Методическая разработка открытого урока по предмету «Физика» Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого урока по предмету «Физика» Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
физика
Взрослым
13.01.2017
Методическая разработка открытого урока по предмету «Физика» Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Решение задач по теме мех колебания, звук.doc

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

открытого урока

по предмету «Физика»

Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Преподаватель: Дунаева Н.В.

 

Цели урока:

Познавательные: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.

Развивающие: развивать у учащихся умений находить аналогии, выделять главное, анализировать условия задачи, сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, ответственность, аккуратность, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.

 

Тип урока. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.

 

Оборудование: карточки-тесты по теме «Механические колебания и волны. Звук», компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку

Ожидаемый результат:

Повторение и систематизация основных  понятий по теме,  закрепление знаний по теме «Механические колебания и волны. Звук», возможность выполнения аналогичных заданий, повышение интереса к физике;

В результате занятия студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 


Ход урока.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент. Сообщение целей урока.

Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока.

Совместно с учителем формулируют цели урока.

2

Самостоятельная работа.

Организует проведение тестового задания.

 

Приложение 1

Записывают ответы на вопросы теста

По окончании осуществляют взаимопроверку, затем проверяют правильность ответов по готовому шаблону.

3

Решение качественных задач.

Осуществляет подборку качественных задач.

Обсуждают и решают предложенные задачи.

4

Решение количественных задач.

Осуществляет подборку количественных задач.

Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение в тетрадях.

5

Подведение итогов урока.

Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.

Отвечают на вопросы рефлексии.

6

Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание.

 Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания.

 

I.       Организационный момент. Формулирование целей урока.

 

 

 

II.    Самостоятельная работа.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Раздает тестовые задания каждому ученику. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5-7 минут)

Выполняют задания-тесты.

 

По окончании обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку. (1мин.)

 

Проверяют правильность ответов по шаблону, предоставленному на слайде

 

 


III.Решение качественных задач.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Физика – наука интересная. Сегодня мы сделаем попытку навести мосты между физикой и миром литературных произведений. 

 

Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы.

1.      «Оттого телега заскрипела, что давно дегтю не ела»

 

 

 

Где еще мы можем услышать аналогичный скрип?

2.      «Ударь обухом в дерево, дупло само скажется».

 

 

На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды.

3.      «Как аукнется, так и откликнется»

 

 

Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук.

По той же причине скрипят несмазанные петли дверей.

При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному.

 

 

 

 

Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо.

А теперь поговорим о приметах. Одна из них «Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь». Объясните данную примету.

 

 

 

Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук.

Также задачи по физике можно найти в сказках, мифах, легендах.

Рассмотрим отрывок из русской сказки «Про глупого змея  и умного солдата»

«Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались».

Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?

 

 

 

 

 

 

Колебания под действием ветра. Вынужденные колебания.

 

Послушайте отрывок из стихотворения А.А. Блока «Потеха! Рокочет труба…»

Кругом – возрастающий крик,

Свистки и нечистые речи,

И ярмарки гулу – далече

В полях отвечает зеленый двойник.

Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»?

 

 

 

 

 

 

Эхо.

 


IV. Решение количественных задач.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

С качественными задачами вы справились успешно, теперь решим задачи на вычисление величин колебательного движения.

1.      Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с.

 

 

 

 

Обучающиеся решают задачу, оформляя решение в тетрадях и на доске.

2.      Вася  заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.

Для того, чтобы получить верный ответ, необходимо перевести 1 минуту в секунды. Оформление решения задачи в тетрадях и на доске.

3.      Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота данных колебаний?

Оформление решения задачи.

 

V.    Подведение итогов урока.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня на уроке мы научились решать задачи на расчет основных характеристик колебательного движения.

 

 

 

 

Какие понятия и формулы мы повторили?

 

Колебания, волны, виды волн, звуковая волна. Формулы периода, частоты, длины волны колебаний.

Что нового узнали на уроке?

 

 

Чем запомнился  вам урок?

 

Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения.

Оцените свою работу на уроке.

Оценивают работу на уроке.

 

VI. Домашнее задание.

1.     Составить две задачи на тему «Механические колебания и волны. Звук», оформить задачи на листах формата А4.

2.     По желанию подготовить презентацию или буклет по теме «Инфразвук и ультразвук».


3.    

Методическая разработка открытого урока по предмету «Физика»

Методическая разработка открытого урока по предмету «Физика»

Преподаватель: Дунаева Н.В.

Преподаватель: Дунаева Н.В.

Ход урока. № Этапы урока

Ход урока. № Этапы урока

I. Решение качественных задач

I. Решение качественных задач

I. Решение количественных задач

I. Решение количественных задач
Скачать файл