Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"
Оценка 4.7

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
химия
10 кл—11 кл +1
15.01.2017
Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"
Методическая разработка урока по теме «Одноатомные спирты» разработана для преподавателей химии при организации учебных занятий по совершенствованию знаний, умений и навыков по разделу «Органическая химия». Данная разработка предназначена для преподавателей с целью объяснения материала с применением мультимедиа,- здоровьесберегающих, -игровых технологий и технологии проблемного обучения без потери интереса к пред-мету. Методическая разработка урока состоит из описания этапов занятия с указанием методов и материально-технического оснащения урока. В работе указаны действия преподавателя и студентов на каждом этапе занятия. Для студентов представлен современный ролик «Влияние алкоголя на различные органы человека»
методическая разработка по одноатомным спиртам.doc
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краснодарский информационно­технологический техникум»  Краснодарского края Методическая разработка  Плана­ конспекта  урока  по теме: «Одноатомные спирты» дисциплина ОУД.10 «Химия» 2016 2 РАССМОТРЕНА  Цикловой комиссией  математики и естественно­научных  дисциплин  «____»_______________ 2016 г  Председатель  ______________/_________________/  Методическая разработка урока по теме «Одноатомные спирты»  разработана для   преподавателей   химии   при   организации   учебных   занятий   по совершенствованию   знаний,   умений   и   навыков   по   разделу   «Органическая химия».  Данная разработка предназначена для преподавателей с целью объяснения  материала с применением мультимедиа,­ здоровьесберегающих,  ­игровых  технологий  и технологии проблемного обучения без потери интереса к  предмету.  Методическая   разработка   урока   состоит   из   описания   этапов   занятия   с указанием методов и материально­технического оснащения урока.  В работе указаны действия преподавателя и студентов на каждом этапе занятия. Для студентов представлен современный ролик «Влияние алкоголя на различные органы человека» В приложении оформлен раздаточный материал для проведения занятия, план конспект для студентов, проведение химического эксперимента с  иллюстрациями и выводы. Методическая разработка апробирована на открытом уроке в финале  Краевого конкурса «Преподаватель года 2016» 3 Организация разработчик: ГАПОУ КК «КИТТ» Автор: Трудненко В.А.                                    преподаватель химии и биологии 4 Содержание 5 Пояснительная записка Данная   методическая   разработка   представляет   второй   раздел   в изучении дисциплины – «Органическая химия».  На первом курсе обучающиеся подробно изучают состав спиртов и их химические свойства, поэтому более детально показывается их воздействие не   только   на   органы   пищеварения,   но   и   дыхание,   кровеносную   систему   и другие системы органов человека. Студенты     этого   возраста   адекватно   оценивают   вред   алкоголя   для здоровья, умеют выразить свое отношение по данному вопросу, что позволяет формировать нравственную позицию, стремление вести здоровый образ жизни. Данная тема актуальна в современном обществе, требует системного подхода, что позволяет преподавателю химии постоянно внедрять на уроке здоровье сберегающие технологии и реализовать программу «Здоровье». Некоторые сложные темы представлены в большом объёме материала, что   снижает   интерес   студентов   к   обучению,     поэтому   данная   разработка предназначена   для   преподавателей   с   целью   объяснения   материала   с применением мультимедийных технологий без потери интереса к предмету. 6 Дисциплина: Химия Тема урока: Одноатомные спирты. Тип урока: Комбинированный Вид урока: Медиаурок Цель урока: Дать понятие о спиртах, познакомить обучающихся с методами  получения и химическими свойствами одноатомных спиртов. Задачи урока: Обучающая: сформировать представление о спиртах, познакомить  обучающихся с отдельными представителями этого класса, изучить их  строение, способы получения, обеспечить в ходе занятия повторение  основных терминов и понятий по теме. Развивающая: развить познавательный интерес, реализуя межпредметные  связи курсов химии, биологии; создать условия для развития логического  мышления, умения анализировать, сравнивать, высказывать свою точку  зрения. Воспитательная: совершенствовать коммуникативные умения в ходе  коллективного обсуждения, стимулировать познавательную деятельность  обучающихся, формировать негативное отношение к алкоголю. Применяемые образовательные технологии:  1) Мультимедиа технологии 2)  Здоровьесберегающие 3) Технология проблемного обучения 4) Игровая технология 5) Коллективный способ обучения Межпредметные связи:  1) Физика 2) Биология 3) Астрономия 7 4) Информатика 5) Литература Требования к знаниям и умениям: В результате изучения данной темы: учащиеся должны знать:  Определение спиртов  Получение одноатомных спиртов  Физические и химические свойства одноатомных спиртов  Влияние алкоголя на различные органы человека уметь:  Составлять уравнения химических реакций  Рассуждать и высказывать собственное мнение  Делать выводы из полученных экспериментальных результатов Материально­техническое и методическое обеспечение урока  Раздаточный материал  Проектор  Компьютер  Интерактивная доска  Презентация по теме «Одноатомные спирты»  Химическая посуда  Химические препараты для проведения опыта. 8 План урока  Организационный момент (5 мин)  Проверка знаний пройденного материала (10 мин)  Изучение нового материала (40 мин)  Закрепление материала (15 мин)  Подведение итогов урока (домашнее задание) (7 мин)  Рефлексия (3 мин) 9 Структура урока Организационный момент – 5 минут Преподаватель:  Здравствуйте,   ребята   и   уважаемые   гости!  Рада приветствовать вас на нашем открытом уроке!  Для успешной работы   я предлагаю  следующие правила:  ­ правило поднятой руки; ­ уважаем мнение другого; ­ не критикуем, а высказываем точку зрения; ­ говорит один; ­ говорим кратко, не повторяя сказанного  За  каждый   ответ   вы   получаете   жетон.  В  конце   урока  по   количеству полученных жетонов будут выставлены оценки. Желаю удачи! Эмоциональный настрой: Придумано кем­то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!»       Мне очень хочется пожелать доброго утра всем­всем, каждому из вас. Повторение пройденного материала: блиц ­ опрос  – 10 мин.  Что такое углеводороды?  Какие классы углеводородов вы знаете?  Что такое изомерия?  Какие реакции называют реакциями гидратации?  Какие реакции называются реакциями гидрирования?  Напишите структурную формулу метана 10  Напишите структурную формулу этана и один атом водорода замените на ОН  группу 1) Изучение нового материала (40 мин.) Эпиграф:  Три пути ведут к знанию: Путь размышления – это путь самый благородный. Путь подражания – это путь самый лёгкий. И путь опыта –      Это путь самый горький. (Конфуций – древнекитайский мыслитель) Преподаватель:  Вам известно, что помимо углерода, водорода в состав органических  соединений могут входить атомы кислорода, азота, серы, фосфора и  некоторых других элементов. Эти элементы называются органогенами, т.е.  рождающими органические вещества. Понятно, что если соединение состоит  из трёх элементов: углерода, водорода, кислорода, то оно называется  кислородсодержащим. И вы легко догадаетесь, о каких веществах пойдёт речь по следующим  фактам: (слайд № 7) ­ Около 50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших  напиток, содержащий одно из веществ, относящихся к этому классу. ­ Несчастные случаи, связанные с этим веществом, – первая причина  смертности среди подростков. ­ Продолжительность жизни сильно злоупотребляющих напитком,  содержащим это вещество, на 10­12 лет меньше средней. 11 Итак, тема сегодняшнего урока «Одноатомные спирты». Следуя логической  цепочке курса «Органическая химия», предложите план сегодняшнего урока. Спирты – не только страшное зло, имя которому – алкоголизм. И вы в этом  убедитесь, когда мы изучим всю тему «Спирты». Выясним, какие вещества относят к классу «Спиртов» История открытия спиртов (слайд № 10, 11, 12) Арабская легенда утверждает, что алхимик впервые  получил спирт перегонкой и назвал его «вода жизни» Раймонд Люлий ­ итальянский алхимик, получил  лекарство и назвал его «живительные капли». В 15 веке слово «алкоголь» применил немецкий врач  Парацельс. Первые попытки искоренить пьянство были      предприняты в 1917 году. В Афинах правитель Солон вел закон, согласно которому должностные лица  наказывались за пьянство: первый раз – крупным штрафом, а при повторении –  смертной казнью. Древний историк Плиний Старший писал о том, что персы и мидяне были  побеждены греками под водительством Александра Македонского, потому, что у них было развито пьянство и другие, связанные с ним пороки. В Древней Индии употребление спиртных напитков представителями высших  каст было категорически запрещено. Служителей культа – браминов,  изобличенных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино до тех пор, пока не  наступала смерть. Если же в пьянстве уличали женщину высшей касты, то ей на  12 лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дому и никто не имел  права приютить её. В России при Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую  чугунную медаль с надписью «За пьянство». Определение спиртов (Слайд № 13) Спиртами ­ называются органические вещества, молекулы которых содержат одну   или   несколько   гидроксильных   групп   (   групп   ­  OH  ),   соединённых   с углеводородным радикалом. Общая формула   СnH2n+1OH Классификация спиртов (Слайд № 15, 16) 1. По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трёхатомные) 2. По характеру углеводородного радикала (предельные, непредельные,  ароматические) Способы получения (Слайд № 17, 18)  Гидратация алкенов CH2=CH2 + H2O = C2H5OH   Гидролиз галогеналканов СН3Cl + H2O = СН3OH + НCl  Специфические способы получения   Из синтез ­ газа Брожение глюкозы С6Н12О6 = 2C2H5OH + 2СО2  Обучающиеся самостоятельно дописывают уравнения реакции. Гидролиз жиров Физические свойства (Слайд № 19)  Почти все представители – жидкости 13   Высшие спирты при комнатной температуре – твердые вещества.  Низшие спирты имеют характерный алкогольный запах и жгучий вкус  Хорошо растворяются в воде  Преподаватель: о вреде метилового спирта Химические свойства (Слайд № 22)      Реакция замещения 2Na + 2 C2H5OH = C2H5ONa + H2  Дегидратация C2H5OH + C2H5OH = C2H5­O­ C2H5 + H2O  Реакция окисления 2KMnO4 + 3C2H5OH = 2KOH + 2MnO2 + 3CH3CОН + 2H2O  (демонстрация химического опыта) Качественная реакция C2H5OH + СuО = СН3СОН + Сu + H2O  Под действием спирта на белок происходит процесс денатурация  (демонстрация химического опыта). Такой же процесс происходит при  употреблении алкоголя человеком.  Просмотр ролика о влиянии алкоголя на организм человека. Обсуждение  ролика  (Слайд № 23) Вопросы по ролику:  14  Что происходит с эритроцитами при попадании спирта в организм  человека?  Что происходит с сердечной мышцей?  Что происходит с поджелудочной железой.  К каким заболеваниям  приводит употребление спиртного?  Что происходит с процессом пищеварения? Какие при этом  последствия?  К каким заболеваниям печени приводит употребление спиртного?  Действительно,   алкоголь   вредит   нашему   здоровью. Преподаватель: Систематическое   злоупотребление   спиртным   приводит   к   снижению умственных   функций,   ухудшению   внимания,   утрате   способности   к творчеству.   Это   умственное   оскудение   очень   ярко   отражено   Сергеем Есениным в его поэме «Черный человек»: Стихотворение читает студентка: Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь. Применение спиртов (Слайд № 25) Кроме отрицательного влияния на организм человека, спирты необходимы:  Топливо 15  Каучук  Лекарства  Лаки  Растворители  Красители  Уксусная кислота  Бутадиен 16 Закрепление изученного материала: (15 мин.) А) Разгадывание кроссворда по пройденной теме 4Н И Т Р О Г Л И Ц Е Р И Н 1Э Т И Л Е Н Г Л И К О Л Ь 2Ф Е Н О Л 3Э Т И Л О В Ы Й 8Д Р Е В Е С Н Ы Й 6Ц И Р Р О З 7А Н Т И Ф Р И З Ы 5М Е Т И Л О В Ы Й Вопросы по вертикали: 1. Двухатомный спирт. 2. Спирт, имеющий бензольное кольцо. 3. Спирт,  применяемый для изготовления алкогольной продукции. 4. Взрывчатое  вещество, получаемое из глицерина.  5. Спирт, имеющий формулу СН3ОН. 6.  Стадия разрушения печени. 7. Низкозамерзающие жидкости. 8.  Историческое  название спирта­метанола 17 Б) решение проблемных ситуаций.  В одном сосуде без подписи находится вода, а в другом – спирт. Можно ли воспользоваться индикатором, чтобы их распознать? (Нет) Кому принадлежит честь получения чистого спирта? (Алхимики) Может ли спирт быть твердым веществом? (Да, чем выше количество  атомов углерода ­ с 12) Как провести инспектора ГАИ? (Не пить) 1. 2. 3. 4. Подведение итогов урока (7 мин) Рефлексия: «Дополнить фразы»  (3 мин)  На слайде представлены фразы, которые обучающимся нужно дополнить.  Мне было интересно...   Мне было трудно...   Теперь я могу...   Я приобрел(а)...   Я научился...   Мне сегодня удалось...  18 Домашнее задание: Составить по 5 тестовых заданий по пройденной теме  и подобрать пословицы и поговорки о спиртах. Спасибо за работу. До свидания! 19 Литература 1) Габриелян О.С., Остроумов И.Г.  – общая химия 10 класс – Москва,  «Просвещение», 2011 г., 368 стр. 2) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г. 3) Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах,  упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2011 г 4) Образовательные сайты и порталы www.1september.ru – сайт «Издательский дом “Первое сентября”»; http://school­collection.edu.ru – «Единая коллекция цифровых образова­ тельных ресурсов»; www.openclass.ru  20 Организационные особенности 1. Подбор эпиграфа к уроку, который создает мотивацию к изучаемому  материалу 2. Обучающимся предложен современный ролик о влиянии алкоголя  с  обсуждением и ответами на поставленные вопросы. 3. Особое место в подготовке играет разумное соотношение основного  материала (строение и свойство спиртов) с дополнительным (вред  алкоголя на организм). 4. Подготовка и проведение демонстрационных опытов и обсуждение  результатов. 5. Отдельное внимание уделено ядовитому метиловому спирту, который  используется в жизнедеятельности человека и о котором особенно  должны знать студенты технических специальностей и будущие  автолюбители. 21 Приложение 1:  Опыт № 1. Окисление спирта перманганатом калия Приготовим пробирку с этиловым спиртом. К спирту прильем немного  подкисленного раствора перманганата калия. Осторожно подогреем  полученную смесь. Раствор постепенно обесцвечивается, этиловый спирт  окисляется до уксусного альдегида.  Мы наблюдали реакцию окисления  спирта раствором перманганата калия. Можно почувствовать запах прелых  яблок. Опыт №2. Влияние этанола на белок. В пробирку с яичным белком добавляем немного этилового спирта.  Наблюдаем денатурацию белка. Образовался осадок.  Вывод: Если на белок подействовать неразбавленным спиртом, то происходит денатурация. Аналогичный процесс происходит и в организме человека под  воздействием этилового спирта. 22 Приложение № 2.  Опорный конспект для студентов 1) Спиртами ­ называются органические вещества, молекулы которых  содержат одну или несколько гидроксильных групп ( групп­ OH ),  соединённых с углеводородным радикалом. Общая формула   СnH 2n+1 OH 2) Классификация спиртов  По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трёхатомные)  По характеру углеводородного радикала (предельные, непредельные,  ароматические) 3) Способы получения  Гидратация алкенов CH2=CH2 + H2O = …  Гидролиз галогеналканов СН3Cl + H2O = … Специфические способы получения  Из синтез ­ газа  Брожение глюкозы С6Н12О6 = 2C2H5OH +…  Гидролиз жиров 4) Физические свойства  Почти все представители – жидкости  Высшие спирты при комнатной температуре – твердые вещества.   Низшие спирты имеют характерный алкогольный запах и жгучий вкус   Хорошо растворимы в воде 5) Химические свойства  Реакция замещения 23 2Na + 2 C2H5OH = С2Н5ОNa + Н2  Дегидратация C2H5OH + C2H5OH = C2H5­O­ C2H5 + H2O   Реакция окисления C2H5OH + 3О2 = 2KOH + 2MnO2 + 3CH3CОН + 2H2O  Качественная реакция C2H5OH + СuО = 2KOH + 2MnO2 + 3CH3CОН + 2H2O 6) Применение  Топливо  Каучук  Бутадиен  Лекарства  Лаки  Краски  Растворители 24

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"

Методическая разработка плана - конспекта урока по теме "Одноатомные спирты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017