Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.
Оценка 4.9

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Оценка 4.9
Видеоуроки +8
docx
Междисциплинарный 3
9 кл
04.07.2017
Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.
Изучая произведения XIX века, плавно переходя от классицизма и сентиментализма, к романтизму к реализму, на уроках литературы неоднократно в творчестве поэтов и писателей встречаемся с темой Кавказа: её природой, людьми, традициями. Поэтому курс изучения русской литературы первой половины XIXвека, на мой взгляд, будет уместным начать со знакомства исторической судьбы Кавказа, исторических связей с русским народом, культурой, мотивируя это ещё и тем, что девятиклассники начинают изучение наиболее «крупных» произведений с бессмертной комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума». А жизнь и творчество автора, как мы знаем, связано с Кавказом. С разными интервалами эти края в XIX веке посещают А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Я. П. Полонский, Л. Н. Толстой, отразив свои впечатления в произведениях.
урок от классицизма к романтизмуДокумент Microsoft Word.docx
Минеева Наталия Юрьевна, студентка II курса магистерской программы «Филологическая  герменевтика школьной словесности». Дисциплина «Понятие о литературном каноне». Преподаватель Волков Сергей Владимирович. «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века. Изучая   произведения  XIX  века,   плавно   переходя   от   классицизма   и сентиментализма, к романтизму к реализму, на уроках литературы неоднократно в   творчестве   поэтов   и   писателей   встречаемся   с  темой   Кавказа:   её   природой, людьми,   традициями.   Данный   образ   и   притягивает,   и   пугает,   и   завораживает одновременно. Центром средоточия культурного наследия Кавказа в Золотой век для русской литературы, разумеется, был Тифлис­ географическая, культурная столица Грузии. Чем дальше мы от  XIX  века, тем труднее воспринимаются и понимаются великие классические произведения той эпохи. Зададимся вопросом: что современный школьник знает о влиянии «кавказских мотивов» на русскую литературу и можно ли постичь глубину произведения без знания этого аспекта биографии некоторых творческих деятелей? Возможно, но оно не будет столь полным, интересным и познавательным.    Поэтому курс изучения русской литературы первой половины XIXвека, на мой взгляд, будет уместным начать со знакомства исторической судьбы Кавказа, исторических связей с русским народом, культурой, мотивируя это ещё и тем, что   девятиклассники   начинают   изучение   наиболее   «крупных»   произведений   с бессмертной комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума». А жизнь и творчество автора, как мы знаем, связано с Кавказом. С разными интервалами эти края в XIX веке посещают А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Я. П. Полонский, Л. Н. Толстой, отразив свои впечатления в произведениях. Изучение   литературы   школьного   курса   начинается   с   знакомства биографических сведений жизни поэта или писателя.  Предлагаю   начать   изучение   творчества   А.   С.   Грибоедова   не   совсем традиционно,  а   с   лирического   произведения   Я.  П.  Полонского,   посвященного Нине   Чавчавадзе­   жене   дипломата,   композитора,   драматурга,   представителя русской интеллигенции ­ А.С Грибоедова. Почему любовь юной грузинской красавицы к русскому писателю не оставляла равнодушных в  XIX  веке, интересна и притягательна в наше время? Попробуем разобраться. Задание1.  Прочитаем стихотворение – посвящение Я. П. Полонского. Какие   загадки   загадывает   поэт?   Какие   вопросы   возникают   после   прочтения? Загадки отметьте в тексте, а вопросы запишите. N. B. Попробовали отметить предполагаемые загадки, которые могут найти ребята в первой части, если для кого­то это задание покажется трудным, можно разобрать вместе с учениками на примере первой части.    1     Не князь, красавец молодой,   Внук иверских царей,   Был сокровенною мечтой           (первая загадка)   Ее цветущих дней.   Не вождь грузинских удальцов ­   Гроза соседних гор ­   Признаньем вынудил ее          (вторая загадка)      Потупить ясный взор.   Не там, где слышат валуны   Плеск Алазанских струй [1] Впервые прозвучал ее   Заветный поцелуй.   Нет, зацвела ее любовь   И расцвела печаль   В том жарком городе, где нам   Прошедшего не жаль...   Где грезится сазандарам   Святая старина,   Где часто музыка слышна   И веют знамена.                        (третья загадка)    [1]  Алазань ­ река в Кахетии.         2     В Тифлисе я ее встречал...             (четвертая загадка)   Вникал в ее черты:   То ­ тень весны была, в тени   Осенней красоты.   Не весела и не грустна, ­   Где б ни была она,   Повсюду на ее лице   Царила тишина.   Ни пышный блеск, ни резвый шум   Полуночных балов,   Ни барабанный бой, ни вой   Охотничьих рогов,   Ни смех пустой, ни приговор   Коварной клеветы,   Ничто не возмущало в ней   Таинственной мечты...                          (пятая загадка)   Как будто слава, отразясь   На ней своим лучом,   В ней берегла покой души   И грезы о былом,   Или о том, кто, силу зла   Изведав, завещал   Ей всепрощающую скорбь   И веру в идеал...         3     Я помню час, когда вдали   Вершин седые льды Румянцем вспыхнули и тень   С холмов сошла в сады,   Когда Метех [2]  с своей скалой   Стоял, как бы в дыму,   И уходил сионский крест [3]     В ночную полутьму.   Она сидела на крыльце   С поникшей головой,   И, помню, кроткий взор ее   Увлажен был слезой.   О незабвенной старине   Намек нескромный мой   Смутил ее больной души   Таинственный покой.   И мне казалось, в этот миг   Я у нее в глазах   Прочел ту повесть ­ что прошла   Тайком в ее мечтах:      [2]   Замок и острог в Тифлисе.   [3]   Крест Сионского собора, самой большой церкви в Тифлисе.         4      "Он русским послан был царем,   В Иран держал свой путь   И на пути заехал к нам   Душою отдохнуть.   Желанный гость ­ он принят был   Как друг моим отцом;   Не в первый раз входил он к нам   В гостеприимный дом;   Но не был весел он в тени   Развесистых чинар,   Где на коврах не раз нам пел   Заезжий сазандар;   Где наше пенилось вино,   Дымился наш кальян,   И улыбалась жизнь гостям   Сквозь радужный туман;   И был задумчив он, когда,   Как бы сквозь тихий сон, Пронизывался лунный свет   На темный наш балкон;   Его горячая душа,   Его могучий ум   Влачили всюду за собой   Груз неотвязных дум.   Напрасно север ледяной   Рукоплескал ему,   Он там оставил за собой   Бездушную зиму;   Он там холодные сердца   Оставил за собой,   Лишь я одна могла ему   Откликнуться душой...   Он так давно меня любил,   И так был рад, так рад,   Когда вдруг понял, отчего   Туманится мой взгляд...       5     И скоро перед алтарем   Мы с ним навек сошлись...   Казалось, праздновал весь мир,   И ликовал Тифлис.   Всю ночь к нам с ветром долетал   Зурны тягучий звук,   И мерный бубна стук, и гул   От хлопающих рук.   И не хотели погасать   Далекие огни,   Когда, лампаду засветив.   Остались мы одни,   И не хотела ночь унять   Далекой пляски шум,   Когда с души его больной   Скатилось бремя дум,   Чтоб не предвидел он конца   Своих блаженных дней   При виде брачного кольца   И ласковых очей.      6 Но час настал: посол царя   Умчался в Тегеран.   Прощай, любви моей заря!   Пал на сердце туман...   Как в темноте рассвета ждут,   Чтоб страхи разогнать,   Так я ждала его, ждала, ­   Не уставала ждать...   Еще мой верующий ум   Был грезами повит,   Как вдруг... вдруг грянула молва,   Что он убит... убит!   Что он из плена бедных жен   Хотел мужьям вернуть,   Что с изуверами в бою   Он пал, пронзенный в грудь,   Что труп его ­ кровавый труп ­   Поруган был толпой   И что скрипучая арба   Везет его домой [4]      Все эти вести в сердце мне   Со всех сторон неслись...   Но не скрипучая арба   Ввезла его в Тифлис, ­   Нет, осторожно между гор,   Ущелий и стремнин   Шесть траурных коней везли   Парадный балдахин;   Сопровождали гроб его   Лавровые венки,   И пушки жерлами назад,   И пики, и штыки;   Дымились факелы, и гул   Колес был эхом гор,   И память вечную о нем   Пел многолюдный хор...   И я пошла его встречать,   И весь Тифлис со мной   К заставе эриванской шел   Растроганной толпой.   На кровлях плакали, когда Без чувств упала я...   О, для чего пережила   Его любовь моя!     [4]    Записки А. С. Пушкина, т. 5, стр. 76. Изд Анненкова.      7      И положила я его   На той скале, где спит   Семья гробниц и где святой   Давид их сторожит;   Где раньше, чем заглянет к нам   В окошки алый свет,   Заря под своды алтаря   Шлет пламенный привет;   На той скале, где в бурный час   Зимой, издалека   Причалив, плачут по весне   Ночные облака;   Куда весной, по четвергам,   Бредут на ранний звон.   Тропинкой каменной, в чадрах,   Толпы грузинских жен.   Бредут, нередко в страшный зной,   Одни ­ просить детей,   Другие ­ воротить мольбой   Простывших к ним мужей...   Там, в темном гроте ­ мавзолей,   И ­ скромный дар вдовы ­   Лампадка светит в полутьме,   Чтоб прочитали вы   Ту надпись и чтоб вам она   Напомнила сама ­   Два горя: горе от любви   И горе от ума".      (  1879г.) Задание 2.     Составить план стихотворения, определить композиционные части. Что необычного заметили? (Историю любви поэт вложил в уста героини, почему? Что это вносит в повествование лирического произведения?) Задание   3.  Далее   предлагаю   разделиться   на   группы   и   выполнить   некоторые исследовательские работы (проекты) в группах. (Деление может происходить по­ разному, как удобно учителю.) Группа 1. Род Чавчавадзе: кто такие, чем занимались, где проживали? и т. д. и т. п. Группа 2.  Найти отгадки на загадки, обнаруженные учениками в стихотворении.  Группа 3. Найти ответы на вопросы, возникшие при чтении стихотворения. Группа   4.  Визуализировать   стихотворение.   Работа   с   интернетом.   Какой предстает   Грузия   и   Кавказ   в   произведении   Я.П.   Полонского?   Подобрать портреты, пейзажи, гравюры мастеров XIX века, подтверждающие текст. Группа   5.  Подготовить   биографию   А.   С.   Грибоедова.   Посмотреть,   какие биографические моменты отразил в данном стихотворении поэт и почему? Итогом предлагаемых уроков может стать творческая работа, например: 1. Анализ стихотворения Я.П. Полонского «Н. А. Грибоедовой.» 2. Линия   любви:   в   реальной   жизни   и   в   комедии   «Горе   от   ума»   А.   С. Грибоедова. 3. Может стать началом следующих работ:  «Кавказ в творчестве А. С. Пушкина» или «Какие темы интересовали А. С. Пушкина в период Южной ссылки?»   «Кавказ   в  творчестве   М.  Ю.  Лермонтова   в  разные   периоды   жизни   и творчества.»  «Кавказ   в   творчестве   Л.   Н.   Толстого   в   разные   периоды   жизни   и творчества.» 4. Карта исторических и культурных мест, посещенных поэтами и писателями на Кавказе. 5. Маршрутный лист. (Можно взять одного из поэтов или писателей, а можно в виде сравнительного листа.) 6. Прототипы героев кавказских произведений. (Поискать, есть ли таковые на самом деле или они вымышленные.) Приложения.  (Произведения, которые можно прочитать к уроку или включить в летний список для чтения) 1. Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». 2. Серги Чилая «Екатерина Чавчавадзе». 3. А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум».

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.

Методическая разработка по литературе 9 класс «Горе от ума» А.С. Грибоедова в школьном курсе и кавказские мотивы в русской литературе XIX века.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017