МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
6 кл
09.03.2017
МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей, которые занимаются воспитательной деятельностью студентов в средних специальных учебных заведениях. Тема методической разработки рассчитана на студентов третьего-четвертого курса колледжа и должна помочь будущему специалисту усвоить моральные принципы общения и правила культуры поведения в современном обществе. Ведь всем известно, что нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.Классный час
методическая разработка открытого классного.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА   открытого  классного  часа:  «ЭТИКЕТ  И  МЫ» Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей, которые   занимаются   воспитательной   деятельностью   студентов   в   средних специальных учебных заведениях. 2 Тема   методической   разработки   рассчитана   на   студентов   третьего­четвертого курса   колледжа   и   должна   помочь   будущему   специалисту   усвоить   моральные принципы общения и правила культуры поведения в современном обществе. Ведь всем известно, что нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе. 3 1. ОГЛАВЛЕНИЕ. 1. Введение.                                                                                                  ­  4                                           2. Основная часть (сценарий  классного часа).                                         ­  5 3. Заключение.                                                                                              ­  16 4. Литература.                                                                                               ­  18 5. Приложение                                                                                               ­  19 4 2.  ВВЕДЕНИЕ.         Культура поведения  ­ это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Каждый   член   общества   обязан   выполнять   действующие   нормы   поведения, основные   принципы   которых:   уважение   к   окружающим,   уважение   к   старшим   и женщине,   понимание   собственного   достоинства.   И   вполне   естественно,   что бедующий специалист и руководитель, каким является выпускник колледжа, должен знать и придерживаться общепринятых правил поведения в данном обществе. Культурный человек всегда знает и готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, не выставляет напоказ   свои   изысканные   манеры,   а   проявляет   свою   воспитанность   в   самых незначительных поступках повседневной жизни. Потребность   в   человеческих   контактах   особенно   сильно   развита   у   молодежи. Эмоциональность, романтизм, поиск новизны соединяют ее множеством уз и связей с жизнью других людей, с обществом в целом. Через общественные связи и отношения человек,   а   молодой   в   особенности,   познает   окружающий   мир,   формирует   свое сознание в самосознание, проявляет и совершенствует способности и нравственные качества, становится личностью. К   сожалению,   нравственное   оскудение   и   отсутствие   внешней   культуры поведения являются отличительной чертой нашего времени. 5 Основные цели проведения классного часа: ­   повысить   уровень   нравственной   просвещенности   студентов   о   проблемах взаимоотношений между людьми;  ­ помочь в изучении своего внутреннего мира; ­ приобщить молодых людей к опыту нравственных исканий многих поколений человечества; ­ аппелировать к личному опыту студентов, к их чувствам и эмоциям; ­   побуждать   к   выражению   собственного   мнения,   оценки,   что   стимулирует формирование ценностных ориентаций;  ­ знакомство с образцами западной культуры. Студенты должны знать: ­ основные правила культурного поведения в общественных местах, семье, быту; ­ основные правила деловых отношений;  ­ основные требования к деловому разговору;  ­ основные требования к внешнему виду;  ­ основные правила этикета. Классный час построен таким образом, что предполагает много вопросов, отвечая на которые, студенты учатся высказывать свои суждения при большой аудитории, правильно   выражать   свои   мысли,   отстаивать   собственное   мнение,   вступать   в полемику со сверстниками и преподавателем. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Сценарий  классного часа: «Этикет и мы». Ведущий   1.     Культура   поведения  ­   это   неотъемлемая   часть   мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Наше   ежедневное   общение   в   семье,   на   работе,   в   транспорте,   на   улице,   со «своими» и «чужими» ­ это та реальность, в которой мы живем, та повседневность, о которой редко задумываемся. Ведущий   2.  Человек   не   может   жить   один,   и   потребность   в   человеческих контактах   особенно   сильно   развита     у   молодежи.   Поиск   новизны   соединяет   ее множеством   уз   и   связей   с   жизнью   других   людей,   обществом   в   целом.   Через общественные   связи   и   отношения   молодой   человек   познает   окружающий   мир, формирует свое сознание в самосознание, становится личностью. А существуют ли какие ­ либо общечеловеческие правила, которые  признаются абсолютно всеми? Ведущий 1. Таких единых общечеловеческих правил нет, но есть общий принцип, на   котором   они   строятся.   Этот   принцип,   так   называемое,  «золотое   правило нравственности»,  которое   является   критерием  нравственного   поведения  всех цивилизованных народов. 6 Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось. Оно гласит следующее:  «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятны, пусть не делает другим людям». Ведущий 2.  Анализ содержания «золотого правила» является одной из заметных тем   в   истории   этической   мысли.   В   античной   этике   можно   часто   встретить рассуждения по вопросам, которые по своему существу весьма близки к «золотому правилу», например, известны рассуждения Сократа, о том, что  лучше испытать несправедливость, чем совершить ее. Ведущий   1.  Известный   русский   писатель   18   века   Фонвизин   идет   в   своих размышлениях дальше, он писал: взять за правило не делать того другому, чего бы ни пожелал себе, плюс делать то другим чего пожелал бы себе. Казалось бы, все легко и просто: делай то, что нужно и все будет хорошо, однако, в человеке вечно идет борьба между тем «что желаешь» и тем, «что нужно и должно» делать. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, т.е. свою систему «должного» поведения. Чтец   1.  Первые   пособия   о   правилах   поведения,   поучающие,   как   себя   вести, появились в средние века. Эти правила понимались как стандарт поведения. Каждый гражданин должен был руководствоваться определенным кодексом правил в своем поведении в отношении к власти, церкви, домочадцам и т.д.  Такой стандарт поведения называется  этикетом. От знания этикета и умения себя вести часто зависела не только карьера, но и жизнь придворных, а порой и самих монархов.  При   дворе   этот   стандарт   поведения   имел,   прежде   всего,  ритуальную  форму, которая   должна   была   возвеличивать   царствующую   особу   и   закрепить   сословное деление в обществе. Из­за  нарушений  правил   этикета   нередко   срывались  дипломатические   миссии, разгоралась вражда между наиболее влиятельными при дворе феодалами, это могло послужить поводом для войн. Чрезвычайно строго предъявлялись требования к соблюдению правил этикета в восточных   странах,   особенно   в   Китае   и   Японии.   Европейцы,   попадавшие   в императорские дворцы, должны были претерпеть целый ряд унижений, чтобы быть представленными царствующим особам. В конце 17 ­ начале 18 веков голландские купцы   начали   осуществлять   торговые   связи   с   Китаем   и   Японией,   им   пришлось покорно и раболепно выполнять различные этикетные предписания, чтобы добиться заключения договоров по обмену и разрешению торговли европейскими товарами в этих   странах.   Одной   из   таких   обязанностей   было   систематическое   подношение подарков царствующей особе ­ сегуну, и для этого раз в год директору голландской фактории   и   нескольким   его   подчиненным   нужно   было   приезжать   в   Токио   и демонстрировать свою верность и преданность. Немецкий врач Э. Кемпфер так описывал подобную миссию в 1691­1692гг.: «… мы   ожидали,  стоя   в   течение   часа   пока   император   займет   свое   место   в   зале   для аудиенций.   Как   только   начальник   наш   вошел   в   зал   раздался   громкий   крик: «Голланда­капитан!», что было знаком подойти ближе и нижайше поклониться. В соответствии   с   указанием   он   полз   на   коленях,   опираясь   об   пол   руками,   к отведенному   для   него   месту,   между   подарками,   разложенными   в   надлежащем порядке, и возвышением на котором восседал император. Затем, не поднимаясь с колен, он поклонился так низко, что коснулся лбом пола и в той же позе должен был пятиться назад словно краб, так и не вымолвив ни единого слова». 7 Требования   этикета   были   столь   сложны,   что   появились   специальные   люди, знающие все тонкости придворных ритуалов ­ церимонимейстеры. И были они столь строги, что даже монархи не имели права их нарушать.  Воспитанность,   культура,   аристократизм,   учтивость,   умение   вести   себя   в обществе   ­   всему   этому   учили   не   всех,   а   только   избранных.   И   хорошие   манеры становятся   признаком   превосходства,   просвещенности   в   противовес   грубости   и вульгарности простолюдинов. В   16­17   в.   этикет   стал   отличительной   чертой   светского   человека.   Тогда   же появились первые пособия по этикету в разных странах, в том числе и на Руси. Одно из первых ­ «Домострой». В нем отражение всей предшествующей жизни, собранной в сборник   правил   и   наставлений,   как   «должно   жить».   Это,   прежде   всего,   свод нравственного поведения человека. Что делать, но не как делать. Он учит: ­ не красть ­ не лгать ­ не оклеветать ­ не осуждать ­ не бражничать ­ не насмешничать  ­ не гневаться ни на кого ­ с большими быть покорными и послушными ­ с меньшими и убогими ­ приветными и милостивыми Ведущий 2.  Время   не   стоит   на   месте.  Прогресс   всегда   выражается   в   борьбе нового со старым. Правила вежливости и культурного поведения не избежали этой участи.   Наряду   с   чисто   формальными   правилами,   ограниченными   временными рамками и сословной принадлежностью, вырабатывались и такие, которые пережили свое   время   и   были   подхвачены   новыми   поколениями,   как   необходимые   правила регулирования человеческих отношений. И нам необходимо выделить из наследия прошлого те рациональные зерна, которые сохраняют свою ценность и поныне.  Ведущий 1 .  Даже не соблюдая правил этикета, каждый из нас может выделить в общей   массе   человека   культурного,   воспитанного,   в   присутствии   которого автоматически   хочется   вести   себя   достойно.   Каждый   из   нас   способен   выделить человека   некультурного,   невоспитанного,   невежественного,   которого   принято называть хамом. «… существует в этикете понятие хамство, это один из пороков человека, невежественного   в   нравственном   отношении.   Хам   не   чувствует   душевного состояния   другого   человека,   он   способен   сыпать   соль   на   сердечные   раны; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться 8 в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно» ­ говорил В. Сухомлинский. Ведущий   2.  Соблюдая   общие   требования,   необходимо   выработать   свой   стиль поведения. Но этот стиль должен выражать личность человека, а не его стремление выделиться. Для человека очень важно понимать, что жизнь ­ не сцена, и поэтому надо в своей жизни быть, а не казаться. "Быть" ­ это быть самим собой, таким, каким подсказывают   собственные   убеждения,   собственная   совесть,   быть   со   своими недостатками и достоинствами. Ведущий 1.  По­настоящему культурный человек живет по принципу "быть", как бы трудно это ему не давалось, он всегда естественен, ведет себя непринужденно, не заискивает и не лицемерит, его не смущают должность или общественное положение собеседника. Наоборот, тот, кто старается "казаться", в первую очередь пытается продемонстрировать свой, самим придуманный "авторитет", образ "умного и самого хорошего". Как это ни странно на первый взгляд, тем, кто живет по принципу "быть", труднее   в   жизни,   более   того,   с   ними   труднее   жить   и   работать,   ибо   честность, объективность,   смелые   суждения,  невзирая   на  ...   далеко   не   всем   по   вкусу.   Куда проще   соседствовать   с   недалеким   подхалимом,   двуличным   трусом,   имитатором, который сам ничего не может и с других много не требует. Ведь   еще   Сенека   считал:  «Не   хотим   ­   вот   причина,   не   можем   ­   только предлог». Ведущий 2. Но прогресс двигают именно те, с кем трудно. Надо отметить, что в большинстве   случаев   именно   они   самокритичны,   ответственны   за   свои   действия, способны сомневаться и критически относиться и к своим, и к чужим мыслям и действиям. Доброта и культура таких людей не лезет в глаза, она незаметна, потому что это их человеческая сущность. Воспитанный   человек  ­   это   не   только   образованность,   не   только   правильные привычки, усвоенные в семье, а в первую очередь внутренняя культура, основанная на   постоянном,   непрерывном   самообразовании   и   самовоспитании,   на   уважении   к другому человеку, на желании быть интеллигентным, в самом лучшем понимании этого слова. Часто   задается   вопрос:   какого   мужчину,   какую   женщину   назвать   красивыми? Проводятся   конкурсы   "мисс"   и   "мистер",   определяются   внешние   параметры красавиц и красавцев, демонстрируются приемы и рецепты увеличения бицепсов и уменьшения талии, удлинения ног и укорачивания волос на теле и т.д. Заканчивается конкурс,   и   вот   первая   красавица   или   красавец   в   улыбках   и   блицах   фото   ­   и видеокамер дает интервью ­ и что же?  Ведущий 1.  Вся прелесть пропадает ­ ни одной своей мысли, ни одного умного слова, тонкой шутки и обычной искренности. Сиюминутный лоск, внешний стандарт, предварительно навязанный зрителю ­ вот и все. Поэтому главное в красоте человека ­ обаяние, обаяние как внешнее проявление внутренней красоты. Обаятельный   человек   ­   обязательно   умный,   деликатный,   тактичный,   он исключительно из тех, кто живет по принципу "быть", а не "казаться", его красота ­ в красоте его души. 9 А.П. Чехов писал: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли ­ боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами". Ведущий     2.  Уместно   спросить,   а   почему   в   обществе   еще   много   внешне эффектных пустышек, подлиз, подхалимов и прочее? К сожалению, еще велик на них социальный заказ как со стороны добившихся служебного положения имитаторов и лицемеров,   так   и   со   стороны   высокопоставленных   циников.   Цинизм,   даже   в сочетании   с   умом,   знаниями,   соблюдением   правил   поведения,   несовместим   с понятием   истинной   культуры   и   воспитанности.   Основные   проявления   цинизма заключаются   в   наглом,   бесстыдном   поведении,   откровенном   презрении   к общепринятым нормам морали и этики, неуважении к людям и обществу в целом. Ведущий  1. Прийти к цинизму не так сложно: сначала ­ самовлюбленность, потом ­ самовлюбленность, доведенная до неприятия другого мнения и другого человека вообще, далее ­ просто безнравственность и ее апофеоз ­ цинизм. Проблема   же   воспитанного,   высококультурного,   благородного   человека   ­   это доверчивость в сочетании с непониманием: как может быть иначе? Он не понимает, как можно жить дрязгами и склоками, как можно жить без высокой литературы и подлинного искусства, ему непонятен смысл подмены настоящей работы имитацией, он не понимает, зачем ради степени или звания идти на плагиат или псевдонауку. На чем же основывается поведение воспитанного человека? Ведущий   2.  Во­первых,   на   уважительном   отношении   к   людям,     воспитанному человеку проще разочароваться потом, чем изначально настраивать себя против всех или против большинства. Конечно,   он   видит   недостатки   и   просчеты   окружающих,   но   его   надо   долго убеждать в отрицательных качествах, ибо положительные начала в человеке ­ для него главное. И это во­вторых. То есть воспитанный человек готов к тому, что людям свойственны и достоинства, и недостатки. "Учтивость   и   скромность   свидетельствуют   о   подлинной   нравственности человека" – говорил Оноре де  Бальзак. Ведущий 2. Тактичность ­ одно из основных таких качеств, оно основывается на понимании того, что другому человеку может быть не по себе, что кто­либо может доставить ему неприятность или вызвать неприязнь. Тактичный человек всегда готов Ведущий   1.  В­третьих,   воспитанный   человек   всегда   постарается   своим поведением,   своими   действиями   обеспечить   добрые   взаимоотношения   между коллегами.   Однако   по­настоящему   честный   человек   не   должен   терпеть   хамства, двуличия, бестолковости, наглости и обязан давать им отпор. Но этот отпор должен пресечь зло, а не разжигать его, должен быть направлен на ошибки и недостатки, а не на самого человека. Культура поведения зависит не столько от знания общепринятых норм и правил, сколько от черт характера, которыми каждый человек обязан управлять.  "Поведение  ­  это   зеркало,   в   котором   каждый   показывает   свой   истинный облик" ­ писал Иоанн  Гете. понять переживания другого и старается предупредить возможный инцидент, не применяет (по крайней мере первым) повышенных тонов, а тем более грубости. 10 Ведущий 1.  Очевидной бестактностью будет демонстративное проявление своей неприязни,   но   и   бестактно   будет   на   людях   чрезмерно   изливать   свою   симпатию. Бестактно излишнее любопытство, тем более если оно проявляется в подглядывании и подслушивании. Тактичный человек сделает вид, что он не заметил неловкость, поможет другому в трудном положении, никогда не будет злословить и сплетничать. Особенно недопустимо смеяться над физическими недостатками и над проблемами, возникшими у коллеги или знакомого, обсуждать его личную жизнь. Ведущий   2.  Культурный   человек   неприметен   в   проявлении   такта,   он   всегда считается с окружающими, но не приспосабливается к ним. Культурного человека всегда отличает вежливость, антиподом которой является грубость. Вежливый ­ значит желающий добра, не допускающий даже возможности обидеть другого.  Грубость  ­   характеристика   хама, ­   проявление   низменной самовлюбленности,   желание   унизить   собеседника,   несдержанности.   Когда   нечего сказать,   нет   разумных   доводов,   в   дело   вступают   оскорбления,   ругательства   и неприличные выражения.  грубость  Ведущий 1.  Воспитанного   человека   отличает   скромность,  которая   обязательно сочетается с требовательностью к себе. Но скромность не должна проявляться в застенчивости,   в   собственной   недооценке,   в   боязни   сказать   что­либо,   неумении отстаивать свои убеждения. Культурный   человек,   будучи   скромным   и   проявляя   тактичность,   обладает чувством   собственного   достоинства,   высшим   проявлением   которого   является понятие чести. "Честь имею" ­ так высшим образом оценивали в России уважающие себя   люди.   Для   такого   человека   не   приемлемы   подлость   и   низкие   поступки, собственная честь, честь любимой женщины, честь и достоинство Родины для него превыше всего и в экстремальных условиях ­ выше и дороже самой жизни. "Вежливость   порождает   и   вызывает   вежливость"   –   говорил   Эразм Роттердамский. Ведущий   2.  Воспитание   в   себе   положительных   качеств   (а   значит,   сильной   и обаятельной личности) может быть только многогранным и сочетает в себе высокую мораль и требовательность, уважение к труду и образованность, любовь к жизни и ее любым проявлениям, уважение к старшим и женщинам, любви к детям и стремлении помочь слабым; важную роль играет эстетическое самовоспитание выражающееся в развитии способности понимать прекрасное, потребности в постоянном общении с литературой, театром, живописью, музыкой, другими видами искусства. Перед   высококультурным   и   воспитанным   человеком   всегда   стоит   проблема выбора.   Он   не   только   не   боится,   а   поощряет   в   себе   сомнения   и   раздумья   над возможной дилеммой, принятие принципиального решения для него ­ нравственная проблема. Ведущий 1. Такой проблемы нет у имитатора, подхалима, подлеца, эгоиста ­ они всегда готовы к имитации, к подлизыванию, к подлости, готовы любить только себя. Сиюминутная выгода, постоянная слабина к себе, нежелание решать проблемы на 11 основе   высокой   требовательности   и   самокритичности   упрощают   жизнь.   Но   в конечном итоге от этого страдают все и вся. Полезные люди не могут в полной мере реализовать   себя   и   свои   достоинства,   страдает   общее   дело,   а   мелкий   человек мельчает   еще   больше,   личность   его   разрушается   не   в   меньшей   мере,   чем   у опустившегося   человека.   Недаром   многие   гиганты   человеческой   мысли   всегда подчеркивали, что  оказавшийся в силу  обстоятельств  внизу социальной  лестницы человек   может   сохранить   свою   личность   и   достоинство,   а   поднявшийся   наверх подонок   и   дурак   этих   качеств   от   своего   положения   не   приобретет.   Достаточно вспомнить героев Толстого, Достоевского, Пушкина, Чехова, Гоголя, Грибоедова, Горького. Чтец 2. Любое общение начинается со знакомства и приветствия, правила которых просты и очевидны с точки зрения общих принципов этикета. Для  того чтобы познакомиться или познакомить, достаточно назвать фамилию, имя, отчество.  Общепринятые   нормы   определяют,   что   представляются   или   представляют первыми   мужчин   женщине,   младших   по   возрасту   или   служебному   положению старшим. В том случае, когда хозяин знакомит людей одного пола и возраста, он должен   представить   менее   знакомого   человека   более   знакомому,   родственника   ­ знакомому. В представлении  родственников есть ряд особенностей. Всех знакомых, друзей представляют родителям, в первую очередь ­ матери. Вообще при представлении целесообразна вежливая форма обращения.  При представлении мужчина и молодая девушка всегда встают. При знакомстве (как и приветствии) необходимо смотреть в глаза, сохраняя дружелюбное выражение лица. Руку первой подает женщина, старший ­ младшему, начальник ­ подчиненному. Любое знакомство удобно сопроводить легким поклоном, но без резких, вычурных движений,   и   краткой   фразой:   "Очень   приятно",   "Рад   с   вами   познакомиться." Целесообразно,   чтобы   новые   знакомые   обменялись   несколькими   фразами, инициатором   такой   непродолжительной   беседы   должен   выступать   старший   по возрасту или положению или женщина. Чтец 3.  Правила обращения друг к другу, к обществу, как и любые правила, не пустая   формальность.   Общепринятым   и   основным   в   русском   языке   является обращение   на   "Вы"   и   по   имени­отчеству.   Обращение   по   имени­отчеству   ­ характерная, национальная черта и особенность России, это уважение не только к данному   человеку,   но   и   к   его   родителям   и   всему   роду.   К   такой   же   категории относится   обращение   на   "Вы".   Любое   обращение   должно   быть   вежливым,   нести оттенок уважения и выражаться спокойным тоном. На "ты" обращаются к друзьям, родственникам,   но   использование   этого   обращения   требует   такта   и   тонкости.   В официальной   обстановке   не   следует   делать   различий   и   возможно   использовать только "Вы". Переход на "ты" без взаимности и позволения старшего справедливо может быть расценен как попытка проявить панибратство, а то и унизить; по крайне мере,   проявление   бестактности   и   невоспитанности   будет   налицо.   В   обращении   с женщиной "ты" позволительно только с ее предложения и то очень осторожно, чтобы не дать повода для неловкости и двойственного положения. Если Вы находитесь в кругу близких друзей, родственников обращение по имени 12 в дружеском тоне будет вполне уместным.  Многообразие русского языка в данном случае не определило устоявшейся, одной формы   обращения,   поэтому   наиболее   удачным   следует   признать   обращение   по имени­отчеству   или   анонимно   в   форме:   "позвольте   Вас...",   "извините...",   "будьте любезны...". Допустимо обращение по фамилии в случаях очевидной разницы: преподавателя к студенту, мастера к рабочему (к опытному, немолодому ­ лучше по имени­отчеству) и   т.п.   Правила   этикета   при   приветствии   аналогичны   рассмотренным:   молодые обязаны   приветствовать   первыми   старших,   мужчины   ­   женщин,   подчиненные   ­ руководителей, входящие ­ присутствующих.  Чтец   4.  Приветствие   выражается   в   различной   форме.   Во­первых,   это   устное пожелание здоровья, благополучия, добра, в первую очередь посредством привычных фраз: "Здравствуйте!", "Доброе утро", и т.д. Во­вторых ­ рукопожатием. В­третьих, другим проявлением внимания ­ поклоном, поднятием шляпы.  В своем приветствии необходимо выбрать подходящую моменту и месту форму, при этом выразить уважение и доброжелательность. При приветствии бескультурно курить,  держать   руку   в   кармане,  продолжать   разговаривать   с  другим   человеком. Здороваясь,   первой   протягивает   руку   женщина   мужчине,   старший   ­   младшему, руководитель ­ подчиненному. Рукопожатие ­ распространенная форма приветствия, которая выражается взаимным пожатием правой руки.  Оно должно быть коротким, дружеским, не излишне крепким, не безжизненным. Всегда   первым   здоровается,   даже   если   это   женщина,   обгоняющий.   Проходящий первый приветствует того, кто стоит. При встрече пар вначале здороваются женщины, а лишь потом мужчины. Приветствовать, обнажая голову, ­ красиво и эффектно, но не всегда уместно. Особенно не уместно снимать головной убор зимой или в непогоду. При расставании действуют такие же нормы поведения, как и при приветствии. Культура человека в первую очередь определяет его внешние манеры. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований" – говорил Ральф Эмерсон. Человек, как мы уже говорили, должен всегда сочетать общепринятые нормы и свой   собственный   стиль,   выражение   своей   личности,   не   переступая   допустимую грань.   Походка   должна   быть   ровной,   уверенной,   подчеркивающей   совершенство человеческой   фигуры.   Если   вы   идете   вдвоем,   то   должны   шагать   синхронно   и равномерно. Манера держаться должна подчеркивать воспитанность и внутреннюю дисциплину.   Поклон   надо   выполнять   плавным   опусканием   головы   при   прямом корпусе, опущенных руках и поставленных вместе прямых ногах. Сидеть должно ровно и прямо, не раскачиваясь и не облокачиваясь. Садиться и вставать нужно, прямо держа корпус и не создавая шума и лишних движений. Любая небрежная поза должна быть неприемлемой, некрасиво также широко расставлять ноги.    Наибольшую проблему вызывает положение рук. Рекомендации просты: пальцы по возможности должны быть вместе; рукам надо давать спокойствие, а не волю; жесты   должны   быть   необходимыми   и   четкими.   Дополнительные,   привлекающие жесты   типа   пощелкивания,  постукивания,  хлопки   по   плечу   и,  тем   более  не   по плечу, подергивания пуговицы или обшлага, подталкивания ладонью или локтем и т.п.   неуместны   и   неприличны.   В   карман   руку   возможно   опускать   только   по необходимости и на короткое время. Лучше воздержаться от указания пальцем. Не эстетично держать руки сложенными на животе. 13 Смеяться   надо,   не   оскорбляя   присутствующих   и   не   привлекая   их   внимания. Чихать,  кашлять   надо   стараться   незаметно   и   бесшумно,  не   забывая   использовать носовой   платок.   Зевать,   безусловно,   неприлично.   Неприлично   "демонстрировать" свою простуду, насморк и кашель. Это не только неприлично, но и негигиенично. Есть   несколько   способов   избежать   неловкости   от   кашля   и   насморка,   включая леденцы, потирания переносицы, задержку дыхания и т.д. Кстати, в нашей стране принято   говорить   чихнувшему:   "Будьте   здоровы",   извиняться   в   этом   случае   не следует, однако следует учесть, что, обращая внимание на любую неловкость, в том числе и чихание, Вы ставите собеседника в неудобное положение. Чтец 5.   Общие правила поведения распространяются практически на все случаи жизни, хотя в ряде моментов имеют определенную интерпретацию. Мужчина должен пропускать женщину вперед, но там, где надо ей помочь и подать руку, он выходит первым, например из транспорта, автомобиля; мужчине первым надо войти в пустую или незнакомую комнату, открывать дверь, первым спускаться по лестнице. Женщина всегда находиться справа от мужчины, а мужчина ­ слева. Мужчина во всем проявляет почтение женщине: он не сидит, если женщина стоит (тонкость этикета заключается в том, что надо стоять и рядом с сидящей женщиной, если она не просит сесть); несет любые ее вещи, кроме дамской сумочки.  "По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить" – писал Сервантес. Точность   ­   непременная   норма   культуры,   тем   более   деловой.   Она   должна проявляться во всех сторонах деловой жизни: от прибытия в точно указанное время до точного выполнения взятых обязательств и данных обещаний. В разговоре будьте вежливы, не перебивайте собеседника, не высмеивайте других. Старые анекдоты, шутки, общеизвестные истории не украшают общение. Если Вам надо пройти мимо сидящих, например в зрительном зале, делайте это не спеша,  лицом  к  сидящим. Первой  садится  женщина,  а  затем  сопровождающий  ее мужчина. В случае, когда проход между рядами недостаточно широкий, сидящий мужчина   должен   встать,   пропуская   идущую   женщину,   а   при   необходимости   и мужчину. Находясь   на   улице,   надо   стараться   сохранять   свой   уровень   вежливости   и  Старайтесь   вести   себя   так,   чтобы   не   доставлять   неудобств   и культуры. неприятностей окружающим и оградить от них свою спутницу. Не следует ходить против движения, толкать и задевать идущих рядом. Сумку или портфель надо нести аккуратно, они не должны быть (если в одной руке), между Вами и Вашим спутником. Неприлично   курить   в   движении,   оглядываться   вслед   проходящим,   тем   более комментировать   их   внешний   вид.   Крайне   неприлично   есть   или   пить   на   ходу. Мороженое тоже надо есть стоя, в стороне от движения и ни в коем случае не входить с мороженым в транспорт, или другое общественное место. 14 На улице будет чисто и удобно только тогда, когда каждый, кто на ней находится, будет соблюдать чистоту и порядок. В   общественном   транспорте   старайтесь   обеспечить   лучшие   условия   пожилому человеку, инвалиду, женщине и ребенку. Читать в транспорте можно, но не мешая другим   пассажирам;   бескультурно   заглядывать   в   газету   или   книгу   спутника.   В транспорте недопустимо занимать сидячие места сумками и чемоданами, провозить беспокоящие других предметы и вещества; не следует исправлять чужую неловкость и обсуждать ее. Чтец   6.  Человек   красив   своим   интеллектом,   манерами,   воспитанностью, природные внешние данные могут только дополнить и подчеркнуть эту внутреннюю красоту. Но никакая внешняя красота и даже богатый внутренний мир не спасут неряшливого,   неаккуратного   человека.   Неухоженные   волосы,   грязная   и   мятая одежда, засаленный галстук и обшлага, отсутствие пуговиц, стоптанная с дырками обувь, "аромат" немытого тела и т.п. оттолкнут любого надолго, если не навсегда, оставят самое плохое впечатление. Кроме всего прочего, очень важно иметь свой стиль, что называется "свое лицо" во всем, в том числе во внешности, одежде, прическе, макияже. Не забывайте, что надо "быть",   а   не   "казаться".   Каждый   человек   обязан   знать   свои   недостатки,   свои отличительные черты и уметь их скрывать или, если целесообразно, подчеркнуть. Главные победы человека ­ это победы над собой, над своими комплексами.  Одеваясь,   выбирая   прическу,   косметику,   помните   ­   "...   провожают   по   уму", выделяться   надо   не   вычурностью   или   вульгарностью,   а   безупречным   вкусом, вежливостью в обращении, обходительностью, деликатностью. Любой  деловой   человек  должен  помнить,  что  своим  внешним  видом,  одеждой, манерами он представляет не только себя, но и фирму и дело, которым занимается. Раздражать своего партнера, посетителя или клиента неудачно выбранным костюмом и небрежной внешностью по крайней мере не лучший метод работы. Существуют общеизвестные правила, которые просты, но дают большой эффект. Вот основные из них. Всегда надо выглядеть  опрятным, аккуратным; все во внешнем облике должно быть уместным. Неважно, какой длины волосы, важно, чтобы они были чистые и причесанные; не имеет принципиального значения, как подстрижены ногти, имеет значение, что они чистые и подстрижены аккуратно. Но не следует причесываться, чистить ногти на людях. "Платье и обличает, и разоблачает человека" – писал Сервантес. Больше   всего   характеризует   недостаточную   опрятность   мятый   костюм   или невыглаженная рубашка, нечищенная обувь, грязный галстук или воротничок. Одеколон,   туалетная   вода,   дезодорант,   духи   должны   освежать,   придать   едва уловимый аромат, особый шарм, а не подавлять обоняние окружающих. Головной   убор   должен   составлять   ансамбль   с   пальто,   плащом,   меховым воротником,   учитывать   прическу,   цвет   волос,   форму   головы,   рост   и   другие особенности фигуры. Не забывайте о своем возрасте, но это не значит, что его надо подчеркивать. 15 Самое   красивое   лицо   ­   это   умное,   опрятное,   с   живыми   глазами   и   спокойной мимикой.   Главное   правило   ­   "Не   бывает   мелочей"   ­   очень   важно   для   внешнего облика. Итак, отношение к человеку, как к личности, только в первые моменты общения обусловлено эстетической привлекательностью. Когда же люди лучше узнают друг друга   в   процессе   общения   и   совместной   деятельности,   впечатление   о   человеке, основанное только на внешнем облике, может либо подтвердиться, либо измениться. Это происходит потому, что в совместной деятельности люди полнее обнаруживают свою   сущность,  свои   достоинства   и  недостатки.  Кроме  того,  на  наши   отношения начинают влиять: профессионализм, общественное положение, отношение к людям. Чтец 7. Говоря о внешнем виде человека, имеют в виду не только его опрятность, обаяние, физическую красоту, но и умение одеваться в соответствии с модой и со своим возрастом. Что же такое мода? «Мода   ­   это   кратковременная   форма   стандартизованного   массового поведения,   возникающая   стихийно   под   влиянием   доминирующих   в   данном обществе настроений, вкусов, увлечений. Выступая   в   роли   регулятора   человеческого   общения,   мода   является своеобразным   дополнением   к   традициям   и   обычаям,   неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения» ­ указывал в своем словаре И.С. Кон. Значит   мода   ­   это   всеобщая   потребность   и   всеобщий   интерес   к   чему­то, возникающая как увлечение большинства. Она разная у разных возрастных групп и трансформируется с возрастом, вкусом возможностями. Может ли нам не нравиться мода? Конечно!   Не   обязательно   следовать   моде,  чтобы   быть   хорошо   одетым.  Более того, мода очень изменчива и дает лишь общие установки, а уж что годится именно для вас, каждый должен решать сам. Бесспорно, в одежде, как и во всем, нужна мера. «Чувство   меры   ­   это   не   какая­нибудь   серенькая   середина,   не   оставляющая никакого   впечатления.  Это   точное   попадание   в   цель.  Когда   нужно   чувство   меры подскажет: нужно много, нужно чуть­чуть и т.д.» Искусствовед И.А. Андреева. Можно добавить: чувство меры ­ это умение правильно выбирать: сколько цветов, деталей, отделок в одном предмете одежды будет красиво, как их сочетать и т.д. Важно   учитывать   место   и   время,   окружающую   обстановку,   ситуацию,   людей,   с которыми вы будете общаться. Готовых рецептов нет, ведь каждый человек индивидуален у каждого свой вкус, свое чувство меры, свой стиль. Вкус и чувство меры позволят определить, кому, что и куда надеть.  Кроме следования моде, необходимо еще и поддерживать в хорошем состоянии собственное тело. Гигиена и спортивная форма не только улучшают внешний вид, но и повышают веру в себя, добавляют хорошего настроения. Доказано, что человек, удовлетворенный своим внешним видом, чувствует себя 16 уверенно как в личной, так и в профессиональной деятельности. "Нет людей некрасивых, есть люди ленивые" – говорится в пословице. В этой связи важно помнить, что культура одежды, в основе которой лежат уже упомянутые опрятность, чистота, аккуратность, всегда выше моды. Выбирая себе прическу, необходимо знать, что она зависит от цвета и состояния волос, фигуры, формы лица и головы, времени года. Носовой платок ­ обязательный предмет и для мужчин. Лучше иметь два платка: один для того, чтобы вытирать губы, нос, лоб, другой ­ для ситуации, когда вдруг необходима чистая ткань, например вытереть запотевшие очки. В жаркую, душную погоду хорошо иметь с собой гигиенические салфетки; вообще несколько салфеток всегда смогут выручить Вас во многих случаях.  Ведущий   2.  Каждый   член   общества   обязан   выполнять   действующие   нормы поведения,   основные   принципы   которых:   уважение   к   окружающим,   уважение   к старшим и женщине, понимание собственного достоинства. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо,   а   что   нет.   Единые   и   общепринятые   правила   обеспечивают   высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе. Культурный человек всегда знает и готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, не выставляет напоказ   свои   изысканные   манеры,   а   проявляет   свою   воспитанность   в   самых незначительных поступках повседневной жизни. Ведущий   1.  Соблюдение   правил   приличия,   вежливость,   доброжелательность должны   выполняться   естественно,   непринужденно,   без   притворства   и   ложной скромности. Все это не мелочи, а хорошие манеры, та культура поведения, которая и есть забота об окружающих вас людях. Так давайте улыбнемся, друг другу, сгладим неловкость, остановим нетерпение и грубость. Ведущий 2. Улыбка является универсальным средством невербального общения. При   встрече   улыбка   снимает   настороженность   первых   минут,   способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Ведущий   1.   Взгляд  ­   это   первый   шаг   на   пути   к   собеседнику.   Взгляд   очень красноречив   и   выражает   самые   различные   чувства   и   состояния.   Он   может   быть жестким,   колючим,   добрым,   радостным,   открытым,   враждебным,   ласковым, вопрошающим, блуждающим, открытым.  Ведущий   1.    И   в   заключении   нашего   выступления   мы   предлагаем   несколько правил поведения от Д. Карнеги соблюдение которых позволяет нравиться людям: Ведущий 2. Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Ведущий 1 . Правило 2. Улыбайтесь. Ведущий   2.  Правило 3. Помните, что имя человека ­ это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Ведущий   1.  Правило   4.   Будьте   хорошим   слушателем.   Поощряйте   других говорить о самих себе. 17 Ведущий  2. Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Ведущий   1.  Правило   6.   Внушайте   вашему   собеседнику   сознание   его значительности и делайте это искренне. Ведущий 2.  На этом классный час посвященный культуре поведения подошел к концу. Благодарим за внимание.  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Целью воспитательной работы является формирование всесторонне гармонично развитого человека при создании максимально благоприятных условий развития его способностей   для   воспитания   гражданина,   способного   к   активной жизнедеятельности, труду, творчеству, толерантности. Задача воспитательной работы в ССУЗе продолжить реализацию воспитательного процесса личности, осуществляемого в общеобразовательной школе, воспитание и развитие   свободной,   талантливой,   физически   здоровой   личности,   обогащенной научными   знаниями,   готовой   к   созидательной   трудовой   деятельности   и нравственному   поведению;   самоопределению, самореализации и саморегуляции.   готовой   к   самопознанию, Сущность   человека,   особенности   его   характера,   темперамента,   потребности, взгляды, вкусы, желания проявляются в поведении. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. Поведение бывает, условно говоря, двух видов: вербальное и реальное. «Вербальное поведение ­ наши высказывания, мнения, суждения. Мы иногда не придаем   должного   значения   словам,   сказанным   нередко   в   минуту   раздражения, усталости или просто походя ­ в автобусной толкучке, в очереди, в магазине. Реальное   поведение   ­   это   наши   практические   действия   и   поступки.   В   своем поведении  мы  обычно  ориентируемся   на  определенные  правила,  руководствуемся теми или иными нравственными принципами, которым подчиняем свои стремления и поступки. Однако не всегда знание нравственных норм, принятых в данном обществе, соответствует поведению человека. Нередки случаи, когда люди знают моральные нормы, но не следуют им в своем поведении. Итак, наше поведение обусловлено теми нравственными   нормами   и   принципами,   которые   регулируют   отношения   людей   в обществе».  Известно,   что   культура   ­   это   совокупность   достижений   всего   человечества   в производственном,   общественном,   умственном,   эстетическом   и   физическом отношении.   Основой   всякой   культуры   является   уважение   к   личности   человека. «Культурное поведение ­ это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают, как правильно и красиво вести себя в обществе, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, понимать, что прилично делать в данной обстановке».  18 Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную   сдержанность   и,   главное,   высокую   доброжелательность.   Успех   в любом   деле   немыслим   без   соблюдения   правил   вербального   этикета.   Основой культуры   общения   ­   является   гуманное   отношение   человека   к   человеку, соотнесенность, сопоставленность наших индивидуальных ролей с миром «вечных», основополагающих духовных, нравственных ценностей, а не только с теми, которые приняты «у нас во дворе» или «у нас в компании». Надо работать над культурой речи, которая определяет уровень образованности человека. Мы еще не знаем личности, но вот человек заговорил, и буквально с первых фраз можно определить, культурный он или нет. Характер разговора определяют не только лексический запас и грамматическая структура речи, важен тон разговора, интонация, ведь порой не только сами слова, но и интонация, которой они связаны, обижают и оскорбляют окружающих. Сами слова в зависимости оттого, каким тоном они   сказаны,   могут   означать   и   выражать   просьбу   и   требование,   совет   и предупреждение.   Поэтому   люди   должны   усвоить,   понять   и,   главное,   выполнять «заповеди» общения в коллективе: быть вежливыми, выдержанными, справедливыми, не   унижать   чужого   достоинства,   не   использовать   чужих   неудач   для   собственной выгоды, потому что в жизни каждого молодого человека наступает период, когда для него   становится   важным,   как   его   воспринимают   другие.   Он   начинает   обращать особое внимание на самого себя. В результате чего в человеке складывается или уже сложилось представление о том, каким он хочет быть, кем он хочет стать, к какой цели   стремится.   На   основе   своего   жизненного   опыта   он   создает   для   себя   некий идеальный образ личности и при таком критическом самоанализе рано или поздно поймет,   что   и   ему   необходимо   совершенствовать   свои   манеры   в   общении   с окружающими. Всему вышеизложенному и посвящен данный классный час. 19 4.  ЛИТЕРАТУРА.            1. Безруких М. Правила поведения для всех. ­ М. Издательство политической литературы, 1998. 2. Волченко Л.Б. Нравственность и этикет. ­ М. Знание, 2004. 3. Камычек. Я. Вежливость на каждый день. ­ М. Знание, 2005. 4. Карнеги Д. Как завоевать друзей. ­ М. Прогресс, 1998. 5. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. ­ М. Аcademia , 2001. 6. Митителло В.Л. Этика и этикет делового человека. ­ М. Центр, 1996. 20 5. ПРИЛОЖЕНИЕ  ВЫСКАЗЫВАНИЯ  ДЛЯ  ОФОРМЛЕНИЯ  АУДИТОРИИ. 1. "Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований". Р. Эмерсон. 2. "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...  А.П. Чехов. 3. "Поведение ­ это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик". И. Гете. 4. «Людям часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы». 5. Вежливость — первая и самая приятная добродетель.  21 Ларошфуко. Джонн Локк 6. Вежливость — это искусственно созданное хорошее настроение.  Джефферсон Т. 7.   Вежливость   и   хорошие   манеры   совершенно   необходимы   для   того,   чтобы украсить любые другие достоинства и таланты.  Гегель Г.Ф. 8. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.  9. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.  Мигель де Сервантес Руссо Ж.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого классного часа: «ЭТИКЕТ И МЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА     открытого  классного  часа:   «ЭТИКЕТ  И  МЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2017