Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
13.03.2017
Выступление на заседании МО начальных классов по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)" знакомит с актуальными проблемами связанными с обучением детей с ОВЗ и путями их решения.Материалы выступления на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Анализ проблем работы с детьми ОВЗ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Ульяновска «Средняя школа №28»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на МО начальных классов по теме:
Анализ проблем педагогов, возникающих
при реализации требований основной
общеобразовательной программы на
основе ФГОС начального общего
образования для детей с ОВЗ (ЗПР)
Подготовил:
учитель начальных классов
Абдулкина Надежда Ивановна 29.12.2015г.
Анализ проблем педагогов, возникающих при
реализации требований основной общеобразовательной
программы на основе ФГОС начального общего
образования для детей с ОВЗ (ЗПР)
Реализация ФГОС для детей с ЗПР предполагает разработку
адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования (далее АООП НОО) обучающихся с задержкой психического
развития.
АООП НОО это учебнометодическая документация,
определяющая объем и содержание образования, планируемые результаты
освоения АООП НОО, условия образовательной деятельности, включая
расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
АООП НОО. В структуру АООП НОО включаются: учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов.
Нормативноправовым основанием для разработки АООП являются сле
дующие документы: Федеральный закон «Об образовании в РФ»; Федераль
ный государственный образовательный стандарт начального общего образо
вания обучающихся с задержкой психического развития; Примерная адапти
рованная основная образовательная программа (ПрАООП) начального обще
го образования на основе ФГОС обучающихся с задержкой психического
развития; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 №
АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми–инвалидами»; Нацио
нальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04
февраля 2010 года, Пр271); Приказ Министерства образования и науки Че
лябинской области «Об утверждении областного базисного плана специаль
ных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов Челябин
ской области на 2014/2015 учебный год»; Постановление Главного государ
ственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №
189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в обще
образовательных учреждениях». 172 Для реализации АООП в школе
разработаны следующие локальные акты: Устав МАОУ СОШ, Положение о
специальном (коррекционном) обучении в МАОУ СОШ № 73, Положение об Положение о «гибких» классах,
общеобразовательном интегрированном классе при внутренней
дифференциации,
Положение о
внутришкольном психологомедикопедагогическом консилиуме, Положение
о дополнительном образовании в МАОУ № 73, Положение о логопедическом
сопровождении детей с ОВЗ, Положение о коррекционных кабинетах,
Положение об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Условия реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития С целью сохранения единого образовательного
пространства страны требования к условиям получения образования
обучающимися с ЗПР, представляют собой систему требований к кадровым,
финансовым, материальнотехническим и иным условиям реализации
адаптированной основной образовательной программы и достижения
планируемых результатов этой категорией обучающихся. 2.5.1. Кадровые
условия Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации
кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медикопсихологическое
сопровождение обучающегося с ЗПР в системе школьного образования. В
штат специалистов образовательной организации,
реализующей
адаптированную образовательную программу начального общего образования
обучающихся с ЗПР должны входить учителяолигофренопедагоги,
воспитатели, учителялогопеды, педагогипсихологи, специалисты по
адаптивной физкультуре, социальные педагоги, музыкальный работник,
медицинские работники. Педагоги, реализующие АООП начального общего
образования, должны иметь высшее профессиональное образование по одному
из вариантов программ подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам
подготовки олигофренопедагога;
в) по специальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям
«Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении
переподготовки в области олигофренопедагогики.
г) по педагогическим специальностям или по направлениям
(«Педагогическое образование», «Психологопедагогическое образование») с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области
олигофренопедагогики. Воспитатели, принимающие участие в реализации АООП начального
общего образования, должны иметь высшее или среднее профессиональное
образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Специальная педагогика в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное
дошкольное образование»;
б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
в) по направлению «Педагогика» по образовательным программам
подготовки олигофренопедагога;
г) по специальности: «Олигофренопедагогика»;
д) по другим педагогическим специальностям с обязательным
прохождением профессиональной переподготовки или повышением
квалификации в области специальной педагогики или специальной
психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.
Педагогпсихолог должен иметь высшее профессиональное образование
по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности:
«Специальная психология»;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам
подготовки бакалавра или магистра в области психологического
сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области
психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
г) по педагогическим специальностям или по направлениям
(«Педагогическое образование», «Психологопедагогическое образование») с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области
специальной психологии.
При любом варианте профессиональной подготовки педагогпсихолог
должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения
квалификации в области олигофренопедагогики,
подтвержденные
документом установленного образца.
Учительлогопед должен иметь высшее профессиональное образование
по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности: «Логопедия»;
б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области
логопедии;
в) по педагогическим специальностям или по направлениям
(«Педагогическое образование», «Психологопедагогическое образование») с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области
логопедии.
При любом варианте профессиональной подготовки учительлогопед
должен обязательно пройти переподготовку или курсы повышения
квалификации в области олигофренопедагогики,
подтвержденные
документом установленного образца.
Учитель физкультуры, рисования, трудового обучения, занятые в
образовании обучающихся с ЗПР, должны иметь уровень образования не ниже
среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с
обязательным прохождением профессиональной переподготовки или
повышением квалификации в области специальной педагогики или
специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного
образца.
При необходимости образовательная организация может
использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые
позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других
организаций к работе с обучающимися с ЗПР для удовлетворения их особых
образовательных потребностей. Требования к трудовым функциям
педагогических работников (общепедагогической (обучение), воспитательной
и развивающей деятельности) определены Стандартом профессиональной
деятельности педагога15 .
Материальнотехническое обеспечение школьного образования
обучающихся с задержкой психического развития должно отвечать не только
общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в
структуре материальнотехнического обеспечения процесса образования
должна быть отражена специфика требований к:
организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения,
включая компьютерные
инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим
материалам,
отвечающим особым образовательным потребностям
обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант
программы.
Требования к организации пространства.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в
котором осуществляется образование обучающихся с ЗПР должно
соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным
организациям, в частности:
к соблюдению санитарногигиенических норм образовательного
процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно
тепловому режиму и т. д.);
к обеспечению санитарнобытовых (наличие оборудованных
гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социальнобытовых
условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);
к соблюдению пожарной и электробезопасности;
к соблюдению требований охраны труда;
к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов
текущего и капитального ремонта и др.
Материальнотехническая база реализации адаптированной основной
образовательной программы начального образования обучающихся с ЗПР
должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям,
предъявляемым к:
участку (территории) образовательного учреждения (площадь,
инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения
образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения
и их оборудование);
зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания);
помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие
читального зала, число читательских мест, медиатеки);
помещениям для осуществления образовательного и коррекционно
развивающего процессов: классам, кабинетам учителядефектолога, учителя логопеда, педагогапсихолога и др. специалистов (необходимый набор и
размещение, их площадь, освещенность, расположение и размеры, структура
которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и
внеурочной учебной деятельности);
актовому и физкультурному залам, залу для проведения занятий по
ритмике;
кабинетам медицинского назначения;
помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и
обеспечивающим возможность организации
приготовления пищи,
качественного горячего питания;
туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.
Требования к организации временного режима.
Временной режим образования обучающихся с задержкой психического
развития (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии
с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ»,
СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными
актами образовательной организации. Сроки освоения адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования
обучающимися с ЗПР составляют 5 лет (0 – IV классы). Продолжительность
учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных
занятий в 0м классе составляет 35 минут. При определении
продолжительности занятий в 1м классе используется «ступенчатый» режим
обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябредекабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь
май − по 4 урока по 40 минут каждый);
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Пятидневная рабочая
неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Требования к техническим средствам обучения.
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты
обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют
мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность
обучающихся. Информационнообразовательная среда образовательного
учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и
др.),
культурные и организационные формы информационного
взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в
решении учебнопознавательных и профессиональных задач с применением
информационно коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие
служб поддержки применения ИКТ.
Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным
дидактическим материалам. Учет особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР обусловливает необходимость использования
специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для
закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения
практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на
печатной основе, включая Прописи. 16 п. п 10.9, 10.10 постановления
главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189
г.
Москва «Об утверждении Санпин 2.4.2.282110 "Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях".
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
обусловливают необходимость специального подбора дидактического
материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности. Освоение содержательной области «Филология» предполагает
использование печатных пособий (наборы картинной азбуки; наборы
предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по
отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в
соответствии с тематикой и видами работ); опорных таблиц по отдельным
изучаемым темам;, схем (звукобуквенного разбора слова; разбора слов по
составу и др.); дидактического раздаточного материала (карточки с
заданиями); наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов
муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.).
Освоение содержательной области «Математика» предполагает
использование разнообразного дидактического материала: предметов
различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной
основе; калькулятора; измерительных инструментов и приспособлений
(размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы
угольников, мерки); демонстрационных пособий для изучения геометрических
величин, геометрических фигур и тел; настольных развивающих игр. Формирование доступных представлений о мире и практики
взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области
«Обществознание и естествознание(Окружающий мир)» происходит с
использованием традиционных дидактических средств, с применением видео,
проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов,
муляжей предметов, чучел животных и птиц. Обогащению опыта
взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный
контакт обучающихся с ЗПР с миром живой природы (растительным и
животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные
растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной
организации, а также теплицы, пришкольный участок и другие объекты на
прилегающей к образовательной организации территории.
Специальный учебный и дидактический материал необходим для
образования обучающихся с ЗПР в области «Искусство». Освоение практики
изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного
творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц,
кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага,
краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной
деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика,
ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для
соответствующих мастерских. На занятиях музыкой и театром важно
обеспечить обучающимся с ЗПР использование доступных музыкальных
инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а
также оснастить актовые залы воспроизводящим, звукоусиливающим и
осветительным оборудованием.
Для овладения образовательной областью «Технологии» обучающимся
с ЗПР необходимо использование специфических инструментов (кисти
беличьи, кисти из щетины, стеки, ножницы, циркуль, линейки, угольники, иглы
швейные с удлиненным (широким) ушком и др.) и расходных материалов
(краски акварельные и гуашевые; фломастеры разного цвета; цветные
карандаши; бумага рисовальная, бумага цветная разной плотности, картон
цветной, серый, белый; бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);
бумага в крупную клетку; набор разноцветного пластилина; нитки (разные
виды); ткани разных сортов и др.) в процессе формирования навыков ручного
труда.
Овладение обучающимися с ЗПР образовательной областью
«Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в
процессе музыкальноритмической и спортивной деятельности. Для этого необходимо наличие специальных предметов (лент, мячи, шары, обручи и др.);
фонотеки с записями различных музыкальных произведений; наборов детских
музыкальных инструментов (бубен, барабан, детское пианино и др.).
Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого
спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно
спортивной деятельности.
Специфика данной группы требований состоит в том, что все
вовлечѐнные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный
доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в
образовательной организации, где можно осуществлять подготовку
необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения
обучающегося с ЗПР.
Предусматривается материальнотехническая
поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия
специалистов разного профиля, вовлечѐнных в процесс образования,
родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР. Информационное
обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования
обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных
связей участников образовательного процесса. Информационнометодическое
обеспечение реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с ЗПР направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией программы,
организацией
образовательного процесса и условиями его осуществления.
планируемыми результатами,
Анализ работы с детьми ЗПР в нашей школе.
Для выполнения стратегической цели реализации АООП коллективом
педагогов были определены задачи: создание условий для развития и воспи
тания личности младшего школьника с ЗПР в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования; достижение планируемых результа
тов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Планета знаний»; достижение
личностных результатов учащихся с ЗПР (готовность и способность
обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию; осмысление и принятие основных базовых национальных
ценностей); достижение метапредметных результатов обучающихся;
достижение предметных результатов.
Нами выделены следующие особенности реализации АООП НОО для
детей с ЗПР в условиях нашей школы: 1) обучение детей с ЗПР осуществляется в условиях реализации
технологии интегрированного обучения детей с особенностями развития;
2) в школе обучающиеся с ЗПР не объединены в классы, нет единиц
классов, нет специальных (коррекционных) классов для детей с ЗПР. Все
ученики обучаются в интегрированных общеобразовательных классах;
3) интегрировано составляется учебный план, в котором отражена
специфика работы школы, то есть дозированное обучение детей с ЗПР в
условиях «гибкого» класса и в условиях общеобразовательного класса;
4) у нас отсутствуют учителядефектологи, но есть логопед и психолог,
нагрузка у них составляет от 1 до 2 часов в неделю (мало). Основную работу
учителядефектолога выполняет учитель, индивидуальных часов на занятия
не отводятся (1 час в неделю с группой детей слабых по успеваемости)
5) для каждого ученика с ЗПР составляется индивидуальный
коррекционнообразовательный режим и маршрут учителем, а не со
специалистами школьного консилиума;
6) отсутствует сопровождение детей учителемдефектологом (тьютера)
как в условиях «гибкого» класса, так и в условиях общеобразовательного
класса;
7) отслеживание результативности усвоения образовательной
программы осуществляется через выполнение комплексных контрольных
работ и итоговых работ, составленных для детей с ЗПР.
Таким образом, в ходе реализации АООП НОО для учеников с ЗПР мы
испытываем трудности при достижении обучающимися с задержкой
психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных
и предметных
Литература:
1. Адаптированная образовательная программа образовательной
организации: методические рекомендации по разработке / М. И. Солодкова,
Ю. Ю. Баранова и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014.
2. Примерная адаптированная основная образовательная программа
(ПрАО ОП) начального общего образования на основе ФГОС обучающихся с
задержкой психического развития // http://fgos–ovz.herzen.spb.ru/ .
3. Шевчук, Л. Е., Резникова, Е. В. Обучение учащихся с особенностями
разви тия по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе. 3е издание, переработанное
и дополненное – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010.
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы выступление на педсовете по теме: "Анализ проблем педагогов, возникающих при реализации требований основной общеобразовательной программы на основе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.