Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»
Оценка 5

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Оценка 5
Мероприятия +2
doc
правоведение
10 кл—11 кл +1
28.04.2017
Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»
Занятие 1. Тема «Права и свободы человека» Занятие 2. Тема «Право на жизнь – основное право человека» Занятие 3. Тема «Права и обязанности в семье» Материал методической разработки может быть использован для преподавания курса по теме «Конституция РФ» и для внеурочной деятельности классными руководителями.
Методическая разработка.doc
Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»                                                                                                       Разработала:                                                                     преподаватель права                                                                             Граненова Ирина Александровна Содержание.                                                                                 Стр. 1. Пояснительная записка………….…………………………………3 2. Занятие  1.Тема «Права и свободы человека»……………………5 3. Занятие 2. Тема «Право на жизнь – основное право человека»..11 4. Занятие 3. Тема «Права и обязанности в семье»…..……………..17 2 Пояснительная записка.    Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении ­     формирование   правовых   знаний,   правил   поведения   в   обществе,   ведь каждый ребенок находится в социуме.       К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого   народа».   Это   справедливо   и   применительно   к   правоведению,   к изучению   отечественного   права.   Ведь   опора   на   гражданское   воспитание   – залог успешного воспитания подрастающего поколения.    Но общество – это мы с вами. Это мы своими настроениями, притязаниями, своим отношением друг к другу, к семье, детям, общественным обязанностям, законам,   своему   будущему   во   многом   определяем   характер   общества, нравственный   климат   в   нем.   Если   существует   много   людей   с   нечистыми помыслами, грязными намерениями и целями, общество криминализируется, т.е. приобретает преступный характер. К сожалению   современной России и свойственна данная негативная тенденция.       Поэтому   не   случайно   мной   была   составлена   методическая   разработка классных   часов   «Права   и   свободы   человека»,   который   включает   в   себя следующие тренинги: ­ «Права и свободы человека», ­ «Право на жизнь – основное право человека», ­ «Права и обязанности в семье».   Быстрее совершит преступление тот, кто плохо знает право, кто не уважает закон,   не   привык   соизмерять   свои   поступки   с   нормами   морали   и   права, духовно   несамостоятелен.   Подрастающее   поколение   должно   понять,   что главными   человеческими   ценностями   являются   не   богатство,   не   высокое положение   в   социальной   структуре   общества,   а   жизнь,   здоровье,   свобода, семейные ценности.       Важнейшее   значение   в   реализации   задач   воспитания   в   образовательном процессе   имеет   эффективное   использование   новейших   педагогических технологий,   обеспечивающих   проявление   учащимися   собственной нравственной,   гражданской   позиции,   расширение   его   социального   опыта   в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. 3 На сегодняшний день остаются, актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта учащихся.     Практическая направленность гражданского воспитания предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, ­ важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.     В данной методической разработке использованы интерактивные методы и приемы обучения, которые опираются на активную деятельность учащихся.     Благодаря этим методам на классных часах создается атмосфера доверия, дружелюбия, взаимопомощи, помогая развитию достоинства каждого ребенка, навыков   демократического,   толерантного   поведения.   На   таких   занятиях педагог выступает в роли тренера, наставника, координирует деятельность студентов.   В   качестве Занятия­тренинги   потребуют   небольшой   подготовки. иллюстративного материала предлагаются практикумы, проекты плакатов с текстами­извлечениями из Конституции РФ, «язычками» для работы в малых группах и др.   Материал   методической   разработки   может   быть   использован   для преподавания   курса   по   теме   «Конституция   РФ»   и     для   внеурочной деятельности классными руководителями. 4 Занятие 1.Права и свободы человека. Цель:  способствовать формированию знаний об основах одного из пластов общечеловеческой культуры – прав и свобод. Задачи: ­ дать общее понятие терминов «права» и «свободы», показать значение прав и свобод для каждого человека; ­ воспитание правовой культуры; ­формирование умения вести себя достойно, находить пути бесконфликтного разрешения конкретных ситуаций. Интерактивные стратегии. Игра «Группы прав и свобод». Дидактический материал. ­ Компьютерная презентация, ­ Таблички с названиями групп прав и свобод, ­ «Язычки»­карточки с названиями прав и свобод, ­ Конституция РФ (извлечения) Основные  понятия:  Всеобщая   декларация   прав   человека,   права   человека, свободы.                                            Ход урока.  Осуществление прав человека и его свобод. Учитель.  По   одной   из   улиц   Мельбурна   в   Австралии   некий   российский кинорежиссер   не   спеша   вел   машину.   Вдруг   в   зеркале   заднего   обзора   он увидел,   что   за   ним   движется   эскорт   парадно   одетых   полицейских   на мотоциклах. Улица была узкая, обогнать машину режиссера полицейские не могли и вынуждены были двигаться так же медленно. При этом никто даже не 5 пытался прогнать его с дороги. Тем не менее режиссер решил уступить дорогу сам.  Начальник эскорта, поравнявшись с его машиной, взял под козырек и сказал: «Спасибо,   сэр!».   Потом   подъехал   «роллс­ройс»,   который   сопровождали мотоциклисты, и сидевшая в нем дама также поблагодарила: «Спасибо, сэр!»  Это была королева Англии… ­ Эта ситуация очень точно характеризует то, как обстоит дело с правами человека   в   цивилизованных   странах   с   многолетними   демократическими традициями. Однако путь человечества к этой почти идиллии был долог и нелегок.  Проблема прав человека­принадлежность отнюдь не только нашего времени. Это одна из вечных проблем, сопровождающих человечество. Важность этого вопроса   объясняется   тем,   что   осуществление   прав   человека   есть   одно   из главных   условий   духовного   развития,   психического   и   физического благополучия. ­   Отсчет   истории   прав   человека   в   их   нынешнем   виде   следует   вести   от Декларации независимости США и Великой французской революции. Вскоре после   14   июля   1789.   Национальное   собрание   Франции   проголосовало   за Декларацию прав человека и гражданина. ­ По окончании второй мировой войны многие в мире поняли, что, если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, весь мир легко   может   быть   вовлечен   в   кровавый   конфликт.   Вот   почему   страны­ победители   вместе   с   другими   государствами   создали   Организацию Объединенных   Наций   (ООН),   в   Уставе   которой   сказано,   что   народы объединенных   наций   преисполнены   решимости   «вновь   утвердить   веру   в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…» ­   ООН   приняла   ряд   документов   по   важным   вопросам   жизни   народа   и отдельных людей. Самый важный из этих документов –Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Впервые   в   истории   были   сформулированы   и   рекомендованы   для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).    Конституция Российской Федерации (Извлечение) Статья 17. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статья 60. 6 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять  в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Статья 55. 3.   Права   и   свободы   человека   и   гражданина   могут   быть   ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты   основ   конституционного   строя,   нравственности,   здоровья,   прав   и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Учитель.  Несколько слов о понятиях «право» человека и «свобода». Право   человека   –  это   охраняемая,   обеспечиваемая   государством, узаконенная возможность что­то делать, осуществлять. Свобода человека –  это отсутствие каких­либо ограничений, стеснений   в чем­то (деятельности, поведении). Игра «Выйди из круга». Инструкция. Составляется  круг из 6­8 человек у доски, а один из учащихся должен попытаться вырваться из «плена».Затем он должен объяснить всей группе, что он чувствовал, будучи ограниченным в движении. Учитель. Свобода – это отсутствие ограничений в деятельности и поведении. Граждане России имеют право на свободу слова, мысли, совести, творчества, передвижений и др.  Ограничит свободу можно только по закону. Конституция Российской Федерации. (Извлечение.) Статья 22. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Статья 48. 1. Каждому   гарантируется   право   на   получение   квалифицированной юридической   помощи.   В   случаях,   предусмотренных   законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый   задержанный,   заключенный   под   стражу,   обвиняемый   в совершении   преступления,   имеет   право   пользоваться   помощью 7 адвоката   с   момента   соответственного   задержания,   заключения   под стражу или предъявления обвинения. Обсуждение статей. 1. Как нужно поступить с теми, кто покушается на чужие жизни, здоровье и свободу. 2.К   чьей   помощи,   прежде   всего,   прибегает   каждый   задержанный, арестованный, обвиняемый? Работа с казусами. Обсуждаются следующие ситуации. 1. Дима И. с 4 лет занимался бальными танцами и мечтал свою будущую профессию связать со своим увлечением. Но после окончания 9 класса мама юноши потребовала, чтобы он поступал в техникум по профессии «автомеханик». – Нарушены ли права юноши? 2. Выпускники одной из школ подготовили программу выпускного вечера с участием молодежного рок­ансамбля. Но директор школы запретил им приглашать чужих людей. –Нарушены ли здесь права и свободы? 3. Андрей   и   Толя   –   старинные   приятели.   Но   родители   обоих   юношей против этой дружбы. Ребята часто засиживаются во дворе до 12 часов ночи   в   компании   курильщиков   и   любителей   выпить.   –Правы   ли родители? Инструкция. предложенные задания.  Используя   «мозговой   штурм»   учащиеся   выполняют Игра «Группы прав и свобод» . Инструкция.  Шаг 1.  Учитель называет закрепленные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина. 1 группа. Личные права и свободы закреплены в статьях 20­28 Конституции РФ. 1. Право на жизнь 2. Право на свободу и личную неприкосновенность. 3. Право на неприкосновенность частной жизни. 4. Право определять и указывать свою национальную принадлежность. 5. Право на пользование родным языком. 6. Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства. 7. Право на свободу совести. 8 2   группа.  Политические   права   и   свободы   закреплены   в   статьях   29­33 Конституции РФ. 1. Свобода мысли и слова. 2. Свобода информации. 3. Право на создание общественных объединений. 4. Право на проведение публичных мероприятий. 5. Право на участие в управлении делами государства. 6.Право   на   обращение   в   государственные   органы   и   органы   местного управления. 3   группа.  Социальные,   экономические   и   культурные   права   и   свободы закреплены в статьях 34­44 Конституции РФ. 1. Право на предпринимательство. 2. Право на частную собственность. 3. Право на землю. 4. Право на собственный труд. 5. Право на отдых. 6. Право на социальное обеспечение. 7. Право на охрану и помощь семье. 8. Право на жилище. 9. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 10. Право на благоприятную окружающую среду. 11. Право на образование. 12. Свобода творчества. Шаг 2. «Каждый учит каждого» («Броуновское движение»)  По   жребию   каждый   получает   по   1   «язычку»   с   указанием   одного   из   прав человека.   Двигаясь   свободно   по   кабинету,   нужно   объявить   о   содержании своего «язычка» максимально возможному количеству человек в течение 5 мин, успев при этом узнать содержание их «язычков». Шаг 3. Собрав все «язычки» в шкатулку, пригласите участников занять свои места.   Объявите   конкурс   знатоков   прав   и   свобод   человека   и   гражданина. Заслушайте 3­4 человека, которые запомнили больше всех прав и свобод. Шаг 4. «Найди свою семью».   Предлагается   взять   каждому   из   шкатулки   по  1 «язычку»,  а   затем   занять место за одним из трех столов, на которых стоят таблички с названием группы прав и свобод: 1. Личные (гражданские) права и свободы. 2. 3. Социальные, экономические и культурные права и свободы.  Политические права и свободы. 9 Затем   участники   объявляют   о   составе   своей   «семьи».   Остальные участники дополняют или исправляют их решение. Контрольные вопросы. 1. Какие желания и потребности являются базовыми? 2. 3. Назовите   Основной   закон   страны,   который   закрепляет   ваши   права   и  Назовите группы прав и свобод. свободы. 4. Поскольку   идеи   прав   человека   и   гуманизма   находятся   в   самой непосредственной   связи,   имеет   смысл   остановиться   на   содержании понятия   «гуманизм»,   тем   более   что   в   этом   вопросе   у   людей   не существует единства. Рассмотрим несколько определений. Гуманизм – это ­ доброе, заботливое отношение к человеку; ­ отношение к миру с точки зрения человека, его пользы («Я – мера и ценность всех вещей»); ­ признание свободы человека от обязанности служить Богу ( «Люби ближнего, как самого себя»); ­   преобладание   интересов   человека   над   всеми   другими   интересами (государства, церкви, общества); ­ признание ценности человека как свободной личности.      2) Почему у нас принята восьмая по счету Конституция (если учитывать          советские конституции 1918, 1924, 1925,1936, 1977, 1978 гг.), тогда как           в США до сих пор существует и действует единственная Конституция,           принятая более двухсот лет назад – в 1787 г.? Домашнее задание.  Написать эссе. Примерные темы : ­ «Права человека в школе?», ­ «Это сладкое слово «свобода…», ­ «Мысли свободны…», ­ «Что такое человеческое достоинство в современной жизни? Измеряется ли достоинство деньгами?» ­ «Права детей­инвалидов», ­ «Разноцветный мир детства».  ­ «Свои» и «чужие» в многоликом мире», ­ «Молодежь и экономика: Я реализую право на собственность». Запомните!                     Права человека – это установленные и гарантированные                                    государством в законе возможности (правомочия) человека.  10 Человек может пользоваться этими правами или нет.                      Свободы человека – это те области деятельности человека, в                     которые государство не должно вмешиваться, это возможности                     самостоятельного выбора своего поведения.                       Необходимым условием реализации прав и свобод человека                      является исполнение им юридических обязанностей.                  Занятие 2. Тема «Право на жизнь – основное право человека». Цель: определить главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свободу. Задачи: ­   показать,   как   Конституция   РФ   и   другие   правовые   акты   защищают   эти ценности; ­   способствовать   формированию   правовой   культуры   и   толерантного поведения; ­  развитие   навыков   работы  в  группе,   умения  высказывать   свое  мнение,  не нарушая прав других. Интерактивные стратегии 11 Игра «волшебный клубочек». Игра «Полет на воздушном шаре».   Игра «Колобок». Работа с казусами. Оформление плаката «Жизнь» Дидактический материал. На   доске   (высказывания   о   жизни   А.И.   Герцена,   Монтеля;   фрагменты   из Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека, плакат «Жизнь»), на столах  (  листочки  для  игры «Колобок»,  фрагменты   из   Конституции   РФ  и Всеобщей   декларации   прав   человека,   листочки   для   плаката   «Жизнь»), карточки для игры «Полет на воздушном шаре», клубок ниток. Основные понятия: главные ценности человечества, геноцид, здоровый образ жизни. 1. Введение в тему.                             Эпиграф к уроку. Ход урока.                                                                                                                                                                              «Мы тратим, пропускаем   сквозь пальцы                                                  лучшие минуты, как будто их невесть сколько                                                  в запасе. Мы обыкновенно думаем о                                                                  завтрашнем дне, о  будущем годе в то время,                                                  как надобно обеими руками уцепиться за                                                    чашу, налитую через край, которую                                                   протягивает сама жизнь,  непрошенная,  с                                                   обычной щедростью своей пить, и пить, пока                                                   чаша не перешла в другие руки: природа                                                   потчевать и предлагать не любит».                                                              ГЕРЦЕН Александр Иванович Учитель. Что для вас ценнее всего в жизни? Игра «Волшебный клубочек».   Инструкция.  Из рук учителя в руки первого учащегося «прыгает» клубочек из мягких, но достаточно крепких нитей, яркого цвета.  ­ Это волшебный клубочек, ­ говорит учитель. – Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно быстро назвать вашу главную ценность. Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутаться. Жизнь нельзя прожить заново. 12 Учитель.  Очень часто  окружающие нас люди забывают, что они только гости   в   этом   прекрасном   мире.   Некоторые   проводят   время   впустую, предаваясь праздной лени, порокам: пьянству, наркотикам. Другие хотят только   материального   благополучия,   забывая   о   родителях,   детях,   идут иногда   на   обман,   подкуп   и   преступление.   Конституция   РФ   закрепляет основные положения  Всеобщей  Декларации прав человека (принята ООН в 1948 году.)  «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.»  Конституция РФ. ( Извлечение) Статья 20. 1.Каждый имеет право на жизнь. Статья 22. 1.Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Статья 41. 1.Каждый   имеет   право   на   охрану   здоровья   и   медицинскую   помощь. Медицинская   помощь   в   государственных   и   муниципальных   учреждениях оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и др. Статья 3. Всеобщая декларация прав человека. Каждый   человек   имеет   право   на   жизнь,   свободу   и   личную неприкосновенность. 2. Работа по теме урока. 13 Учитель.  Право   на   жизнь.   Человечество   проделало   долгий   путь   к признанию   всеобщности   и   бесспорности   этого   права   человека.   Первым шагом   на   этом   пути   стал   запрет   людоедства.   В   глубокой   древности победители в междоусобных войнах убивали всех взятых в плен врагов и в случае нехватки животной пищи употребляли их в качестве таковой. Затем убийство   и   съедение   врага   стало   ритуалом   победы   .   Наконец,   люди достигли такого материального состояния, когда выгоднее стало обращать пленных в рабство, чем убивать.      Далее последовал отказ от человеческих жертвоприношений. В давние времена   этот   жестокий   обычай   был   распространен   у   многих   народов. Приносили жертвы богам, приносили их победителям в качестве трофея, приносили умершим владыкам: в Египте вместе с фараонами хоронили не только   лошадей,   но   и   слуг,   жен,   которые   должны   были   сопровождать хозяина на том свете.     Постепенно   жертвоприношение   людей   стало   заменяться жертвоприношением животных. Этот мотив звучит в притче Ветхого завета о жертвоприношении Авраама: когда тот уже готов был заколоть своего сына   в   угоду   Богу,   последний   остановил   его   руку   и   указал   на   барана, застрявшего в кустах.       Самым   древним   обычаем,   будто   бы   направленным   на   защиту   жизни человека, является кровная месть по принципу: око за око, зуб за зуб. Этот обычай был широко распространен среди многих народов и   до конца не изжит до сих пор. Родственники убитого должны были во что бы то ни стало убить убийцу, а также всех мужчин из его рода. Эта кровавая цепь протягивалась иногда через несколько поколений.       Протест   против   такого   варварского   обычая   мы   слышим   в   Нагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…» ( Мф. 5: 38,39,44) Вопросы:  ­ Почему жизнь не выступала главной человеческой ценностью?                   ­ Какие этапы прошло человечество к отказу от насилия по                    отношению друг к другу?  Игра «Полет на воздушном шаре».   Инструкция. Несколько человек (5­6) встают в нарисованный мелом на полу круг.   Это   корзина   воздушного   шара.   Набрав   высоту,   шар   начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав человека. Нужно оставить только 3 из них, чтобы шар вновь набрал высоту. Учитель заранее приготовил 14 карточек с надписями: « Все равны перед судом и законом»; « Право на жизнь»; 14 «Право на свободу»; « Право на охрану здоровья»; « Свобода слова»; « Свобода совести»; « Право вступать в общественные объединения»; « Право на свободу труда» « Право на жилище»; « Право на частную собственность»; « Право вступать в брак»; « Право на образование»; « Право на собрания и митинги»; « Право избирать и быть избранным в государственные органы». Вопросы для обсуждения игры:                     ­ Почему вы оставили только эти три права?                     ­ Какое они имеют значение для вас? Учитель.  В современную эпоху правовое положение человека в обществе считается   соответствующим   мировым   стандартам   демократии,   если   оно основано на трех «китах» права: праве на жизнь, свободе, равенстве. Право на   жизнь   и   свобода   адресуется   обществу,   т.е.   окружающим   нас   людям: каждый должен уважать жизнь и свободу каждого. Общественные нравы и традиции могут существенно ограничивать эти жизненные блага личности. Например,   в   патриархальной   семье,   отец,   глава   семьи,   обладал   властью, абсолютно лишавшей всякой свободы любого члена семьи.      Однако требование обеспечить право на жизнь, обращено не   только к обществу, но и к государству. Государство – это организация общественной, публичной власти. Оно держит в своих руках главные рычаги управления общественными делами. И первое, что оно сделало, ­ это присвоило себе право распоряжаться жизнью подданных: посылать их на войну, наказывать смертью.   Точно   так   же   оно   присвоило   себе   право   ограничивать   свободу человека,   вообще   лишать   его   свободы.   Прошли   века,   прежде   чем   в современном   правовом   государстве   был   достигнут   более   или   менее разумный баланс между свободой и правами человека и государственным интересом.      Но многое зависит от нас самих. Например, ценить время, радоваться каждому мгновению жизни, беречь здоровье. Вопросы.­ Что еще должны делать люди для охраны этих ценностей?                  ­ Как вы относитесь к смертной казни? 15 Учитель. В настоящее время смертная казнь отменена законом в 35 странах мира. В России смертная казнь временно отменена, действует мораторий. В 27   странах   она   не   применялась   последние   10   лет   и   больше.   Статистика показывает,   что   в   странах,   где   смертная   казнь   отменена   и   заменена длительными   сроками   заключения   вплоть   до   пожизненного,   количество убийств   на   100   тысяч   населения   меньше,   чем   в   странах,   где   она предусмотрена за эти преступления. Игра «Колобок».    Инструкция. Эта игра поможет понять ценность здоровья. Для этого учитель  раздает каждому учащемуся небольшой лист с нарисованным кружочком. С  закрытыми глазами учащиеся должны подрисовать этому кружочку глаза,  уши, нос, губы, волосы. Через минуту, открыв глаза, обмениваются мнениями  о полученном результате рисования. Обсуждение: ­ Как чувствуют себя люди, потерявшие зрение?                         ­ Достаточно ли мы ценим свое здоровье?                         ­ Что угрожает здоровью?                         ­ Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»? Учитель.   Право на жизнь защищается целым комплексом международных законов:конвенция об обращении с военнопленными, договоры о запрещении различных  видов ОМП.  В  рамках  ООН  были приняты  и такие акты,  как конвенция,   осуждающая   и   запрещающая   геноцид,   т.е.   истребление   целых групп людей по национальному признаку и многие другие.       Однако,   обращаясь   к   нашей   повседневной   жизни,   можно   сказать,   что самыми   важными   актами,   защищающими   наше   право   на   жизнь,   являются правили дорожного движения, правила по технике безопасности, санитарные и противопожарные правила. Закон стоит на страже вашего права на жизнь, когда   предписывает   на   каждой   пачке   папирос   печатать:   «   Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Но Минздрав только предупреждает,   он   не   может   запретить   курение,   потому   что   человек самостоятельно   распоряжается   своим   правом   на   жизнь.   Он   свободен, использовать это право себе во благо или себе во вред. « Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами ее превратили». ( Монтель) 16 Рефлексия.   Учитель   раздает   учащимся   листочки   цветной   бумаги,   организует оформление плаката «Жизнь»  на доске. Они по очереди выходят к доске, «озвучивают» свой листочек, определяя свое понимание жизни, приклеивают листочек на плакат. Контрольные вопросы. ­ Что такое ценности? ­ Какие права человека вы отнесете к главным ценностям? ­ Как вы понимаете выражение «право на жизнь»? ­ Что говорит Конституция РФ о наших главных ценностях? ­ Как закон защищает жизнь, здоровье человека? Домашнее задание. Выполнить рисунок.  Примерные темы: ­ «Дружат дети на планете», ­«Свои» и «чужие» в многоликом мире», ­ «Мир во всем мире».               17 Занятие 3. Права и обязанности в семье. Цель: познакомить участников тренинга с основами нравственно­правовых  норм семейных отношений. Задачи: ­показать основные права и обязанности членов семьи; ­нравственное и правовое воспитание подростков; ­формирование навыков недискриминационного, толерантного поведения. Интерактивные стратегии  Работа с казусами.  Упражнение «Она не работает».  Игра «Триада» Дидактический материал  Карточки с казусами.  Карточки для игры «Триада». Конституция РФ (извлечение) Основные понятия: семья, права и обязанности родителей и детей. Ход урока. 1. Сообщение темы и целей урока. (звучит песня Л.Долины «Погода в доме») Учитель: Как вы понимаете значение слова «семья»? Учитель:  Семья­это   круг   лиц,  объединенных   супружескими   отношениями, близким   кровным   родством   либо   родством   в   результате   усыновления (удочерения). Основная   функция   семьи   ­   рождение   и   воспитание   детей.   В   семье закладывается будущее любого народа и государства. Вместе   с   тем,   члены   семьи   ведут   совместное   хозяйство,   обеспечивают потребности   друг   друга   в   еде,   жилище,   одежде,   отдыхе,   развлечениях,   в духовном общении, поддержке и тд. 18 Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу К.Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша, и он спросил ее о возрасте ребенка. ­О, он еще совсем мал! Ему всего неделя от роду! ­Дорогая   моя,   вы   опоздали   ровно   на   целую   неделю!­воскликнул знаменитый педагог.   Воспитание   детей   ­очень   серьезный   и   ответственный   процесс.   Законы Российской   Федерации   устанавливает   тесную   связь   между   правами   и обязанностями родителей и детей в семье.                                           Конституция Российской Федерации                                                         (Извлечение) Статья 38 1.Материнство и детство, семья находится под защитой государства. 2.Забота о детях, их воспитание­равное право и обязанность родителей. 3.Трудоспособные   дети,   достигшие   18   лет,   должны   заботиться   о нетрудоспособных родителях.                                                                                                                                                                              Работа с казусами                                                                                                    В   многообразии   и   сложностях   семейных   отношений   говорят   приводимые ниже казусы. Обсудите их в группах, выскажите свое мнение.                           1.М.вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребенок связал ее по рукам. Она подбросила его чужим людям, оставив на пороге в одеяльце зимой. Прошло 15 лет.   М.   потребовала   вернуть   ребёнка,   делая   упор   на   положительные характеристики с места работы. – Что решит суд? 2.Отец   злоупотреблял   спиртным   напитками,   поднимал   руку   на   мать   и ребёнка. Во время очередной ссоры, когда мать заступалась за сына, т. к. отец начал жестоко избивать  его за двойку, разъяренный  отец убил мальчика и жестоко избил жену. – Что решил суд? 3.После развода бывший супруг отказался помогать своим детям. Отвечает грубостью: «Мне не нужны не ты, ни твои дети». –  Что говорит закон?  4.Отец и мать в семье сильно злоупотребляют спиртным, оказывали дурное влияние на детей. Дети плохо учатся, постоянно пропускают уроки.      ­ Стоит ли оставлять детей у таких родителей? 19 ­ Будут ли нарушены права детей в случае определения их в интернат для       детей­сирот? 5.Семья   Ф.   не   имеет   постоянного   дохода.   Родители   заставляют   детей попрошайничать в общественном транспорте. – Какие нормы морали и права нарушаются в семье?   Семья должна воспитать: 1.    трудолюбие; 2.    достоинство; 3.    уважение к окружающим; 4.    стойкость;  5.    дисциплину;  6.    стремление к знаниям; 7.    привычку к здоровому образу жизни.     Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием.     Известный китайский мыслитель и учёный Конфуций говорил:  “Воспитать себя на столько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего”. Вот некоторые советы для самовоспитания: ­ умей управлять своими поступками; ­учись терпеливо преодолевать трудности; ­определи цель ­воспитывай волю; ­замечай в людях хорошее. ЗАПОМНИТЕ!                     Родители и дети обязаны заботиться друг о друге.                    С уважением относись к старшим.                    Знай и почитай традиции своей семьи, старайся узнать                    Как можно больше о своих предках.                    Не огорчай родных плохими поступками.               Быть   воспитанным   –   значит   быть   вежливым,   чутким,   добрым, отзывчивым.   Семья   должна   учить   быть   таким.   Еще   в   древности   многие народы придумывали правила поведения в семье. Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:                          ­при старших молчать; 20 ­мудрых слушать;                          ­старшим повиноваться;                          ­с равным себе дружить.      При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:                          ­не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;                          ­соблюдать порядок, чистоту в доме;                          ­строго выполнять свои обязанности.      В крестьянской среде тоже действовали правила поведения в семье:                          ­уважение к старшим;                          ­выполнение своих обязанностей по хозяйству;                          ­воспитание патриотизма и др. Вопросы для беседы. 1. Какие правила действуют в вашей семье? Расскажите о них. 2. Зачем в семье нужны правила? 3. Нужно ли делить обязанности по дому на мужские и женские? 4. Кто выполняет эти обязанности в вашей семье? Обсуждение стихотворения. Они студентами были. Они друг друга любили. Комната восемь метров, чем не семейный дом? Готовясь порой к зачетам,  Над книгой или блокнотом Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем. Она легко уставала. И если вдруг засыпала, Он мыл под краном посуду и комнату подметал. Потом, не шуметь стараясь. И взглядов косых стесняясь, Тайком за закрытой дверью белье по ночам стирал. Но кто соседей обманет, Тот магом, пожалуй, станет. Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой. Ее называли «лентяйкой». Его ехидно – «хозяйкой2. Вздыхали, что парень тряпка и у жены под пятой.                                                                                         Э. Асадов ­ Оцените с нравственно­правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры,   где   проживали   молодожены.   Считаете   ли   вы   стиль   поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните. 21 Упражнение «Она не работает». Инструкция                    Цель –привлечь внимание участников тренинга к возможной                    дискриминации женщин, обсудить равенство прав по половому                     признаку.                    Ключевая мысль: дискриминация женщин является нарушением                     прав человека. Шаг   1.  Разыгрывается   по   ролям   текст   «Она   не   работает»   (участвуют «доктор» и «больной») ­Много у вас детей ?­спросил доктор у больного. ­ Родилось шестнадцать, живы только девять, ­ ответил он. ­ Ваша жена работает? ­ Нет, она сидит дома. ­ Понятно… И как она проводит свой день? ­ Ну, она встает в четыре утра, приносит воду и дрова, разводит огонь и готовит завтрак для семьи. Потом она идет на речку и стирает одежду. Потом она идет в город, чтобы продать на базаре кукурузу и купить, что нужно по хозяйству. Потом готовит обед. ­ вы приходите домой обедать? ­ Нет­нет, она приносит еду мне на поле, это около трех километров от нашего дома. ­ А потом? ­   Ну,   она   ухаживает   за   курами   и   поросятами.   И,   наконец,   весь   день присматривает   за   детьми.   Потом   она   готовит   ужин,   чтобы   он   был готов к моему возвращению. ­Она ложится спать после ужина? ­ Нет, это я ложусь. Она возится по хозяйству до девяти часов. ­ Но вы говорили, что ваша жена не работает… ­ Ну да, я же сказал – она сидит дома. Шаг 2. 1. Составьте список работ, выполнявшихся женщиной в этой семье.              2. Используя «мозговой штурм», назовите, как можно больше причин               того, почему муж считает, что жена не работает.              3. С помощью опять же «мозгового штурма» найдите аргументы в                подтверждение того, что деятельность женщины в семье тоже                является работой. Учитель:  Конституция   РФ   является   основополагающим   документом   для норм семейного права. Статья   2  объявляет   высшей   ценностью   человека,   его   права   и   свободы; защита прав и свобод – обязанность государства. 22 Статья   19  закрепляет   равенство   всех   граждан   России   перед   законом   и судом.  В Конституции РФ провозглашены личные права, которые распространены на семейные отношения: 1) право на жизнь (статья 20); 2) достоинство личности (статья 21); 3) право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22); 4) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23); 5) свобода совести, свобода вероисповедания (статья 28); 6) право на судебную защиту (статья 46).   Главным   источником   семейного   права   является  Семейный   Кодекс   РФ, принятый Государственной Думой в декабре 1995 г. Игра «Триада». Инструкция.  Участникам   тренинга   надо   раздать   карточки   3­х   цветов   с надписями: 1) красные – «Желаем вам любящих детей»; 2) зеленые – «Пусть будут живы и здоровы ваши родители»; 3) желтые – «Покой и мир вашему дому». Согласно   полученной   карточке   участники   тренинга   занимают места: 1 стол – РОДИТЕЛИ 2 стол – ДЕТИ 3 стол – СУДЬИ  Вниманию всех предлагается следующая ситуация:  «Отец оставил Сережу с матерью без средст к существованию, когда ребенку было 4 года. Ни писем, ни денег не было от него в течение 20 лет. И вот отец вернулся и требует от Сергея материальной помощи». ­Как разрешить ситуацию? Шаг 1. Все участники в трех группах должны составить списки, отражающие пути выхода из ситуации – 5 минут. Шаг 2. Образуются новые группы «Ребенок – Родитель – Судья». В течение 5 минут   методом   компромисса   попытайтесь   найти   общее   решение.   В   итоге судья должен сообщить это решение всем участникам. Шаг 3. Заслушиваются «судьи» из всех групп. Обсуждение игры ­ Каковы права детей в семье? Права родителей? 23 ­ Каковы обязанности детей? Обязанности родителей? Контрольные вопросы. 1. Как вы понимаете поговорку: «Мой дом – моя крепость»? 2. При каких условиях семья действительно будет крепкой? 3. как   проявляется   в   Основном   законе   единство   прав   и   обязанностей членов семьи? Домашнее задание. «Человек, сумевший построить крепкую семью, сумеет удержать   на   своих   плечах   и   страну».  Объяснить   смысл   пословицы   и высказать к ней свое отношение. ЗАПОМНИТЕ!                             Закон защищает равные права всех членов семьи.                            Запрещается дискриминация по возрасту, полу и т.д.                            Родители обязаны заботится о детях.                            Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться                             о нетрудоспособных родителях.     24

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка классных часов на тему «Права и свободы человека»

Методическая разработка  классных часов на тему «Права и свободы человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017