Методическая разработка по русскому языку "Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске" (9 класс)
Оценка 4.9

Методическая разработка по русскому языку "Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске" (9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
24.03.2017
Методическая разработка по русскому языку "Виды предложений по цели высказывания,  по эмоциональной окраске" (9 класс)
Проект урока по русскому языку, по структуре традиционный комбинированный урок объяснения нового материала с элементами фронтальной и самостоятельной работы. Материал можно использовать для проведения открытого урока в 9 классе. В качестве закрепления предлагается самостоятельное задание с использованием отрывов из произведений русской литературы.
проект открытого урока1.doc

Методический проект

 открытого урока русского языка.

 

Тема. Виды предложений по цели высказывания,  по эмоциональной окраске.

Тип урока: традиционный комбинированный урок объяснения нового материала.

Вид урока: с элементами фронтальной и самостоятельной работы.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоматериал «Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. 1 часть», доска, схема «Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске», дидактический материал для словарного диктанта.

 

Цели урока:

Обучающая: к концу урока учащиеся должны знать деление предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Постановку знака препинания в конце каждого типа предложения в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраске.

Развивающая: к концу урока учащиеся должны уметь правильно классифицировать предложения в зависимости от эмоциональной окраски, правильно применять знак препинания в конце предложения. Уметь использовать разные типы предложения при написании творческих работ, в высказывании собственных мыслей.

Воспитывающая: способствовать развитию интереса учащихся литературе, русскому языку и культуре речи.  Развивать уважение учащихся друг к другу в процессе учебного и неформального общения.

Информационный компонент урока:

 

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет присутствующих и готовность к уроку.

Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к уроку.

Проверка домашнего задания.

Преподаватель проверяет знания учащихся по теме «Двусоставные и односоставные предложения» с примерами из произведений литературы.

Учащиеся по желанию отвечают на вопросы преподавателя.

Объяснение нового материала.

Преподаватель называет тему урока, знакомит с планом проведения, определяет его цели и предлагает записать в тетрадь.

Преподаватель определяет критерии для классификации предложений и предлагает учащимся посмотреть видеосюжет с фрагментом рассуждений героя рассказа А.П. Чехова «Восклицательный знак» чиновника Е. Перекладина.

После просмотра предлагает определить необходимость постановки знаков препинания в конце предложения, комментирует таблицу классификации предложений, связывая теоретическое обоснование с примерами.

Преподаватель на доске отображает структуру классификации предложений в виде схемы и предлагает учащимся перенести схему в тетради.

Учащиеся внимательно слушают преподавателя, записывают под диктовку тему и план урока.

Учащиеся смотрят фрагмент фильма, затем отвечают на вопросы к видеофрагменту и слушают объяснение преподавателя. Переносят схему классификации предложений в тетрадь.

Закрепление

Усвоение нового материала преподаватель предлагает оценить на примере отрывка из басни И. А. Крылова «Волк и ягненок», комментируя постановку знаков препинания.

Учащиеся внимательно слушают преподавателя.

Коррекция.

Преподаватель предлагает учащимся прочитать предложения из пособия и самостоятельно классифицировать их.

Учащиеся читают высказывания В.Г. Белинского о стихотворениях М.Ю. Лермонтова и определяют тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, ставя соответствующий знак в конце предложения.

Рефлексия.

Преподаватель объясняет условия выполнения самостоятельной работы  и проводит ее.

По итогам работы предлагает произвести взаимную проверку выполнения задания, называя правильные ответы.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу и поводят взаимную проверку, выставляя оценки друг другу.

Домашнее задание.

Преподаватель подводит итог урока и предлагает записать домашнее задание, комментируя его выполнение.

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

Составил:

Тарасова О.Н.

 

 

 

 

Приложение к методическому проекту открытого урока по русскому языку.

 

Тема. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске.

 

1.      Таблица классификации предложений.

 

По цели высказывания

По эмоциональной окраске

Схема предложения

Пример

Повествовательное

невосклицательное

[     ] .

Наступила осень.

восклицательное

[     ] !

Как похолодало!

Вопросительное

невосклицательное

           [     ] ?

На улице холодно?

восклицательное

           [     ] ?!

И что теперь делать?!

Побудительное

невосклицательное

[     ] .

Посмотрите в окно.

восклицательное

[     ] !

Пристегните ремни!

 

2.      Схема классификации предложений, изображенная на доске:

Предложения

по цели высказывания:

 

повествовательные          вопросительные          побудительные

по эмоциональной окраске:

 


восклицательные невосклицательные

восклицательные невосклицательные                                      восклицательные невосклицательные

 

3.      Отрывок из басни И.А. Крылова «Волк и ягненок»:

«Ах, чем я виноват (?) » - «Молчи (!) устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок (!)

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать(.)»

 

4.      Предложения для разбора (Пособие для занятий по русскому языку, упражнение 332, страница 168).

1.      Поэма Лермонтова – создание мужественное, зрелое//

2.      Какая верная картина// Какая точность в выражении//

3.      Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня»// Где, откуда взял поэт эти простодушные слова. Эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушевные звуки, эту женственность и прелесть выражения//

4.      О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу//

 

5.      Самостоятельная работа.

Предложения, предложенные преподавателем, распределить в таблице.

повествовательные

вопросительные

побудительные

 

 

 

  1. Мой борзый конь,

Мой конь удалый,

Несись, лети!                         А.С. Пушкин

  1.  Какие сны тебе, Россия,

Какие бури суждены?           А. Блок

  1. Отвечайте на поставленный вопрос!
  2. В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли.                                                                                                                                 М. Лермонтов
  3. С вечерним озером я разговор веду высоким ладом песни. Оно раскинулось внизу и смотрит в небо.                                                                           А. Блок
  4. Еще кого не досчитались вы?

Кто изменил пленительной привычке?

Кого от вас увлек холодный свет?

Чей глас умолк на братской перекличке?

Кто не пришел?

Кого меж нами нет?                                                                          А.С. Пушкин

  1. О, дай мне, Боже, быть поэтом!

Не дай людей мне обмануть!                                                           Е. Евтушенко

  1. Кто там?
  2. Пробудись! Пронзи меня мечами!

От страсти моих освободи!                                                              А. Блок

  1. Ну, разве не смешно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методический проект открытого урока русского языка

Методический проект открытого урока русского языка

Преподаватель на доске отображает структуру классификации предложений в виде схемы и предлагает учащимся перенести схему в тетради

Преподаватель на доске отображает структуру классификации предложений в виде схемы и предлагает учащимся перенести схему в тетради

Преподаватель на доске отображает структуру классификации предложений в виде схемы и предлагает учащимся перенести схему в тетради

Преподаватель на доске отображает структуру классификации предложений в виде схемы и предлагает учащимся перенести схему в тетради

О, дай мне, Боже, быть поэтом!

О, дай мне, Боже, быть поэтом!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017