Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
русский язык
Детсад
19.01.2017
Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"
В данной работе рассмотрены вопросы: 1.Направления и задачи диагностической работы в области развития детской речи 2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи, произносительных навыков. Приведена диагностическая программа по обследованию речевого развития. работа для воспитателейинформация
диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.doc
Оглавление 1.Направления и задачи диагностической работы в области развития  детской речи……………………………………………………………………..3 2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования  разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи,  произносительных навыков……………………………………………………..4 Список использованной литературы…………………………………………..13 2 1.Направления и задачи диагностической работы в области развития детской речи Направления: 1. исследования проблематики языковых обобщений; 2. изучение детской речи как обращения;  3.разработка проблем преемственности в развитии речи в дошкольных учреждениях   усвоения   родного   языка   в   начальной   школе   (в   системе развивающего образования). Направления  разработки психолого­педагогических  проблем  развития речи   дошкольников,   совершенствования   содержания   и   методов   обучения родному языку:  1.структурное   ­формирование   разных   структурных   уровней   системы языка — фонетического, лексического, грамматического;  2.функциональное   ­формирование   навыков   владения   языком   в   его коммуникативной функции, развитие связной речи, речевого общения;  3.когнитивное,   познавательное   ­формирование   способностей   к элементарному осознанию явлений языка и речи.  Все   три   направления   взаимосвязаны,   так   как   вопросы   развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников (Ф. А. Сохин). Основная масса исследований и диагностики речевого развития ведется по   основному   направлению:   исследование   речи   как   одного   из   показателей умственного развития (диагностика речи ребенка при поступлении в школу, при   решении   вопроса   об   обучении   по   программе   школы   и   т.д.)   — диагностируются конкретные функции речи, непосредственно указывающие 3 на уровень умственного развития: понимание, осознание собственной речи, лексическое наполнение языка, грамматический строй. Основные задачи развития речи:   1.Воспитание звуковой культуры речи.   2.Развитие словаря.   3.Формирование грамматического строя речи.   4.Развитие связной речи.   5.Подготовка к обучению грамоте.   6.Ознакомление с художественной литературой. Эти  решаются на  протяжении  всего  дошкольного  детства, однако  на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания работы, меняются и методы обучения. 2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи, произносительных навыков Организация   диагностики,   выбор   методик,   качественный   анализ результатов обусловлены возрастом детей, индивидуальными особенностями и программными требованиями.  В свете программных требований рассматриваются конкретные речевые задачи:   лексическая   работа,   формирование   грамматического   строя   речи, воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи. Пример:  «Методика   обследования   речевого   развития   старших дошкольников» А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной. 1.Звуковая культура речи (проверка звукопроизношения). 2. Словарь. 3.Грамматика (словообразование, словоизменение). 4 4. Связная речь. Все диагностические и коррекционные методики обычно предполагают системное   воздействие,   состоящее   из   нескольких   этапов   (блоков).   Для каждого из них присущи свои задачи, цели, свои приемы, своя стратегия и тактика.   Всего   может   применяться   от   трех   до   десяти   этапов диагностического обследования.  Процедура   изучения   уровня   речевого   развития   включает   в   себя следующие   области   исследования:   состояние   артикуляционного   аппарата; состояние звукопроизношения; характеристика устной речи: словарный запас; грамматический строй языка.  Обычно   исследователи   выделяют   3   уровня   развития   речи:   низкий, средний, высокий.  Пример:   «Методика   обследования   речевого   развития   старших дошкольников» А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной. Общий показатель развития речи определяется следующим образом: Высокий­  высокие показатели по 3­4 параметрам при наличии среднего. Средний­  средние показатели по 3­4 параметрам. Низкий­  низкие показатели по 3­4 параметрам. Для определения уровня каждый исследователь определяет параметры и критерии, охватывающие все стороны речевого развития (Г.А. Любина). Часто кроме описательного оценивания детских ответов используется  А.Г.   Арушанова,   Т.М. количественное   оценивание   (Ф.Г.   Даскалова, Юртайкина). Оценивание в баллах в отечественной педагогике так же мало разработано. В основном оценивают по 3­х балльной системе, где «0» ­ отказ от ответа. О.С. Ушакова, Е. М. Струнина предлагают комплексную методику для выявления   уровня   владения   речевыми   умениями   и   навыками   по   разным сторонам речевого развития детей четвертого года жизни. 1. Словарь. Выявить умения: 5 1)   называть   слова,   обозначающие   предмет,   выраженные   именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это? 2)   обозначать   признаки   и   качества   предмета,   выраженные   именем прилагательным   (пушистая,   круглый,   красивая)   и   отвечающие   на   вопросы какой? какая? 3) называть  действия (глаголы), связанные  с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать? 4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки); 5) понимать противоположные значения слов (большой — маленький, громко — тихо, бежать — стоять). 2. Грамматика. Выявить умения: 1)   образовывать   наименование   животных   и   их   детенышей   в   используя   уменьшительно­ единственном   и   множественном   числе, ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята); 2)   согласовывать   имена   существительные   и   имена   прилагательные   в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка); 3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым. 3. Фонетика.  1)   Уточнить   произношение   звуков   родного   языка,   четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; 2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи. 4. Связная речь. 1)   Определить   умение   детей   отвечать   на   вопросы   по   содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым; 2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки; 3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка; 6 4)   выявить   умение   пользоваться   словами,   обозначающими   речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте). По тем же разделам проходит диагностика  речевых умений в среднем и старшем дошкольном возрасте. Каждый раздел оценивается в баллах. Существует   ряд   методик,   изучающих   отдельные   речевые   умения   и навыки. Методика выявления уровня семантического развития детей младшего дошкольного возраста. Данная методика изучает не столько количественный состав   его   словаря,   сколько   качественное   состояние   лексики.   Методика состоит из трех групп заданий:  1 группа – умение называть предметы, их действия и качества, способность относить названия предметов к тематическим группам; 2 группа ­ навыки использования в речи противопоставляемых языковых единиц; 3   группа   ­   навыки,   позволяющие   оперировать   значениями грамматических   элементов   языка,   а   также   навыки   семантического   отбора слов в связном монологическом высказывании. Для   проведения   обследования   семантического   развития   младших дошкольников   с   использованием   описанной   системы   заданий   требуются наглядные пособия. Продолжительность беседы с одним ребенком составляет не   более   20   минут.   Детям   младшего   дошкольного   возраста   предлагаются задания,   которые   связаны   между   собой   общей   темой   или   определенным сюжетом. Пример заданий.  I группа заданий. 1. Что это? (Кукла, куколка.) 2. Какая она? (Большая, маленькая, нарядная, красивая...) II группа заданий. 7 1.   Куклы   покушали   и   захотели   рисовать.   Большая   кукла   возьмет длинный карандаш, а маленькая ­ ... (короткий). 2. Вот какой рисунок нарисовала большая кукла. На этом рисунке два человечка. Один ­ веселый, а второй ­ ... (грустный). III группа заданий. 1. Кто­то пришел в гости к куклам. Кто это? (Заяц.) Как его можно ласково назвать? (Зайка, заинька, зайчик, зайчишка.) 2. Зайчик решил поиграть с куклами в прятки. Куда он спрятался? (На стул, под стул, за шкаф.) Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова [6, с. 190]. Направлена на выявление понимания старшими дошкольниками смысла   (значения)   слова.   Состоит   из   ряда   заданий   на:   составление предложений с многозначными словами; составление предложений со словами синонимического   ряда;   оценка   (и   исправление)   словосочетаний   и высказываний   по   смыслу;   подбор   синонимов   к   словосочетаниям;   подбор антонимов   к   изолированным   словам;   подбор   синонимов   и   антонимов   к ситуациям; определение значения слова; придумывание рассказов. Выполнение   этих   заданий   показывает   степень   языкового   развития ребенка:   как   он   понимает   значение   слова,   умеет   ли   правильно   по   смыслу сочетать его с другими словами. Педагогическая   диагностика   отдельных   речевых   навыков   у дошкольников   продиктована   практикой   и   жизненно   необходима   в дошкольном учреждении. С ее помощью администрация сада и воспитатель могут отслеживать реализацию годовых речевых задач, поставленных перед педагогическим   коллективом,   которые   носят   достаточно   узкую направленность (например: развитие связной речи дошкольников).  Все   исследователи   речевого   развития   детей   отмечают   огромную вариативность   в   состоянии   развития   речи   у   дошкольников.   такая индивидуализация   требует   определенного   подхода,   когда   по   результатам 8 срезов   по   отдельным   речевым   навыкам   педагог   может   составить коррекционную работу для детей, отстающих в каком­то плане и для детей, опережающих развитие. Методики   диагностики   отдельных   речевых   навыков   экономичны   по затрате   временных   усилий.   Это   позволяет   воспитателю   быстро   получить необходимые для работы данные и вовремя скорректировать воспитательно­ образовательный процесс. Эти методики не трудоемки, что позволяет воспитателю  группы или администрации   использовать   их   самим   в   рабочем   процессе,   не   выделяя отдельного дополнительного времени для их реализации. Краткость   методик   не   утомляет   дошкольников.   Их   игровой   мотив делает выполнение заданий привлекательным для детей.  Требования к проведению речевого обследования предъявляются те же, что и к методикам, определяющим общий уровень речевого развития. Методика   выявления   уровня   речевого   развития   детей   методом ассоциативного эксперимента. Эта диагностическая методика используется для   детей   с   более   высоким   уровнем   умственного   и   речевого   развития. Ассоциативный   эксперимент   глубже   других   методик   выявляет   подготовку ребенка   к   дальнейшему   обучению   в   школе,   умение   логически   мыслить   и передать   свои   суждения   в   связном   высказывании   (при   толковании   и объяснении выбранных слов­реакций). Для первого обследования (в начале учебного года) можно предложить 15   многозначных   слов   разных   частей   речи   (по   пять   каждой):   имена существительные   ­   игла,   ручка,   звонок,   молния,   лист;   прилагательные   ­ старый,   легкий,   тяжелый,   острый,   твердый;   глаголы   ­   идти,   стоять,   бить, плыть, лить. Задание 1. Взрослый предлагает ребенку: «Давай с тобой поиграем в слова. Я назову тебе свое слово, а ты свое, какое хочешь. Какое придет тебе в голову, то и называй». Педагог называет слово игла, ребенок говорит шьет 9 (фиксировать   ответы   может   второй   человек   ­   записать   ручкой   или   на диктофон); затем называется второе слово, за ним следующее. Задание 2. Когда получены ответы на все слова, педагог возвращается к высказыванию ребенка: «Я сказала слово игла, а ты назвал слово шьет. Почему ты   подобрал   это   слово?   Объясни».   Высказывания­объяснения   (толкование значений   слов)   также   фиксируются   ­   это   важный   показатель   речевого развития детей. Задание 3. Составление рассказа (сказки) на тему многозначного слова игла. Это задание выявляет понимание детьми разных значений многозначного слова   и   умение   в   сюжете   отобразить   это   понимание.   Рассказ   лучше записывать. Для анализа очень важно, какие предложения использует ребенок для   рассказа   ­   простые   или   сложные,   правильно   ли   они   грамматически оформлены и связаны ли между собой, передается ли содержание рассказа в логической последовательности и соответствует ли заданной теме. После   выполнения   трех   заданий   анализируются   ответы   детей.   Все ответы   детей   на   задания   разделяются   на   типы   реакций,   которые   в   свою очередь   оцениваются   в   баллах   от   1   до   3.   на   основании   качественного   и количественного   анализа   делается   заключение   о   речевом   развитии дошкольника. Тесты для определения общего развития устной речи до сих пор мало разработаны.   В   основном   встречаются   зарубежные   тесты.   В   нашей   стране чаще   всего   используются   составные   методики,   примеры   которых представлены выше. Проведение обследования речевого развития должно осуществляться в режиме   индивидуального   диалога,   в   атмосфере   доброжелательности, поощрения   ребенка,   поддержки   его   педагогом.   Результаты   и   качество выполнения тестовых заданий ребенком будут зависеть от того, насколько естественно и раскованно он себя чувствует. 10 При   обследовании   уровня   развития   речи   очень   важно   отследить адекватное восприятие и понимание методики и цели задания дошкольником. Насколько   внимательно   выслушивает   ребенок   инструкцию,   старается   ли понять   до   конца,   прежде   чем   приступить   к   выполнению   задания.  Пример: «Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников» по О. Ушаковой. Задание: Объясни, почему ты к слову «игла» подобрал слово «….». Все   проверочные   задания   рекомендуется   подбирать   таким   образом, чтобы игровая мотивация деятельности маскировала тестирующий характер общения и делала задания привлекательными для детей. Пример: «Методика выявления   уровня   речевого   развития   старших   дошкольников»   по   О. Ушаковой. Задание: Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу свое слово, а ты мне свое: ­ игла, звонок, молния; ­ легкий, острый, глубокий. ­ идти, падать, бежать. Подбор   содержания   проверочных   вопросов   определяется   возрастным своеобразием   детской   речи   и   программными   задачами.   Пример:   Методика Г.А.   Любиной   (и   коллектива)   определяет   особенности   речевого   развития детей   третьего   года   жизни   и   выявляет   уровни   речевого   развития   детей   в возрасте от двух до трех лет; речь детей четвертого года жизни; речь детей пятого года жизни. Наиболее   трудным   в   диагностике   являются   анализ,  интерпритация   и оценка   результатов.   При   оценивании   следует   учитывать,   что   всякое оценивание   условно.   Главной   задачей   обследования   является   контроль   за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему, а не оценивание. Достоинства методик, определяющих общий уровень развития речи в том,   что   они   дают   наиболее   полную   информацию   о   состоянии   развития детской речи в группе. Педагог получает представление об индивидуальных темпах речевого развития, о количественных и качественных изменениях, о «речевых приобретениях» детей и о тех «западающих звеньях», на которые 11 необходимо   срочно   обратить   внимание.   Так   же   в   методиках   можно заимствовать   отдельные   задания   для   узкого   исследования   состояния определенных   сторон   речевого   развития.   При   этом   результаты   сохраняют свою достоверность. Однако эти методики требуют больших временных затрат от педагога, и для   подготовки   материала,   и   для   проведения   самого   обследования,   и   для обработки данных. Эти методики трудоемки в обращении, что так же требует выделением   педагогом   личного   свободного   времени   для   их   проведения.  В следствии   вышесказанного,   результаты   обследования   ожидаются   долго, отсутствует мобильность их использования в корректировки воспитательно­ образовательной работы. 12 Список использованной литературы 1.Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития // Дошкольное воспитание. – 1991. ­ №7. – с. 76­82. 2.Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Мн.: Науч.­метод. Центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с. 3.Павлова   А.А.  Диагностика и  коррекция  речевого  развития  детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М.: Научная мысль, 1990. – с. 45­49. 4.Стародубова   Н.А.   Теория   и   методика   развития   речи   дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2­е изд. – М.: Академия, 2007. – 256 с. 5.Ушакова   О.С.   Развитие   речи   дошкольников   /   О.С.   Ушакова.   –   М.: Институт психотерапии, 2001. – 256 с. 6.   Ушакова   О.С.,   Струнина   Е.   Методика   развития   речи   детей дошкольного   возраста:   Учеб­метод.   пособие   для   воспитателей   дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с. 7.Юртайкина   Т.М.   Обследование   речевого   развития   дошкольников   // Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 1990. – с. 127­136. 13 8.   Ястребова   А.   В.,   Лазаренко   О.   И.   Диагностика   уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка) / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М.: Аркти, 2000. – 54 с.  14

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"

Методическая разработка "Диагностика речевого развития дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017