Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.
Оценка 4.8

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
15.01.2017
Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о водорослях как особой группе растительных организмов. На уроке применяются различные виды деятельности учащихся, наглядность, что позволяет оживить урок, сделать его познавательным и нескучным. Это мотивирующее начало урока, занимательные игровые моменты, работа с раздаточным материалом, составление синквейна по теме урока.
Обобщение Водоросли.docx
Урок – обобщение «Погружение в мир водорослей». Биология. 7 класс. Подготовила и провела: Белоногова И.А.,  учитель биологии МБОУ «Русско­ Акташская средняя общеобразовательная школа»  Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан Эпиграфы к уроку:    Подводные     висячие   сады   выполняют     функцию   единственной   житницы океана, без  которой жизнь в нем была бы  невозможной.     (Б. Сергеев) Знание , только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а  не одной памятью.       (Л. Толстой) Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о водорослях как  особой группе растительных организмов.  Задачи:  образовательные: обобщить знания об особенностях организации  водорослей, их строении, размножении, отличительных признаках,   классификации и представителях;   развивающие: продолжить развивать интерес к процессу познания  природы,  развивать внимательность и наблюдательность, умение  обобщать, анализировать, классифицировать, сравнивать, логически  мыслить, конкретизировать знания примерами, выступать публично.   воспитательные: формировать позитивное отношение к   аквакультурам,  воспитывать чувство ответственности при подготовке к уроку, умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение,  умение организовывать   учебное сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и сверстниками. Оборудование: мультимедийное оборудование, дидактический материал,  жетоны, лист самоконтроля.           Тип урока:  урок применения знаний , умений , навыков. Методы урока: репродуктивный, частично­поисковый. I. Организационный момент.  Приветствие.  Ход урока ­ Доброе утро. Я рада приветствовать всех присутствующих на уроке.  Надеюсь, что все полны сил, энергии и готовы к работе. Желаю, чтобы учебное время прошло с пользой. За правильные ответы вы получите жетоны,  от количества которых будет зависеть ваша оценка. II. Определение темы урока, постановка  основных целей. ­ Тему нашего урока вы назовёте сами, когда  послушаете  следующий  фрагмент: «Экспедиция  Витуса  Беринга подходила к концу, но болезнь  наступала на всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть морского  судна погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа, которая стала  употреблять в пищу эти растения. Что же спасло людей?  (Водоросли, т.к   они  содержат много витаминов, спасающих от цинги.) В случае, если учащиеся затрудняются ответить на вопрос учителя,  предлагается выполнить задание «Шифровка». Используя код, прочитать термин: Х Х Х Х Х Х Х Х Х В Ц С Е О А О А Л Н Р Р Д Т И И О Ж                                                                                             водоросли                        ­ Сформулируйте тему урока.  Каким организмам будет посвящено наше  занятие? (Водорослям).  ­ Действительно, сегодня  речь  вновь пойдёт о водорослях.  Появляющийся на стенках аквариума зеленый налет, и тина, налипающая на весла, когда  плывешь в лодке, и вкусная, полезная морская капуста (ламинария),  необычный  “красный снег” на    Камчатке и на острове Новая Земля.  На  планете трудно найти место, где не было бы водорослей. Давайте еще раз  совершим  погружение в этот удивительный мир – мир водорослей!   ­ Каковы основные цели урока? (Учащиеся формулируют цели.) III. Обобщение материала. 1.       Водоросли – низшие растения. ­ Назовите царства живой природы. (Бактерии, простейшие, грибы,  растения и животные.) ­ На какие  подцарства  делится царство растений? (На два подцарства:  высшие и низшие.) ­ К какой группе относят водоросли и почему? (К низшим растениям, так  как водоросли наиболее просто устроенные представители растительного мира. Характерной особенностью этой группы организмов является то,  что они  не имеют тканей и дифференцированных органов, тело  водорослей представлено талломом, или слоевищем.) 2.       Местообитание водорослей. ­ Водоросли, как и говорит само их название, — это растения, обитающие в воде. Согласны ли вы с этим? (Не совсем так. Водоросли способны жить и размножаться   не только в пресных, соленых водоемах, но и на  стволах деревьев, скалах, крышах домов, заборах, влажных участках почвы. Есть виды   водорослей,   обитающие   в   качестве   симбионтов   внутри   организма некоторых животных и растений. Всем известный лишайник — пример симбиоза гриба и водоросли.) Дополнения учителя: Действительно,   водоросли   могут   жить   не   только   в   воде.   Например,   мех ленивца помогает маскироваться ему под цвет листьев в джунглях, поэтому ленивцы не чистят свой мех и водоросли всегда живут на нём.  Подводя итог, можно сказать, что термин "водоросль" сам по себе удобен, но его применение в систематике вносит ненужные осложнения. 3.       Слова – перевертыши. ­ Составьте известные понятия по изученной теме из букв и слогов. (Слайды) «фор – хром ­ ато» ­ хроматофор   «зо – ды – и ­ ри» ­ ризоиды  «ще – ви – сло – е» ­ слоевище «спо – зо – о – ры » ­ зооспоры 4.       Работа с биологическими понятиями ­ устный биологический диктант.  (Слайды) ­ Дайте определение следующим терминам: Альгология – наука о водорослях Слоевище – тело водорослей  Ризоиды – корнеобразные выросты тела, служащие для прикрепления  водорослей  Светочуствительный глазок – органоид, реагирующий на свет Хроматофор – хлоропласт водоросли Хлорофилл – пигмент зеленого цвета Фукоксантин ­ пигмент красно­коричневого цвета Фикоэритрин – пигмент красного цвета Фикоцианин – пигмент синего цвета Зооспоры ­  снабженная жгутиками подвижная клетка водорослей, служащая  для бесполого размножения  Конъюгация –слияние обычных вегетативных клеток (не  гамет) при половом процессе у водорослей  Гаметы – половые клетки Зигота – оплодотворенная яйцеклетка Спорофит – растение, производящее споры Гаметофит – растение, производящее гаметы Фитопланктон – растительный планктон  (обитающие в толще воды  1 ­клеточные водоросли) Низшие растения – растения, не имеющие тканей и органов 5.       Строение и жизнедеятельность одноклеточных  зеленых  водорослей. ­ Ребята, многим  из вас приходилось летом видеть зеленую гладь пруда или  тихую изумрудную заводь реки. Про такую ярко – зеленую воду говорят, что  она «цветет». Но никаких цветов мы не видим. И если зачерпнуть ладонью  «цветущую» воду, окажется, что она прозрачна. Что же придает воде  изумрудный цвет? (Множество одноклеточных зеленых водорослей,  плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок.) ­ Посмотрите на следующий слайд (демонстрация слайда). Какая водоросль  здесь изображена? (Одноклеточная зеленая водоросль ­ хламидомонада).  ­ Найдите лист с изображением хламидомонады на вашем столе. Вам будет  нужно записать в рабочих  тетрадях  названия составных частей водоросли,  указанных цифрами. На выполнение задания отводится 1­2 минуты. По  завершению работы учащиеся обмениваются работами с соседом по парте,   проверяют работы друг друга и оценивают их. 0 ­ ошибок – оценка «5» 1­2 ошибки – оценка «4» 3­ 4 ошибки ­ оценка «3» более 4 ошибок – оценка «2» Учитель демонстрирует правильные ответы на слайде. 1 ­  оболочка  2 ­  цитоплазма 3 ­ ядро 4 ­  хроматофор  5 ­ пиреноид 6 ­ светочувствительный глазок              7     ­ пульсирующие вакуоли             8 ­     жгутик ­ Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады? ­ Какие  основные процессы жизнедеятельности присущи хламидомонаде?  (Питание, дыхание, рост, размножение.) ­ Несмотря на небольшие размеры, хламидомонаду и многие другие  одноклеточные водоросли человек использует для очистки сточных вод. На  чем основан этот способ очистки? (Одноклеточные  зеленые  водоросли  способны питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать  из окружающей среды готовые органические вещества, растворенные в  воде, всей поверхностью тела, тем самым очищая воду. ) 6. Размножение одноклеточных зеленых водорослей. ­ Какие способы размножения характерны для водорослей? (Бесполое и  половое размножение.) ­ Когда происходит бесполое и половое размножение? (Летом в  благоприятных условиях она размножается  бесполым путем – делением, а  при  неблагоприятных условиях хламидомонада размножается  половым путем.) ­ Установите последовательность этапов бесполого и полового способов  размножения  по рисункам. (Работа с раздаточным материалом.) Бесполое размножение:  1. Деление материнской клетки, образование новых дочерних клеток. 2. Образование  зооспор.  3. Разрыв материнской клетки и выход маленьких хламидомонад наружу. 4. Рост и развитие хламидомонад. Половое размножение: 1. Образование в материнской клетке двужгутиковых гамет.  2. Выход гамет из оболочки материнской клетки. 3. Попарное слияние гамет  с  гаметами других особей. 4. Образование зиготы, покрытой плотной оболочкой, зимовка. 5. Прорастание зиготы (весной), образование 4­х хламидомонад. 6. Рост и развитие хламидомонад. 7. Многообразие водорослей.   Конкурс       – «Угадай­ка»  ­ Среди водорослей встречаются как микроскопические, так и настоящие  гиганты, достигающие в длину несколько метров. Водоросли – большая  группа низших растений, которая включает в себя несколько отделов.  Назовите основные отделы, что положено в основу классификации? (Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Помимо хлорофилла, в их теле большинства  водорослей присутствуют другие пигменты, они и   ­ Внимательно послушайте отрывки и попробуйте догадаться о каком Отделе  водорослей в каждой подборке идет речь. Ответы запишите в рабочих  тетрадях. 1. Живут в пресной и соленой воде на незначительной глубине, а также в  почве, на коре деревьев, и, даже, на снегу. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Среди водорослей встречаются как одноклеточные, так и  многоклеточные. Большинство из них могут передвигаться с помощью жгутиков. Некоторые виды этих водорослей могут окрашивать снег в зеленый или  красный цвета. Представитель этого Отдела – водоросль хлорелла,  при космических  полетах может обеспечивать космонавтов кислородом и питательными  веществами. Представитель Отдела ­ хламидомонада,  служит для очистки сточных  вод. В клетках преобладает   пигмент зеленого цвета ­ хлорофилл. Ответ: Отдел Зеленые водоросли. 1. Живут в мелководье и на глубине не более 200 м преимущественно в морях  тропического и субтропического поясов. 2.  Слоевище имеет вид кустиков, ветвящихся нитей, реже пластинчатое или  листовидное, до 2 м длиной. 3.  Помимо хлорофилла  содержат  пигменты: фикоэритрины и фикоцианины. 4.  Представитель этих водорослей – порфира используется в пищу. 5.  Корм для овец в Норвегии. 6.  Многие из этих водорослей служат сырьем для получения агар­агара,  используемого в микробиологии и кондитерском деле. 7.  Другое название этого отдела – Багрянки. Ответ: Отдел Красные  водоросли 1. Живут на значительной глубине. 2. Имеют воздухоносные полости, чтобы держать слоевище на плаву. 3. Имеют сильно расчлененный таллом, ризоиды. 4. Среди них – самые крупные в мире растения. Грушеносный  макроцистис  достигает  длины от 150 до 300 м. 5. В приморских районах прибрежный ил, собираемые на берегу после  шторма, используются как удобрение. 6. Заросли этих водорослей в Атлантическом океане образуют море без  берегов – Саргассово море. 7. Представитель этих водорослей – ламинария богата йодом и используется  человеком в пищу. Ответ: Отдел Бурые  водоросли 8. Значение водорослей. ­ Давайте представим фантастическую ситуацию, что на Земле внезапно  исчезли все водоросли: и маленькие, и большие. Как вы думаете, что  произойдёт в этом случае? Какие­то предположения уже есть. У вас будет  время подумать, далее вы обсудите свои ответы с партнёром по парте.  Посмотрите на партнёра по парте, поприветствуйте его.  30 секунд  вы  размышляете над вопросом, потом 30 секунд говорит партнёр А, следующие  30 секунд высказывает своё мнение партнёр В. (Обсуждение в парах, опрос  участников).   (Предполагаемые ответы: жизнь прекратится, так как водоросли в  процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый для дыхания.  Кроме того, водоросли служат пищей и убежищем для моллюсков, рыб и  других водных обитателей. Некоторые виды участвуют в почвообразовании.. Некоторые виды входят в состав комплексных  организмов (лишайники). Являются продуктами питания для человека.  Используются в качестве добавки к корму для скота. Изготовление  удобрений. Использование для биологической очистки сточных вод.  Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к  пище.) 9. Игра «Верификатор» Вопросы: 1. Водоросли это низшие растения. (Да) 2. Водоросли – организмы прокариоты. (Нет) 3. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными. (Да) 4. Бурые водоросли  имеют ткани и органы. (Нет) 5. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез. (Да) 6. По способу  питания водоросли могут быть только автотрофами. (Нет) 7. Размножение водорослей с помощью спор называется половым. (Нет) 8. При половом размножении образуются гаметы. (Да) 9. Бесполое размножение происходит при благоприятных условиях среды.  (Да) 10. Водоросли могут вступать в симбиотические отношения с другими  организмами. (Да) На выполнение задания отводится 1 минута. По завершению работы  учащиеся обмениваются работами с соседом по парте,  проверяют  работы друг друга и оценивают их.  0 – ошибок – оценка «5» 1­3 ошибки – оценка «4» 4­5 ошибок ­ оценка «3» более 5 ошибок – оценка «2» IY. Подведение итогов урока.  ­ Подведём итог урока. Составьте  синквейн по теме: «Водоросли.»  Правила составления синквейна  на  слайде: В синквейне 5 строк: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым  словом). Примеры синквейнов, составленных учениками: 1 – Водоросли                                              1­ Водоросли 2 – Подводные, зеленые                             2 – 1­клеточные, многоклеточные 3 – Растут, дышат, размножаются             3 ­  дышат, питаются, размножаются 4 – Выделяют кислород в воду                  4 – не имеют органов 5 – Организм                                                5 – Водоем 1 ­ Водоросли 2 ­ Водные, наземные 3 ­ Фотосинтезируют, дышат, размножаются 4 ­ Хроматофор – зелёная пластида водорослей 5 ­ Хламидомонада ­ Я благодарю всех, кто был сегодня активен, за работу. Думаю, что  сегодняшний урок был полезен для вас. Подсчитайте количество набранных  жетонов, по результатам работы поставьте себе оценку в лист самоконтроля. Подсчет баллов. Запись в лист самоконтроля итогового количества  баллов.  более 10 жетонов – оценка «5»  8­10 жетонов – оценка «4»  5­8 жетонов – оценка «3»  Листы самооценки учащиеся передают на передние парты. Домашнее задание. Выполнить одно из предложенных творческих заданий.   Создайте модель сайта о водорослях: подумайте, какие страницы могли бы в нём быть, какую информацию следует на них разместить?  Представьте,   что   социальная   сеть   «В   контакте»   в   группе   «Биология» предложила   вам   разместить   краткую   заметку   о   значении   водорослей. Подберите информацию для этой заметки, так, чтобы она была интересна и полезна для пользователей сети.  Проект «Экосистема  космического  корабля».         Рефлексия. Обсуждение эпиграфа урока. Заключительное слово. Известно крылатое выражение, что всё течёт, всё  меняется. Вода, поставленная в банке, со временем зеленеет, потому что там  развивается жизнь, и жизнь продолжается.  Литература. 1. Аксенова  М.В. Энциклопедия для детей. Биология. ­­М.: Аванта + , 2001. 2. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1998.  3. Калинова Г. С., Мягкова А. Н. 900 вопросов и заданий по биологии.  Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Аквариум ЛТД, 2001. 4. Парфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.

Методическая разработка контрольно-обобщающего урока на тему "Водоросли". Биология, 7 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017