Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию
doc
русский язык
10 кл—11 кл
04.03.2017
Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)
Данные материалы, представленные на сайте ФИПИ, успешно могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, а также при отрабатывании различных умений и навыков на уроках русского языка в 5-11 классах в зависимости от уровня подготовки и изученности материала.Материал для подготовки к ЕГЭ
1. грамматика. морфология. задания 1-10.doc
Задание 1 (1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город,  которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает  дедушкиного дома. (3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые  переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать  там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой­то мой главный корень обрублен. (6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй  тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я  был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах.  (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней  располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства  держит при себе. (9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней  (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром  грецкого ореха. (10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых  орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не  загустевшим ядрышком внутри! (11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с  большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы  сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых  кладах в старых крепостях. (13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину. (14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе! (15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (По Ф. Искандеру) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово уверенней (в предложении 6). Задание 2 (1)Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира, в котором важно и интересно всё: природа, люди и – главное – язык, изучение коего – «условие, без  которого нельзя». (2)Только с шести­семи лет человек может начать выбирать интересное  и отталкивать скучное. (3)Интересными, увлекательными для автора оказались история и  география, но не математика и изучение языков. (4)Почему это было так – сказать трудно, да и не нужно, ибо это относится к психофизиологии и генетической памяти, а речь не о них. (5)Школьные годы – это жестокое испытание. (6)В школе учат разным предметам.  (7)Многие из них не вызывают никакого интереса, но тем не менее необходимы, ибо без  широкого восприятия мира не будет развития ума и чувства. (8)Если дети не выучили  физику, то потом они не поймут, что такое энергия и энтропия; без зоологии и ботаники  они пойдут завоёвывать природу, а это самый мучительный способ видового  самоубийства. (9)Без знания языков и литературы теряются связи с окружающим миром  людей, а без истории – с наследием прошлого. (10)Но в двадцатых годах история была  изъята из школьных программ, а география сведена к минимуму. (11)Это на пользу делу  не пошло. (12)К счастью, тогда в маленьком городе Бежецке была библиотека, полная сочинений  Майн Рида, Купера, Жюля Верна и многих других авторов, дающих информацию,  усваиваемую без труда, но с удовольствием. (13)Там были хроники Шекспира,  исторические романы Дюма, Вальтера Скотта… (14)Чтение накапливало первичный  фактический материал и будило мысль.                              (Л.Н. Гумилёв) Из предложений 8 – 10 выпишите прилагательное в роли существительного. Задание 3 (1)Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира, в котором важно и интересно всё: природа, люди и – главное – язык, изучение коего – «условие, без  которого нельзя». (2)Только с шести­семи лет человек может начать выбирать интересное  и отталкивать скучное. (3)Интересными, увлекательными для автора оказались история и  география, но не математика и изучение языков. (4)Почему это было так – сказать трудно, да и не нужно, ибо это относится к психофизиологии и генетической памяти, а речь не о  них. (5)Школьные годы – это жестокое испытание. (6)В школе учат разным предметам.  (7)Многие из них не вызывают никакого интереса, но тем не менее необходимы, ибо без  широкого восприятия мира не будет развития ума и чувства. (8)Если дети не выучили  физику, то потом они не поймут, что такое энергия и энтропия; без зоологии и ботаники  они пойдут завоёвывать природу, а это самый мучительный способ видового  самоубийства. (9)Без знания языков и литературы теряются связи с окружающим миром  людей, а без истории – с наследием прошлого. (10)Но в двадцатых годах история была  изъята из школьных программ, а география сведена к минимуму. (11)Это на пользу делу  не пошло. (12)К счастью, тогда в маленьком городе Бежецке была библиотека, полная сочинений  Майн Рида, Купера, Жюля Верна и многих других авторов, дающих информацию,  усваиваемую без труда, но с удовольствием. (13)Там были хроники Шекспира,  исторические романы Дюма, Вальтера Скотта… (14)Чтение накапливало первичный  фактический материал и будило мысль.                              (Л.Н. Гумилёв) Из предложений 2 – 4 выпишите подчинительный союз. (1)Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве с  чародеем русского слова Пушкиным, о котором другой великий поэт Фёдор Тютчев  некогда сказал: Задание 4 Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет! (2)Часто повторяя эту фразу, мы редко задумываемся: что значит это сравнение  пушкинского творчества с первой любовью? (3)Для отдельного человека сладостность  первой любви не столько в самих по себе остроте и яркости переживаний, сколько в том,  что весь этот комплекс чувств испытывается впервые. (4)В дальнейшей жизни ему могут  выпасть любовные чувства, неизмеримо более сильные, но всё это будет уже во второй,  третий, энный раз. (5)Испытанное же впервые повторить, увы, никому не дано… (6)И как  отдельный человек первой любовью ввергается в новую, неведомую ему стихию  чувствований, так и русский читатель чтением Пушкина ввергается в сокровенную  сердцевину поэзии, впервые получает цельное представление об этой сфере переживаний.  (7)Ведь Пушкин не только «выносил в себе всё», как сказал о нём Аполлон Григорьев.  (8)Он и высказал всё выношенное по­своему, по­пушкински. (9)Он как бы перевёл всё  лучшее, всё созвучное его душе, что было в творчестве античных, средневековых и  современных ему иностранных поэтов, на свой волшебный пушкинский русский язык.  (10)Больше того, как ни парадоксально это звучит, он и русских поэтов, не стесняясь,  переводил на свой язык. (11)И переводы эти настолько превосходили оригиналы, что  многим «обобранным» поэтам впору было гордиться, что на их вирши обратил внимание и счёл достойным того, чтобы переписать их своим божественным глаголом, сам Пушкин.  (12)Вот почему, прочитав не очень уж большой по объёму томик пушкинских стихов,  русский читатель оказывается перенесённым в самую сердцевину мировой поэзии. (13)И  только у русского читателя благодаря Пушкину есть такая чудесная возможность. (14)И  после Пушкина никому не дано повторить эту миссию в России. (15)И сердце России  никогда не забудет Пушкина, как никогда не забывает свою первую любовь ни один  человек на земле…                                                                                       (Г. Смирнов) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово ВПЕРВЫЕ (предложение 5). (1)Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве с  чародеем русского слова Пушкиным, о котором другой великий поэт Фёдор Тютчев  некогда сказал: Задание 5 Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет! (2)Часто повторяя эту фразу, мы редко задумываемся: что значит это сравнение  пушкинского творчества с первой любовью? (3)Для отдельного человека сладостность  первой любви не столько в самих по себе остроте и яркости переживаний, сколько в том, что весь этот комплекс чувств испытывается впервые. (4)В дальнейшей жизни ему могут  выпасть любовные чувства, неизмеримо более сильные, но всё это будет уже во второй,  третий, энный раз. (5)Испытанное же впервые повторить, увы, никому не дано… (6)И как  отдельный человек первой любовью ввергается в новую, неведомую ему стихию  чувствований, так и русский читатель чтением Пушкина ввергается в сокровенную  сердцевину поэзии, впервые получает цельное представление об этой сфере переживаний.  (7)Ведь Пушкин не только «выносил в себе всё», как сказал о нём Аполлон Григорьев.  (8)Он и высказал всё выношенное по­своему, по­пушкински. (9)Он как бы перевёл всё  лучшее, всё созвучное его душе, что было в творчестве античных, средневековых и  современных ему иностранных поэтов, на свой волшебный пушкинский русский язык.  (10)Больше того, как ни парадоксально это звучит, он и русских поэтов, не стесняясь,  переводил на свой язык. (11)И переводы эти настолько превосходили оригиналы, что  многим «обобранным» поэтам впору было гордиться, что на их вирши обратил внимание и счёл достойным того, чтобы переписать их своим божественным глаголом, сам Пушкин.  (12)Вот почему, прочитав не очень уж большой по объёму томик пушкинских стихов,  русский читатель оказывается перенесённым в самую сердцевину мировой поэзии. (13)И  только у русского читателя благодаря Пушкину есть такая чудесная возможность. (14)И  после Пушкина никому не дано повторить эту миссию в России. (15)И сердце России  никогда не забудет Пушкина, как никогда не забывает свою первую любовь ни один  человек на земле…                                                                                       (Г. Смирнов) Из предложения  9 выпишите частицу. Задание 6 (1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие­то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской  образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему­то Суворову. (3)Нет­нет да и  услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в  бою! (4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости!  (5)Уж кто­кто, а он­то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с  оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же  говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою!  (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя! (9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов,  будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово  «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не  оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с  телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические  подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они,  похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да  задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не  осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно  похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да  не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока  держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский  долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно  говоря, не похоронен, война не закончена! (Г.Смирнов) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово нелепо (предложение 9). Задание 7 (1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие­то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской  образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему­то Суворову. (3)Нет­нет да и  услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в  бою! (4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости!  (5)Уж кто­кто, а он­то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с  оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же  говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою!  (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя! (9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов,  будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово  «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не  оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с  телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические  подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они,  похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да  задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не  осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно  похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да  не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война,  боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока  держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский  долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно  говоря, не похоронен, война не закончена! (Г.Смирнов) Из предложений 7 – 8 выпишите подчинительный союз. Задание 8 (1)Телефильм по литературному произведению, ну, скажем, по «Анне Карениной» или по  «Мёртвым душам». (2)Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение.  (3)Посмотрит юноша или девушка – (а хоть бы и взрослый, пожилой человек, который  почему­то «Анну Каренину» не читал), и читать сам роман как бы уже нет надобности.  (4)Зачем читать, когда уже всё ясно. (5)Не будем говорить о том преимуществе книги, что она стоит на полке, её можно взять в любой момент, раскрыть, сесть с ней в кресло. (6)Можно отвести глаз от текста,  задуматься, осмыслить прочитанное, потом читать дальше. (7)Не будем говорить о том преимуществе книги, что, читая её, погружаешься в стихию  языка. (8)Русского языка вообще и языка данного писателя в частности. (9)А ведь это –  наслаждение. (10)Одно дело (если использовать это грубое сравнение) – принудительное  питание через зонд (телевидение), а другое дело – неторопливая, со вкусом, еда. (11)И всё же главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге – в другом. (12)Дело в том, что при чтении книги у читающего невольно включается воображение.  (13)Действие романа (рассказа, повести) перед его мысленным взором разворачивается в  картинах, он видит обстановку, видит лица персонажей, он видит их живыми, как бы в  кино. (14)Преимущество перед кино в том, что читатель при этом сам «режиссирует» свой «фильм», кинорежиссер со стороны не навязывает ему внешнего облика персонажей и  действия этих персонажей. (15)То есть чтение книги есть процесс более активный и  творческий, более активно­творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек  более потребитель, чем  творец.                                              ( По В. Солоухину) Из предложений 5 – 10 выпишите причастие, которое используется в роли  существительного. Задание 9 (1)Телефильм по литературному произведению, ну, скажем, по «Анне Карениной» или по  «Мёртвым душам». (2)Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение.  (3)Посмотрит юноша или девушка – (а хоть бы и взрослый, пожилой человек, который  почему­то «Анну Каренину» не читал), и читать сам роман как бы уже нет надобности.  (4)Зачем читать, когда уже всё ясно. (5)Не будем говорить о том преимуществе книги, что она стоит на полке, её можно взять в любой момент, раскрыть, сесть с ней в кресло. (6)Можно отвести глаз от текста,  задуматься, осмыслить прочитанное, потом читать дальше. (7)Не будем говорить о том преимуществе книги, что, читая её, погружаешься в стихию  языка. (8)Русского языка вообще и языка данного писателя в частности. (9)А ведь это –  наслаждение. (10)Одно дело (если использовать это грубое сравнение) – принудительное  питание через зонд (телевидение), а другое дело – неторопливая, со вкусом, еда. (11)И всё же главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге – в другом. (12)Дело в том, что при чтении книги у читающего невольно включается воображение.  (13)Действие романа (рассказа, повести) перед его мысленным взором разворачивается в  картинах, он видит обстановку, видит лица персонажей, он видит их живыми, как бы в  кино. (14)Преимущество перед кино в том, что читатель при этом сам «режиссирует» свой «фильм», кинорежиссер со стороны не навязывает ему внешнего облика персонажей и  действия этих персонажей. (15)То есть чтение книги есть процесс более активный и  творческий, более активно­творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек более потребитель, чем  творец.                          ( По В. Солоухину) Из предложения 3  выпишите разделительный союз. Задание 10 (1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город,  которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает  дедушкиного дома. (3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые  переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать  там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой­то мой главный корень обрублен. (6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй  тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я  был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах.  (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней  располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства  держит при себе. (9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней  (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром  грецкого ореха. (10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых  орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не  загустевшим ядрышком внутри! (11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с  большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы  сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых  кладах в старых крепостях. (13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину. (14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе! (15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (По Ф. Искандеру) Из предложения 2 выпишите все слова, являющиеся служебными частями речи.

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)

Материалы для подготовки к ЕГЭ: грамматика, морфология. Задания 1-10 (10-11 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017