Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)
Оценка 4.6

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
математика
7 кл
20.02.2018
Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)
Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов.Каждый учитель задавался вопросом, как же научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни стать успешным? На мой взгляд, жить по-настоящему во взрослой жизни – это умение ставить цели и добиваться их. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное.
Метод проектов по математике.doc
Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики) Абдрахманова Татьяна Рудольфовна учитель математики МАОУ СОШ №1  г. Артёмовский Каждый учитель задавался вопросом, как же научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни стать успешным? На мой взгляд, жить по­настоящему во взрослой жизни – это умение ставить цели и добиваться их. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения;   подобрать   необходимые   средства;   освоить   нужные   методы   и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное. Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые являются всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно­урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть метода проектов вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание, т.е. подросток приобретает знания и умения в процессе совместного с преподавателем   планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов  ­ один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», ­ вот основной тезис современного понимания метода проектов. Наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников: ­ появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем; ­ зарождаются основы системного мышления; ­ формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов; ­ развиваются творческие способности, воображение, фантазия; ­   воспитываются   целеустремленность   и   организованность,   расчетливость   и предприимчивость, ситуации неопределенности.   ориентироваться   в   способность   Кроме   того,   в   процессе   выполнения   проекта   происходит   естественное обучение  совместным  интеллектуальным действиям. И главное это то, что метод проектов  сочетается с любым УМК  и другими учебными средствами. Типы проектов по виду деятельности:  исследовательский (моделируется ситуация реального научного  исследования);  практико­ориентированный (создается социально­значимый  продукт, который в дальнейшем может быть использован его  авторами и другими учащимися);  ролевой, игровой (формируются креативные способности,  коммукативность);  творческий (формируются креативные способности);  информационный (формируются умения поиска, отбора, анализа  информации). Классификация проектов по продолжительности. Мини­проекты – 1 урок или менее урока. (5­ 6классы) Краткосрочные – 4 ­ 6 уроков. Недельные проекты. Годовые проекты. Целесообразнее начинать работу по методу проектов с младшими  школьниками (5­7 класс). Это связано с тем, что в этом возрасте дети более  открыты всему новому, любят экспериментировать. Абсолютное большинство пятиклассников стараются выполнить свою работу добросовестно, чтобы не  подвести свою группу.  Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока. Алгоритм педагогической технологии «Метод проектов» Постановка учебной задачи 1. Подготовительный этап (мотивация) Учебные действия 2. Информационный (планирование) 3. Деятельностный  (сбор материала, оформление результатов) 4. Презентационный  Самоконтроль и самооценка 5. Рефлексивный (оценка процесса и результата) Если   ученик   сумеет   справиться   с   работой   над   учебным   проектом,   можно надеяться,   что   в   настоящей   взрослой   жизни   он   окажется   более приспособленным:   сумеет   планировать   собственную   деятельность, ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,   совместно   работать   с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Основной   принцип  работы   в   условиях   проектной   деятельности  – опережающее   самостоятельное   ознакомление   школьников   с   учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые   оформляются   в   виде   определений,   алгоритмов   и   теорем.   В   этом случае урок приобретет новою форму общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания. Организация работы над проектами на уроках математики К организации проектов предъявляют следующие требования: ∙         проект   должен   быть   включен   в   процесс   обучения   и   воспитания учащихся; ∙         учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; ∙        работа учащихся должна быть осмысленной и активной; ∙        учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, ∙        анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей; ∙        конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную  записку,  т. е.,  теоретическую  часть  с титульным   листом, в котором   указаны   название   проекта,   автор,   класс,   учебное   заведение, руководитель и другие необходимые сведения. Работа над проектами проводится поэтапно. Проект ­ это "пять П": проблема ­ проектирование (планирование) ­ поиск информации ­ продукт ­ презентация. Некоторые преподаватели рекомендуют добавить   шестое   "П"   проекта   ­   это   его   портфолио,   т.е.   папка,   в   которой собраны   все   рабочие   материалы,   в   том   числе   черновики,   дневные   планы, отчёты и др. 1. Проблема  ­ определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы;                           2. Проектирование (планирование)  ­ определение источников необходимой   информации;   определение   способов   сбора   и   анализа информации;   определение   способа   представления   результатов   (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы; Тема проекта____________________________________________ ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ Этапы работы Цель:______________________________________________________ Задачи:____________________________________________________ ___________________________________________________________ Что знаем:__________________________________________________ ___________________________________________________________ Что еще нужно найти:_________________________________________ ___________________________________________________________ Что можно использовать:______________________________________ Источник информации: Вид информации: Какую информацию и у кого мы можем получить: Координатор в группе:___________________________________ Распределение обязанностей и план работы: Ученик 1 Ученик 2 Что делать: Срок выполнения Что сделано:               3. Поиск информации ­ Этот этап работы над проектом называют этапом реализации проекта. Ученик 3  Ученик 4 Следуя разработанному плану в соответствии с графиком работы над проектом,   учащиеся   детализируют   задачи,   в   случае   необходимости   вносят коррективы   в   план.   Вполне   вероятно,   что   по   ходу   реализации   проекта возникнут   трудности   с   поиском   материалов,   с   их   осмыслением,   нельзя исключать возникновение проблем во взаимоотношениях ребят, а также  ­  с соблюдением   графика   выполнения   работы.   Иногда   учащиеся   излишне увлекаются поиском информации, а бывает так, что активность некоторых учащихся   снижается.   От   учителя   требуется   вовремя   отслеживать   такие моменты и принимать своевременные меры, помогая, корректируя, направляя, контролируя учащихся. Особенно важно поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта.  4. Продукт ­ планирование презентации и подготовка презентационных материалов. В какой форме будет представлен продукт проекта – зависит от фантазии   тех,   кто   над   этим   продуктом   работает.   Приведем   несколько примеров: продукт может быть мультимедийным (видеофильм, видеоролик, веб­сайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина), альбомом или задачником.  5.   Презентация   ­  представление   (защита)   проекта.   Представление   демонстрацию   результатов проекта   (защита)   включает   в   себя: исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем. Этап представления и защиты проекта – это серьезное испытание для ребят. Для того   чтобы   показать   «товар   лицом»,   требуется   специальная   сложная   для учащихся подготовительная работа: необходимо составить план выступления, подготовить   компьютерную   презентацию,   сопровождающую   выступление,   а также составить речь, которую надо произнести. Как правило, сами участники проекта   справиться   самостоятельно   с   этими   задачами   не   могут,   поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта. 6. Портфолио ­ оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение   уровня   знания   предмета   и   выявление   успехов   и   неудач работы   над   проектом,   анализ   выполнения   проекта,   достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.  Пример портфолио  Паспорт проекта (основной документ): 1. Название проекта. 2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины. 3. Тип проекта. 4. Цель проекта. 5. Задачи проекта. 6. Руководитель и консультанты проекта. 7. Возраст участников проекта. 8. Состав проектной группы (имена и фамилии участников). 9. Аннотация   проекта   (актуальность,   личная   значимость, практическое применение). 10. Предполагаемые продукты проекта. 11.  Этапы   работы   над   проектом   (предполагаемая продолжительность, содержание работы, ответственные). 12. Необходимое оборудование и ресурсы.  Планы и графики выполнения этапов проекта.  Отчеты.  Рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта.  Материалы к презентации.  Результаты экспертизы. Особенностью   системы   выполнения   проектов   является   совместная творческая работа учителя и учащегося. Как можно применять проектный метод на уроках математики. Важно   выделить   целесообразные   темы   курса   или   разделы,   которые   будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в 5­6 классах являются   в   основном   краткосрочными   и   несколько   упрощенными   по оформлению,   однако   это   не   умаляет   их   значимость,   а   лишь   говорит   о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:  ­ 10% от того, что они читают;  ­ 26% от того, что они слышат;  ­ 30% от того, что они видят;  ­ 50% от того, что они видят и слышат;  ­ 70% от того, что они обсуждают с другими;  ­ 80% от того, что основано на личном опыте; ­ 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;  ­ 95% от того, чему они обучаются сами.  Общеизвестно,   что   к   концу   7­го,   началу   8­го   класса   интерес   учащихся   к предмету  резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8­му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению   математики   именно   в   этом   возрасте.   Проекты   несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению,   при   этом,   соответственно,   увеличивается   время   на   их подготовку – они становятся среднесрочными. За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”,   “научность”,   “актуальность”   и   т.   п.   Это   стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. С помощью метода проектов возможно обучить: ∙        выявлять и формулировать проблемы; ∙        проводить их анализ; ∙        находить пути их решения; ∙        работать с информацией; ∙         находить   необходимый   источник,   например,   данные   в   справочной литературе или в средствах массовой информации; ∙        применять полученную информацию для решения поставленных задач. Итак, плюсы использования в школе метода проектов очевидны: ребята с   удовольствием,   поскольку   это   для   них   важно,   участвуют   в   проектной деятельности,   приобретая   и   знания,   и   опыт   их   применения,   и   умение общаться. И если учитель примет решение овладеть проектной технологией и применять   ее   в   дальнейшей   профессиональной   деятельности,   в   выигрыше окажутся все: ученики и их родители, школа и сам учитель. Список литературы: 1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000  2. Журнал «Математика в школе» – 2008. – №4 3. Килпатрик В.Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и  информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. –  М.: Академия, 2000. 4. Мутли А.Г. Метод проектов в учебном процессе.  ГОУ СПО КПК  – 2009. 5. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной  деятельности. // Народное образование. – 2000. –  № 7  6.Фридман Е.М. Математика. Проекты? Проекты…Проекты! – Легион, 2014. 7. http://gymnasia23.ru/  8. http://pedsovet­133.ucoz.ru Приложение Темы для проектов по математике  5 класс  1. Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе 2. Совершенные числа  3. Четыре действия математики  4. Древние меры длины  5. Возникновение чисел  6. Знакомимся: треугольник. 7. Старинные русские меры или старинная математика  8. Магические квадраты 9. На все 100 (проценты) 10. Когда­то многие считали, что нуль не значит ничего…  6 класс  1. Арифметика Магницкого  2. Числа  3. Математика на клетчатой бумаге  4. Решето Эратосфена  5. Математика в жизни человека  6. Задачи на переливание жидкости  7. Координатная плоскость и знаки зодиака 8. Гулливер и лилипуты (масштаб) 9. Геометрические формы вокруг нас.  7 класс  1. Применение равенства треугольников при измерительных работах 2. Геометрия формул  3. Процентные расчёты на каждый день  4. Цепные дроби  5. Складные квадраты  6. Последние цифры степеней  7. Треугольник Паскаля  8. Свойства степени  9. Страна треугольников.  10. Лист Мёбиуса  11. Периодическая дробь мне улыбнулась  12. Деление во множестве многочленов   8 класс  1. Применение подобия треугольников при измерительных работах  2. Теорема Пифагора – сокровище геометрии  3. Кривые на плоскости  4. Замечательные кривые  5. Площади фигур  6. Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии  7. Паркеты  8. Бордюры  9. Построение графиков или функций.  10. От натурального числа до мнимой единицы   9 класс  1. Использование тригонометрических формул при измерительных работах 2. Золотое сечение  3. Построение графиков сложных функций  4. Нестандартные способы решения квадратных уравнений  5. Треугольник Эйлера­Бернулли  6. Уравнения (виды, решения и т.д.)  7. Это удивительное понятие (функция). 8. Длина, площадь, объём – что общего? 9. Многоликая степенная функция. 10. Особые представители последовательностей – арифметическая и  геометрическая прогрессии.  10 класс  1. Математика без формул, уравнений и неравенств  2. Математика и Гармония  3.Кому нужна эта тригонометрия.  4. Объемы и площади поверхностей правильных многогранников и тел  вращения  5. Тайна гармонии "Пропорция. Основное свойство пропорции"  6. Развертка  7. Геометрия многогранников  8. Поверхности многогранников  9. Геометрия Лобачевского  10. Загадки пирамиды  11. Правильные многогранники. 12. Образ и прообраз в геометрии. 13. Фигуры и тела вращения. 14. Логарифмы в математике и не только.  11 класс  1. Построение асимптот  2. Геометрические формы в искусстве.  3. Графы и их применение в архитектуре.  4. Матричная алгебра в экономике.  5. Задачи механического происхождения. (Геометрия масс, экстремальные  задачи)  6. Приложения определенного интеграла в экономике.  7. Стереометрические тела  8. Векторы в пространстве  9. Изображение пространственных фигур на плоскости. 10.  За 1500 лет до открытия производной и интеграла. Архимед. 11. Квадратура круга (или знаменитые задачи древности). 12. Системы координат. Разные  1. Симметрия в природе. 2. Математический бильярд.  3. Моделирование экологических процессов.  4. Приложение математики в педиатрии. А именно: расчет максимального и  минимального артериального давления (формула Молчанова); расчет  прибавки массы детей; расчет прибавки роста детей; расчет питания  (объемный и калорийный способы) 5. Вирусы и бактерии. (Геометрическая форма, расположение в пространстве,  рост численности)  6. Финансовая математика.  7. Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье 8. Шарнирные механизмы  9. Действия с рациональными числами  10. Математические софизмы  11. Элементы статистики  12. Великие открытия (математики)  13. Дерево знаний (алгебра)  14. Дерево знаний (геометрия)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)

Метод проектов – как один из методов современных образовательных технологий (проектная деятельность учащихся на уроках математики)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018