Методическая разработка внеклассного мероприятия духовно-нравственной направленности
по курсу внеурочной деятельности
«Истоки»
Тема: « Доброта»
Разработала: Алексеева Л. Н.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 56» г.Чебоксары
2019 год
Цели занятия:
Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, учебное пособие «Истоки» для 3 класса (Автор А.В.Камкин), карточки с заданиями, плакат на доске.
Ход занятия.
I. Орг. момент. Изучение новой темы.
- Добрый день, ребята! Мы очень рады видеть вас, ваши радостные лица.
- Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям.
- Ребята, закройте глазки, улыбнитесь и подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете.
- Кто готов, откройте глазки и постарайтесь ответить на наш вопрос.(Ответы детей)
- Ребята, а какую большую тему мы сейчас с вами изучаем? (Любовь).
- С какими словами неразрывно связано слово «любовь?» ( с дружбой, с милосердием, с добротой).
-Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну. в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
- О каком качестве пойдет речь?(О доброте).
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Доброта).(слайд2).
- Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное чувство – Доброта.
-Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
- Давайте обратимся к духовному опыту предыдущих поколений и вместе прочитаем высказывания о доброте великих людей:
«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажитесь не в состоянии совершить дурной поступок» - считал Конфуций. (слайд 3)
«Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни от человека».
М.Пришвин.(слайд 4)
А вот как о доброте писал Л.Н. Толстой: «Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать» (слайд 5)
- Как вы это понимаете? (Доброту можно увидеть, услышать, почувствовать.)
А сколько добрых слов образовано от слова – добро!
II. Активное собеседование.
На слайде изображено солнышко.
- В русском языке очень, много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова «добро». Сейчас выглянет солнышко, и мы узнаем, как именуют…(слайд 6)
- Человека, который желает всем добра, готовый содействовать благополучию других людей (Доброжелательный).
- Человека, который достоин одобрения, уважения, очень порядочный, приличный (Добропорядочный).
- Человека сочувствующего, который понимает состояние другого. Об этом человеке говорят, что у него очень доброе сердце. (Добросердечный)
- А о каком человеке говорят – человек добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
(Добродушный)
- Про какого человека говорят: скромный, кроткий, послушный, имеет хорошее поведение. (Добронравный).
- Ребята, а сколько добра в привычном слове «благодарю». Мы обращаем его к тому, кто сделал добро нам, принес пользу.
Благодарю – значит, взаимно дарю благо, отвечаю добром на добро.
- Ребята, посмотрите, какие лучики дарит нам солнышко!
(слайд 7)
- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени вырастет и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
-Кроме добрых слов существуют такие слова, которые ранят душу. Посмотрите, обычный человек. Вот его изображение. Один человек сказал ему грубое слово (смять куклу), второй сказал грубое слово (смять куклу), а в классе нас 30 человек, а в обществе нас много. И если каждый скажет хоть одно грубое слово, то, что станет с человеком? (сильно смять куклу) Ответы детей.
Сказав грубое слово, вы извинитесь перед ним, попросите прощения, но в душе человека останутся следы – глубокие раны. ( Куклу расправить) Какой можно сделать вывод?
Вывод: нельзя обижать человека грубыми словами, ведь они наносят душе глубокие раны.
-Надо как можно больше говорить добрых слов. Об этом нам расскажут ребята.
Дети читают стихи.
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души во времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
III.. Работа с учебным пособием. (слайд 8)
- Ребята, вы слышали такое выражение «Доброта истинная и доброта ложная?» (Ответы детей)
- А давайте узнаем значение этого выражения, прочитав рассказ в учебнике.
(стр.90-91)
- Так чей же совет можно считать добрым?
-Добрым может быть не только совет, но добрым может быть и человек.
IV.Работа по периметру класса. (слайд 9)
-Ребята, на доске написано словосочетание, какое? (добрый человек)
По периметру класса расположены слова. Посмотрите внимательно и прочитайте их. Какое задание вы можете предложить? ( Дать характеристику доброму человеку)
Доброжелательный
Грубый
Вежливый
Неучтивый
Умеет прощать обиды
Отзывчивый
Вспыльчивый
Ласковый
Весёлый
Наглый
Внимательный к другим
Жадный
Крикливый
Вывод: Вот какими качествами должен обладать добрый человек.
V.Работа в группе.
О доброте сложено много пословиц и поговорок. Слова великих людей о доброте пришли к нам из далёкого прошлого. На их примерах мы учимся быть добрее, лучше. И сегодня мы вспомним, какие вы знаете пословицы о добре и доброте. Поработаем в группах. На партах у вас лежат конверты. В них пословицы о добре. Листочки, на которых они написаны, разрезаны на части. Ваша задача – собрать пословицу о добре. Вспомните правила работы в группах. Распределите обязанности.
Чья группа будет готова, поднимет руки. (Работают под песню кота Леопольда «Если добрый ты»)
1 группа. Жизнь дана на добрые дела.
2 группа. Доброго держись, а от худого отдались.
3 группа. Добрые дела красят человека.
4 группа. Доброе дело доходит до сердца.
5 группа. Худо тому, кто добра не делает никому.
6 группа. Красота до вечера, а красота навек.
7 группа. Добрые дела лучше мягкого пирога.
VI. Ресурсный круг на целостное восприятие «Добрые слова» (слайд 10)
-Ребята, какая тема нашего занятия?
- Каждому человеку приятно слышать добрые слова.
- Сейчас встанем в круг и поделимся друг с другом добрыми словами. (Дети произносят добрые слова и передают друг другу солнышко).
- Что вы чувствуете от сказанных добрых слов?
-В нашем кабинете стало ещё светлее и теплее от сказанных добрых слов.
- А сейчас займите свои места. Споём песню «Дорогою добра».
VII. Рефлексия. (слайд 11)
Посмотрите на доску. Что вы видите? Это дерево непростое, это дерево добра. Только на нём не хватает листочков с добрыми словами. У вас на партах лежат листочки. Напишите на них доброе слово. Я тоже напишу.
Листочки прикрепляются к дереву.
- Посмотрите, мы вырастили дерево добрых слов!
- Какое чудесное получилось дерево! На нем распустились листочки добрых слов, от которых в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. Спешите делать добро!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.