Методическая работа учителя "Адаптивная школа"
Оценка 4.7

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
30.01.2017
Методическая работа учителя "Адаптивная школа"
Публикация является частью публикации:
работа АДАПТИВНАЯ ШКОЛА.doc
Городские педагогические чтения «Инновационная образовательная технология XXI века:  деятельность, ценности, успех»  Возможности адаптивной школы в целях реализации индивидуальных особенностей учащихся.       Направление: Современная школа                                и проблемы её развития. Автор:                                   Новгородцева Татьяна Степановна,   учитель истории и обществознания                                       МАОУ «Гимназия № 48» г. Норильск Содержание 1. Введение……………………………………………….……………….3 2. Типология личности по характеру…………………………….…….3 3. Недостатки традиционной школы……………………………………6 4. Принципы адаптивной школы………………………………………..7 5. Заключение……………………………………………………………..9 6. Список использованной литературы………………………………...11 2 Введение Стремительные изменения в социально­экономической и общественно­ политической   жизни,   произошедшие   за   последние   десятилетия,   коренным образом изменили систему образования. К лучшему или к худшему? В этом вопросе общественное мнение расходится. Слишком многое в оценках зависит от   ценностных   установок,   общественно­политических   взглядов   и   реальных условий   жизни  людей,  высказывающих   суждения   на  сей   счёт.  И  в  связи  с актуальностью   данной   темы   у   меня   возникло   желание   разобраться   в   её проблемах.   В   данной   работе   будут   рассмотрены   вопросы   зависимости реализации индивидуальных особенностей учащихся от системы образования на примере адаптивной школы. Типология личности по характеру В   формировании   характера   человека   в   качестве   базовых   свойств выступает врожденный темперамент, а в качестве интегрирующего фактора – стиль воспитания, идущий от окружающих взрослых: мать, отец, учителя. В зависимости от темперамента самого ребёнка и социума, в котором он растёт,   идёт   формирование   его   личности,   его   характера.   В   связи   с   этим психологи обычно выделяют несколько типов личности по характеру: 1. Личность с повышенной тревожностью: преобладание у ребенка таких черт характера как нерешительность, выраженное чувство ответственности, 3 внутренняя   потребность   в   соответствии   требованиям   окружения   – преподавателей,   родителей,   класса,   а   также   мнительность,   боязливость, склонность   к   необоснованным   страхам.   Ученики   такого   типа   более старательны   в   выполнении   заданий   из   страха   получить   плохую   отметку, болезненно   переживают   упреки   и   наказания,   очень   нервничают   перед контрольными   заданиями   и   экзаменами.   Они   проявляют   верность   и преданность   в   дружбе,   но,   в   основном,   на   ролях   ведомых.   2.  Агрессивный   тип  проявляется   в   выраженной   уверенности   в   себе,   к   двигательной   активности   и стремлении   к   самоутверждению, самостоятельности, а иногда может проявляться в склонности к агрессивным поступкам и прогулам, небрежности в выполнении заданий, вплоть до явных злобных хулиганских действий. Такой тип больше характерен для мальчиков, особенно   если   мальчик   вырос   в   неполной   семье.   Среди   них   нередко встречаются   мальчики,   которые   не   испытали   в   детстве   настоящей родительской любви, тепла, доброты и заботы, привыкшие с раннего детства противопоставлять себя окружению, бороться за себя.  3.  Тип   экстраверта  проявляется   избыточной   общительностью, мешающей   целенаправленности   действий,   повышенной   отвлекаемостью, болтливостью,   при   избыточном   количестве   друзей   и   знакомых   контакты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых – мало настоящих друзей).   В   обучении   лучше   усваивают   материал   в   игровом,   диалоговом режиме, чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы.  4.  Интроверты  отличаются молчаливостью и замкнутостью. Они очень избирательны   в   выборе   друзей,   зато   постоянны   в   своих   привязанностях. Вдумчивы   при   изучении   тех   предметов,   которые   ими   оцениваются   как любимые.   Материал   ими   усваивается   лучше,   когда   они   в   одиночестве. Гуманитарные   предметы   им   даются   лучше   точных   наук.   Вербальный (словесный) интеллект чаще всего является преобладающим. Они не любят 4 стоять у доски перед всем классом. Окружающие могут воспринимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является как бы защитной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации. 5.  Тип   спонтанности  характерен   для   ребят   с   выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся к   лидированию   или,   по   крайней   мере,   к   независимости.   Любые   режимные рамки, стесняющие их свободу, вызывают противодействие и стремление к свободе.   Это   –   наиболее   непослушные   дети,   нарушающие   все   правила   и общепринятые нормы поведения скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное   их   притягивает.   Отсюда   ранний   интерес   к   курению,   алкоголю, наркотикам. В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа   склонны   к   уходу   из   дома,  к   бродяжничеству.   Это  –  самые   злостные прогульщики и нарушители школьного режима. Учатся неровно, в основном опираются   на   богатую   интуицию,   умело   пользуются   подсказками,   легко воспроизводя из маленькой детали – целое. 6.  Сензитивный   тип  характерен   для   ребят   с   выраженной впечатлительностью,   чрезвычайно   ранимых,   обидчивых,   склонных   при неудачах   давать   депрессивные   реакции.   У   них   выражено   стремление преувеличивать свою вину в случившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе, или ищут поддержки у преподавателей   и   родителей.   В   учебе   ответственны   и   исполнительны, сверхтревожно   реагируют   на   экзаменационную   ситуацию,   сверхболезненно относятся к низким оценкам. Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. В учебе они больше ориентированы на гуманитарные науки, им лучше дается литература и русский язык, их увлекает поэзия, лирика, но они часто не   ладят   с   математикой   и   физикой.   5 7.   У   детей  эмоционально   неустойчивого   типа  настроение   легко меняется   –   от   избыточной   веселости,   болтливости,   смешливости   до   резко пониженного   настроения   со   слезами,   с   бурными   реакциями   огорчения, сопровождающимися   вегетативными   проявлениями   –   покраснение   лица, головные   и   другие   боли,   учащение   пульса,   повышение   температуры, обмороки,   судорожные   подергивания,   тошнота   и   рвота.   Это   –   весьма впечатлительные   дети   с   богатым   воображением,   со   склонностью   к фантазированию.   Они   любят   быть   в   центре   внимания,   артистичны,   охотно занимаются   школьной   самодеятельностью,   поют,   читают   стихи,   танцуют, играют в представлениях. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли.  8. Для  ребят с выраженным упорством  (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения) чрезвычайно важен собственный статус – и с позиций главенства, власти, и с точки зрения материального благополучия. Они чрезвычайно ревнивы к чужой славе и богатству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав.   В   учебе   постигают   материал   постепенно,   иногда   даже   –   слишком медленно,   но,   усвоив,   удерживают   его   крепко,   в   ответах   опираются   на накопленный   опыт,   интуиции   и   воображения   им   не   хватает,   поэтому   им трудно воспользоваться даже хорошей подсказкой. Для изучения материала таким ребятам нужна зубрежка. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать.  Каждый   из   вышеупомянутых   типов   характера   по­разному   осваивает учебный материал. Следовательно, к каждому из них должен быть особый подход,   особая   форма   обучения.   А   учитывает   ли   традиционная   система образования   психологические,   личностные,   индивидуальные     особенности учащихся? 6 Недостатки традиционной школы В современной традиционной системе образования находят применение очень   многие   формы   и   методы   работы   с   учащимися.   Но   не   учитывается главное   –  психология   ребёнка.  В  связи   с  этим   недостатком   традиционной системы образования можно выделить   две группы учащихся, в зависимости от их успеваемости: 1. Неуспевающие: среди отпетых «двоечников» и «хулиганов», которых «выталкивает»   традиционная   школа,   не   менее   60%     детей,   которых можно   назвать   одаренными   в   той   или   иной   сфере   деятельности. Получается, что традиционная школа почти планомерно и сознательно пополняет, «обогащает» преступный мир одаренными и талантливыми детьми! 2. «Отличники»:   после   окончания   школы   они   понимают,   что «традиционная школа» их, попросту, обобрала, украла несколько лет жизни.   Они   поняли,   что   обучаясь   иначе,   могли   получить   за   годы ученичества во много раз больше, но не получили почти ничего.   предъявляемый   бывшими   учениками   к   традиционному       Счет, образованию огромен и серьезен.  Принципы адаптивной школы Адаптивная   школа   ­   это   модель   образовательного   учреждения, ориентированная   на   адаптацию   школьной   системы   к   возможностям   и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребёнка к своим требованиям).  Одним   из   создателей   концепции   адаптивной   школы   является   Е.А. Ямбург. Он полагает, что «в ней должно быть место каждому ребёнку вне 7 зависимости   от   его   индивидуальных   психофизиологических   особенностей, способностей   и   склонностей»1.   Евгений   Александрович   рассматривает адаптивную   школу   как   школу   быстрого   и   гибкого   реагирования   на стремительно   изменяющуюся   социально­педагогическую   ситуацию,   школу разноуровневого   и   многопрофильного   образования.   Концепция   адаптивной школы опирается на три принципа: 1. Организация   учебно­воспитательного   процесса   в   атмосфере дружелюбия и взаимного уважения детей и взрослых. 2. Создание   условий   для   самореализации   личности   через   организацию разнообразной   деятельности,   успешной   учебной   деятельности   в соответствии с психофизиологическими особенностями личности. 3. Создание   атмосферы   творчества   и   красоты,   являющейся   одним   из условий   сохранения   здоровья   и   развития   активной   созидательной личности. Главным итогом такой деятельности школы является адаптация детей и юношества   к   быстро   меняющейся   жизни.   Адаптивная   школа   ­   это образовательное   учреждение   со   смешанным   контингентом   учащихся,   где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно­ развивающем обучении. Определяющий признак адаптивной школы ­ создание условий   для   развития   потребности   личности   к   самореализации   и саморазвитию   на   основе   учёта   её   индивидуально­психологических   и социально­психологических особенностей, учебных возможностей.  Таким образом, особая позиция адаптивной школы состоит в том, что ребёнок в ней – не просто ученик, он личность. Приоритетным в деятельности школы и каждого учителя становится ресурсный подход, ориентирующий на то,   что   в   школе   должен   присутствовать   ребёнок   с   его   возможностями   и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами.  1 Е.А.Ямбург. Управление развитием адаптивной школы. Москва, 2004 , с. 23. 8 Сторонники   адаптивной   системы   образования   считают,   что   процесс образования   станет   более   эффективным,   если,   во­первых,   обеспечить учащимся   выбор   содержания,   объёма,   уровня,   темпа,   профиля,   форм получения   образования;   и   во­вторых,   учитывать   психофизические   и социокультурные особенности детей. В адаптивной школе деятельность учащихся организуется с упором на самостоятельную   работу   и   на   саморазвитие   личности,   её   активности   и творческого начала. С целью формирования у учащихся целостной картины мира и создания представления   о  школьных   предметах  как   определённой  системе,  в  школе Ямбурга систематически проводятся интегрированные занятия.  Ещё   одним   важным   аспектом   адаптивной   школы   является коррекционная   педагогика.   В   школе   действует   служба   психолого   ­ педагогического   сопровождения:   психолого   –   медико   ­   педагогический консилиум,   работают   психолог,   социальный   педагог.   Деятельность   службы психолого   ­   педагогического   сопровождения   направлена   на   диагностику   и коррекционно­развивающую   работу   с   учащимися,   демонстрирующими   либо   имеющими   отклонения стойкую   неуспешность   в   обучении, поведенческого   или   эмоционального   характера.   Целостная   картина затруднений ребёнка в обучении становится основанием для педагогов при составлении   индивидуальной   программы,   обеспечивающей   коррекционно­ развивающий эффект.  Детям,   показывающим   особо   высокие   результаты,   рекомендуются индивидуальные   обогащенные   программы,   которые   предусматривают индивидуальное   тематическое   планирование   с   введением   проблемного материала, групповые занятия по подготовке к участию в интеллектуальных творческих   играх   или   олимпиадах;   обучение   в   режиме   экстерната   по отдельным   предметам;   педагогическая   поддержка,   направленная   на 9 коррекцию   возможных   трудностей   в   общении   у   ребёнка,   выделяющегося своими учебными возможностями среди сверстников. «Мы стремимся к тому, чтобы школа стала для каждого ребенка не местом   времяпрепровождения,   а   школой   жизни,   клубом   по   интересам   и ватагой друзей.»1 Заключение За последнее десятилетие наше отечественное образование претерпело множество изменений. Это и переход на профильную систему обучения, и введение   единого   государственного   экзамена,   и   изменения   в   принципах оплаты   труда   учителя.   Все   реформы   в   области   образование,   естественно, проводятся с целью повышения качества и уровня образованности населения нашей   страны.   Но,   к   сожалению,   в   государственных   масштабах   данная проблема до сих пор не решена. Достаточно   сохранять   традиционные   методы   обучения,   созданные   в XVII веке – и низкий уровень одаренности в стране обеспечен и вымирание ее неизбежно.  Гуманная педагогика  идет на смену не оправдавшей себя традиционной авторитарной   педагогике.   Когда   ученика   заставляют   учиться,   подавляется творческий потенциал личности ребенка. Цель гуманной педагогики ­ создать среду, в которой расцветает личность, творчество, индивидуальность.  Традиционная педагогика слаба тем, что человек получает отрывочные, не   связанные   друг   с   другом   сведения   из   разных   областей   знаний,   не формирующие   целостного   гармоничного   восприятия   мира,   целостного мировоззрения. В  традиционной   школе   учитель  –  авторитет,  а  в  адаптивной  –  друг, соратник. 1 Е.А.Ямбург. Управление развитием адаптивной школы. Москва, 2004 , с. 133. 10 Идея   адаптивной   школы   опирается   на   принцип   общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития   и   подготовки   обучающихся,   воспитанников.   Однако   адаптивная школа не может полностью устранить необходимости первичной адаптации ребёнка к школе, хотя и делает её максимально гуманной и продуманной.  И на территории НПР, на мой взгляд, существует реальная возможность открыть   школу­комплекс,   основанную   на   принципах   адаптации.   Это   не должна быть школа только для успешных детей или только для одарённых. Нет! Это должна быть школа ДЛЯ ВСЕХ!!! Где были бы и гимназические (гуманитарные), и лицеистские классы с углубленным изучением точных наук, и   общеобразовательные,   и   классы   коррекции   для   детей   с   ограниченными возможностями.   Обязательным   в   такой   школе   должно   быть   наличие   то   есть высокопрофессионального   медико­педагогического   состава, специалистов узкого профиля: логопедов, дифектологов, психологов и т.д. И, конечно   же,   учителя   в   такой   школе   ни   в   коем   случае   не   должны   быть авторитарными,   напротив,   только   демократического   стиля   общения!   Ведь только   в   сотворчестве   и   сотрудничестве   можно   взрастить   гуманную, всесторонне развитую личность! Список использованной литературы 1. Анненкова Т.П. Уроки истории в классах коррекционно­развивающего обучения. М., 2002 г. 2. Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей. М., 2007 г. 3. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. М., 2007 г. 4. Выготский   Л.С.   Педология   школьного   возраста//Антология   гуманной педагогики. М.: Издательский дом Школы Амонашвили, 1996 г. 11 5. Границкая А. С.: Научить думать, действовать. М., 1991г. 6. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание. М., 2004 г. 7. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., 2007 г. 8. Поташник   М.М.,   Левит   М.В.   Как   подготовить   и   провести   открытый урок (современная технология). М., 2008. 9. Собчик   Л.Н.   Введение   в   психологию   индивидуальности.   Теория   и практика психодиагностики. М., 2001 г. 10.Студеникин   М.   Т.   Методика   преподавания   истории   в     школе.   М.: Владос, 2000г. 11. Якиманская И. С.: Личностно­ориентированое обучение в современной школе. М., 1996г. 12.Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. М., 2004 г. 13.Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1997 г. 12

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"

Методическая работа учителя "Адаптивная школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017