Материалы для классного часа на тему "Мораль"
Оценка 4.6

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Оценка 4.6
Культурные мероприятия +4
docx
Междисциплинарный 3
4 кл—6 кл
22.02.2018
Материалы для классного часа на тему "Мораль"
Данный материал будет полезен преподавателям для уроков обществознания, ОДНКНР, ОРКСЭ и классным руководителям для проведения классного часа или родительского собрания. В материале дается развернутый портрет понятия "Мораль", выдержки из словарей и научных работ, приводятся высказывания разных философов по выбранному вопросу.
Мораль.docx
Классный час "Мораль". Задачи: образовательные: объяснить понятия «мораль», «добро», «зло», «золотое правило нравственности»;  выяснить сходство и различие морали и права.  воспитательные: выявлять причины и последствия совершения аморальных поступков; определять и  объяснять свое отношение к поступкам людей; задуматься над своими нравственными ценностями. Когда­то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло:  зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь,  надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.  Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы  стоим перед выбором ­ протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается,  пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его  самому, навредить человеку, или простить его. Что регулирует поведение людей в обществе?      (право). С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль ­ мы сегодня и познакомимся.  1. Что такое мораль? 2. Признаки морали. 3. Нравственные (моральные) ценности. 4. Моральный выбор – это ответственность. В  латинском языке слово «мораль» означает «обычай», «нрав», «характер», «порядок».     Мораль зародилась в глубокой древности, на заре возникновения человечества. Внимательно наблюдая  жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали и, наконец, сформулировали  четко определенное правило поведения. Это и есть мораль – результат, продукт размышления о жизни,  делах, поступках людей. К морали относятся определенные принципы, идеалы, мудрые правила,  которые регулируют, строго направляют поведение людей. К ним относятся принципы  любви к  человеку,  милосердия или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лги», «почитай  старших» и т.д.  Эти правила нашли отражение во всех религиях мира – у христиан в священной книге Библии, у  мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной книге Торе,  в древних буддийских,  индийских и китайских верованиях. Мораль ­ нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и  плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др. Право тоже контролирует поведение человека. ­ Что такое право? Право ­ система общеобязательные правил поведения, установленных государством. ­ Что объединяет эти понятия, а что отличает? Давайте сравним этих два регулятора жизни­ право и  мораль и заполним результат в таблице. Мораль и право Вопросы для сравнения Право Кто вырабатывает Государство Мораль Общество Где закреплено? В законах государства Нет письменного закрепления Каковы последствия  нарушения? Наступает юрид.  ответственность Общественное осуждение, критика,  “угрызение” совести Выполнение Обязательно Не обязательно Что регулирует? служат для регулирования и оценки поступков человека. ­ Итак, каковы же признаки морали? ­ А каковы черты морального человека?   справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность,  ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание,  гражданственность, патриотизм)   (Милосердие, совестливый, добрый, честный,      Задание.   ПРИМЕРЫ МОРАЛЬНЫХ ПОСТУПКОВ:  1) Некий Сидоров долгие годы «ютился» с семьёй в коммунальной квартире. Условий для нормальной  жизни не было никаких, а денег для того, чтобы купить квартиру, тоже не было. Вскоре подошла его  очередь получать жильё. Но Сидоров узнал о том, что ветеран Петров – много лет отдавший заводу –  нуждается в квартире. Сидоров посчитал, что жильё нужно отдать уважаемому ветерану, а он с семьёй  может жить по­прежнему. Сидоров отказался от квартиры. 2) В период военных действий сержанту Ковалёву было дано задание: пройти в тыл врага и узнать  важную информацию. Однако солдат был обнаружен и, чтобы враги не узнали место нахождения войск,  вынужден был повести их по ложному следу, понимая, что будет убит. Он пошёл на смерть, хотя мог бы выжить. 3) Об Альберте Швейцере (1875­1965), немецко ­ французском философе и враче, вы , вероятно, хорошо знаете. Его помнят и всегда будут помнить во всем мире. Будучи уже очень знаменитым и богатым  человеком, он неожиданно бросил налаженную жизнь и уехал из Европы в Центральную Африку, где в  маленькой деревушке Ламбарена на свои средства открыл больницу для бедняков и до конца своей  жизни лечил их. Вывод: законы морали имеют огромное значение в отношениях между людьми. Есть такая философская притча о дровосеке. Он честно собирал хворост в лесу. Его считали человеком  старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался… (Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия – добрые или злые ­ и,  конечно, нести ответственность за результат. Потому что, если мы хорошо трудимся и хорошо  зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, ее последствиях, мы можем  попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей­неволей помогающего творить преступления. И еще: где гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший  своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек… На каждом из нас лежит ответственность за общественные результаты своих поступков Случай под Рязанью. Осенью 2006 г. легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов  Воздушно­десантного училища несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито 6 курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян. (Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием. Это приводит к пагубным  последствиям, как для окружающих, так и для того кто совершил безответственный поступок. Не зря в  народе говорят : «Дай сердцу волю – заведет в неволю».) 5. Установите соответствие между определением и категорией морали: к каждой позиции, данной в  первом столбце, подберите позицию из второго столбца. ОПРЕДЕЛНИЕ КАТЕГОРИЯ МОРАЛИ А) осознание человеком своего значения и признание  этого значения обществом 1) честь Б) способность личности к моральному самоконтролю 2) долг В) совокупность объективно необходимых обязанностей  человека 3) совесть Подведение итогов.  ­Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и  заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь.  Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит: Не делай  другому того, чего себе не желаешь! Только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать. 1.15. Мораль Мораль –   1)   форма   общественного   сознания,   состоящая   из   системы   ценностей   и требований,   регулирующих   поведение   людей;   2)   принятая   в   обществе   система   норм, идеалов, принципов, и ее выражение в реальной жизни людей.  Нравственность –   принципы   реального   практического   поведения   людей. Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Подходы к происхождению морали – Натуралистический: рассматривает мораль как простое продолжение, усложнение групповых чувств животных, обеспечивающих выживание вида в борьбе за существование. Представители   натурализма   в   этике   сводят   социальное   к   биологическому,   стирают качественную грань, отличающую человеческую психику от животной. – Религиозно­идеалистический: рассматривает мораль как дар божий. – Социологический: рассматривает мораль как феномен, возникший вместе с общением и коллективными трудовыми действиями и обеспечивающий их регулирование. Главные причины,   вызвавшие   необходимость   моральной   регуляции,   состоят   в   развитии   и усложнении социальных отношений: появлении прибавочного продукта и необходимости его распределения; половозрастном разделении труда; вычленении родов внутри племени; упорядочении половых отношений и т. д. Мораль держится на трех важнейших основаниях: * Традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые   входят   в   привычку,   становятся   достоянием   духовного   мира   личности.   Они реализуются   в   его   поведении,   мотивы   которого   при   этом   формулируются   следующим образом: «так принято» или «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось» и др. *  Опирается   на силу   общественного   мнения,  которое   с   помощью   одобрения   одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе   имя,   общественное   признание,   которые   становятся   следствием   добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали. * Основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости   согласования   личных   и   общественных   интересов.   Этим   определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. В отношении к личности человека мораль является внутренней формой саморегуляции индивидом своего поведения. Мораль бескорыстна, личностна, представляет особого рода познание, является сущностной характеристикой духовного познания. Моральное   сознание носит   ценностный   характер.   Оно   ориентируется   на   некий абсолютный моральный идеал, который возникает в обществе, но выносится за его пределы, выступая в виде критерия и оценки, как общественных явлений, так и индивидуального поведения человека и его мотивов. Моральная норма направлена на формирование в человеке определенных моральных качеств:   стремления   к   добру   и   самосовершенствованию,   помощи   окружающим   людям, мужества, быть готовым терпеть лишения и бороться за истину. Под нормой понимается такое предписание (решение, указание, инструкция, директива, приказ, программа и др.), с которым   должно   (можно   или   нельзя)   быть   выполнено   определенное   действие   для достижения заданных целей. Нравственная   норма определяет   общественно   необходимые   типичные   варианты нравственного   поведения;   средство,   которое   дает   ориентацию   человеческой   личности, указывает, какие проступки являются допустимыми и предпочтительными и каких следует избегать. Основным свойством моральных норм является их повелительность (императивность). В   них   выражены   нравственные   требования.   Одна   и   та   же   норма,   скажем,   требование справедливости, может быть выражена одновременно и в форме запрета, и как позитивное предписание:   «не   лги»,   «говори   только   правду».   Нормы   адресованы   к   человеку,   к   его деятельности и поведению. Осознанная совокупность норм определяется как моральный кодекс.   Основными   элементами   морального   кодекса   являются   следующие:   социально значимые   предписания,   установка­ориентация,   готовность   личности   к   должным требованиям и объективные условия, позволяющие реализовать соответствующее должное поведение. Другим   компонентом   морального   кодекса   являются ценностные   ориентации:   1) нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные   характеристики   общественных   институтов;   2)   ценностные   представления, относящиеся   к   области   морального   сознания, –   идеалы,   понятия   добра   и   зла, справедливости, счастья. Мотивация, оценка и самооценка. Мотивация, оценка и самооценка – важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив – это нравственно осознанное побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – система определенным образом взаимосвязанных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение линии своего поведения. Моральная   оценка позволяет   определить   ценностное   значение   поступка,   поведения личности,   их   соответствие   определенным   нормам,   принципам,   идеалам;   это самостоятельное определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно   связана   с   чувством   совести   и   долга   и   выступает   как   важный   инструмент самоконтроля. Совесть –   способность   личности   осуществлять   нравственный   самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения   и   производить   самооценку   совершаемых   поступков;   является   выражением нравственного самосознания и самочувствия личности; позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность  перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом. Долг – это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Функции морали * Мировоззренческая. Мораль   вырабатывает   систему   ценностных   ориентаций:   норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания,   ориентируют   индивида,   выражают   предпочтение   тем   или   иным   нормам   и повеление действовать в соответствии с ними. * Познавательная. Она не тождественна научному познанию, ориентирует человека в мире   окружающих   культурных   ценностей,   предопределяет   предпочтение   тех   из   них, которые отвечают его потребностям и интересам. * Регулятивная. Мораль   выступает   как   способ   регулирования   поведения   людей   в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях. Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует   их   изменения.   Мораль   опирается   на   силу   общественного   мнения.   Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают в виде не только принуждения, убеждения, но и одобрения общественным мнением. * Оценочная. Мораль   рассматривает   мир,   явления   и   процессы   с   точки   зрения   их гуманистического потенциала. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее   осмысление   в   понятиях   добра   и   зла,   а   также   в   других   сопредельных   с   ними   или производных   от   них   понятиях   («справедливость»   и   «несправедливость»,   «честь»   и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной   оценки   может   быть   различной:   похвала,   согласие,   порицание,   критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. * Воспитательная. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием   каждого   нового   поколения   людей.   Нравственность   пронизывает   все   виды воспитания   постольку,   поскольку   она   придает   им   правильную   социальную   ориентацию через  нравственные   идеалы   и  цели,  что  обеспечивает   гармоничное  сочетание   личных  и общественных интересов. * Мотивационная. Нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что­то делать или не делать. * Контролирующая. Контроль   над   выполнением   норм   на   основе   общественного осуждения и/или совести самого человека. * Координационная. Мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. * Интегрирующая. Поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека. Моральные требования и представления – нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.); – моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.); – нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.); – морально­психологические механизмы (долг, совесть); – высшие моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода, счастье). Нравственная   культура   личности –   степень   восприятия   индивидом   нравственного сознания   и   культуры   общества.   Структура   нравственной   культуры   личности:   культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет. Мораль   проявляет   себя   в   осмыслении   противоположности   добра   и   зла.   Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и к достижению нравственного совершенства. Если добро – созидательно, то зло – это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека. Свобода   человека,   его   способность   выбирать   между   добром   и   злом, называется моральным   выбором.   За   последствия   морального   выбора   человек   отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью). Отличия моральных норм от обычаев и правовых норм: 1) следование обычаю предполагает   беспрекословное   и   буквальное   подчинение   его   требованиям,   моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека; 2) обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, мораль универсальна, она задает общие нормы для всего человечества; 3) исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед   неодобрением   окружающих,   мораль   основывается   на   чувстве   долга   и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести. В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль   не   является   сферой   организованной   деятельности:   в   обществе   не   существует учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Универсальные моральные принципы 1. Принцип талиона. В Ветхом Завете формула талиона выражена так: «око за око, зуб за зуб». В первобытном обществе талион осуществлялся в виде кровной мести, при этом наказание должно было строго соответствовать причиненному вреду. 2. Принцип нравственности. Золотое правило нравственности можно встретить среди изречений древних мудрецов: Будды, Конфуция, Фалеса, Мухаммеда, Христа. В наиболее общем виде это правило выглядит так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Заповедь любви становится основным универсальным принципом в христианстве. 3. Принцип   золотой   середины представлен   в   работах Аристотеля:   избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между   двумя   пороками   (например,   мужество   располагается   между   трусостью   и безрассудством)   и   восходят   к   добродетели   умеренности,   которая   позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума. 4. Принцип наибольшего счастья (И. Бентам, Дж. Милль): каждый должен вести себя   так,   чтобы   обеспечить   наибольшее   счастье   для   наибольшего   числа   людей. Поступок морален, если выгода от него перевешивает вред. 5. Принцип справедливости (Дж. Ролз): каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод; социальные и экономические неравенства должны быть устроены к выгоде неимущих. Каждый универсальный принцип выражает некий моральный идеал, который в основном понимается как человеколюбие. Аморализм В   современном   обществе   в   массовой   культуре   и   через   СМИ   зачастую   внедряется убеждение, что есть разная мораль, что то, что ранее считалось аморальным, сейчас может быть   вполне   приемлемо   и   допустимо.   Это   свидетельствует   о   размывании   строгости морального критерия, четкости и ясности в различении добра и зла. Утрата морали ведет к разрушению самой основы социальности, связей между людьми, законов и норм. В итоге рушится вся социальная система, незаметно и постепенно подточенная изнутри. Аморальность связана   с   понятиями   эгоизма,   страсти   и   греха.   Страсти   (душевные, телесные) – это то, что ведет по пути, противоположному добродетели и самопознанию. Чтобы   общество   прогрессировало   в   своем   развитии,   необходимы   сплочение гражданского общества и его борьба с аморализмом во всех его проявлениях. Она должна вестись   через   воспитание,   образование,   духовное   развитие,   убеждение   и   просвещение. Насилие невозможно в сфере морали, как невозможно добро с кулаками, хотя оно должно быть активным. Ознакомьтесь со всеми пунктами оценки отношений. Выпишите фамилии всех  одноклассников и напротив каждой фамилии поставьте отметку, соответствующую вашему отношению к нему: «5» ­ он мой лучший друг, я  с ним никогда не хотел бы разлучаться. «4» ­ я с ним не дружу, но мне многое в нем  нравится. «3» ­ я отношусь к нему безразлично, общаюсь по необходимости. «2» ­ мне многое не нравится в нем. «1» ­ он мне неприятен, я не хочу иметь с ним ничего общего. Перед началом эксперимента учащимся целесообразно рассказать о цели  исследования, пообещать сообщить каждому окончательные выводы, оставив при этом в  строжайшей тайне ответы каждого. В правом верхнем углу необходимо написать свою  фамилию. В классе 25 человек. Из них __ мальчиков и __ девочек. следствие проведения методики      Интерпретация результатов. были выявлены следующие результаты:

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"

Материалы для классного часа на тему "Мораль"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018