Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".
Оценка 4.8

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
музыка +1
Взрослым
05.03.2018
Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления  детей".
Предоставленная методическая разработка описывает возможности межпредметных связей предметов в музыкальных школах и детских школах искусств. Интегративный урок по предметам теории музыки таким как музыкальная литература, сольфеджио, слушание музыки позволяет объединять при прохождении определенной темы разные дисциплины. Такие уроки способствуют тесной взаимосвязи предметов музыкально - теоретического цикла, что позволяет более тщательно и глубоко изучать проходимый материал.Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".
Интеграция предметов музыкально - теоретического цикла.doc
Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей. Жданюк Оксана Федоровна Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Корсаковского городского округа Сахалинской области, преподаватель, заведующая методическим объединением «Теория музыки» г.Корсаков Oksana    050574@  mail      .  ru Введение                          Современное время – это время перемен.  Формирование творчески активной личности,   способной   к   полноценному   взаимодействию   с   окружающей   средой   в соответствии   со   своими   индивидуальными   особенностями   и   возможностями   является одной из главных проблем педагогики. В связи с этим, современная школа должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для развития личности, ее творческой индивидуальности,   что,   в   свою   очередь,   требует   совершенствования   учебно­ воспитательного   процесса   с   учетом   психологических   закономерностей   всей   системы познавательных процессов.                Традиционное музыкальное образование постепенно претерпевает всё большие изменения, которые обусловлены особенностями и проблемами современного общества. От педагогов требуется существенно повысить качество профессиональной подготовки, более широко   применять   активные   формы   и   методы,   технические   средства   обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства  обучения и воспитания,  тесную связь семьи, школы и общественности. При этом возрастает роль интеграции учебного процесса, взаимосвязи дисциплин, причем как внутренней – между предметами, преподаваемыми в музыкальной   школе,   так   и   внешней   –   между   предметами   музыкального   и общеобразовательного направлений.                          Особую педагогическую значимость приобретает формирование творческого воображения,   которое   является   одним   из   основных   компонентов   познавательной деятельности. Только в комплексном развитии всех познавательных процессов: ощущения ­ восприятия   ­   внимания   ­воображения   —   мышления   —   памяти,   можно   решить   задачу всестороннего развития творческой личности.                 Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний, приобретения навыков   и   развития   музыкального   мышления   является   познавательная   активность учащихся. В связи с этим в современном процессе обновления педагогических методов, введении инновационных приемов и способов обучения, в изменении характера общения учителя   и   ученика   особую   роль   играет   та   самая   межпредметная,   междисциплинарная интеграция,   становясь   все   более  актуальным   приемом  в   обучении.   Она   обеспечивает выход   содержания  чисто   музыкального   предмета   за   пределы   собственно   музыкальных дисциплин   в   сторону   предметов   общеобразовательного   цикла,   причем   в   самых   разных аспектах и самых неожиданных формах.                           Систематическое   и   планомерное   осуществление   интеграции   на   уроках теоретического   цикла   в   ДМШ   и   ДШИ,   установление   взаимосвязи   различных   учебных дисциплин, построение и отбор материала, исходя из общих целей и задач образования, способствует   достижению   большего   эффекта   в   общем   развитии   учащихся,   в гармоническом развитии всех сфер их интеллектуальной и эмоциональной деятельности.           Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. Суть   этих   движений   состояла   в   выдвижении   идей   согласования   учебных   предметов   в трактовке   тех   или   иных   понятий   и   явлений,   в   ликвидации   дублирования,   снятии   про­ тиворечий.  Появились новые типы уроков, в частности, интегративный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняло существа дела.              Интегративный урок  — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно   по   нескольким   дисциплинам   при   изучении   одного   понятия,   темы   или явления.   В   таком   уроке   всегда   выделяются:   ведущая   дисциплина,   выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.          Интегративные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, или включать лишь отдельные составляющие — содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения  ведущей дисциплины. Так, хорошо интегрируются уроки сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературы, слушания музыки, уроки по специальности, литературы и художественного искусства.   Также   можно   интегрировать   методику   обучения   разным   дисциплинам   при сохранении содержания только одного предмета. На уроке музыкальной литературы можно провести сольфеджийные задания, включить знания по теории и наоборот.            Интеграция — это восстановление в процессе познания естественно существующей целостности объекта — предмета, события, явления или процесса, разделенного описанием различными науками и предметами. Например, изучение музыкальной литературы и теории музыки проходит отдельно от истории времен их существования. Но разделить их нельзя, поскольку одно порождало другое, и вне связи с временным фактором просто непонятно, как  далеко  от  современного  миропонимания  отстоит  то  или  иное  культурное   явление. Опыт школы показал, что изучать музыкальную литературу вне теоретического контекста бессмысленно.   В   этом   случае   многое   детям   в   ней   непонятно.   Так   же   непродуктивно обучение игре на инструментах без знания предметов музыкально – теоретического цикла. Учитель  вынужден   педагогическими   способами  на  таком  интегративном   уроке  сводить вместе   знания   по   теории   музыки   и   изучение   произведений   композиторов.   Любой интегративный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно­терминологической   системы   и   метода   познания.   На   нем   можно   преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт   учащихся   и   теорию   его   понимания,   систематизировать   изученный   материал.       интегративного Структура          Здесь много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини­уро­   урока.  ков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой.  Интегративный урок в силу своей сложности требует сценария, а   не   простого   плана   или   конспекта.   В   нем   действуют   несколько   субъектов   процесса познания,   разнопредметные   методы   обучения.      разнохарактерный   материал, Преимущества   многопредметного   интегративного   урока   перед   традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Прежде всего, конечно, связь налаживается между основными предметами по теории музыки, но также ­   специальным инструментом, уроками хора, оркестра или ансамбля. Интеграцию   такого   типа   принято   называть   внутривидовой,   или   предметной,   т.е. находящейся   в  рамках   одного   предмета   –   музыка,   но   касающейся   разных   её   сторон   – собственно,   музыкальных   произведений,   истории   и   теории   музыки.   Такая   интеграция чрезвычайно важна, ведь только понимая историческую ценность, особенности создания музыкальных произведений, их идеологическую, стилевую, жанровую направленность, зная строение произведений, особенности их наиболее выразительных средств, можно получить целостное музыкальное рассмотрение таких произведений. Для выявления связи предметов теоретического   цикла   со   специальностью используются   уже   ставшие   традиционными формы   работы.   Так,   на   уроке   сольфеджио важнейшую   форму   работы   –   анализ музыкальных   произведений   –   можно   построить   путём   интеграции   со   специальным предметом: репертуар для тематического анализа может быть предложен учениками из произведений   по   специальности,   что   значительно   облегчает   их   работу   по   изучению   и запоминанию текста.          Исполнительские навыки учеников помогают при таких формах работы, как подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента к диктантам и сочиненным мелодиям, а это, в свою очередь, отражается на навыках чтения с листа и при подборе по слуху на уроках по специальности.                  На уроках слушания музыки и музыкальной литературы целесообразно развивать кругозор учащихся, в качестве домашнего задания используя формы доклада, сочинения, размышления о композиторе, изучаемом на уроках специальности. При этом можно ставить различные задачи: сбор сведений об эпохе в целом, о композиторе – авторе конкретного произведения,   об   особенностях   его   музыкального   стиля,   об   истории   написания произведения.   Это   значительно   облегчит   воссоздание   образа,   передачу   идейного   и эмоционального   замысла   композитора   в   работе   специалиста.     При   изучении   средств музыкальной выразительности также очень полезно обращаться к примерам учеников из специальности. Такая форма работы играет огромную роль в осознании развития образа музыкального произведения.               Для грамотного исполнения важно также знание формы произведения и умение слышать каждую его часть, так и понимать всё произведение в целом, поэтому при работе на   уроке   музыкальной   литературы   над   видами   музыкальных   форм,   опять­таки   следует обращаться и к материалу из занятий учеников по специальности. Одной из интересных форм представления материала может быть урок­концерт, представляющий собой слияние сведений по теоретическим предметам с практическими навыками игры на специальном инструменте, или урок­состязание. Одной из интересных форм представления материала может   быть   урок­концерт,   представляющий   собой   слияние   сведений   по   теоретическим предметам   с   практическими   навыками   игры   на   специальном   инструменте,   или   урок­ состязание.          Интеграция сольфеджио с хором также очевидна, важна и хорошо изучена в рамках предмета   «хоровое   сольфеджио»,   предложенного   известным   музыкантом,   педагогом, композитором   Г.А.   Струве.   Основные   задачи   оригинальной   методики   ­   способствовать активному   развитию   музыкального   слуха,   чувства   ритма,   музыкальной   памяти, гармонического слуха, координации, творческих способностей учеников через развитие у них   ладовых   звуковысотных   представлений,   осуществляющееся   в   различных   видах музыкальной   деятельности.   Это   пение   ладовых   песенок­попевок   (по   нотной   записи,   на слух,   по   руке   педагога),   освоение   основ   музыкальной   грамоты   в   пении,   с   помощью музыкально­игровых приемов, активная работа над ритмическими трудностями в процессе живого исполнения.              В рамках предметов слушание музыки и музыкальная литература важно разбирать стилистику   композиторского   письма   пройденных   хоровых   произведений,   особенности эпохи, в которую жил композитор, его мировоззрение; основные средства музыкальной выразительности   произведений,   их   форму.   Наиболее   интересными   нетрадиционными формами   подобного   урока,   на   мой   взгляд,   опять   же,   могут   быть   урок­концерт,   урок­ состязание, урок­фестиваль.      При этом очень результативна локальная тематическая интеграция. В ее основе лежат определенные художественные образы, которые находят свое отражение в различных видах искусства.          Связь различных видов искусства – музыки, поэзии и прозы, живописи, архитектуры известна   с   древних   времен   и   до   сей   поры   остается   самым   востребованным   видом интеграции.   Ведь   музыка   вызывает   слуховые   представления,   живопись   ­   зрительные, архитектура ­ пространственные, а их сочетание создает целостную картину бытия. Конечно же, первоочерёдна и очень естественна связь музыкальных произведений с литературными. Ведь именно с помощью слова музыка получает конкретное смысловое наполнение,   а   поэтические   строки   с   помощью   музыки   наполняются   особ   ой эмоциональностью   и   выразительностью.   Связь   музыки   и   слова   проявляется   в многочисленных   образцах   вокальной,   программной   инструментальной   музыки,   в музыкально­драматическом   искусстве.   Так,   например,   великие   произведения   оперы   и балета   –   доказательство   полного   взаимопроникновения,   взаимодополнения   двух важнейших составляющих.                 На   уроках   слушания   музыки   и   музыкальной   литературы нужно   анализировать литературный   текст   (программу,   либретто)   таких   музыкальных   произведений   в   разных вариантах,   в   зависимости   от   поставленной   педагогической   задачи,   сравнивать   его   с музыкой   в  поисках   образного,   смыслового,   структурного   сходства   или   отличий,   ярких изобразительных   и   выразительных   моментов.   Помимо   этого,   полезно   подбирать   к инструментальным произведениям или их частям подходящие по смыслу или структуре поэтические произведения или отдельные образы, эпитеты из них.           Интересными формами интегрированных музыкально­литературных уроков являются урок­сказка, урок­спектакль,   урок­размышление,   дискуссия,   проблемный   урок,   урок­ кроссворд, урок­семинар.                       Так   же   неразрывна   связь   музыкальных   произведений   с   произведениями изобразительного   искусства.   Не   зря   существует   фраза:   «можно   «слышать»   живопись   и «видеть» музыку».   Конечно, в первую очередь хочется привести в пример музыкальные произведения, созданные композиторами под впечатлением от живописных полотен – а таких   примеров   множество,   («Картинки   с   выставки»   М.П.Мусоргский)   но   и   само разворачивание музыкальной ткани часто говорит нам о «картинности» произведения и предполагает сравнение с соответствующими живописными полотнами.                   Важнейшая   сторона   интеграции   предметов   теоретического   цикла   с общеобразовательными   –   тесная   взаимосвязь   музыкального   искусства   с   историей.   Ведь важнейшей   частью   истории   является   изучение   художественной   культуры   как   явления общественного   сознания.   Музыкальные   произведения   своего   времени   обязательно отражают в себе и исторический облик эпохи в целом, и мораль общества, его идеологию, устремления и надежды народа. На уроках слушания музыки и музыкальной литературы такая связь особенно важна при изучении так называемых «переходных» тем – тем, направленных на изучение новых этапов   музыкального   развития   в   конкретных   временных   рамках.   Здесь   можно прослеживать   связи   между   историческими   событиями   времени   и   конкретными музыкальными произведениями или их частями, оценивать их роль в общественной жизни, соответствие   нормам   и   идеалам   времени.   Полезно   проводить   параллели   между историческими   событиями   одного   времени   в   разных   странах   и   оценивать   степень   их взаимовлияния и влияния на культуру. При сравнении различных произведений нескольких авторов также целесообразно сравнивать и исторические особенности их создания.                       Интересны нетрадиционные формы заданий таких уроков: урок­исторический портрет (эпохи, стиля, композитора), урок­суд, урок­семинар и т.д.               Так   как   в   музыкальной   школе   все   дисциплины   (специальность,   сольфеджио, музыкальная литература, хор) имеют одну общую основу – музыку, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга было бы методически безграмотно. Сольфеджио в первую   очередь   нуждается   во   взаимосвязи   с   другими   предметами.   И,   пожалуй,   самый тесный контакт возможен между двумя теоретическими дисциплинами – сольфеджио и музыкальной   литературой.   Оба   эти   предмета   ведёт   один   педагог,   что   способствует удобному планированию используемого музыкального материала. Теоретические сведения закрепляются   музыкальными   примерами:   для   слухового   анализа,   сольфеджирования, диктанта выбираются отрывки из произведений уже изученных по музыкальной литературе или те, которые в дальнейшем будут изучаться.               На   уроке   музыкальной   литературы,   прослушивая   и   анализируя   с   учащимися произведения, я непременно обращаю их внимание на необычное звучание того или иного аккорда, интервала, своеобразие ритмического рисунка, придающие музыке неповторимую характерность. .

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления  детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления  детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления  детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления  детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления  детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления  детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления  детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей".

Методическая разработка "Интеграция предметов музыкально – теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления  детей".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018