Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
01.05.2017
Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"
У каждого проблемного ребёнка проблемы свои. «Проблемный ребенок» - это не термин, а бытовое эмоциональное определение. Оно в первую очередь отражает наши педагогические проблемы. Проблемный ребенок — это такой ребенок, с которым нам здесь и теперь трудно работать. Непросто одинаково хорошо научить всех детей с различной организацией умственной деятельности, различной системой культурных ценностей и воспитания в семье. Особенно нелегко самое трудное сделать самым легким, увлекательным и желанным.Как обучать трудных детей? Я поделюсь тем, как я искала ответы, какие сделала для себя открытия и какие результаты получила.
псх-пед сопровождение проблемных детей.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                               Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гальбштадтская СОШ» «Гальбштадтская СОШ» ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  на 2009 – 2010 учебный год «ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Тема работы: В 4 КЛАССЕ «Б» ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»                                               Составила учитель начальных  классов   Методическая разработка                                    учителя начальных классов                                   высшей категории Наливайко Марина  Михайловна   Наливайко Марины Михайловны 2 Содержание: Введение                                                                                                                       3 1.Устранение учебной неуспешности. Развитие когнитивных способностей. 5  Какая должна быть цель обучения?   Отличие традиционного обучения от коррекционного.  Кому необходима коррекция?   С чего начинать?  А нужна ли диагностика?   Чего нельзя упускать в данной работе?   Какой главный подход использую я в работе проблемными детьми?  2. Решение поведенческих и эмоциональных проблем.                                    10  Игровая деятельность   Почему игровую деятельность ставлю на первое место?  Почему необходимо включение интерактивных игр?   Какой опыт по проведению интерактивных игр накопила я?  Какие игры я провожу?                                                                                                Какая методика проведения интерактивных игр?  В чем я могу помочь детям?  Создание ситуации успеха.   Подвижные игры   Полезна работа в разновозрастных группах – школьники и дошкольники.   Вовлекать ребенка в интересующую его деятельность.  3. Развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений. 16  Как работать со «случайными нарушителями»?  Как работать с «новичками»?  Как работать с детьми со «стереотипом асоциального поведения»?  Как работать с «антиобщественными детьми»?  Почему драки – опасное явление? 3  Почему дети дерутся?   Какие методы, приемы и средства воспитания, я использую в своей практике? 4. Психолого – педагогическая и просветительская работа с родителями. 20  Как работать мне, как классному руководителю, с такими семьями?   Какой выход нашла я?  Анализируя свою работу, к какому выводу я пришла?                                    26 Литература. ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.                                                                                        «Воспитай ученика так –                                                                                               чтобы было у кого учиться»                                                                                                        (Народная мудрость) У каждого проблемного ребёнка проблемы свои. «Проблемный ребенок» ­  это не термин, а бытовое эмоциональное определение. Оно в первую очередь  отражает наши педагогические проблемы. Проблемный ребенок — это такой  ребенок, с которым нам здесь и теперь трудно работать. Непросто одинаково  хорошо научить всех детей с различной организацией умственной деятельности,  различной системой культурных ценностей и воспитания в семье. Особенно  нелегко самое трудное сделать самым легким, увлекательным и желанным. Честно говоря, в разных обстоятельствах и с разными детьми, я не знаю  как это сделать. Есть опыт, есть педагогические достижения, но в самом начале, в самой основе процесса учебы для меня – «я не знаю». И тогда процесс идет.  Для меня это ключевая особенность успешности, позволяющая учиться дальше.  Чтобы достойно учить, нужна уверенность, но чтобы учиться, нужно именно «я  не знаю». Мы все учимся. Стараюсь быть развивающейся и совершенствующейся  личностью, ибо Личность воспитывается Личностью. Как обучать трудных детей? Я поделюсь тем, как я искала ответы,  какие сделала для себя открытия и какие результаты получила.  Кто такой трудный ребенок? 4 Для милиционера ­ это хулиган, для воспитателя детского сада ­ шумный,  подвижный, неуправляемый ребенок, для родителей свои трудности и проблемы  с детьми.  А для учителя? Я провела опрос среди коллег «Проблемный ребенок – это...»:  Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют  одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного  ребенка тоже можно считать трудным;  Это дети, которые не подчиняются школьному распорядку, не реагируют на  замечания и просьбы;   Это отвергнутые дети в коллективе, часто ссорятся с окружающими,  недружелюбны;  Это «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на  одноклассников;  Это дети, имеющие трудности в обучении. Так кто же, все – таки, ­ трудные дети? Трудные дети ­ это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе  стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а также  временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это ­ неотъемлемая часть процесса развития. Какое поведение можно считать отклонением от нормы? Я провела анкетирование среди коллег и учащихся четвертого класса  «Какое поведение Вы считаете отклонением от нормы?». Вот какие результаты  получила. (См. Таблицу 1) Таблица 1 ЧЕТВЕРОКЛАССНИКИ o драки, грубость o кражи, обзывания o крик, враньё o высокое самомнение o угрозы, прогулы,  нецензурная брань, курение,  наркотики  УЧИТЕЛЯ o плохое отношение к  учёбе o грубость, драки o агрессивность, ссоры o равнодушие o установка личных  правил, без учёта интереса  окружающих 5 Как видно из таблицы, дети дают более определённые понятия  отклоняющегося от нормы поведения, делая упор на агрессивность, плохие  привычки и поведение. В свою очередь учителя, в большинстве, называют плохое отношение к учёбе. Социальная норма ­ исторически сложившаяся в конкретном обществе  мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей.  Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой,  сегодня может оказаться отклонением и наоборот.  Я постаралась выделить самые характерные проблемы младших  школьников и решения этих проблем объединила в следующие группы:  Устранение учебной неуспешности.  Решение поведенческих и эмоциональных проблем.  Развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений.  Психолого – педагогическая и просветительская работа с родителями. I. Устранение учебной неуспешности. Развитие когнитивных способностей. С какого вопроса начинать? С самого, на мой взгляд, главного:  Какая должна быть цель обучения?   Цель обучения – не в том, чтобы «набить» знаниями и умениями детей, а в  том, чтобы развивать их возможности.   Учёба – это тренировка и развитие интеллекта и других сторон личности  ребёнка, а не механическая отработка программ действий.       Обучение есть процесс созидательный, а не исправительный. Необходимо  понять и преодолеть все то, что мешает ребенку жить в гармонии и согласии с его непосредственным окружением. 1. Отличие традиционного обучения от коррекционного. При работе с детьми, имеющими трудности в обучении, необходимо  традиционные формы обучения отличать от коррекционно – развивающей  работы. Так как обучение имеет конечной целью приобретение знаний, а  конечная цель коррекции – предшествовать обучению «особого» ребенка и 6 создавать те психические структуры на которых и будет строиться обучение.  Иначе говоря, коррекционно­развивающая работа предполагает не тренировку  определенных навыков, а формирование целостной системы, которая позволит  ребенку самостоятельно овладеть различными умениями:   произвольная регуляция и контроль поведения   системы пространственных представлений   фонетического анализа и синтеза  тонкая моторика   объем и прочность восприятия и запоминания вербального и  зрительного   навыки логического мышления   коммуникативные умения.  Некоторые из этих систем в норме должны быть уже сформированы к  началу школьного обучения, другие (например, пространственные представления и навыки регуляции) еще находятся в стадии становления. В силу сложности  своего строения психическая функция никогда не нарушается полностью, всегда остаются сохранные составляющие. Также никогда не нарушаются все функции  одновременно. Поэтому задача коррекционно­развивающего обучения — создать вместе с ребенком арсенал компенсирующих средств, способов преодоления  слабого звена. Кому необходима коррекция? Коррекционно­развивающие занятия  необходимы:   школьникам, не успевающим в школе из­за отставания в развитии  отдельных психических функций, иногда сочетающегося с одаренностью в  других областях;  учащимся, кто успевает в школе, но достигает этого в ущерб своему  здоровью.  Общим для этих групп детей является:   негативное отношение к обучению,  страх неуспеха,  неуверенность в своих силах, 7  часто снижение самооценки. Психолого­педагогическое сопровождение в таких случаях является  единственно возможным для решения существующих проблем. С чего начинать? Я пришла к выводу, что контроль за усвоением учебного материала  эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и  затруднений детей в процессе обучения.  Ти п и чн ы е  т ру дн о ст и : 1. В письменной работе пропускают буквы 2. Неразвитость орфографической зоркости 3. Невнимательность и рассеянность 4. Трудности при решении математических задач 5. Затруднения при пересказывании текста 6. Неусидчивость 7. Трудно понимает объяснение с первого раза 8. Постоянная грязь в тетради 9. Не справляется с самостоятельной работой 10.Постоянно переспрашивают учителя             Коррекция учебной работы школьников даёт результаты, если она  основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки.  Данные трудности выявляю с помощью специальных диагностик.  А нужна ли диагностика?  Своевременная диагностика и профилактика трудностей в обучении помогает предотвратить закрепление у детей стихийных способов   компенсации   недостатков   в   познавательных   функциях,   еще   не закончивших свое формирование. Снижению  количества  детей в классе, имеющих  затруднения  в учебной деятельности способствуют: ­ ­ изменение возрастных особенностей детей; коррекционные   упражнения   на   развитие   различных   элементов   психики ребенка и ликвидацию трудностей в обучении. (См. Рис. 1). Рис. 1 График коррекционных упражнений 8   1          2          3          4          5          6          7          8          9          10 т р у д н о с т и ­ Низкий   уровень   развития   мышления   (упражнения   на   развитие   образного мышления:   "На   что   это   похоже",   "Догадайся,   кто   нарисован",   наглядно­ образного:   «Составь   фигуру»,   «Лабиринт»,   логического:   «Раздели   на группы», «Домино».)  ­ Низкий   уровень   развития   восприятия   и   ориентировки   в   пространстве (упражнения с геометрическим материалом, узнавание предметов по контуру, усвоение пространственных отношений).  ­ Низкий уровень развития памяти (упражнения: "Мысленные образы и эмоции", "Фигуры" и другие.) ­ Низкий уровень развития внимания (упражнения на словесном материале, на цифровом материале). ­ Несформированность   приемов   учебной   деятельности   (игры   «Офицер­ солдат», «Поиск клада», «Лесенка» и другие). ­ Низкий   уровень   развития   речи   (упражнения:   "Назови   слова",   "Хлоп­хлоп", "Путаница" и другие на развитие слуха, словарного запаса, грамматических навыков). ­ Низкий уровень развития моторики руки (пальчиковая гимнастика "Ворота", "Замок", "Дружба" и другие). Применение   данных   упражнений   в   урочной   и   внеурочной   деятельности помогает   не   только   справляться   с   трудностями   в   обучении   у   детей,   но   и поддерживать стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя. Чего   нельзя   упускать   в   данной   работе?  Формирование   стойкой мотивации   к   получению   знаний,   убеждение   ребенка   в   том,   что   трудности, стоящие   на   пути   овладения   знаниями,   вполне   преодолимы   и   являются первостепенной   задачей   как   школьного,   так   и   коррекционно   –   развивающего обучения. 9 Что позволяет мне повысить школьную мотивацию у детей, стремление к успешной учебе? Это: o систематическая работа по развитию психических процессов у детей; o развитие рефлексивной деятельности у детей; o включение в учебный процесс всех с учетом индивидуальных способностей; o сотрудничество между мной, учащимися и родителями. Повышение школьной мотивации отражается и на повышении интереса к  изучаемым предметам. Повысить интерес к изучаемым предметам,  заинтересовать ребенка в постижении учебных дисциплин мне помогли  разнообразные виды и формы уроков. Виды и формы уроков Математика "Микрогрупповые Русский язык Урок­ Чтение  Урок­фантазия Окружающий мир Урок­экскурсия соревнования" коллективный зачет Урок­диалог Урок обсуждения Урок­ сочинение телепередач задачек Урок с Урок попарного использованием разучивания Урок наблюдений Урок­экзамен (в игровой форме) тестов Урок­ текста "Природа и мы" превращение Урок­ путешествие Урок скоростного правил в стихи и по любимым Урок­игра решения задачек разной сложности. сказки книгам (профориентацион      Мело­урок     ­ные игры) Урок скоростного овладения информацией (музыкально­ деятельностный) Особый интерес у детей вызывают: ­    «Увлекательные добавки» проблемного обучения, поисковых, эвристических методов ­ День Личных успехов ­ Домашние задания на выбор 10 ­ Интегрированные сквозные уроки (например, на тему "Птицы", "Зима" и др.) «Учение с увлечением», контроль учебно­познавательной деятельности,  педагогическая корректировка, повышение успешности каждого ученика  позволяют мне обеспечивать хорошую успеваемость детей.               Какой главный подход использую я в работе проблемными  детьми?  В основе коррекционной работы должен лежать игровой подход. Именно  в поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы. Дефицит игрового развития –  один из механизмов трудностей обучения ребенка в школе. Работая с детьми, я  предположила следующее:  трудности обучения детей в школе, кроме других причин,  обусловлены и недостаточностью игрового этапа в развитии ребенка;  комплексная программа игровой коррекции, соответствующая  уровню актуального развития ребенка, отвечающая современным  требованиям к организации занятий, должна эффективно способствовать  преодолению трудностей обучения в школе;  игровые методы благоприятно воздействуют на личность ребенка,  способствуют преодолению агрессии, повышенной застенчивости, страхов,  неуверенности в себе, а также помогают развитию коммуникативности. На моих занятиях, осваивая школьный предмет, ребенок проходит все  стадии игрового развития — от предметной до ролевой игры. На непроизвольном уровне ребенок формирует функцию произвольности и контроля, развивает  речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкую  моторику, логическое мышление и др. Все уроки имеют общие принципы:  содержание материала должно быть интересным, занимательным и  нести полезную информацию;  все задания должны быть небольшими по объему, чтобы они не  стали монотонными и скучными и не приводили бы к истощению ребенка;  с этими же целями на занятии должна постоянно происходить смена видов деятельности: списывание с образца, диктант, шифровка, рисование, 11 устное сочинение, упражнения для мелкой моторики рук, игра, разгадывание  кроссвордов;  регулярная активизация зрительных, слуховых или тактильных  анализаторов (слежение глазами за подвижным объектом, ритмическое  простукивание, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и т. п.)  использование отрывок из сказок «на правило»,  сочинение сказок  детьми устно на занятии, а затем записывание дома и сопровождение соот­ ветствующими рисунками. Объект коррекции – развивающий ребенок. Поэтому воздействие на  него всегда – творческий процесс, учитывающий индивидуально –  психологическое развитие каждой личности. II. Решение поведенческих и эмоциональных проблем – коррекция неблагоприятных личностных особенностей. Я опишу подходы, которыми я решаю поведенческие и  эмоциональные проблемы: 1. Игровая деятельность  имеет первостепенное значение для формирования произвольной регуляции  поведения и всех психических функций ребенка. Игра способствует осознанию  себя как субъекта действия, формирует понимание свободы и запретов,  дифференциацию своей воли и чужой. Игра учит уважать товарищей и  взрослых. Развивает умение прощать друг другу слабости и недостатки. Учит  правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки. Почему игровую деятельность ставлю на первое место? Социальные и психологические изменения последнего времени Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится  тяжелее, чем раньше. Я провела опрос среди учителей «Что изменилось, на Ваш  взгляд, в отношении родителей и детей к школе?». Учителя отметили, что:   дети сейчас иначе общаются друг с другом,   члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, 12    что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером,  число детей, растущих "без присмотра", возросло, у многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных  привычек и зависимостей,   даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и "невинные", как  раньше, их грубое поведение часто повторяет увиденное на  телевизионном экране,   для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с  другими ­ они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей  других людей, все меньше говорят о действительно существенных и  важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и  поверхностными замечаниями, им с трудом удается внимательно слушать  других. Многие учителя отметили, что им больше времени приходиться уделять  заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что милым  и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания.  Происходит своеобразный замкнутый круг! Учителям приходится работать с все  большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более  строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя  менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате  они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные  навыки и становятся все более агрессивными и "неуправляемыми". Тогда учителя пытаются еще сильнее вмешиваться в работу класса и ведут себя все жестче и  жестче... "Как научить детей сотрудничать?" Я нашла ответ: с помощью  интерактивных игр.  Почему необходимо включение интерактивных игр в образовательный  процесс?  1. Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их  "эмоционального интеллекта" и помогает мне создавать в классе дружескую  атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения 13 детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного  обучения. Я полагаю, что сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и  поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от  одиночества и изоляции. 2. Будущее требует от детей, чтобы они научились обладать рядом совершенно  новых социальных навыков: они должны уметь общаться с самыми разными  категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать  и мотивировать других. Какой опыт по проведению интерактивных игр накопила я? В ходе игр дети получают новые впечатления, приобретают социальный  опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной  жизни. Стараюсь обогатить общение душевной теплотой, чуткостью и уваже­ нием. После проведения игры предлагаю детям проанализировать и обсудить  полученный ими опыт. Всякий раз подчеркиваю ценность выводов, сделанных  самими детьми. Выражаю заинтересованность и с пониманием отношусь  к ответам детей,  побуждаю их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или  проблемах. Для этого не нужно владение особыми методическими приемами.  Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность и умение, будучи взрослым,  помогать детям. Доходчиво объясняю, что допустимо проявление любых чувств, но не  любое поведение. Побуждаю детей искренне выражать свои чувства и при этом  вести себя уважительно по отношению к другим. Радуюсь их искренности и  умению следовать принятым правилам. В девяностые годы стало приемлемым  проявление любых чувств, но в то же время общество стало сквозь пальцы  смотреть на проблематичные и не всегда соответствующие социальным нормам  формы поведения. На самом же деле детям необходимо научиться связывать  между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и  профессиональной жизни. 14 Я уверена, что можно научить детей решать конфликты, слушать и  понимать других, уважать чужое мнение и следовать социальным нормам и  правилам. Какие игры я провожу? См. Таблицу 2 Таблица 2 Что делать с агрессией и гневом? Учимся сотрудничеству. Проблемы и конфликты можно  решать. Навыки учения. Умение ладить с другими. Умение слушать других. Дружелюбие. Самооценка. Доверие к людям. Сочувствие. Игры: «Прогноз погоды», «Камушек в  ботинке», «Спустить пар», «Король». Игры: «Картонные башни»,  «Неожиданные картинки», «Один и  вместе», «пчёлы и змеи». Игры: «Ковёр мира», «Цветочный  дождь», «Верный друг», «Выше­ниже». Игры: «Новые школьные правила»,  «Радуга», «Эстафета хороших известий» Игры: «Я помогаю другим», «Поделись с  ближним», «Будь дружелюбным»,  «Победи одиночество». Игры: «Путь доверия», «Да и нет»,  «Только вместе!», «Интервью». Игры: «Биография друга», «Спасибо за  прекрасный день», «Хороший друг» Игры: «Вот я какой!», «Посмотрим друг  на дружку», «А ты молодей!», «Кто я?». Игры: «Путь доверия», «Сколько нас?»,  «Острый глаз», «Камень мудрости».                                                                                                                                   Какая методика проведения интерактивных игр? Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация  времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и  нахождения способа преодоления трудностей. Конечно, это непросто, учитывая  перегруженную программу и 40­минутный ритм школьных уроков. Для многих  детей класс — это единственное место, где они могут спокойно поговорить о  своей жизни. Возможность выговориться и послушать других, целебна уже сама  по себе. Я следую древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг для 15 того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями,  почувствовав общность многих проблем и своеобразие каждого человека. Такие  игры становятся неотъемлемой частью моих классных часов. Особенно целебен такого рода опыт для "трудных" детей, поскольку  благодаря этому они видят, что педагог и одноклассники пытаются понять их и  интересуются их жизнью. На это тоже требуется время. Никакой учитель и  никакой ребенок не в состоянии мгновенно понять жизнь другого. Нет простых  детей и детей "таких, как все".  В чем я могу помочь детям? Осознать свои ценности и установить приоритеты, стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать  себя менее одинокими. Научить простым жизненным мудростям:  проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не  позволяя себя подгонять  взаимоотношения людей — большая ценность, и важно уметь поддерживать  их, чтобы они не испортились  не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты  хочешь, чувствуешь и думаешь  не обижай других людей и не давай им "потерять лицо"  не нападай на других, когда тебе плохо. Помогая детям преодолевать трудности, учитель, я уверена, всякий раз  сотворяет своего рода чудо. Это результат совместных усилий учителя и детей.  В данной работе я использую много литературных источников, но  неоценимым помощником для меня уже много лет является сборник  психологических игр и упражнений К.Фопеля «Как научить детей  сотрудничать?». 2. Создание ситуации успеха.  Одно дело, если ребенок плохо запоминает учебный материал и с трудом  усваивает образовательную программу. И другое дело — если его поведение  направлено против других детей. Когда другие дети не могут от такого ребенка 16 защититься и по­настоящему страдают. Дело в том, что агрессивные дети — это,  как правило, энергетически насыщенные дети. Что значит энергетически  насыщенные? Это значит, что они творчески, интеллектуально или физически  одаренные люди. Такой человек несет в себе энергетический поток, который  распирает его в разные стороны. Если энергия не направлена в какое­то доброе  русло, она так или иначе вырывается наружу и начинает все вокруг себя  разрушать. Часто отсутствие проработанного творческого русла,  оборачивающееся разрушительным поведением, — следствие семейных  напряжений, развода, отсутствия теплого эмоционального климата в семье. Мне  кажется, если человек, который работает с ребенком, это понимает, он будет  относиться к нему более спокойно. Будет знать, что где­то в глубине, внутри  ребенок совсем другой. Только нужно туда подобраться. Я уверена, что если  такому ребёнку все время внушать: «Ты замечательный, ты очень хороший…» и  стараться находить примеры этому, например: «Посмотри: если только ты  возьмешься за работу, у тебя все прекрасно получится. Ты, может, лучше всех  нарисуешь…». У каждого внутри живет желание услышать в свой адрес хорошее и поверить в это. И в какой­то момент потихоньку, помаленьку ребёнок начнет  преображаться.  3. Подвижные игры  созданы для решения групповых проблем.  Так как я преподаю также и  физкультуру, я нашла ещё решение проблемы агрессивных детей: для снятия  агрессии очень полезны подвижные игры. Особенно командные, где успех игры  зависит от слаженности действий всех участников. При этом я могу использовать игровую ситуацию для решения конкретных педагогических задач. Такие дети  необыкновенно самоотверженно играют. Без них игра не получилась бы такой  увлекательной и зажигательной. Я обращаю на это обстоятельство внимание  детей. Они радостно со мной соглашаются.  4. Полезна работа в разновозрастных группах – школьники и дошкольники.  У педагога и ребенка должны быть партнерские отношения. Поощрять  самостоятельность детей, их творческую активность. И это само по себе имеет 17 положительное влияние: старшие учатся заботиться о младших, опекают их. А  младшие стараются подражать старшим, легко обучаются на их примере.  Разработала и апробирую программу «Школа развития» для будущих  первоклассников. Накопила интересный опыт по подготовке детей к школе. 5. Вовлекать ребенка в интересующую его деятельность. Правильно  подбирать поручения в классе. Активно приобщать к труду. Важным аспектом  повседневной работы считаю развитие творческой деятельности учащихся:  увеличивается количество детей, участвующих в предметных олимпиадах и  конкурсах, повышается качество творческих работ учащихся, растёт мотивация к  изучению, наблюдаются хорошие навыки самоуправления, активность,  самостоятельность учащихся. Мои учащиеся являются призёрами и лауреатами  Международных конкурсов: «Кенгуру», «Краски Земли»;   Всероссийских конкурсов: «Русский медвежонок», «Инфознайка»,  дистанционных олимпиад, марафонов, викторин;   Краевых: «Сохраним биосферу», «Царство дикой природы»,  «Интернет и образование», «Я ­ исследователь»;   муниципальных и школьных.  Это хороший способ самовыражения ребёнка и залог успешного развития.  III. Развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений. Американский психолог А. Гезелл составил классификацию и  периодизацию подросткового возраста, описав наиболее важные и характерные  особенности поведений. 10 лет ­ это золотой возраст, когда ребенок  уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало  заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным,  проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроений, ссоры со  сверстниками, бунты против родителей. Так как я работаю в начальных классах, мне приходиться искать способы  работы с детьми, допускающими отклонения от норм поведения. Как работать со «случайными нарушителями»? 18  Привлечение  в деятельность классного коллектива с учётом их интересов и  способностей, постепенно усложняя характер даваемых им поручений.  Воспитательная работа с такими детьми строится на положительных  примерах (из литературы, кино, жизни), разъяснении ошибочности их  поведения и его последствий.  Надо установить постоянный контроль  таких учеников, но он не должен быть жестоким.   Важно помочь детям найти друзей, соответствующих их темпераменту и  способных на них положительно воздействовать. Как работать с «новичками»?  С такими детьми следует начинать работу с установления систематического  контроля со стороны взрослых.  Необходимо обеспечение постоянного положительного влияния посредством   повышения роли коллектива, где учится ребёнок, и определения содержания  досуговой деятельности.  Надо поощрять положительные моменты в поведении педагогически  запущенных детей.  Как работать с детьми со «стереотипом асоциального поведения»?  С такими детьми необходимо построить работу таким образом, чтобы  контроль за их выполнением общественных норм был не только  систематическим, но и всесторонним.  Их надо изолировать от отрицательного влияния группы с асоциальным  поведением на основе включения в общение с теми объединениями детей,  для которых характерно ярко выраженная, общественная, ценная  деятельность.  Поощрять детей следует только тогда, когда данное ему общественно  полезное поручение выполнено до конца. Как работать с «антиобщественными детьми»? 19  Целеустремлённость, принципиальность, чуткость и тактичность воспитания,  должны помочь ребёнку почувствовать необходимость общения с учителем.  Необходим систематический, всесторонний  контроль за деятельностью  ребёнка, за кругом его общения.  С начального  этапа воспитательной работы надо добиваться, чтобы ребёнок  накапливал  положительный опыт.  Если же он не поддаётся воспитательному воздействию со стороны всех  организаторов воспитательной работы с ним, то следует поставить вопрос о  его направлении в специальное учебное учреждение. Почему драки – опасное явление? Закона, запрещающего младшим школьникам наносить друг другу  физические оскорбления, драться, не существует. Считается, что детские драки  не влекут за собой тяжелых последствий. Это не всегда так, и если это явление  присутствует в жизни, то учителю необходимо знать, как поступать в таких  ситуациях. Многие психологи и педагоги рассматривают детские драки как способ  эмоциональной разрядки, как естественное явление и не видят в них ничего  опасного. Однако, я считаю, это не совсем так. В младшем школьном возрасте  активно формируется личность, многие качества, как положительные, так и  отрицательные, возникшие в этот период, будут развиваться и в последующие  годы. В детской межличностной драке один выступает в роли победителя,  другой оказывается в роли побежденного. Если побежденный испытывает  унижение, страх или озлобление, то победитель ­ чувство удовлетворения от  победы над своим противником. И в том и в другом случаях закрепление  подобных личностных качеств нежелательно Почему дети дерутся?  Какие мотивы толкают их на применение физической силы в отношении своих  сверстников? С одной стороны ­ это потребность защитить себя, выразить  чувство гнева, вызванное мнимой или настоящей обидой, защитить слабого. С  другой ­ попытка завоевать с помощью силы лидерство; завышенная самооценка  «Мне все можно»; защита своей собственности «Это мои книги, карандаши, 20 линейка...». Ситуаций много: «Неженка», «Обидел слабого...», «Не угодил»,  «Отобрала...», «Кто сильнее?», «Подножка», «Не выслушал...» и т.д. Учитель не может выступать в качестве наблюдателя, когда дети дерутся.  В его обязанности входит остановить драку, развести дерущихся в разные сто­ роны. После того как они успокоятся, необходимо поговорить с драчунами,  выяснить причину драки и посоветовать, как надо было бы поступить в  возникшей ситуации. При этом нельзя забывать о том, что пострадавший нуждается в  психологической поддержке со стороны педагога, а победитель ­ в  индивидуальной беседе о вреде применения силы, недопустимости насилия над  другим человеком. Если же весь класс был свидетелем драки, то после беседы с  ее участниками учитель, соблюдая педагогический такт по отношению к  побежденному ученику, может дать оценку происшедшему и объяснить, как  следует детям общаться друг с другом. Педагогическое мастерство учителя  проявляется в умении не только выслушивать детей, но и побудить их к  размышлению и самостоятельному принятию верного решения, научить  правильно общаться. Какие методы, приемы и средства воспитания, я использую в своей  практике? 1. Читаю с детьми художественные произведения, и обсуждаем, как  следует общаться между собой. Например, «Если бьют» А.Барто Вопросы: 1) Прав ли папа? 2) Мог ли мальчик поступить как­то иначе? 3) Что вы сделали бы на месте мальчика? 2.  Обращаюсь к народной мудрости. Например, «о чем говорят русские пословицы»? Подыми руку, но не ударь. Унижая других, сам унижаешься. Дракою прав не будешь. Куда ни придет, ссору заведет. Ссора до добра не доводит. 21 3. Переключаю внимание детей, их эмоциональное состояние с  помощью юмора. Например, с помощью произведений Г. Остера.  Вопросы 1) Что высмеял в своих задачках Г. Остер? 2) Почему ссорятся мальчики и девочки? 3) Можно ли им общаться мирно? 4. Предлагаю несколько ситуаций на обсуждение: как бы дети  поступили в том или ином случае. Например, «Кто прав?», «Быть первым» и  другие. 5. Обсуждаем с детьми, что легче ­ ссориться или мириться? Хотели бы вы научиться мириться, разрешать спорные вопросы, сохраняя хорошие  отношения? Самообладание ­ способность владеть собой. Выдержка ­ одно из ценных качеств личности человека. Ссора ­ это состояние вражды, размолвка. Ссора может начинаться со  спора. Спор ­ это словесное состязание, обсуждение чего­нибудь, в котором  каждый отстаивает свое мнение, свою правоту. 6. Решаем коммуникативные задачи. Например. Твоего товарища ударили. Что и как ты ему скажешь? Вы поссорились с подругой. Какие слова надо сказать подруге, чтобы  наступил мир? 7. Провожу  специальные занятия с целью формирования у детей  способности к ненасильственному взаимодействию. IV. Психолого – педагогическая и просветительская работа с родителями. 22 Я уже много говорила об изменениях в нашей жизни. Изменилась и  атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью,  в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для  совместных занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери гордятся тем,  что зарабатывают больше денег и живут лучше, чем их родители, пережившие  войну и период восстановления разрушенной страны. Вместе с тем возросшая  потребность в деньгах заставляет их работать еще интенсивнее и еще больше.  Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка  денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внут­ ренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и  проступки отдельных членов семьи. В то время как внешние проблемы нередко  сплачивали и укрепляли семью, внутренние напряженные отношения ослабляют  ее. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадается она легче, чем прежде. × òî× òî ï î ðî æäàåò ï î ðî æäàåò ««òðóäí ûõ òðóäí ûõ»» äåòåé äåòåé?? «Ýï è äåì è ÿ ðàçâî äî â», ï î òåðÿ ýì î öè î í àëüí û õ ê î í òàê òî â ñ äåòüì è Î òñóòñòâèå âî ñï è òàòåëüí î é ðàáî òû ñ äåòüì è ñ ðàí í è õ ëåò Í åçí àí èå è õ èí òåðåñî â è ï î òðåáí î ñòåé × ðåçì åðí î å ï î ï óñòè òåëüñòâî è ëè ÷ðåçì åðí î å í àêàçàí è å Î òñóòñòâèå êî í òðî ëÿ,  í åâí è ì àí è å ê äåòÿì . Ñâåðõçàí ÿòî ñòü ðî äè òåëåé Ï ÐÈ×ÈÍ Û Ñî öèàëüí î ­ ýê î í î ì è ÷åñêàÿ í åñòàáè ëüí î ñòü Óñè ëåí è å âë è ÿí è ÿ ï ñåâäî ê óë üòóðû Í åáëàãî ï ðèÿòí û å ñåì åéí î ­áû òî âû å î òí î ø åí è ÿ 23 Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало  больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь  окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз  времени­то нам всегда и не хватает. У нас становится все больше социальных  работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увеличивается число людей  с серьезными психологическими проблемами. Исходя из причин, выделяю типы проблемных семей. Òèï ûÒèï û ï ðî áëåì í ûõ ï ðî áëåì í ûõ ñåì åé ñåì åé Ñåì üè, â êî òî ðû õ "òðóäí û å" ðî äèòåëè. Ñåì üè, â êî òî ðû õ ãî ñï î äñòâóåò áåçí àäçî ðí î ñòü. Ñåì üè,  õàðàêòåðèçóþ ù èåñÿ ï åäàãî ãè÷åñêî é í åãðàì î òí î ñòüþ ðî äèòåëåé. Ñåì üè, â êî òî ðû õ ðî äèòåëè ï ðåäúÿâëÿþ ò ê äåòÿì çàâû ø åí í û å òðåáî âàí èÿ (æåñòî êî ñòü). Ñåì üè, â êî òî ðû õ ï ðèî ðèòåò î òäàåòñÿ ì àòåðèàëüí î ì ó áëàãî ï î ëó÷èþ í àä äóõî âí î é æèçí üþ . Как работать мне, как классному руководителю, с такими семьями?  Я поставила перед собой задачи,  которые стараюсь решать в практической  работе, следуя принципам общения с родителями: 24    стараться не обидеть и не унизить достоинство родителей; каждая   встреча   должна   стать   полезной   и   результативной,   а   собрание   – вооружить новыми знаниями; только в содружестве можно добиться хороших результатов. Ñåì üè, , ââ êî òî ðûõ Ñåì üè òàêèõ ñåì üÿõ ñåì üÿõ ðî äèòåëè ðî äèòåëåé õàðàêòåðí û ðî äèòåëåé ðî äèòåëè, , êàêêàê ï ðàâèëî õàðàêòåðí û êóëüòóðí àÿ êî òî ðûõ ãî ñï î äñòâóåò áåçí àäçî ðí î ñòü. . ãî ñï î äñòâóåò áåçí àäçî ðí î ñòü óï î òðåáëÿþò àëêî ãî ëü ï ðàâèëî , , óï î òðåáëÿþò î ãðàí è÷åí í î ñòü, , áåäí î ñòü êóëüòóðí àÿ î ãðàí è÷åí í î ñòü áåäí î ñòü ñâÿçåé ññ äåòüì è äóõî âí ûõ ñâÿçåé äåòüì è àëêî ãî ëü. . ÄëÿÄëÿ  òàêèõ ÷óâñòâ, , î òñóòñòâèå ÷óâñòâ î òñóòñòâèå äóõî âí ûõ Çàäà÷è êëàññí î ãî ðóêî âî äèòåëÿ: • Òåðï åëèâî äî êàçû âàòü ðî äèòåëÿì î áðàçà æèçí è, êî òî ðû é î í è âåäóò. ï àãóáí î å âëèÿí èå í à ï î äðî ñòêà òî ãî •Î áðàòèòü âí èì àí èå í à èñï û òû âàåì û å ï î äðî ñòêî ì ñòû ä, î áèäó çà î òöà è ì àòü. ï åðåæèâàí èÿ, áî ëü,  •Âû ÿñí èòü, êòî èç ðî äèòåëåé ï î ëüçóåòñÿ áî ëüø èì àâòî ðèòåòî ì â ñåì üå,  êòî ì î æåò ñòàòü î ï î ðî é â èçì åí åí èè óñëî âèé æèçí è. •Âêëþ ÷èòü ï î äðî ñòêà â áî ëåå ø èðî êî å î áù åí èå ñ î êðóæàþ ù èì è ëþ äüì è, ì î ðàëüí î óñòàí î âèòü êî í òðî ëü ï î ääåðæàòü, ÝòîÝòî , , í àï ðèì åð í àï ðèì åð, , î äèí î êàÿ ëè÷í óþ æèçí üæèçí ü. . Àòì î ñôåðà ëè÷í óþ Ñåì üè, , ââ êî òî ðûõ Ñåì üè î äèí î êàÿ ì àòü Àòì î ñôåðà, , öàðÿù àÿ áåçðàçëè÷èå, , î òñóòñòâèå áåçðàçëè÷èå êî òî ðûõ ""òðóäí ûå ì àòü, , êî òî ðî é öàðÿù àÿ ââ òàêî é î òñóòñòâèå äóõî âí î ãî 25 òðóäí ûå" " ðî äèòåëè ðî äèòåëè. . ì åø àåò óñòðî èòü óñòðî èòü êî òî ðî é ðåáåí î ê ðåáåí î ê ì åø àåò ñåì üå, , –– õî ëî äí î ñòü õî ëî äí î ñòü, , òàêî é ñåì üå äóõî âí î ãî êî í òàêòà êî í òàêòà Çàäà÷è êëàññí î ãî ðóêî âî äèòåëÿ: •Ðàñï î ëî æèòü ì àòü ê ñåáå, çàðó÷èòüñÿ äî âåðèåì ; åñëè î í à î òí åñåòñÿ ê ýòî ì ó í àñòî ðî æåí í î , í å ñï åø èòü î áèæàòüñÿ. •Ï î ï ðî áî âàòü ï î ñì î òðåòü í à ñåáÿ ãëàçàì è ì àòåðè. Ýòî ï î ì î æåò ëó÷ø å ï î í ÿòü åå è êî í òðî ëèðî âàòü ñâî å î òí î ø åí èå ê í åé. •Çàèí òåðåñî âàòü ñóäüáî é ï î äðî ñòêà, ï ðî áóäèòü î òâåòñòâåí í î ñòü çà åãî áóäóù åå. •Äåëèêàòí î , òàêòè÷í î çàòðî í óòü òåì ó åñòåñòâåí í î ãî æåëàí èÿ ì àòåðè óñòðî èòü ñâî þ ëè÷í óþ æèçí ü;  ï ðî áóäèòü ï î òðåáí î ñòü â äóø åâí û õ êî í òàêòàõ ñ ðåáåí êî ì ,  ñî âì åñòí î ì ðåø åí èè ï î âñåäí åâí û õ æèçí åí í û õ ï ðî áëåì Ñåì üè, , õàðàêòåðèçóþùèåñÿ Ñåì üè ï î í èì àþò äåòåé Ðî äèòåëè í åí å ï î í èì àþò Ðî äèòåëè ì åòî äî â ï åäàãî ãè÷åñêî ãî ì åòî äî â ñåì åéí î ãî âî ñï èòàí èÿ ñåì åéí î ãî õàðàêòåðèçóþùèåñÿ ï åäàãî ãè÷åñêî é ï åäàãî ãè÷åñêî é í åãðàì î òí î ñòüþ ðî äèòåëåé ðî äèòåëåé. . í åãðàì î òí î ñòüþ äåòåé, , î áí àðóæèâàþò î áí àðóæèâàþò ï î ëí î å âî çäåéñòâèÿ, , í åäî î öåí èâàþò àâòî ðèòåò ø êî ëû ï î äðûâàþò àâòî ðèòåò ï î ëí î å í åçí àí èå í åçí àí èå í åäî î öåí èâàþò çí à÷åí èå çí à÷åí èå ø êî ëû èè ó÷èòåëåé ó÷èòåëåé ï åäàãî ãè÷åñêî ãî âî çäåéñòâèÿ âî ñï èòàí èÿ, , ï î äðûâàþò Çàäà÷è êëàññí î ãî ðóêî âî äèòåëÿ: •Ñô î ðì èðî âàòü ó ðî äèòåëåé ï î òðåáí î ñòü â ï åäàãî ãè÷åñêèõ çí àí èÿõ ÷åðåç ï ðî âåäåí èå ñ í èì è êî í ñóëüòàöèé, âêëþ ÷åí èå èõ â ñèñòåì àòè÷åñêóþ ðàáî òó ø êî ëû ñ ðî äèòåëÿì è. •Ï ðî áóäèòü èí òåðåñ ê ñàì î î áðàçî âàí èþ . •Âí óø èòü ì û ñëü î òî ì , ÷òî âñå äåòè í óæäàþ òñÿ â î áðàçî âàí í û õ ðî äèòåëÿõ 26 Ñåì üè, , ââ êî òî ðûõ Ñåì üè òàêèõ ñåì üÿõ ï î òðåáèòåëÿì è. . Ðî äèòåëè ï î òðåáèòåëÿì è ï ðèî ðèòåò î òäàåòñÿ êî òî ðûõ ï ðèî ðèòåò áëàãî ï î ëó÷èþ í àäí àä äóõî âí î é áëàãî ï î ëó÷èþ ðàñòóò ýãî èñòàì è ñåì üÿõ ðàñòóò Ðî äèòåëè ýòèýòè êà÷åñòâà äóõî âí î é æèçí üþæèçí üþ.. ýãî èñòàì è, , èçëèø í å ÄåòèÄåòè ââ òàêèõ êà÷åñòâà ï î î ùðÿþò ï î î ùðÿþò î òäàåòñÿ ì àòåðèàëüí î ì ó ì àòåðèàëüí î ì ó èçëèø í å ï ðàêòè÷í ûì è ï ðàêòè÷í ûì è Çàäà÷è êëàññí î ãî ðóêî âî äèòåëÿ: •Èçì åí èòü æèçí åí í óþ î ðèåí òàöèþ ðî äèòåëåé. •Çàèí òåðåñî âàòü ï î äðî ñòêà ðàçâèòèåì âí óòðåí í åãî äóõî âí î ãî ì èðà. •Ï ðè âñòðå÷àõ ñ ðî äèòåëÿì è äî ì à è â ø êî ëå èñï î ëüçî âàòü êî ñâåí í î å âî çäåéñòâèå, î ï èðàÿñü í à çäî ðî âû å èí òåðåñû Ñåì üè, , ââ êî òî ðûõ Ñåì üè ðî äèòåëè ï ðåäúÿâëÿþò êî òî ðûõ ðî äèòåëè òðåáî âàí èÿ, , ÷àñòî÷àñòî ãðàí è÷àù èå òðåáî âàí èÿ í àêàçûâàþò ôèçè÷åñêè í àêàçûâàþò ï ðåäúÿâëÿþò êê äåòÿì ãðàí è÷àù èå ññ æåñòî êî ñòüþ æåñòî êî ñòüþ . . ðåçóëüòàòå ÷åãî÷åãî ôèçè÷åñêè, , ââ ðåçóëüòàòå äåòÿì çàâûø åí í ûå çàâûø åí í ûå î í èî í è ðàñòóò ðàñòóò Äåòåé ÷àñòî÷àñòî Äåòåé î çëî áëåí í ûì è èè æåñòî êèì è æåñòî êèì è î çëî áëåí í ûì è Çàäà÷è êëàññí î ãî ðóêî âî äèòåëÿ: •Äî êàçàòü ðî äèòåëÿì , ÷òî ñ ðåáåí êî ì î òêàçàòüñÿ î ò äåéñòâèé ñ ï î çèöèè ñèëû . í àäî î áðàù àòüñÿ êàê ñ ðàâí û ì ,  •Î òí î ñèòüñÿ ê ðåáåí êó êàê ê ÷åëî âåêó, êî òî ðû é èì ååò ðàâí û å ï ðàâà í à ñàì î ñòî ÿòåëüí î ñòü è óâàæåí èå.  •Äî êàçàòü, ÷òî òåðï åí èå è ñí èñõî äèòåëüí î ñòü ê ðåáåí êó – ãëàâí î å ñðåäñòâî â âî ñï èòàí èè 27 На родительских собраниях стараюсь с родителями делиться не только  своим опытом, но и опытом известных педагогов, психологов, писателей… Ìóäðûåìûñëèìûñëè»»ââïîìîùü ««Ìóäðûå ïîìîùü âçðîñëûì…… âçðîñëûì âî ñï èòàí èè âñåâñå äåëîäåëî ââ òî ìòî ì , , êòîêòî  ««Â âî ñï èòàí èè Ï èñàðåâ)) âîñïèòàòåëü..»» ((ÄÄ. . Ï èñàðåâ âîñïèòàòåëü ÿâëåí èåì äî ì àäî ì à èè ââ ø êî ëå Ñàì ûì âàæí ûì âàæí ûì ÿâëåí èåì  ««Ñàì ûì ø êî ëå, , ï ðåäì åòî ì , , æèâûìæèâûì ñàì ûì ï î ó÷èòåëüí ûì ñàì ûì ï ðåäì åòî ì ï î ó÷èòåëüí ûì ðåáåí êà ÿâëÿþòñÿ ðîäèòåëèèè ÿâëÿþòñÿ ðîäèòåëè ï ðèì åðî ì äëÿäëÿ ðåáåí êà ï ðèì åðî ì ó÷èòåëÿ..»»((ÔÔ. . Äèñòåðâåã Äèñòåðâåã) ) ó÷èòåëÿ  ««Âî ñï èòûâàòü Âî ñï èòûâàòü äðóãèõ äðóãèõ ì ûì û ì î æåì Î ñòàåòñÿ âî ï ðî ñ ñåáÿñåáÿ..Î ñòàåòñÿ âî ï ðî ñ: : êàêêàê í àäî Òî ëñòî é)) æèòüæèòü?..?..»» ((ËË..ÍÍ ..Òî ëñòî é ì î æåì òîëüêîòîëüêî ÷åðåç÷åðåç í àäî ñàì î ì ó ñàì î ì ó Í åäî ñòàòî ê âîëèâîëè–– ñòðàø í åå ñòðàø í åå, , ÷åì÷åì Í åäî ñòàòî ê çí àí èé…… í åäî ñòàòî ê çí àí èé í åäî ñòàòî ê ðî äèòñÿ ññ ÷åëî âåêî ì ÷åëî âåêî ì , , àà ï ðèî áðåòàåòñÿ ï ðèî áðåòàåòñÿ  ««Õàðàêòåð Õàðàêòåð í åí å ðî äèòñÿ èìèì âîâî âðåì ÿ âðåì ÿ æèçí èæèçí è......»» ((ÍÍ ..ÀÀ..Äî áðî ëþáî â Äî áðî ëþáî â)) î äåðæèâàåì àÿ ï î áåäà î äåðæèâàåì àÿ åæåì èí óòí î  ««Âî ëÿÂî ëÿ –– ýòîýòî åæåì èí óòí î âï å÷àòëåí èÿì è, , ï ðåãðàäàì è ï ðåãðàäàì è èè ï î áåäà í àäí àä  ««Ñàì àÿ òðóäí àÿ âåù ü èí ñòèí êòàì è, , âï å÷àòëåí èÿì è èí ñòèí êòàì è òðóäí î ñòÿì è»» ((ÎÎ . . Áàëüçàê Áàëüçàê)) òðóäí î ñòÿì è Ñàì àÿ òðóäí àÿ âåùü –– ýòîýòî òðåáî âàí èå ((ÀÀ..ÑÑ..Ì àêàðåí êî Ì àêàðåí êî )) Ï î ñòàâü í àäí àä ñî áî é ñî áî é ñòîñòî ó÷èòåëåé áåññèëüí ûì è, , åñëèåñëè òûòû í åí å ì î æåø ü áåññèëüí ûì è ñåáÿñåáÿ..»» ((ÂÂ..ÀÀ..Ñóõî ì ëèí ñêèé Ñóõî ì ëèí ñêèé))  ««Ï î ñòàâü òðåáî âàí èå êê ñåáåñåáå»» î êàæóòñÿ ó÷èòåëåé –– î í èî í è î êàæóòñÿ ì î æåø ü ñàìñàì òðåáî âàòü òðåáî âàòü î òî ò Завышенные ожидания родителей, не учитывающих индивидуальные  особенности ребенка, вредят детям. Как правило, родители очень переживают,  что их дети отстают от сверстников, часто их стесняются, не верят, что в  будущем у них есть хоть какие­то перспективы.  Какой выход нашла я?  Начиная с дошкольного возраста (работая с будущими первоклассниками в  «Школе развития») периодически приглашаю родителей на внеклассные  мероприятия и открытые занятия. Дети по­особому относятся к таким  мероприятиям – очень ответственно, творчески! И это так эффектно выглядит,  что родители прямо­таки открывают рот от удивления. Они думали, что их  ребенок ни на что не способен, а он, оказывается, может выглядеть так красиво,  так интересно, так индивидуально! Такие впечатления сильно меняют взгляд  родителей на ребенка. Они вдруг открывают, что ему можно радоваться, что им 28 можно гордиться, что у него есть потенциал развития. Это так важно для  решения проблем ребенка! Начиная с первого класса часто провожу совместные мероприятия для  детей и родителей. К четвертому классу они становятся очень популярными. Это  такие мероприятия, как «Мама, папа, я – читающая семья», «Мама, папа, я –  спортивная семья», совместные походы, экскурсии в музеи,  Моя концепция сотрудничества строится на двух приоритетных позициях:  "Не навреди",  " Ребенок, ты ­ ценность". В сотрудничестве Важно! учитель заинтересован в родитель важно знать, что его успешном взаимодействии ребенок понят «Все дети талантливы» ученик понимает свою значимость «Я нравлюсь, я способен, я значу» Заинтересован чувствует себя хочет знать об успехах «Учиться победно!» комфортно на уроке и во своего ребенка внеурочное время «В каждом ребенке чудо – ожидай его!» не испытывает чувства повышает свой может требовать от страха перед учителем профессиональный учителя информацию о уровень ребенке всегда может обратиться правильно строит готов к взаимопомощи и за советом и помощью отношения с родителям взаимоподдержке 29 учеников общение  понимание  доверие  одобрение  поддержка Анализируя свою работу, к какому выводу я пришла? Мне очень нравится стихотворение (к сожалению, не знаю автора): Добро и зло я изучить хотела, Как бабочек, которых то и дело Исследует учёный – энтомолог. Я думала – возьму их под стекло, Пускай замрут на острие иголок На чёрном бархате Добро и Зло. Идея эта мне казалась милой. Я рассудила так: возьму перо, Под белокрылой напишу «Добро», А «Зло» под бабочкою чернокрылой. Но чёрная злом вовсе не была А белая Добром, хоть и бела А между ними трепетно кружили Зелёные и золотые крылья И не было оттенкам их числа… Вот так и мне, как учителю, приходится сталкиваться с разными  проблемами у детей и в моих силах эти проблемы решать. А мечта у  меня, чтобы никогда, ни один ребёнок не услышал в свой адрес, что он  «проблемный» или «трудный». Дети рождаются, чтобы быть  счастливыми, а мы, взрослые, должны помочь им! 30 Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.: Педагогика, 1982. 2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер­Пресса, 1997 3. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? М: Профиздат, 1992. 4. Лебединская Е.Р. Дети с нарушениями общения. М.: Педагогика, 1989. 5. Лежнева Л.И. Учим детей общаться. // Начальная школа. 1990. № 5. 6. Лежнева Л.И. О детской драчливости. // Начальная школа. 1987. № 3. 7. Паренс Г. Агрессия наших детей. М.: Издательский дом «Форум», 1997. 8. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам/ под ред.  Ж.М.Глозман.­Эксмо,2010. 9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие/ В 4­х  томах.­М.: Генезис, 1999. 10.Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении  детей. –М.: Издательство»Ось­89»,2003. 11.Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Христоматия игровых приёмов  обучения. М.: Издательство «Первое сентября» 2000. 12.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.­метод,  пособие/Под ред. М.И. Рожкова. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"

Методическая разработка "Психолого - педагогическое сопровождение проблемных детей в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017