Методическая разработка по ОГСЭ.01 Основы философии
Оценка 4.7

Методическая разработка по ОГСЭ.01 Основы философии

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
07.01.2017
Методическая разработка по ОГСЭ.01 Основы философии
Методическая разработка создана в результате работы по реализации компетентностного подхода в обучении, а также с целью описания методики и алгоритма проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы философии». Разработка раскрывает цели занятия, его организационную структуру, методы и средства обучения. Ключевым компонентом разработки являются практическое задание по теме «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.» и указания по их выполнению для обучающихся. В разработке содержатся критерии оценивания выполненных практических заданий. Методическая разработка предназначена для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
методическая разработка по философии Античная философия.doc

Филиал федерального государственного бюджетного

 образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет путей сообщения»

 в г.Ртищево

 

                

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

по дисциплине

ОГСЭ.01 «Основы философии»

 

Практическое занятие по теме:

 «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель

 дисциплины Петухова Н.А

 

 

 

 

 

Ртищево - 2016


Аннотация

Методическая разработка создана в результате работы по реализации компетентностного подхода в обучении, а также с целью описания методики и алгоритма проведения практического занятия по учебной дисциплине «Основы философии». Разработка раскрывает цели занятия, его организационную структуру, методы и средства обучения. Ключевым компонентом разработки являются практическое задание по теме «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.» и указания по их выполнению для обучающихся. В разработке содержатся критерии оценивания  выполненных практических заданий.

Методическая разработка предназначена для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.


Содержание

Введение

3

Цели занятия, методы и средства обучения

5

Организационная структура занятия

8

Указания по выполнению практических заданий для обучающихся

10

Практические задания

13

Система и критерии оценивания

19

Теоретический материал

20

Заключение

32

Список источников

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Внедрение новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования происходит на основе модульного обучения, основанного на компетентностном и практикоориентированном подходах. В связи с этим меняются технологии и методы обучения, а также виды учебных занятий, в том числе по дисциплинам общего гуманитарного и социально – экономического цикла.

Стандарты III поколения содержат требования не только к знаниям, но и к умениям и практическому опыту, приобретаемым в процессе обучения. Следует обратить внимание на тот факт, что в тексте стандарта требования к умениям расположены на первом месте, в том числе по дисциплине «Основы философии»:

-                    умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

-                    определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

-                    определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

-                    сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В связи с этим возникает методологическая проблема: как реализовать требования Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования к формированию данных умений, поскольку они являются основой общих компетенций? Попытка решения этой проблемы привела к переосмыслению характера и роли семинарского занятия в процессе освоения гуманитарных знаний и осознанию необходимости проведения именно практических занятий.

Цель данной методической разработки – описание технологии проведения практических занятий по философии на примере одного учебного занятия по теме «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.».

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

-   разработка общей методики проведения занятия;

-   построение оптимальной организационной структуры занятия;

-   разработка практических заданий и методических указаний по их выполнению;

-   разработка системы адекватного педагогического оценивания сформированных умений обучающихся.

Методическая разработка может представлять интерес для преподавателей философии, истории, литературы, психологии общения, реализующих ФГОС СПО по специальностям всех профилей обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 


Цели занятия, методы и средства обучения

 

Тема занятия: «Античная философия».

Место темы в структуре дисциплины. Тема является исходной и основополагающей в процессе изучения истории европейской философской мысли и общей философской проблематики.

 

Вид учебного занятия: практическое.

 

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «История», «Литература».

 

Цели занятия

1.                  Образовательная цель:

˗                      определение значения античной философии в духовной культуре человека;

˗                      распознавание онтологических и гносеологических проблем в спектре других философских проблем, выявление их специфики.

2.                  Дидактическая цель:

˗                      формирование умения выявить и проанализировать проблему;

˗                      формирование исследовательских навыков и компетенций;

˗                      развитие навыков оценки и критического восприятия источников информации;

˗                      развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблемы и способов ее разрешения.

3.                  Воспитательная цель:

˗                      формирование духовной и интеллектуальной культуры будущего специалиста.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

Длительность занятия – 90 мин.

 

Методы обучения:

˗                      объяснительно - иллюстративный;

˗                      практический метод;

 

Технические средства обучения:

˗                      компьютер с лицензионным программным обеспечением;

˗                      мультимедийный проектор.

 

Учебно-наглядный материал:

˗                      презентация «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.», выполненная в программе Microsoft  Power Point.

 

Информационное обеспечение занятия:

1.                  Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профессиональное образование).

2.                  Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3.                  Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007.

4.                  Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ, 2002.

5.                  Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. – М.: Политиздат, 1991.

 

Интернет-ресурсы: http://philosophy.ru/ - Философский портал

 

 

 

 

 

 

 

 


Организационная структура занятия

 

Этап занятия

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Длитель.

(мин.)

1

2

3

4

Организационный этап

Приветствие

Общее приветствие

3

Проверка готовности студентов к занятию

Демонстрация готовности

Проведение перекличка

Участие в перекличке

 

Этап целеполагания

Формулировка темы занятия

 

Фиксация темы занятия в тетради

5

Постановка целей занятия

 

Участие в постановке целей занятия

Создание условий для положительной мотивации к обучению

Положительный настрой на обучение

 

 

 

 

Этап повторения изученного материала

Проведение устного фронтального опроса

Участие в опросе

7

 

Практическая часть

Выдача практических заданий с указаниями по их выполнению

Выполнение практических заданий

65

Наблюдение за процессом выполнения заданий

Консультативная помощь

 

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

 

Фиксация выводов по теме

10

Рефлексия

Ответы на вопросы

Выставление оценок с комментариями

Ознакомление с оценками

Выдача домашнего задания

 

Фиксация домашнего задания

Окончание занятия

 

Всего

90

 

 

 

 

 

 


Указания по выполнению практических заданий для обучающихся

Практические задания по теме «Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.» содержат:

-                    выдержки из оригинальных произведений известных философов, требующие осмысления и анализа;

-                    выдержки из современных учебников и словарей по философии;

-                    перечень рекомендуемых источников;

-                    критерии оценивания.

Уважаемые студенты!

1)                 Внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

2)                 Изучите содержание соответствующих тем, используя конспекты лекций, теоретический материал, который содержится в пособии, а также  рекомендованные источники.

3)                 Используйте философскую терминологию в процессе выполнения заданий.

4)                 Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

5)                 В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

 

Требования к оформлению выполненных заданий 

1)                 Ответы оформите в рабочих тетрадях, стараясь не допускать грамматических, орфографических и стилистических ошибок.

2)                 Ответы могут иметь краткую или развернутую форму.

3)                 Не дублируйте формулировки заданий и вопросов в тетрадях.

4)                 Результаты выполнения заданий должны содержать:

ü    номер практического занятия, в ходе которого выполняются задания;

ü    наименование темы занятия;

ü    цели выполнения заданий;

ü    номер задания и номер вопроса;

ü    ответы на вопросы, предложенные в заданиях;

ü    выводы;

ü    список источников.

Образец оформления практических заданий

Практическое занятие №1

Тема: «Античная философия»

Цели  выполнения практических заданий:

˗                      определить значение античной философии в истории философской мысли и духовной культуре человека;

˗                      научится выявлять онтологические и гносеологические проблемы среди других философских проблем;

˗                      развивать навыки самостоятельной работы с философскими источниками информации, давать им  критическую оценку;

˗                      развивать умение логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблемы и способов ее разрешения.

 

Задание №1

Ответ на вопрос 1 _______________

Ответ на вопрос 2 _______________ и т.д.

 

Задание №2

Ответ на вопрос 1 _______________

Ответ на вопрос 2 _______________ и т.д.

 

Выводы. Значение античной философии в истории философской мысли заключается в следующем: _________________.

Онтологические и гносеологические проблемы занимают в античной философии __________________ место.

В результате выполненных заданий я приобрел(а) умения:

ü    самостоятельно извлекать знания из оригинальных философских текстов античных философов: __________________ (перечислить);

ü    анализировать и оценивать философские источники информации;

ü    формулировать собственные суждения;

ü    высказывать  собственное мнение и аргументировать его в корректной форме.

 

Список источников

 

 


Практические задания

Вариант №1

Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором которого является выдающийся античный мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы:

1)                 О какой науке идет речь в данном отрывке?

2)                 Сформулируйте главную онтологическую проблему, которая решалась в античной философия?

3)                 Назовите гносеологические корни философии, согласно Аристотелю?

4)                 Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте.

 

     «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины… Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало удивление, а затем они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Если таким образом, начали философствовать, чтобы избавится от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремится ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы». (Аристотель, «Метафизика»)

                                                                                                                                

Задание 2. Ознакомьтесь с выдержкой из энциклопедического словаря крылатых слов и выражений и ответьте на вопросы, используя философскую терминологию:

1)                 О какой философской проблеме идет речь в данном тексте?

2)                 Какой раздел философии занимается изучением данной проблемы?

 

В мировой литературе в романе «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547—1616) впервые встречается фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Первоисточником являются слова древнегреческого философа Платона. В сочинении «Федон» Платон вкладывает в уста своего учителя Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине».

Похожая фраза есть и у Аристотеля, который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

Задание 3. Раскройте смысл высказывания Гераклита:

«Многознание уму не научит».

 

Задание 4. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал,  ответьте на вопросы:

1)                 В чем различие взглядов Платона и Аристотеля с одной стороны и представителей постпозитивизма Л. Лаудана и Т. Куна с другой на проблему истины?

2)                 К чему должен стремиться настоящий философ или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ.

 

Американский философ и методолог Ларри Лаудан, представитель постпозитивистской философии науки, считает, что наука призвана не объяснять факты, а решать проблемы. С точки зрения Лаудана вопросы истинности в науке обычно не волнуют ученых, когда они определяют, решает ли данная теория ту или иную проблему. При этом сам по себе факт автоматически не становится проблемой: науку интересуют только те факты, для которых она «созрела», и то, что мы считаем проблематичным, зависит от нашего общего теоретического видения мира. Американский философ исходит из того, что никому еще со времен Платона не удалось обосновать достижимость Истины. Поэтому, если научная рациональность заключается в стремлении к истинному знанию, а «истина» определяется в ее классическом, непрагматическом смысле, то наука иррациональна (нерациональна). В то же время, Лаудан отрицает в научном познании не истинность как таковую, а ее значимость для ученого, который в своей повседневной научно-исследовательской деятельности руководствуется прагматическими (или наоборот, метафизическими) критериями, позволяющими ему отбирать и анализировать интересные для него факты и проблемы.

По мнению Томаса Куна, известного историка и методолога науки, цель деятельности ученого - не истина (этот термин оказывается излишним при описании научной деятельности), а решение концептуальных или инструментальных «головоломок». Успех вознаграждается признанием соответствующего научного сообщества; мнение людей, не включенных в это сообщество, вообще игнорируется или учитывается в незначительной мере. Поэтому, с одной стороны, научное сообщество крайне консервативно в своих оценках собственной рациональности (эта консервативность - условие единства и общности, с другой стороны, оно настроено почти всегда на полное отрицание «иной» рациональности, претендующей на решение тех же «головоломок».

Вариант №2

Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором которого является выдающийся античный мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы:

1)                 К какому разделу философии можно отнести данное высказывание?

2)                 О каком уровне познания идет речь в высказывании?

3)                 Определите гносеологические корни философии, анализируя текст Аристотеля?

4)                 Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте.

 

«Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]». (Аристотель, «Метафизика»)

 

Задание 2. Ознакомьтесь со статьей из новой философской энциклопедии о Платоне и ответьте на вопросы, используя философскую терминологию:

1)                 О какой философской проблеме идет речь в данном тексте?

2)                 Какой раздел философии занимается изучением данной проблемы?

 

Сердцевина философии Платона – учение об идеях. Суть его кратко и наглядно представлена в произведении «Государства»: «…сама область умопостигаемого бытия делится на два класса по степени реальности: больший класс – подлинно сущее, вечные идеи, постижимые только умом, беспредпосылочно и интуитивно; меньший класс – предмет  предпосылочного знания, прежде всего математических наук – это числа и геометрические объекты. Присутствие подлинного умопостигаемого сущего делает возможным бытие всех низших классов, существующих благодаря причастности высшему. Наконец, умопостигаемый космос единственная подлинная реальность, обладает бытием благодаря наивысшему трансцендентному началу, которое именуется богом, в «Государстве» – идеей блага или Благом как таковым, в «Пармениде» – Единым. Это начало – выше бытия, по ту сторону всего сущего; поэтому оно неизреченно, немыслимо и непознаваемо; но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним. Однако принцип единства, просто единое как таковое, существовать не может, ибо с прибавлением к нему предиката бытия оно станет уже двумя, т.е. множеством. Следовательно, единое – источник всякого бытия, но само по ту сторону бытия, и рассуждение о нем может быть лишь апофатическим, отрицательным». (Платон, «Государство»)

 

Задание 3. Раскройте смысл высказывания Демокрита:

«Глупым [людям] лучше повиноваться, чем повелевать».

 

Задание 4. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал,  ответьте на вопросы:

1)                 В чем различие взглядов Платона и Аристотеля с одной стороны и представителей прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса с другой на проблему истины?

2)                 К чему должен стремиться настоящий философ или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ.

 

 Обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, Чарльз Пирс выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных проблемных ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Пирс отождествлял всю окружающую человека реальность с опытом, несводимым только к чувственному восприятию, а понимаемым как «всё, что переживается в опыте», т. е. как любое содержание сознания.

Согласно Пирсу, опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Пирс рассматривает мышление лишь как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли — не в познании как отражении объективной реальности, a в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематичной ситуации» (Дьюи). Идеи, понятия и теории — лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, «принципу Пирса», целиком сводится к возможным практическим последствиям. Соответственно «...истина определяется как полезность» или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее характерной и наиболее критикуемой доктриной Пирса: успех абсолютизируется и превращается не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Система и критерии оценивания

Система оценивания

Оценивание выполненных заданий проводится дифференцированно, по пятибалльной системе. Оценка за ответ на каждый вопрос выставляется с учетом:

-                    корректности (правильности) ответов, которая определяется при сравнении их с эталонами правильных ответов:

-                    их логической составляющей;

-                    грамматической и стилистической формы.

 

Каждый ответ оценивается в баллах.

-                    2 балла – ответ полностью совпадает с эталоном; грамотный с точки зрения логической, грамматической, орфографической и стилистической составляющей;

-                    1 балл – ответ содержит как совпадения, так и отклонения от эталона,  имеются нарушения правил логики, грамматики, орфографии.

-                    0 баллов – ответ отсутствует либо не совпадает с эталоном.

 

Критерии оценивания

Оценка «5» (отлично) – 100-90% правильных ответов

Оценка «4» (хорошо) – 89-75% правильных ответов

Оценка «3» (удовлетворительно) – 74-60% правильных ответов

Оценка «2» (неудовлетворительно) – менее 60% правильных ответов.

 

 

 

 

 


Теоретический материал

Возникновение, предмет и специфика философии

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость, т.е. буквально означает «любовь к мудрости». Таким образом, философия предполагает именно любовь, стремление к знанию (истине),  а не столько само знание (истину) как таковое.

Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, достигнув своей классической формы в Древней Греции примерно в к. V в. до н.э. Согласно некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель и ученый Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Время вносило свои коррективы в содержание понятий «философ», «философия».

В I в. до н.э., благодаря Андронику Родосскому (хранителю Александрийской библиотеки), синонимом «первой» философии стал термин «метафизика», то есть, что следует после физики – «сверх» науки о природе. Таким образом, философия изначально стремилась осмыслить и сформулировать всеобщие принципы, характерные для организации природы, общества и познания. Философия выступает как универсальное знание. Она опирается в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь совокупный опыт развития человечества.

Длительное время в самой философии считалось, что философия – это наука о сущем, познание первых начал бытия, наука о всеобщем. Таким образом, она отделялась от других наук, которые познают отдельные части сущего. Аристотель считал, что философия исследует сущее как таковое, первые начала, причины. М. Хайдеггер считал¸ что философия – это умозрительное понимание первых оснований и причин. Г.Гегель: философия и религия имеют своим предметом истину.

Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Ее размышления всегда начинаются с сомнения. Неслучайно, Аристотель считал, что философия начинается с удивления, т.е. с момента осознания себя и непознанности окружающего мира. Поэтому особо важно подчеркнуть рационально – критический характер философии, а поскольку она рассматривает вечные вопросы – актуальные во все эпохи, то необходимо отметить ее проблемизирующий характер. Профессиональная философия занята выявлением проблемных (неопределенных) зон, – т.е. обозначением границ человеческого знания и очерчиванием области неизвестного. Выявляя и фиксируя проблемы, философия не решает их в корне, а как бы поставляет тем самым материал для работы других наук.

Немецкий философ М. Хайдеггер говорил, что «философия – есть вопрошание». Его более ранний предшественник И. Кант неслучайно считал, что научить философии (за исключением ее истории) нельзя, «можно в лучшем случае только научить философствованию».

Вопрос – есть не что иное, как парадоксальное знание о своем незнании. Когда Сократ говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю» и в то же время: «Познай самого себя», это и означает: «Познай свое собственное незнание».

Философия  помогает человеку в переосмыслении ценностей. Она дает не столько систему знаний о мире, сколько систему ориентиров¸ целей; вырабатывает определенное отношение человека к миру¸ к себе¸ к жизни. Результат этой борьбы – новое представление о человеке¸ мире¸ новое мировоззрение. Поэтому философия – это самоизменение.

Философия есть рефлексия: не просто мышление о мире и человеке, но всегда мышление о мышлении¸ теория познания. Она старается понять¸ что в исследуемом предмете главное, какова его сущность.

Предмет философии – это отношение «человек – мир». Это теоретическое знание, а также знание смысла человеческого существования. Предмет философии исторически подвижен, изменчив.

Философия возникла раньше науки. По своему происхождению она есть донаучная форма сознания. Наука давно отделилась от философии. Философия, как и наука, имеет теоретическую форму, но философия не тождественна науке. Она не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия и наука имеют одну и ту же цель – достижение истины, но достигают ее разными способами.

Философия - это самосознание человека¸ самосознание культуры в целом; познание человеком самого себя¸  поиск смыла истинных целей человеческого существования.

Критерии философичности проблем:

-                    разделение сознания на объективную и субъективную области;

-                    выявление зависимости внутреннего и внешнего миров.

Сущность философского знания заключается в воспроизведении, в знании всеобщих форм бытия и мышления человека.

Специфика философского знания:

-                    особым объектом мышления является категориальная структура мышления;

-                    ее исходные положения формулируются с помощью предельно общих понятий;

-                    категории имеют предметно-практическую и социальную обусловленность;

-                    ее положения невозможно подтвердить на опыте и опровергнуть.

 

Исходные понятия философии

Философия как любая наука имеет собственный понятийный аппарат.

Понятие – это форма мышления¸ в которой отражается сущность предмета¸ процесса или явления. Категории – это наиболее общие понятия¸ предельно широкие по своему объему. Философия обладает такими фундаментальными понятиями как бытие¸ материя¸ сознание¸ человек.

Бытие – одна из самых общих философских категорий¸ определяемая через соотношение с противоположной категорией небытия¸ «ничто»¸ и фиксирующая свойство быть, присущее всему, что окружает человека.

Материя – предельно широкая философская категория, содержание которой противоположно содержанию категории «идеальное»; это представления о единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей.

Идеальное – это философская категория¸ соотносительная с понятием «материя»; это все нематериальное: Бог, дух, душа, сознание.

При изучении философии выявляется многообразие философских учений¸ школ¸ течений, направлений, т.е. философский плюрализм.

Материализм – одно из главных направлений в философии¸ представители которого первоосновой всего существующего считают материю – независимую от сознания духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную¸ телесную. Материалисты считают, что материя вечна, является источником многообразия и единства всего существующего.

Идеализм – одно из основных направлений в философии, сторонники которого признают исходным, первичным дух, идею, сознание.

Альтернативность материализма и идеализма заключается в признании качестве первоосновы двух противоположных начал – материи и духа.

Реально существовало и существует множество различных течений¸ направлений. При этом с развитием историко-философского процесса меняется:

-                    предмет философского размышления;

-                    способ разрешения философских проблем.

 

Структура и функции философского знания

В структуру философского знания входят следующие компоненты.

1)                 История философии – раздел философии¸ изучающий этапы развития философского знания от возникновения философии до наших дней.

2)                 Онтология (греч. ontos – сущее и logos – учение, слово) – учение о бытии.

3)                 Гносеология (греч. gnosis – знание) – теория познания; раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности знания и пути достижения истины.

4)                 Методология – учение о методах познания.

5)                 Философская антропология (греч. anthropos – человек) – учение¸ объясняющее действительность из человека – базисной¸ неразложимой на отдельные составляющие реальности;

6)                 Аксиология (греч. axia – ценность) – философское учение о природе ценностей.

7)                 Праксиология (греч. praktikos – деятельный) – раздел философии, изучающий специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в практической и преобразовательной деятельности.

8)                 Философия истории – философская интерпретация исторического процесса;

9)                 философия культуры – раздел философии¸ изучающий природу¸ сущность¸ структуру и функции культуры;

10)            философия науки и техники – раздел философии¸ изучающий сущность науки¸ классификацию¸ закономерности развития науки¸ развитие техники и технологии¸ их последствия.

Философия выполняет следующие функции:

1)                 функция самосознания;

2)                 мировоззренческая функция;

3)                 гносеологическая;

4)                 методологическая;

5)                 интегративная;

6)                 логическая;

7)                 критическая

Принято различать науки естественные, технические¸ социальные и гуманитарные. Философия относится к гуманитарным наукам, так как центральной проблемой является проблема человека. Данная проблема исследуется с помощью качественных методов – абстрагирования¸ систематизации¸ классификации¸ сравнения¸ обобщения¸ т.е. логических методов¸ а также диалектического, синергетического методов.

Философия занимает важное, но не ведущее место в системе наук. Она способствует развитию духовной и интеллектуальной культуры человека.

Проблема истины в философии

Главная цель познания – достижение истины. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Однако, главными преградами для этого являются сами объективный мир и сам человек. Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос – каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Вместе с тем – и сам объективный мир в условиях постнеклассической науки (релятивистская физика, синергетика) не предстает упорядоченным и в определенном смысле неизменным. Как можно достоверно знать реальность, которая сама постоянно изменяется?

 

В истории философии сложилось несколько основных концепций истины.

1). Классическая (корреспондентская) концепция – под  истиной здесь понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-либо объективной действительности. Основателями ее являлись древнегреческие мыслители – Платон и Аристотель. Данная концепция является самой популярной среди философов и ученых, поскольку предполагает, что не ученые творят свои гипотезы по своему усмотрению, а открывают объективные закономерности мироздания. Данная концепция лежит и в основе одной из наиболее серьезных философских и научных концепций современности – диалектического материализма (основатели К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Его основными положениями относительно понятия истины являются: Во-первых, понятие «действительность» трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность; познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание ее сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина есть процесс (все достигаемые истины – есть истины относительные, абсолютная истина – есть сумма относительных истин).

Все эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма. Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины - это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Однако, классическая концепция истины встречает следующие трудности: действительность никогда не дана субъекту напрямую, но лишь через посредничество сознания, а значит прямого соответствия никогда не будет; данные логики и математики, призванные упорядочить наши мысли относительно действительности не имеют соотносимых объектов реального мира (напр., мнимые числа); сами научные закономерности (напр., физический закон) есть обобщения всех частных случаев, в то время как в реальности мы имеем дело только с единичными случаями.

Эта концепция представляется очень понятной и естественной. Однако более внимательное её рассмотрение показывает, что она содержит немало спорных моментов и неясностей.

Главная из них – это неясность содержания самого понятия соответствия в контексте этой концепции. Действительно, что означает, например, соответствие между высказыванием о вещи и самой вещью? Ведь очевидно принципиальное отличие высказывание от вещи. Высказывание, в отличие от вещи, не имеет пространственной формы. Высказывание не содержит в себе вещества, из которого сложена вещь и т. д. Можно сказать, что высказывание о вещи и сама вещь принадлежит разным мирам: внутреннему (ментальному, идеальному, субъективному) миру и внешнему (материальному, объективному) миру.

В чем же тогда соответствие высказыванием и вещью? Тесно примыкает к сформулированной проблеме проблема существования своеобразного посредника между высказываниями о вещах и самими вещами, в частности, проблема языка, на котором можно говорить о двух мирах: о мире высказываний и о мире вещей. Важный вклад в прояснение характера такого языка внесли исследования Альфреда Тарского. Такой язык (метаязык) он называет семантическим. На нем можно говорить и об объектном языке, то есть о языке, на котором описывается мир вещей (мир фактов), и о самом этом мире вещей (мире фактов). Введение такого метаязыка позволило А. Тарскому создать работоспособный вариант корреспондентской концепции истины.

Не менее серьезной проблемой для обсуждаемой концепции истины является установление соответствия (степени соответствия) или несоответствия высказывания и вещи, проблема критерия истинности высказывания. В самом деле, для установления истинности высказывания (соответствия высказывания предмету этого высказывания) необходим некоторый метод. Предположим, что мы нашли такой метод. В истории философии и науки предлагались различные методы (критерии) истинности знания: очевидность, логическая непротиворичивость, общепринятость, полезность, практика. Понятно, однако, что и сами эти методы распознавания истинности (или неистинности) высказываний должны быть проверены на истинность, что требует привлечения других методов установления (критериев) истинности и т. д. Есть у корреспондентской концепции истины и другие проблемы.

Это не значит что эта концепция не работоспособна. Она имеет всего лишь ограниченную область применимости. Её следует развивать, совершенствовать и дополнять другими концепциями.

2). Априористская концепция (от лат. a priori – до опыта, само собой разумеющееся) – под истиной здесь понимается не соответствие действительности, а познание доопытных структур чувственности и рассудка, составляющих человеческой сознание. Поскольку именно они обеспечивают контуры всей получаемой информации, то они и есть источник истины. Так как именно сознание является источником правил, упорядочивающих внешний мир, то именно правила сознания и являются подобием истины (осознание пространства и времени, математические истины). Ярчайшим представителем данной концепции являлся И. Кант, хотя следы данной концепции прослеживаются в древнеиндийской философии, философии Платона, христианской доктрине богоподобия, философии Декарта. Главная трудность данной концепции в том, что считать универсальными доопытными структурами, свойственными для всех людей.

3). Онтологическая концепция истины. Истина в данной концепции есть единое, весь мир одновременно. Это означает, что каждая конкретная вещь по отдельности истиной не является. И это действительно так. Поскольку целое не равно сумме частей, и только интегральное знание о мире является в известной степени достоверным. Сторонниками данной концепции являлись Платон, В.С. Соловьев, М. Хайдеггер. Указанная концепция исправляет все недостатки классической и априористской концепций, однако при всей своей привлекательности она недостижима, поскольку человек здесь должен одновременно воспринимать весь мир, все бытие в его прошлом, настоящем и будущем состояниях. Другой аргумент – если все истинно – то как быть с заблуждениями. 

4). Когерентная теория истины. Сторонники данной концепции утверждают, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Истина - это во многом логическая правильность и корректность. Истиной по мысли когерентной концепции также может быть непротиворечивость гипотезы фундаментальному знанию, существующему в науке. Сторонниками данной концепции являлись А. Тарский, Л. Витгенштейн, Б. Рассел. Аргументами против данной концепции являются тот факт, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-либо теории еще отнюдь не свидетельствуют о ее истинности, а соответствие какой-либо фундаментальной теории также не является критерием, ведь любая фундаментальная теория также относительна.

5). Прагматистская концепция. Сторонниками данной концепции являются американские ученые Ч. Пирс и У. Джемс. Знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата. Истина, таким образом, отождествляется с пользой, результативностью. У. Джемс:  «То, во что для нас лучше верить - истинно». По Джемсу, высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаем» истины. Отсюда следуют две ее особенности: истина изменчива и зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем. Данная концепция подвергается критики, поскольку, не всё то, что полезно является истинным.

6). Конвенционалистская концепция. Истина есть продукт соглашения (гласного или негласного) между участниками познавательного процесса, представителями научного сообщества. И это действительно имеет место в науке и философии, где большинство парадигмальных концепций являются не только доказанными, но и взаимосогласованными. Сторонниками данной концепции могут считаться Т. Кун и Л. Лаудан. Однако, то, что принимается одним сообществом не всегда является убедительным для другого. 

7). Экзистенциалистская концепция. Экзистенциальными называются такие состояния человека, когда он, отвлекаясь от внешних проблем, погружается в глубины своего духовного состояния и задумывается в первую очередь о смысле собственного жизненного предназначения. Истина здесь сближается с ценностями. Критерием истины уже выступают не столько знания, сколько «правда», творческая самореализация, духовный рост. Сторонниками данной концепции являлись С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс. К данной концепции близко творчество Ф.М. Достоевского.   

Таким образом, общими критериями истины могут являться практика, эксперимент, логическая непротиворечивость, внутренняя и внешняя когерентность, простота, ценностное содержание и красота.

Истину также следует отличать от мнения (обобщенных массовых представлений), заблуждения (непреднамеренной трактовки истинного знания как ложного, а ложного как истинного) и лжи (преднамеренного сокрытия истинного знания).

Истина, таким образом, - это такое объективное содержание наших знаний, которое удостоверено (доказано) в качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходит за границы своей применимости и не претендует на окончательный завершенный характер.   

Достижение истины в процессе познания невозможно без наличия определенной цели, которой часто и является сама истина. В этой связи важно понимать, что в ситуации, когда истина еще не достигнута, человек должен быть убежден, уверен, что она будет достигнута. Данный феномен сознания принято обозначать термином вера.

Вера – это состояние предельной заинтересованности, психологическая установка, мировоззренческая позиция и целостный личностный акт, состоящие в признании безусловного существования и истинности чего-либо с такой решительностью  и твердостью, которые превышают убедительность логических доказательств и не зависят от них вопреки всем сомнениям. Принято выделять следующие типы веры: вера как достоверность, вера как преклонение перед авторитетом, моральная или нравственная вера, религиозная вера. Вера - достоверность выступает частью процесса познания, поскольку именно она учитывает элемент вероятности получения истины, а также способствует созданию психологической убежденности познающего в своей правоте. Вера-достоверность всегда сосуществует с сомнением, критичностью  в понимании тех или иных фактов. Однако, если определенное место в структуре знания занимает вера – то это означает, что само знание не представляет идеально рациональный феномен. А это в свою очередь, ведет к тому, что полученное знание окончательно достоверно?   

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

Методика проведения практических занятий, изложенная в данной работе, создает необходимые условия реализации ФГОС СПО по учебной дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии. Опыт проведения подобных занятий в конкретном образовательном учреждении свидетельствует об их эффективности и продуктивности. Результатом их проведения является формирование заложенных образовательным стандартом умений, повышение качества обучения и интереса к предмету.

Следует отметить, что педагогическая технология, изложенная в работе, не является завершенной, требует дальнейшей разработки, углубления и детализации. Преподаватель, планирующий проведение практических занятий по философии, должен учитывать следующие факторы:

-                    ограниченный объем часов, определенный стандартом, на изучение дисциплины;

-                    специфику занятий, нацеленных в итоге на формирование практических умений интеллектуального, мировоззренческого характера и общих компетенций.

В связи с этим необходим тщательный отбор фрагментов философских текстов. Они должны быть содержательными, небольшими по объему и доступными для самостоятельного анализа. Работа с крупными выдержками из оригинальных философских произведений, представленных в хрестоматиях, на аудиторных занятиях нецелесообразна по причине их временной ограниченности. Студенты должны иметь возможность вникнуть в достаточно сложный материал, привлечь к его анализу учебники, конспект лекций и теоретический материал, заранее подготовленный преподавателем.

Как показывает опыт работы, качество выполнения заданий студентами существенным образом зависит от качества поставленных вопросов, поэтому преподаватель должен владеть теоретическими знаниями и практическими навыками постановки вопросов. В противном случае некорректно поставленный вопрос в результате даст такой же некорректный ответ, может послужить источником невысокой оценки и снизить положительную мотивацию на обучение.

 

 


Список источников

1.                  Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2009.

2.                  Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3.                  История философии. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4.                  Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь – М.: Филологическое общество «СЛОВО»: ООО «Издательство АСТ, 2002.

5.                  Курбатов В.И. Основы философии. Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

6.                  Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

 

Интернет-ресурсы:      

1.                  Философский портал - http://philosophy.ru/

2.                  Электронная библиотека «Гумер» - философия - http://www.gumer.info/

3.                  Цифровая библиотека по философии - http://filosof.historic.ru

4.                  Словари и энциклопедии - http://dic.academic.ru

5.                  Электронный учебник по философии - http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos-index.html

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г

Аннотация Методическая разработка создана в результате работы по реализации компетентностного подхода в обучении, а также с целью описания методики и алгоритма проведения практического занятия по…

Аннотация Методическая разработка создана в результате работы по реализации компетентностного подхода в обучении, а также с целью описания методики и алгоритма проведения практического занятия по…

Содержание Введение 3

Содержание Введение 3

Введение Внедрение новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования происходит на основе модульного обучения, основанного на компетентностном и практикоориентированном подходах

Введение Внедрение новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования происходит на основе модульного обучения, основанного на компетентностном и практикоориентированном подходах

Цель данной методической разработки – описание технологии проведения практических занятий по философии на примере одного учебного занятия по теме «Философские школы

Цель данной методической разработки – описание технологии проведения практических занятий по философии на примере одного учебного занятия по теме «Философские школы

Цели занятия, методы и средства обучения

Цели занятия, методы и средства обучения

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Горелов А.А. Основы философии.

Горелов А.А. Основы философии.

Организационная структура занятия

Организационная структура занятия

Организационная структура занятия

Организационная структура занятия

Указания по выполнению практических заданий для обучающихся

Указания по выполнению практических заданий для обучающихся

Образец оформления практических заданий

Образец оформления практических заданий

Выводы. Значение античной философии в истории философской мысли заключается в следующем: _________________

Выводы. Значение античной философии в истории философской мысли заключается в следующем: _________________

Практические задания Вариант №1

Практические задания Вариант №1

В мировой литературе в романе «Дон

В мировой литературе в романе «Дон

Американский философ исходит из того, что никому еще со времен

Американский философ исходит из того, что никому еще со времен

Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки?

Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки?

Однако принцип единства, просто единое как таковое, существовать не может, ибо с прибавлением к нему предиката бытия оно станет уже двумя, т

Однако принцип единства, просто единое как таковое, существовать не может, ибо с прибавлением к нему предиката бытия оно станет уже двумя, т

Согласно Пирсу, опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач

Согласно Пирсу, опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач

Система и критерии оценивания

Система и критерии оценивания

Теоретический материал Возникновение, предмет и специфика философии

Теоретический материал Возникновение, предмет и специфика философии

Поэтому особо важно подчеркнуть рационально – критический характер философии, а поскольку она рассматривает вечные вопросы – актуальные во все эпохи, то необходимо отметить ее проблемизирующий…

Поэтому особо важно подчеркнуть рационально – критический характер философии, а поскольку она рассматривает вечные вопросы – актуальные во все эпохи, то необходимо отметить ее проблемизирующий…

Она не противоположна науке, но и не сводима к ней

Она не противоположна науке, но и не сводима к ней

Материя – предельно широкая философская категория, содержание которой противоположно содержанию категории «идеальное»; это представления о единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей

Материя – предельно широкая философская категория, содержание которой противоположно содержанию категории «идеальное»; это представления о единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей

Методология – учение о методах познания

Методология – учение о методах познания

Философия занимает важное, но не ведущее место в системе наук

Философия занимает важное, но не ведущее место в системе наук

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин)

Эта концепция представляется очень понятной и естественной

Эта концепция представляется очень понятной и естественной

Есть у корреспондентской концепции истины и другие проблемы

Есть у корреспондентской концепции истины и другие проблемы

Другой аргумент – если все истинно – то как быть с заблуждениями

Другой аргумент – если все истинно – то как быть с заблуждениями

Экзистенциалистская концепция

Экзистенциалистская концепция

Принято выделять следующие типы веры: вера как достоверность, вера как преклонение перед авторитетом, моральная или нравственная вера, религиозная вера

Принято выделять следующие типы веры: вера как достоверность, вера как преклонение перед авторитетом, моральная или нравственная вера, религиозная вера

Заключение Методика проведения практических занятий, изложенная в данной работе, создает необходимые условия реализации

Заключение Методика проведения практических занятий, изложенная в данной работе, создает необходимые условия реализации

послужить источником невысокой оценки и снизить положительную мотивацию на обучение.

послужить источником невысокой оценки и снизить положительную мотивацию на обучение.

Список источников 1.

Список источников 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017