Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений
Оценка 4.9

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл—9 кл
17.02.2017
Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений
Цель дать представление о значении речевой техники для речи и выразительного чтения. Произвести тренировку дыхания в процессе чтения, дикционные упражнения. Определить особенности чтения лирического произведения (стиховой перенос, рифма, ритмическая организация цезура). Произвести тренировочные упражнения. Развитие навыков выразительного чтения, развитие творческих способностей (формировать умение переводить словесную информацию в зрительную и обратно) – словесное рисование. Воспитание любви к поэзии, художественного вкуса.Конспект
Мастер класс Выразительное чтение стихотворений.doc
Четверть  Тема мастер­класса Цель: Основные ключевые идеи: Вид деятельности и время Вводная часть Слово учителя 1.Организационный момент Ритмическая пятиминутка  (учащиеся проводят  упражнения на дыхание и  артикуляцию): День  Урок  Неделя  Выразительное чтение стихотворений. дать представление о значении речевой техники для речи и  выразительного чтения. Произвести тренировку дыхания в  процессе чтения, дикционные упражнения. Определить особенности чтения лирического произведения  (стиховой перенос, рифма, ритмическая организация цезура).  Произвести тренировочные упражнения. Развитие навыков выразительного чтения, развитие творческих  способностей (формировать умение переводить словесную  информацию в зрительную и обратно) – словесное рисование. Воспитание любви к поэзии, художественного вкуса.  К технике речи относятся: дыхание, дикция, голос. Без  хорошо поставленного дыхания, четкой дикции, хорошо  звучащего голоса, правильного темпа речи не может быть  хорошего чтения. Техника речи выступает как форма по  отношению к содержанию речи. Исполнительский процесс – это осознанный творческий  процесс, в котором анализ текста является главной составной  частью.  Исполнение стихов, при котором стих отделяется от стиха  небольшой паузой, является обязательной нормой чтения  стиха. Деятельность учителя Лирические произведения,  тонкие по форме,  концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Сегодня мы будем учиться  выразительно читать  лирические произведения и  узнаем, что для этого  необходимо. Обучающиеся слушают  вступительное слово учителя Деятельность ученика Учащиеся  выполняют дыхательные  упражнения. Каждое занятие по  выразительному чтению  необходимо начинать с  упражнений по технике речи. Упражнение 1. Представьте букет цветов,  подаренный вам. Вдохните  запах букета. Спокойно  выдохните. При повторе  дышите ровно, спокойно,  глубоко. Упражнение 2. Представьте отшумевшую  грозу, заставшую вас в поле. Все омыто дождем, воздух  наполнен озоном. Вдыхайте  этот чистый после дождя  воздух. Сделайте глубокий  вдох и ровный, неторопливый  выдох. Повторите несколько  раз. Упражнение 3. Руки раздвигаются в стороны –  делается вдох; сдвигаются  постепенно вперед ладонями  друг к другу – делается выдох.  Далее повторить упражнение  со звуком «з­з­з­з». Упражнение 4. Произнесите сочетание звука  «м» с разными гласными: мми – мми – мми – мми мма – мма – мма – мма 2. Деление на группы  Атомы и молекулы. Основная часть Создание проблемной  ситуации. Приём Корзина идей Учитель объясняет способ  деления на группы. Делятся на группы Обсуждают, заполняют  корзину идей. А сейчас позвольте мне  прочитать стихотворение М.И.  Цветаевой «Наше царство» (читаю с большим количеством  ошибок) ­ Понравилось вам мое чтение? + Нет. Невыразительно читали. ­ Что нарушено. Проверка Учитель вывешивает на доске таблички Мелодика речи Пауза Логическое ударение Темп речи Тембр Приём Паутина Что же означают эти  термины?  Учащиеся находят  соответствие между  термином и его  определением. Вывод по первой части. Приём Закончи предложение Пауза­разминка Проговаривание  скороговорок. Практикум ­ Итак, сделайте вывод. Чтобы  выразительно читать надо ……. + Знать интонационные  способности, уметь их  выстраивать. ­ А зачем нужно выразительно  читать?  Чтобы понять  Итак, вы сказали, что если  интонация не выстроена, то  смысл теряется.  Что же первично? Что сначала надо сделать?  (поработать над интонацией  или понять смысл?) Вывод:    Интонация  определяется смыслом и  настроением стихотворения. Определите учебную задачу. ­Сегодня на уроке мы будем  учиться понимать  стихотворение и выразительно  его читать. Предлагает группам выбрать  скороговорки в конвертах. Теперь определим, наметим  последовательность нашим  действиям, что сначала, что  потом, т.е. проговорим  алгоритм: + 1. Прочитать текст.    2. Осмыслить. Дискуссия. Ответы учащихся. Группы готовятся 1 мин.,  затем стараются быстро и  чётко произнести  скороговорки. Работают в группах 10 мин. Затем представляют  результат –выразительное  чтение. Оценивание: 2 звезды­одно  желание.    3. Выстроить интонацию.    4. Выразительно прочитать. Каждая группа работает над  стихотворением А.С.Пушкина  «Зимнее утро» По строфам ( 5 строф­5 групп)   Напоминаю знаки партитуры Партитура текста – это  своеобразная разметка речевых тактов. От правильности  составления партитуры зависит и правильность чтения текста. Приметные критерии: 1) Соблюдение орфоэпических  норм. 2) Соответствует ли интонация. 3.Соблюдение пауз. 4.Наличие логических пауз. 5.Предано ли настроение  стихотворения. 6.Громкость. 7.Дикция. 8.Невербальные средства  выразительности (жесты,  мимика, поза) Задание экспертам:  разработать критерии  оценивания выразительного  чтения. Учитель предлагает послушать  выступление лучших чтецов  школы. Оценивание Большой палец Выступление экспертов­чтецов, их советы начинающим. Заключительная часть Рефлексия. Заслушать синквейны и эссе. Итоговая рефлексия  Самолётики (на одном крыле – что было интересно, что  получилось, на другом  ­ что  мешало, над чем ещё  необходимо  работать) Ресурсы: Домашнее задание: Карточки с заданиями. Сигнальные карточки, тексты  стихотворений. Выразительно читать. «Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете  «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие  столкновения. Но иногда что­то происходит, и вы получаете возможность объединиться в  молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову». Через некоторое время учитель хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он  произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре  человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое),  выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в  пространстве до следующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две  группы – из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре, либо в определенный момент дать  команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших  процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников,  которые тогда образуют свою группу). Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный ­ Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела ­ А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. 1) / знак акцента над ударной гласной; 2) логические паузы: а) I    Короткая  б) II   Средняя в) III  Длинная 3)­­­­  растягивание слова либо замедление темпа произнесения какой­либо части текста 4)                 убыстрение темпа 5) « » кавычки проставляются над словами, которые следует произносить иронически. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели  карамель на мели ели. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в  капюшоне он смешон. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче,  а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. Средства выразительности речи Термин Мелодика речи Логическая пауза Логическое ударение Тембр Темп речи Термин Мелодика речи Логическая пауза Логическое ударение Тембр Темп речи Определение Мелодика речи ­ совокупность тональных  средств, характерных для данного языка  (повышение и понижение тона голоса) что  придает речи разнообразные оттенки  (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и  позволяет избежать монотонности. Дополнительные остановки, способствующие  более точной передаче мысли. Выделение посредством ударения какого­либо слова в предложении сильнее всех остальных  слов. Разница звуковых колебаний, помогающая  отличить один звук от другого движение, скорость протекания речи во  времени Средства выразительности речи Определение Движение, скорость протекания речи во  времени. Совокупность тональных средств,  характерных для данного языка (повышение и  понижение тона голоса) что придает речи  разнообразные оттенки (певучесть, мягкость,  нежность и т.п.) и позволяет избежать  монотонности. Разница звуковых колебаний, помогающая  отличить один звук от другого Выделение посредством ударения какого­либо слова в предложении сильнее всех остальных  слов. Дополнительные остановки, способствующие  более точной передаче мысли. Мастер­класс Выразительное чтение стихотворений.        Подготовила     учитель русского языка  и литературы Бочкова Т.А.

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений

Мастер -класс Выразительное чтение стихотворений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017