Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .
Оценка 4.9

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
11 кл
06.05.2017
Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .
Много лет я работаю по этой проблеме. На уроках русского языка и литературы я использую свои стихи и песни, посвященные писателям и поэтам: А. С. Пушкину, А.А. Блоку , С. А. Есенину, А. А. Ахматовой и др., героям их произведений.И,конечно же, воспеваю в стихах свой край мордовский, который безумно люблю.Много лет я работаю по этой проблеме. На уроках русского языка и литературы я использую свои стихи и песни, посвященные писателям и поэтам: А. С. Пушкину, А.А. Блоку , С. А. Есенину, А. А. Ахматовой и др., героям их произведений.И,конечно же, воспеваю в стихах свой край мордовский, который безумно люблю.
Моя проблема.docx
Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества). Главным в преподавании литературы я считаю не только и не столько усвоение учащимися   определенной   суммы   знаний,   сколько   воспитание   у   них   нравственно­ эмоциональной   восприимчивости,   чуткости   и   доброты,   создание   предпосылок   для становления самостоятельной личности. Еще И.А. Гончаров писал, что "ум только тогда истинный и высокий ум, когда он и ум, и сердце вместе". В реальном педагогическом процессе я имею дело с конкретной (по А.Б. Орлову, "эмпирической")   личностью,   обладающей   своими   уникальными   возможностями   и способностями воспринимать и познавать мир и себя.   1.   Литература   (классическая)   –   сильнейший   инструмент   воздействия   на   ум   и чувства   учащихся,   способный   вызвать   радость,   восторг,   волнение,   гнев,   протест, неудовлетворенность, различные эстетические эмоции. 2. Сегодня, чтобы сохранить общечеловеческие ценности, учителю словесности уже мало   работать   традиционно   (использование   известных   методов   и   приемов).   В   зловеще опасной   ситуации   сплошной   компьютеризации,   когда   слова   превратились   просто   в «информацию», нужно отстаивать полную жизнь русской классики в школе. Это условие нашего   существования.   Это,   как   принято   сейчас   говорить,   вопрос   национальной безопасности,   самосохранения.   Не   читая   романа   «Евгений   Онегин»   и   повести «Капитанская   дочка   Александра   Сергеевича   Пушкина,   «Преступление   и   наказание» Федора   Михайловича   Достоевского,   пьес   Алексея   Николаевича   Островского,   романов Льва   Николаевича   Толстого,   поэзии   Цветаевой,   романов   Шмелёва,   мы   превратимся   в мутантов.  Из   всех   современных   технологий   наиболее   близка   мне  текстуально­ диалогическая, в которой первостепенная и решающая роль отводится работе с текстом. Залогом успешного изучения произведения является интерес ученика к предмету, желание встретиться с миром литературы, необходимое расположение читательской души к восприятию произведения. Для этого особенно важно, каким образом произойдет первая встреча с текстом художественного произведения. Поэтому либо я предлагаю учащимся медленное первопрочтение дома с последующим обменом мнениями и впечатлениями в классе, либо знакомство происходит непосредственно на уроке. Чаще всего это знакомство с поэтическими или драматическими произведениями, реже небольшими прозаическими.   При   этом   особенно   дороги   первые   впечатления,   отклики   читателей   или слушателей, их непосредственная эмоциональная реакция на прочитанное или услышанное. Важны   и   обмен   индивидуальными   мнениями,   желание   сравнить   свое   восприятие   с восприятием   одноклассников,   попытки   осмыслить   свои   чувства,   понять,   на   что   ты, читатель,   откликнулся.   Конечно,   здесь   следует   обратить   внимание   на   систематическое обучение   выразительному   чтению.   Истинное   выразительное   чтение   ­   итог   глубокого эмоционального и интеллектуального проникновения учителя и ученика в текст. Никакие звукозаписи не способны заменить живое слово  В Библии сказано: «В начале было Слово...». Почему слово?  Где бы я ни проводила отпуск, всегда старалась побывать в храмах, монастырях.  Что влекло меня туда? Может быть, тогда уже пыталась понять, что стоит за этой фразой, какое оно, Слово, что несли служители веры людям. Было непривычно и трудно. Позже, рассказывая   о   жизни   русских   писателей,   говорила   о   смятении   духа,   их   мучительных поисках цели и смысла жизни. Так постепенно я приходила к пониманию того, что стоит за всем этим. Боль души, обостренная совесть, вера, доброта, служение Богу, поиски смысла бытия, помощь страждущим и заблудшим. Эта вера в Слово заставляет людей плакать, мучиться, страдать, любить, жалеть, становиться лучше. Берегу в своем сердце эти воспоминания, открытия, к которым пришла, и стараюсь разбудить с помощью слова, литературы, творчества души своих учеников, сделать ребят лучше, чище. Нынешние программы, свобода, которую предоставили нам, словесникам, как нельзя   лучше   способствуют   этому.  Это   и  «возвращенные»  писатели,   это   и   уроки­ исследования, это и стремление много думать самому и учить размышлять других, да и вообще на многие вещи смотреть по­иному. Сегодня я делаю попытку рассказать о своих наработках – уроках, внеклассных занятиях, которые, как мне кажется, помогают привить вкус к слову. Помню, в 5­м классе на одном из уроков русского языка говорили о простых и сложных   предложениях.   А   накануне,   когда   дома   обдумывала   урок,   мелькнула   мысль объединить весь разговор темой зимы, добавив к нему литературный материал. Сейчас бы сказали: интегрированный урок. И получилось! Дети к тому же написали мини­сочинения. Влад писал о белой березе:  «Мне нравится береза зимой. Она красивая, белая и тихая. Зимой ее ветки голые, беззащитные. А еще зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках. Тогда всем ребятам весело. А вот птицам голодно. И люди ставят кормушки, чтобы подкармливать пернатых». Настя назвала свою работу «Елочка нарядная»: «Мое любимое дерево – ель. Зимой на ель падает много снежинок, и она становится серебряной. Под Новый год мой дед берет разрешение на выдачу двух елей. И когда он приходит в лес, то видит, что пушистые колючие ветви покрыты драгоценной парчой. А утром она переливается, как множество драгоценных камней. Вечером ель меняет наряд и становится еще красивее прежнего». А это Яна:  «Наступила осень. В сентябре еще была погода солнечная, а в ноябре выпал снег. Мой двор опустел, как будто уснул. Не слышны детские голоса. Стоит тишина. А во время каникул двор ожил. Я верю, что так будет всегда». Вот   другие   названия   этюдов   –  «Как   живая»,   «Хорошо   в   сквере»,   «Красавчик», «Дерево»,   «У   бабушки»,   «И   котенку   нравится»,   «Дождались»,   «Горка»,   «Снегири прилетели».  Сочинения еще слабые, но привлекают своей искренностью и внутренним желанием увидеть красоту, помочь ей, и кое­где уже намечается публицистический заряд: дети не просто описывают, а хотят как­то изменить мир. На другой день предложила: – Давайте поместим свои работы в стенгазету «Родная школа»? – Конечно! Ура! – А все сочинения? – робко поинтересовался Влад очень слабый ученик. – Да! Вскоре   на   стенде   красовалась   газета   с   тематической   подборкой  «Здравствуй, Зимушка­зима!».  Мы опубликовали все рассказы, чтобы ребята поверили в себя, узнали, что каждый труд души интересен, чтобы и в будущем их сердца откликались на все, что происходит вокруг.  Газета – это хорошо. Но ведь свой литературный журнал – лучше! Мысль эта не давала покоя. И вот три года назад у нас вышел в свет свой «Родник».  Нелегкое это дело – разбудить талант в ребенке, его интерес к слову направить в созидательное русло. Работа эта постоянная, а проводим ее мы и на уроках, и в перемены, и после школы. Первый   номер   журнала...   Это   был   действительно   радостный   день   для   всех   нас. Около пяти авторов самого разного возраста сказали в сборнике свое слово. Мы   старались   разнообразить   рубрики.   К   примеру,   под   общим   названием  «Мир глазами детей» поместили материалы старшеклассников, где они рассуждали о добре и зле. Идет процесс самопознания, что очень важно для подростков. Неподдельная   искренность,   высокая   эмоциональность   были   видны   и   в   детских сочинениях, опубликованных под рубрикой  «Фотография из семейного альбома».  Ребята по   нашей   просьбе,   придя   домой,   заглянули   в   фотоальбом   и   узнали   о   своих   близких родственниках много интересного неизвестного. Их лирические миниатюры нельзя читать без волнения. Вот рассказ о дедушке, который бежал из плена. А это повествование о воевавшем в Чечне солдате с израненной судьбой... Интересна и по­детски серьезна подборка под названием «Край ты мой родимый...». В работах и любование природой своего края, людьми, и желание сберечь эту красоту на долгие­долгие годы.  В журнале нашлось место и школьным поэтам, – а их оказалось не так уж и мало, – и «ляпам» из детских сочинений... Конечно, это было только начало. Может быть, не во всем удачное. Но, думаю, нельзя судить строго: ведь в произведениях сборника виден возраст авторов. Но зато в них нет   скучного   и   пустого,   равнодушного.   И   что   самое   главное   –   у   ребят   возникла потребность поделиться своей любовью со всеми, приобщиться к слову. Сейчас мы выпустили уже два номера. Раз от раза журнал становится все толще, а авторов его – все больше. Среди них не только дети, но и учителя… Заметно расширился круг вопросов, которые поднимает  «Родник». «Время и мы», «Скажи, кто твой друг...», «Переменка,   переменка...»,   «Родительский   дом»,   «Рецензии»   –  эти   и   другие   рубрики постоянно прописались на страницах нашего издания. Многие   мои   питомцы   продолжают   учебу   либо   в   вузах,   либо   в   колледжах   и училищах.   Выбор   профессий   довольно   широк   –   филолог,   психолог,   программист, математик,   юристы,   электронщики,   специалисты   по   охране   природы,   экономисты, менеджеры, журналисты... Думаю, творческий настрой в ребятах тоже сыграл свою роль в этом. Но самой большой наградой для меня стали слова одной родительницы:  «Таких лиц, какие я видела сегодня у ребят, на дискотеке не увидишь. И дома их  такими редко видим. Добрыми, счастливыми, радостными!». Значит, время проходит  не напрасно. Наши общие усилия приносят детям радость общения со словом. С любовью к нему уходят во взрослую жизнь мои ученики. Прекрасно сказала З. Романовская:  «Пусть слово живое твой разум разбудит, введет тебя в мир красоты». Только   красота   спасет   мир.   Природа   наша   больна,   поэтому   как   никогда   нужно охранять ее, беречь, чтоб нам улыбалось солнце, цвели цветы, радовали своим полетом белоснежные лебеди, березы не роняли печальных слез, и, чтоб поэтическое слово наших земляков продолжало согревать наши души и сердца. Сухомлинский   писал:  «Урок   –   не   самоцель:   урок   должен   давать   знания, развивать интерес к чему­то особенному». В   сердечной   тревоге   русские   философы   и   писатели   искали   те   здоровые   силы, которые могли спасти Россию. Неоднократно мы задаемся вопросом: где­ то здоровое ядро нации. На то, что можно опереться новой России? Это вопрос о русской духовности. Это и подтолкнуло меня к проведению на конкурсе урока­исследования «Православная Россия в слове мастера художественной прозы И. С. Шмелева». Это инсценированный урок­суд над помещиками   из   поэмы  «Мертвые   души»  Н.В.Гоголя,   проведенный   в   10   классе,   где прозвучала моя песня «Ее хранит и защищает лира». На открытом уроке в 11 классе по теме «Религиозное звучание поэзии А.А. Блока» прозвучало мое стихотворение, посвященное поэту. Изучая творчество С.А. Есенина, я прочитала ребятам свое стихотворение «Его поэзия как песня». На уроках литературы использую разные методы работы: творческое рассказывание, чтение авторских поэтических произведений, использование картин и многие другие. Сухомлинский писал, что «школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки…, но замечательные, блестящие уроки дают там, где имеется и еще что­то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся ВНЕ УРОКОВ».  Будучи руководителем драматического кружка, я инсценировала с ребятами мордовскую народную   сказку  «В   лесной   избушке»  в   авторской   обработке.   Проводили   вечер, посвященный творчеству Пушкина, где звучала моя песня «Пушкина сказочный мир».  Я заметила, что авторские стихи и песни исполняют учащиеся с особым желанием. Ведь   в   них   особое   очарование:   новизна   и   необычность,   и   какое­то   свежее   дыхание. Проводила   я   авторские   вечера  «Я   делюсь   своим   счастьем»,   «Живу   тобой,   мой   край родной!», «Я восхищаюсь вами, земляки!», где прозвучали песни и стихи о родном крае, о школе, о маме, о временах года, о любви, о счастье. И я поняла, что эти вечера оставили в душах и сердцах учеников тот огонек, то особое тепло, которого так сейчас не хватает всем нам. А это значит, что мое творчество дает добрые всходы. А это самое главное в работе учителя. Формированию   нравственных   качеств   учащихся   способствуют  межпредметные связи, умения и навыки,  полученные учащимися на уроках музыки и изобразительного искусства. Например, прием словесного рисования основан на умении учеников видеть мир в его многообразии и неповторимости, чувствовать прекрасное, удивляться необычному, сопоставлять зрительные и словесные образы. Начинается работа по обучению словесному рисованию с обычного иллюстрирования произведений. Так, например, учащимся 5 класса при изучении повестей Н.В. Гоголя предлагаются задания типа: "Нарисуйте самый яркий (самый   важный)   эпизод   в   произведении",   “Какими   вы   увидели   героев   данного произведения?”,   “Как   бы   вы   проиллюстрировали   данное   стихотворение?”,   “Как   бы   вы оформили обложку, этой книги, если бы вам пришлось ее издавать? С какими словами вы обратились бы к читателям этой книги?” Это помогает учащимся воспринять содержание книги в соответствии с замыслом автора, вызывает у них зрительные ассоциации, которые они   потом   учатся  выражать   словесно.   Однако   и   после   того,   как   ребята   научатся прекрасно "рисовать словом", я обращаюсь к этим полюбившимся заданиям, помогающим им творчески самовыразиться. К   таким   заданиям   можно   отнести  словесное   рисование   эпизодов  (“Каким   вы увидели   бой   купца   Калашникова   и   опричника?”,   “Как   выглядело   бы   место   съемок поединка Мцыри с барсом?”), словесное портретирование (“Как должен выглядеть актер, играющий   роль   Акакия   Акакиевича?”,   “Как   выглядит   Мцыри   во   время   исповеди?”), описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений (“Что бы вы увидели,   если   бы   отправились   на   прогулку   с   Буниным?”,   “Какими   бы   красками   вы "разукрасили"   стихотворение?”),   описание   фантазий   не   только   зрительных,   но   и музыкальных   ­   все   это   развивает   воссоздающее   и   творческое   воображение   учащихся, способствует   овладению   ими   эмоционально­образной   речью,   благотворно   влияет   на эстетическое развитие детей в целом. Становясь   старше,  ученики   с   удовольствием   выполняют   подобные,   но усложненные   задания.   Например,   девятиклассникам   я   предлагаю   описать   литературное путешествие   по   Петербургу   Евгения   Онегина   или   описать   изменения   выражения   лица Онегина в разных эпизодах романа. С большим интересом старшеклассники составляют коллажи по творчеству отдельных авторов, особенно поэтов Серебряного века. Например, в 11 классе ученикам предлагается составить коллаж “Образ мира, в слове явленный” по поэзии Б.Л. Пастернака. Отдельно следует сказать о роли  музыки в  нравственном развитии учащихся на уроках   литературы.   Музыка   помогает   научить   ребят   более   глубоко   и   разносторонне воспринимать художественное произведение, "вслушиваться" в него, развивает внутренний слух и внутреннее зрение, которые составляют основу развития творческого воображения, необходимого   любому   человеку.   Музыкальные   ассоциации   позволяют   подчас   раскрыть тайну литературного образа, увидеть его нравственный ореол. Например, при изучении "Гранатового   браслета"   А.И.Куприна   учащимся   предлагается   сравнить   чувства   и переживания телеграфиста Желткова и собственные переживания после  прослушивания второй сонаты   Бетховена, а затем вслушаться в письмо   Желткова   Вере Николаевне. Понять неповторимость образа ­ лирического переживания, своеобразие эмоционального настроя   произведения   в   целом   помогают   и   задания   иного   плана,   например,   задание подобрать музыку к кинофильму, который можно снять по повести  Н.В. Гоголя “Шинель” или поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”. Конечно, подобное задание может выполнить не каждый, но всегда находятся ученики, готовые попробовать себя в роли звукорежиссера. Эффективной   работе   по   формированию   нравственных   качеств   учащихся способствуют   такие   приемы   работы,   как   составление  "режиссерских   ремарок"   к драматическим   произведениям   и   написание   "режиссерского   комментария"   к произведениям эпическим, “игровое киносценирование”, которое позволяет ученикам в игровой форме научиться понимать авторский замысел, авторское отношение к героям и их поступкам, а также законы построения произведения и роль художественной детали в нем. Например, учащимся 8 класса дается задание составить текст "режиссерских ремарок" к самым важным для понимания характеров героев сценам комедии Н.В.Гоголя "Ревизор": "Вы режиссеры­постановщики. Какие требования вы будете предъявлять к игре актеров? Какие   замечания   помогут  им   лучше  сыграть   свои  роли?"   А изучая  в  11  классе   роман Е.Замятина   "Мы",   учащиеся   пишут   сценарий   к   воображаемому   фильму   и   дают необходимые для исполнения ролей режиссерские комментарии. Чем старше ученики, тем сложнее становятся произведения русской литературы, предлагаемые   программой,   тем   более   глубокого   и   внимательного   рассмотрения   они требуют. Самостоятельная   творческая   и   исследовательская   деятельность   на   уроках постепенно заменяет игру, меняются и методы, и приемы работы. Так,   для   выявления   читательского   восприятия   произведения   проводятся   уроки обмена мнениями по заранее предложенным вопросам. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные" в 10 филологическом классе учащимся предлагается поразмышлять над следующими вопросами: 1. Кому из  героев романа вы сочувствуете, кто вызвал неприязнь? 2. Каким вы представляете Ивана Петровича? 3. В чем   вы   видите   причины   несчастий   героев   романа?   4.Что   поразило   вас   в   образе   князя Валковского?  Каким бы вы хотели увидеть финал романа? Затем вопросы обсуждаются в классе. Уроки­диспуты   и   уроки­конференции  помогают   научить   ребят   отстаивать собственное мнение, спорить, не бояться быть самим собой, даже если твое мнение не совпадает с мнением многих. Особенно интересно проходят такие уроки при работе с критическими   статьями,   содержащими   взаимоисключающие   точки   зрения.   Например, изучая комедию “Ревизор” Н.В. Гоголя в 8 классе, предлагаю провести диспут по образу Хлестакова с использованием высказываний о герое самого автора и писателей 20 века Д.С. Мережковского и В. Набокова. При изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе   проводится   урок­диспут   “Кто   такой   Базаров?”.   Учащимся   предлагаются   для обсуждения   статьи   Д.И.   Писарева   "Базаров",   А.И.   Герцена   "Еще   раз   Базаров",   М.А. Антоновича   “Асмодей   нашего   времени”,   И.С.   Тургенева   "По   поводу   "Отцов   и   детей". Учащиеся   с   большим   желанием   высказывают   свои   мнения,   причем   не   менее противоречивые, чем мнения литераторов XIX века.  Главное, что на таких уроках не остается   равнодушных.  Подобные   уроки   проводятся   и   при   изучении   пьесы   А.Н. Островского "Гроза", романа И.А. Гончарова “Обломов”. При изучении темы "Поэтические течения в русской литературе конца XIX ­ начала XX   века"   в   11   классе   я   провожу   урок­конференцию.   Учащиеся   получают   задания   по группам,   которые   представляют   каждое   литературное   течение.   Группам   предлагается познакомиться   с   теоретическими   работами   и   поэтическими   произведениями соответствующих авторов, воспоминаниями современников и мнениями литературоведов сегодняшнего дня, сравнить их со своими читательскими впечатлениями. На конференции 6."представители"   разных   течений  рассказывают  о  своих  взглядах   на  мир   и  искусство, делятся своими мнениями о творчестве разных поэтов, а иногда и спорят. Затем учащиеся представляют творческий отчет в виде реферата.   Большое   значение   в   нравственном   развитии   учащихся   имеет   работа   по лингвистическому   анализу   текста   художественного   произведения,   по   сопоставлению произведений   разных   видов   искусства,   рукописей   и   разных   редакций   произведений,   по изучению   дневниковых   записей   и   писем   писателей.   Так,   серьезное   знакомство   с философией   Л.Н.   Толстого   в   10   классе   предполагает   самостоятельную исследовательскую работу с дневниковыми записями писателя, заранее отобранными учителем. Учащимся предлагается изучить дневниковые записи Л.Н. Толстого и сделать выводы об эволюции его взглядов на жизнь и искусство. Одним из самых трудных и интересных видов работы по нравственному развитию учащихся   является  сочинение.  Этот   вид   работы   открывает   поистине   неограниченные возможности   развития   творческого   воображения,   способностей   учащихся   и   их самовыражения. Главное здесь ­ стремление выразить свое собственное мнение, а не искать подтверждения   чужим   мыслям,   желание   творить   и   познавать   радость   самостоятельных открытий. На своих уроках я предлагаю ученикам написать нетрадиционные сочинения. Это сочинение   загадок,   сочинения­"биномы   фантазии"   (берутся   любые   два   слова, предложенные учениками, и пишется рассказ, в сюжете которого их нужно как­то связать), сочинения по мотивам пословиц и поговорок (например, сочинение "Без труда не вынешь и рыбку из пруда"), сочинение сказок на различные темы в 5­6 классах, а в более старших классах ­сочинения­подражания какому­либо автору, его творческой манере. Например, ученикам   10  класса   при   изучении   романа  И.С.   Тургенева   "Отцы   и   дети"   предлагается написать письмо Аркадия Кирсанова к своему отцу, где рассказывалось бы о его новом друге   Евгении   Базарове,   что   позволяет   ребятам   "окунуться"   в   жизнь   XIX   века, почувствовать стиль Тургенева и понять характеры героев.   Кроме   того,   с   интересом   учащиеся   работают   над  сочинениями­отзывами, например,   "Толстого   надо   читать   с   юности",  сочинениями­эссе  ("Мой   Бунин"   или  сочинениями   ­   эмоционально­образными "Перелистывая   дневники   Печорина"), комментариями  к   отдельным   эпизодам,   сценам   из   художественных   произведений,  сочинениями­диалогами   с   писателем   или например, литературным героем ("Каков должен быть идеал женщины?" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") или "Письмо Софье в защиту Чацкого").    “Исповедь   Базарова”, Так можно оторвать наших детей от «экранов с игрушками. И еще поможет  в этом творчество, вернее,  сотворчество учителя и ученика, С высоты своего опыта я понимаю, что преподавание литературы в школе в наши дни есть воспитание серьезного, даже сакрального отношения к слову. Но как оторвать наших детей от «экранов с игрушками»? Поможет только творчество, вернее сотворчество учителя и учеников. Поэтому, казалось бы, в обычные уроки, я стараюсь внести какую­то интригу в фоновое оформление, антураж. Так, например, на уроке, посвященном жизни и творчеству Марины Цветаевой, обязательно появятся   ветки  красной  рябины  и  шум  моря. Интонационным  камертоном учительского   слова   о   жизни   писателя   считаю   мемуары,   дневники,   письма,   страницы автобиографических книг (это в работе по Льву Николаевичу Толстому). При   объяснении   лиризма   и   лирической   природы   в   творчестве   К.Чуковского,   С. Маршака, Н. Носова, В. Драгунского готовлю биографические факты: все эти писатели сначала   сочиняли   для   собственных   детей,   потому   что   хотели,   чтобы   их   дети   читали настоящие книги. Здесь замечательно использование аудиозаписи с голосом писателя. На урок по автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность» прошу детей принести семейные фотоальбомы, подготовить рассказ «Моя семья», понимая, что сквозной   идеей   здесь   является   идея   дома,   семьи,   добрых   и   уважительных   отношений между детьми и взрослыми и т.д. Перед уроком­путешествием «По следам фольклорных экспедиций» в 6 классе я готовлю маленький фильм­очерк «Право русского фольклора». Главная тема фильма – богатство   русского   национального   наследия   и   ущербность   американской   культуры, которая не имеет фольклорного фундамента. Она лишена традиций. Таким образом, мое начало урока – интрига, которая вызывает заметный интерес детей, формирует чувство гордости за свой народ.   Как учитель словесности, я чувствую огромную ответственность за судьбы своих учеников, понимая, что с каким языком наши дети выйдут из стен школы – от этого в значительной мере зависит дальнейшая судьба его творческих способностей, его жизнь. 1) Не позволять пользоваться шпаргалками при выполнении творческих работ. 2) Самая эффективная работа по развитию речи – эссе. В этом стиле более всего проявляется личность автора, его мысли и чувства. Ведь эссе – это размышление детей по поводу услышанного, увиденного, просмотренного.   Работа   по   эмоциональному   раскрепощению   (моноспектаклей).   Республиканская творческая олимпиада по литературе – 3 место Даша Тебайкина. После   посещения   Республиканского   музея   Эрьзи   учениками   были   созданы прекрасные   эссе   на   тему   «Он   создал   волшебство   в   содружестве   с   природой».   Это неподдельно, искренне. Привлечение к сотворчеству – важный момент в развитии творческих способностей учащихся и их способности к созданию их поэтического слова. Так, например, когда ко мне   обратились   с   просьбой   написать   «Гимн   Чамзинского   района»,   я   посвятила   в   это старшеклассников   и   на   занятиях   «Проба   пера»   кружка   «Родничок»   посоветовалась   с детьми, что можно воспеть из истории жизни района, судеб людей в поэтических строках гимна. Их соучастие было несоразмерно. Описанные мною приемы работы помогают решать задачу нравственного развития личности.  Главным   результатом   своей   работы   я   считаю   то,   что   ученики   не   только   имеют прочные,   глубокие   знания,   но   и   демонстрируют   нравственные   суждения.   Нравственные чувства.   У   них   сформированы   навыки   "эмоционального"   чтения,   когда   прочитанное находит отклик в их мыслях и чувствах, умение вдумываться в произведение и видеть в нем всю глубину взаимосвязей, психологическую и социальную обусловленность поступков героев, чувств и мыслей автора, умение видеть в книге источник духовного наслаждения. У   моих   учащихся   развита   эмоционально­образная   речь,   их   рассуждения   при   этом самостоятельны и оригинальны. Учение с удовольствием, возможность свободно мыслить и говорить позволяют раскрывать индивидуальность учеников. Многие мои ученики пишут стихи, повести, песни, а некоторые из них связывают с литературой свое будущее. В своем выступлении я рассмотрела далеко не все возможные приемы, методы и формы работы, способствующие эмоционально­образному развитию учащихся на уроках литературы.   Этот   перечень   должен   быть   поистине   бесконечен,   ибо   каждый   урок литературы – это урок совместного творчества учителя и учеников, урок духовности и человеколюбия. Только такие уроки, на мой взгляд, позволяют формировать творческую личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно “жить, думать, чувствовать, творить, свершать открытья”. Перспективные направления дальнейшей работы по формированию нравственных качеств учащихся на уроках литературы с использованием личного авторского творчества вижу в следующем: 1. Гуманизация в процессе соавторства (больше предлагать детям экспериментов в написании стихотворений о Родине и о родном крае.) 2. Привлекать внимание учащихся к людям, живущим рядом, достойным уважения своим трудом.

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .

Методическая разработка на тему "Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества учителя)" .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017