Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)
Оценка 4.9

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
05.02.2018
Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)
Методическая разработка на тему: «Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР» (1 класс) представляет собой документ, состоящий из трёх разделов: целевого, содержательного и организационного. Данная работа знакомит с целями и задачами АОП, с реализацией основных принципов и подходов коррекционно-развивающего обучения и содержанием работы по обучению обучающихся с задержкой психического развития на этапе начального обучения в условиях получения образования в общеобразовательном учреждении. Данная адаптированная образовательная программа поможет учителю-дефектологу в коррекционной работе со школьниками с ЗПР. Она включает в себя учебно-тематический план работы учителя-дефектолога с учащимися с ЗПР 1 класса, требования к организации и планированию занятий. Предлагаемая адаптированная образовательная программа может быть полезна и интересна учителям-дефектологам общеобразовательных учреждений, учителям начальных классов, педагогам-психологам, студентам факультетов психологии и дефектологии, родителям детей, имеющих нарушения зрения.Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год (1 класс)
АОП 1 кл. ЗПР.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа №16» г.Альметьевска   «Рассмотрено » Руководитель ШМО  «Согласовано» Заместитель директора по работе в классах охраны «Утверждаю» Директор школы МАОУ «СОШ №16» _________Хазиева Т.И.. зрения Протокол № _____ ________ Хазиева Т.И. ______   Парфилова Н.В. от «____» августа 2017 г. « ____ »  августа  2017 г. от «___»  августа 2017 г.  Адаптированная образовательная программа  для обучающихся с ЗПР  на 2017­2018 учебный год (1 класс) Программа на 2 часа в неделю/64 часа в год Составитель: учитель­дефектолог  высшей квалификационной категории  Назарова Наталья Михайловна       Рассмотрено на заседании педагогического совета   протокол №1 от «_____» _______2017 г. 2017­2018 учебный год Оглавление 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации программы 1.3. Принципы и подходы к реализации программы  1.4. Форма обучения 1.5. Планируемые результаты освоения  программы 1.6. Система оценки достижения обучающимся с ЗПР планируемых   результатов освоения программы 2. Содержательный раздел  2.1. Содержание коррекционно­педагогической  работы  2. Организационный раздел           3.1. Направления коррекционной работы           3.2. Учебно­тематический план           3.3. Материально­техническое обеспечение программы I. Целевой раздел   1.1. Пояснительная записка   Адаптированная   образовательная   программа   учителя­дефектолога   для обучающихся     с   задержкой   психического   развития   начального   общего   образования разработана   для   обучающихся   с   задержкой   психического   развития,   в   том   числе обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (далее   –   ОВЗ)   и   детей   с инвалидностью муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска в соответствии с:  Конвенцией о правах ребенка;  Конституцией Российской Федерации;  Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г. Вступил в силу с 1 сентября 2013г.);   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального   общего образования,   утвержденным   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской   Федерации   от   06.10.2009г.   №   373   «Об   утверждении   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   начального   общего образования   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от   19.12.2014г.   №   1598   «Об   утверждении   федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования   обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья»;  Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;   СанПиН 2.4.2.3286­15 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации   обучения   и   воспитания   в   организациях,   осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;  Адаптированной   основной   общеобразовательной   программой   начального   общего образования   муниципального   автономного   общеобразовательного   учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г.Альметьевска;  Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г.Альметьевска;  Положения о   рабочей программе по учебному предмету, курсу муниципального автономного   общеобразовательного   учреждения   «Средняя   общеобразовательная школа №16» г.Альметьевска. 1.2.Цели и задачи реализации программы Цели  реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования (далее ­ АОП НОО) обучающихся  с задержкой психического развития:   обеспечение  выполнения   требований   ФГОС   НОО   для   детей   с   ограниченными возможностями здоровья; создания системы комплексного психолого­медико­педагогического сопровождения процесса освоения АОП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе. АОП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:   определение  особых  образовательных  потребностей  обучающихся  с ЗПР;  повышение   возможностей   обучающихся   с   ЗПР   в   освоении   АОП   НОО   и интегрировании в образовательный процесс;            своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно­ воспитательном процессе;  создание   и   реализация   условий,   нормализующих   анализаторную,   аналитико­ синтетическую   и   регуляторную   деятельность   на   основе   координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого­медико­педагогической коррекции оказание   родителям   (законным   представителям)   обучающихся   с   ЗПР консультативной   и   методической   помощи   по   медицинским,   социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.   индивидуально­ориентированного   Программа коррекционного курса обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание   адекватных   условий   для   реализации   особых   образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;   психолого­медико­ осуществление педагогического   сопровождения   обучающихся   с   ЗПР   с   учетом   их   особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); разработку   и   реализацию   индивидуальных   учебных   планов,   организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР с учетом   индивидуальных   и   типологических   особенностей   психофизического развития и индивидуальных возможностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АОП НОО и их интеграции в образовательном учреждении; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного   поведения,   взаимодействия   со   взрослыми   и   обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; оказание   родителям   (законным   представителям)   обучающихся   с   ЗПР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. 1.3.  Принципы и подходы к реализации программы В основу   АОП НОО   для обучающихся с ЗПР  заложены дифференцированный и деятельностный подходы.  Применение  дифференцированного   подхода  предполагает   учет     особых образовательных   потребностей   обучающихся   с   ЗПР,   которые   проявляются   в неоднородности   по   возможностям   освоения   содержания   образования   и  предоставляет обучающимся  возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.  Деятельностный   подход  основывается   на   теоретических   положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих   закономерностей   развития   детей   с   нормальным   и   нарушенным   развитием. Деятельностный подход  строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно­практической и учебной).  Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение   как   процесс   организации   познавательной   и   предметно­практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное   усвоение   обучающимися   знаний   и   опыта   разнообразной   деятельности   и поведения,   возможность   их   самостоятельного   продвижения   в   изучаемых образовательных областях;  существенное   повышение   мотивации   и   интереса   к   учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения. В   основу  содержания  АОП   НОО     для   обучающихся   с   ЗПР  определяют    следующие принципы:  Принцип  приоритетности   интересов  обучающегося   определяет   отношение работников   организации,   которые   призваны   оказывать   каждому   обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.  Принцип  системности  ­  обеспечивает   единство   всех   элементов   коррекционно­ воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.  Принцип  непрерывности  обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.  Принцип  Принцип    вариативности  предполагает   создание   вариативных   программ коррекционной   работы   с   обучающимся   с   учетом   их   особых   образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.  единства     психолого­педагогических     и     медицинских     средств, обеспечивающий   взаимодействие   специалистов   психолого­педагогического   и медицинского   блока   в   деятельности   по   комплексному   решению   задач коррекционно­воспитательной работы.  Принцип  сотрудничества   с   семьей  основан   на   признании   семьи   как   важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. 1.4.  Форма обучения    Федеральный   государственный   образовательный   стандарт     для   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   (далее   ФГОС   для   детей   с   ОВЗ)  (вариант   7.1) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.    АОП   НОО     для   обучающихся   с   ЗПР   представляет   собой   общеобразовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.         АОП НОО для обучающихся с ЗПР содержит требования   к структуре   АОП НОО, условиям   ее   реализации   и   результатам   освоения.   АОП   НОО   обучающихся   с   ЗПР обеспечивает     коррекционную направленность всего образовательного процесса при его особой   организации:   проведение   индивидуальных   и     групповых           коррекционных занятий,     особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.      Психолого­педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР       Обучающиеся с ЗПР ­  это   дети,   имеющее   недостатки   в психологическом развитии, подтвержденные   ПМПК   и   препятствующие   получению   образования   без   создания специальных условий.   Категория   обучающихся   с   ЗПР   –   наиболее   многочисленная   среди   детей   с ограниченными возможностями здоровья и неоднородная по составу группа школьников. Среди   причин   возникновения   ЗПР   могут   фигурировать   органическая   и/или функциональная   недостаточность   центральной   нервной   системы,   конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.  Подобное   разнообразие   этиологических   факторов   обусловливает   значительный диапазон   выраженности   нарушений   —   от   состояний,   приближающихся   к   уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся   с   ЗПР   испытывают   в   той   или   иной   степени   выраженные   затруднения   в усвоении   учебных   программ,   обусловленные   недостаточными   познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического  развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для   всех   обучающихся   с   ЗПР   являются   в   разной   степени   выраженные   недостатки   в формировании   высших   психических   функций,   замедленный   темп   либо   неравномерное становление   познавательной   деятельности,   трудности   произвольной   саморегуляции. Достаточно   часто   у   обучающихся   отмечаются   нарушения   речевой   и   мелкой   ручной моторики,   зрительного   восприятия   и   пространственной   ориентировки,   умственной работоспособности и эмоциональной сферы.      Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).         Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности,   до   обучающихся   с   выраженными   и   сложными   по   структуре   нарушениями когнитивной и аффективно­поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до   обучающихся,   нуждающихся   при   получении   начального   общего   образования   в систематической   и   комплексной   (психолого­медико­педагогической)   коррекционной помощи.                Различие   структуры   нарушения   психического   развития   у   обучающихся   с   ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и   самих   образовательных   маршрутов,  соответствующих  возможностям   и   потребностям обучающихся   с   ЗПР   и   направленных   на   преодоление   существующих   ограничений   в получении   образования,   вызванных   тяжестью   нарушения   психического   развития   и неспособностью   обучающегося   к   освоению   образования,   сопоставимого   по   срокам   с образованием здоровых сверстников.  1.5. Планируемые  результаты  освоения программы  Результаты   освоения   программы   коррекционной   работы   отражают сформированность   социальных   (жизненных)   компетенций,   необходимых   для   решения практико­ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах. Удовлетворение   специальных   образовательных   потребностей   детей   с   задержкой психического развития:  успешно  адаптируется  в образовательном учреждении; проявляет познавательную активность;  умеет   выражать   свое   эмоциональное   состояние,   прилагать   волевые   усилия   к решению поставленных задач;  имеет сформированную учебную мотивацию;  ориентируется на моральные нормы и их выполнение;  организует   и   осуществляет   сотрудничество   с   участниками   образовательного процесса.        Коррекция негативных тенденций развития учащихся:             дифференцирует информацию различной модальности;  соотносит  предметы в соответствии с их свойствами;  ориентируется в пространственных и временных представлениях;  владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;  выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);  адекватно относится к учебно­воспитательному процессу;  работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;  контролирует  свою деятельность;  адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;  понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей;  контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля;  владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;     строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;  использует навыки невербального взаимодействия; выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами речевого этикета;  использует   речевые   средства   для   эффективного   решения   разнообразных коммуникативных задач.  1.6. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых  результатов  освоения программы.   диагностичность,   как   непрерывность, Оценка   результатов   освоения   обучающихся   с   ЗПР   программы   коррекционного курса,   составляющей   неотъемлемую   часть   АОП   НОО,   осуществляется   в   полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.                      Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися   с   ЗПР   программы   коррекционной   работы,   выступает   наличие положительной   динамики   обучающихся   в   интегративных   показателях,   отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.             Оценка результатов освоения обучающихся с ЗПР программы коррекционного курса может   осуществляться   с   помощью   мониторинговых   процедур.   Мониторинг,   обладая такими   характеристиками,   научность, информативность,   наличие     обратной     связи,   позволяет   осуществить   не   только   оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися  с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.             Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно­познавательную деятельность и повседневную жизнь.             Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной   формы   мониторинга   можно   использовать   экспресс­диагностику   интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся   с   ЗПР   в   освоении   планируемых   результатов   овладения   программой коррекционной   работы.   Данные   эксперсс­диагностики   выступают   в   качестве ориентировочной     основы     для     определения     дальнейшей     стратегии:   продолжения реализации   разработанной   программы   коррекционной   работы   или   внесения   в   нее определенных корректив.            Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного   года,   окончание   обучения   на   начальной   ступени   школьного   образования), выступает   оценка   достижений   обучающегося   с   ЗПР   в   соответствии   с   планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.            Организационно­содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики   разрабатывает   образовательная   организация   с   учетом   типологических   и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.             В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого­медико­педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.            Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы   коррекционной   работы,   следует   учитывать   мнение   родителей   (законных представителей),   поскольку   наличие   положительной   динамики   обучающихся   по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно­познавательной деятельности, но и повседневной жизни.             Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционного курса не выносятся на итоговую оценку. II. Содержательный раздел программы 3.2. Содержание коррекционно­педагогической работы Коррекционная   работа   с   обучающимися   с   ЗПР   осуществляется   в   ходе   всего   учебно­ образовательного процесса:    через   содержание   и   организацию   образовательного   процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); в   рамках   внеурочной   деятельности   в   форме   специально   организованных индивидуальных и групповых занятий;  в рамках психолого­педагогического сопровождения обучающихся.  1 класс (2 часа) 1. Диагностика (2 часа) 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (14 часов) Обучение  целенаправленным  действиям  по инструкции  педагога,  состоящей  из  2  – 3­х звеньев. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу. 3. Тактильно­двигательное восприятие (4 часа) Определение   на   ощупь   предметов   с   разными   свойствами   (мягкие,   жесткие,   холодные, теплые,   гладкие,   шершавые).   Определение   на   ощупь   формы   предмета.   Работа   с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой. 4. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа) Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние   и   нижние   конечности,   голова,   тело),   вербализация   ощущений.   Игры   типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления). 5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (13 часов) Формирование   набора   эталонов   геометрических   фигур   и   их   вариантов   (круг,   квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение 2 – 3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному – двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).   Составление   сериационных   рядов   из   3   –  4   предметов   по   заданному   признаку. Различие цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов   из   геометрических   фигур   (2   –   4   детали   –   машина,   дом   и   т.д.).   Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3 – 4 детали). 6. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5 часов) Формирование   произвольности   зрительного   восприятия   и   развитие   зрительной   памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий   у   двух   сходных   сюжетных   картинок.   Различение   «наложенных»   изображений предметов (2 – 3 изображения). Запоминание 3 – 4 предметов. Игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 7. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (5 часов) Температурные   ощущения   от   теплых,   горячих,   холодных   предметов.   Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое –  варенное),   обозначение   словом   вкусовых   ощущений.   Контрастные   ароматы   (резкий   – мягкий, свежий – испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый – средний – легкий). 8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов) Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик,   бубен,   гармошка,   ложки).   Характеристика   звуков   по   громкости   и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая,   грустная).   Подражание   звукам   окружающей   среды.   Различение   по   голосу знакомых людей. 9. Восприятие пространства (7 часов) Ориентировка   в   помещении,   понятия   «ближе»   ­   «дальше»;   движение   в   заданном направлении,   обозначение   словом   направления   движения.   Ориентировка   в   поле   листа. Выражение   пространственных   отношений   между   конкретными   объектами   посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты. 10. Восприятие времени (7 часов) Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы; их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до одного часа). 11. Диагностика (2 часа) III. Организационный раздел программы. 3.1. Направления коррекционной работы 1. Диагностическая  работа  обеспечивает   выявление   особенностей   развития   и здоровья   обучающихся   с   ЗПР   с   целью   создания   благоприятных   условий     для овладения ими содержанием АОП НОО в системе инклюзивного обучения. Проведение диагностической работы предполагает осуществление:  психолого­педагогического   и   медицинского   обследования   с   целью   выявления   их особых образовательных потребностей:  1) развития   познавательной   сферы,   специфических   трудностей   в   овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;  2) развития   эмоционально­волевой   сферы   и   личностных   особенностей обучающихся;  3) определение   социальной   ситуации   развития   и   условий   семейного   воспитания обучающегося;   мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП  НОО;  анализа   результатов   обследования   с   целью   проектирования   и   корректировки коррекционных мероприятий.  2. Коррекционно­развивающая работа включает:  разработку   оптимальной   для   развития   обучающихся   с   ЗПР   коррекционной программы в соответствии с их особыми образовательными потребностями;    организацию   и   проведение   индивидуальных   и   групповых   занятий   по   коррекции, необходимой для преодоления нарушений развития обучающихся;  развитие эмоционально­волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;  3. Консультативная   работа  обеспечивает   непрерывность   специального сопровождения   обучающихся   с   ЗПР   в   освоении   АОП   НОО,   консультирование специалистов,   работающих   с   детьми,   их   семей   по   вопросам   реализации дифференцированных   психолого­педагогических   условий   обучения,   воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР. Консультативная работа включает: консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся; консультативную   помощь   семье   в   вопросах   решения   конкретных   вопросов воспитания   и   оказания   возможной   помощи   обучающемуся   в   освоении общеобразовательной программы.    4. Информационно­просветительская   работа осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным   с   особенностями   осуществления   процесса   обучения   и   воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными   представителями)   и   др.   Информационно­просветительская   работа включает:  предполагает      проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально­типологических особенностей различных категорий обучающихся; оформление информационных стендов, печатных и других материалов;  просвещение педагогов с целью повышения их компетентности в обучении ребенка с ЗПР; просвещение родителей с целью формирования у них компетентности в воспитании ребенка с ЗПР.  Коррекционно­развивающие занятия (дефектологическое  направление)  (фронтальные и/или    индивидуальные    занятия) Цель коррекционно­развивающих занятий – обеспечить наиболее успешное усвоение академической   составляющей   образовательной   программы,   способствовать познавательному,   речевому,   эмоциональному,   социальному,   нравственному   развитию обучающегося с ЗПР, развивать  его жизненные компетенции.  Основные направления коррекционно­развивающей работы с  обучающимися учителя  ­дефектолога:  диагностика с целью  выявления трудностей формирования познавательной сферы, универсальных   учебных   действий,   становления   и   развития   компетенций,   знаний, умений и навыков и условий их преодоления;  сенсорное и сенсомоторное развитие;  формирование пространственно­временных отношений;  умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);  формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;  нормализация ведущей деятельности возраста;  формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;  готовность к восприятию учебного материала;  формирование   необходимых   для   усвоения   программного   материала   умений   и навыков. 3.2. Учебно­тематический план № п/п Тема и основные вопросы содержания  занятия  Количество часов Дата проведения План Факт 1 класс  I. II. Диагностика Совершенствование графических  умений, зрительно­двигательной  координации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Упражнения в завязывании, развязывании,  застегивании. Упражнения по обводке контуров  изображений предметов и геометрических  фигур, рисование бордюров. Рисование по шаблону (образцу)  орнаментов из геометрических фигур. Упражнение «Узнай предмет по  контурному изображению» Нахождение реальных предметов по  силуэтам Раскрашивание и штриховка предметных  изображений. Штриховка в разных направлениях и  рисование по трафарету Обводка по трафарету орнамента из  геометрических фигур Копирование геометрических фигур. Копирование рядов геометрических  фигур. Упражнение «Узнай предмет по части его  изображения» (дорисовывание  симметричной половины изображения) Упражнения на синхронность работы  обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) Развитие координации движений руки и  глаза (по инструкции педагога) Графический диктант (по показу) III. Тактильно­двигательное восприятие 68 2 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 15 16 17 18 IV. 19 20 21 22 V. 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Определение на ощупь предметов разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные,  теплые) Определение на ощупь формы предметов.  Дидактическая игра «Волшебный  мешочек» Работа с пластилином и глиной (твердое и  мягкое состояние) Игры со средней мозаикой Кинестетическое и кинетическое  развитие Движения и позы верхних и нижних  конечностей (упражнения по инструкции  педагога) Движения и позы головы (по инструкции  педагога); вербализация собственных  ощущений Движения и позы всего тела.  Дидактическая игра «Зеркало» Имитация движений и поз (повадки  зверей, природных явлений) 1 1 1 1 4 1 1 1 1 Восприятие формы, величины, цвета;  конструирование предметов 13 Формирование эталонов объемных  геометрических фигур (шар, куб) Группировка предметов по форме  (объемные и плоскостные) Сравнение 2­х предметов по высоте и  толщине Сравнение 2­х предметов по длине и  ширине Группировка предметов по форме и  величине по инструкции педагога Группировка предметов по форме и цвету  по инструкции педагога Составление сериационных рядов по  величине из 3 – 4 предметов по заданному  признаку Различение цветов и оттенков.  Дидактическая игра «Что бывает такого  цвета» Подбор оттенков к основным цветам.  Дидактическая игра «Подбери предмет  такого же цвета» Конструирование предметов из  геометрических фигур (2 – 3 детали) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 VI. 35 36 37 38 39 Выделение и различение частей знакомых  предметов (стул – спинка, ножки, сиденье, шкаф – дверцы, стенки, т. д.) Составление целого из частей (3 – 4  детали) на разрезном наглядном материале Развитие зрительной памяти и  восприятия: Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных картинок) Нахождение «нелепиц» на картинках Дидактическая игра «Лабиринт» Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» Профилактика зрения. Гимнастика для глаз VII. Восприятие особых свойств предметов 40 41 42 43 VIII . 44 45 46 Развитие осязания (температурные  ощущения). Приборы измерения  температуры (градусник) Различие вкусовых качеств (сладкое ­  горькое, сырое ­ варенное). Дидактическая игра «Узнай на вкус» Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи);  обозначение словом ощущений Восприятие чувства тяжести от разных  предметов (вата, гвозди, брусок, т. д.);  словесное обозначение барических  ощущений Развитие слухового восприятия и  слуховой памяти Различение мелодии по характеру  (веселая, грустная). Прослушивание  музыкальных произведений Дидактическая игра «Кто и как голос  подает» (имитация крика животных) Выделение и различение звуков  окружающей среды (стон, звон, гудение,  жужжание). Дидактическая игра «Узнай  на слух» 1 2 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 2 5 1 1 1 47 48 IX. 50 51 52 53 54 55 56 X. 57 58 59 60 61 XI. Определение направления звука в  пространстве (справа – слева – сзади).  Дидактическая игра «Догадайся, откуда  звук» Выполнение действий по звуковому  сигналу (поворот головы на определенный  звук).  Восприятие пространства Ориентировка в помещении; движение в  заданном направлении; обозначение  словом направления движения Ориентировка в школьном помещении;  понятие «дальше» ­ «ближе» Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) Расположение плоскостных и объемных  предметов в вертикальном поле листа Расположение плоскостных и объемных  предметов в горизонтальном поле листа;  словесное обозначение пространственных  отношений между предметами Пространственная ориентировка на  поверхности парты Дидактическая игра «Определи  положение предмета»; вербализация  пространственных отношений с  использованием предлогов Восприятие времени Порядок месяцев в году Времена года. Работа с графической  моделью «Времена года» Знакомство с часами (циферблат, стрелки) Меры времени (секунда, минута, час,  сутки) Определение времени по часам. Игры с  моделью часов Диагностика 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 2 1 1 1 2 2 3.3. Материально­техническое обеспечение программы Список использованной литературы 1.«Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в  обучении и воспитании». Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г. 2.«Диагностика и коррекция ЗПР у детей». Пособие для учителей и специалистов  коррекционно­развивающего обучения. – М.: издательство «Аркти», 2004 г. 3.Концепция коррекционно – развивающего обучения ГНУ «ИКП  РАО».http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc 4.Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно­развивающее обучение. Начальные классы / сост. А.А. Вохмянина. 2­е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2001 г.

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)

Методическая разработка "Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ЗПР на 2017-2018 учебный год" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2018