Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания и образования детей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Гитара в ансамбле, как условие развития творческих способностей учащихся»
Разработала: Александрова Светлана Алексеевна
Преподаватель МБУ ДО «Центр эстетического воспитания и образования детей»
Г. Кингисепп
2020 г
Содержание
1. Краткая аннотация методической разработки
2. Актуальность методической разработки
3. Цели и задачи методической разработки
4. Основное содержание
5. Методическое обеспечение
6. Ожидаемые результаты
7. Список литературы
1. Краткая аннотация методической разработки
Представленная методическая разработка выявляет значение коллективного музицирования в процессе развития творческих способностей учащихся Центра эстетического образования и воспитания детей. Мною определены основные направления практической работы по классу гитары, необходимые для создания оптимальных условий, способствующих развитию природных способностей детей. Основным из этих условий является активное привлечение учащихся к творческой деятельности - в частности, к ансамблевому исполнительству.
2. Актуальность методической разработки
Актуальность методической разработки определяется потребностью общества в неординарной, творческой личности, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Многолетняя педагогическая практика показала, что наибольший интерес к занятиям музыкой у детей наблюдается в первые полгода обучения. По мере усложнения задач интерес учеников угасает, что приводит к снижению результатов в обучении. Это обстоятельство стало основанием для поиска мною способов активизации познавательного интереса детей на протяжении всех лет обучения в школе искусств. Для достижения этой цели, в классе создается творческая атмосфера, расширяется репертуар, максимально упрощается сложность технических и художественных задач, поставленных, перед учениками. В качестве наиболее эффективной формы исполнительства – является ансамблевое музицирование. Творческая атмосфера, которая при этом возникает, вызывает у учеников удовольствие и радость. Они активны, психологически раскованы. Я привлекаю к ансамблевому музицированию всех детей своего класса, независимо от их природных данных. Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа, помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения, имеет большое значение в плане общего музыкального развития, играет значительную роль в подготовке учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности.
3. Цели и задачи методической разработки
Цель - развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства. Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
Формирующие:
1. формирование комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
2. активизация музыкального мышления;
3. формирование звуковысотных представлений, развитие гармонического слуха и полифонического мышления;
4. формирование темброво-динамического чувства при исполнении музыки;
5. формирование способности к дальнейшему самостоятельному и грамотному освоению музыкальных произведений.
Развивающие:
1. развитие эмоциональности, памяти, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
2. развитие артистизма и музыкальности; развитие музыкальной памяти, чувства ритма, двигательно-моторных («технических») навыков;
Обучающие:
1. обучение навыкам самостоятельной работы и навыкам чтения с листа в ансамбле;
2. приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
3. активизация коммуникативных навыков учащихся в процессе совместного музицирования, в том числе, способностей к оценочным суждениям.
Образовательные:
1. расширение кругозора, интеллекта и творческих способностей через ознакомление с ансамблевым репертуаром, через всестороннее и широкое знакомство с музыкальными произведениями различных художественных стилей и эпох;
2. приобретение навыка переложения нот для ансамблей.
Воспитательные:
1. воспитание доброжелательности, внимательности к окружающим, взаимной поддержки;
2. воспитание исполнительской выразительности и навыка коллективного
3. музицирования.
Здоровье сберегающие:
1. развитие позитивного отношения к занятиям, уверенности в своих силах;
2. развитие творческого потенциала, как основы дальнейшего становления личности.
Мотивационные:
1. создание условий для творческой самореализации учащихся в процессе концертного исполнительства;
2. формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству.
4. Основное содержание
Концепция развивающего обучения - одна из парадигм современной педагогической науки. Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, влияет на формирование творчески мыслящей, духовно богатой личности. Особым и развивающим действием обладает ансамблевое музицирование. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой и в частности для исполнителей гитарных дуэтов. Ансамблист находится в особо выгодных условиях. Постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и открытий, приток разнохарактерной музыкальной информации способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, стимулирует художественное воображение. Кроме того, ансамблевая игра развивает умение слышать полифонию. Длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребенку сразу исполнять пьесы с сопровождением. Гармонический слух в своем развитии нередко отстает от мелодического. В этот период ансамблевая игра оказывается целесообразной и необходимой. Гармоническое сопровождение в данном случае берет на себя преподаватель. Ребенок становится свидетелем того, как за счет насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения, простейшая мелодия становится более яркой, живой, превращается в концертно-законченное произведение. Ученик с первых же уроков участвует в исполнении эпизодов с элементами полифонии, которые становятся для него удобными. Гармонический слух развивается параллельно с мелодическим слухом , т.е. дети учатся воспринимать вертикаль. Ученик без напряжения выполняет все динамические указания автора, он не ошибается в выборе штрихов. А самое главное, технические трудности уже не мешают ему передавать художественный образ. Кроме того ансамблевое музицирование расширяет исполнительские возможности гитариста. У детей значительно улучшается техника чтения с листа музыкальных произведений, развивается совместное для партнеров чувство ритма, чувство слухового контроля, приобретаются навыки в сочинении. Значительно активнее становится творческая инициатива, формируется методика разучивания музыкальных произведений, приемы работы над исполнительскими трудностями, умение слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать; грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; работать над динамикой произведения. Благодаря игре в ансамбле исчезают многие «неудобства», имеющие место в сольной игре. Дети работают с интересом, получают удовольствие от своего творчества. Обучение становится не только многогранным и увлекательным, но простым и продуктивным, в чем мы имели возможность убедиться на практике. Ансамблевая игра является важной и в развитии памяти и двигательно-моторных способностей. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе более легко происходит организация игрового аппарата. Раздвигая горизонты познаний в музыке, пополняя фонд слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта, способствовать развитию комплекса музыкальных способностей ребенка. Моя программа по гитарному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями. Работа направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, на умение совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
5. Методическое обеспечение
Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному и опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. В работе необходимо придерживаться последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. В ансамбле важен подбор партнеров, обладающих схожим уровнем подготовки в классе специальности. Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения инструментальных дуэтов. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Важной задачей в классе ансамбля должно быть обучение учеников умению работать самостоятельно: отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной, как индивидуальной, так и с партнером. В начале каждого полугодия я составляю индивидуальный план для учащихся. В репертуар включаются произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Основное место в репертуаре занимает академическая музыка, отечественных и зарубежных композиторов. Дети исполняют пьесы с интересом и удовольствием. В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания:
· умение владеть инструментом;
· иметь сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
· творчества; демонстрировать единство исполнительских намерений в реализации
· художественного замысла; знание ансамблевого репертуара;
· знание основных направлений ансамблевой музыки различных эпох.
· По мере усложнения художественных заданий, расширяются и технические требования, в том числе использование особенных тембральных возможностей гитарного дуэта, преодоление трудностей полиритмии и инерции «сольной» психологии, которая замыкает начинающего гитариста в пределах собственной партии, затрудняет охват произведения в целом.
Коллективное творчество развивает музыкальное сознание, мышление, интеллект, способствует развитию комплекса музыкальных способностей ребенка. Программа по ансамблю для гитаристов опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями. Работа направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, на умение совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
Занятия по предмету «Ансамбль» проводится согласно учебному плану 2 часа в неделю.
6. Ожидаемые результаты
Используя данную методическую разработку, выяснилось, что уровень умений и навыков детей значительно повысился. Ребята стали эмоционально отзывчивы, укрепились двигательные навыки их игрового аппарата, они стали полнее и глубже постигать содержание музыки. В процессе моей многолетней работы расширился репертуарный кругозор и накопились музыкально-теоретические и музыкально-исторические сведения. У детей стал сформировываться устойчивый интерес к музыкальной деятельности, накоплены яркие слуховые представления, развита эмоциональная отзывчивость. За счет богатого гармоническими красками сопровождения сформирован гармонический слух. Развито понимание образно-поэтической сущности и художественного замысла исполняемых музыкальных произведений. У учащихся развиты метроритмические навыки, выработано верное темпо ощущение. Выработано умение слышать и воспроизводить полифонию. Ученики способны осознавать структуру музыкального произведения и выстраивать единый темпово-динамический план. Специфика заучивания ансамблевого произведения наизусть открыло перед учениками пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти ансамблевое исполнение. У детей развит динамический, звуковысотный и тембровый слух, сформированы навыки игры в ансамбле, коллективного исполнения, ответственности за коллективное дело. В своих учениках я развиваю умение заниматься творчеством в коллективе, получать от этого положительный и эмоциональный заряд.
7. Список литературы
1. Хрестоматия юного гитариста. Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (Дуэты, трио) /Ростов – на – Дону «Феникс» 2007/
2. А.В. Катанский, В. М. Катанский Школа игры на шестиструнной гитаре (Методика техники игры Ф. Таррега, Д. Агуадо, Ф.Сор, А. Сеговия, Э. Пухоль, В. Бобри) /Москва 2007/
3. Д. Теслов «Ансамбли классических гитар. Избранные легкие пьесы» (выпуск 3, дуэты) /Москва 2016/
4. В. В. Крюкова Музыкальная педагогика / «Феникс» Ростов–на–Дону 2002/ с.91 Н. Гончарова «Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными»
5. А. Винницкий «Детский джазовый альбом» /Москва 1999 г./
6. А. Готлиб. Основы ансамблевой техники. Москва: Музыка, 1971.
7. Зеленин В.М. «Работа в классе ансамбля» Минск, 1997
8. Зыбцев А. «Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля». «Музыка», М., 1980
9. «Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство». «Музыка». М., 1979
10. Педагогика и исполнительство». Под ред. К. Аджемова. М. «Музыка», 1979
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.