Методическая разработка для уроков математики
Оценка 4.6

Методическая разработка для уроков математики

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
математика
1 кл—2 кл
02.05.2017
Методическая разработка для уроков математики
Методическая разработка составлена как методическое пособие для уроков математики в начальных классах. Детям 1-2 классов очень близка игровая деятельность. Её применение является необходимой формой обучения на данном этапе обучения. Переход с игровой деятельности на учебную должен быть плавным, с учётом их физиологический особенностей.Методическая разработка для уроков математики в начальной школе.
Игровая деятельность на уроках математики.docx
Игровая деятельность на уроках математики  в начальной школе.                                    Н. К. Крупская говорила: «Игра – есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игре  в   начальной   школе   вообще   надо   уделять   больше   внимания,   чем   это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят – это самая настоящая учеба».  В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».   Потребность   в   игре   занимает   значительное   место   в   годы   обучения   в начальной школе и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться   средством   воспитания,   если   она   будет   включаться   в   целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры,   а   затем   уже   и   тот   материал,   без   которого   нельзя   участвовать   в игре.  Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.   где   им   самим   приходится   сравнивать, В   ходе   игры   учащиеся   незаметно   для   себя   выполняют   различные   выполнять упражнения, арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит   учащихся   в   условие   поиска,   пробуждает   интерес   к   победе,   дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила   игры.  В  игре   ребенок  приобретает   новые  знания,  умения,  навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию   творческих   способностей,   направлены   на   умственное   развитие школьника в целом. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика.   Уроки   с   использованием   игр   и   игровых   ситуаций   являются эффективным   средством   повышения   качества   обучения   и   воспитания,   т.к. введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса. Отдельные   упражнения   из   занимательной   математики,   математические игры могут доставлять детям удовольствие и служить средством разумного отдыха. Надо только умело подбирать математические задания, чтобы они вызывали   интерес   у   младших   школьников,   ибо   возбудить   интерес   детей   к математике – это главная цель. Для   возбуждения   и   поддержания   интереса   к   игровым   заданиям необходимо: 1.Смысл заданий должен быть понятен детям. 2.Решение задания должно быть доступно каждому ребенку. 3.Ответы должны получаться быстро, необходимые вычисления должны выполняться устно. 4.Задания   не   должны   быть   похожими   на   обычные   математические задания. Игровая  деятельность  на уроках  математики повышает  интерес  детей, усиливает  эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Игра делает некоторые   элементы   урока   эмоционально   насыщенными,   вносит   бодрый настрой, стройность мыслей при решении логической задачи. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют ролевые игры, которые дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость,   товарищество,   находчивость,   остроумие,   смекалку.   В   частности, игра   содействует   воспитанию   дисциплинированности,   т.к.   любая   игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство   ответственности,   коллективизма,   воспитывается   дисциплина,   воля, характер. Включение   в   урок   игр   и   игровых   моментов   делает   процесс   обучения интересным  и занимательным,  создает  у детей бодрое рабочее  настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи­шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Математические   игры   бывают   связаны   с   определенными   сюжетами. Иногда   эти   сюжеты   подсказываются   названием   игры:   «Поймай   рыбку», «Футбол», «Борьба за цифру», «День и ночь» и т.д. В ряде игр сюжет связан с путешествиями:   «Полет   в   космос»,   «Найди   дорогу»   и   др.   или военизированные сюжеты: «Преодолей посты». Например,   при   закреплении   учащимися   знания   таблицы   сложения   и вычитания (умножения и деления) можно использовать игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон».   Игра «Поймай рыбку». На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан пример: 7+8 9+6 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и решают выражения. Остальные выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в игре.   Игра «Самый быстрый почтальон». Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные   цифры,   обозначающие   числа   от   0   до   10).   Почтальоны   должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто   быстрее   и   правильнее   разнесет   письма   по   назначению,  тот   самый быстрый почтальон.   Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения   и   вычитания   (умножения   и   деления),   внести   в   урок   элемент соревнования,   что   еще   более   способствует   активизации   мыслительной деятельности   учащихся.   Обязывает   их   быть   более   четкими,   собранными, быстрыми. Многие игры и упражнения строятся  на материале различной трудности, это  дает  возможность   осуществлять   индивидуальный   подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Например,   даётся   самостоятельная   работа   в   виде   игры   «Кто   первый добежит до финиша». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому   уверенно   и   с   интересом   приступают   к   работе.   Каждый   получает карточку с заданием­задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная. Например,   хорошо   подготовленным   ученикам   предлагается   решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение, а слабо успевающим ученикам –  по краткой записи и закончить ее решение.   Карточка 1.                                           Цена             Количество             Стоимость 1­й покупатель         одинаковая              7м                   ? на 18 р. больше 2­й покупатель         одинаковая              5м                               ? Составить задачу по краткой записи и реши ее выражением.   Карточка 2.                                          Цена              Количество            Стоимость 1­й покупатель         одинаковая              7м                   ? на 18р. Больше 2­й покупатель         одинаковая              5м                              ? Решение: 1)     7 ­ 5=… (м)… 2)     18: …= (м)…        3)        4) Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть спортсменами.   А   тем,   кому   не   удалось   решить   задачу, В   завершении   задания   оглашается   список     учащихся,   справившихся   с задачей.   даётся индивидуальная  помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит   к   тому,   что   учащиеся,   увлеченные   игрой,   незаметно   для   себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития   интереса   к   предмету,   поэтому   при   ее   организации   следует придерживаться следующих требований: 1)                      Правила   игры   должны   быть   простыми,   точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей. 2)                      Дидактический   материал   должен   быть   прост   и   по изготовлению, и по использованию. 3)                      Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок. 4)                      Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким. На   уроках   хорошо   использовать   логические   игры,   в   которых   путем несложных умозаключений можно получить нужный результат. В таких играх принимает   участие   весь   класс   или   большая   часть   детей,   а   остальные контролируют ход игры.   Лучший летчик. Провожу небольшую беседу по вопросам: «Кто хочет стать летчиком?», «Что он должен хорошо знать и уметь?». Дети обобщают: «Летчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И прежде всего он должен правильно вести расчеты». Чтобы летчиком стать, Чтобы в небо взлетать, Надо много знать, Надо много уметь. И при этом, и при этом Вы заметьте­ка, друзья, Летчикам поможет математика. На   доске   записаны   три   столбика   выражений,   под   ними   –   рисунки самолетов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.   4   7   5                3   4   5                   8   6   7 3+2                      2+2                         5+3 5   6   7                8   9   7                   10   9   7 4+2                     10 – 3                      10 – 1  Класс делится на три команды. В каждой назначаются летчики. Они по команде и по очереди вычисляют значения выражений, начиная с нижнего, обводят ответ и ведут свой самолет по намеченному курсу. В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на выражение. Контролеры подтверждают ответ или исправляют   ошибку,   если   она   допущена.   Определяют   лучшего   летчика. Допущенные ошибки анализируются.    Математические ручейки. Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Говорю,   что   только   что   прошел   необычный   дождь   –   математический. Образовались   бурные   математические   ручейки,   которые   весело   бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера? По моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой   пример   на   сложение   или   вычитание,   на   умножение   или   деление   и бросает   мяч   своему   соседу   по   парте.   Тот   ловит   мяч,   называет   ответ   и составляет   следующее   выражение,   используя   в   качестве   исходного   числа число   ответа.  Составив   новое   выражение,   он   бросает   мяч   стоящему   в противоположном   ряду   товарищу   и   т.д.   Побеждает   тот   ручеек,   который раньше других добежит до озера.   Забей мяч в корзину. На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время   (5   минут)  как   можно   больше   примеров   с   данным   ответом   на умножение.   Выигрывает   та   команда,   участники   которой   больше   и   вернее запишут выражений с данным ответом.   Во   многих   дидактических   играх,   таких   как   «Набери   число»,   «Кто быстрее»,   «Лесенка»,   «Не   зевай»,   заложен   элемент   соревнования   между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. Такие   игры,   кроме   решения   учебных   задач,   способствуют   воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе. Успешное   обучение   детей­первоклассников   находится   в   прямой зависимости от внимательного отношения к детям, от элементов творчества. Ребенок, отправляясь в школу, ждет что­то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность, как учебную, со всеми ее особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности   у   них   еще   нет   необходимых   умений   и   навыков,   не   развиты внимание,   усидчивость,   работоспособность.   Учение   они   воспринимают   как новый, более серьезный вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у семилетних   детей   есть   огромное   желание   учиться,   поэтому   в   учебной деятельности   должны   быть   теснейшим   образом   связаны   понятия   «урок»  и «игра». Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Ш. А. Амонашвили  сказал: «…без педагогической игры на уроке   невозможно   увлечь   учеников   в   мир   знаний   и   нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.   Вот один из примеров 1.В начале урока спрашиваю: «Кто   хочет   погулять   по   зимнему  лесу?   Как   легче   продвигаться   по заснеженному лесу? Встаем на лыжи». 2.Устный счет (на доске). Лыжник идет от одного флажка к другому, дети устно решают примеры, записанные на флажках. Итак, мы в лесу. 3.Решаем задачи. Кого мы можем встретить в лесу зимой? Чем угостить? «У нас в корзинке было 6 морковок. 1 морковку отдали зайке. Сколько осталось?», «На кормушке было 3 птички. Мы подсыпали корм и прилетели еще 2 птички, а потом еще 2. Сколько стало птичек?», «Было 5 шишек, одну дали белочке. Сколько шишек осталось?». 4.Практические упражнения. «Пришли   на   полянку.   Давайте,   слепим   снеговика   (решают   примеры). Пошел снег. Он падает, кружится  (дети имитируют снежинки).   Игра   постепенно   знакомит   детей   с   работой   почтового   отделения, библиотеки,   овощного   и   мебельного   магазина,   приглашает   в   гараж,   на аэродром, стадион. Такой урок тесно связывает ученика с жизнью, учит их видеть много интересного в окружающем мире и имеет свою воспитательную цель. Если мы гуляем в зимнем лесу, то помним, что в нем зимой очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лесных жителей, спящих зимой,   не   забываем   подкормить   зимующих   птиц.   В   гостях   у   Незнайки закрепляем   правила   поведения,   напоминаем  об   уважительном   отношении друг   к   другу.   Путешествуя   по   городу,   вспоминаем   правила   дорожного движения. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», ­ писал А. С. Макаренко. Вот почему игре уделяется особое внимание.

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики

Методическая разработка для уроков математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017