Метод проектов на уроках ИЗО
Оценка 5

Метод проектов на уроках ИЗО

Оценка 5
Семинары
doc
изобразительное искусство
5 кл—7 кл
28.04.2017
Метод проектов  на уроках ИЗО
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, групповую, парную), которую выполняют в течение определённого отрезка времени. С помощью данного метода ученики получают не только ту или иную сумму знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, развивается умение находить и решать проблемы. Привлекая для этой цели знания из других областей, развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия применения разных вариантов.
Метод проектов на уроках ИЗО.doc
Метод проектов  на уроках ИЗО Метод   проектов   привлек   внимание   русских   педагогов   еще   в   начале   20   века,   первопроходцами   в   данной   области   принято   считать   Шульгина   В.Н., Крупенина   М.В.,   Игнатьева   Б.В..     Бахтин   Михаил   Михайлович   ­   русский   философ   и литературовед   пишет   в   своих   трудах:   «личностное   знание   ­   это   логически сформулированные   мысли,   и   каждый,   выстраивает   их   сам.   Освоенные   самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими». Первые  работы  и исследования  за рубежом  появились  в конце 19 века  в США. Родоначальники метода   выдвинули  идею  «Обучения  посредством делания».  Они были убеждены в том, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В   методе   проекта   также   нашли   воплощение   мысли   датского   просветителя, историка,   писателя   и   педагога   ­   Грундтвига   (Северин   Н.Ф.).   Этому   удивительному человеку метод обязан следующими идеями: ­ «Школа должна основываться на фантазии и творчестве» ­ «Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но и так, же почему?» ­ «В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а учитель ­ консультанта и вдохновителя». Сегодня мы возвращаемся к данной технологии, то чем занимались в начале 20 века отечественные педагоги ­ исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне, в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением. Для меня метод проектов это инструмент для решения следующих задач: ­ повышение интереса к предмету; ­   повышение   мотивации   к   обучению,   активизация   познавательной   и   творческой активности; ­ формирование механизма самореализации личности. Исследования   в   проекте   помогают   ребёнку   проявить   его   личностные   качества, умение   отстаивать   свои   позиции   в   решении   исследовательских   и   творческих   заданиях, ориентироваться   в   современном   мире,   быть   инициативным,   находить   нестандартные решения,   разрешать противоречия  и  не бояться  трудностей.  А самое главное    в ходе работы над проектом, ребёнок открывает в себе скрытые возможности, повышается его самооценка и мотивация к обучению.  Понятие проектная деятельность и её виды Современный человек, что бы достичь успеха, должен многое уметь: работать в команде,   самостоятельно   выбирать   нужный   материал,   анализировать   и   обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать коммуникационные навыки. Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и прежде всего без внутренней перестройки учителя,  стремящегося заинтересовать  и повести  за собой ребёнка. Педагог должен не стоять   на   месте,   а   двигаться   вперёд,   стремится   освоить   новые   технологии   обучения. Сегодня главная задача педагога   не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Полат Е.С. дает такое определение методу проектов (более близкое к моей работе) в современном понимании: «метод, предполагающий определённую совокупность учебно­ познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный   метод   позволяет   отойти   от   авторитарности   в   обучении,   всегда ориентирован   на   самостоятельную   деятельность   (индивидуальную,   групповую,   парную), которую выполняют в течение определённого отрезка времени. С помощью данного метода ученики получают не только ту или иную сумму знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, развивается умение находить и решать проблемы. Привлекая для этой цели знания из других областей, развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия применения разных вариантов. Метод проектов ­ это система обучения. Модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся. Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся, как дидактического метода: ­   наличие   социально   значимой   задачи   (проблемы)   ­   информационной, исследовательской, практической. Работа над проектом, разрешение данной проблемы; ­ реализация первого этапы работы над проектом, как планирование действий по разрешению проблемы, иными словами ­ проектирование самого проекта;  ­ обязательное присутствие  деятельности  по поиску информации,  которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; ­   наличие   значимого   продукта   (выхода   проекта),   как   результата   работы   над проектом; ­ представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.  Виды проектов: ­ Монопредметный проект ­ проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно­урочную систему. ­ Межпредметный проект ­ проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. ­ Надпредметный проект ­ внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования. Метод проектов один из  эффективных  методов обучения, с одной стороны, его направленностью   на   развитие   способностей,   познавательных   потребностей   и   мотивов учащихся, а с другой стороны, он представляет, хорошие возможности для творческой самореализации учителя. И так, из всего сказанного выше приходим к заключению: Метод проектов  ­ это система   учебно   ­   познавательных   приёмов,   которые   позволяют   решить   ту   или   иную проблему   в   результате   самостоятельных   или   коллективных   действий   учащихся   с обязательной презентацией результатов работы. Применение данного метода  предполагает использование   учителем   при   осуществлении   образовательного   процесса   личностно­ ориентированного   подхода, дидактическими принципами.   который   поддерживается,   помимо   общепринятых, Цели     и задачи проектной деятельности. Типы проектов и их содержание Выполняя   проекты,   учащиеся   на   собственном   опыте   должны   составить представление   о   жизненном   цикле   изделий  ­  от   зарождения   замысла   до   материальной реализации   и   использования   на   практике.   При   этом   важной   стороной   проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов. При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон   решения.   Таким   образом,   предоставляется   возможность   приобретения   опыта творчества,   т.е.   комбинирования   и   модернизации   известных   решений   для   достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения   круга   конструктивного   и   целенаправленного   общения,   актуализированного однотипностью деятельности. Цели проектной деятельности: ­ Повышение личной уверенности  каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. ­   Развитие   осознания   значимости   коллективной   работы,   сотрудничества     для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий. ­ Развитие исследовательских умений. Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты   как   динамику   развития   каждого   школьника.   Наблюдение   за   выполнением проектной   деятельности   позволяет   получать   данные   о   формировании   жизненного   и профессионального самоопределения учащихся.  Следует   считать,   что   цели   проектирования   достигаются,   когда   эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно­образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося: ­ информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус, понимание); ­ функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.); ­   технологической   умелости   (способность   выполнять   ранее   усвоенные   трудовые операции,   грамотно   используя   инструменты   и   материалы,   достигать   заданный   уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.); ­   интеллектуальной   подготовленности   (способность   вербализировать   трудовые операции,   понимание   постановки   учебных   (теоретических   и   практических)   задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению,   осознанное   восприятие   новой   информации,   умение   пользоваться   учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми); ­ волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам,   выбор   темпа     выполнения   задания,   успешное   преодоление   психологических   и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.) Воспитательная   роль   проектирования   зависит   от   отражения   этих   трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду,  как стержень трудового воспитания в целом возможно только   тогда,   когда   ребенок   проникнется   красотой   отношений   между   людьми, возникающих в трудовом процессе. Задачи проектной деятельности: ­ Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); ­ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); ­ Умение анализировать (креативность и критическое мышление); ­ Умение составлять письменный отчет; ­   Формировать   позитивное   отношение   к   работе   (учащийся   должен   проявлять инициативу,   энтузиазм,   стараться   выполнить   работу   в   срок   в   соответствии   с установленным планом и графиком работы). От задач проектной деятельности, напрямую зависит её типология. Типология проектов и их содержание Метод   проекта   ­   это   одна   из   личностно­ориентированных   технологий,   в   основе, которой   лежит   развитие   познавательных   навыков   учащихся,   умений   самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный   год;   от   мини­проектов   для   изучения   различных   предметных   тем   до межпредметных, внепредметных и внешкольных.  Согласно классификации Полант Е.И., выделяют пять типов проектов: ­   исследовательский   (продуманная   структура,   цели,   актуальность   предмета исследования,  обсуждение   полученных   результатов.   При   этом   используются   методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие); ­   творческий  (результат   проявляется   в   альбоме,   газете,   реферате.  Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или гимназии); ­ ролево­игровой (распределение ролей, обусловленные характером и содержанием их деятельности); ­ информационный (сбор информации о событиях, явлениях); ­   практико­ориентированный   (результат   ориентирован   на   социальные   интересы участников. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства). Учебный   проект   с   точки   зрения   учащегося   ­   это   возможность   делать   что­то интересное   самостоятельно,   в   группе   или   самому,   максимально   используя   свои возможности;   это   деятельность,   позволяющая   проявить   себя,   попробовать   свои   силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности ­ найденный способ решения проблемы ­ носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что   весьма   важно,   интересен   и   значим   для   самих   открывателей.   Данного   мнения придерживается автор книги «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Пахомова Н. Ю.  Типология   проектов   производится   по   доминирующему   в  проекте   принципу, рассмотрим содержание каждого типа более подробно: ­ Исследовательские. Такие   проекты   требуют   хорошо   продуманной   структуры   проекта,   обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов,   в   том   числе   экспериментальных   и   опытных   работ,   методов   обработки результатов; ­ Информационные. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком­то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют   хорошо   продуманной   структуры,   возможности   систематической   коррекции   по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность ­ методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) ­ результат (статья, реферат, доклад, видео, пр.) ­ презентация.  ­ Творческие. Такие   проекты,   как   правило,   не   имеют   детально   проработанной   структуры,   она только   намечается   и   далее   развивается,   подчиняясь   принятой   логике   и   интересам участников   проекта.   В   лучшем   случае   можно   договориться   о   желаемых,   планируемых результатах (совместной газете, открытки, дизайнерского оформления и т.д.); ­ Договаривается с группой или учителем о жанре, ­ Развивает ­ проект ­ в подчинение жанра конечного результата, ­ Стремится получить творческий продукт, ­ Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления. Рассматриваемая проектная деятельность относится именно к этому типу. ­ Игровые. В   таких   проектах   структура   также   только   намечается   и   остается   открытой   до окончания   проекта.   Участники   принимают   на   себя   определенные   роли,   обусловленные характером   и   содержанием   проекта.   Это   могут   быть   литературные   персонажи   или выдуманные   герои,   имитирующие   социальные   или   деловые   отношения,   осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все ­ таки является ролево ­ игровая, приключенческая; ­ Практические. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников   проекта.   Причем   этот   результат   обязательно   ориентирован   на   социальные интересы самих участников.  Такой   проект   требует   хорошо   продуманной   структуры,   даже   сценария   всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие   каждого   в   оформлении   конечного   продукта.   Здесь   особенно   важна   хорошая организация   координационной   работы   в   плане   поэтапных   обсуждений,   корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.     Основные   требования   к   использованию   метода   проектов. проектом и трудности проектирования.    Этапы   работы   над ­   Наличие   значимой   в   исследовательском,   творческом   плане   задачи,   требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; Практическая значимость предполагаемых результатов; Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта;  Использование   исследовательских   методов,   предусматривающих   определенную последовательность действий: ­ определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);  ­ выдвижение гипотез их решения;  ­ обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);  ­ обсуждение  способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).  ­ сбор, систематизация и анализ полученных данных;  ­ подведение итогов, оформление результатов, их презентация;  ­ выводы, выдвижение новых проблем исследования. Этапы работы над проектом и трудности проектирования. Работа над проектом включает: ­ выбор темы;  ­ формулирование варианта проблем;  ­ распределение задач по группам;  ­ групповая или индивидуальная разработка проекта;  ­защита проекта.  «Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее   учителю   необходимо   продумать   возможные   варианты   проблем,   которые   важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению  проблем, видеоряд   с   той   же   целью,   и   т.д.).   Здесь   уместна   «мозговая   атака»   с   последующим коллективным   обсуждением.   Распределение   задач   по   группам,   обсуждение   возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Самостоятельная работа участников   проекта   по   своим   индивидуальным   или   групповым   исследовательским, творческим задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.), с последующей защитой проектов, оппонирования. Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и   предполагает   выражение   учащимися   своих   собственных   мнений,   чувств,   активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:  ­   коммуникативной   ­   овладение   учащимися   всеми   видами   речевой   деятельности (устной   и   письменной)   в   различных   ситуациях;   освоение   и   использование   различных знаковых систем при изложении материала; ­   информационной  ­  освоение   необходимых   знаний,   умение   осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации; ­ интеллектуальной ­ умение  анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям; ­ организационной ­ умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки. Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и  вывод, оценка результатов и процесса.  Подготовка: ­ определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;  ­ выдвижение гипотезы их решения;  ­ обсуждение методов исследования;  Планирование: ­ определение источников информации;  ­ определение способов сбора и анализа информации;  ­ определение способа представления результатов;  ­ установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;  ­ распределение задач (обязанностей) между членами команды.  Исследование: ­ сбор информации;  ­ решение промежуточных задач.  Результаты и/или выводы: ­ анализ полученных данных; ­ формулирование выводов.  Оценка результатов и процесса: ­ оформление конечных результатов;  ­ подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.  Содержание работы над проектом отражено в таблице этапы и содержание работы над проектом (приложение 1). Трудности при проектировании: ­ постановка ведущих и текущих целей и задач; ­ поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы; ­ осуществление и аргументация выбора; ­ самостоятельные действия; ­ сравнение полученного с требуемым; ­ корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов; ­ объективная оценка деятельности и результата проектирования. Проектная   деятельность   на   уроках   изобразительного   искусства.      Принципы организации проектной деятельности Учебный творческий проект ­ это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. В   процессе   работы   над   созданием   учебного   проекта   учащиеся   переживают конкретные   ситуации   преодоления   трудностей,   приобщаются   к   проникновению   вглубь явлений, процессов, конструируют новые объекты. На   уроках   изобразительного   искусства   учащиеся   выполняют,   в   основном, творческие   проекты,   т.е.   создают   то   или   иное   изделие,   начиная   с   выбора   темы,   сбора материала,   изучения   техники   исполнения   изготовления продукта.   изделия   ­   от   идеи   до   окончательного Цель,   которую   преследует   учитель,   преподающий   уроки   художественно­ эстетического   цикла,   при  формировании   у   учащихся   проективных   умений,   ­  вызвать   в каждом ученике веру в искусство, как средство выражения  сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям. Дети должны осознать наличие тесной взаимосвязи между материалом и целью, для которой он предназначен. И лишь тогда, когда они полностью поймут природу того или иного материала, им станет понятна его связь с формой. А чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых учащимися в работе, тем богаче приобретаемый ими опыт. Проектная   деятельность   охватывает   различные   виды   декоративно   ­   прикладного искусства. Это лепка,  бумажная пластика, папье­маше, декоративная роспись, аппликация, полуобъемные и объемные сувениры, изготовление различных декоративных панно и т.д. Например, занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом   смысле   хорошую   возможность   для   овладения   навыками   работы   с   различным материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться   творчески.   Занятия   лепкой   развивают   чувство   материала   и   пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе. Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают   потребность   приобретения   необходимого   опыта,   чтобы   испытывать удовлетворение   и   чувство   радости   при   виде   результатов   собственного   труда.   Ведь разнообразные произведения декоративно­прикладного искусства, всевозможные поделки, сделанные   своими   руками,   помогают   приобщиться   к   ремеслам   и   творческому самовыражению, становятся стимулом для дальнейшего творчества. Учитель инициирует рождение   и   развитие   проекта,   вместе   с   учеником   «проживает»   его,   помогает   ученику осуществить самостоятельное исследование. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя   готовых   знаний   он   превращается   в   организатора   познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе,   так   как   учителю   приходится   переориентировать   свою   учебно­воспитательную работу   и   работу   учащихся   на   разнообразные   виды   самостоятельной   деятельности,   на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Педагогу, работающего с проектной методикой необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, поэтому нужна такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать его потребностям. Личный   опыт   убеждает,   что   при   организации   работы   по   проектной   методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести: ­   «коммуникативно­деятельные   факторы:   деятельность,   оценки   партнеров   в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успеха; ­ возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность. В методике преподавания изобразительного искусства и художественного труда в 5­7 классах метод проектов  использую достаточно широко. Следует отметить, что в его основе лежат принципы коммуникативного подхода в обучении. Среди   основных   требований   к   использованию   данного   метода   (по   Полат   Е.С.)   следует   выделить   самостоятельную   деятельность,   структурирование   и использование   исследовательских   методов,   значимость   результатов.   Секрет   успешности метода   проектов   состоит   в   построении   деятельности   в   контексте   трех   основных принципов: мотивации, функциональности, образовательной ценности. Метод   проектов   позволяет   осуществлять   дифференцированный   подход   в художественном обучении. Сущность его можно обозначить словами Клодин Орио: «Все способны». На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие   ­   с   мыслью,   культуру   гуманитарную   ­   с   культурой   технической,   труд   ­   с творчеством,   художественную   деятельность   ­   с   проектированием   и   конструированием, технологию   ­   с   оцениванием   экономических,   экологических   и   социальных   последствий преобразования предметного мира. Принципы организации проектной деятельности: ­ Проект должен быть посильным для выполнения; ­   Создавать   необходимые   условия   для   успешного   выполнения   проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.); ­   Вести   подготовку   учащихся   к   выполнению   проектов   (проведение   специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности); ­ Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов ­ обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей ­ рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся   при   составлении   отчета   в   том   случае,   если   проект   не   представляет   собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. ­ В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. ­ Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. К важным факторам проектной деятельности относятся: ­ повышение мотивации учащихся при решении задач; ­ развитие творческих способностей; ­   смещение   акцента   от   инструментального   подхода   в   решении   задач   к технологическому; ­ формирование чувства ответственности; ­ создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. Повышение   мотивации   и   развитие   творческих   способностей   происходит   из­за наличия   в   проектной   деятельности   ключевого   признака   ­   самостоятельного   выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому   происходит   благодаря   необходимости   осмысленного   выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование   чувства   ответственности   происходит   подсознательно:   учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал  правильный  выбор. Следует   отметить,   что   стремление   самоутвердиться   является   главным   фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для каждой стороны задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся. Характерной   особенностью   проектной   деятельности   является   наличие   значимой социальной   или   личной   проблемы   для   ученика,   разрешение   которой   требует интегрированного знания, исследовательского поиска, определённых проективных умений. Современный   образовательный   процесс   немыслим   без   поиска   новых,   более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся,   формированию   навыков   саморазвития   и   самообразования.   Этим требованиям   в   полной   мере   отвечает   проектная   деятельность   в   учебном   процессе   на уроках ИЗО. Этапы и содержание работы над проектом. Этапы   работы   над проектом Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя Приложение 1.     Знакомит со смыслом   проектного подхода и мотивирует учащихся.   Помогает в   определении   цели проекта.   Наблюдает за работой учащихся Предлагает   идеи, высказывает предположения. Наблюдает   работой учащихся. за   Обсуждают тему проекта с учителем и получают   при необходимости дополнительную информацию Формируют   задачи проекта. Вырабатывают   план действий.   Выбирают и обосновывают свои критерии   успеха проектной деятельности. Поэтапно выполняют задачи проекта.   косвенно Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся. подготовка Определение   темы   и целей   проекта,   его исходного   положения. Подбор рабочей группы Планирование Исследование       (формы а)Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в)   Определение   способа представления результатов   проекта) г) Установления процедур   и   критериев оценки результатов проекта. д)   Распределение   задач (обязанностей)   между членами рабочей группы 1.Сбор   и   уточнение информации   (основные инструменты: интерьвью, опросы, наблюдения, эксперементы ит.п.). 2.Выявление   («мозговой штурм»)   и   обсуждение альтернатив, возникших в ходе   выполнения прокекта. 3.Выбор   оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное   выполнение Выводы  Представление (защита)   проекта, оценка   его результатов. исследовательских   задач проекта. информации.   Анализ Формулирование выводов     объяснен Подготовка   отчета   в   о ходе выполнения проекта с ием полученных   результатов (возможные   формы отчета:   устный   отчет, устный с демонстрацией его материалов,   письменный Анализ отчет). выполнения   проекта, достигнутых результатов (успехов,   и причин этого отчет     неудач)         Выполняют исследование работают   проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Представляют проект,   участвуют   в его   коллективном самоанализе и оценке.   Продолжение приложения 1 Наблюдает,  советует (по просьбе учащихся) и над     задает Слушает, целесообразные вопросы   в   роли рядового   участника. При   необходимости направляет   процесс анализа.   Оценивает усилия   учащихся. качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО

Метод проектов на уроках ИЗО

Метод проектов  на уроках ИЗО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017