Методическая разработка "Контроль в ДОУ"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Оценка 4.6
Контроль знаний +1
doc
психологическая работа +1
Детсад
19.01.2017
Методическая разработка "Контроль в ДОУ"
В работе освящены вопросы:1.Сущность и значение контроля как функции управления дошкольным учреждением 2.Современные требования к осуществлению контроля в дошкольном учреждении 3.Виды, классификация форм и методов контроля 4. Планирование системы контроля 5. Этапы и алгоритм осуществления контроля. Работа предназначена для работников УДО. В работе приведена таблица "Основные виды контроля"информация
контроль.doc
Оглавление 1.Сущность и значение контроля как функции управления  дошкольным учреждением………………………………………………………2 2.Современные требования к осуществлению контроля в  дошкольном учреждении………………………………………………………..3 3.Виды, классификация форм и методов контроля………………………….…3 4. Планирование системы контроля……………………………………………7 5. Этапы и алгоритм осуществления контроля………………………………..8 Список использованной литературы…………………………………………..9 1 1.Сущность и значение контроля как функции управления дошкольным учреждением Контроль   в   дошкольном   учреждении  ­   это   система   наблюдений   и проверки   соответствия   воспитательно­образовательного   процесса   целям   и задачам   образовательной   программы   и   Устава   ДОУ   общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования. Многие   авторы,   такие   как   М.М.   Поташник,   Т.И.   Шамова,   И.П. Третьяков, В.Я. Якунина, Ю.К. Бабанский, С.А. Ильманов и др. выделяют контроль    способствующую установлению   функционирования   и   развития   системы   образовательного процесса   нормативно   заданным   требованиям   и   переводу   системы   в   более качественное состояние. как   важнейшую   функцию   управления, Т.И.   Шамова,   рассматривая   контроль   как   вид   управленческой деятельности,   отмечает,   что   контроль   позволяет   накопить   данные   о результатах   педагогического   процесса,   зафиксировать   наметившиеся отклонения   от   запланированных,   выявить   наличие   передового педагогического опыта. Иными словами, по ее мнению, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. По   утверждению   М.М   Поташника   и   В.С.   Лазарева,   контроль   делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. По   мнению   И.П.   Третьякова   и   В.А.   Якуниной,   контроль   призван обеспечить обратную связь, и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом. Важность  функции   контроля  в   единой   системе   воспитательно­ образовательной работы определяется рядом положений: 1. контроль позволяет   установить, все  ли в дошкольном  учреждении выполняется   в   соответствии   с   нормативными   документами,   решениями педагогического   совета   или   распоряжениями   руководителя.   Он   помогает выявить  отклонения  и их  причины, определить   пути  и  методы  устранения недочетов; 2 2.   устраняясь   от   контроля   или   осуществляя   его   не   систематически, руководитель   теряет   возможность   оперативно   вмешиваться   в   ход воспитательного процесса, управлять им; 3. отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно­образовательного процесса; 4.   контроль   является   важнейшим   фактором   воспитания   кадров, усиления   личной   ответственности   специалистов   за   исполнение   своих обязанностей. 2.Современные требования к осуществлению контроля в дошкольном учреждении К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования: 1. следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ; 2. контроль необходимо планировать; 3.   в   процессе   контроля   важна   не   констатация   факта,   а   выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение; 4. контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены; 5. необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля; 6.контроль и его итоги должны быть гласными; 7.   контроль   должен   быть   направлен   не   только   на   выявление недостатков,   но   и   на   поиск   нового,   интересного,   что   дает   высокие   и стабильные результаты; 8.   цели   и   задачи   контроля   должны   вытекать   из   целей   и   задач воспитательно­образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год. 3.Виды, классификация форм и методов контроля Основные виды контроля приведены в таблицу 1. 3 Таблица 1. Основные виды контроля Виды контроля  1.Тематический Предусматривает осуществление контроля по всем направлениям  деятельности ДУ но по единой теме. 2. Оперативный Быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных  незначительных недостатков. Их можно устранить, выполняя  практические рекомендации, советы. 3. Предупредительный Призван  предупредить определённые отрицательные явления. 4. Итоговый Проводится, как констатация   выполнения определённой  деятельности, их результат.  5. Срезовый Выявление положения дел на определённом уровне. Получение  определённых данных, позволяющих судить о соответствии целям и  задачам. 6. Взаимоконтроль Позволяет  выявить положение дел, получить  дополнительный опыт. 7. Самоконтроль Самостоятельное  выявление  и  исправление,  поиск путей совершенствования.   8. Персональный Позволяет контролировать  персонально педагога  по различным направлениям деятельности, оказания  методической  помощи. 9. Поисковый Направлен на выявление наиболее прогрессивных  действий и деятельности. 10. Сравнительный  Применяется для получения данных, позволяющих сравнить  положение дел с ранее полученными результатами.     Сопутствующие виды контроля: ­ анкетирование; ­ диагностика; ­ самоанализ; ­ информация прессы. Используются как  получение   дополнительной  информации. Формы контроля  ­ изучение документации; ­ посещение занятий; ­ наблюдение за деятельностью; ­ изучение результатов продуктивных  видов деятельности детей; ­ просмотр отчётных мероприятий; ­ изучение документации; ­ посещение занятий; ­ наблюдение за деятельностью; ­   изучение  результатов  продуктивных видов деятельности детей; ­ карта наблюдений; ­ результаты анкет, тестов; ­ изучение документации; ­ анализ документации; ­ просмотр отчётных мероприятий; ­ изучение справки по результатам; ­ изучение документации;  ­ коллективные просмотры,  взаимопосещения; ­ наблюдение; ­ по выбору ­ по выбору ­ наблюдение; ­ собеседование; ­ изучение документации; ­ все формы контроля ­ по выбору Есть контроль: 1. Текущий ­ позволяет установить состояние дел, готовность к рабочему дню на каждом рабочем месте, санитарное состояние помещений и выполнение режима дня, качество подготовки к предстоящим занятиям с детьми, наличие необходимых пособий, материалов, настроение детей. 2.  Заключительный  ­оценивается   выполнение   программы   в  целом, а также каждым ребенком в отдельности 4 3.Административный  контроль  за     выполнением   образовательных программ,   режимом   занятий,   нерегламентированных   видов   деятельности, ведение   документации   педагогами,   работой   творческих   групп,  состоянием воспитательно­образовательного процесса, качеством работы обслуживающего персонала, состоянием и сохранностью материально­технической базы ДОУ. 4.Коллективный ­ приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например при аттестации кадров Методы контроля. Основным   методом   является  наблюдение   за   ходом   работы контролируемого.   Этот   метод   позволяет   изучить   состояние   педпроцесса, эффективность применяемых педагогом методических приемов, вникнуть в суть наблюдаемого и дать объективную оценку происходящему. Информация, полученная   в   процессе   наблюдения,   должна   быть   тщательно проанализирована.   Важно   разобраться   в   причинах   и   следствиях контролируемых явлений. Для фиксации наблюдаемого полезно использовать тех средства: магнитофон, видео магнитофон, кинокамеру, что способствует точности наблюдений. Для удобства можно разработать схемы наблюдений, которые позволяют детально изучить определенный участок работы или всю работу, ничего не упустив. Важным   является   такой   метод,   как  беседа.   Она   позволяет   выявить уровень знаний и у воспитанников и у педагогов, проблемы, имеющиеся в работе,   степень   благополучия   ребенка.   В   процессе   беседы   у   воспитателей развивается   речь,   умение   отстаивать   свою   точку   зрения,   способность   к рефлексии и т.д. Руководителю беседа позволяет установить доверительные и вместе   с   тем   деловые   и   принципиальные   отношения.   Полезно   проводить беседу   по   анализу   просмотренного   режимного   момента   с   двумя воспитателями, а иногда пригласить и младшего воспитателя, т. к. единство требований к детям ­ необходимое условие правильного воспитания. В   практике   используют   такие   методы   контроля   как  опрос, анкетирование,   тестирование.  Но,   по   мнению   врача­психолога   Домана Глена, тест ­ это попытка обнаружить, чего не знает ваш ребенок. Вместо тестирования он предлагает использовать метод выявления способностей. Его цель ­ предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания лишь в том случае, если он сам этого захочет. А для этого необходимо создать ситуацию. Такой метод можно назвать срезовым наблюдением. 5 Нельзя   сегодня   забывать   и   о   проведении   итоговых   занятий.   Они позволяют выявить уровень тех или иных знаний, умений и навыков детей. Уровень     владения навыками   позволяет проконтролировать  изучение   результатов   продуктивной   деятельности детей (рисунков, лепки и т.д.). техническими   При   организации   контроля   широко   используется  педагогическая диагностика. Проведенная в начале года, она имеет цель изучение исходного уровня   знаний   детей,   а   в   конце   квартала,   года   ­   составление   плана корректирующих   воздействий.   Л.В.   Поздняк   предлагает   фиксировать результаты диагностики уровня и качества знаний детей в диагностических таблицах, которые дают возможность выделить существенное положительное и   отрицательное,   выявить   резервы   и   наметить   пути   их   использования. Педагогические   таблицы   или   карты   разрабатываются   педагогическим коллективом   с   учетом   требований   государственного   образовательного стандарта и выбранной программы. Важным   методом   контроля   является  изучение   документации, регламентирующей   весь   процесс   жизнедеятельности   детей.   Так   анализ медицинских   документов   позволяет   понять,   почему   тот   или   иной   ребенок трудно усваивает  программу. А получить информацию  о ходе выполнения программы руководителю помогает проверка календарных планов. Такой   метод   контроля,   как  хронометраж,  позволяет   измерить продолжительность   трудовых   процессов   и   сопоставить   результаты   с требованиями методик. Статистический   метод  ­   это   сопоставление   количественных изменений,   выраженных   в   числах,   с   качественной   их   оценкой.   Результаты статистического   метода   нагляднее   всего   выражаются   графически   ­ иллюстрациями, таблицами, схемами. В   практике   управления   популярен   такой   метод   контроля,   как заслушивание   отчетов   воспитателей.   Он   дает   возможность   получить представление   о   положении   дел   по   одному   из   вопросов   воспитания   и обучения в конкретной группе. Одним   из   методов   контроля   процесса   деятельности   является   процесс   непрерывного   научно­ педагогический   мониторинг прогностического  слежения за состоянием, развитием  педпроцесса в целях оптимального выбора  образовательных целей, задач и средств их решения.  ­ 6 Это формирующий контроль, поскольку в его процессе происходит коррекция и координация деятельности. Контроль   может   осуществляться   в   разных  формах.  Самая распространенная   ­   это  административный   контроль,   осуществляемый членами   административно­управленческого   аппарата.   Он   проводится   по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать   единую   систему   контроля   всех   направлений   работы   ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами   административно­управленческого   аппарата   единых   подходов   и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением. Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий   позволяет   привлекать   к   контролю   органы   коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, родители ­ наши заказчики и с их мнением необходимо считаться. В управлении дошкольным учреждением необходимо использовать все виды,   формы   и   методы   контроля.   Правильно   организованный   контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. 4. Планирование системы контроля Контроль   в   ДОУ   осуществляется   на   основе   годового   и   месячного планов работы. Наиболее эффективным является комплексное планирование, в котором по блокам отражены все направления деятельности ДОУ, такие, как:  ­охрана жизни и здоровья детей; ­уровень развития детей и организации педагогического процесса; ­профессиональная компетентность педагогов; ­организация питания воспитанников; ­санитарное состояние ДОУ; ­соблюдение сотрудниками санитарно­эпидемиологического режима; 7 ­создание условий для производственной деятельности сотрудников; ­документоведение. В нем указывается тематика, вид, объект контроля, его периодичность (или   сроки),   а   также   ответственные   за   контроль   и   форма   отражения.   На основе годового комплексного плана разрабатываем план контроля на месяц, где обязательно указываем его цели. При   этом   разные   направления   контроля   планируются   ежедневно (например,   занятия   с   детьми),   еженедельно   (например,   подготовка   к занятиям),   ежемесячно   (охрана   жизни   и   здоровья   детей,   наличие   плана воспитательно­образовательной работы с детьми на месяц), 1 раз в квартал (например,   наглядная   агитация   для   родителей,   проведение   родительских собраний, содержание развивающей среды по разделам программы, исходя из годовых задач ДОУ). Таким образом, своевременный, систематический и целенаправленный контроль воспитательно­образовательного процесса играет огромную роль в работе по повышению профессионального уровня методической грамотности и   технологической   компетентности   педагогов,   что   в   свою   очередь, положительно   влияет   на   достижение   высоких   результатов   в   обучении   и воспитании   дошкольников.   Так   как   условия   современной   жизни   требуют образование высокого качества. 5. Этапы и алгоритм осуществления контроля Любая процедура контроля состоит из трех этапов:  1. выработка стандартов и критериев;  2. сопоставление с ними реальных результатов; 3. При   организации   контроля   необходимо   соблюдать   определенную  принятие необходимых корректирующих действий. последовательность или алгоритм осуществления контроля: 1. Определение цели и объекта контроля. 2.   Разработка   программы   (плана)   контроля   или   схемы   предстоящего наблюдения. 3. Сбор информации. 4. Ее анализ. 5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации. 8 6. Проверка исполнения рекомендаций. Список использованной литературы 1.Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно­диагностическая функция/ К.Ю.Белая.­М.: Сфера, 2005.­213 с. 2.Поздняк   Л.В.   Управление   дошкольным   образованием/   Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко.­М.: Академия, 1999.­260 с. 3.Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам/ П.И.Третьяков, К.Ю.Белая.­ М.: Новая школа, 2001.­178 с. 9

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"

Методическая разработка "Контроль в ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017