Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)
Оценка 5

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Оценка 5
Семинары
docx
администрации
Взрослым
18.01.2017
Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)
Обобщение опыта использования на уроках русского языка социо-игровых технологий, которые способствуют развитию мыслительной деятельности обучающихся, их творчеству, главная задача обучения, как считают авторы этой технологии (В.М. Букатов и А.П. Ершова), в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении учащимися их собственной личности.Обобщение опыта работы
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.docx
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ (ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ ФГОСЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ) Все   мы   понимаем,   что  XXI  век   выдвигает   новые   требования   всему обществу,   образованию,   учителям.  Что   сегодня   необходимо   поменять   в школе,   чтобы   выпускник   школы   отвечал   требованиям   современного общества?   Умел   работать   в   команде,   принимать   решения   и   брать ответственность   на   себя   и   обладал   другими,   важными   для   общества качествами? Но эти умения не появляются ниоткуда, их нужно формировать и развивать.   И это развитие должно начинаться   в школе. На наш взгляд необходимо,   во­первых,   измениться   самому   учителю,   а   именно   должна измениться   роль   учителя.   В   современном   мире   источников   информации предостаточно,   и   наши   ученики   являются   уверенными   пользователями различных   технических   устройств.   Поэтому   сегодня   учитель     ­   это организатор   познавательной   деятельности   учащихся.   Во   –   вторых, необходимо   активно   внедрять   в   учебный   процесс   современные образовательные   технологии.   В   связи   с   этим,     педагоги   сегодня   должны владеть   технологиями   целеполагания,   проектирования,   диагностирования; уметь оценивать эффективность применяемых педагогических технологий и собственной деятельности в целом. В мировой педагогической практике существует  множество рецептов настоящего   обучения.  Наиболее   эффективный   результат   в   достижении поставленных   целей   дает   использование   личностно­ориентированных технологий.   Именно   такими     социо­игровая   технология   и технология коллективной анимации.   являются   Авторы В.М. Букатов и А.П. Ершова видят главную задачу обучения в усвоении   детьми   активных   форм   жизнедеятельности,   в   познании   и утверждении учащимися их собственной личности. Достигаются эти задачи путем   организации   урока,   как   игры­жизни   между   микрогруппами   (малыми социумами – отсюда и термин «социо­игровая»). Учитель должен постоянно во время урока «держать руку на пульсе», но это совсем не значит, что он должен выставлять себя напоказ. В первую очередь на уроке должны работать и   проявлять   себя   учащиеся,   они   должны   быть   главными   действующими лицами на уроке. Кто из педагогов не знает картину Н.П.Богданова­Бельского «Устный счет»? На ней изображены дети, которые сосредоточенно вычисляют ответ примера, записанного учителем на доске. Он труден не только для устного счета,   но   и   для   решения   в   столбик.   Все   заняты   вычислениями.   Почему? Секрет следует искать в двигательной активности, в свободе мизансцен, в общем   ритме,   допускающем   индивидуальность   темпа   работы   каждого ученика.   Приглядевшись   к   картине,   можно   обнаружить   интересную подробность.   Сидит   всего   один   человек   —   учитель.   Остальные   свои вычисления выполняют стоя, свободно двигаясь по классу. А   на уроках в современных   школах   чаще   случается   наоборот:   учитель   то   и   дело прохаживается   по   кабинету,   а  его   воспитанники   сидят   на   своих   местах   и скучают.  И поэтому, используя на уроках приемы социо­игровой технологии, мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка, и тогда дела становятся игрой.  Но слово   «игра» здесь не присутствует.   Одно   из   основных   понятий   социо­игровой   педагогики   – «режиссура урока» через движение, через смену мизансцен, через групповую работу. Как разделиться на группы? Это можно сделать с помощью приема «Жеребьевка». Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав групп, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Чтобы   избежать   этого,   лучше   всего   воспользоваться   разными   вариантами деления   на   группы:   по   алфавиту   (имён,   фамилий   или   номеров:   домов, квартир), по считалочке. Через   работу   в   постоянных   и   временных   микрогруппах   уменьшается дистанция   между   детьми.   Ученики   находят   подходы   друг   к   другу,   в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята малая группа. Объединившись, группа выбирает себе рабочее место. Роли в группе могут распределиться   так:   посыльный,  командир,  секретарь,  докладчик,    критик. Роли могут быть другими, главное, чтобы ни один ребенок не остался без «должности».  Группы получают пакеты теоретических и практических заданий, а также карточки с надписями: «Все­все» (т. е. каждый член группы рассказывает весь материал),   «Один   за   всех»   (т.   е.   один   участник   группы   отвечает   весь материал),   «Выбор   учителя»   (т.   е.   учитель   выбирает   того,   кто   будет рассказывать   материал),   «Доверие»   (т.   е.   предполагается,   что   все   члены группы знают  ответ по теме). Организуя   учебный   процесс,   можно   использовать   следующие   социо­ игровые приемы обучения. На некоторых их них  хотелось бы остановиться. Прием «Интересное рядом» У нас в кабинетах есть стенды, на которых мы размешаем интересную и полезную   информацию   к   уроку.   Но   всегда   ли   ученики   обращают   на   нее внимание? Ответ вы знаете сами. Как же сделать так, чтобы они сами, без вашей подсказки захотели с ней познакомиться и ее использовать? Поможет такой прием "Интересное рядом".  Где же можно найти дополнительную информацию? Конечно же на стендах. И ученики к ним подходят и читают. Каждой команде, используя отобранный материал стендов в классе, нужно было   сначала   составить   текст   мини­выступление,   а   потом   не   только пересказать материал, а передать от одного из лиц, перечисленных в списке: музейного   экскурсовода,  диктора   телевидения,   тележурналиста,   школьного учителя. Прием «Волшебная палочка» С   помощью   этого   приема   можно   проверить   домашнее   задание. Волшебная   палочка   (ручка,   карандаш,   линейка)   передается   в   классе   в произвольном   порядке.   Передача   палочки   из   рук   в   руки   сопровождается речью по какому­то заранее заданному заказу­правилу.  Прием «Блуждание по тексту» Зачастую   на   уроке   можно   слышать   задание:  «Откройте   учебник   на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией. Здесь нам поможет прием «Блуждание по тексту» Берем текст, который нужен на данном этапе урока и просим найти:  найти на стр. №.. самое длинное предложение;  посчитать количество слов, которые пишутся в кавычках? Почему?  какие знаки препинания используются на последней стр. статьи? Каких больше?  найти предложение соответствующее схеме;  найти,   что   в   тексте   статьи   и   в   классе   вокруг   вас   есть   похожего, одинакового. Тексты   убираем.   Задание:   записать   в   тетрадях   то,   что   запомнилось   из текста.   Сначала   будет   недоумение,   ведь   не   было   задания   прочитать   и запомнить.   Но   потом   все   получится.   Работаем   в   группах.   Один   запомнил одно, другой другое, и получился текст. Через пять минут заслушать всех. Потом сравнить с данным тестом. Этот прием помогает при подготовке к экзаменам в 9 и 11 классе. Почему учащиеся допускают ошибки при выполнении ГИА, ЕГЭ, часто это не столько незнание  правила,  сколько  невнимательность   при чтении  задания.  Поэтому развить   внимательность и сообразительность учеников можно   с помощью этого приема.  Прием «Видимо­невидимо»         На доске вывешивается плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким   (но   различимым   издали)   шрифтом   «вдоль»   и   «поперек»   написано пятнадцать­двадцать   слов.   По   истечении   минуты   плакат   закрывается,   а группы   с   фотографической   точностью   воспроизводят   слова,   которые запомнились. Затем   группы   обмениваются   своими   записями   для   проверки. Желательно   договориться   вносить   исправления   в   чужих   записях   ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные»   другой   командой   слова.   Проверенные   листочки   возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих». Исправления сверяются с плакатом,   вывешенным   уже   для   проверки   и   выяснений   возможных недоразумений.   После   чего   определяются   победители.   Выигрывают   те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов. Плакаты  для  задания «видимо­невидимо»  могут  изготавливаться  и  самими учениками во время урока.  Прав был А. Гин: «Идеальное управление ­ когда управления нет, а его функции   выполняются.   Каждый   знает,   что   ему   делать.   И   каждый   делает, потому   что   хочет   этого   сам».   Во   многих   древних,   особенно   восточных, культурах   учителя   обычно   давали   своим   ученикам   всего   три   основных указания: «повинуйся», «помогай» и «спорь». Каждое из них характеризовало конкретную   стадию   обучения.   «Повинуйся»   означало,   что   от   ученика требовалось просто повторять за учителем. Указание «помогай» относилось ко второй стадии. На данной стадии от ученика   требовалось   помогать   учителю   и   в   теории,   и   в   практическом творчестве. «Спорь»   означало,   что   ученик   принимал   эстафету   духовного совершенствования,   становясь,   таким   образом,   учителем   для   следующего поколения.             Ключевое слово здесь — «анимация», что в переводе с латинского и французского языков означает «одушевление», «оживление». Так в чём же суть   предлагаемого   метода?   А   в   том,   чтобы   коллективными   усилиями учителя и классного коллектива «анимировать»  процесс обучения, перевести его   из   «одностороннего»   режима   загрузки   мозга   в   полносторонний   и полноценный процесс обучения, при котором в этом процессе участвует не только мозг, но и душа и даже тело ученика, и всё это даёт ему возможность приобрести полноценный жизненный и личностный опыт, который только и может   служить   гарантом   эффективности   и   результативности образовательного процесса.       Вот   пример   из  литературы.   У   Герасима   после   утопления   Му­Му   от пережитого   нервного   потрясения   неожиданно   прорезается   голос.   Что   он скажет своей барыне? Чем не индивидуальное или командное задание для групп юных коланиматоров? И в свою очередь — какое решение примет сама помещица после этой речи? Простить, отпустить на волю, а может — засечь Герасима до смерти на конюшне?      А если бы Андрей Болконский не умер после ранения в Бородинском бою? Как  бы  дальше   сложились   взаимные   отношения  и   судьбы —  его,  Наташи, Пьера Безухова? Обратили внимание, какой могучий элемент креативности заложен   в   подобных   коланимациях?   И   потому   они   вполне   могут   стать   и должны   становиться   главным   содержанием   современного   урока,   фокусом решения его дидактических, воспитательных и развивающих задач.        Коллективная анимация обучения при желании вполне вписывается во внедряемые   в   школу   ФГОС   как   пример  деятельностного  подхода   к образовательным   технологиям.   Думается,   именно   в   среднем   звене   школы анимационные   технологии   наиболее   жизненно   необходимы,   так   как   в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учеников этого   возраста   —   их   заряженности   на   движение   (физическое   личностное, умственно­поисковое) и ориентацию на коллективные ценности. Литература 1. Дедушка А. И., Клименко О.Л. Коллективная анимация обучения ­ прорыв в дидактике? "Педагогическая мастерская" № 4 (28) апрель 2014г.  2.   Букатов   В.,   Ершова   А.   "Нескучные   уроки".   Пособие   по   социо­игровым технологиям   обучения   для   учителей   физики,   математики,   географии   и биологии. Петрозаводск – 2009г. 3.   Юшкова   Е.В.   "Социо­игровой   стиль   работы   с   детьми   как   эффективная педагогическая технология".

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)

Метапредметные результаты: пути достижения (практика работы по русскому языку при переходе на новые ФГОСы второго поколения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017