забыл. Да ещё  возмущённый вид сделал!.. Сашку опять затрясло. Он, как этот… и трясся всё утро, и трясся. Нервное желе, ёлки зелёные. А  затрясло его опять потому, что завотделом слушала Розу и слегка — понимающе — кивала  головой. И Роза тоже говорила не зло, а как говорят про дела известные, понятные, случающиеся  тут чуть не каждый день. И они вдвоём понимали, хоть они не смотрели на Сашку, что Сашке, как  всякому на его месте, ничего другого и не остаётся, кроме как «делать возмущённый вид». Сашку затрясло, но он собрал все силы и хотел быть спокойным. — А при чём здесь этот ваш говорок­то? — спросил он. Завотделом и Роза не посмотрели на него. Разговаривали. — А что сделал­то? — Ну, выпил — не хватило. Пришёл опять. А время вышло. Он — требовать… — Звонили? — Любка пошла звонить, а он, хоть и пьяный, а сообразил — ушёл. Обзывал нас тут всяко… — Слушайте! — вмешался опять в их разговор Сашка. — Да не был я вчера в магазине! Не был! Вы понимаете? Роза и завотделом посмотрели на него. — Не был я вчера в магазине, вы можете это понять?! Я же вам русским языком говорю: я вчера в  этом магазине не был! Роза с завотделом смотрели на него, молчали. — А вы начинаете тут!.. Да ещё этот разговорчик — стоят, вроде им всё понятно. А я и в магазине­ то не был! А между тем сзади образовалась уже очередь. И стали раздаваться голоса: — Да хватит там: был, не был! — Отпускайте! — Но как же так? — повернулся Сашка к очереди. — Я вчера и в магазине­то не был, а они мне  какой­то скандал приписывают! Вы­то что?! Тут выступил один пожилой, в плаще. — Хватит, — не был он в магазине! Вас тут каждый вечер — не пробьёшься. Соображают стоят.  Раз говорят, значит, был. — Что вы, они вечерами никуда не ходят! — заговорили в очереди. — Они газеты читают. — Стоит — возмущается! Это на вас надо возмущаться. На вас надо возмущаться­то. — Да вы что? — попытался было ещё сказать Сашка, но понял, что — бесполезно. Глупо. Эту  стенку из людей ему не пройти. — Работайте, — сказали Розе из очереди. — Работайте спокойно, не обращайте внимания на  всяких тут… Сашка пошёл к выходу. Покупатель в плаще послал ему в спину последнее: — Водка начинает продаваться в десять часов! Рано пришёл! Сашка вышел на улицу, остановился, закурил. — Какие дяди похие, — сказала Маша. — Да, дяди… тёти… — пробормотал Сашка. — Мгм… — он думал, что бы сделать? Как  поступить? Оставлять всё в таком положении он не хотел. Не мог просто. Его опять трясло. Прямо  трясун какой­то! Как описывает Шукшин психологическое состояние героя? Почему завотделом и продавщица не понимают Сашку? Как ведет себя дочка героя? Почему она (дочка) повторяет одни и те же слова?(Какие) Как бы вы поступили на месте Сашки? Охарактеризуйте реакцию очереди. А что будет дальше? Он решил дождаться этого, в плаще. Поговорить. Как же так? С какой стати он выскочил таким  подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодить продавцу, чиновнику, хамоватому  начальству?! Угодить во что бы то ни стало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Никто же нам их  не завёз, не забросил на парашютах. Сами! Пора же им и укорот сделать. Они же уже меры не  знают… Так примерно думал Сашка. И тут вышел этот, в плаще. — Слушайте, — двинулся к нему Сашка, — хочу поговорить с вами… Плащ остановился, недобро уставился на Сашку. — О чём нам говорить? — Почему вы выскочили заступаться за продавцов? Я правда не был вчера в магазине… — Иди, проспись сперва! Понял? Он будет ещё останавливать… «Поговорить». Я те поговорю!  Поговоришь у меня в другом месте! — Ты что, взбесился? — Это ты у меня взбесишься! Счас ты у меня взбесишься, счас… Я те поговорю, подворотня  чёртова! Плащ прошуршал опять в магазин — к телефону, как понял Сашка. Заговор какой­то! Сашка даже слегка успокоился. И решил не ждать милиции. Ну её… Один,  может, и дождался бы — интересно даже: чем бы всё это кончилось? Они пошли с Машей домой. Дорогой Сашка всё изумлялся про себя, всё не мог никак понять: что  такое творится с людьми? Девочка опять залопотала на своём маленьком, смешном языке. Сашку вдруг изумило и то, что она, крохотуля, почему­то смолкала, когда он объяснялся с дядями и тётями, а начинала говорить лишь после того и говорила, что дяди и тёти — «похие», потому что нехорошо говорят с папой. Сашка  взял девочку на руки, прижал к груди. Что­то вдруг аж слеза навернулась. — Кроха ты моя… Неужели ты всё понимаешь? Дома Сашка хотел было рассказать жене Вере, как его в магазине… Но тут же и расхотелось… — А что, что случилось­то? — Да, ладно, ну их. Нахамили, и всё. Что — редкость диковинная? Но зато он задумался о том человеке в плаще. Ведь — мужик, долго жил… И что осталось от  мужика: трусливый подхалим, сразу бежать к телефону — милицию звать. Как же он жил? Что  делал в жизни? Может, он даже и не догадывается, что угодничать — никогда, нигде, никак —  нехорошо, скверно. Но как же уж так надо прожить, чтобы не знать этого? А правда, как он жил?  Что делал? Сашка часто видел этого человека, он из девятиэтажной башни напротив… Сходить?  Спросить у кого­нибудь, из какой он квартиры, его, наверно, знают… «Схожу! — решил Сашка. — Поговорю с человеком. Объясню, что правда же эта дура обозналась  — не был я вчера в магазине, зря он так — не разобравшись, полез вступаться… Вообще поговорю.  Может, он одинокий какой». — Пойду сигарет возьму, — сказал жене Сашка. — Ты только из магазина! — Забыл. — Посмотри, может, мясо ничего? Если плохое, не бери — для ребятишек. Не могу ничего  придумать. Надоела эта каша. Посмотри, может, чего увидишь. — Ладно. Почему Сашка пошел к человеку в плаще? Почему герой назван «Плащ»? Почему не рассказал о случае жене? Зачем автор вводит в текст разговоры о еде? …Один парнишка узнал по описанию: — Из тридцать шестой, Чукалов. — Он один живёт? — Почему? Там бабка тоже живёт. А что? — Ничего. Мне надо к нему. Дверь открыл сам хозяин — тот самый человек, кого и надо было Сашке. Чукалов его фамилия. — Не пугайтесь, пожалуйста, — сразу заговорил Сашка, — я хочу объяснить вам… — Игорь! — громко позвал Чукалов. Он не испугался, нет, он с каким­то непонятным удовлетворением смотрел на гостя — упёрся  тёмными, слегка выпуклыми глазами и был явно доволен. Ждал. — Я хочу объяснить… — Счас объяснишь. Игорек! — Что там? — спросили из глубины квартиры. Мужчина спросил. Сашка невольно глянул на вешалку и при этом пошевелился… Чукалов — то ли решил, что Сашка  хочет уйти, — вдруг цепко, неожиданно сильной рукой схватил его за рукав. И тёмные глаза его  близко вспыхнули злостью и скорой, радостно­скорой расправой. Сашка настолько удивился всему, что не стал вырываться, только пошевелил рукой, чтоб высвободить кожу, которую Чукалов  больно защемил с рукавом рубашки. — Игорь! — Что? — вышел Игорь, наверно, сын, тоже с тёмными, чуть влажными глазами. Здоровый,  разгорячённый завтраком, важный. — Вот этот человек нахамил мне в магазине… Хотел избить, — Чукалов всё держал Сашку за  рукав, а обращался к сыну. Игорь уставился на Сашку. — Да вы пустите меня, я ж не бегу, — попросил Сашка. И улыбнулся. — Я ж сам пришёл. — Пусти его, — велел Игорь. И вопросительно, пытливо, оценивающе, надо думать, смотрел на  Сашку. Чукалов отпустил Сашкин рукав. — Понимаете, в чём дело, — как можно спокойнее, интеллигентнее заговорил Сашка, потирая  руку. — Нахамили­то мне, а ваш отец… — А мой отец подвернулся под горячую руку. Так? — Да почему? — Специально дожидался меня у магазина… — подсказал старший Чукалов. — Мне было интересно узнать, почему вы… подхалимничаете? Дальше Сашка двигался рывками, быстро. Игорь сгрёб его за грудки — этого Сашка никак не  ждал, — раза два пристукнул головой об дверь, потом открыл её, протащил по площадке и сильно  пустил вниз по лестнице. Сашка чудом удержался на ногах — схватился за перила. Наверху громко хлопнула дверь. Сашка как будто выпал из вихря, который приподнял его, крутанул и шлёпнул на землю. Всё  случилось скоро. И так же скоро, ясно заработала голова. Какое­то короткое время постоял он на  лестнице… И быстро пошёл вниз, побежал. В прихожей у него лежит хороший молоток. Надо опять позвонить — если откроет пожилой, успеть оттолкнуть его и пройти… Если откроет Игорёк, ещё  лучше — проще. Вот, довозмущался! Теперь бегай — унимай душу. Раньше бы ушёл из магазина,  ничего бы и не было. Если откроет сам Игорь, надо левым коленом сразу шире распахнуть дверь и  подставить ногу на упор: иначе он успеет толкнуть дверь оттуда, и удара не выйдет. Не удар будет,  а мазня. Ах, славнецкий был спуск с лестницы!.. Умеет этот Игорёк, умеет… тварь поганая.  Деловой человек, хорошо кормленный. Объясните мотивы поступков Чукалова, его сына. Как ведет себя Сашка? Как меняется его настроение? Мысли? Ваши впечатления от рассказа? Что же надо сделать, чтобы тебя поняли? Предположите, чем закончится рассказ. …Дерево предсказаний Едва только Сашка выбежал из подъезда, увидел: по двору, из магазина, летит его Вера, жена —  простоволосая, насмерть чем­то перепуганная. У Сашки подкосились ноги: он решил, что что­то  случилось с детьми — с Машей или с другой маленькой, которая только­только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испуга крикнуть… Остановился. Вера сама увидела его, подбежала. — Ты что? — спросила она заполошно. — Что? — Ты опять захотел?! Тебе опять неймётся?! Чего ты затеваешь, с кем поругался? — Ты чего? — Какие дяди? Мне Маша сказала какие­то дяди. Какие дяди? Ты откуда идешь­то? Чего ты такой весь? — Какой? — Не притворяйся, Сашка, не притворяйся — я тебя знаю. Опять на тебе лица нету. Что  случилось­то? С кем поругался? — Да ни с кем я не ругался!.. — Не ври! Ты сказал, в магазин пойдёшь… Где ты был? Сашка молчал. Теперь, пожалуй, ничего не выйдет. Он долго стоял, смотрел вниз — ждал: пройдёт  само собой то, что вскипело в груди, или надо — через всё — проломиться с молотком к Игорю?.. — Сашка, милый, пойдём домой, пойдём домой, ради бога, — взмолилась Вера, видно, чутьём  угадавшая, что творится в душе мужа. — Пойдём домой, там малышки ждут… Я их одних бросила. Плюнь, не заводись, не надо. Сашенька, родной мой, ты о нас­то подумай, — Вера взяла мужа за  руку: — Неужели тебе нас­то не жалко? У Сашки навернулись на глаза слёзы… Он нахмурился. Сердито кашлянул. Достал пачку сигарет,  вытащил дрожащими пальцами одну, закурил. — Вон руки­то ходуном ходют. Пойдём. Сашка лёгким движением высвободил руку… И покорно пошёл домой. Эх­х… Трясуны мы, трясуны! Смирился ли Сашка с несправедливостью? Как он будет поступать в дальнейшем в подобных случаях? Каково впечатление от рассказа? Какую проблему поднимает автор? (бессилия?а есть ли смысл искать правду?) Метод «Фишбон» может применяться на различных этапах урока для анализа,  установления причинно­следственных связей. Например, изучая творчество  И.Бунина, мы знакомимся с рассказом «Легкое дыхание». В центре рассказа  смерть юной девушки­гимназистки Оли Мещерской.  причины На  кладбищ е могила юной  гимнази стки проблема вывод аргументы 1. Причины: Была ветреной, взрослые не контролировали, не задумывалась о  своих поступках и их последствиях, убил казачий офицер… 2. Аргументы: «Совсем сошла с ума от веселья», связь с Малютиным, доверила  свои тайны дневнику, играла с чувствами и надеждами других… 3. Вывод: Такие люди обречены на короткую и одинокую жизнь… Сравнение цитат. По рассказу И.Бунина «Легкое дыхание»  Что общего и чем различается взгляд исследователей на рассказ и главную  героиню?  Пустота, бессмысленность, ничтожество этой жизни подчеркнуты автором, с осязательной силой"  (Выготский Л.С.)  Так лаконично и ярко запечатлен в нем образ героини, так трепетно передано чувство Прекрасного, несмотря на безрадостную ее судьбу. (Смирнова Л.А.) Это не рассказ, а озарение, сама жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное  размышление писателя – эпитафия девичьей красоте». (К.Паустовский) «Легкое дыхание» ­ не просто и не только «эпитафия девичьей красоте», но и – эпитафия  духовному «аристократизму» бытия, которому в жизни противостоит грубая и беспощадная сила  «плебейства». (Н. Кучеровский) 3.Стадия рефлексии. 5­минутное эссе, 10­минутное сочинение Как бы закончилась история с Катериной в наши дни? (Гроза) Была бы у Раскольникова Соня, если бы он жил в 21 веке? Если бы письма Желтков писал Вам? (Гранатовый браслет) Что случилось бы с Желтковым, если бы он не умер? (Гранатовый браслет) Почему Олю убивает казачий офицер плебейского вида? (Легкое дыхание)… Каждый учитель (преподаватель) в своей практике может использовать приемы данной  технологии  в  том   наборе,  который  считает   наиболее   целесообразным   для достижения поставленных задач. Дополнительный материал Сравнительная таблица.  Сравнение эпизодов литературного произведения и фильма  (https://www.youtube.com/watch?v=kiGna6lDtuI), их восприятия. Тихий Дон (роман) Тихий Дон (фильм) Линия сравнения Внешность Поведение  Психологическое  состояние Художественные детали Количество героев События … К калитке, придерживая шашку, шел Степан. Обгоняя друг друга, скакали к площади казаки.  Аксинья скомкала в пальцы завеску и села на лавку. По крыльцу шаги… Шаги в сенцах… Шаги у  самой двери… Степан стал на пороге, исхудавший и чужой.       — Ну… Аксинья, вихляясь всем своим крупным, полным телом, пошла навстречу.       — Бей! — протяжно сказала она и стала боком.       — Ну, Аксинья…       — Не таюсь, — грех на мне. Бей, Степан! Она, вобрав голову в плечи, сжавшись в комок, защищая руками только живот, стояла к нему  лицом. С обезображенного страхом лица глядели глаза в черных кругах, не мигая. Степан качнулся  и прошел мимо. Пахнуло запахом мужского пота и полынной дорожной горечью от нестираной  рубахи. Он, не скинув фуражки, лег на кровать. Полежал, повел плечом, сбрасывая портупею.  Всегда лихо закрученные русые усы его квело свисали вниз. Аксинья, не поворачивая головы, сбоку глядела на него. Редко вздрагивала. Степан положил ноги на спинку кровати. С сапог вязко  тянулась закрутевшая грязь. Он смотрел в потолок, перебирал пальцами ременный темляк шашки.       — Ишо не стряпалась?       — Нет…       — Собери­ка что­нибудь пожрать. Хлебал из чашки молоко, обсасывая усы. Хлеб жевал подолгу, на щеках катались обтянутые  розовой кожей желваки. Аксинья стояла у печки. С жарким ужасом глядела на маленькие  хрящеватые уши мужа, ползавшие при еде вверх и вниз. Степан вылез из­за стола, перекрестился.       — Расскажи, милаха, — коротко попросил он. Нагнув голову, Аксинья собирала со стола. Молчала.       — Расскажи, как мужа ждала, мужнину честь берегла? Ну? Страшный удар в голову вырвал из­под ног землю, кинул Аксинью к порогу. Она стукнулась о  дверную притолоку спиной, глухо ахнула. Не только бабу квелую и пустомясую, а и ядреных каршеватых атаманцев умел Степан валить с ног ловким ударом в голову. Страх ли поднял Аксинью, или снесла бабья живучая натура, но она  отлежалась, отдышалась, встала на четвереньки. Закуривал Степан посреди хаты и прозевал, как поднялась Аксинья в дыбки. Кинул на стол кисет, а она уж дверью хлопнула. Погнался. Аксинья, залитая кровью, ветром неслась к плетню, отделявшему их двор от мелеховского. У  плетня Степан настиг ее. Черная рука его ястребом упала ей на голову. Промеж сжатых пальцев  набились волосы. Рванул и повалил на землю, в золу — в ту золу, которую Аксинья, истопив печь,  изо дня в день сыпала у плетня. Что из того, что муж, заложив руки за спину, охаживает собственную жену сапогами?.. Шел мимо  безрукий Алешка Шамиль, поглядел, поморгал и раздвинул кустастую бороденку улыбкой: очень  даже понятно, за что жалует Степан свою законную. Остановился бы Шамиль поглядеть (на кого ни доведись, все ж таки любопытно ведь) — до смерти  убьет или нет, — но совесть не дозволяет. Не баба, как­никак. Издали на Степана глядеть — казачка человек вытанцовывает. Так и подумал Гришка, увидев из  окна горницы, как подпрыгивает Степан. А доглядел — и выскочил из куреня. К плетню бежал на  цыпочках, плотно прижав к груди занемевшие кулаки; за ним следом тяжко тупал сапогами Петро. Через высокий плетень Григорий махнул птицей. С разбегу сзади хлобыстнул занятого Степана.  Тот качнулся и, обернувшись, пошел на Гришку медведем. Братья Мелеховы дрались отчаянно. Клевали Степана, как стервятники падаль. Несколько раз  Гришка катился наземь, сбитый Степановой кулачной свинчаткой. Жидковат был против  заматеревшего Степана. Но низенький вьюн Петро гнулся под ударами, как камыш под ветром, а на  ногах стоял твердо. Степан, сверкая одним глазом (другой затек опухолью цвета недоспелой сливы), отступал к  крыльцу. Разнял их Христоня, пришедший к Петру за уздечкой. — Разойдись! — Он махнул клешнятыми руками. — Разойдись, а то к атаману! Петро бережно выплюнул на ладонь кровь и половину зуба, сказал хрипло:       — Пойдем, Гришка. Мы его в однорядь подсидим…       — Нешто не попадешься ты мне! — грозил с крыльца подсиненный во многих местах Степан.       — Ладно, ладно!       — И без ладного душу с потрохами выну!       — Ты всурьез или шутейно? Степан быстро сошел с крыльца. Гришка рванулся к нему навстречу, но Христоня, толкая его в  калитку, пообещал:       — Только свяжись — измотаю, как цуцика!

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"

Мастер-класс  "Приемы технологии развития критического мышлении через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках литературы в техникуме"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2018