Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»
Оценка 4.7

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
история
Взрослым
10.01.2017
Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»
Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память» в рамках Урока Мужества «Сыны Отечества».Предназначена для ребят старших классов школ и техникумов,направлена на расширение воспитательного пространства через призму исторического прошлого родного края для развития навыков исследовательской работы студентов, поддержке творческих способностей ребят, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Экскурсия в крвеведческий уголок .docx
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский политехнический техникум» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской     Республики Методическая разработка внеклассного мероприятия Экскурсия в краеведческий уголок «Память» в рамках Урока Мужества «Сыны Отечества»                                                             Разработала руководитель                                                                                           краеведческого уголка «Память»                                                         Свищёва Т. А. 2016 Тема: Экскурсия в краеведческий уголок «Память» в рамках Урока Мужества «Сыны Отечества»        Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности ОУ  «Шумерлинский политехнический техникум» является сохранение лучших традиций  образовательного учреждения для обеспечения преемственности поколений,  формирования позитивного отношения к истории малой родины и страны в целом. Одной  из форм работы в по гражданско­патриотическому воспитанию является деятельность  краеведческого уголка «Память». Каждое образовательное учреждение имеет свой  неповторимый облик, свою историю, хранителем которой являются музеи и краеведческие  уголки.  Как хранитель истории родного чувашского края действует наш краеведческий уголок «Память»  созданный  на пороге третьего тысячелетия, в 2001 году . Мы приглашаем Вас на экскурсию в краеведческий уголок «Память»           Цель ­ расширение воспитательного пространства через призму исторического прошлого   родного   края   для   развития   навыков   исследовательской   работы   студентов, поддержке   творческих   способностей   ребят,   формированию   интереса   к   отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.  Задачи:  Вовлечь молодое поколение и общественность в процесс сохранения памяти.  Создание   условий   для   развития   самостоятельной   творческой   деятельности обучающихся по достижению поставленной цели через различные формы поисковой и музейно­краеведческой работы.   Сбор документов и свидетельств в электронном виде для создания архива.   Пополнение коллекций  краеведческого уголка.  Формирование навыков исследовательской работы у обучающихся.   Воспитание   чувства   гражданственности,   патриотизма,   общественного   сознания   и гражданской позиции у молодого поколения.   За   это   время   краеведческий   уголок   стал   действительно   центром   патриотического   и гражданского   воспитания   нескольких   поколений   выпускников   техникума,   добился серьезного признания и солидных успехов.               Уже  не  первый  год  актив  краеведческого  уголка,  в  который  входят коллектив педагогов   и   студентов,   реализует   проекты   в   области   гражданско­патриотического воспитания   молодёжи.     Нам   есть   о   ком   и   о   чём   рассказать   новым   поколениям   –   о ветеранах   педагогического   труда,   героях   Великой   Отечественной   войны   и   войн сегодняшних,   о   студентах­спортсменах,   призерах   олимпиад   и   конкурсов.   История  техникума непосредственно связана с историей нашей малой родины, городом Шумерля Чувашской Республики. История нашего края достойна гордости и уважения. Не знать историю, будущего. Местный материал – это средство активизации познавательной деятельности обучающихся и   конкретизации   общеисторических   событий,   знаний   по   отечественной   истории. Воспитание   нового   поколения   российских   граждан   невозможно   без   формирования остаться значит       без патриотического   сознания,   чувства   любви   и   долга   к   своему   Отечеству,   качеств гражданина. Ребята,  принимавшие участие в создании краеведческого уголка и пополняющие его экспозиции,   относятся   трепетно   к   своему   творению,   историческим   памятникам,   что пробуждает   интеллект   и   является   условием   их   личностного   роста,   а   также   всё   это закрепляет   и   углубляет   знания   о   непреходящих   ценностях   российского   менталитета, толерантности,   способствует   росту   познавательной   активности.   Краеведение   –   это   не спонтанный, а целенаправленный и спланированный процесс.  Направление работы: 1.Прошлое и настоящее родного края. 2. Героико­патриотическое воспитание подрастающего поколения. 3.Создание базы для проведения учебных экскурсий по истории и краеведению. 4.Проектная и исследовательская деятельность. В   краеведческом   уголке   действуют   постоянные   экспозиции:  «Предметы крестьянского   быта»,   «Национальная   одежда»,  «Дважды   рождённый»,   «Они   исполнили солдатский   долг   суровый»,«Победившие   войну».   Экспозиции   достаточно   обширны   и включают: документы, фотографии,  личные вещи, военные реликвии.   Экспозиция  «Предметы   крестьянского   быта»  привлекает   внимание   посетителей благодаря   предметности   и   наглядности   экспонатов:  гончарные   изделия,   изделия   из бересты, древесины, мочала, большая коллекция посуды, утюги, самовары, домотканые материалы   ­   всего   более   ста   предметов   быта.   Раритетом   коллекции   является   лампа­ шахтерка 1879 г. и прялка XIX в. Экспозиция   «Национальная   одежда»,   представлена  национальной     мужской     и женской  одеждой чуваш начала XX в. Здесь собраны женские головные уборы (масмаки, сурпаны), пояса, женские нагрудные украшения, передники. Все перечисленные предметы обыкновенно притягивают к себе  пристальные взгляды женщин и девочек – посетительниц краеведческого уголка. Коллекция экспонатов ­ это результат совместной многолетней исследовательской и поисковой  работы обучающихся и педагогов, все они бесценны и уникальны.  В   краеведческом   уголке   проводятся   экскурсии,   тематика   которых   разнообразна: «Обзорная»,   «История   возникновения   чувашского   этноса»,   «Материальная   культура чувашского народа» , «Победившие войну» и т. д. Участвуя в поисковой работе, ребята узнают   историю   родного   города,   его   трудовую   и   боевую   биографию,   жизнь   известных людей,   оказывают     шефскую   помощь   ветеранам,   это   способствует   расширению   их кругозора. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю  и  краеведение лучше других отраслей знания способствует этому, воспитывает патриотизм,  формирует общественное сознания. Основным предназначением уголка является создание условий для расширения воспитательного пространства через призму исторического прошлого родного края. Учитывая, что история – это, прежде всего люди, поэтому работа краеведческого уголка помогает обучающимся встретиться с интересными людьми, хранящими память о событиях прошлого и узнать много интересного о своем крае. Необходимо  приглашать на уроки, линейки, концерты и различные мероприятия ветеранов ВОВ, участников боевых действий в Афганистане и Чечне, которые повествуют ребятам то, что не прочитаешь ни в одной книге, не увидишь по телевидению. Они делятся своими воспоминаниями, личными переживаниями.   Мы   преклоняемся   перед   всеми,   кто   защищал   своё   Отечество,   кто добивался свободы для нас, живущих в XXI веке. Изучение   истории   родной   земли,   истории   нашего   Отечества,   боевых,   трудовых   и культурных   традиций,   устоев   народа   было   и   остается   важнейшим   направлением   в воспитании   у   подростков   гражданственности   и   патриотизма,   чувства   любви   к   нашей великой   Отчизне,   к   малой   и   большой   Родине.   Поле   деятельности   педагогов     этом направлении   огромно.   Это   означает,   что   нам,   россиянам,   исключительно   важно,   каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать.        Особой формой деятельности краеведческого уголка являются музейные уроки, в        подготовке и проведении которых активно участвуют юные экскурсоводы.     При изучении раздела о Великой Отечественной войне также используется  материал краеведческого   уголка.   Воспоминания   участников   Великой   Отечественной   войны, подлинные документы: весточки  с фронта, грамоты и награды, оружие военного времени, солдатские   каски,     котелок,   командирский   планшет   и   другие   солдатские   вещи, привезенные с полей сражений.  Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  И  перед  ребятами  не просто  музейные  экспонаты  ­  за ними  стоят  солдаты, которые много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. И никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания, национального самосознания, гордости за то, что совершили наши деды.   Много   хранит   наш     уголок.   Здесь   можно     услышать   рассказ   участника   войны, прошедшего   с   боями   до   Берлина,   можно   пожать   руку   солдату,   которая   нажимала   на гашетку пулемета, разившего врага. Здесь бывают родственники солдат, не вернувшихся с войны. В фондах краеведческого уголка хранятся подлинные экспонаты:  ­ книжка красноармейца;  ­ медали и копии удостоверений о наградах, фотографии и письма; ­ почтовая карточка неизвестного солдата; ­ Монография Сталина И.В. «О Великой Отечественной войне Советского Союза». .  Почти каждая вещь имеет свою неповторимую историю, легенду. В разделе     экспозиции    «Победившие войну»  представлен материал о земляках–ветеранах, бывших   работниках нашего учебного заведения, на молодость которых пришлась Великая     Отечественная. Они не только участвовали в войне, приближая  Победу,  но  и после войны     активно включились в работу по восстановлению  народного хозяйства и воспитанию     подрастающего поколения: это   Захаров Павел Иванович, Чубаров Михаил Николаевич,     Щукина Вера Ильинична, Ермишина Александра  Павловна. Краеведческий   уголок     продолжает   пополняться,   хотя   в   последние   годы   остается   все меньше живых свидетелей самых ярких и памятных страниц прошедшего века, тем более ценными   становится   каждая   встреча   с   ними,   каждое   сказанное   ими   слово.   По статистическим данным к 2030 году в живых не останется ни одного из участников войны.  «Да будет так, неотвратимо будет. На сцену выйдет в орденах старик, Последний на планете фронтовик. И перед ним с поклоном встанут люди. И голосом спокойным и усталым Солдат бывалый поведет рассказ О том, кто нашу Землю вырвал из металла, О том, кто Солнце сохранил для нас. Девчонки будут очень удивляться, Мальчишки будут горестно вздыхать: Как это можно, умереть в шестнадцать, Как это можно в жизни маму потерять? И он уйдет, участник битвы грозной, С букетом роз и маков полевых. Запоминайте, люди, их, пока не поздно,                     Пока они живы среди живых!»                                                                         Николай Рыбалко.   Особое место в своей работе уделяю развитию умений творческой, проектной и исследовательской деятельности, формированию общих и профессиональных компетенций студентов, привлекая их к участию в конкурсах на различных уровнях. Исследовательская деятельность   развивает   инициативу,   общественную   активность   ребят,   предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы студентов. И трудно назвать деятельность, которая бы так ярко, разнопланово помогала в гражданско­ патриотическом   воспитании   подрастающего   поколения   в   маленьком   провинциальном городке России. Подтверждением тому могут являться многочисленные исследовательские работы ребят: «История одной прялки», «Семья Лохановых­Шишляевых глазами потомков через призму Великой Отечественной войны», «Патриотизм – одна из важнейших ценностей моей семьи».  К особенностям поисково ­ исследовательской и экспозиционной работы относится: ­ работа с архивными документами; работа с периодической печатью; сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и о знаменательных событиях;  ­   встречи   с   участниками   и   очевидцами   исторических   событий,   запись   их воспоминаний, фотографирование;  ­ поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; ­ консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т. д; ­ проведение экскурсионной работы в краеведческом уголке; ­ написание исследовательских работ; ­ составление альбомов,  докладов, отчётов, рефератов; ­ оформление выставок,  экспозиций, стендов; ­ создание и оформление книги отзывов; ­ проведение встреч, праздников, экскурсий и т. д;               В  рамках   краеведческой   исследовательской   деятельности   члены   актива краеведческого   уголка   «Память»   постоянно   участвуют   в   сборе   материала   и   его оформлении   для   расширения   экспозиций   краеведческого   уголка.   Сбор   краеведческого материала   ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается актив   краеведческого   уголка,   учителя   истории.   Ведется   сбор   не   только   исторических материалов,   постоянно   пополняют   музейную   коллекцию   документы,   фото,   газеты современного   периода   нашего   ОУ.   Музейными   экспонатами   стали   личные   вещи     из семейного архива нашего земляка Воронкова Н.И, видеофильм о линкоре «Новороссийск», грамоты и дипломы, творческие и исследовательские работы учителей и обучающихся. Организующим   звеном   деятельности   должен   являться   Совет   краеведческого   уголка,   в состав которого входят обучающиеся и педагоги.  Результатом   использования   музейной   педагогики   в   деятельности   преподавателя историка   или   воспитателя   является   формирование   музейной   культуры   человека.   Она повышает мотивацию к обучению, побуждает интересы к самообразованию, воспитывает у обучающихся уважение к ОУ и интерес к избранной профессии, способствует становлению активной   жизненной   позиции   каждого   обучающегося,   формированию   конкретных ценностей и его личного успеха в жизни.  Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только   воспитать   в подрастающем   гражданине   эту   потребность   видеть   себя   как продолжателя дела своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. Человеческая  жизнь не бесконечна, продлить  ее может лишь память, которая одна побеждает   время.   Наша   задача   заключается   в   том,   чтобы   как   можно   эффективнее использовать весь уникальный, информационный потенциал музейных предметов с пользой для дела – для воспитания гражданина и патриота.                              Источники: 1.Тимакова   Н.Г.   К   вопросу   патриотического   воспитания   студенческой   молодежи   // Среднее профессиональное образование. – 2011. – №5. – С.24­25. 2.Пашкович  И. А .Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты  уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2012. – 169 с.

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»

Методическая разработка: экскурсия в краеведческий уголок «Память»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017