МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Гитара в ансамбле, как условие развития творческих способностей учащихся»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Гитара в ансамбле, как условие развития творческих способностей учащихся»

Оценка 4.8
docx
16.09.2020
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Гитара в ансамбле, как условие развития творческих способностей учащихся»
Мет.разраб. Гитара в ансамбле, как условие развития творческих способностей учащихся.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания и образования детей»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Гитара в ансамбле, как условие развития творческих способностей учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Александрова Светлана Алексеевна

Преподаватель МБУ ДО  «Центр эстетического воспитания и образования детей»

Г. Кингисепп

2020 г

           Содержание

1. Краткая аннотация методической разработки

2. Актуальность методической разработки

3. Цели и задачи методической разработки

4. Основное содержание

5. Методическое обеспечение

6. Ожидаемые результаты  

7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткая аннотация методической разработки

 

Представленная методическая разработка выявляет значение коллективного музицирования в процессе развития творческих способностей учащихся Центра эстетического образования и воспитания детей. Мною определены основные направления практической работы по классу гитары, необходимые для создания оптимальных условий, способствующих развитию природных способностей детей. Основным из этих условий является активное привлечение учащихся к творческой деятельности - в частности, к ансамблевому исполнительству.

 

2. Актуальность методической разработки

 

Актуальность методической разработки определяется потребностью общества в неординарной, творческой личности, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Многолетняя педагогическая практика показала, что наибольший интерес к занятиям музыкой у детей наблюдается в первые полгода обучения. По мере усложнения задач интерес учеников угасает, что приводит к снижению результатов в обучении. Это обстоятельство стало основанием для поиска мною способов активизации познавательного интереса детей на протяжении всех лет обучения в школе искусств. Для достижения этой цели, в классе создается творческая атмосфера, расширяется репертуар, максимально упрощается сложность технических и художественных задач, поставленных, перед учениками. В качестве наиболее эффективной формы исполнительства – является ансамблевое музицирование. Творческая атмосфера, которая при этом возникает, вызывает у учеников удовольствие и радость. Они активны, психологически раскованы. Я привлекаю к ансамблевому музицированию всех детей своего класса, независимо от их природных данных. Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа, помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения, имеет большое значение в плане общего музыкального развития, играет значительную роль в подготовке учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности.

 

3. Цели и задачи методической разработки

 

Цель - развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства. Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

Формирующие:

1. формирование комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

2.  активизация музыкального мышления;

3.  формирование звуковысотных представлений, развитие гармонического слуха и полифонического мышления;

4. формирование темброво-динамического чувства при исполнении музыки;

5. формирование способности к дальнейшему самостоятельному и грамотному освоению музыкальных произведений.

Развивающие:

1. развитие эмоциональности, памяти, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

2.  развитие артистизма и музыкальности; развитие музыкальной памяти, чувства ритма, двигательно-моторных («технических») навыков;

Обучающие:

1.  обучение навыкам самостоятельной работы и навыкам чтения с листа в ансамбле;

2. приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

3. активизация коммуникативных навыков учащихся в процессе совместного музицирования, в том числе, способностей к оценочным суждениям.

Образовательные:

1. расширение кругозора, интеллекта и творческих способностей через ознакомление с ансамблевым репертуаром, через всестороннее и широкое знакомство с музыкальными произведениями различных художественных стилей и эпох;

2. приобретение навыка переложения нот для ансамблей.

Воспитательные:

1. воспитание доброжелательности, внимательности к окружающим, взаимной поддержки;

2. воспитание исполнительской выразительности и навыка коллективного

3.  музицирования.

Здоровье сберегающие:

1. развитие позитивного отношения к занятиям, уверенности в своих силах;

2. развитие творческого потенциала, как основы дальнейшего становления личности.

Мотивационные:

 1. создание условий для творческой самореализации учащихся в процессе концертного исполнительства;

2.  формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству.

 

4. Основное содержание

 Концепция развивающего обучения - одна из парадигм современной педагогической науки. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, влияет на формирование творчески мыслящей, духовно богатой личности. Особым и развивающим действием обладает ансамблевое музицирование. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой и в частности для исполнителей гитарных дуэтов. Ансамблист находится в особо выгодных условиях. Постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и открытий, приток разнохарактерной музыкальной информации способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, стимулирует художественное воображение. Кроме того, ансамблевая игра развивает умение слышать полифонию. Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребенку сразу исполнять пьесы с сопровождением. Гармонический слух в своем развитии нередко отстает от мелодического. В этот период ансамблевая игра оказывается целесообразной и необходимой. Гармоническое сопровождение в данном случае берет на себя преподаватель. Ребенок становится свидетелем того, как за счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения, простейшая мелодия становится более яркой, живой, превращается в концертно-законченное произведение. Ученик с первых же уроков участвует в исполнении эпизодов с элементами полифонии, которые становятся для него удобными. Гармонический слух развивается параллельно с мелодическим слухом , т.е. дети учатся воспринимать вертикаль. Ученик без напряжения выполняет все динамические указания автора, он не ошибается в выборе штрихов. А самое главное, технические трудности уже не мешают ему передавать художественный образ. Кроме того ансамблевое музицирование расширяет исполнительские возможности гитариста. У детей значительно улучшается техника чтения с листа музыкальных произведений, развивается совместное для партнеров чувство ритма, чувство слухового контроля, приобретаются навыки в сочинении. Значительно активнее становится творческая инициатива, формируется методика разучивания музыкальных произведений, приемы работы над исполнительскими трудностями, умение слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать; грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; работать над динамикой произведения. Благодаря игре в ансамбле исчезают многие «неудобства», имеющие место в сольной игре.  Дети работают с интересом, получают удовольствие от своего творчества. Обучение становится не только многогранным и увлекательным, но простым и продуктивным, в чем мы имели возможность убедиться на практике. Ансамблевая игра является важной и в развитии памяти и двигательно-моторных способностей. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе более легко происходит организация игрового аппарата. Раздвигая горизонты познаний в музыке, пополняя фонд слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта, способствовать развитию комплекса музыкальных способностей ребенка. Моя программа по гитарному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями. Работа направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, на умение совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

 

5. Методическое обеспечение

Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному и опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. В работе необходимо придерживаться последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. В ансамбле важен подбор партнеров, обладающих схожим уровнем подготовки в классе специальности. Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения инструментальных дуэтов. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Важной задачей в классе ансамбля должно быть обучение учеников умению работать самостоятельно: отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной, как индивидуальной, так и с партнером. В начале каждого полугодия я составляю индивидуальный план для учащихся.  В репертуар включаются произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Основное место в репертуаре занимает академическая музыка, отечественных и зарубежных композиторов. Дети исполняют пьесы с интересом и удовольствием. В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания:                                                                                                              

·          умение владеть инструментом;

·  иметь сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного

 ·   творчества;  демонстрировать единство исполнительских намерений в реализации

 ·   художественного замысла;  знание ансамблевого репертуара;

 ·   знание основных направлений ансамблевой музыки различных эпох.

 · По мере усложнения художественных заданий, расширяются и технические требования, в том числе использование особенных тембральных возможностей гитарного дуэта, преодоление трудностей полиритмии и инерции «сольной» психологии, которая замыкает начинающего гитариста в пределах собственной партии, затрудняет охват произведения в целом.

Коллективное творчество развивает музыкальное сознание, мышление, интеллект, способствует развитию комплекса музыкальных способностей ребенка. Программа по ансамблю для гитаристов опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями. Работа направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, на умение совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

Занятия по предмету «Ансамбль» проводится согласно учебному плану 2 часа в неделю.

 

6. Ожидаемые результаты

Используя  данную методическую разработку, выяснилось, что уровень умений и навыков детей значительно повысился. Ребята стали эмоционально отзывчивы, укрепились двигательные навыки их игрового аппарата, они стали полнее и глубже постигать содержание музыки. В процессе моей многолетней работы расширился репертуарный кругозор и накопились музыкально-теоретические и музыкально-исторические сведения. У детей стал сформировываться устойчивый интерес к музыкальной деятельности, накоплены яркие слуховые представления, развита эмоциональная отзывчивость. За счет богатого гармоническими красками сопровождения сформирован гармонический слух. Развито понимание образно-поэтической сущности и художественного замысла исполняемых музыкальных произведений. У учащихся развиты метроритмические навыки, выработано верное темпо ощущение. Выработано умение слышать и воспроизводить полифонию. Ученики способны осознавать структуру музыкального произведения и выстраивать единый темпово-динамический план. Специфика заучивания ансамблевого произведения наизусть открыло перед учениками пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти ансамблевое исполнение. У детей развит динамический, звуковысотный и тембровый слух, сформированы навыки игры в ансамбле, коллективного исполнения, ответственности за коллективное дело. В своих учениках я развиваю умение заниматься творчеством в коллективе, получать от этого положительный и эмоциональный заряд.

 

 

 

 

7. Список литературы

 

1.  Хрестоматия юного гитариста. Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (Дуэты, трио) /Ростов – на – Дону «Феникс» 2007/

2. А.В. Катанский, В. М. Катанский Школа игры на шестиструнной гитаре (Методика техники игры Ф. Таррега, Д. Агуадо, Ф.Сор, А. Сеговия, Э. Пухоль, В. Бобри) /Москва 2007/

3.  Д. Теслов  «Ансамбли классических гитар. Избранные легкие пьесы» (выпуск 3, дуэты) /Москва 2016/

4.   В. В. Крюкова Музыкальная педагогика / «Феникс» Ростов–на–Дону 2002/ с.91 Н. Гончарова «Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными»

5.   А. Винницкий «Детский джазовый альбом» /Москва 1999 г./

6.  А. Готлиб. Основы ансамблевой техники. Москва: Музыка, 1971.

7.  Зеленин В.М. «Работа в классе ансамбля» Минск, 1997

8.  Зыбцев А. «Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля». «Музыка», М., 1980

 9. «Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство». «Музыка». М., 1979

 10. Педагогика и исполнительство». Под ред. К. Аджемова. М. «Музыка», 1979


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания и образования детей»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания и образования детей»

Содержание 1. Краткая аннотация методической разработки 2

Содержание 1. Краткая аннотация методической разработки 2

Краткая аннотация методической разработки

Краткая аннотация методической разработки

Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа, помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения, имеет большое значение в плане общего музыкального развития, играет значительную роль в…

Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа, помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения, имеет большое значение в плане общего музыкального развития, играет значительную роль в…

Обучающие: 1. обучение навыкам самостоятельной работы и навыкам чтения с листа в ансамбле; 2

Обучающие: 1. обучение навыкам самостоятельной работы и навыкам чтения с листа в ансамбле; 2

Мотивационные: 1. создание условий для творческой самореализации учащихся в процессе концертного исполнительства; 2

Мотивационные: 1. создание условий для творческой самореализации учащихся в процессе концертного исполнительства; 2

Ученик с первых же уроков участвует в исполнении эпизодов с элементами полифонии, которые становятся для него удобными

Ученик с первых же уроков участвует в исполнении эпизодов с элементами полифонии, которые становятся для него удобными

Работа направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, на умение совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне

Работа направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, на умение совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне

Дети исполняют пьесы с интересом и удовольствием

Дети исполняют пьесы с интересом и удовольствием

Ожидаемые результаты Используя данную методическую разработку, выяснилось, что уровень умений и навыков детей значительно повысился

Ожидаемые результаты Используя данную методическую разработку, выяснилось, что уровень умений и навыков детей значительно повысился

Список литературы 1. Хрестоматия юного гитариста

Список литературы 1. Хрестоматия юного гитариста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2020