Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)
Оценка 4.9

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
5 кл
13.05.2017
Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)
Разработка урока Человек и мир камня.docx
Человек и мир камня Тип урока: комбинированный Форма урока: групповая с элементами игры Цель урока: расширение кругозора обучающихся о горных породах и минералах и их  применении в жизни и хозяйственной деятельности. Цели по содержанию: Образовательные: закрепить знания о свойствах и классификации горных пород; Развивающие: способствовать осознанию социальной, практической и личностной  значимости учебного материала; развивать пространственное мышление, внимание,  творческое воображение; умения работы с картой и другими источниками  информации;  Воспитательные: способствовать формированию сплочённости и культуры общения  обучающихся при групповой работе; воспитывать внимательное отношение к природе, через интеграцию с другими предметами повысить интерес к родной культуре,  мотивацию к изучению географии. Планируемые результаты: А) личностные: формирование системы нравственных отношений у обучающихся:  уважительное отношение к мнению одноклассников, чувство ответственности за  проделанную работу в группе; воспитание чувства ответственности по отношению к  природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире; Б) метапредметные: развитие у обучающихся умения логически мыслить, вдеть  взаимосвязь географии с другими науками; развитие внимания, смекалки, находчивости,  способности анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли,  умения рационально использовать время; совершенствование умения работать с  контурными картами, атласами и другими источниками информации. В) предметные: закрепление знаний о минералах и горных породах и умения различать их  по внешним признакам на основе изучения особенностей происхождения; выяснение  количественного состава горных пород Урала и Пермского края,  географии их  распространения, сферы использования в жизни человека. Методы обучения: Объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично­ поисковый, исследовательский Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация по  теме «Человек и мир камня», учебник "География. Планета Земля. 5­6 классы"  Лобжанидзе А. А.,  атлас 5­6 класс География. Планета Земля, атлас Пермской области,  контурные карты, коллекции горных пород и минералов. 1. Организационный момент (слайд 1)  1мин. ­ Хором прочитаем эти слова. Пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока. У меня все получится. Я смогу выполнить все задания. Желаю успехов себе и друзьям. 2. Мотивация к учебной деятельности. 10 мин. ­Ребята, сегодня на урок географии я принесла коробку. Вам интересно, что в ней  находится? Тогда послушайте мой рассказ: (слайд 2) «С незапамятных времен он прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он  использовался как орудие труда. Им расчленяли на части туши убитых зверей. Им можно  было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. Блестящими  цветными …человек издавна любил украшать себя. Он был надежным орудием обороны и  нападения: удачно брошенный поражал врага и настигал ускользающую добычу. Однако, не каждый обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть  использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому, люди искали,  отбирали их, запоминали их внешние признаки, давали им названия. ­Кто догадался, что находится в моей коробке? Давайте проверим. (Коробка открывается) 3. Постановка учебной задачи и темы урока. ­О чем же мы с вами будем говорить на уроке?  ­Тема нашего урока «Человек и мир камня» (слайд 3) Учитель: Казалось бы, что особенного в камне? А между тем – это одно из замечательных чудес природы. Сегодня известно около 3 000 минералов. Ежегодно ученые открывают около 15 – 20  новых минералов. Их находят в недрах Земли и на дне морей, в лунном грунте и в  метеоритах – космических пришельцах. Издавна человека привлекали удивительные творения природы – минералы и горные  породы. Помните, как еще маленькими детьми вы иногда находили необыкновенный, не  похожий на другие камешек? Сколько было восторга, радости, умиления, а в глазах  загорались веселые искорки. Названия различных камней нашли отражение и в литературе,  и в нашей с вами речи. Я предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания,  афоризмы, в которых употребляется название каких­либо камней. (например: Мал  золотник, да дорог. Слово – серебро, а молчание – золото. Серебряный голосок. Золотые  руки, золотое сердце.) Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в мир удивительных камней. А для этого нам  понадобятся полученные на уроках знания  Слова на слайде: (слайд 4) Жил­был когда­то давно в старину Павел Бажов. Сказы слагал про родную страну. Сказы Бажова полны красоты. В них расцветают из камня цветы. Скачет олень с серебристым копытом, В старой шкатулке из малахита Скрыты уральской природы дары. Правит хозяйка там  медной горы (слайд 5) Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я – хозяйка Медной горы. А кто вы такие и чего вам,  ребята, во владениях моих надобно? (ответы детей). ­ Вижу я, что вы люди смелые и сообразительные, а главное – любознательные. Прекрасна  земля наша, много тайн и загадок она хранит. Я же владею великим богатством и вам  открою мои сокровища, но прежде пройдите мои испытания, как в сказках всегда  полагается! Ну что, согласны? Слушайте внимательно, думайте старательно! (слайд 6)  Известны ли они вам? (да, это горные породы. Мы уже изучали их на уроках географии.) 4. Актуализация знаний Что такое горные породы? ­ На какие группы по происхождению можно разделить все горные породы? Это очень  сложный вопрос, но я уверена, что у вас всё получится  (на слайде ящерица с вопросом)  (слайд 7) Вначале возникли породы из магмы,                                                                                               они первородные самые как бы,                                                                                                       Тяжёлый гранит в глубине остывал,                                                                                                базальт на поверхности лавою стал.                                                                                                Породы эти весьма кристаллические, увесистые …. Магматические. Учитель: Попробуйте найти в ваших коллекциях породы магматического происхождения  (работа в группах). Назовите свойства этих пород. (ответы).  Хозяйка медной горы: Как приятно вас слушать! Всё­то вы знаете! (слайд 8) Но прочность – не вечность, и вот, что случается:                                                       породы выветриванием разрушаются,                                                                                             Дробятся на глыбы, обломки, пески,                                                                                               выносятся водами быстрой реки,                                                                                                     А в толще морской или в тёмном болоте                                                                                        вы массу остатков  животных найдёте,                                                                                           И части растений отмерших, остаточные, они образуют породы …. Осадочные. Учитель:  Правильно. Найдите их в ваших коллекциях. Какие они, эти породы? (мягкие,  рыхлые, пористые) (слайд 9) Но вот под давлением магма опять стремится земную кору разорвать.                     И в месте такого вторжения наметятся вдруг превращения:                                                        Сыпучий песок превратился в кварцит, был мел очень мягкий, вдруг мрамор лежит.              Такие породы весьма специфические, зовутся геологами ….. метаморфические.  Учитель: Найдите их в ваших коллекциях. Назовите их свойства. ФИЗМИНУТКА (слайд 10) 1мин 5. Изучение нового материала. Учитель: Издавна интересовались русские люди красотой и силой камня. Любой мастер  камнерез должен уметь познать его скрытые свойства. Камни­ немые свидетели прошлого, они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их “молчаливый  язык”.  А) создание проблемной ситуации (слайд 11). Распределить горные породы на группы.  Каждой группе дать название.  5 мин. Результат решения задания (слайд 12) Учитель: Ребята, а вы согласны с тем, что глина и песок – это полезные ископаемые?  Почему? (слайд 13,14).  Так же к строительным материалам мы отнесём гранит, мрамор, туф, известняк (слайд 15). Нам с вами повезло, что мы живем в стране, которая называется Россия (слайд 16). Наша  страна необыкновенно богата полезными ископаемыми. А на её территории находятся  Уральские горы – настоящая подземная сокровищница камней. Издавна Урал называют  «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему? Дети: Потому что он перепоясывает Россию. Уральские горы похожи на пояс, который  делит Россию на две части. Учитель: А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим  поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в  уральском поясе богатств не сосчитать. Мы с вами живём на Среднем Урале.  Есть ещё одна легенда об Урале: говорят, будто бы Бог, когда землю создавал, решил  людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных,   да и по всей земле и  рассыпал. Глядит, ещё целая горсть осталась. Подумал Господь, да и высыпал их между  Европой и Азией. Так будто бы и получились Уральские горы, которые необыкновенно  богаты полезными ископаемыми. На южном Урале в 1 920 году создан первый в мире  Минералогический заповедник.  (слайд 17, 18) Б) Сообщения учащихся о минералах (опережающее задание). Сопровождается показом  презентации. 15 мин.  Значение минерального царства в жизни общества огромно. Ведь есть даже целая наука о  горных породах и минералах – это геология. Наши ребята ­ юные геологи побывали в  подземных кладовых Урала и сегодня поведают нам истории о некоторых минералах.  (слайд 19) История 1. В таежных диких лесах В Сибири, в Якутии дальней Найдены россыпи драгоценных камней По твердости нет им равных. Алмаз. (выступление ученика)  В переводе с греческого означает «непобедимый». Это самый драгоценный, самый красивый, самый твердый и один из самых редких камней на Земле. Алмазы бывают разных цветов: голубые, желтые, красные, зеленоватые, но больше всего ценятся прозрачные. Отшлифованный алмаз называется бриллиантом. (слайд 19) Впервые алмазы найдены в Африке в кимберлитовых трубках (слайд 20). Долгое время в России не находили своих алмазов. Но вот по Сибирской тайге и бездорожью разведчики двинулись на их поиски. 21 августа 1 954 года в чрезвычайно трудных условиях была найдена первая алмазоносная кимберлитовая трубка в Якутии (слайд 21). Алмазы теперь идут не только на украшения (слайд 22).  Их широко используют в технике. Кто не слышал о бурильных станках со стальными коронками, в которые вставлены алмазы? (слайд 22). Крепкий, непобедимый алмаз вгрызается в самые твердые камни, пробуривает глубокие скважины, открывает путь к добыче нефти, газа, подземной воды. Алмазы   сделали   сверхтвердыми   многие   режущие   инструменты,   которые   применяются   на промышленных предприятиях. (слайд 23) История 2.  В моей земле богатства скрыты. Она и золото хранит, И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …. Гранит (выступление   ученика)  Гранит  –  одна   из   горных   пород,   давно   известных   людям.   Ярким примером каменного зодчества из гранита является Исаакиевский собор – одно из величайших архитектурных сооружений в мире. Высота его 1 015 метров. Собор строился по проекту архитектора О. Монферрона в течение 40 лет. Санкт – Петербург славится также гранитными набережными Невы, памятником Петру Великому и другими сооружениями. А кто не любовался прекрасными станциями, отделанными гранитом и мрамором Московского метрополитена и подземных дворцов в других крупных городах нашей страны. Месторождения гранитов есть во многих местах нашей страны. Добывают их в Карелии, на Урале, на Кавказе, в Забайкалье и других местах (слайд 24). (слайд 25) История 3. Тот камень чудесный с Урала Нежным цветом зеленым манит, Я только сегодня узнала, Что камень зовут….(малахит)  Малахит. (слайд 25) (выступление ученика) Единственный в мире узорчатый зелёный минерал. В Древнем Египте меня измельчали в порошок и использовали для приготовления косметических и  глазных мазей. В Древнем Риме из меня вырезали детские амулеты. В России – мелкие декоративные предметы и украшения, в том числе и пуговицы. Большими глыбами в Зимнем дворце отделаны Малахитовый и Георгиевский залы.. Малахит  относится к невероятно красивым минералам, получившим благодаря наличию соединений меди  насыщенный зеленый цвет. Несмотря на свою низкую твердость, сегодня малахит относится к  одному из самых известных и популярных минералов, из которого изготавливают не только ювелирные но и декоративные изделия.  Ценится  малахит довольно дорого и употребляется в  качестве поделочного камня для изготовления ваз, инкрустаций (облицовки столов, шкатулок) и  других предметов роскоши, а также кабошонов для вставок в мелкие ювелирные изделия. Самым  удивительными по размерам изделиями, облицованными тонкими пластинками малахита, могут  считаться колонны Исаакиевского собора в Санкт­Петербурге. Дивной красоты большая  малахитовая ваза старинной работы украшает центр зала Минералогического музея им. А.Е.  Ферсмана.  (слайд 26) История 4. В честь него был назван век, Он в крови у нас у всех, В космосе метеорит  Его содержит, и летит. Ржавчина его съедает. Кто металл этот не знает? Какой металл самый главный? «Золото» ­ скажут одни – Оно самое дорогое. «Радий» ­ скажут другие, ­ он обладает удивительными свойствами». И все же наиважнейший металл в наше время – железо. Железо служит людям с незапамятных времен. Ножи, топоры, копья, лопаты, гвозди, станки – все из железа. Из железной руды варят чугун, сталь, а их с каждым годом требуется все больше и больше.  Железо   оказало   огромное   влияние   на   развитие   человеческого   общества   и   продолжает цениться   сегодня.   Его   используют   на   многих   производствах.   Железо   помогло   первобытному человеку освоить новые способы охоты, привело к развитию сельского хозяйства благодаря новым орудиям. Железо в чистом виде в те времена было частью упавших метеоритов. По сегодняшний день ходят легенды о неземном происхождении данного материала. Металлургия берет свое начало в середине второго тысячелетия до н.э.  В чистом виде железо содержится в небесных телах. Металл был обнаружен в лунном грунте. Железо необходимо при производстве стали. Практически в каждом производстве используется данный  материал.   Широко  применяется   железо   в   быту,   его  можно  встретить   в   виде   кованных изделий и чугуна. Железо позволяет придавать изделию различную форму, поэтому его используют при ковке и создании беседок, ограждений и других изделий. Пользуются железом все хозяйки на кухне, ведь изделия из чугуна, это не что иное как сплав железа и углерода. Посуда из чугуна равномерно нагревается, долго сохраняет температуру и служит не один десяток лет. В состав практически всех столовых приборов входит железо, а из нержавеющей стали изготовляют посуду и различные кухонные принадлежности и такие необходимые предметы, как лопаты, вилы, топоры и другие   полезные   приспособления.   Широко   используется   данный   металл   и   в   ювелирном   деле. Сейчас железо добывают из руды горных пород, и Россия занимает лидирующее место по добыче этого   металла.   Богатые   залежи   железной   руды   расположены   в   европейской   части,   в   Западной Сибири и на Урале (слайд 27)   (слайд 28) История 5 Известняк Покрывают им дороги,                                                                                                                  Улицы в селеньях, А ещё он есть в цементе.                                                                                                                Сам он — удобрение. (выступление   ученика).   Известняк   –   осадочная   горная   порода   органического   происхождения. Наиболее широко известняк применяется как строительный материал. Прочность многих сортов известняка достаточна для возведения многоэтажных строений. Тонкие пласты износоустойчивого камня   являют   собой   готовый   материал,   таким   известняком   облицовывают   строения   и   мостят дорожки.   Слоистый   известняк   ценится   декораторами,   дизайнерами   и   ландшафтными архитекторами.  Производители изделий из  натурального  камня  нередко  с успехом  обыгрывают биологическое   происхождение   породы.   Раковины   древних   моллюсков,   сохранившиеся   в известняковых   залежах,   становятся   важным   выразительным   элементом   отделочных   материалов. Незаменимы для любого строительства и цементы – которые производятся из смеси известняка и глины.  Известняку характерны различные примеси и в зависимости от них он имеет различные названия ­ разновидности. Мел – мягкий известняк белого цвета – используется не только для рисования на асфальте,   изготовления   отделочных   составов   и   зубного   порошка,   но   и   для   производства высокосортной   бумаги.   Кроме   того,   без   мела   –   основного   материала   покрытия   сварочных электродов – резко затруднилось бы создание металлических конструкций. Не обходятся без мела ни резиновое, ни кабельное производство. Полиграфистам известен литографический известняк – камень, физические свойства которого позволяют создавать на известняке высокохудожественные гравюры.   Известняк   и   доломит   находят   применение   в   металлургии.   В   теплотехнике   лучшим изолирующим   материалом   считается   известняковая   минеральная   вата.   Даже   пищевая промышленность, особенно производство сахара, нуждается в этом камне!  (слайд 29) История 6. Ни огня, ни света, а огнём блестит. Золото. Золото самородное — это самая первая порода, с которой познакомилось человечество. В древности данный камень отыскивали в долинах рек. Блеск золота был замечен еще во времена   палеолита.   В   этом   время   люди   поняли,   что   такая   порода   не   подходит   для изготовления предметов быта. Поэтому на протяжении очень многих лет на золото просто смотрели. Его воспринимали как необыкновенно красивый материал. Только на рубеже III­ IV   вв.   до   н.э.   золото   стали   применять   в   производстве   украшений.   Несколько   позднее самородное   золото   стало   выступать   уже   в   качестве   предмета   обмена.   В   начале   XIX столетия были открыты золотоносные россыпи Урала. Во второй половине этого столетия наступила   «золотая   лихорадка».   Золотые   изделия   обнаружены   при   раскопках   древних цивилизаций. Рафинирование золота и отделение его от серебра началось во 2­й половине 2­го   тысячелетия   до   н.э.   Первые   исследования   связаны   с   развитием   алхимии,   главной целью которой было создание золота из неблагородных металлов. Золото   имеет цвет от золотисто­желтого до серебристо­белого. В ювелирном деле золото используется очень широко. Из него изготавливают самые разные украшения для женщин (сережки, кольца, подвески,   браслеты)   и   для   мужчин   (печатки,   цепочки).   Еще   металл   используется   в химической промышленности. В этой сфере данную породу применяют преимущественно для плакирования труб, которые нужны для перевозки агрессивных веществ. Золотоносные районы в России  (слайд 30).  Россия занимает 2 место в мире по запасам золота после ЮАР) (слайд 31) История 7. В воде родилась, на столе оказалась. А воду попала – сразу пропала.(соль) Соль ­ один из самых важнейших минералов на Земле, который необходим для жизнедеятельности человека,   равно   как   и   для   остальных   живых   существ.   Галит   ­   обыкновенная   соль,   ежедневно употребляемая   в   пищу   всем   человечеством.   Это   единственное   соединение   из   всех   минералов, которое может усваиваться живым организмом. История потребления соли человечеством, уже насчитывает более десяти тысяч лет. В древности соль считалась большой ценностью. В античные времена солью выдавали жалованье чиновникам и воинам. В Древнем Риме, несколько кусков этого минерала можно было обменять на раба, а в государствах Центральной Африки соль приравнивалась по весу к золоту ­ один к одному. Отсутствие   или   внезапное   повышение   цен   на   этот   минерал,   приводило   к   восстаниям   и   смене правителей. На Руси в XVI веке даже ввели налог на соль. Именно соль всегда в тяжелые периоды голода или войн была основной денежной мерой. В наше время соль используется не только как полезная пищевая   добавка.   Это   сырье   для   производства   хлора,   соляной   кислоты   и   каустической соды.  Солью посыпают дороги  городов в зимнее время для ликвидации льда, и это далеко не все области   применения  «съедобного   минерала».   В   знак   дружбы   в   Древнем   Риме   каждому   гостю подносили соль, а в Индии выражение «я ем его соль» имеет значение «он меня содержит, и я ему обязан». Калийная соль довольно широко употребляется в народном хозяйстве: и в выпуске кожи и красок,   и   в   пиротехнике,   и   в   химической   промышленности,   и   в   электрометаллургии,   и   в фотографии, и в медицине, и в производстве стекла и мыла, но наиболее известно применение калийной соли в сельском хозяйстве в качестве удобрения.  (слайд 32) История 8.  Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.                                              Рубин сияет красным цветом, зелёным цветом ….(изумруд) Самые лучшие изумруды обладают насыщенным ярким зеленым цветом и прозрачностью. Изумруд   был   широко   известен   еще   в   древности.   Египтяне   почитали   этот   драгоценный камень, как дар Бога Тота и символ Богини Исиды. В окрестностях египетского Асуана находились знаменитые изумрудные копи царицы Клеопатры. Россия занимает лидирующие позиции по добыче изумрудов. На Урале изумрудные копи были открыты в 1831 году Яковом Васильевичем Коковиным (командиром Екатеринбургской гранильной фабрики). Известен   «Коковинский»   изумруд,   названный   в   его   честь.   Этот   камень   отличается исключительной   красотой,   достойно   императорской   короны.   Кристалл   длиной   в   11   см весит больше четырехсот грамм и на данный момент хранится в минералогическом музее имени Ферсмана. Первые сведения об изумруде пришли к нам из глубины веков. О том, что человечество   знает   этот   драгоценный   камень   очень   давно,   свидетельствуют   не   только древние письменные источники, но и археологические находки.  Изумруды были известны в 4000   году   до   н.э.   в   Древнем   Вавилоне,   их   знали   и   высоко   ценили   древние   египтяне, римляне и индийцы. Неоспоримым остается тот факт, что изумруд никогда не оставлял человека равнодушным. В качестве священной реликвии или украшения, в золотой или серебряной оправе – этот камень  всегда одинаково прекрасен.  В) Закрепление учебного материала. Практическая работа на контурных картах (работа в группах) 3 мин. Учитель: Спасибо нашим ребятам­геологам, которые поведали нам столько интересного о мире камней. А сейчас, я предлагаю вам составить карту полезных ископаемых Пермского края, используя атласы Пермской области и условные обозначения полезных ископаемых. Карты вывешиваются на доску. Г) Это интересно! Родовые камни. 3 мин. Учитель: Вы, конечно же, слышали о созвездиях Зодиака, которые ещё в древности назвали  именами животных, по ним солнце совершает свой путь в течение года. Каждому знаку  Зодиака соответствует свой камень – талисман. Списки этих камней составлены в  глубокой древности на Востоке, и в Европу их принесли крестоносцы. (слайд 33). Если  человек будет носить при себе нужный камень, то этот камень будет усиливать у человека  определённые черты характера, защищать от неблагоприятных внешних воздействий. В любой восточной лавке вам подскажут, Что означает камень, чем силен. Раскроют его тайну и предскажут Всю будущую жизнь и связь времен. АЛМАЗ дарует людям добродетель, Приносит счастье и хранит от ран. РУБИН лечебной мистикой известен, Сулит победу и любовь всех дам. ГРАНАТ рождает страстные желанья, Власть, целеустремленность, высоту. Цвет БИРЮЗЫ дарует обаянье, Любовь, доверие и чистоту. ЯНТАРЬ – загадочней нет амулета. Он лечит раны, дарит царство снов... АКВАМАРИН подарит море света, АЛЕКСАНДРИТ очистит душу, кровь. Великое и щедрое преданье... Все камни – дар божественной мечты. Дарите украшенья – знак признанья. Все мы достойны красоты! Ребята, а сейчас каждый из вас может узнать свой родовой камень по числу и месяцу  рождения. Предлагаю, выйти одному человеку к доске, на которой вы видите знак зодиака.  (ученик выходит, снимает с доски свой знак зодиака и приглашает к себе тех, кто родится  под этим же знаком. На обратной стороне карточки прописаны числа месяца и  соответствующий им родовой камень. 6. Рефлексия 2 мин. Учитель: Наше сказочное путешествие закончилось. Вы сегодня показали, что знаете о  нашей Земле, узнали что­то новое для себя (слайд 34) 7. Подведение итогов. Но самое главное, я надеюсь, сегодня вы  поняли, что для каждого человека  является  ключом к сокровищам – это ваши знания. Давайте посмотрим, кто уже сегодня нашёл  свои сокровища. (подведение итогов – оценки пропорционально количеству заработанных  «камней­самоцветов»; ученики, заработавшие 0 или 1 балл, получают дополнительное  задание – карточку в качестве домашнего задания) 1 мин. 8. Домашнее задание (слайд 35) 1 мин. Учитель: Если кто­то из вас  заинтересовался историей камней, хочет больше узнать о  камнях и минералах, может прочитать книги:      (представление книжной выставки) 1. «Легенды и были о камнях» Ф.П. Кренделёва 2. «Геология». Энциклопедия для детей 3. для тех, кто ещё не читал – «Малахитовая шкатулка» П.А. Бажова Наш урок закончен.  (слайд 36) 1 мин. Поделитесь вашими впечатлениями от урока: положите в коробочку «самоцвет» того  цвета, который отражает ваше настроение на уроке: красный(+), розовый  (+ ­), темный(­).

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)

Методическая разработка по теме "Человек и мир камня" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017