Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока
Оценка 4.7

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
8 кл
09.08.2018
Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока
Данная разработка рассматривает теоретические и практические аспекты по формированию УУД на уроке. В практической части представлен конспект урока по теме: "Общие черты рельефа России". Урок состоит из нескольких этапов, и на каждом из них меняется роль учителя и деятельность учеников. Обучающиеся самостоятельно изучают правило, выполняют работу. Правильность выполнения заданий проверяется как при помощи взаимопроверке, так и самопроверки. Таким образом, учитель на каждом этапе урока имеет ясную картину усвоения каждым ученикам каждого вопроса изучаемой темы, а ученик постоянно работает в своей «зоне ближайшего развития».Данная разработка рассматривает теоретические и практические аспекты по формированию УУД на уроке.
отчет по теме самообразования (2).docx
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение  «Уссурийское суворовское военное училище  Министерства обороны Российской Федерации»                                                                                                                                                                                                                                                                           «Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии»     Преподаватель географии: Новикова Ольга Валерьевна Аннотация «Страшная опасность ­ безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает,  Морально калечит человека …» В.А. Сухомлинский География ­ единственный школьный предмет, который объединяет общественно­ научные и естественно научные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого   поколения.   В   разделах   курса   представлены   экологические,   этнографические вопросы,   что   позволяет   установить   тесную   взаимосвязь   природы   и   общества.   Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. Работа по новым стандартам — это, прежде всего, изменения в работе педагогов, новые задачи для них и новые требования. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет   в   зависимости   от   предметного   содержания   и   способов   организации   учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого года обучения и являются ориентиром  при организации мониторинга их достижения. Показателем   успешности   формирования   УУД   будет     ориентация   школьника   на выполнение  действий, выраженных  в  категориях: знаю / могу, хочу, делаю. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно­ нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Успешное обучение невозможно без формирования у обучающихся учебных умений, которые формируются на уроках. Теоретическая часть. Как развивать универсальные  учебные  действия  на  уроке? Моделирование уроков по новым стандартам – дело непростое, но сегодня – это требование   времени.   Учитель   должен   демонстрировать   на   уроке   разные   стратегии обучения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована – учиться всю жизнь и способность к саморазвитию. По   новым   стандартам,   вместо   привычных   для   нас   типов   уроков, предусматриваются   следующие   типы   уроков:   «Урок   открытия   новых   знаний»   (с применением деятельностного метода), «Урок общей методологической направленности», «Урок рефлексии», «Урок развивающего контроля». Урок, построенный по новым стандартам, имеет определённую модель. Она состоит: 1.   Из организационного   этапа,   цели   которого   –   ориентировка   в   теме предстоящего   урока,   создание   мотивации,   активизация   знаний   или   представлений учащихся   по   теме   (Что   я   уже   знаю   об   этом?)   Кульминацией   этого   этапа   становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление ребенком того, что он уже знает к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или  поиска выхода из проблемной ситуации. 2.   Основной   этап   урока   –   работа   с   информацией с   целью   ее   осмысления, понимания,   переживания   для   нахождения   ответов   на   поставленные   вопросы   в   начале урока. Процесс восприятия информации – процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность осмыслить учебную информацию в любом ее виде. 3.  Третий   этап   базовой   модели –   это   завершающая   стадия   урока.   Ее   цель   – обобщение и рефлексия. Для обобщения  следует вернуться к тем задачам, проблемам, которые были поставлены в начале урока, и дети должны дать ответ об их реализации, вычленив   главные   понятия   и   умения.   Для   осуществления   рефлексии   следует,   вновь вернувшись   к   началу   урока,   выяснить   на   какие   из   вопросов   (затруднений),   которые возникли  в начале урока, мы ответили, а какие остались без ответа. Таким образом, базовая модель урока представляется как замкнутый круг: урок начался с формирования мотивации и закончился мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. У   современного   урока,   нет   традиционной   формулировки   темы.   Обучающимся дается какой­то посыл, возможно, игра или иллюстрация, которые создают проблемную ситуацию, и в процессе ученики сами называют тему, логически выходят на нее. Уроки  строятся   в   диалоговой   форме:   учитель   задает   вопросы,   а   учащиеся   на   них   активно отвечают. Урок состоит из нескольких  этапов, и на каждом из них меняется роль учителя и деятельность учеников. Обучающиеся самостоятельно изучают правило, выполняют работу.  Правильность выполнения заданий проверяет учитель, и, если задание выполнено верно, выдает ученику следующее задание. Если же ученик допустил ошибку, то учитель помогает эту ошибку исправить. Таким образом, учитель на каждом этапе урока имеет ясную картину усвоения каждым ученикам каждого вопроса изучаемой темы, а ученик постоянно работает в своей «зоне ближайшего развития». На   уроках   географии   развитие   УУД   возможно   через   систему   заданий, например:  ­ личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.   Так,   например,   в   6   классе   изучение   географии   можно   начать   с   домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение географических знаний в жизни конкретной семьи, применение геграфических знаний в походе в лес, поездке на дачу или на отдых. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет   прочность   географических   знаний   родителей   и   сыграет   на   упрочнение   их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У суворовца   формируется   понимание   необходимости   прочных   знаний   по   географии.   В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы «Роль географии в современной   жизни»,   «География   в   моей   будущей   профессии»,   «Добыча   полезных ископаемых в нашем крае и проблемы экологии»; ­   познавательные   действия   формируются   в   практических   заданиях,   например: описать погоду знаками, ­определить координаты того или иного места и т.д.  Решение практических заданий обучающимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего курса географии.  Для формирования коммуникативных действий (раньше ­ умение работать в парах (группах))   предлогаются   суворовцам   задания,   выполнение   которых   должно   обеспечить возможность сотрудничества. Например, сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания географических названий островов, морей, заливов, рек и т.д.. В этом случае, суворовцы, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют   и   оценивают   ответы,   ставят   друг   другу   отметки,   оспаривают,   при необходимости,   отметку   партнёра.   Подобные   задания   развивают:   умение   слушать   и понимать   партнера,   планировать   и   согласованно   выполнять   совместную   деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.  С целью формирования регулятивного действия ­ действия контроля, проводятся самопроверки   и   взаимопроверки   теста.   Например,   небольшой   тест   графический   или буквенный,   проверку   которого   суворовцы   проводят   самостоятельно   или   в   парах, обмениваясь   листочками   с   ответами.   Критерии   правильного   ответа   –   шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на доске.  Развитие   универсальных   учебных   действий   обеспечивает   формирование психологических  новообразований и  способностей  суворовцев, которые  в свою очередь определяют   условия   высокой   успешности   учебной   деятельности   и   освоения   учебных дисциплин, в том числе, географии. Практическая часть. Пример урока географии по формированию универсальных учебных действий  спроектированный  преподавателем О.В. Новиковой. ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Класс:  8 Тема урока:  Общие черты рельефа России. Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии. Методическая цель: Поэтапное полное усвоение знаний на уроке географии. Цель   урока:  Сформировать   представления   о   разнообразии   и   контрастности   основных форм рельефа на территории России. Задачи: Обучающие:  изучить разнообразие основных форм рельефа;  познакомиться с факторами, влияющими на формирование рельефа; выявить роль рельефа в формировании крупных ТПК страны.  Развивающие:  развивать  способность  извлекать  нужную информацию  и  актуализировать  её  для решения познавательных задач;  формировать навыки работы с географическими источниками информации;  формировать умение выделять главное;  формировать умение представлять информацию через схемы и знаки. Воспитательные:  формировать коммуникативные умения взаимодействия при работе в паре; Планируемые результаты: Предметные:  Знать основные формы рельефа и его размещение на территории России. Уметь   объяснять   особенности   влияния   внешних   и   внутренних   сил   на   формирование рельефа.  Личностные:  формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   готовности   к равноправному сотрудничеству. Формирование установки работы на результат. Познавательные:    Анализировать,   сравнивать   и   обобщать   факты.   Выявлять   причины. Производить   поиск   требуемой   информации.   Создавать   схематические   модели   с выделением существенных характеристик. Регулятивные:  Самостоятельно   выбирать   и   искать   средства   для   достижения   цели. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные:  Отстаивая свою  точку зрения,  приводить  аргументы, подтверждая фактами. Договариваться с людьми иных позиций. Оборудование: дидактический (раздаточный) материал. Элементы используемых технологий: модульная технология. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.  интерактивная   доска,   рабочая   тетрадь,   компьютер,   учебник, Этап урока I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной  деятельности Ход урока: Содержание   Графический диктант. Дополни названия  Приветствие. Доклад дежурного. Психологический настрой. Сегодня на уроке мы с вами не только повторим  уже знакомые нам понятия, но и будем учиться  коррекции собственных действий, предоставляя  возможность самим себе найти свои ошибки. На  уроке мы с вами будем работать с технологической  картой урока и листом самооценки, где вы  самостоятельно будете проставлять себе баллы, а в  конце урока переведете их в оценку.   УЭ­ 1.   географических объектов. (работа по картосхеме) Восточно – Европейская  …….? Приволжская …………. ?  Прикаспийская ……………. ? Кавказские ……………….. ? Среднерусская ………………..  ? Яблоневый ……………………  ? (после ответов, появление правильных вариантов). Поднимите руки, те, кто правильно смог определить названия объектов? У кого возникли затруднения? Оцените свои достижения, используя баллы. Исходя из выполненного задания, предположите, о чем  сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока, но не  забывайте, что вы изучаете территорию России. Действие обучающихся ­ сдача рапорта Предлагают варианты ответов. Сравнивают свои ответы. Предлагают варианты. Высказывают суждения. Сравнивают с эталоном. Формирование УУД Познавательные УУД 1. Анализировать факты. 2.  Вычитывать  картографическую  информацию.  3. Уметь определять и  оценивать достоверность  информации.  4. Сравнивать с эталоном. Регулятивные УУД: 1.Самостоятельно формулировать цель учебной деятельности. 2.  Выдвигать версии решения для достижения цели. II. Этап  актуализации и  пробного учебного действия III. Этап  локализации  индивидуальных  затруднений УЭ­ 2. Мы с вами выяснили, что вы будете изучать,  но для начала проверим ваше знание  географической номенклатуры. Прочтите задание  данного элемента. Какова цель его выполнения? Игровая цепь. По рядам пускается лист с  географическими объектами рельефа мира и  России. Задача быстро определить те, объекты,  которые расположены только на территории  России. Выигравшая команда получает  максимальное количество баллов. Время выполнения вашей работы будет ограничено,  каждый из вас заинтересован в результате победы,  но не забывайте о товарищеском сотрудничестве,  если суворовец затрудняется в ответе, он вправе  обратиться за помощью к тьютору ряда (назначение  из числа подготовленных). Участники команд оценивают свои достижения,  проставляя полученные баллы. Теперь попробуйте выполнить задание  тренировочное.  Своя опора  . Составьте схему изучения рельефа    нашей страны. Как вы думаете, с какой целью я  предложила вам  новое задание? (выполняют  задание). У   кого   нет   результата?   Что   вы   не   смогли выполнить?   Кто   выполнил   задание   и   может доказать, что задание выполнено верно?  ».  Что   означает   это  Fishbone   УЭ­3.  Стратегия   « слово   в   переводе   с   английского.   Какую   цель   вы ставите   перед   собой   при   выполнении   данного задания?   Предлагают варианты ответов. Воспроизводят знакомую  картографическую информацию.  Обмениваются листами выполненных  заданий между рядами (проверку  осуществляют тьюторы и составляют  анализ выполнения работы). Предлагают варианты ответов. Выполняют задание. Предлагают варианты ответов. Предлагают варианты ответов. Суворовцы,   которые   не   выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку   своих   решений   по Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку  зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.  2. Уметь взглянуть на  ситуацию с иной позиции и  договариваться с людьми  иных позиций. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно  определять цель учебной  деятельности. 2. Искать самостоятельно  средства достижения цели. 3. Самостоятельно выбирать  критерии оценки.    с Познавательные УУД: 1. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 2.   Создавать   схематические модели   выделением существенных   характеристик объекта. Регулятивные УУД: 1.   Сверять   свои   действия   с целью   и   при   необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 2. Выдвигать версии решения алгоритму исправления ошибок. Если   при   проверке   они   находят ошибку, то дальше присоединяются к первой   группе   ­   выявляют   место   и причину затруднения, а если ошибок нет   ­   получают   дополнительное задание   творческого   уровня   и   далее работают   самостоятельно   до   этапа самопроверки.   проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из   предложенных   и   искать самостоятельно средства достижения цели.   Составим   скелет   рыбы.   Записи   должны   быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.  Нарисуем   скелет   рыбы.   Голова   –   основная   тема изучения нашего урока. Хвост – основание любого рельефа. Нижние   кости   –   факторы,   влияющие   на формирование   рельефа.   Какими   они   могут   быть? Средние кости – абсолютные высоты форм рельефа. Верхние   кости   ­   основные   формы   рельефа   и   их названия.  На   представленной   схеме   видны   основные последовательные этапы описания форм рельефа.  Оцените,  насколько   ваши  результаты   совпадают  с верным вариантом схемы. А   теперь   вы   самостоятельно,   используя   данную схему, решите ситуационную задачу. УЭ­4.    Я   предлагаю   вам   задание   на   тренировку внимания.   Данная   работа   рассчитана   на   работу   в малой группе. Каждой группе предстоит выполнить задание   напрямую   связанное   с   профессией военного.   Группе   разведчиков     необходимо расшифровать   графическую   информацию   по описанию   крупной   формы   рельефа   в   точной определенной последовательности.  Оцените   свое   участие   в   группе,   согласовав количество баллов с участниками вашей команды. IV. Этап  построения  проекта. V. Этап  УЭ­ 5. Представляя результаты работы своей  Представляют полученные  Выбирают способ (как?) и средства (с помощью чего?) будут реализовывать задачу. поставленную Взаимодействуют   группах. Выполняют задание. в     Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку  зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.  2. Уметь взглянуть на  ситуацию с иной позиции и  договариваться с людьми  иных позиций. 3. Понимая позицию другого,  различать в его речи: мнение  (точку зрения),  доказательство (аргументы),  факты. Коммуникативные УУД: реализации  построенного  проекта группы, необходимо не только назвать загаданную  форму рельефа, но и последовательно кратко её  описать. результаты. Анализируют работу  других групп, оценивают их работу. VI. Этап  обобщения  затруднений во  внешней речи УЭ­6. Вы уже достаточно знаете о крупных формах  рельефа нашей страны, но какую роль они играют в  формировании природно – территориальных  комплексов? Ответ на это вопрос вы найдете в  тексте учебника на стр. 47.    Комментированное чтение. В качестве эксперта  по данному вопросу выступит суворовец, который  будет комментировать влияние рельефа на  формирование ТПК.   Все ли комментарии вам знакомы? Смогли бы вы  стать экспертом? Знали ли вы ответы на  комментарии? Оцените свою работу.              Чтение текста вслух поочередно.  Комментарии экспертов – из числа  более подготовленных суворовцев. Оценивают результат работы. Оцените работу эксперта.       1. Уметь взглянуть на  ситуацию с иной позиции и  договариваться с людьми  иных позиций. Регулятивные УУД Самостоятельно 1. и обнаруживать учебную формулировать проблему,   определять   цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД Понимая   позицию   другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство   (аргументы), факты. Личностные УУД Оценивать с позиции  социальных норм собственные поступки и поступки других  людей. Познавательные УУД Анализировать,   сравнивать   и обобщать   факты.   Выявлять причины. Вычитывать   все   уровни текстовой информации.    VII. самостоятельной  Этап  УЭ­ 7.Вы подошли к этапу своей работы, когда  необходимо проверить уровень знаний за урок.  Проводят самопроверку своих работ  по эталону для самопроверки и  Познавательные УУД Преобразовывать работы с самопроверкой   по эталону Озвучивание «немого кино». Перед вами сюжет,  ваша задача озвучить информацию, о которой  пойдет речь. Оцените правильность выполнения работы  поставленной цели.  фиксируют результаты. VIII. Этап  включения в  систему знаний и  повторения IX. Этап  рефлексии  деятельности на  уроке Задание на  самоподготовку УЭ­ 8. Ромашка « Блума» Простые вопросы Уточняющие вопросы. Интерпретационные (объясняющие) вопросы Творческие вопросы. Оценочные вопросы. Практические вопросы. Обсуждают с соседом по парте и  оценивают друг друга. Выполняют задания, в которых  способы действий связываются с  изученным материалом  на уроке.  УЭ­ 9. СМС ­ инфограмма. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока.  Оценивают собственную деятельность на уроке. Выполняют на бланке оценивания. 1ур ­  8, задание «Проверим знания» 2ур.­  8, задание «Поработаем с картой» 3ур. – Создать Шифрокарту России (по основным  формам рельефа). Преподаватель                                                         О.В. Новикова  информацию из одного вида в другой. Личностные УУД Учебно­познавательный  интерес к новому учебному  материалу и способам  решения новой частной  задачи Личностные УУД Способность к самооценке на  основе критерия успешности  учебной деятельности Регулятивные УУД Формулировать учебную  задачу, определять цель  учебной деятельности   Личностные УУД Ориентация на понимание  причин успеха в учебной  деятельности

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока

Методическая разработка по теме: "Формирования универсальных учебных действий  на уроках географии через реализацию модульной технологии" с конспектом урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2018