Методическая разработка "Особенности работы с детским коллективом"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Особенности работы с детским коллективом"

Оценка 4.7
docx
13.08.2021
Методическая разработка "Особенности работы с детским коллективом"
Методическая разработка.docx

 

Муниципальное  учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Ленинского района

г. Саратова

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 «Особенности работы с детским коллективом»

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Составила:

                                                               концертмейстер Дробынина С.Б.,

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

     2019

 

Введение

 

В системе дополнительного образования воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях:

– основы профессионального воспитания;

– основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

– этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

– культура организации своей деятельности;

– уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

– адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

– знание и выполнение профессионально-этических норм.

Социальное воспитание учащихся направлено на формирование у ребенка:

– коллективной ответственности;

– умения взаимодействовать с другими членами коллектива;

– толерантности;

– активности и желания участвовать в делах детского коллектива;

– стремления к самореализации социально адекватными способами;

–  нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.

В своей выпускной квалификационной работе я рассматриваю отличительные особенности дополнительного образования, совместную деятельность педагога-хореографа и концертмейстера по формированию детского коллектива на примере своей работы в танцевальном ансамбле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 

Учреждение дополнительного образования детей как учебно-воспитательная организация, создающая условия для реализации каждым ребёнком своих потенциальных возможностей, имеет отличительные особенности:

- добровольное участие детей (семей) в соответствии с их интересами, способностями и потребностями;

-возможность выбора программы, режима её усвоения, смены программ и обучающих организаций, вариативность образования.

 В дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном, связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации, формирования проектной и предпринимательской культуры. Дополнительное образование характеризуется очевидной актуальностью для обучающихся, поскольку связано с реализацией личностных потребностей и жизненных планов.

Важная предпосылка деятельности учреждения дополнительного образования - наличие социального заказа общества на воспитание личности, гармонично развитой, обладающей социальной и профессиональной культурой, потребностью в творческом труде, образовании и культурном досуге. Творческие объединения через организацию интересного и содержательного досуга способствуют углублению и расширению знаний детей, их кругозора, обучению конкретному делу. Что, в конечном итоге, приводит к развитию индивидуальных качеств, самоопределению личности.

Повышение статуса учреждений дополнительного образования привело и к росту качества образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями. Сегодня большинство из них выходят на уровень комплексных образовательных программ, основанных на базисном плане учреждения дополнительного образования. Программы, авторы которых -  сами педагоги дополнительного образования, являются результатом творческого осмысления и анализа серьезной научно-методической литературы и собственного практического опыта.

Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении.

Деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, посещение занятий в кружке или студии становится результатом осознанного добровольного решения. Находясь в ситуации выбора, ребенок сам определяет, в каком кружке или клубе он будет заниматься, выбирает время занятий удобное для него, перераспределяет свое свободное время с учетом будущих занятий. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно.

 Добровольность в учреждениях дополнительного образования проявляется и в том, что ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов её организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования. Сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые, как один из наиболее привлекательных моментов в деятельности учреждений дополнительного образования, выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида деятельности.  На удовлетворении интереса (на разных стадиях его формирования - от любопытства до теоретического интереса) базируется мотивация того, что ребенок в течение длительного периода посещает занятия в учреждении дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования, в отличие от школьного учителя, находится в более выигрышной позиции. Это связано с тем, что во внешкольных учреждениях происходит дифференциация детей по интересам, что, как уже говорилось выше, становится мотивацией не только для выбора направления деятельности, но и способствует заинтересованности ребенка в получении тех знаний, умений и навыков, которые передает ему педагог. А приближенность результатов деятельности к исходной цели становится еще одним стимулом к такой деятельности. Положительным моментом дифференциации является и то, что ребенок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе детей и педагогов, для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности.

Учреждения дополнительного образования детей отличаются от школ своеобразием педагогической организации работы с ними. Для этих учреждений характерен общедоступный, массовый, самодеятельный и общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого ребенка задачи.

Одна из форм предметно-практической деятельности: кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и способностями. Они обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их подготовленности. Деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер.

 Массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. Это игры-соревнования, творческие праздники, конкурсы и фестивали. Именно такие формы дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Эти формы используются периодически и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета о деятельности коллектива в определенный период времени. Часто такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг во внешкольном учреждении, а также стимулируют подростков к достижению новых результатов и становятся критерием результативности деятельности детей и педагогов дополнительного образования.

Творческая, доброжелательная атмосфера учреждения дополнительного образования дает реальный шанс для ребенка изменить свой социальный статус среди сверстников. Это может быть связано с тем, что, приходя в учреждение дополнительного образования, ребенок попадает в новое детское сообщество, которому неизвестен статус этого ребенка в школьном коллективе. На благоприятную социализацию в новом сообществе оказывают влияние уже другие факторы и требования, предъявляемые сообществом к ребенку.

 Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может проще реализовать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники. Часто это компенсирует недостаток внимания и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье, что может оказать помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей, через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.

  Деятельность педагога дополнительного образования развивается в единстве общепедагогических закономерностей и специфических особенностей:

- характера взаимоотношений педагога и ребёнка, в основе которого лежит добровольное сотрудничество и содружество, диалогически равноправное взаимодействие, совместная творческая работа, общность интересов и увлечений;

- организации разносторонних видов коллективной творческой деятельности учащихся, как способа привлечения к общественно значимой деятельности в сфере свободного времени, действенного фактора повышения их общественной активности, формирования положительного социального опыта;

- единства и взаимообусловленности владения профильным для объединения видом деятельности и педагогического овладения ситуацией творческого и нравственного становления воспитанников;

- обеспечения полноценного, педагогически целесообразного и эмоционально насыщенного досуга детей, восстановления их психических и физических сил при удовлетворении потребностей в новизне впечатлений, самоутверждении, самореализации, общении.

 Родители детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, отмечают положительное влияние внешкольных занятий на воспитание самостоятельности, ответственности, дисциплинированности ребят, раскрытие индивидуальных качеств личности, самоопределения и самореализации в новых условиях сферы свободного времени. А классные руководители и учителя школ, с которыми осуществляется взаимодействие, выделяют эффективные возможности учреждения дополнительного образования в организации интересного и содержательного досуга, в углублении и расширении знаний, кругозора учащихся, обучении конкретному делу, в развитии индивидуальных способностей и самоопределения личности. Дети отмечают радость общения в коллективе единомышленников, живущих общими интересами и увлечениями, неформальный характер взаимоотношений с руководителем, возможность творческих контактов. Выпускники внешкольных учреждений считают, что занятия научили их работать в коллективе, расширили кругозор, выработали устойчивый интерес к технике, науке, искусству и помогли в их профессиональном самоопределении.

Все это говорит о том, что дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности и социализации подрастающего поколения. Неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства. Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.

 

    Глава 2

 

Гармоничное развитие личности невозможно без эстетического воспитания, которое раскрывает творческие способности детей, формирует их нравственные качества, отношение к окружающей жизни и искусству.

Моя концертмейстерская деятельность на протяжении 22 лет связана с образцовым танцевальным ансамблем «Солнышко» и ансамблем танца «Цветень» Центра детского творчества Ленинского района г. Саратова. Это коллектив с богатой историей, устоявшимися традициями.

Работа концертмейстера, как живое исполнительское творчество, воспитывает эстетический вкус учащихся и даёт эмоциональную установку на познавательность занятий. Концертмейстер должен не только прекрасно владеть своим инструментом, иметь глубокие знания в областях теории и истории музыки, но и знать возрастные психологические особенности детей, использовать инновационные педагогические технологии, владеть современными формами и методами воспитания. Благодаря этому, концертмейстер может стать неоценимым помощником для педагога-хореографа.

Только тесное творческое сотрудничество концертмейстера и педагога-хореографа способствует наиболее эффективному воспитанию танцоров, повышает продуктивность, качество занятий и концертных выступлений.

Деятельность педагога − хореографа и концертмейстера выступает одновременно как труд  умственный  и физический,  соединяющий    творческую,  организаторскую  и  индивидуальную  авторскую деятельность.

  Нас можно назвать специалистами разнообразных направленностей:

  - как организаторы приглашаем ребят в свое объединение, используя различные приемы и способы (печатная реклама, концерты в школах, Дни открытых дверей). Организуем социально-значимые дела, праздники  и другие  общие мероприятия для учащихся ансамбля и их родителей (Посвящение в ансамбль, участие  в акции «Читаем детям о войне», Выпускные вечера и Отчётные концерты);

- как предметники и методисты реализуем дополнительную образовательную программу (общеразвивающая модифицированная программа «По дороге к Солнцу»), обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности, несём ответственность за качество реализации учебной программы;

- как психологи можем выявить способности детей, мотивацию выбора каждого ребенка, наклонности и стимулировать их развитие (с помощью анкетирования, мониторинга);

- как воспитатели  имеем возможность  изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого в осуществлении личностно-ориентированного образования, являющегося сутью дополнительного образования детей.

Детский коллектив особенный: дети, вырастая, покидают воспитательное учреждение, идет постоянная смена лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности мы имеем все необходимые объективные условия:

– вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

– выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно;

– содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.

– все участники занимаются одной интересной для всех деятельностью.

Задача педагога и концертмейстера -  заинтересовать ребят этой совместной деятельностью на самом первом этапе-формировании группы (например, новый набор в начале учебного года). В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе.  Каждый ребенок приходит в коллектив со своими целями, притязаниями на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями. Ребятам хочется предстать перед новыми товарищами в лучшем виде, отсюда не всегда обоснованно завышенная самооценка и готовность к функционированию в самых главных ролях организаторской деятельности, неадекватно высокий уровень притязаний.

Межличностные отношения только начинают складываться, идет процесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер (ребята учатся в одной школе, живут в одном дворе и т.д.). Постепенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы.

Педагоги на этом этапе занимают так называемую открытую педагогическую позицию, чтобы снять эмоциональное напряжение, чувство тревожности у ребят. Это можно сделать, разъяснив цели создания группы, предъявив определенные требования ко всем членам группы, объяснив нормы и правила поведения, принятые в ансамбле.  Именно руководители являются носителями норм, ценностей, законов группы.

 Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования мы можем через:

- создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

- создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

 - использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.

 Примеры формирования коллектива в первые дни занятий творческого объединения:

1.Организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того, чтобы это реально произошло, недостаточно ограничиться обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру - знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.

 2.Выявление уровня воспитанности детей, их интеллектуального развития, изучение особенностей самооценки, эмоционально-волевых черт характера, складывающихся отношений в формирующемся коллективе с помощью анкетирования, бесед, тестов.

3.Разработка совместно с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении. Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

4.Формирование мотивации к изучению программы.

Для этого можно использовать необычную форму изложения материала, его наглядность, занимательность, познавательные и деловые игры, эмоциональность речи, заставляющая детей сопереживать. Это занятие-путешествие, элементы театрализации, сюрпризные моменты.

5.Стимулирование через новизну (применение новых технологий), практическую значимость (концертное выступление, подарок близкому человеку), разнообразные формы деятельности на занятии (игровые моменты, индивидуальные задания, упражнения на развитие фантазии и т.д.)

Большое значение в организации работы с детским коллективом имеет: - создание и поддерживание традиций в коллективе. Например, поздравления именинников, праздники совместно с родителями, где ребята готовят номера для выступлений;

проведение экскурсий в музеи, посещение концертных залов и др.;

- коллективное творческое дело (мероприятия, проводимые внутри объединения и учреждения, украшение кабинета к Новому году и др.)

В этот период мы способствуем максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:

- создаём оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;

-  обогащаем содержание коллективной деятельности, создавая реальные возможности для успешной деятельности каждого ребёнка;

Нужно стремиться к высокому уровню психологического единства всех членов коллектива, когда атмосфера доброжелательности сочетается с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.

Заключение

Специфика педагогического взаимодействия в учреждении дополнительного образования позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми. Так как в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к государственным образовательным стандартам и количество детей, с которыми одновременно занимается педагог изначально меньше, чем в стандартном школьном классе, это способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, его самореализации в творческом коллективе единомышленников.

Литература

1.                     Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М., Школьная пресса.2008

2.                     Матюхина Т. И. Увлекательная хореография. Дополнительное образование и воспитание, №2, 2010.

3.                     Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. М., Сов. композитор, 1992


 

4.                    

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Введение В системе дополнительного образования воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях: – основы профессионального воспитания; – основы социального воспитания

Введение В системе дополнительного образования воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях: – основы профессионального воспитания; – основы социального воспитания

Глава 1 Учреждение дополнительного образования детей как учебно-воспитательная организация, создающая условия для реализации каждым ребёнком своих потенциальных возможностей, имеет отличительные особенности: - добровольное участие детей…

Глава 1 Учреждение дополнительного образования детей как учебно-воспитательная организация, создающая условия для реализации каждым ребёнком своих потенциальных возможностей, имеет отличительные особенности: - добровольное участие детей…

В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, посещение занятий в кружке или студии становится результатом осознанного добровольного решения

В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, посещение занятий в кружке или студии становится результатом осознанного добровольного решения

Одна из форм предметно-практической деятельности: кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и способностями

Одна из форм предметно-практической деятельности: кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и способностями

Деятельность педагога дополнительного образования развивается в единстве общепедагогических закономерностей и специфических особенностей: - характера взаимоотношений педагога и ребёнка, в основе которого лежит добровольное сотрудничество и…

Деятельность педагога дополнительного образования развивается в единстве общепедагогических закономерностей и специфических особенностей: - характера взаимоотношений педагога и ребёнка, в основе которого лежит добровольное сотрудничество и…

Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству

Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству

По дороге к Солнцу»), обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности, несём ответственность за качество реализации учебной программы; - как психологи можем выявить способности детей,…

По дороге к Солнцу»), обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности, несём ответственность за качество реализации учебной программы; - как психологи можем выявить способности детей,…

Педагоги на этом этапе занимают так называемую открытую педагогическую позицию, чтобы снять эмоциональное напряжение , чувство тревожности у ребят

Педагоги на этом этапе занимают так называемую открытую педагогическую позицию, чтобы снять эмоциональное напряжение , чувство тревожности у ребят

Большое значение в организации работы с детским коллективом имеет: - с оздание и поддерживание традиций в коллективе

Большое значение в организации работы с детским коллективом имеет: - с оздание и поддерживание традиций в коллективе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2021