Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
Оценка 5

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
информатика
Взрослым
11.11.2018
Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
конспект урока.doc
Тема: Блоки. Относительная и абсолютная адресация. Тип урока: изучение нового материала Цели:  Проверить знания обучающихся по теме «структура электронной таблицы.   Адресация.   Формулы»;   Познакомить   обучающихся   с понятием   «блок»;   рассмотреть   особенности     относительной   и абсолютной адресации в электронной таблице  Развивать   долговременную   память,   логическое   мышление, произвольное внимание;  Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, уважение друг к другу. Оборудование: Доска, компьютер, раздаточный материал, интерактивный комплекс Оформление доски: Критерии оценки  за тест: 8­10 правильных  ответов – «3» 11­13 правильных  ответов – «4» 14­15 правильных  ответов – «5» Тема: Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронной таблице. Задание 1: Найдите сумму двух чисел 5 и 3. Задание   2:  Рассчитайте   стоимость   покупки   в овощном отделе магазина, если известно, что масса каждого   купленного   товара   составляет   500 граммов. Домашнее  задание:  составить  задачу  связанную с  профессией,  используя   принцип  относительной  и абсолютной  адресации.    План урока: Организационный момент Проверка знаний  I. II. III. Изучение нового материала IV. V. Подведение итогов и выставление оценок  Закрепление полученных знаний I. Организационный момент Здравствуйте! Мы продолжаем с Вами знакомиться с электронными таблицами. Тема   сегодняшнего   урока:   «Блоки.   Относительная   и   абсолютная   адресация   в электронных таблицах» (слайд № 2).  1 При изучении этой темы я познакомлю вас с новым понятием «блок», а также мы узнаем, что значит «относительная и абсолютная» адресация в электронной таблице и чем они отличаются друг от друга.   II. Проверка знаний Прежде   чем начать знакомство с новой темой   я хочу проверить, как вы усвоили тему прошлого урока, для этого мне понадобятся 4 человека (разбить по вариантам). Вы сейчас садитесь за компьютер, где уже открыт тест. Введите свою фамилию   и   ответьте   на   вопросы.   Время   выполнения   5­7   минут.   Критерии выставления оценки за тест следующие: 10­11 правильных ответов на «3», 12­13 правильных ответов на «4», 14­15 правильных ответов на «5» (написаны на доске). Приступаем к работе. Остальные работают по карточкам, в каждой карточке 3 задания: 1­е   и 2­е задание – это теоретические вопросы, а 3­е – это задание, где даны математические выражения, а вам надо их перевести в формулу для электронной таблицы. Время выполнения заданий из карточки 5­7 минут Кто выполнил тест – распечатывает его, кто выполнил задания из карточки, сдает листок  и карточку.  III. Изучение нового материала Работа с интерактивной доской ­ А сейчас приступаем к изучению новой темы.  Откройте тетради и запишите тему урока.  Посмотрите на доску, что здесь изображено? (фрагмент электронной таблицы) – слайд № 3 ­   А что вы видите сейчас? (тот же фрагмент электронной таблицы, но часть ее выделена) – слайд № 4 ­ Как  можно назвать выделенный фрагмент в таблице? (блок) ­ Запишите   определение: «Блоком таблицы» (фрагментом таблицы) – называется любая   выделенная   прямоугольная   часть   таблицы   и   обозначается     именами диагонально – противоположных ячеек, разделенных двоеточием (слайд № 4). 2 ­ А сейчас джавайте разберемся как может выглядеть блок. Блок может состоять (слайд № 5): * из одного столбца (А1:А5) * из одной строки (В2:Е2) * из одной ячейки (С4:С4). На   прошлом   уроке   мы   с   вами   познакомились   с   такими   понятиями   как формула и адрес  ячейки, а также выяснили, что адрес ячейки может изменяться. Посмотрите пожалуйста на доску.  Задание 1: Необходимо найти сумму двух чисел 5 и 3. Как мы можем это сделать, используя электронную таблицу? Работа с интерактивной доской Конечно же, мы должны внести данные в таблицу и записать формулу по   для которой   табличный   процессор   будет   производить   расчеты   (вызвать   заполнения таблицы MS Excel   обучающегося).  А 5 1 В 3 С =А1+В1 И   так,   мы   заполнили таблицу,   формулу   в ячейки С1 табличный процессор воспринимает так:   сложить значения из ячейки А1 со значением из ячейки  В1, т.е. 5+3=8. Но я хочу, используя данную таблицу просчитать сумму двух других чисел, например 5 и 7. для этого мы вносим новые данные в таблицу, но уже в ячейки ниже. Формулу я не буду записывать вновь, а просто скопирую, зажав маркер автокопирования (маленький квадратик в правом нижнем углу текущей ячейки) и протянув его вниз ровно на столько ячеек, сколько мне необходимо (показываю).  А 5 5 1 2 В 3 7 С =А1+В1 =А2+В2 Посмотрите   что произошло (обратить внимание   обучающихся   на   строку   записи   формул).   Таким   образом,   можно   сказать,   что   автокопирование формулы   предполагает   изменение   адресов   ячеек   в   формуле   соответственно   их новому   месту   расположения.   Данный   принцип   называется   принципом относительной адресации  и обозначает следующее:  3 что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле. Т.е. при смещении формулы на одну строку вниз в именах ячеек номер строки увеличивается на единицу. (слайд № 6) Принцип  абсолютной  адресации В   некоторых   случаях   оказывается   необходимым   отменить   действие принципа относительной адресации, для того чтобы при переносе формулы адрес   ячейки   не   изменялся.   В   таком   случае   применяется   прием,   который называется  замораживанием   адреса.  Для   этой   цели   в   адресе   ячейки используется символ «$».  Для замораживания всего адреса значок заморозки ставится дважды ($В$2). Можно заморозить только столбец ($В2) или только строку (В$2) – тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет. (слайд № 7) Рассмотрим данный принцип на примере: Задание 2:  Рассчитайте стоимость продуктов используемых для приготовления 5 порций салата «Витаминный», если известно, что всех ингредиентов необходимо взять по 200 граммов. Работа с интерактивной доской  Первоначально   стоит   подготовить   таблицу,   в   которую   занесем   исходные данные (заполнение таблицы MS Excel): 1. Вес каждого продукта (500 граммов). 2. Продукты, купленные в овощном отделе. 3. Стоимость продуктов за кг. В 0,5 С Кг. Стоимость за кг. Фактическая стоимость А Вес продукта Продукты:  Помидор Яблоко Перец сладкий 1 2 3 4 5 4 6 7 Капуста Сельдерей А   сейчас   необходимо   указать   стоимость   каждого   продукта,   для   этого давайте   приблизительно   вспомним   стоимость   данных   продуктов   в   магазине   и внесем в таблицу: А Вес продукта Продукты:  Помидор Яблоко Перец сладкий Капуста Сельдерей 1 2 3 4 5 6 7 В 0,5 С Кг. Стоимость за кг. Фактическая стоимость 120 рублей 60 рублей 170 рублей 30 рублей 90 рублей ­  Что нам необходимо сделать для того чтобы рассчитать сколько будет стоить   каждый   из   продуктов   используемых   для   приготовления   салата? (умножить вес продукта на его стоимость за кг.) ­ Как мы должны записать формулу, чтобы табличный процессор произвел расчеты? (= В3*$В$1) А Вес продукта Продукты:  Помидор Яблоко Перец сладкий Капуста Сельдерей 1 2 3 4 5 6 7 В 0,5 С Кг. Стоимость за кг. Фактическая стоимость = В3*$В$1  120 рублей 60 рублей 170 рублей 30 рублей 90 рублей ­  А   если   я  скопирую   эту   формулу   в  ячейку   С4  что ­   то   изменится   или формула останется прежней? (изменится) ­ Давайте проверим. А 1 2 Вес продукта Продукты:  В 0,5 С Кг. Стоимость за кг. Фактическая стоимость 5 3 4 5 6 7 Помидор Яблоко Перец сладкий Капуста Помидор 120 рублей 60 рублей 110 рублей 12 рублей 90 рублей = В3*$В$1  = В4*$В$1 = В5*$В$1 = В6*$В$1 = В7*$В$1 ­ Мы с вами рассчитали стоимость каждого продукта в отдельности, а как узнать   стоимость   всех   продуктов   используемых   для   приготовления   салата? (выслушать и обобщить ответы). ­ А сейчас посмотрите, как это можно сделать проще, используя автосумму (Показать на примере использования  значка  )Σ . ­ И так, чем абсолютная адресация отличается от относительной? (тем, что в   формуле   с   абсолютной   адресацией   часть   формулы   не   изменяется   при копировании, а в относительной адресации формула изменяется целиком при копировании ее в другую ячейку таблицы) IV. Закрепление полученных знаний Сейчас   вы   садитесь   за   компьютеры   и   пробуете   набрать   эту   таблицу,   но продукты и их стоимость каждая из вас берет свои. Те кто справится поднимет руку, я подойду проверю и дам задание. V. Подведение итогов и выставление оценок (слайд № 8) 1. И так с какой темой мы сегодня познакомились? 2.   Чем   отличается   принцип   относительной   адресации   от   принципа   абсолютной адресации в электронных таблицах? 3. Что такое блок и как он обозначается? Выставляются оценки за выполнение теста на компьютере и за выполнения заданий по карточкам и если кто­то успел сделать задачу на компьютере. (слайд № 9) 6 Спасибо   всем   за   работу,   запишите   домашнее   задание:  в   тетрадях   принцип составить   задачу,   связанную   с   вашей   профессией,   используя   относительной и абсолютной адресации.    7

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"

Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018