Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"
Оценка 4.9

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
администрации
Взрослым
29.01.2017
Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"
Брошюра направлена на помощь педагогам в написании проектов.Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"
Методическая копилка Анатомия учебного проекта.docx
Курганской области МКОУ «Кондинская СОШ» Шатровского района Методическ ая копилка Заместитель директора по УВР – С.Б.Бояркина с. Кондинское -2015 «АНАТОМИЯ» УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Основные требования к проекту  Работа   по   методу   проектов   —   это   относительно   высокий   уровень   сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную  квалификацию учителя.  Если большинство   общеизвестных   методов   обучения   требуют   наличия   лишь   традиционных компонентов   учебного   процесса   —   учителя,   ученика   (или   группы   учеников)   и   учебного  то   требования   к   учебному   проекту   — материала,   который   необходимо   усвоить, совершенно особые.  1.  Необходимо наличие социально  значимой задачи (проблемы)  — исследовательской, информационной, практической. В роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке   методических   пособий   для   кабинета   биологии),   и   сами   учащиеся   (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.   Но   некоторые   проекты   (творческие,   ролевые)   не   могут   быть   сразу   четко спланированы от начала до самого конца.  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная   черта   проектной   деятельности  —  поиск   информации,   которая   затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В   общем   виде   это   средство,   которое   раз   работали   участники   проектной   группы   для разрешения поставленной проблемы.  5.  Подготовленный   продукт   должен   быть   представлен   заказчику   и   (или) представителям   общественности,   и   представлен   достаточно   убедительно,   как   наиболее приемлемое средство решения проблемы.  Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.  Важное   правило:  каждый   этап   работы   над   проектом   должен   иметь   свой конкретный продукт! Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты Ответив в общих чертах на вопрос, что есть учебный проект, рассмотрим, как он может быть реализован в образовательном процессе.  В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально   разработанных   технологий   проектной   деятельности.  Наибольший   интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них.  Модель № 1  1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (один ­ два месяца).  2. Выполнение работы (два ­ три месяца).  3. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них (один месяц).  То есть проект — это «пять П»:  ПРОБЛЕМА   —   ПРОЕКТИРОВАНИЕ   ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ. (ПЛАНИРОВАНИЕ)   —   ПОИСК 4. Собственно защита на экспертном совете школы (два месяца).  5. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.  Предложенная   схема   работы   заимствована   из   практики   работы   научного   общества учащихся   (НОУ),   которые   получили   широкое   распространение   в  отечественной   школе   на рубеже 1990­х гг.  Однако,   в   отличие   от   проектной   деятельности,   работа   НОУ   ограничивалась   чисто исследовательским кругом тем, предпочтением монопредметных проблем, не всегда заметной связью с практической внешкольной жизнью учащихся, а также невниманием к творческой форме продукта исследования.  Модель № 2  Работа   над   проектом   начинается   с   решения   о   защите   проекта.   Затем   методические объединения   обозначают   проблемы,   создают   «мастерские»,   в   которые   имеет   право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков выстраивает   концепцию,   выделяет   приоритетные   задачи   проекта.   Дети   намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятель­ность.  Предметные индивидуальные проекты приравниваются к сдаче предметного экзамена.  Модель № 3  В   течение   учебного   года   выполняется   три   масштабных,   долгосрочных   и,   как   правило, межпредметных проекта (в течение учебного триместра реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждого триместра.  1.   Педсовет,   посвященный   проектной   работе.   Выбор   направления   и   тем.   Уточнение руководителей   проектов.   Планирование   проектной   работы   школы   на   триместр   (для административного контроля).  2.   Формирование   состава   проектных   групп.   Обсуждение   принципов   работы   в   творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах.  3. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта.  4. Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта.  5. демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти.  6.   Оценка   преподавателями   деятельности   участников   проектных   групп   и   составление рейтинга участия учащихся в проекте  (по 100­балльной  шкале.)  Педсовет по подведению итогов   проектной   работы   в   данном   триместре.   Общешкольная   линейка   с   вынесением благодарности активным участникам проекта.    Торжественный   заключительный   вечер,   Презентация   проектов.   на   котором Модель № 4  Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат.  1.   Установочное   занятие:   цели,   задачи   проектных   работ,   основной   замысел,   примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.  2. Стендовая информация о проектной работе.  3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и прочее).  4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.  5. Формирование проектных групп.  6.   Групповое   обсуждение   идей   будущих   проектов,   составление   индивидуальных   планов работы над проектами.  7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.  8. Поисковый этап.  9. Промежуточные отчеты учащихся.  10.   Индивидуальные   и   групповые   консультации   по   содержанию   и   правилам   оформления проектных работ.  11. Обобщающий этап: оформление результатов. 12. Предзащита проектов.  13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений,  14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.  15. Подготовка к публичной защите проектов.  16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.  17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.  18. Заключительный этап: публичная защита проектов.  19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.  20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.  Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся Учебный   проект,   как   комплексный   и   многоцелевой   метод,   имеет   большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три   различные   классификации.   Начнем   с  самой   основной,  определяющей   содержательную специфику каждого проекта.  Практико­ориентированный   проект  нацелен   на   социальные   интересы   самих участников проекта или внешнего заказчика.  Продукт   заранее   определен   и   может   быть   использован   в   жизни   класса,   школы, микрорайона,   города,   государства.   Палитра   разнообразна   —   от   учебного   пособия   для кабинета   физики   до   пакета   рекомендаций   по   восстановлению   экономики   России.   Важно оценить   реальность   использования   продукта   на   практике   и   его   способность   решить поставленную проблему.  Исследовательский   проект  по   структуре   напоминает   подлинно   научное исследование.  Он   включает   обоснование   актуальности   избранной   темы,   обозначение   задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.  Информационный   проект  направлен   на   сбор   информации   о   каком­то   объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.  Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом   такого   проекта   может   быть   и   создание   информационной   среды   класса   или школы.  Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению   результатов.   Это   могут   быть   альманахи,   театрализации,   спортивные   игры, произведения изобразительного или декоративно­прикладного искусства, видеофильмы и т. п. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем,   проектанты   берут   на   себя   роли   литературных   или   исторических   персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?  Конечно,   все   пять   перечисленных   целевых   направлений   деятельности   учащихся­ проектантов   реализуются   в   каждом   проекте.   В   этом   смысле   любой   проект   — исследовательский,   точно   так   же   как   любой   —   творческий,   ролевой,   практико­ ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.  Классификация проектов по комплексности и характеру контактов По   комплексности  (иначе   говоря,   по   предметно­содержательной   области)   можно выделить два типа проектов. 1)  Монопроекты  проводятся,   как   правило,   в   рамках   одного   предмета   или   одной области   знания,   хотя   и   могут   использовать   информацию   из   других   областей   знания   и деятельности.  Руководителем   такого   проекта   выступает   учитель­предметник,   консультантом   — учитель другой дисциплины.  Такие проекты могут быть, например, литературно­творческими, естественно­научными, экологическими,   языковыми   (лингвистическими),   культуроведческими,   спортивными, историческими, географическими, музыкальными.  Интеграция   осуществляется   в   данном   случае   на   этапе   подготовки   продукта   и презентации:   например,   компьютерная   верстка   литературного   альманаха   или   музыкальное оформление спортивного праздника.  Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно­ урочной деятельности.  2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.  Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе Х1Х­Х1Х   вв.»   требует   присутствия   одновременно   исторического,   литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.  По характеру контактов между участниками проекты могут быть:   внутриклассными;   внутришкольными;   региональными (разного масштаба);   межрегиональными (в рамках одного государства);   международными.  Последние   два   типа   проектов   (межрегиональные   и   международные),   как   правило, являются   телекоммуникационными,   поскольку   требуют   для   координации   деятельности участников   взаимодействия   в   сети   Интернет   и,   следовательно,   ориентированы   на использование средств современных компьютерных технологий.  Классификация проектов по продолжительности Мини­проекты могут укладываться в один урок или менее.  Их разработка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка.  Пример:   проект   «Составление   рекламного   модуля   на   английском   языке»,   11   класс; работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).  Краткосрочные проекты требуют выделения 4­6 уроков.  Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.  Пример:   проект   «Элемент   XX   века»,   химия   10   класс;   работа   в   группах; продолжительность — 4 урока. 1­й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп — сбор информации по своим элементам. 2­й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3­й и 4­й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.  Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.  Их   выполнение   занимает   примерно   30­40   часов   и   целиком   проходит   при   участии руководителя.   Возможно   сочетание   классных   форм   работы   (мастерские,   лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.  Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В   ряде   школ   эта   работа   традиционно   проводится   в   рамках   ученических   научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.  С   точки   зрения   организации,   в   наибольшей   степени   отличаются   друг   от   друга следующие наиболее популярные виды проектов:   проекты, выполняемые в ходе уроков (мини­проекты и среднесрочные);   проекты, выполняемые в ходе проектной недели;   телекоммуникационные проекты (средне­ и долгосрочные).  Формы продуктов проектной деятельности Выбор   формы   продукта   проектной   деятельности   —   важная   организационная задача   участников   проекта.   От   ее   решения   в   значительной   степени   зависит,   насколько выполнение   проекта   будет   увлекательным,   защита   проекта   —   презентабельной   и убедительной,  а  предложенные  решения  — полезными  для  решения  выбранной  социально значимой проблемы.  Иногда   бывает,   что   вид   продукта   сразу   обозначен   в   самой   теме   проекта. Хрестоматийным   является   проект   «Изготовление   воздушного   змея»,   выполняя   который американские школьники в 1920­е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта   ­   непростая   творческая   задача.   Проект   под   названием:   «Исследование   влияния климата   природных   зон   на   растительный   и   животный   мир»   может   завершиться   защитой обыкновенного   реферата,   а   может   вылиться   в   увлекательную   подготовку   Атласа несуществующего материка.  Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:    Мультимедийный продукт;    Оформление кабинета;     Пакет рекомендаций;     Письмо в ... ;     Праздник;     Прогноз;     Публикация;     Путеводитель;     Серия иллюстрации;       Система   школьного  Web­сайт;   Анализ   данных   социологического опроса;   Атлас;   Атрибуты   несуществующего государства;    Бизнес­план;    Видеофильм;   Видеоклип;   Выставка;   Газета;   Действующая фирма;   Журнал;   Законопроект;    Игра;    Карта;    Коллекция;    Костюм;    Макет;    Модель;    Музыкальное произведение;  самоуправления;     Сказка;     Справочник;     Сравнительно­сопоставительный анализ;     Статья;     Сценарий;     Учебное пособие;     Чертеж;    Экскурсия. популярное   пособие  «Право   на   каждый   день»   (брошюра   с   рекомендациями   и Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:  1. дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980­х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);  2. видеофильм);  3. частотный словарь английского молодежного сленга;  4. главы из учебника будущего « Биология и экология »;  5.  Манифест Николая II  «О даровании народу России Конституции»,  каким он мог бы быть;  6. экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу Управы района);  7. сборник научно­фантастических сочинений учащихся 6­го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;  8. коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.  Паспорт проектной работы Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.  Вначале  —  как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.  Затем  уточненный   паспорт   проекта   становится   необходимым   вступлением   к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.  Наконец,  расширенный   вариант   паспорта   проектной   работы   может   стать   описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.  Как правило, паспорт проектной работы состоит (не более 2 страниц) из следую­ щих пунктов:  1. Название проекта.  2. Руководитель проекта.  3. Консультант(ы) проекта.  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.  7. Состав проектной группы (Фамилия, Имя учащихся, класс).  8.   Тип   проекта   (реферативный,   информационный,   исследовательский,   творческий, практико­ориентированный, ролевой).  9. Заказчик проекта.  10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).  11. Задачи проекта (2­4 задачи, акцент на развивающих задачах!).  12. Вопросы проекта (3­4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).  13. Необходимое оборудование.  14.   Аннотация   (актуальность   проекта,   значимость   на   уровне   школы   и   социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).  15. Предполагаемые продукт(ы) проекта.  16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.  Оформление проектной папки Проектная   папка   (портфолио   проекта)   —   один   из   обязательных   выходов   проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.  Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.  Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет: ­  четко организовать работу каждого участника проектной группы;  ­   стать   удобным   коллектором   информации   и   справочником   на   протяжении   работы   над проектом;  ­  объективно оценить ход работы над завершенным проектом;  ­   судить   о   личных   достижениях   и   росте   каждого   участника   проекта   на   протяжении   его выполнения;  ­  сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.  В состав проектной папки (портфолио проекта) входят: 1) паспорт проекта;  2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;  Для долгосрочных проектов это  могут быть недельные или помесячные планы. Для проекта, выполняемого в ходе  проектной недели, — ежедневные.  В таких планах указывается индивидуальное  задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени,  задачи группы в це­лом, форма выхода очередного этапа.  3) промежуточные отчеты группы;  4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и  распечатки из Интернета;  5) результаты исследований и анализа;  6) записи всех идей, гипотез и решений;  7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;  8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и  способов их преодоления;  9) эскизы, чертежи, наброски продукта;  10) материалы к презентации (сценарий);  11) другие рабочие материалы и черновики группы.  В   наполнении   проектной   папки   принимают   участие   все   участники   группы.   Записи учащихся   должны   быть   по   возможности   краткими,   в   форме   небольших   набросков   и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.  Виды презентаций проектов Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы   продукта   проектной   деятельности.   Набор   «типичных»   форм   презентации,   вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным   учетом   индивидуальных   интересов   и   способностей   проектантов   — артистических, художественных, конструкторско­технических, организационных и т. д.).  Виды презентационных проектов могут быть различными, например:   Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).   Деловая игра.   Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных  технологий.   Диалог исторических или литературных персонажей.   Защита на Ученом Совете.   Игра с залом.   Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...   Инсценировка реального или вымышленного исторического события.   Научная конференция.   Научный доклад.   Отчет исследовательской экспедиции.   Пресс­конференция.   Путешествие.  Реклама.   Ролевая игра.   Соревнования.   Спектакль.   Спортивная игра.   Телепередача.   Экскурсия.  Система оценки проектных работ Выработка   системы   оценки   проектных   работ   требует   предварительного   ответа   на следующие вопросы:     Предполагается   ли   включение   самооценки   участников   проектных   групп   в   общую оценку проекта?     Предполагается   ли   присуждение   мест   (I,   II,   III)   или   номинаций   (за   лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?     Предполагается   ли   оценка   проектов   по   предметным   секциям   (например, лингвистической, естественно­научной, гуманитарной), или «единым списком»?  Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:    предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);     все  участники  проектной  работы  приложили  усилия,  но не  все  получили  места  и номинации.  В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.  Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7­10) и доступности для учащихся каждого возраста.  Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом. Очевидно,   что   эти   критерии   должны   быть   известны   всем   проектантам   задолго   до защиты.  Приведем перечни критериев, использовавшихся на проектной неделе.  Критерии оценок, использовавшиеся в практике работы школы:    самостоятельность работы над проектом;    актуальность и значимость темы;    полнота раскрытия темы;    оригинальность решения проблемы;    артистизм и выразительность выступления;    как раскрыто содержание проекта в презентации;    использование средств наглядности, технических средств;    ответы на вопросы.  Критерии оценок, использовавшиеся в практике государственной школы:    важность темы проекта;    глубина исследования проблемы;    оригинальность предложенных решений;    качество выполнения продукта;    убедительность презентации.  Какие общеучебные умения и навыки формируются  в проектной деятельности? Цель   любого   проекта   —   формирование   различных   ключевых   компетенций,   под которыми   в   современной   педагогике   понимаются   комплексные   свойства   личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.  Однако   внешне   компетенции   проявляются,   как   правило,   в   форме   умений.   Поэтому наиболее   простой   и   вполне   грамотный   путь   формулировки   целей   проекта   —   выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка.   В   случае   монопредметного   проекта   выбранные   позиции   могут   быть   дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.  Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности 1. Рефлексивные умения:    умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;    умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?  2. Поисковые (исследовательские) умения:     умение   самостоятельно   генерировать   идеи,   т.   е.   изобретать   способ   действия, привлекая знания из различных областей;    умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;     умение   запросить   недостающую   информацию   у   эксперта   (учителя,   консультанта, специалиста);    умение находить несколько вариантов решения проблемы;    умение выдвигать гипотезы;    умение устанавливать причинно­следственные связи.  3. Навыки оценочной самостоятельности.  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:    умения коллективного планирования;    умение взаимодействовать с любым партнером;    умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;    навыки делового партнерского общения;    умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.  5. Менеджерские умения и навыки:    умение проектировать процесс (изделие);     умение планировать деятельность, время, ресурсы;    умение принимать решения и прогнозировать их последствие;    навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).  6. Коммуникативные умения:      умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;     умение вести дискуссию;    умение отстаивать свою точку зрения;    умение находить компромисс;     навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.  7. Презентационные умения и навыки:    навыки монологической речи;    умение уверенно держать себя во время выступления;    артистические умения;    умение использовать различные средства наглядности при выступлении;    умение отвечать на незапланированные вопросы. Некоторые итоги Итак, понятие  «Проект»  снова вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца.  Но уже ясно: проект многогранен.                         Кроме того, проект эффективен.                                                            Проект перспективен.                                                                                      Проект неисчерпаем!  Подведем некоторые итоги: что же такое проект?  Проект  — это метод  обучения.  Он   может   быть   использован   в   изучении   любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение   целей   самих   учащихся,   и   поэтому   он   уникален.   Он   формирует   невероятно большое   количество   умений   и   навыков,   и   поэтому   он   эффективен.   Он   формирует   опыт деятельности, и поэтому он незаменим.  Проект (проектирование) — это содержание обучения.  Проек­тирование   может быть частью учебного предмета «Технология». Про­ектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые со­временные области человеческой деятельности — дизайн и ПК — основаны на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи, сколько   имиджмейкеры   и   маркетологи.   Поэтому   проектирование   может   стать   основой профильных спецкурсов.  Проект — это форма организации  учебного процесса.  Полноценный   проект   «не вписывается»   в   уроки.   Природа   проекта   и   природа   урока   —   принципиально   различны. Проектная   деятельность   снова   может   стать   альтернативой   классно­урочному   обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.  Проект — это особая философия образования.  Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности.   Она   была   отторгнута   советской   школой,   славной   своими   знаниями.   Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно­смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.  Школа будущего — школа проектов? Краткий словарь «ПРОЕКТНЫХ» терминов АКТУАЛЬНОСТЬ   —   показатель   исследовательского   этапа   проекта.   Определяется несколькими   факторами:   необходимостью   дополнения   теоретических   построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.  ГИПОТЕЗА   —   обязательный   элемент   в   структуре   исследовательского   проекта; предположение,   при   котором   на   основе   ряда   фактов   делается   вывод   о   существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще   всего   гипотезы   формулируются   в   виде   определенных   отношений   между   двумя   или более событиями, явлениями. Например: «Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных».  ГРУППОВОЙ   ПРОЕКТ   —   совместная   учебно­познавательная,   исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся­партнеров, имеющая общие проблему, цель, согласованные   методы   и   способы   решения   проблемы,   направленная   на   достижение совместного результата.  ДИЗАЙН   (ДИЗАЙН­СПЕЦИФИКАЦИЯ)   —   важнейшая   разновидность   проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.  ЖАНР проекта — то же, что и форма продукта проектной деятельности. ЗАДАЧИ проекта — это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.  ЗАКАЗЧИК   проекта   —   лицо   или   группа   лиц   (внутри   или   вне   школы),   испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую призван данный проект.  ЗАЩИТА проекта — наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая   вопрос­ответный   и   дискуссионный   этапы.   Используется,   как   правило,   для исследовательских проектов.  ИНФОРМАЦИОННЫЙ   ПРОЕКТ   —   проект,   в   структуре   которого   акцент   проставлен   на презентации   (подробнее   см.   «Классификация   проектов   по   доминирующей   деятельности учащихся»).  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ — проект, главной целью которого является выдвижение и   проверка   гипотезы   (подробнее   см.   «Классификация   проектов   по   доминирующей деятельности учащихся»).  КОНСУЛЬТАНТ — педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Приглашается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя  проекта   в   ряде   случаев   недостаточна   (напр.,   в   случае   межпредметного,   те­ лекоммуникационного или международного проекта).  КООРДИНАЦИЯ проекта — способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает как один из участников, наравне с остальными.  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — основные способы проведения исследования.  МОНОПРОЕКТ — проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).  ОППОНЕНТ   —   на   защите   проекта   учащийся,   имеющий   цель   с   помощью   серии   вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочеты.  ПОРТФОЛИО (ПАПКА) проекта — подборка всех рабочих материалов проекта.  ПРАКТИКО­ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ— проект, основной целью которого является изготовление   средства,   пригодного   для   разрешения   какой­либо   социальной   проблемы прикладного   характера   (подробнее   см.   «Классификация   проектов   по   доминирующей деятельности учащихся»).  ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта — публичное предъявление результатов проекта.  ПРОБЛЕМА   —   социально   значимое   противоречие,   разрешение   которой   является прагматической   целью   проекта.   Проблемой   может   быть,   напр.,   противоречие   между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем­либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.  ПРОДУКТ   ПРОЕКТНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   —   разработанное   участниками   проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.  ПРОЕКТ:  1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.  2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.   В   отличие   от   проектирования,   проект   как   метод   обучения   не   привязан   к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.  ПРОЕКТИРОВАНИЕ:  1) Процесс разработки проекта (в знач. 1) и его фиксации в какой­либо внешне выраженной форме.   Основные   этапы   проектирования:   обоснованный   выбор   будущего   продукта; разработка   проекта   и   его   документальное   оформление;   макетирование   и   моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка про­екта и технологии; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. (Ср.: обучать проектированию — обучать с использованием метода проектов). Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».  ПРОЕКТНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   —   форма   учебной   деятельности,   структура   которой совпадает со структурой учебного проекта.  ПРОЕКТНЫЕ   СИТУАЦИИ   (для   педагога)   —   различные   социальные   проблемы,   которые можно разрешить с использованием метода проектов  РЕЗУЛЬТАТЫ проекта:  1) выход проекта;  2) портфолио проекта;  3)   педагогический   результат,   выражающийся   в   развитии   личностной   и   ин­теллектуальной сфер ученика, формировании у него определенных ОУУН и др.  РЕЦЕНЗЕНТ   —   на   защите   проекта   учащийся   или   педагог   (специалист),   представивший рецензию на подготовленный проект.  РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ — проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.  РУКОВОДИТЕЛЬ   проекта   —   педагог,   непосредственно   координирующий   проектную деятельность группы индивидуального исполнителя.  СТРУКТУРА   проекта   —   последовательность   этапов   учебного   проекта.   Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее достижению,   поиск   необходимой   информации,   изготовление   с   опорой   на   нее   продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведенного проекта. Может включать и другие (необязательные) этапы.  ТВОРЧЕСКИЙ   ПРОЕКТ   —   проект,   центром   которого   является   творческий   продукт   — результат   самореализации   участников   проектной   группы   (подробнее   см.   «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).  ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (учебный) — групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.  УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ — проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.  ЦЕЛЕВОЙ АКТ (ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА) — одно из  названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910­1920­е гг.  ЦЕЛЬ проекта — модель желаемого конечного результата.  ЭТАПЫ проекта — основные периоды работы проектной группы Используемая литература 1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006. 2. Бочарова О.В.. Метод проектов. / ИПКиПРО Курганской областиКурган,2004.­16с 3. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. ­ №6. 4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 5. Гузеев  В.В. Метод проектов  как  частный случай интегрированной технологии обучения.  // Директор школы. – 1995. ­ №6. 6. Джужук   И.И.   Метод   проектов   в   контексте   личностно­ориентированного   образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005. 7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. ­ №9. 8. .Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001. 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. ­ №2. 10. Конышева Н.М. Художественно­конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003. 11.  Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. 12. Новикова   Т.   Проектные   технологии   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности.   //   Нар. образование. – 2000. ­ №7. 13. 1 Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана­Графф, 2003. 14.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005. 15. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4. 16. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998. 18. Постникова   Е.   Метод   проектов   как   один   из   путей   повышения   компетенции   школьника. //Сельская школа. – 2004. ­ №2. 19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998. 20.  Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. ­ №6. 21. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. 22. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. ­ №6. 23. Чечель  И.Д.  Метод  проектов  или попытка  избавить  учителя   от  обязанностей  всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. ­ №3. МКОУ «Кондинская СОШ» Подготовила ученица 5 класса Бояркина Елизавета Проверила учитель математики: Фефелова Татьяна Кузьминична 17.12.2014г с. Кондинское Название  проекта Автор проекта Предмет, класс Цель и задачи  Проекта  Краткая  аннотация  Проекта: Вопросы,  направляющие  Проект Необходимое  оборудование Ожидаемый  результат ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Ремонт потолка» Бояркина Елизавета Математика, 5 класс Цель  Проекта:    научиться  производить расчеты при ремонте потока  своими  руками. Цель Проекта  достигается путем решения задач:  научиться вычислять общую площадь потолка и площадь одного  потолочного квадратика ; научиться вычислять  стоимость общего ремонта потолка. При входе в помещение в поле зрения любого человека одним из  первых попадает потолок. Именно от потолка, его вида и состояния  будет зависеть впечатление от интерьера в целом. Самым хлопотным,  но в то же время самым необходимым этапом при внутренней отделке  комнаты является ремонт потолка. Необходим он потому, что ремонт  комнаты    подразумевает под собой полное преображение внутреннего  пространства здания. a. Сделать необходимые измерения и вычислить площадь потолка. b. Вычислить площадь одного потолочного квадратика. c. Вычислить, сколько таких квадратиков понадобится для потока. d. Сколько нужно закупить потолочного плинтуса, длина которого  1м 50см? e. Вычислить стоимость квадратов, плинтуса, клея.  Рулетка.  Фотоаппарат.  Компьютер.  Принтер Самым первым инструментом     в моём   арсенале должна быть рулетка. С ее помощью нужно измерить потолок. Многие удивляются, что   в   результате   измерения       потолок   не   идеальной   прямоугольной фигурой, как это казалось.  Я измерила длину и ширину комнаты и вычислила   площадь потолка комнаты: S=4м*3м=12м2 Есть несколько методов отделки потолка – покраска, установка подвесных   потолков,   оклеивание   потолка   обоями   или   потолочной плиткой.  Для ремонта я выбрала   потолочную плитку. Сейчас мне нужно вычислить  площадь   одной  потолочной   плитки,   для  этого  я  измеряю длину и ширину плитки и прихожу к выводу, что они равны 50 см, значит площадь равна 250см2. В 1 м2  потолочной плитки находится 4 квадрата потолочной плитки. Значит для работы потребуется : 12*4=48 плиток или 12 м2.    Для ремонта   потребуется   потолочный плинтус длиной 1м 50 см, я должна рассчитать сколько его потребуется. Для этого нахожу сумму длин сторон комнаты: 3м+3м+4м+4м=14м значит   необходимо закупить   для   ремонта   10   плинтусов,   т.к.   1м50см*10=15м     ­   1   м   в остатке. Также   потребуется     специальный   акриловый   клей   в   количестве 2шт. Конечный  результат:  Сейчас мне нужно произвести расчеты: Стоимость потолочного плинтуса:                     1п= 28 рублей ?10* 28руб=280 руб                    потолка: 1м2=48 руб ?12*48 руб=576 руб                    клея: 1б=90 руб?2*90 руб= 180 руб В результате проведенных расчетов я могу сделать вывод, что для   ремонта потолка  были затрачены  денежные средства в размере 1036  рублей , т.е. 289 руб+576 руб+180 руб. • Я считаю  результаты выполненного проекта показали, что  процесс проектирования прошел успешно. Четко  сформулирована задача проекта и поэтому правильно   произведены расчеты, которые были затрачены на ремонт  потолка в комнате. • Я научилась производить расчеты на реальном объекте и  рассчитывать семейный бюджет. Название проекта Автор проекта Учебный предмет,  в рамках которого  проводится работа по проекту.  Учебные  дисциплины,  близкие к теме  проекта  Тип проекта  Цель Проекта Задачи Проекта: Краткая аннотация  Проекта: Приблизительная  продолжительность  проекта Вопросы,  направляющие  Проект ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Атмосферное давление» Бояркина  Снежанна Борисовна Природоведение, 5 класс Физика, география Исследовательский проект Научить использовать  полученные знания не только в учебно­ познавательном процессе, но в повседневной жизни.  овладение обучающимися умениями мыслить, синтезировать  понятия, т.е формулировать суждения, вскрывать сущность  вещей, то есть устанавливать внутреннее единство  противоположностей объекта – через осуществление  диалектического подхода к обучению;   развивать коммуникативные навыки;   показать значение познания мира через мышление. Проект разработан в рамках   программы по природоведению в 5 классе при изучении темы: «Вес воздуха и атмосферное давление.» . В проекте   рассматриваются значение и роль   атмосферного давления в окружающем   нас   мире.  Углубление   знаний   по   строению   атмосферы. Изучение   опыта   Торричелли,   определение   веса   воздуха.   Атмосферное давление. В ходе выполнения проекта ученики   используют межпредметные связи, знакомятся  с особенностями проектно­методического  обучения. Организация   деятельности   обучающихся   в   ходе   проекта предполагает   создание ими итогового продукта, в котором отражены результаты  исследования. Проект учит сознательно использовать знания и побуждает к разностороннему применению. 2 часа   Основополагающий вопрос Почему молекулы воздуха не улетают в космическое пространство? Проблемные вопросы 1. Чем объяснить, что плотность атмосферы уменьшается с высотой?  2. Вследствие чего Земля имеет атмосферу? Учебные вопросы 1. Как Торричелли доказал существование атмосферного давления?  2. В чем заключался его опыт? 3. Чему  равно нормальное  атмосферное давление?  4. Имеет ли воздух вес? 5. Устройство барометра – анероида? Необходимое  оборудование Планируемый  результат 6. Как влияет атмосферное давление на жизнь живых организмов?  Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер ,  принтер, проекционная  система .  Программы обработки изображений,  текстовые редакторы,  мультимедийные системы, другие справочники на CD­ROM.  Учебники, методические пособия, лабораторные пособия, справочный  материал.  Весы, Воздушные шарики После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие умения:   личностные:   сформированность   интеллектуальных и творческих способностей; познавательных   интересов,  убежденность   в   возможности   познания   природы,   в необходимости   разумного   использования   достижений науки   и   технологий   для   дальнейшего   развития человеческого   общества,   уважение   к   творцам   науки   и техники,   отношение   к   физике   как   элементу общечеловеческой культуры;  самостоятельность   в   приобретении   новых   знаний   и практических умений;   метапредметные:  разовьют   навыки   самостоятельного   приобретения   новых знаний,   организации   учебной   деятельности,   постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей   деятельности,   умениями   предвидеть   возможные результаты своих действий;  приобретение   опыта   самостоятельного   поиска,   анализа   и отбора   информации   с   использованием   различных источников   и   новых   информационных   технологий   для решения познавательных задач;  формирование   умений   работать   в   группе   с   выполнением различных   социальных   ролей,   представлять   и   отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.  знания   о   природе   важнейших   физических   явлений окружающего   мира   и   понимание   смысла   физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;  умения   и   навыки   применять   полученные   знания   для объяснения  принципов  действия  важнейших  технических устройств,   решения   практических   задач   повседневной жизни,   обеспечения   безопасности   своей   жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;  понимание   и   способность   объяснять   такие   физические  предметные: Этапы работы над  проектом  явления, как атмосферное давление. 1. Повторение раннее полученных знаний.  2. Изучение нового материала и постановка проблемы.  3. Формирование учебных групп. 4. Выполнение проекта обучающимися. 5. Защита проекта обучающимися.

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"

Методическая копилка "Анатомия учебного проекта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017