Мастер класс "Развитие мелкой моторики рук у учащихся начальных классов"
Оценка 4.8

Мастер класс "Развитие мелкой моторики рук у учащихся начальных классов"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
чистописание
1 кл
08.01.2017
Мастер класс "Развитие мелкой моторики рук у учащихся начальных классов"
Рука – это способ передачи информации. В самом начале развития цивилизации у человека всегда существовала потребность в передачи информации. Человек пользовался изображениями, пиктограммами, иероглифами, лишь потом возник алфавит. Моя задача, как учителя начальных классов, заключается в том, чтобы я научила детей передавать информацию посредством руки, и информация должна быть качественной, а для этого мелкая моторика рук учащихся должна быть развита на высоком уровне.
Мастер класс.docx

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада представить Вам свой мастер класс на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего школьного возраста»

 

Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды.

 

Давайте определимся с Вами, что же нас рука? Для чего человеку нужны руки?

(Ответы рабочей группы)

 

Рука – это способ передачи информации. В самом начале развития цивилизации у человека всегда существовала потребность в передачи информации. Человек пользовался изображениями, пиктограммами, иероглифами, лишь потом возник алфавит.

Моя задача, как учителя начальных классов, заключается в том, чтобы я научила детей передавать информацию посредством руки, и информация должна быть качественной, а для этого мелкая моторика рук учащихся должна быть развита на высоком уровне.

 

Давайте вместе с вами составим портрет современного первоклассника. Что умеет сегодняшний первоклассник?

-читать

-считать

-рисовать

-знает иностранный язык

- владеет компьютером и телефоном

 Но многие ручку держать правильно не умеют, у большинства  современных  детей мелкие движения  пальцев перестают  играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем   развитии, развитии   речи, мышления  ребенка, вызывая  в дальнейшем трудности в  овладении  письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

 

Выявить уровень развития зрительно – моторной координации можно с помощью тестов и методик.

 

Проведём работу с группой.

 


Работа с залом

Посмотрите на экран.

 

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело   непропорционально мало. заикание.NET: Человечек Пенфилда

К сожалению,  о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

 

Послушайте, пожалуйста. (Звучит потешка «Сорока белобока»)

Вам всем с детства знакома эта потешка.

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве).

 

Немецкий философ Кант говорил, что « рука является вышедшим наружу мозгом».

Рука связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом.

В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».

 

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.

Несмотря на все старания, учителя, довольно часто замечают, что в классе из 25 человек только 2 могут писать каллиграфическим почерком.

Проверка результатов работы группы.

 

Посмотрите на экран. Давайте разберём, что может служить причиной нарушений почерка у ученика начальных классов.

(Картинки изображены на слайде)

  

Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:

а) учащиеся сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;

б) пишут «носом»;

в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки и подпирает голову;

г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу);

д) голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к
правому плечу;

е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.

 Во-вторых,  мотивационно-потребностный  блок  письма,  т. е.

формирование отношений ученика к деятельности письма, его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать.

«Не хочу» и «не могу» - два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не создает положительной мотивации учения.

 В-третьих, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:

а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;

б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;

в) ошибки  исправляются  учеником  или  после  многократного перечеркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной букве;

г) углы тетради загнуты и затерты;

д) не соблюдается единый орфографический режим.

 

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего школьного возраста должно базироваться на комплексном подходе  через различные виды деятельности.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

 

 Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую  для развития математических представлений, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, в сюжетно - ролевой игре, в ознакомлении с художественной литературой и т.д.

 

Задания на развитие мелкой моторики рук в начальной школе можно разделить на 4 блока.

1Блок. Пальчиковая гимнастика

Массаж, самомассаж  (без предметов, с предметами).

Упражнения для кистей рук

Статические упражнения (удержание  пальцами определенной позы):кольцо, коза, заяц;

Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую)

Вывод: Такой массаж стимулирует речевое развитие ребёнка, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

 

2 Блок. Пальчиковые игры

Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью), расскажи сказку, расскажи стихи руками, логосказки и т.д.

С атрибутами:  пальчиковый театр, платочки, резиночки,  перчатки.

 Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их.

С предметами: для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки.

 

Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает  тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.

 

3 Блок. Творческий

Лепка из глины, пластилина или соленого теста.

Изготовление поделок из бумаги

Изготовление поделок из природного материала

Конструирование

Рисование или раскрашивание картинок

 

4 Блок. Веселый карандашик (подготовка  руки к письму)

 

 

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей школьного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это способствует успешному овладению знаниями в школе.


 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Добрый день, уважаемые коллеги!

Работа с залом Посмотрите на экран

Работа с залом Посмотрите на экран

Несмотря на все старания, учителя, довольно часто замечают, что в классе из 25 человек только 2 могут писать каллиграфическим почерком

Несмотря на все старания, учителя, довольно часто замечают, что в классе из 25 человек только 2 могут писать каллиграфическим почерком

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего школьного возраста должно базироваться на комплексном подходе через различные виды деятельности

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего школьного возраста должно базироваться на комплексном подходе через различные виды деятельности

Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического…

Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017