Тема:
Блоки. Относительная и абсолютная адресация.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Проверить знания обучающихся по теме «структура электронной
таблицы. Адресация. Формулы»; Познакомить обучающихся с
понятием «блок»; рассмотреть особенности относительной и
абсолютной адресации в электронной таблице
Развивать долговременную память, логическое мышление,
произвольное внимание;
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, уважение
друг к другу.
Оборудование:
Доска, компьютер, раздаточный материал, интерактивный
комплекс
Оформление доски:
Критерии оценки
за тест:
810 правильных
ответов – «3»
1113 правильных
ответов – «4»
1415 правильных
ответов – «5»
Тема: Блоки. Относительная и абсолютная
адресация в электронной таблице.
Задание 1: Найдите сумму двух чисел 5 и 3.
Задание 2: Рассчитайте стоимость покупки в
овощном отделе магазина, если известно, что масса
каждого купленного товара составляет 500
граммов.
Домашнее
задание:
составить
задачу
связанную с
профессией,
используя
принцип
относительной
и абсолютной
адресации.
План урока:
Организационный момент
Проверка знаний
I.
II.
III. Изучение нового материала
IV.
V. Подведение итогов и выставление оценок
Закрепление полученных знаний
I. Организационный момент
Здравствуйте! Мы продолжаем с Вами знакомиться с электронными таблицами.
Тема сегодняшнего урока: «Блоки. Относительная и абсолютная адресация в
электронных таблицах» (слайд № 2).
1 При изучении этой темы я познакомлю вас с новым понятием «блок», а также
мы узнаем, что значит «относительная и абсолютная» адресация в электронной
таблице и чем они отличаются друг от друга.
II. Проверка знаний
Прежде чем начать знакомство с новой темой я хочу проверить, как вы
усвоили тему прошлого урока, для этого мне понадобятся 4 человека (разбить по
вариантам). Вы сейчас садитесь за компьютер, где уже открыт тест. Введите свою
фамилию и ответьте на вопросы. Время выполнения 57 минут. Критерии
выставления оценки за тест следующие: 1011 правильных ответов на «3», 1213
правильных ответов на «4», 1415 правильных ответов на «5» (написаны на доске).
Приступаем к работе.
Остальные работают по карточкам, в каждой карточке 3 задания:
1е и 2е задание – это теоретические вопросы, а 3е – это задание, где даны
математические выражения, а вам надо их перевести в формулу для электронной
таблицы. Время выполнения заданий из карточки 57 минут
Кто выполнил тест – распечатывает его, кто выполнил задания из карточки,
сдает листок и карточку.
III. Изучение нового материала
Работа с интерактивной доской
А сейчас приступаем к изучению новой темы. Откройте тетради и запишите
тему урока. Посмотрите на доску, что здесь изображено? (фрагмент электронной
таблицы) – слайд № 3
А что вы видите сейчас? (тот же фрагмент электронной таблицы, но часть ее
выделена) – слайд № 4
Как можно назвать выделенный фрагмент в таблице? (блок)
Запишите определение: «Блоком таблицы» (фрагментом таблицы) – называется
любая выделенная прямоугольная часть таблицы и обозначается именами
диагонально – противоположных ячеек, разделенных двоеточием (слайд № 4).
2 А сейчас джавайте разберемся как может выглядеть блок. Блок может состоять
(слайд № 5):
* из одного столбца (А1:А5)
* из одной строки (В2:Е2)
* из одной ячейки (С4:С4).
На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как
формула и адрес ячейки, а также выяснили, что адрес ячейки может изменяться.
Посмотрите пожалуйста на доску.
Задание 1: Необходимо найти сумму двух чисел 5 и 3. Как мы можем это
сделать, используя электронную таблицу?
Работа с интерактивной доской
Конечно же, мы должны внести данные в таблицу и записать формулу по
для
которой табличный процессор будет производить расчеты (вызвать
заполнения таблицы MS Excel обучающегося).
А
5
1
В
3
С
=А1+В1
И так, мы заполнили
таблицу,
формулу в
ячейки С1 табличный процессор воспринимает так: сложить значения из ячейки
А1 со значением из ячейки В1, т.е. 5+3=8. Но я хочу, используя данную таблицу
просчитать сумму двух других чисел, например 5 и 7. для этого мы вносим новые
данные в таблицу, но уже в ячейки ниже. Формулу я не буду записывать вновь, а
просто скопирую, зажав маркер автокопирования (маленький квадратик в правом
нижнем углу текущей ячейки) и протянув его вниз ровно на столько ячеек, сколько
мне необходимо (показываю).
А
5
5
1
2
В
3
7
С
=А1+В1
=А2+В2
Посмотрите
что
произошло
(обратить
внимание обучающихся на
строку записи формул). Таким образом, можно сказать, что автокопирование
формулы предполагает изменение адресов ячеек в формуле соответственно их
новому месту расположения. Данный принцип называется принципом
относительной адресации и обозначает следующее:
3 что при всяком перемещении формулы в другое место таблицы изменяются
имена ячеек в формуле. Т.е. при смещении формулы на одну строку вниз в
именах ячеек номер строки увеличивается на единицу. (слайд № 6)
Принцип абсолютной адресации
В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие
принципа относительной адресации, для того чтобы при переносе формулы
адрес ячейки не изменялся. В таком случае применяется прием, который
называется замораживанием адреса. Для этой цели в адресе ячейки
используется символ «$».
Для замораживания всего адреса значок заморозки ставится дважды
($В$2). Можно заморозить только столбец ($В2) или только строку (В$2) –
тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет.
(слайд № 7)
Рассмотрим данный принцип на примере:
Задание 2: Рассчитайте стоимость продуктов используемых для приготовления 5
порций салата «Витаминный», если известно, что всех ингредиентов необходимо
взять по 200 граммов.
Работа с интерактивной доской
Первоначально стоит подготовить таблицу, в которую занесем исходные
данные (заполнение таблицы MS Excel):
1. Вес каждого продукта (500 граммов).
2. Продукты, купленные в овощном отделе.
3. Стоимость продуктов за кг.
В
0,5
С
Кг.
Стоимость за кг.
Фактическая стоимость
А
Вес продукта
Продукты:
Помидор
Яблоко
Перец сладкий
1
2
3
4
5
4 6
7
Капуста
Сельдерей
А сейчас необходимо указать стоимость каждого продукта, для этого
давайте приблизительно вспомним стоимость данных продуктов в магазине и
внесем в таблицу:
А
Вес продукта
Продукты:
Помидор
Яблоко
Перец сладкий
Капуста
Сельдерей
1
2
3
4
5
6
7
В
0,5
С
Кг.
Стоимость за кг.
Фактическая стоимость
120 рублей
60 рублей
170 рублей
30 рублей
90 рублей
Что нам необходимо сделать для того чтобы рассчитать сколько будет
стоить каждый из продуктов используемых для приготовления салата?
(умножить вес продукта на его стоимость за кг.)
Как мы должны записать формулу, чтобы табличный процессор произвел
расчеты? (= В3*$В$1)
А
Вес продукта
Продукты:
Помидор
Яблоко
Перец сладкий
Капуста
Сельдерей
1
2
3
4
5
6
7
В
0,5
С
Кг.
Стоимость за кг.
Фактическая стоимость
= В3*$В$1
120 рублей
60 рублей
170 рублей
30 рублей
90 рублей
А если я скопирую эту формулу в ячейку С4 что то изменится или
формула останется прежней? (изменится)
Давайте проверим.
А
1
2
Вес продукта
Продукты:
В
0,5
С
Кг.
Стоимость за кг.
Фактическая стоимость
5 3
4
5
6
7
Помидор
Яблоко
Перец сладкий
Капуста
Помидор
120 рублей
60 рублей
110 рублей
12 рублей
90 рублей
= В3*$В$1
= В4*$В$1
= В5*$В$1
= В6*$В$1
= В7*$В$1
Мы с вами рассчитали стоимость каждого продукта в отдельности, а как
узнать стоимость всех продуктов используемых для приготовления салата?
(выслушать и обобщить ответы).
А сейчас посмотрите, как это можно сделать проще, используя автосумму
(Показать на примере использования значка
)Σ .
И так, чем абсолютная адресация отличается от относительной? (тем, что
в формуле с абсолютной адресацией часть формулы не изменяется при
копировании, а в относительной адресации формула изменяется целиком при
копировании ее в другую ячейку таблицы)
IV. Закрепление полученных знаний
Сейчас вы садитесь за компьютеры и пробуете набрать эту таблицу, но
продукты и их стоимость каждая из вас берет свои.
Те кто справится поднимет руку, я подойду проверю и дам задание.
V. Подведение итогов и выставление оценок (слайд № 8)
1. И так с какой темой мы сегодня познакомились?
2. Чем отличается принцип относительной адресации от принципа абсолютной
адресации в электронных таблицах?
3. Что такое блок и как он обозначается?
Выставляются оценки за выполнение теста на компьютере и за выполнения
заданий по карточкам и если ктото успел сделать задачу на компьютере. (слайд
№ 9)
6 Спасибо всем за работу, запишите домашнее задание: в тетрадях
принцип
составить задачу, связанную с вашей профессией, используя
относительной и абсолютной адресации.
7
Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
Методическая разработка к уроку "Блоки. Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах MS Exsel"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.