Методическая разработка мастер-класса
Оценка 4.8

Методическая разработка мастер-класса

Оценка 4.8
Мероприятия +2
doc
химия +1
Взрослым
15.01.2017
Методическая разработка мастер-класса
Мастер класс по теме «Тренировка памяти на уроках химии» разработана для преподавателей химии при организации учебных занятий по совершенствованию знаний, умений и навыков по разделу «Неорганическая химия». Данная разработка предназначена для преподавателей с целью объяснения материала с применением мультимедийных технологий без потери интереса к предмету. Методическая разработка урока состоит из описания этапов занятия с указанием методов и материально-технического оснащения урока. В работе указаны действия преподавателя и студентов на каждом этапе урока. В приложении оформлен раздаточный материал для проведения занятия, проведение химического эксперимента с иллюстрациями и выводы.
Мастер класс.doc

Министерство образования, науки и Молодёжной политики иКраснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Краснодарского края

«Краснодарский информационно-технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Мастер - класс

 по теме: «Тренировка памяти на уроках химии»

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016

 

 


РАССМОТРЕНА

Цикловой комиссией

математики и естественно-научных

дисциплин

«____»_______________ 2015 г

Председатель

______________/_________________/

 

 

Мастер класс по теме «Тренировка памяти на уроках химии»  разработана для преподавателей химии при организации учебных занятий по совершенствованию знаний, умений и навыков по разделу «Неорганическая химия».

Данная разработка предназначена для преподавателей с целью объяснения материала с применением мультимедийных технологий без потери интереса к предмету.

Методическая разработка урока состоит из описания этапов занятия с указанием методов и материально-технического оснащения урока. В работе указаны действия преподавателя и студентов на каждом этапе урока.

В приложении оформлен раздаточный материал для проведения занятия, проведение химического эксперимента с иллюстрациями и выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация разработчик: ГБПОУ КК «КИТТ»

Автор: Трудненко В.А.                                    преподаватель химии и биологии


Очень часто преподаватели сталкиваются с проблемой у обучающиеся: ребята жалуются на то, что не могут запомнить научный материал. Следовательно, это значительно усложняет процесс усвоения знаний и научного материала.

У М.А.Зяблицевой есть книга «Моментальные приемы запоминания». На её основе и был создан комплекс заданий с химическим содержанием. Эти задания позволяют обучающимся исследовать индивидуальные особенности памяти и предложить различные пути ее развития и тренировки, применяя химический материал.

Данное занятие можно почти на каждом уроке, или использовать отдельные приемы и упражнения почти на каждом уроке.

Цель занятия: изучение особенностей памяти.

Задачи:

обучающая – повысить мотивацию обучения, выявить и оценить степень овладения системой знаний и комплексом общеучебных навыков и умений, готовности обучающихся успешно применять полученные знания на практике;

развивающая – развивать память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, развивать логическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии;

воспитывающая – способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, воспитывать положительную мотивацию обучения, правильную самооценку и чувство ответственности, умение общаться в коллективе.

 

Химия – самая необычная и интересная наука на свете. Она полна разных тайн и чудес. А люди, знающие химию – маги и волшебники. Не верите? Сейчас вы убедитесь в этом! Например, я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент. Для этого порядковый номер этого элемента удвойте, к произведению прибавьте 5 и сумму умножьте на 5. Тот кому я брошу мяч, сообщает полученный результат, а я назову загаданный элемент. (Надо отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 – получится порядковый номер загаданного элемента).

2. Память – удивительное свойство человеческого разума.

Ну а сейчас речь пойдет об одном важном свойстве, без которого невозможна нормальная жизнь человека. Его название я зашифровала с помощью химических знаков:

 

Cl H Si As Ca Zn

 

Итак, попробуйте расшифровать.

Ответ: ПАМЯТЬ. Как вам это удалось? (Порядковый номер элемента соответствует определенной букве в русском алфавите)

ПАМЯТЬ – удивительное свойство человеческого разума. Все, что мы переживаем, запоминаем, наши впечатления, движения, ощущения – всё сохраняется в памяти. Она – мостик между нашим прошлым и настоящим, будущим. Человеческая память закодирована в миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг. Память каждого человека индивидуальна и, конечно же, уникальна. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Сегодня на занятии мы на примере химического материала определим преобладающие у вас виды памяти и познакомимся с некоторыми приемами, которые позволят улучшить вашу память.

Происхождение человеческой памяти древние греки связывали с именем одного из самых прекрасных героев, созданных человеческой фантазией, с именем Прометея. Оказывается, этот самоотверженный юноша не только одарил человека огнем. Вот какие слова вкладывает в его уста великий древнегреческий драматург Эсхил:

Послушайте, что смертным сделал я: 
Число им изобрел, 
И буквы научил соединять – 
Им память дал, мать муз – всего причину.

Таким образом, уже древние греки осознавали, что никакая деятельность человека не может осуществляться без памяти. В греческой мифологии существует богиня памяти – Мнемозина.

Всем известна поговорка «Зарубить на носу», т.е. хорошо запомнить раз и навсегда. Слово «нос» в этой поговорке означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для записей. Словом «нос» в древности называли особую дощечку, которую носили с собой неграмотные люди. На этих дощечках-«носах» и делали с помощью специальных палочек заметки-зарубки.

Что же такое память? Давайте дадим определение памяти.

Память – это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение – вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу . Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания информации, длительностью и прочностью ее сохранения, точностью воспроизведения.

Тест «Прочность».

Цель: определение прочности сохранения ранее полученной информации учащимися.

Учащимся на каждый стол раздаются формулы изученных кислот, оснований, солей (Приложение 1). За одну минуту каждой группе необходимо выбрать из этого списка либо кислоты, либо основания, либо соли. Учащиеся поочередно называют их. Ведущий проверяет правильность называемых химических соединений. За каждым столом подсчитывается число правильно названных химических соединений.

В истории человечества существует множество примеров феноменальной памяти. Вот некоторые их них:

·                     Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30000 человек.

·                     Великий русский шахматист А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами.

·                     Ученый академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз.

·                     Английский философ Френсис Бэкон мог прочесть наизусть многие из своих трудов.

·                     Американский ботаник Аса Грей мог по памяти назвать более 25 тысяч различных растений.

Основные виды памяти

По запоминанию: произвольная и непроизвольная.

Произвольное запоминание происходит с приложением волевых усилий; непроизвольное – не прилагая никаких усилий, как бы само собой, пример – реклама.

По содержанию: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

У всех людей довольно хорошо развита и зрительная, и слуховая память. Тем не менее, кто-то запоминает лучше ту информацию, которую услышал, а кто-то ту, которую увидел (аудиалы и визуалы).

1. Образная – это память на то, что мы видим, слышим, нюхаем, пробуем. Она осуществляется с помощью органов чувств: она может быть слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Тест «Слышу».

Цель. Определение объема слуховой памяти. Ведущий читает слова: вещество, элемент, свойство, явление, символ, знак, феррум, силициум, индекс, коэффициент. Учащимся необходимо записать слова, которые они запомнили, сверить записи со списком слов, подсчитать число правильных ответов

Тест «Вижу».

Цель. Определение объема зрительной памяти. На доске написаны слова: кислота, углерод, фтор, вода, аллотропия, индикатор, лакмус, основание, карбонат. Инструкция учащимся: «Прочитайте список слов один раз про себя. Запишите слова, которые вы запомнили, сверьте записи со списком слов. Подсчитайте число правильных ответов».

Результаты: если у вас в первом случае получилось большее число правильных ответов, значит, вы – аудиал, если во втором – визуал.

Тест «Осязаю».

Цель. Определение уровня сформированности тактильной памяти, припоминания и воображения. Учащийся с завязанными глазами одной рукой на ощупь должен определить предмет лабораторного оборудования, сопровождая свои выводы соответствующими комментариями, описывая, что он ощущает (например, холодный на ощупь, округлой формы с одной стороны и суженой формы, с другой, гладкий – например, колба).

Память на запахи и на вкус особенно развита у парфюмеров, дегустаторов. Давайте вспомним и мы запахи некоторых химических соединений, например, сероводорода, серная кислота, фенол

2. Словесно-логическая – это память на смысл изложения, выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Благодаря ей человек способен запоминать логику какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста, смысл событий.

Если процесс запоминания происходит без активного включения мышления, то память называется механической.

Тест на логическую и механическую память.

Прочитать 10 пар слов, связанных логическим смыслом. Затем повторно читаются первые слова, а вторые слова учащиеся дописывают. То же самое проделывается со второй парой слов, не связанных логически.

Задание 1. Валентность – связь; нагревание – температура; водород – газ; кальций – зубы; уголь – топливо; соляная кислота – желудок; вода-растворитель; коррозия – металлы; масса – килограмм; железо – металл.

Задание 2. Индикатор – очки; оксид – тетрадь; йод – кирпич; водород – книга; молекула – апельсин; железо – целлюлоза; сера – мяч; хлор – утюг; бром – скрипка; раствор – зонт.

Таким образом, запомнить пары слов в первом списке значительно проще именно потому, что они логически связаны. Пары слов во втором списке не имеют такой связи и поминаются труднее.

Особый вид зрительно-образной памяти - эйдетическая.

Эйдетизм – это способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен».

 

Тест «Есть ли у вас эйдетические способности?»

В течение 1 мин рассмотрите находящиеся перед вами предметы лабораторного оборудования. Затем отвернитесь, а ваш сосед по парте переместит некоторые предметы или уберет. Повернувшись надо отметить, чего не достает и что поменялось местами. (возможные варианты: рисунок предметов лабораторного оборудования, картина химической лаборатории и т.д.)

Чем больше отличий вы нашли, тем лучше у вас развита образная память и тем больше склонность у вас к эйдетическому восприятию

3. Двигательная – это память на движения.

Тест.

Учащимся предлагается закрыть глаза и написать на листке формулы химических элементов: натрия, серной кислоты, воды.

4. Эмоциональная – это память на переживания. Например, один и тот же прошедший урок по химии вызывает у разных учащихся разные чувства. Поделитесь, у кого какие чувства вызывал урок по химии на прошлой неделе? Учащиеся делятся воспоминаниями. Различают кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память – это запоминание, сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия – от нескольких секунд до нескольких минут. В ней может храниться ограниченное количество информации, в среднем условно равное семи, что было известно в давние времена. Вспомним семь чудес света в древнем мире. Цифра семь встречается и во многих русских пословицах и поговорках.

Долговременная память – это длительное сохранение информации, которая часто запоминается после многократного повторения. 
Вспомним первые уроки химии. Что было на первом уроке химии? Поделитесь воспоминаниями. Учащиеся делятся воспоминаниями.

Природная память у всех людей разная. Как же её можно улучшить?

Единого способа нет. Поскольку память каждого человека уникальна, то у каждого человека существуют свои способы улучшения памяти. Повышенные способности к запоминанию – это, как правило, не врожденное свойство и не следствие повышенного коэффициента умственного развития (IQ).

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы улучшения памяти. Ну а каждый сможет выбрать себе тот, который лучше подходит для него.

Внимание, понимание, цель и повторение

Главное – поставить цель. Далее важна концентрация внимания на изучаемом материале. Постарайтесь найти связи между скучной темой и интересующей вас проблемой. Здесь необходимо подключить свою наблюдательность, найти необычные черты. Для осмысления материала помогут схемы, рисунки, таблицы. Читая текст, выделяйте ключевые слова.

 

Существуют приемы запоминания, которыми человек пользуется, не подозревая, что эти приемы являются мнемоническими. Так, для запоминания последовательности цветов в спектре используется

1) прием построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Используем данный прием для запоминания элементов второго периода таблицы Менделеева. Например, Люба Белкина была умницей, а Коля Федоров нет (Литий, Бериллий, Бор,Углерод, Азот, Кислород, Фтор, Неон).

Упражнение «Веселая таблица». Учащимся предлагается составить фразу для запоминания элементов третьего периода таблицы Менделеева (Натрий, Магний, Алюминий,Кремний, Фосфор, Сера, Хлор, Аргон).

Главным в образовании ассоциаций является яркость образа. Чем ярче образы, тем больше развито у вас воображение, тем легче создавать связи между ними и тем больше информации вы запомните. Например, кислоты могут ходить и разговаривать.

2. Метод мест и фона – запоминать предметы по их расположению ( в помещении, по пути следования). Большинство обладателей сверхпамяти признались, что целенаправленно развивали свои способности, используя метод, известный еще в Древней Греции и Риме. Его обычно называют « методом Цицерона», «методом Римской комнаты», или методом мест. Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.

Упражнение «Соленый класс». Мысленно расположите предложенные соли в классе в определенном порядке. Затем достаточно вспомнить класс, чтобы воспроизвести данную информацию. Поделитесь своими методами расположения химических соединений.

3. Прием ритмизации и рифмования. Ритмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается.

Чтобы не забыть, каков атомный номер и заряд ядра у разных химических элементов и в каком порядке они следуют друг за другом, будем смотреть на Периодическую систему. Итак, элементы выходят на парад...

В первом периоде, в первом ряду два знаменосца гордо идут: 
У водорода – один электрон, и возглавляет шествие он.
Гелий богаче. К чему слова, ведь у него электронов – два.

Второй период – восемь персон; командует литий, последний – неон.
За командиром – бериллий и бор, углерод, азот, кислород и фтор. 
Парад идет по своим законам: растет в ряду число электронов.

Стройной колонною на парад идут элементы за рядом ряд. 
Третий период – почти как второй, любой из восьми – элемент-герой. 
За натрием  магний и алюминий, кремний, фосфор, сера и хлор. 
Аргон. А чьи электроны активней? Ясно и так. О чем разговор...

Зарифмованный учебный материал лучше запоминается:

Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый,

Но, не смотря на это, в кислотах он без цвета.

 

Индикатор лакмус – красный,

Кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус – синий,

Щелочь тут не стой разиней.

Алюминий, железо, хром – их валентность равна трем!

Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.

 

4 Ассоциации - мысленные связи между образами.

Главное в образовании ассоциации – яркий образ. Чем ярче образ, чем больше развито у вас воображение, тем легче создавать связи между ними, и, соответственно, тем больше слов вы запомните.

Ассоциации должны быть ещё и необычными, нестандартными, невероятными и даже абсурдными. Иначе они быстро забудутся.

Например, можно запомнить, что молекула воды – ушастая.

По количеству букв в словах легко запомнить заряды электродов:

КАТОД – МИНУС (5 букв)

АНОД – ПЛЮС (4 буквы).

Или по первой букве:

Стеариновая кислота С17Н35СООН (семнадцать и стеариновая – начинаются с буквы «С»)

Пальмитиновая кислота С15Н31СООН (пятнадцать и пальмитиновая – начинаются с буквы «П»)

Итак, ассоциации должны быть:

·                                 Яркие, цветные;

·                                 Движущиеся;

·                                 Необычные, нестандартные, абсурдные;

·                                 Смешные;

·                                 Слишком большие или слишком маленькие.

Таким образом, каждое последующее слово должно быть связано с предыдущим, и в итоге должен получиться рассказ, или цепочка ассоциаций, из всех слов, входящих в список (химический рассказ или сказка).

С помощью метода ассоциаций можно запоминать химические символы.

Пример: химический знак золота Au. Строим ассоциацию: золото ищут кладоискатели и кричат «Ау!». Это и есть химический знак золота, написанный латинскими буквами.

Существуют такие приемы запоминания как приемы построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Запоминаем цвета радуги с помощью фраз «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь».

Также учим порядок систематических категорий в зоологии: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Для этого нужно запомнить фразу: «Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернется».

 

Памятка «Как улучшить память?»

1.                 Постановка цели. Ставь цель запомнить надолго. Заучивай с желанием знать и помнить. Никогда не говори: «Я не выучу», говори: «Могу и хочу это выучить».

2.                 Использование разнообразного наглядного материала. Для осмысления материала помогут схемы, таблицы, рисунки.

3.                 Использование логической организации материала. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой, выделяй ключевые слова – кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.

4.                 Правильная организация процесса заучивания.

o             Заучивай и повторяй небольшими дозами.

o             Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. Выучить лучше заранее, а накануне только повторить.

o             После математики учи историю, после истории – химию, после физики – литературу: память любит разнообразие.

o             Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

o             Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.

5.                 Включение в процесс запоминания всех видов памяти. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше.

6.                 Воспроизведение заучиваемого материла вслух.

7.                 Применение мнемотехнических приемов (при запоминании материала, в котором преобладают механические связи).




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Используемая литература

 

1. Зяблицева М.П.Моментальные приемы запоминания: Мнемотехника разведчиков – Ростов-на-Доу: «Феникс», 2005.

2. Маркина И.В.Современный урок химии – Ярославль: «Академия развития», 2008

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы – М.: «АРКТИ», 2003.


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования, науки и

Министерство образования, науки и

РАССМОТРЕНА Цикловой комиссией математики и естественно-научных дисциплин «____»_______________

РАССМОТРЕНА Цикловой комиссией математики и естественно-научных дисциплин «____»_______________

Очень часто преподаватели сталкиваются с проблемой у обучающиеся: ребята жалуются на то, что не могут запомнить научный материал

Очень часто преподаватели сталкиваются с проблемой у обучающиеся: ребята жалуются на то, что не могут запомнить научный материал

Надо отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 – получится порядковый номер загаданного элемента)

Надо отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 – получится порядковый номер загаданного элемента)

И буквы научил соединять –

И буквы научил соединять –

В истории человечества существует множество примеров феноменальной памяти

В истории человечества существует множество примеров феноменальной памяти

Цель. Определение объема слуховой памяти

Цель. Определение объема слуховой памяти

Тест на логическую и механическую память

Тест на логическую и механическую память

Тест. Учащимся предлагается закрыть глаза и написать на листке формулы химических элементов: натрия, серной кислоты, воды

Тест. Учащимся предлагается закрыть глаза и написать на листке формулы химических элементов: натрия, серной кислоты, воды

Здесь необходимо подключить свою наблюдательность, найти необычные черты

Здесь необходимо подключить свою наблюдательность, найти необычные черты

Упражнение «Соленый класс».

Упражнение «Соленый класс».

Натрий, калий, серебро – одновалентное добро

Натрий, калий, серебро – одновалентное добро

Существуют такие приемы запоминания как приемы построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

Существуют такие приемы запоминания как приемы построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

Включение в процесс запоминания всех видов памяти

Включение в процесс запоминания всех видов памяти

Методическая разработка мастер-класса

Методическая разработка мастер-класса

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017