Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»
Оценка 4.6

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
4 кл
29.01.2017
Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»
В нашем обществе всё постоянно меняется. Но есть вещи, которые существуют уже несколько десятков лет. У каждой страны есть свои символы и свой закон. Начиная с начальной школы, обучающиеся должны знать главные символы своей Родины и Конституцию, которая является основным законом России. Изучая, историю Отечества, ученик приобретает опыт своих предков, проникается чувством любви к русскому народу, его традициям.
Методическая разработка мероприятия по гражданскому образованию.doc
Областной конкурс методических разработок по гражданскому образованию Методическая разработка мероприятия по гражданскому Номинация:  (патриотическому) образованию «Государственные символы России и основной закон государства» Тема: Выполнила: Киселёва Ольга Владимировна,  учитель начальных классов МБОУ «Вохтожская школа» Грязовецкого муниципального района Контактный телефон: 8 (900) 556 4240 Электронный адрес: [email protected] «Государственные символы России и основной закон государства» 2016 год Цели: знакомство учащихся с Основным Законом Российской Федерации, с  государственной символикой России. Оборудование: конституция Российской Федерации, иллюстрации государственной  символики, карта России, карточки с терминами, схема управления Российским  государством. Ход мероприятия: 1. Присоединение к теме.  ­ Ребята, перед вами иллюстрации (Приложение 1).  ­ Назовите, что здесь изображено? (Берёзы, Московский Кремль,  Могила Неизвестного солдата в Москве, Российский флаг, герб). ­ Как, одним словом можно назвать эти предметы?  (Это – символы России).  2. Блиц­опрос «Символы государства». ­  Сейчас я задам несколько вопросов о символах нашего государства, за правильные ответы выдаётся жетончик: 1. Какие цвета у Государственного флага России?  2. Что они обозначают? 3. Может ли государство обходиться без флага? Какую роль он играет? 4. Объясни, почему герб города, страны имеет форму щита? 5. Из каких основных изображений состоит герб России? Что они обозначают? 6. кто является автором слов и музыки современного гимна Российской Федерации? 7. Какие чувства у вас вызывают слова и музыка гимна? 8. Какие слова, родственные слову «Россия», есть в тексте гимна? ­ Проверим, кто больше всех набрал жетончиков? Молодцы! ­ Есть другое название страны,  в которой мы живём: Российская Федерация.    Слово  «федерация»  означает  союз, объединение.  Россия  объединяет    республики, края, области, автономные округа.    Россия – многонациональное государство. В нашей стране проживают представители более   чем   160   национальностей.   Среди   них   русские,   татары,   украинцы,   башкиры, чуваши,   чеченцы   и   армяне   имеют   численность   свыше   1   млн.   человек.   Самым многочисленным народом являются русские. Они составляют 80 % жителей страны (Работа с картой).    По численности населения Россия занимает 7­е место в мире после Китая, Индонезии, Бразилии, Пакистана и США. 3. Знакомство с основным законом РФ. ­   У   каждой   страны   есть   свои   символы,   которые   представляют   её   историю.   Они отличаются   друг   от   друга   своим   видом   и   своим   значением.   К   государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их.  ­ Назовите, какие символы России вы знаете.  (Государственный герб, Государственный флаг и Государственный  гимн). ­ Эти символы  закреплены  Основным Законом нашей страны – Конституцией.  Ныне действующая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.  ­ Что же такое конституция?  (  Подготовленные ученики рассказывают о Конституции).   1 ученик:  Слово «конституция» (constitutio) возникло ещё в Римской империи и в переводе   с   латинского   языка   означает   «установление,   учреждение,   устройство».   В Древнем Риме так называли некоторые государственные акты, которые провозглашались от имени императора.    2 ученик:  Конституция ­ это особый, единый правовой документ (акт), в котором говорится, как должны быть устроены общество и государство и какие права человека и гражданина предоставляются и охраняются государством.     3 ученик: Конституция РФ является Основным Законом государства. Она обладает высшей юридической силой на всей территории России. Вывод:  Конституция   –   это   особый   правовой   документ,   в   котором   говорится,   как должны быть устроены общество и государство и какие права человека и гражданина предоставляются и охраняются государством. ­   В   Конституции   закреплено   положение   о   том,   что   город   Москва   является государственной столицей России. Он обладает особым статусом, близким к статусу государственных символов РФ. Численность населения Москвы более 10 млн. человек. Это самый крупный город России. Наша столица входит в число 20­ти самых крупных городов мира. ­ Всего в России насчитывается 13 городов с населением свыше 1 млн. человек. Вторым по численности населения является Санкт­Петербург. Городами­миллионерами также являются   Новосибирск,   Нижний   Новгород,   Екатеринбург,   Самара,   Омск,   Казань, Челябинск, Ростов­на­Дону, Уфа, Волгоград и Пермь. 4. Управление государством. ­ Кто является главой государства в нашей стране? (Президент).    Президент  является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод   человека   и   гражданина   в   РФ,   а   также   суверенитета   нашей   страны,   её независимости и государственной целостности.     Для   выполнения   своих   полномочий   Президент   РФ   создаёт   специальные   органы, которые   занимаются   обеспечением   его   деятельности,   исполнением   распоряжений   и указов главы государства. ­ Рассмотрим схему управления государством (Приложение 2). ­ Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации   являются   городские   и   областные   думы,   законодательные   собрания.   Они состоят из депутатов, которые избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более 4 лет. ­ Конституция РФ устанавливает основные характеристики российского государства: 1. Россия – это демократическое государство. 2. Россия – это правовое государство. 3. Высшей ценностью в России являются человек, его права и свободы. 4. Форма правления в России – республика.   ­ В соответствии с Конституцией Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Государственную власть в РФ осуществляет Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды. 5. Права и свободы граждан России.  ­ В Конституции закреплены личные права и свободы гражданина РФ.  1. Право на жизнь и охрану здоровья.   Никто не может безнаказанно лишить жизни другого человека. 2. Право на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности. «Никто не   должен   подвергаться   пыткам,   насилию,   другому   жестокому   или   унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».   3. Право на неприкосновенность частной жизни и жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 4. Конституция РФ гарантирует каждому право свободного перемещения по территории России и право свободного выезда за её пределы. 5.   Конституция   РФ   гарантирует   свободу   слова.   Каждый   имеет   право   выражать собственное   мнение,   убеждения,   взгляды   в   вопросах   политики,   религии,   научной деятельности через средства массовой информации. 6. Каждый  гражданин РФ имеет  право на труд, т.е. имеет  право своими трудовыми способностями, выбирать род деятельности и профессию. 7.   Конституция   гарантирует   культурные   права.   Право   на   образование,   его общедоступность   и   бесплатность.     К   культурным   правам   относятся   свобода литературного,   художественного,   научного,   технического   творчества,   доступ   к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны. ­ Кроме прав и свобод, в России существует равенство всех перед законом и судом, а также   право   на   свободное   определение   национальной   принадлежности,   свободное пользование национальным языком. ­   Но   права   и   свободы   граждан   РФ   не   возможны   без   обязанностей.   Это   сохранение природы и окружающей среды на территории России,   исторического и культурного наследия, памятников истории и культуры. ­ Всегда ли вы бережно относитесь к природе? Не ломаете ли вы, ребята, деревья и кустарники, убираете ли после себя мусор в лесу, гасите ли костёр, не разоряете ли муравейники и птичьи гнёзда?      Бережно относиться к окружающей природе – это тоже ваш долг и обязанность. ­ Существуют и специальные конституционные обязанности. К ним относятся взаимные обязанности   родителей   и   детей,   уплата   налогов   и   воинская   обязанность.   Воинскую обязанность несут граждане мужского пола старше  18 лет. ­  В  России   защитой   прав  и   свобод  граждан   занимается  Уполномоченный  по  правам человека в РФ.  ­ Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства, т.е. президент. Он избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более 2 сроков. Президентом может быть избран гражданин РФ, достигший 35­летнего возраста и постоянно   проживающий   в   РФ   не   менее   10   лет.   За   него   на   выборах   должно проголосовать большинство граждан России.     Право выбрать президента имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет. 6. Работа в группах.  Класс делится на 4 группы. Каждая группа по сказочному герою и в течение восьми  минут обсуждает, какие права нарушал их герой по отношению к другим героям.  1 группа. Карабас­Барабас. 2 группа. Баба Яга. 3 группа. Лиса. 4 группа. Кощей Бессмертный.  На выполнение задания даётся 5 минут.  7. Подведение итогов. Самопроверка. ­ Сейчас я предлагаю ответить на вопросы по уроку.  Оцените себя, хорошо ли вы знаете основной закон нашего государства: ­ Какие народы живут в России? ­ Какой праздник мы будем отмечать 12 декабря? ­ Какие права человека вы знаете? ­ Когда человек приобретает права? ­ Сколько прав по Конституции насчитывается? (58) ­ Что значат слова: обязанность человека? ­ Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8) ­ Какие обязанности вы знаете? ­ С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 лет). Литература: 1. Алексеев Ю.А. , Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада­фарм», 2002. 2. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий,   посвященных   школьным   наукам/авт.­сост.   Г.И.Василенко   и   др.   – Волгоград: Учитель, 2006.  3. Синова И.В. Конституция: Основной Закон России/ Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. 4. festival.1september.ru/articles/578301/ 5. nsportal.ru/nachalnaya­shkola/okruzhayushchii­mir/library/urok­rossii Приложение 1. Приложение 2.  Высшие органы власти Высшая Высший законодательная исполнительный Высшие органы судебной власти власть орган Федеральное                          Правительство РФ                            Конституционный Собрание                                                 Суд РФ     Государственная                     Федеральные                                                       Дума     органы власти Верховный Суд РФ Совет Федерации     Региональные     органы власти Высший Арбитраж­ ный Суд

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»

Методическая разработка мероприятия по гражданскому (патриотическому) образованию  Тема: «Государственные символы России и основной закон государства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017