План занятия № 27
По дисциплине «Экология»
Специальность
Группа
Тема занятия: Решение экологических задач на устойчивость и развитие
Дата
Цели
А) образовательная: сформировать знания о цепях питания живых организмов, о
положении живых организмов в цепи питания и экологической пирамиде;
сформировать навыки составления цепей питания;
научить рассчитывать соотношения между звеньями экологической пирамиды,
используя правило экологической пирамиды.
Б) воспитательная: воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой
деятельности;
способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых личностных
качеств (аккуратности, добросовестности, дисциплинированности.
В) развивающая: продолжить развитие речи, умение проводить анализ, сравнение,
обобщение, систематизацию, решение проблемы;
развивать способность выдвигать гипотезы, сравнивать их, выбирать лучшую и
принимать решение;
развивать умение формулировать задачи, действовать по инструкции, алгоритму,
планировать и контролировать собственную деятельность.
Формируемые ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Методы:
объяснительноиллюстративный (с элементами беседы, созданием проблемной
ситуации);
репродуктивный (частичнопоисковый, с элементами самостоятельной работы);
методы учебной работы под руководством преподавателя;
методы самостоятельной учебной работы.
Оборудование урока:
Экология: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего
профессионального образования; Под редакцией В.Д. Валовой. М.: «Просвещение»,
2012.
Инструкционнотехнологическая карта
Мультимедийная установка с программным обеспечением
Компьютерные презентации
Тип занятия:
Практическое занятие (урок совершенствования знаний, умений и навыков)
Межпредметные связи:
А) обеспечивающие: экологические основы природопользования
Б) обеспечиваемые: биология
Источники информации:
1.
Экология: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего
профессионального образования; Под редакцией В.Д. Валовой. М.: «Просвещение»,
2012.
2.
Общая биология: Учебник для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования; Под редакцией В.М. Константинова. М.:
Издательский центр «Академия», 2012.
Ход занятия
1. Организационная часть (______ мин.)
Приветствие, проверка посещаемости. Организация актуализации требований к обучающимся со стороны учебной
деятельности.
2. Постановка задачи (_____ мин.)
Сообщение темы урока «Решение экологических задач на устойчивость и
развитие».
Сообщение целей и задач урока.
3. Подведение итогов контроля знаний (_____ мин.)
4. Актуализация ( _____ мин.)
Актуализация опорных знаний студентов, повторение учебного материала,
необходимого для проведения практического занятия:
Какие группы живых организмов по способу питания вы можете назвать?
Какие живые организмы относят к продуцентам и в чем отличие этого
способа питания?
Какие живые организмы относятся к редуцентам и чем характеризуется этот
способ питания?
5. Мотивация (_____ мин.)
Подготовка студентов к активному сознательному усвоению навыков
построения пищевых цепей и экологических пирамид массы и энергии.
6. Формирование представлений по теме занятия ( _____мин.)
Вводная беседа и объяснение основных этапов построения пищевой цепи и
экологической пирамиды (правила экологической пирамиды) с использованием
компьютерной презентации.
Решение пробных заданий (совместно с преподавателем).
Выполнение заданий практического занятия.
Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы,
трофических уровней:
1. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент второго
порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны.
2. Составьте схему цепи питания, характерную для болот, зная, что ее компонентами могут
являться какиелибо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж,
растение, муха.
3. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам,
первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк,
лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4. Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря). 5. К каким трофическим уровням относятся следующие организмы: заяцбеляк, лисица
обыкновенная, лось, лесные травы?
Задание № 2.
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно
зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков
мышь полевка хорек – филин.
Задание № 3. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы
вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на
каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
Дополнительные задания
Задание № 4. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем
экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу: растения, орёл
змееяд, лягушка, микроскопический гриб, жук.
Продуцент
Консумент 1 порядка
Консумент 2 порядка
Консумент 3 порядка
Редуцент
Задание № 5. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно
планктона, чтобы в море выросла одна особь калана (морской выдры) массой 30 кг, если цепь
питания имеет вид: фитопланктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, калан.
Задание № 6. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов
может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки >
кузнечики> лягушки> змеи> орел.
7. Закрепление изученного материала (_____мин.)
8. Подведение итогов проведённого занятия (______мин.)
Организация фиксации неразрешенных затруднений на уроке как направление
учебной деятельности.
Мотивация собственной деятельности обучающихся, взаимодействия с
преподавателем и одногруппниками.
9. Задания для самостоятельной работы студентам во внеурочное время
(______мин.)
Организация, обсуждение и запись домашнего задания. Экология: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего
профессионального образования; Под редакцией В.Д.
М.:
«Просвещение», 2012. – стр.
Валовой.
Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.