Методичесая разработка внеклассного мероприятия "В человеке всё должно быть прекрасно!"
Оценка 4.8

Методичесая разработка внеклассного мероприятия "В человеке всё должно быть прекрасно!"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
русская литература
10 кл
11.01.2017
Методичесая разработка внеклассного мероприятия "В человеке всё должно быть прекрасно!"
Данный сценарий предназначен для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в форме литературной гостиной. Литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению. Именно она позволяет раздвинуть рамки времени, помочь ребятам стать участниками далеких или недавних событий. Ребята во время этих мероприятий играют роли и писателей (поэтов), и их современников. Это в свою очередь помогает ребятам не просто лучше узнать культуру разных времен и народов, но и глубже почувствовать ее, пополнить свой словарный запас, понять, уловить связь времен. Литературно- музыкальная гостиная «В человеке всё должно быть прекрасно!» для студентов 1 курсов является продолжением серии литературных гостиных предыдущих лет. Данный сценарий содержит монтаж из писем А.Чехова своему брату, стихотворений Н.Заболоцкого, сценки о правилах поведения («Прогулка». « Знакомство», « Подарки»).
сценарий В человеке всё должнобыть прекрасно....docx

министерство образования и науки Волгоградской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Волжский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая  разработка

внеклассного мероприятия

Тема: «В человеке всё должно быть прекрасно!»

 

 

    Учебная дисциплина: Литература

    Специальность: все

Курс: 1

Автор: преподаватель Матвеева И.С._________ квалификационной категории

2014г

 

 

 

 

 

Аннотация

Письмa Чеховa предстaвляют собой одно из сaмых знaчительных эпистолярных собрaний в литерaтурном нaследии русских клaссиков. Всего сохрaнилось около 4400 писем, нaписaнных в течение 29 лет - с 1875 по 1904 год.

Познaвaтельное знaчение чеховских писем шире, чем их биогрaфическaя ценность: в них бьется пульс всей культурной и общественной жизни России концa XIX - первых лет XX векa.

Чеховские письмa являются обрaзцом эпистолярного жaнрa; они не уступaют по совершенству языкa его художественным произведениям и, подобно им, способны достaвлять подлинное эстетическое нaслaждение.

Цель мероприятия: расширить и углубить знания по литературе и  этикету, показать образец нравственного поведения на примере личных писем А.Чехова пробудить интерес к его личности и творчеству.

Задачи: 

обучающие:

- углубление, обобщение и систематизация знаний по этикету, культуре речи;

- углубление знаний по литературе жизни и творчестве А.Чехова;

-обучение искусству декламации;

развивающие:

- развитие творческого мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;

- углубление  интереса к предмету;

- развитие  творческих способностей студентов, активизация желания работать  над своим поведением и манерам;

-развитие критичности и диалектичности мышления студентов;

воспитательные:

- воспитание ответственности за свои поступки, уважительного отношения к окружающим.

Данный сценарий предназначен для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в форме литературной гостиной для студентов 1 курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий

1 Декламация на фоне музыки стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»:

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

2 Вступительное слово преподавателя:

Это стихотворение известного советского поэта Николая Заболоцкого, который считал, что внутренняя красота важнее внешней привлекательности. Тему человеческой красоты продолжает и углубляет русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов. Его афоризм гласит: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Так говорил доктор Астров в пьесе «Дядя Ваня», так всю жизнь думал сам Чехов.

Современники Антона Павловича отзывались о нём, как о человеке с «прекрасной, избранной душой». Но, безусловно, это пришло не сразу. С ранней юности шла интенсивная работа по самовоспитанию. Это подтверждают знаменитые чеховские письма.

Монтаж из писем Чехова

Чтец 1(отрывки из писем): « Я тоже не дался фортуне живой в руки…»

Ведущий 1: Не поддаваться судьбе, не растворять себя в будничном течении дел и забот, когда прожит день – и с плеч долой; чем бы ни занимался человек и что бы ни создавал, он создаёт свою судьбу и самого себя.

Чтец 1: «Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечная штудировка и воля…»

Ведущий 1: Да, была нужна действительно большая воля, чтобы противостоять «мещанской среде». А его братья не выдержали…

 Чтец 1: «Не знаю, что делать с Александром. Мало того, что он пьёт, но он ещё невылазно погряз в ту обстановку, в которой не пить буквально невозможно..»

Ведущий 1: В письме к брату Николаю, датированное мартом 1886 года, Чехов излагал правила, которым следовал сам. Их ещё называют моральным кодексом Чехова. Это целая программа, которая раскрывает понятие воспитанного человека.

Чтец 1: « Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь они не делают из этого одолжения… Они прощают и шум, и холод,.. и остроты, и присутствия в их жилье посторонних.»

Чтец 2: «Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…»

Чтец 1: «Они уважают чужую собственность, а потому платят долги».

 Чтец 2: «Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза...  Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.. »

Чтец 1: «Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями ».

Чтец 2: «Истинные таланты всегда сидят в потёмках. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой..  Они горды своим талантом, сознавая, что они призваны воспитывающее влиять..»

Чтец 1: «К тому же они брезгливы.  Они воспитывают в себе эстетику.  Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу… »

Ведущий 1: Всё это, вероятно, обижало Александра и Николая, говорило им не больше того, что они знали с гимнастических лет.

 Ведущий 2: Антон Чехов и его братья – одно поколение, одна семья, общая кровь и наследственность – и ничего похожего на единодушие. Словно бы старшие шли по течению, как вела мещанская плоть и кровь, а младший пошёл против крови.

Ведущий 1: Ещё один факт жизни Чехова выглядит куда как буднично – забота о родительской семье. «Рукописанием» зарабатывает он хлеб насущный большому коллективу близких людей из 8 человек, и длится это более двух десятилетий: он женится на О. Книппер в 1901 г., но и после этого забота о прежней семье не снимается с его плеч.

Ведущий 2: И всё- таки при всей моральной исключительности таких поступков, как поездка на Сахалин, отказ от диплома академика, самым необычным в судьбе Чехова является его писательский труд. Длился он  почти четверть века. Мотивы работы разные: необходимость заработка, потребность в самовыражении, чувства гражданского долга.

 Ведущий 1: В жизни Чехова всё, что может быть обозначено как удобство, комфорт, досталось ему дорого, поздно, скупо. Поэтому у него сразу же, как только он сел за письменный стол, сложилась установка на работу в любых условиях.

  Чтец 1: «…в соседней комнате кричит детёныш, в другой комнате отец читает вслух «Запечатлённого ангела», кто-то завёл шкатулку, и я слышу «Елену Прекрасную», постель моя занята приехавшим родственником, который то и дело ко мне подходит и заводит речь о медицине… »

Ведущий 1:Чехов писал о себе: «Я никогда не прячусь», «Я никогда не лгу». Всё, что он сказал о своей жизни в письмах, было правдой от первого до последнего слова. Он не поучал и вместе с тем был как бы учителем жизни. Он учил быть нравственным. Мы, пожалуй, почти забыли это понятие.

  Ведущий 2:  Получается, что уровень нашей культуры находится в прямой зависимости от личных стремлений, от собственной инициативы.

  Ведущий 1: Некоторые произведения Чехова целиком посвящены культуре бытового поведения. Это и «Тяжёлые люди», и «Мой Домострой», и «Длинный язык».

Музыка.

Слово преподавателя: Каждый человек подобен самородку. Как и крупному зерну ископаемого металла требуется обработка – иначе не засиять ему ярким светом, так и человеку необходимо научиться правилам культуры – иначе не стать ему человеком среди людей.

Молодой человек стремиться постичь сложные проблемы: как себя преподнести людям, чтобы избежать ненужных конфликтов, расположить к себе людей, вызвать доброе, приветливое отношение.

Однако вам, возможно, не хватает опыта и знания. Надеемся, что сегодняшний наш разговор вам в этом поможет!

Ведущая 1: Внешняя и внутренняя культура взаимосвязаны. Они находятся в гармоничном единстве.

Ведущий 2: Внутренняя   культура определяет поведение человека.

Ведущая 1: Что такое внешняя культура? Это вежливость, такт, манеры, соблюдение правил этикета, культура речи, умение со вкусом одеваться, физическое развитие.

Ведущий 2: А что мы с тобой сейчас делаем?

Ведущая 1: По-моему, общаемся…

Ведущий 2: А ведь процесс общения тоже зависит от культуры речи. Потому что понятие «культура речи» не сводится только к её интонационной выразительности. Мы всё же обращаем внимание, прежде всего, на содержание речи, лексику, построение предложения. Речь контролирует поступок, во многом определяет его.

    Ведущая 1:  Иными словами, речь, как ничто другое, является показателем внутренней культуры человека.

Сценка. Разговор двух девушек.

Девушка 1: - Зинка, Патлатый вчера чокнулся. Я ему говорю: «Отвали», а он своё: « Где Зинуха. Да где Зинуха!»

Девушка 2: - Пошёл он подальше, нужен он мне сто лет!

Ведущий 2: Ясно, внутренний мир этих девушек убог, интересы ограничены, а речевая культура вообще не развита!

    Ведущая 1: Давай напомним правила культуры речи. Итак, чтобы правильно и красиво говорить, следует: обогащать свой словарный запас, правильно произносить слова, использовать крылатые выражения, пословицы, читать художественную литературу.

  Ведущий 2: Бороться со «словесным мусором», избегать слов жаргонной лексики, таких как «базарить», «клёво».

Ведущая 1: Излагать свои мысли кратко. Лучше промолчать, если хорошо не знаешь предмета разговора.

  Ведущий 2: Это всё хорошо, это тот минимум, который должен знать любой воспитанный человек. А если я хочу быть не просто вежливым человеком, а ещё и интересным собеседником? Что ты можешь посоветовать в данном случае?

Ведущая 1: Вот я считаю себя интересным собеседником, потому что могу выслушать человека, говорить на любую тему, могу хранить секреты. Я – коммуникабельная, имею чувство юмора. И при этом терпима, доброжелательна…Но вообще это целое искусство!

 Ведущий 2: Как всё это сложно… А у меня получится?

Ведущая 1:  Если сильно захотеть, то – да. Бери пример с Антона Чехова!

 Ведущий 2: Итак, цель нашей беседы – выяснить, как стать гармонической личностью? Я прав?

 Ведущая 1:  Да, конечно. Такой человек умеет вести себя в обществе.

Ведущий 2: Так ли нужны правила поведения? Важно ли соблюдать их? Не секрет, что немало ещё у нас людей, которые иронически относятся не только к самим правилам, но и к тем, кто их соблюдает. С долей превосходства, а то и с усмешкой утверждают, что образованному человеку в наше время совсем не обязательно считаться с тем, что в шляпе или без шляпы входит человек в помещение.

Ведущая 1:  И всё же правила поведения, сформировавшиеся в процессе истории человечества, не только практически обоснованны, но и целесообразны. Вот, послушай!

Докладчик: Правила приличия и вежливости никто не придумывал специально, они складывались постепенно. Взять, например, правило снимать шапку. Оно появилось ещё в средние века. Готовясь к бою, отправляясь в поход, рыцарь облачался в железные доспехи: шапка – железная, куртка – железная, брюки - железные, сапоги – железные и даже рукавицы из металла. И оправданно: на дороге всегда его ожидала опасность. Когда же путник сворачивал на огонёк, чтобы найти ночлег и тепло, он снимал шапку. А это означало: « Я тебе доверяю: вот моя обнажённая голова!» И хотя времена те далеко в прошлом, обычай остался. Снимая головной убор, вы как бы отдаёте дань уважения встретившему вас приятелю и дому, в который пришли.

То же можно сказать и о пожатии руки: сняв перчатку, человек как бы показывает, что в руке его нет оружия.

 Ведущая 1:  Спасибо за интересную информацию! И вежливость, и грубость – это внешние признаки внутреннего отношения человека к другим людям.

Ведущий 2: Да, в повседневной жизни мы редко задумываемся над тем, что проявление невнимательности, недоброжелательности, грубости не только портит настроение, но и разобщает людей. Получается, что вежливость – это нечто большее, чем просто соблюдение правил поведения. Это свидетельство культуры чувств, моральных качеств человека, его общей культуры.

Слово преподавателя: Благодарю ведущих за содержательный разговор. Надеемся, вы все помните, как следует себя вести. А теперь посмотрим, умеете ли вы применять правила поведения в жизни?

Сценка 1 « Прогулка»

Ребята изображают то, о чём рассказывает ведущий.

Ведущий 2: Итак, представим: вы вышли прогуляться! После того, как ты осмотрел витрины, расположенные по левой стороне тротуара, постарайся, отходя от витрины, не сталкиваться с людьми, идущими, как положено, по правой стороне. Для этого сначала отведи от витрины глаза, а уж потом ноги!

Какая бы тёплая и дружная компания ни собралась, не ходите по улице толпой, во всю ширину тротуара. Вы будете мешать другим пешеходам.

Сценка 2 « Познакомьтесь, пожалуйста!»

 Ведущая 1:  Сегодня к тебе зашли приятели, которые прежде никогда не бывали. Надо их представить родителям. Как это сделать? Посмотрим.

- Мамочка, это моя подруга Оля.

- Сестрёнка, это мой друг Юра.

Итак, правила! Младших представляют  старшим, подчинённого начальнику.

Рассмотрим такой случай. В гости приходят двое юношей. А за ними – две девушки. Кого должен хозяин представить сначала? ( Ответ: юношей, а затем девушек).

Сценка 3 « Подарки»

Ведущий 2: Подарки к различным праздникам, памятным датам – один из самых распространённых и популярных способов проявить внимание. Как вручить подарок?

1-й: Из кармана извлекая: «Ты себе представить не можешь, как я намучился, пока достал тебе этот подарок. Весь город оббегал!»

2-й: « Прости пожалуйста, цвет, конечно, не очень, но выбора совсем не было!»

  Ведущий 2: Нет, это никуда не годится! Подарок должен быть простым и недорогим, иначе он вызовет смущение и  неловкость. Вручение должно сопровождаться только добрыми пожеланиями и милой улыбкой. С букета бумагу перед вручением снимают.

Слово преподавателя: Спасибо всем участникам! Говорят, чтобы человек изменился, стал лучше, надо показать ему, каков он есть. Некоторые посмотрели на себя со стороны. Нам бы хотелось, чтобы в техникуме, на улице, в общественном транспорте  вы не забывали о правилах поведения.

Декламация на фоне музыки стихотворения Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»:

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

 

Заключительное слово преподавателя: Темой сегодняшней гостиной мы выбрали слова А.П.Чехова « В человек всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Своей целью  мы ставили раскрытие многогранной личности А.П.Чехова. Мы старались воодушевить вас примером великого драматурга. «Всю жизнь А.П.Чехов прожил на средства своей души»,- сказал М.Горький. Чехов сделал себя сам. Ведь он родился в купеческой семье, сам о себе говорил так: «В детстве у меня не было детства». Но в семье была «душа», душой семейства была мать – Евгения Яковлевна. Правда, нельзя думать, что душу можно передать как  наследство. Душа рождается в муках: в труде, часто непосильном, и страданиях. А этого в жизни А.П. Чехова было с избытком, ранняя самостоятельная жизнь давалась нелегко. В борьбе с трудностями, неся ответственность за всех членов семьи, он становился мужественные и взрослее. Не очерствела, а окрепла его душа, стала поистине прекрасной.

Декламация на фоне музыки стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться »:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

1.Безруких М.Я. Я и другие Я, или правила поведения для всех.- М.: Политиздат,1991.

2.Богданова Г. А., Кириченко Г. И. «Обучаем речевому этикету. Методические рекомендации. М.: Мнемозина, 2007.

3.Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения», М., Высшая школа,1989.-

4.Чехов А.П. В человеке всё должно быть прекрасно. \ Сост. В.Г.Бобрыкин; - М.: Молодая гвардия,1980.


 

Волгоградской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волжский политехнический техникум»

Волгоградской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волжский политехнический техникум»

Аннотация Письмa Чеховa предстaвляют собой одно из сaмых знaчительных эпистолярных собрaний в литерaтурном нaследии русских клaссиков

Аннотация Письмa Чеховa предстaвляют собой одно из сaмых знaчительных эпистолярных собрaний в литерaтурном нaследии русских клaссиков

Сценарий 1 Декламация на фоне музыки стихотворения

Сценарий 1 Декламация на фоне музыки стихотворения

Это стихотворение известного советского поэта

Это стихотворение известного советского поэта

Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают

Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают

Он учил быть нравственным. Мы, пожалуй, почти забыли это понятие

Он учил быть нравственным. Мы, пожалуй, почти забыли это понятие

Девушка 2: - Пошёл он подальше, нужен он мне сто лет!

Девушка 2: - Пошёл он подальше, нужен он мне сто лет!

И оправданно: на дороге всегда его ожидала опасность

И оправданно: на дороге всегда его ожидала опасность

Рассмотрим такой случай. В гости приходят двое юношей

Рассмотрим такой случай. В гости приходят двое юношей

Своей целью мы ставили раскрытие многогранной личности

Своей целью мы ставили раскрытие многогранной личности

Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Источники: 1.Безруких М.Я. Я и другие

Источники: 1.Безруких М.Я. Я и другие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017