Материалы педсовета : «Значение и эффективность домашнего задания в учебной деятельности. Предупреждение перегрузки обучающихся.»
Оценка 5

Материалы педсовета : «Значение и эффективность домашнего задания в учебной деятельности. Предупреждение перегрузки обучающихся.»

Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
05.01.2017
Материалы педсовета : «Значение и эффективность домашнего задания в учебной деятельности. Предупреждение перегрузки обучающихся.»
ВЫСТУПЛЕНИЕ зам.директора.doc

            Эпиграф к педсовету “Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”. Эльконин – Давыдов слайд 1.

Слайд 1. Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный и нелегкий труд. Всем известно, что такое домашнее задание. Не одно поколение обучающихся домашнее задание называют «домашкой». Что же такое «домашка»?  «Домашка» - это то, что мешает «бедным»  ученикам  делать то, что им хочется после окончания всех уроков. «Домашка» – это кабала, в которую загоняют «ужасные» учителя и «вредные» родители... Зачем же из года в год  педагоги настаивают на выполнении домашнего задания, и почему  столько  же поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи», идя на любые ухищрения?

       Хорошо известно, какой вклад может и должно вносить домашнее задание в овладение всеми учащимися основными знаниями и умениями. В связи с развитием общества и науки возникают новые требования к школе, соответствовать которым можно, совершенствуя учебные планы и средства обучения. Это касается и домашних заданий. Тем не менее домашнее задание остается, в конечном счете, делом самого учителя. Поэтому необходимо рассмотреть проблему роли домашнего задания в усвоении учащимися знаний и умений.

Слайд 2. В последнее время актуальность приобретает проблема домашних заданий. Остро встают вопросы: Что задавать? Как задавать? С какой целью? Для чего задавать? Нужно ли всем одинаковое домашнее задание? Как часто и вообще нужно ли его проверять? Если ребенок не выполнил домашнее задание, это “2”? Иногда мы слышим, что урок не получился, так как учащиеся не выполнили домашнее задание. Часто домашнее задание никак не привязано к уроку.. Эффективно ли это? ЕГЭ также вносит свои коррективы, учащиеся подбирают задания сами, сами выбирают только нужные предметы. Кто прав?

Почему так остро встают эти вопросы?

Слайд 3. Цель педсовета: осознание проблемы домашнего задания в современном мире, анализ ее с разных позиций; представить свой опыт по данной теме; дать рекомендации для дальнейшего использования; ознакомить с нормативными документами по вопросам объема и дозировки домашнего задания.

По результатам анкетирования учащихся по данной теме получились следующие результаты, по которым можно сделать определенные выводы.

Слайд 4. Количество анкетируемых

         Никто не сомневается в том, какое большое место принадлежит домашней работе при формировании прочных знаний и умений, твердой привычки к труду. Оно может служить, в первую очередь, для закрепления полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения полученных знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего урока, а также для самостоятельной проработки нового материала. Оно используется также для устранения пробелов в знаниях, подготовки к экзаменам или к работе над новым материалом и т.п.

         Слайд 5..На вопрос «Как ты думаешь, какую роль в обучении играет домашнее задание?»,  учащиеся нашей школы  ответили, что большую, важную: чтобы получить хорошее образование и хорошую работу, для закрепления материала, для подготовки к ЕГЭ, для всестороннего развития, в будущем на работу заявление писать, получить хорошую оценку.

         Итак, домашнее задание необходимо. Это знаем мы и понимают  это школьники. Но как правильно его задать, в какой момент урока, какие цели должно преследовать домашнее задание, объем его – сегодня мы об этом и поговорим.

            В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.

         Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени.

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

            Прежде всего, острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

Слайд 6. Последствия перегрузки.

 

Слайд 7.Нормы  СанПиНа. Многие родители считают, что чем больше времени школьник сидит над учебниками – тем лучше. Это не так: время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий должно соответствовать возрасту и физическим возможностям ребенка. Занятия дни и ночи напролет могут привести к переутомлению, а то и к нервному истощению. Специалисты советуют посвящать занятиям:

В первом классе – до 1 часа;

Во втором классе – до 1,5 часа;

В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;

В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;

В седьмом классе – до 3 часов;

В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.

Некоторым детям трудно терпеливо высидеть даже час за уроками – им требуются короткие перерывы.

 

     Слайд 8. Результаты анкетирования учащихся. О времени приготовления уроков. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.

 

Слайд 9. Время на каждый предмет. Всегда ли мы сами ориентируемся на способности детей?

       .Многие исследователи, рассматривая пути преодоления перегрузок, главное внимание уделяют вооружению всех учащихся общими учебными умениями и навыками. Их формирование сейчас предусматривается учебными программами по большинству предметов.

 

Слайд 10.Предметы,На выполнение которых тратится много времени.   Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.

Слайд 11. Причины трудностей.

 

        Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.

Простая истина – интересно на уроке – интересно и дома. Как сделать так чтобы домашнее задание стало в радость, а не в тягость.

Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание может творить чудеса. Вкус пусть крошечного, лично учеником сделанного для себя открытия во время выполнения домашней работы, позволяет повысить мотивацию учебной деятельности.

Слайд 12 . Какие уроки проходят познавательно для вас?

Слайд 13.Какие домашние задания ты делаешь с удовольствием?

Слайд.14 .Привлекательные для вас формы домашних заданий.

 

        Издавна домашняя работа учащихся служила и служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. Вполне понятно, что домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.

Сегодня многих педагогов волнует вопрос невыполнения домашнего задания учениками!

Слайд 15..Причины невыполнения .Проблем здесь много. Одна из них - это большой объем домашних заданий, которые получает ученик ежедневно. Наверное, срабатывает защитная реакция, и ребенок принимает решение – не делать домашнюю работу. Трудности в выполнении домашнего задания – это полбеды, еще одна проблема – это монотонность, однотипность упражнений, которые должен ученик выполнять дома. Ученик не всегда понимает значимость выполняемой домашней работы. «Под звонок» называются номера примеров и задач, параграфов и т. п., а пояснения к ним не успевают даваться. В основном, при таком порядке, задание на дом, записывают второпях, не вдумываясь в то, что предстоит сделать. В следствие этого, мало кто дома из ребят сам сообразит и сделает. Кому-то помогут родители или более сообразительные товарищи, а кто-то, оказавшись лицом к лицу с непонятным заданием, так и не выполнит его. Это может войти в систему и как один из вариантов того, - начинается запущенность, зарождается неуспеваемость.

А ещё  – завышение оценок. Ученик прекрасно понимает, что ему все равно поставят три – так зачем «париться»?

Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его ученики  о нем говорили так: «У педагога С. можно и не пытаться «забыть» сделать домашнюю работу. Он никогда не забывает, когда и какое задание дает».

        Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности.

 Слайд 16. Сам или с помощью родителей? 

Слайд 17. Проверяют или нет?

Сильным мотивирующим фактором может быть понимание учащимися, что от качества  их домашней работы  зависит, достигнет ли урок намеченной цели. Для каждого учителя очень важно убедиться, что все учащиеся поняли  задание. Нередко можно услышать от  учеников, что им непонятно, что же задано на дом? Формулировки типа «Прочитайте отрывок!»,  «Повторите то, что мы прошли на уроке!», «Поищите материал на эту тему!» без дальнейших уточнений неприемлемы для домашних заданий (как впрочем и  для работы на уроке). Подобные формулировки встречаются в основном тогда, когда учитель неосновательно подготовился  к уроку и не продумал домашнее задание Слайд 18. Списываешь или нет?

            Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом–одиннадцатых классах.

Слайд 19. Проверять дом задания или нет? Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически. Как же решать проблему контроля и оценки домашнего задания?

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом вы сможете потом проверить и оценить.

       Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании.

 Слайд.20.В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

индивидуальная;

групповая;

творческая;

дифференцированная;

одна на весь класс;

составление домашней работы для соседа по парте.

Слайд 22

           А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел». Что замечают школьники за нами в этот момент? Слайд 22

 

Слайд23.  Рекомендации по дозированию домашнего задания

 

Решение педсовета

§  1. Принять к исполнению рекомендации для педагогов с учетом санитарных норм. Учителям – предметникам продолжить работу над мотивацией учащихся по отношению к домашней работе.

§  2. Рекомендации для родителей и детей по повышению эффективности домашнего задания довести до сведения через родительские собрания и классные часы.

§  3. Материалы  педсовета и рекомендации по теме «Все о домашнем задании» разместить на школьном сайте.

§  4. Администрации школы при осуществлении контроля тщательно анализировать объем и содержание домашних заданий через проверку классных журналов и посещение уроков.


Скачано с www.znanio.ru

Эпиграф к педсовету “Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”

Эпиграф к педсовету “Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”

По результатам анкетирования учащихся по данной теме получились следующие результаты, по которым можно сделать определенные выводы

По результатам анкетирования учащихся по данной теме получились следующие результаты, по которым можно сделать определенные выводы

Слайд 7 . Нормы СанПиНа . Многие родители считают, что чем больше времени школьник сидит над учебниками – тем лучше

Слайд 7 . Нормы СанПиНа . Многие родители считают, что чем больше времени школьник сидит над учебниками – тем лучше

Слайд 11. Причины трудностей.

Слайд 11. Причины трудностей.

Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка

Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка

Формулировки типа «Прочитайте отрывок!», «Повторите то, что мы прошли на уроке!», «Поищите материал на эту тему!» без дальнейших уточнений неприемлемы для домашних заданий (как впрочем…

Формулировки типа «Прочитайте отрывок!», «Повторите то, что мы прошли на уроке!», «Поищите материал на эту тему!» без дальнейших уточнений неприемлемы для домашних заданий (как впрочем…

Слайд.20.В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная; групповая; творческая; дифференцированная; одна на весь класс; составление домашней работы для соседа по парте

Слайд.20.В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная; групповая; творческая; дифференцированная; одна на весь класс; составление домашней работы для соседа по парте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017