Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).
Оценка 5

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Оценка 5
Научные работы +1
doc
русский язык
1 кл—4 кл
19.03.2018
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка». Состав слова ( морфемика ). Материал состоит из таких частей:особенности программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»;концептуальные основы курса русского языка "К тайнам нашего языка" УМК "Гармония".Актуальность темы « Состав слова ( морфемика )» в начальной школе.Система изучения темы «Состав слова» в начальной школе.Психологические особенности младших школьников.Формирование представлений о морфеме, как значимой части слова..Работа со словообразовательными моделями на уроках русского языка .
РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ.doc
Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 121 Канавинского района  города Нижнего Новгорода Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ). Выполнила:                                          учитель начальных классов                                                                МБОУ СОШ № 121                                                                Ракова  Наталья  Александровна 2014 год 1 Содержание: 1. Особенности программы по русскому языку УМК «Гармония» курса  «К тайнам нашего языка»……………..………………………………..……3 2. Концептуальные основы курса русского языка "К тайнам нашего языка"  УМК "Гармония"………………………………………………………….…..4 3. Актуальность темы « Состав слова ( морфемика )» в начальной школе... .6 4. Система изучения темы «Состав слова» в начальной школе……………...8 5. Психологические особенности младших школьников…………………….16 6. Формирование представлений о морфеме, как значимой части слова. ….18 7. Работа со словообразовательными моделями на уроках русского языка ..23 8. Урок русского языка во 2­м классе по теме "Состав слова"  (УМК "Гармония")…………………………………………………………..25 9. Диагностика сформированности основных умений и навыков по теме  «Состав слова.» ……………..………………………………………………..30 10. Заключение    ………………………………………………………………..34 11. Список использованной литературы……………………………………….35              2 Особенности программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Курс русского языка под названием «К тайнам нашего языка»  (авторы  Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С.) является частью учебно­методического  комплекса  "Гармония" . Он построен на основе системно­деятельностного  подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это  проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий,  закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её  решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему  осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. Именно через реализацию системно­деятельностного подхода к  освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется  заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития  и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому  языку понимается:  формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а  потому контролируемых языковых и речевых умений;  под развитием:  во­первых – формирование их лингвистического мышления, т. е.  способности осознавать язык как предмет наблюдения,  выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза,  сравнения, классификации, обобщения;  а во­вторых – совершенствование у детей чувства слова,  языковой интуиции.  Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде  всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку,  уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения  к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения,  умения общаться в устной и письменной форме. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них  универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное  освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной  самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться  учебной книгой как источником информации, различными словарями как  средством решения возникающих языковых вопросов, правильно  организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. 3 Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно  учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению,  дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского  языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к  практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского  языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название  реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».  В основу обучения языку, речи и правописанию положена система  лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:  а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;  б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно­целесообразно формулировать свои мысли,  грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать  чужие;  в) освоить комплекс универсальных учебных действий.  Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная  направленность. Она проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и  письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и  слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений  – обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем,  этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.; общение  авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание  ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье;  организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение  существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения  орфографии, а  следовательно , изменяются и цели:    совершенствование мотивационной основы обучения;  усиление роли коммуникативного мотива; включение системного (начиная с 1­го класса)  формирования орфографической зоркости и орфографического  самоконтроля младших школьников.  Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения:  с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей.  Концептуальные основы курса русского языка "К тайнам нашего языка" УМК "Гармония". Десятки лет ученые, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как  повысить грамотность наших учеников? За долгие годы найдено множество  4 важных методических решений. И вот настало время, когда накопленные идеи начинают реализовываться на страницах современных учебников русского  языка для начальных классов и приходят в школу.  Это стало возможным благодаря научным концепциям, теоретическим и теоретико­практическим разработкам, созданным в различных областях  знания за последние десятилетия. К числу особенно значимых для построения курса русского языка в начальных  классах  можно отнести  следующие. В лингвистике:   теория речевой деятельности (А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.);   концепция коммуникативной грамматики (Г.А.Золотова,  Н.К.Онипенко и др.);   фонемная теория русской орфографии (М.В.Панов,  С.М.Кузьмина и др.).       В психологии обучения:   теория развивающего обучения школы Д.Б.Эльконина,  В.В.Давыдова (П.С.Жедек, В.А.Левин, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман и др.);   теория школьного учебника (Г.Г.Граник,   С.М.Бондаренко,            Л.А.   Концевая);  концепция  курса русского языка Л.И.Айдаровой.        В педагогике:    концепция гуманной педагогики   Ш.А.Амонашвили.         В методике обучения русскому языку:  идеи коммуникативно­деятельностного подхода к обучению  языку (В.И.Капинос, А.Ю.Купалова);  теория и практика  формирования  речевых   умений   (В.И.Капинос, Т.А.Ладыженская). С опорой на названные концепции, а также созданные на их основе  материалы и разработан курс «К тайнам нашего языка» для четырёхлетней  начальной школы.  Средством, обеспечивающим практическую реализацию данных   концепций,  является учебник русского языка для четырёхлетней начальной  школы  «К тайнам нашего языка» (авторы: М.С.Соловейчик,  Н.С.Кузьменко)  и рабочие тетради на печатной основе к данному учебнику. Курс «К тайнам нашего языка» по УМК "Гармония" представлен  учебниками и тетрадями:  Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка  «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011 .  Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь с печатной основой к  учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса. –2011  Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка  «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 2 ч. –2011 . 5  Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетради­задачники к  учебнику «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 3 частях. – 2011 .   Корешкова Т. В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для  2, 3, 4 классов. В 2 частях. –2009,2011г.  Сычёва М. В., Мали Л. Д. Тестовые задания по русскому языку.  1 класс. – 2009 и послед.  Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В  2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. –  2011  Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку.3 класс.  В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. –  2010  Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку.4 класс.  В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. –  2010. Актуальность темы « Состав слова ( морфемика )» в начальной школе. Традиционно острой для нашей школы является проблема  преемственности и перспективности в преподавании русского языка в  начальной и средней школе.  Это касается не только курса в целом, но и  отдельных его разделов. Не является исключением и такой важный раздел,  как «Морфемика и словообразование». Начальная школа отвечает за освоение основных понятий  морфемики   ( корень, приставка, суффикс и окончание; основа слова) и  формирование  умения разбирать слова по составу. В средней школе эти знания повторяются, закрепляются, расширяются, а умение развивается и совершенствуется на  более сложном материале. Таким образом, преемственность и  перспективность в работе над составом слова и словообразованием  соблюдена. Но возникает вопрос: почему же данный вид языкового  анализа остаётся сложным для учеников? Установлено, например, что  учащиеся средних классов в состоянии правильно разобраться в морфемном  строении только 30­40 % слов, предложенных для анализа. Это очень  тревожный факт, который говорит о  глубинном неблагополучии в обучении  морфемному разбору в школе. Если учесть, что именно от начальных классов  зависит успешность обучения родному языку в целом, то причины массовых  ошибок в разборе слова по составу, которые допускают ученики 5­11 классов, надо искать на ранних этапах обучения русскому языку. 6 В чём же состоит основная причина ошибок в структурном  анализе слова? Эта причина заключается в формализме, который  обнаруживают дети различных возрастных групп  в процессе морфемного  разбора. Оперируя морфемами, школьники часто и не подозревают о  смысловом их наполнении и не учитывают это свойство значимых частей при  написании слова, разборе по составу, выяснении грамматических признаков.  Формальный подход к определению структуры слов порождает привычку  заниматься морфемным разбором, не вникая в значение слова, не осознавая  семантики морфем и без опоры на словообразовательный анализ. Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова  по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский  и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных  семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово,  учитывают только его лексическое, вещественное значение, вторые – только  внешние признаки (его буквенный или звуковой состав). Примером ответа «наивного семантика» на вопрос «являются ли  родственными слова сторож и сторожка» может служить такой: «Сторож и  сторожка – не родственные слова, так как сторож – это человек, а сторожка –  домик». На вопрос, входит ли слово часовщик в число родственных к слову  час, «стихийный формалист» ответит: «Часовщик подойдет, потому что во  всех словах буква ч». – А чашка? – тоже, потому что в часах буква ч и в  чашке». Сначала было высказано предположение, что описанные ошибки  связаны с возрастными особенностями младших школьников. Однако в  дальнейшем ученые пришли к однозначному мнению о том, что истоки  ошибок следует искать в дефектах методики обучения. Прежде всего эти  ошибки возникают тогда, когда форма и значение языковой единицы,  формальный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве  друг от друга: объясняют значение корня (суффикса, приставки, окончания) и не упоминают о его фонемном (звуковом) составе или обращают внимание на  буквенный состав суффикса (корня, окончания, приставки), а значение его не  раскрывается и т.п. Морфемный разбор должен рассматриваться как разновидность  семантического анализа слова, ибо, предупреждал А.М. Пешковский, «всякое  дробление слова есть дробление смысловое» . Именно эту суть морфемного анализа и не понимают наши ученики, ориентируясь при разборе в основном  на звуковые подобия, зрительные ассоциации и не воспринимая слово как  семантическую единицу, в которой соединяются и взаимодействуют разные  значения. Усиление семантического аспекта в преподавании морфемики и  словообразовании позволяет решать очень важные задачи: 7 целенаправленно и поэтапно формировать у школьников  1) развивать и совершенствовать в процессе обучения языковую  интуицию ребёнка, его языковое чутьё, которым он овладел в ранние  детские годы; 2) представление о слове как системе языковых значений, носителями  которых являются разные типы морфем, и на этой основе формировать  навыки осознанного членения слова на значимые части; 3) отработать умение опираться на морфемную структуру слова при  решении разных языковых задач; например, при определении правильного написания слова, при выяснении его лексического значения, сферы  употребления, грамматических признаков. Особое внимание необходимо обратить на третью задачу обучения  морфемики и словообразованию в школьном курсе родного языка.  Структурный анализ слова является базой, основой   формирования  разнообразных умений и навыков в области орфографии, грамматики,  лексики, стилистики. Таким образом, состав слова – это ключ ко многим тайнам и  сложностям русского языка. По крайней мере, ключ к усвоению таких его  разделов, как орфография, лексика, морфология и синтаксис. Изучение  состава слова – сильное орудие интеллектуального развития ребёнка, потому  что как никакая другая область лингвистики, этот раздел опирается на  языковую интуицию и развивает это чувство родного языка, его законов.  Словообразование  ­ источник необыкновенной выразительности и словарного  богатства русского языка.  Система изучения темы «Состав слова» в начальной школе. Учителя начальных классов имеют основной необходимый для работы  государственный документ – программы по всем предметам учебного плана, в том числе и по русскому языку. Русский язык имеет свои специфические  особенности в распределении программного материала во времени. В настоящее время, согласно утвержденным программам для   четырехлетней начальной школы, морфемный состав слова изучает во II и III  классах. Прежде  чем   раскрыть  конкретное  содержание системы,  необходимо уточнить, что такое система изучения языкового материала. Под  системой изучения языкового материала понимается целенаправленный  процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной, научно  обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на  этой основе практических умений (общеречевых, грамматических,  словообразовательных, орфографических). Применительно к   рассматриваемым языковым явлениям система определяет:  а) место  изучения морфемного состава слова в общей системе изучения программного материала по русскому языку;  8 «однокоренные слова»,  «приставка», «суффикс», «окончание»;  б) последовательность работы над такими понятиями, как «корень»,  в) взаимодействие между изучением морфемного состава слова и  образования слов, а также  морфемного состава слова и его лексического  значения;  г)  связь работы над формированием навыков правописания морфем с  усвоением   основ   знаний   из   области   словообразования   и   грамматики. При построении системы в качестве ведущих выступают следующие  положения: все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы  раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и окончания проводится не изолированно друг от друга, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью .всех  морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности  каждая морфема с семантико­словообразовательной и орфографической  сторон. Выделяются четыре этапа этой системы: 1.Пропедевтические (предварительные, подготовительные) сло­ вообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению темы  «Однокоренные слова» во II классе. 2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова;  наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах (II  класс). 3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов,  окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа  правописания; формирование навыка правописания корня и приставки (II ­ III  класс). 4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах  словообразования в связи с изучением имени существительного, имени  прилагательного и глагола; формирование навыков правописания падежных  окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний  глагола (IV класс). На всех этапах предусматривается систематическая работа над  лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и  написанием. Указанная система изучения морфемного состава слова  учитывает  не только лингвистические   особенности   изучаемого   материала, возрастные возможности младших школьников, но и такие дидактические    принципы,   как сознательность,   преемственность   и   перспективность  обучения. От ознакомления с особенностями однокоренных слов, корня и  других значимых частей слова учащиеся переходят к изучению каждой  морфемы в отдельности, и, наконец, в процессе изучения частей речи  несколько углубляются знания о   составе  слова, поскольку они (знания)  вступают в новые, сложные связи и отношения. 9 Рассмотрим содержание и методику работы на каждом из этапов системы. Пропедевтика изучения словообразования ( II класс).  Задача пропедевтической работы состоит в подготовке  учащихся к   пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными  словами. Такая задача обусловлена, во­первых, тем, что понимание семантико­структурной соотносимости слов по своей лингвистической  сущности является основой усвоения особенностей однокоренных  слов и образования слов в русском языке.  Во­вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных  слов и морфем. Трудность представляет для них понимание семантической  общности однокоренных слов, что связано с умением  абстрагировать  смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов,  составляющих группу однокоренных.  При усвоении функции корня,  приставки или суффикса наиболее сложным для учащихся является  установление сходства и различия однокоренных слов как в семантическом  плане, так и в структурном. Поэтому специальному изучению морфемного состава слов  предшествуют наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла  и  состава. Важно подчеркнуть, что предварительные наблюдения не являются  самоцелью отдельных уроков, они органически включаются  в содержание  изучаемого материала, и потребность проведения этих  наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть лексическое значение слова, объяснить его написание. Поиски ответа на вопрос: «Почему тот или иной предмет так назван?»— являются, как показали специальные наблюдения, наиболее доступной и интересной для 10 второклассников формой подготовки к пониманию соотносимости  однокоренных слов.  Ответ на данный  вопрос по своей сути тесно связан с  вопросами: «Почему  слова являются родственными? Как от одного слова  образовалось  другое?» В русском языке многие слова представляют собой мотивированные  названия предметов. Поэтому от выяснения с учащимися, почему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению  соотносимости в языке  одного слова с другим. Например, почему приспособление, в которое  насыпают корм, назвали  кормушкой (корм — кормушка)? Почему  одну  шишку еловой,  а другую — сосновой? И т. д. При выяснении мотива названия предмета или признака предмета учащиеся подводятся (как это нетрудно  заметить) к установлению общности слов по смыслу и по составу. Все это  подготавливает школьников к пониманию сущности образования  однокоренных слов: одно слово образуется от другого на основе  семантической связи между ними, которая, в свою очередь, базируется на  связи между понятиями, наименованиями которых являются данные слова. Постепенно представления учащихся о словообразовании углубляются.  Это происходит главным образом за счет того, что школьники' познают части  слова, с помощью которых образуются новые слова. Важное  значение имеет  также и усвоение совокупности признаков однокоренных слов. Второй этап системы – ознакомление с однокоренными словами.  Основные учебные задачи данного этапа: ­ приступить   к  формированию   понятия   «однокоренные   слова»; ­ познакомить с особенностями корня; ­ провести наблюдения над единообразным написанием корня в  однокоренных словах; ­ обогатить речь учащихся однокоренными словами.  Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением двух их существенных признаков: семантической общности (имеют что­то общее по смыслу) и структурной общности (наличие общего корня). Поэтому в процессе обучения  нужно  прежде всего создать условия для осознания учащимися совокупности  указанных признаков. Практически это означает развитие у школьников  умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее. Например, учащиеся сравнивают слова: малина,  малинник, малиновое (варенье) — и устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и  имеют одинаковую, общую часть. 11 Как показывают исследования, на осознание учащимися сущности  однокоренных слов положительное влияние оказывает выяснение того факта,  что смысловая общность однокоренных слов создается общностью корня.  Именно в корне заключено то  общее, что «роднит» однокоренные слова,  объединяет их в одну группу слов. Приставки и суффиксы вносят в смысл  слова что­то свое; это создает своеобразие лексического значения каждого из  однокоренных слов, отличает их друг от друга. Данный подход активизирует  познавательную деятельность учащихся и, кроме того, позволяет сразу прив­ лечь внимание детей к определенным признакам слов, на которых базируется  их общность. Например, учитель показывает рисунок на котором изображен  трактор. Ставится вопрос: «Как называют  человека, который управляет  трактором?» Следует запись: трактор — тракторист. Подобные  наблюдения  позволяют создать конкретный словесный материал, в процессе  анализа которого делается вывод об особенности однокоренных слов. Вначале на основе сравнения слов по смысловому  составу вводится термин  «родственные слова», затем сообщается  о том, что общая часть родственных  слов называется корнем, а родственные слова иначе называются  однокоренными. Для того чтобы развить у младших школьников  умение распознавать  однокоренные слова по двум их существенным признакам,  проводится  сопоставление однокоренных слов и синонимов, например: нужно доказать,  какое из трех слов однокоренным не является (смелый, смелость,  храбрость), а также противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни­омонимы (например: гора ­  горный — горняк, но гора — горсть). Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает   ошибочную ориентировку учащихся только на семантическую близость слов.  Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни­омонимы,  позволяет предупредить ошибку, связанную  с ориентировкой только на  структурную общность. Как известно,  в  нашем  языке в  качестве однокоренных  слов   выступают слова разных частей речи. Каждой части речи свойственны  специфические черты словообразования. На начальном этап изучения  однокоренных слов внимание  школьников  направляете лишь на сам факт  наличия в языке однокоренных слов, обозначающих предмет, действие  предмета, признак предмета.   Планирование уроков во 2 классе 1 2 3 Разговор о значении слова («Что в слове главное?»). Знакомство с понятиями родственные слова, корень слова  («Собираем родственников»). Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым  написание корней в родственных словах. 12 4 5 6 7 8 9 Освоение способа действия для выявления родственных слов  и нахождение корня. Создание текста по готовому началу: совершенствование всех  приобретенных умений. Повторение изученного о словах, введение термина  однокоренные слова. («Вспомним и узнаем новое»). Совершенствование умения находить однокоренные слова и  выделять в них корень. Знакомство с понятием синонимы. Закрепление изученного об изменениях слов. Знакомство с  понятием антонимы. К концу 2 класса дети должны уметь подбирать ряды однокоренных   слов, в простейших случаях выделять корень слова. Третий этап – изучение специфики и роли в языке корня,  приставки, суффикса и окончания. (II­ III класс ). На третьем этапе системы изучения морфемного состава слова  решаются следующие учебные задачи:  формирование понятий «корень», «приставка», «суффикс»,  «окончание»;  развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением  слова и его морфемным составом;  формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих звонких согласных корня, а также навыка слитного и графически верного написания приставок;  развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами. Третий этап является центральным в системе изучения основ  словообразования. На него приходится наибольшее количество уроков.  Решение каждой из указанных задач находится в определенной взаимозависимости. Так, осознание учащимися связи между лексическим значением слова и его морфемным составом происходит на основе усвоения роли каждой морфемы в слове. Навык правописания проверяемых безударных гласных корня формируется только при условии владения школьниками и 13 некоторыми словообразовательными умениями, в частности умением  анализировать морфемный состав слова, подбирать однокоренные слова. В  тесной связи со всеми задачами находится такая, как развитие точного и  осознанного употребления слов в речи с учетом их морфемного состава  (например: белый, беловатый; строить, достроить, перестроить; пуховый, пушистый ­ жёсткий, жестокий и т. д.). Тем не менее.  каждая из задач специфична, и это необходимо  учитывать при выборе методических путей для ее реализации. (Более  подробно методы и приёмы работы над морфемным составом слова в третьем  классе будут рассмотрены в следующей части.)  На данном этапе дети должны уметь:  отличать родственные слова от слов­синонимов;  подбирать однокоренные слова с заданным корнем;  знать правописание гласных в приставках;  знать правописание суффиксов ­еньк­,­оньк­,­очк­,ечк­,­оват­,  ­еват  отличать приставку от предлога;  проводить разбор слов по составу (выделять корень, приставку,  суффикс, окончание, основу),  подбирать слова определённой модели. 2 класс Знакомство с понятиями приставка и суффикс. Значение, употребление и написание приставок  («Словесный конструктор»). Разграничение приставок и предлогов. Значение, употребление и написание суффиксов. Использование и правильное написание различных частей слов. Знакомство со способом действия при анализе строения слов  («Как узнать строение слов?») Упражнение в разборе слов по составу.  Наблюдение за значением частей слов. Упражнение в разборе слов по составу. Нахождение, правописание и употребление разных частей слов: за   крепление. Написание приставок и предлогов. Общее знакомство с понятием окончание. Изменение слов по числам. Изменение слов по «командам вопросов». 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 2 Правописание суффиксов –ек, ­ик; их значение. Правописание суффиксов –ек, ­ик,их значение. 3 класс 14 3 4 5 6 7 8 9 Знакомство со сложными словами. Правописание сложных слов.             Способ определения родовых окончаний имён прилагательных. Слова, не имеющие какого­либо числа. Чем похожи имена прилагательные и некоторые глаголы. Изменение существительных по падежам. Закрепление пройденного материала. Четвёртый этап –работа над составом слова  в процессе изучения частей речи  ( IV класс ).  Цель четвертого этапа — углубление знаний о словообразовательной  роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончаний; а также  подготовке учащихся к пониманию особенностей образования имен су­ ществительных, имен прилагательных и глаголов. Углубление и расширение знаний по морфемике происходит при  изучении частей речи. Морфологический анализ состава  слова тесно связан  с упражнениями в словообразовании, что позволяет рассматривать не только  структуру существующих в языке слов, но и различные способы образования  новых слов и моделей, по которым они создаются.  В русском языке каждой части речи свойственны определенные  словообразовательные особенности, т. е. существует взаимосвязь между  морфемным составом слова и его принадлежностью к той или иной части  речи. При этом морфемная структура слова, специфика его образования  выступают в единстве с лексическим значением слова и комплексом  грамматических признаков. В процессе изучения частей речи учитель подводит учащихся к  пониманию основ словообразования: в языке существует вполне определенная связь в образовании одной части речи от другой или той же самой части речи с помощью приставки или суффикса. Так, приставочные глаголы чаще всего  образуются от бесприставочных глаголов (например: летать — вылетать,  красить — перекрасить). Многие существительные образуются от глаголов  (водить — водитель, покупать — покупатель) или от существительных (лед — льдина, море — моряк). Для имен прилагательных в качестве основного источника образования  выступают имена существительные; прилагательные в этом случае образуются суффиксальным способом (весна — весенний, гора — горный, друг —  дружеский). 15 При изучении словообразования основная трудность для учащихся не только начальных, но и старших классов заключается в том, чтобы правильно определить производящее слово. Учитывая, с одной стороны, данную трудность и, с другой — важность понимания учащимися способа образования слова для раскрытия его лексического значения, целесообразно в процессе изучения частей речи проводить такие упражнения, которые готовят учащихся к осознанию связи производящего и производного слов.   Содержание упражнений и характер заданий направляют детей па  установление, во­первых, от какого слова образовалось данное и, во­вторых,  при помощи каких морфем. Естественно, что младшим школьникам, еще не  знакомым с закономерностями словообразования, трудно определить  производящее слово. Поэтому производящее слово называет учитель или оно  дано в упражнении. Учитель может указать и значение производного слова, а  ученик должен выбрать необходимую морфему, которая позволит образовать  слово с заданным значением.  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных  окончаниях имен существительных. Продолжаем знакомиться с новым правилом. Освоение способа решения орфографических задач в безударных  окончаниях имен существительных. Учимся решать орфографические задачи в  окончаниях имен  существительных. Подбираем проверочные слова. Упражнения в правильном написании окончаний имен существительных. Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного. Способ действия при написании безударного окончания  прилагательного. Освоение способа определения безударных окончаний имен  прилагательных. Как не ошибиться в безударных окончаниях имен прилагательных. Решаем орфографические задачи в окончаниях имен существительных и прилагательных. Работа над ошибками. Правописание окончаний. Словарное богатство  русского языка. Правописание окончаний существительных и прилагательных во  множественном числе. 16 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Образование форм Им. и Р. падежей множественного числа имен  существительных. Упражнения в правописании окончаний имен существительных в  единственном числе. Упражнения в написании окончаний имен прилагательных в  единственном числе. Повторяем изученные правила о написании окончаний   существительных и прилагательных. Работа над ошибками. Склонения имен существительных. Образование различных форм имен существительных. Решение орфографических задач в окончаниях имен существительных и  прилагательных. Времена глагола. Опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и  личные окончания. Работа над ошибками. Родовые и личные окончания глагола. Введение понятия «спряжение». «Открытие» двух спряжений глаголов. Знакомство с двумя наборами  окончаний. Повторяем суффиксы глаголов в неопределенной форме. Упражнения в правильном написании окончаний глаголов. Правильные действия—правильная буква. Решаем орфографические задачи в безударных личных окончаниях  глаголов. Написание окончаний глаголов в разном времени. Особое значение работа по словообразованию имеет при усвоении  непроверяемых написаний (словарные слова ). При введении словарных  слов необходимо не только знакомить с новым словом, но и вводить всю  группу родственных слов с мотивированным образованием. При этом  желательно объяснять значение каждого последующего слова через   родственное.  Психологические особенности младших школьников. Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок  приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей  деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший  школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в  форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется   дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно­ мышечного аппарата, развитием психических функций. Младший школьный  период занимает особое место в психологии ещё и потому, что этот "период  обучения в школе является качественно новым этапом психологического  развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется  17 главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно,  определяется степенью включённости в него самого школьника" Младший школьный период ­ это "этап интенсивного социального  развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе  социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности". На данном периоде у  учащихся начальных классов основными новообразованиями являются  личностная и интеллектуальные рефлексии, становление внутренней речи,  самоконтроль, произвольность и осознанность познавательных процессов и  поведения. Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу,  дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований  предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у  дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших  школьника по мере формирования учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка  появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. "Это  интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что  изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами  достигаются результаты, решаются учебные задачи". Но не только результат  учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и  сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя  самого как личности, своих талантов, способностей. "Школьник, становясь  субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно­ воспитательных воздействий, в это же время приобретает личностные  свойства и личностное отношение к тому, что он делает, и процессу обучения  в целом". Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют  критерии отбора содержания.  Педагогу  следует прибегать к увлекательным,  ярким, эмоциональным образам, способных вызвать интерес школьников.   Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в  обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и  слуха, ощущения, обоняния. Следует использовать различные виды  наглядности: чувственно – конкретную (рисунки, макеты, объекты природы);  абстрактную и символическую (схемы, таблицы, диаграммы,  графики).    Для  продуктивной деятельности на уроке младшим школьникам необходимо  развивать переключение, то есть переход от одного вида деятельности к  другой, от одного рода занятий к другому. Внимание интенсивно развивается на протяжении младшего школьного  возраста, резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его  устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. «К 9—10  18 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять  произвольно заданную программу действий».Дальнейшее развитие в младшем  школьном периоде получает воображение.  Благодаря воображению человек  может прогнозировать результат своих действий. К тому же, воображение  неразрывно связанно с памятью.   Память у младших школьников развивается в двух направлениях –  произвольности и осмысленности. Что касается непроизвольности, то  учащиеся легче запоминают учебный материал, который вызвал у них интерес. Это происходит у них непроизвольно. То же самое можно сказать и о  материале, преподнесенном в игровой форме, ярких наглядных пособиях,  иллюстрациях. В психологии установлена следующая закономерность: лучше  всего запоминается то, что служит предметом и целью мыслительной работы.  Но в отличие от дошкольников учащиеся младших классов способны  произвольно и целенаправленно запоминать неинтересный им материал, ведь  обучение в школе в основном строится с опорой на произвольную память. Учитывая психологические особенности младших школьников, учитель  использует те методы и приёмы, которые будут наиболее эффективны в  данный период обучения. Формирование представлений о морфеме, как значимой части слова. Семантическая направленность обучения морфемике и  словообразованию в начальных классах предполагает усиленное внимание к  смысловой характеристике морфем, а следовательно, и к семантическому  анализу слова в целом. Известный лингвист М.В.Панов писал: «Увидеть  морфему невозможно. Морфема – смысловая единица. Смысл увидеть нельзя. Смысл можно выявить путём рассуждения, путём осмысленного  сопоставления слов». Учителю необходимо предусмотреть в процессе  обучения работу над значениями трёх типов морфем, имея в виду, что корень  является выразителем вещественного значения, окончание передаёт  грамматическую информацию о словоформе, приставка и суффикс добавляют словообразовательное значение. В связи с этим в работе над семантикой морфем разных типов  выделяются три основных направления: 1) 2) структурно – семантический анализ однокоренных слов; знакомство с механизмами образования форм слова и  особенностями грамматического значения окончания; 3) осознание словообразовательного значения приставок и  суффиксов и механизмов образования слов в русском языке. Коротко охарактеризуем каждое из названных направлений в работе. Структурно – семантический анализ однокоренных слов. 19 Корень – особая морфема для учеников начальных классов: именно с  неё начинается осознание морфемной структуры слова. Можно выделить  несколько наиболее эффективных приёмов, которые обостряют внимание к  значению корня, однокоренных слов и помогают ученикам осознать их  структурную и смысловую общность.  Опознание однокоренных слов в предложении и тексте на  основе семантико – структурного анализа. Детям предлагается проанализировать предложение или текст, в  котором представлено скопление однокоренных слов. Ученики должны не  только обнаружить эти слова, но и обязательно объяснить, почему они  являются однокоренными.  Сложность такой работы состоит в том, что  однокоренные слова даются не в «готовом» виде,  их ещё нужно опознать в  тексте или в предложении. 1).Медведица  с  медведем  пляшет.           Им  медвежонок  лапой машет.                                2).Ёж  с  ежиком  и  ежихой                      Собирают  ежевику.                       Рыжебокая лисица                       Тоже хочет поживиться. 3).Вот почему, если гриб зовётся подосиновиком, то это вовсе не  значит, что каждый подосиновик живёт под осиной, а подберёзовик  живёт под берёзой. ( М. Пришвин )  Дифференциация понятий – однокоренное слово и синоним. Практика показывает, что далеко не сразу ученики начальных классов  понимают сущностную разницу однокоренных слов, с одной стороны, и  синонимов, слов одного лексико­семантического поля, ­ с другой.  Происходит это потому, что в определениях синонимов и однокоренных слов  общим признаком является смысловая близость слов. Рассмотрим некоторые  упражнения, нацеливающие учеников на проведение сопоставительного  анализа синонимов и однокоренных слов. Задание. 1) Выпишите только пары однокоренных слов. Подосиновик – осина, гриб – боровик, мебель – стул, лес –  лесник, домик – избушка, стол – столбик, стол – столик, книга –  учебник,  книга – книжный. 2) Объясните, почему вы не выписали остальные пары слов. Задание. 20 1) Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой  синонимы. Море – морской, трава – травушка,  плясать – танцевать,  грусть – тоска, грусть – грустный, тихий – спокойный, туман –  туманный. 2) Внимательно рассмотрите слова каждого столбика. Что  общего в словах каждой группы? Задание.  Заполните таблицу. Слово Синоним Недобрый Сырой  Однокоренное  слово  Накопление гнёзд родственных слов. Этот приём в обучении является одним из наиболее эффективных. Не случайно на это направление в работе указывают современные  программы для начальных классов. Накопление гнёзд родственных слов  – это особая организация работы с корнем в начальной школе, и прежде  всего – составление словарика корней русского языка. Составление на  уроках русского языка словарика корней позволяет зафиксировать в  сознании ребёнка определённую морфему и показать её присутствие в  однокоренных словах. Запись в словаре можно оформить так: ­верт­   : верт – е – ть , верт – ушк – к – а, верт – ляв – ый ­ держ ­  : держ – а – ть, под – держ – а – ть, под – держ – к – а Подобную форму записи называют поморфемным письмом.   Сопоставительный анализ слов с корнями­ омонимами. Эффективным приёмом, формирующим представление о корне как  значимой части слова, является сопоставление слов с корнями –омонимами,  то есть с морфемами, которые одинаково пишутся, произносятся, но имеют  разное значение. Задание.  К каждому слову напишите по два однокоренных. Гор а  ­   Гор е – Гор еть –  Задание.   Напишите слова, разбив их на группы однокоренных. Дорогой, дороже, дороговизна, дорожный, дорогой, дорога,  придорожный. Задание.   Какие слова похожи по произношению? Являются ли они  однокоренными? Докажи. 21 Слонялся долго в джунглях слон, Ломая зарослей заслон, Бедняжка утомился ­   И к пальме прислонился. Сильным детям , у которых языковое чутьё наиболее  развито, можно  предложить для сопоставления такие пары слов:  полк­а  (книжная )  и пол­к­а (от полоть ),  волч­ок (маленький волк; животное) и волчок (игрушка), норк­а  (зверёк) и нор­к­а (маленькая нора) и т.п.  Работа с такими словами обостряет языковое чутьё ребёнка.   Использование приёма словообразовательного толкования  слова  Особое внимание в работе с однокоренными словами нужно  уделить словообразовательному толкованию слова. Этот термин обозначает    способ определения лексического значения слова через подбор  ближнеродственного однокоренного. Задание.  Письменно объясните значение имён прилагательных.  Выделите корни и объясните их написание. Образец записи:   шапка из мех а  ­  мех овая шапка …………….. ­  з…лотое  кольцо ……………. ­   м…сные котлеты ……………. – ш…рстяной  платок Задание.      Письменно объясните значение слов  читатель,  строитель, водитель, мечтатель, проситель по образцу: Прос итель  ­ это тот, кто прос ит. Задание.     По значению догадайтесь, какие слова пропущены.  Напишите, выделяя корни в однокоренных словах. Образец записи: книж ка ­  маленькая книга …. – маленькая лужица,  …. – маленький луг,   ….. ­  маленький кот,  …. – маленький ковёр,  …. – маленький дом.   Знакомство с механизмом образования форм слова и особенностями грамматического значения окончания. Окончание – это вторая морфема, с которой знакомятся ученики  начальных классов.  Чтобы дети осознали суть  процесса формообразования  на определённом этапе обучения, когда у школьников накопятся некоторые  знания о склонении существительных, прилагательных, можно предложить  такую схему: 22 Подобная схема предполагает введение понятия основы слова. Учитель рисует на доске указанную схему так, чтобы в неё можно было  мелом  вписать необходимую информацию, стереть её, когда потребуется,  внести новые сведения. Важно не забывать главное: замена окончания – не  формальный механический процесс, не просто замена букв. Замена окончаний  меняет грамматический статус слова. В течение урока эта схема может  обновлять информацию, примеры, но суть её, «образ» её останется в памяти  ученика неизменной. Осознание словообразовательного значения приставок и  суффиксов, а также механизмов образования слов в русском языке. Современные учебники русского языка для начальной школы в  той или иной мере предусматривают знакомство с элементарными сведениями из области словообразования. Ученики начальных классов должны постепенно подойти к осознанию единства трёх сторон, органично сочетающихся в  каждой приставке и суффиксе: форма ( причём обращается внимание на  единообразное написание каждой из этих морфем, не отражающее на письме  фонетические варианты этих значимых частей слова) + значение (каждый  словообразовательный аффикс передаёт определённое значение, которое  отражается в лексическом значении слова:  маленький…; тот, кто ……;  предмет, который … и т.п.) + функция ( осознание словообразующей роли  приставки и суффикса). На этой основе трёхмерного восприятия морфемы и  формируется правильный способ анализа морфемного состава слова. Задание.  Выпишите только те слова, в которых суффикс  ­арь   указывает на лицо (тот, кто …). Словарь, аптекарь, библиотекарь, вратарь, букварь, дикарь,  пахарь. Задание.  В словах подземный, подводный замените приставку  под­  на  приставку над­ . какие изменения произойдут со словами и почему? Задание. Спишите слова, распределяя их на  две группы в  зависимости от значения суффикса –ист­: 1) тот, кто …; 2) имеющий много…  .  Какой частью речи окажутся слова каждой группы? Трубочист, душистый, солист, землистый, гористый,  пушистый, тракторист, гитарист, журналист, лучистый. 23 Задание.   С помощью приставок образуйте и напишите глаголы,  противоположные по значению. Выделите приставки в однокоренных словах.  Прилететь ­ ……,  зацвести ­ …., отклеить ­ …., убежать ­ …,  прикрепить ­ …. Сделайте вывод о том, как меняет значение слова приставка. Задание.  Выпишите однокоренные слова парами. Покажите  стрелочкой , какое слово от какого образовано. Образец: петь ­ запеть Стеклянный, стекло. Клеить, заклеить. Богатырский,  богатырь. Задание.  Письменно покажите, от какого слова образовано  каждое из указанных слов. …..                     болотный …..                     словарь …..                     грибной  ….                      пригород ….                      лесок 24 Работа со словообразовательными моделями на уроках русского языка. Исключительно эффективным приёмом при обучении морфемике и  словообразованию  является работа со словообразовательными моделями  слов. 1. Зрительное восприятие структуры слова по модели­рисунку. Именно с заданий этого типа лучше всего начать работу со  словообразовательными моделями.  Особенностью этих заданий является  необычная графическая подача словообразовательной модели: корневые  пустоты заполняются рисунком, который даёт информацию о значении этой  морфемы в слове. Накопление групп одноструктурных слов. 2. Это очень важное направление в работе  со словообразовательными  моделями. Заключается оно в том, что постепенно учащиеся накапливают  определённое количество словообразовательных моделей и соотносящихся с  ними перечней корней. Учитель делает запись на доске: …….. еньк   ий       :     ­бодр­, ­голуб­, ­мал­, ­слад­, ­стар­ Характер  записи определяет существо учебной деятельности учащихся. Во­первых нужно внимательно рассмотреть словообразовательную модель и  попробовать отгадать слова, которые «спрятаны» в этой записи. Во­вторых,  нужно соотнести словообразовательную модель с перечисленными корнями.  И, наконец, третье – это запись зашифрованных слов с указанием их  морфемного состава.  3. Образование слов, соответствующих одной  словообразовательной модели. На основе этого вида заданий  у учащихся формируется способность к  проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов. Формулировка заданий может  звучать так: ­ от слов….. образуйте имена существительные (прилагательные,  глаголы) по указанной модели; ­ напишите слова, которые образуются по данной модели; разберите эти  слова по составу. Для примера приведём несколько моделей и слова, от которых можно  образовать по данным моделям новые. ………  изн  а     (жёлтый, белый,  голубой , новый,  кривой )  ………  ат  а  (грач, мышь, медведь, волк, ёж) ………   н  ой   (река, лес, овощ, гриб, глаза,  голова, степь)  25 Поиск загаданного слова по модели­отгадке. 4. Загадка как специфический вид дидактического материала очень часто  используется на уроках русского языка. При этом обычно ученикам  предлагается подсказка в виде схемы, в которой указано количество букв  в  отгадке. Но в качестве подсказки может быть и словообразовательная модель. При этом работа с загадками приобретает особый обучающий смысл. Приведу примеры таких загадок и шарад, которые использовала на уроках русского  языка. ………  ян  ик  а      Растёт в траве Алёнка, в красной рубашонке.                                  Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт.  (земляника)  ………. иц  а          Это что за огород? Огород с секретом.                                  Во дворе у нас мороз – в  огороде лето. (теплица) рас……. к а             Зубов много, а ничего не ест. (расчёска). Графический образ словообразовательной модели, который зрительно  воспринимают ученики, может стать источником оригинальных,  нестандартных заданий.  Например, найти «спрятанное» слово по указанной  модели и по заданному однокоренному слову, которое подсказывает ребёнку,  какой корень нужно вставить в графическую модель, чтобы получилось  загаданное слово: …….. ушк  а        ­                   как в слове прозимовать ……... от  а         ­                    как в слове добряк при ……… н  ый   ­                как в слове городок Детям очень понравились и такие  задание: отгадай слово, запиши,  выдели в нём все части. Приставка такая же, как в слове  ­  осветил. Корень такой же, как в слове     ­   ценный. Суффикс такой же, как в слове    ­   сапожки. Окончание такое же, как в слове  ­  слива. ОЦЕНКА. Подобные загадки дети с удовольствием придумывают сами и  загадывают на уроке друг другу. Ещё одной разновидностью подобного задания является отгадывание не  отдельного слова, а целой фразы. Для этой цели больше всего подходят  пословицы. Без     ….. а  не вы……ишь  и  …..к у  из  …….а.   (Без труда не  выловишь и рыбку из пруда.) По……..ишь    ­    …….ей  на……..ишь.   (Поспешишь – людей  насмешишь). 5. Поиски слов одной словообразовательной модели в  тексте. 26 Упражнения этого типа являются более сложными для выполнения,  так как опознание одноструктурных слов происходит на уровне текста, что осложняет работу учащихся, поскольку требует чтения и смысловой  обработки текста. Для подобного анализа можно предлагать детям такие,  например, тексты. Там котик усатый по садику бродит, А козлик рогатый за котиком ходит.       ……ик…,     ……ат ый Тема урока: Собираем родственников (2 класс) Как их зовут?  Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «корень слова» Цель. Задачи:  сформировать понятие «родственные слова», ввести понятие  «корень слова»;   провести осмысление этих понятий на основе разграничения  родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем  синонимов и слов с омонимичными корнями;   «открыть» способ действия по нахождению в слове корня;   учить находить в тексте «родственные слова» и выделять  «корень» в слове;  УУД:      Познавательные:, делать логические выводы;  Регулятивные: учить действовать по плану, находить и исправлять  ошибки, проверять и оценивать результат;  Коммуникативные: повышать культуру речи и грамотность,  расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку  зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде;  учить формулировать высказывание; Тип урока:  урок усвоения новых знаний.         Оборудование:   учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка",  2класс;   тетрадь­задачник №2 к учебнику;   мультимедийный проектор, экран; компьютер;   презентация.  Ход урока: 1.Организационный момент Психологическая установка на урок (чтение стихотворения учителем) Если хочешь много знать,  Надо потрудиться.   (Слайд№1) 27 А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это  солнышко. Удачи вам. 2.Актуализация знаний Какие знания открыли на прошлом уроке? ( размышляли о словах, их  значениях) 3.Сообщение темы и целей урока. Ситуация «Неожиданность»( Ой, что это? Кто подбросил нам эти книги?  Кто ­то творит сегодня чудеса... А для чего они? Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка. Для этого мы  отправимся в гости к Весёлому Грамотею. Больше всего он любит читать  книжки: не сказки, не приключения, не детективы, а … словари. За это его и  прозвали Грамотеем. (Слайд№4)   (Посмотреть слова в орфографическом словаре)  ­ Спишите, вставьте пропущенные буквы, обязательно смотрите в  орфографический словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. Проверка. (Читают слова, называя пропущенную букву). (Слайд№6). ­ Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, это слова –  предметы, которые отвечают на вопрос КТО?) Вывод: с заданием вы справились, и Веселый Грамотей разрешил открыть слово №2 (когда). А таких слов в пословице два, значит, открываем  и второе  слово. (Слайд№7). 4. Новый материал 1.Проблемная ситуация для изучения нового материала ­ У каждого человека есть родственники. Назовите своих родственников.  (Мама, папа, бабушка, дедушка и. т.д.) (Слайд№8). Правильно. А вот и  о некоторых словах говорят, что они родственные.  Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей) Какую учебную задачу поставим на уроке?( ответы) Что вы хотели бы узнать на нашем уроке согласно нашей темы? Родственные слова... это какие?  Как искать родственные слова? –  Что у них родственное? Попробуем вместе найти ответы на поставленные вами вопросы ­ Всё на свете из чего­нибудь состоит: облака – из множества водяных  капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из  слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из  «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».  ­ А может кто­нибудь из вас уже знает и скажет, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень) Какую учебную задачу поставим на уроке? Наблюдение над родственными словами, значением корня. 28 Много­много лет тому назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его  люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня,  и я разрастусь в большое красивое дерево». ­ Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти. Сначала один росток  пустило, потом второй, третий…. Много ростков появилось от этого слова.  Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло!  (Слайд ) ­ Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть  одна общая часть. И решили тогда они назвать общую часть этих слов корнем.  И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые,  родственные слова. ­ Прочитайте внимательно слова. Назовите общую часть, из которой  выросли все эти слова? (Ответы детей) ­Что же такое родственные слова?  ­ Ребята, наш друг Антон просит помощи. Он считает, что  слова «сахар»  и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит  они родственные. А как думаете вы? Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными  данными, с правилом. 5. Работа с учебником Откройте учебник на странице 7, упражнение 282. Прочитайте важные  сведения. Опрос.  ­ Какие слова называются родственные? (Родственные – это слова,  которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)  ­ Что есть у  родственных слов? (У родственных слов есть общая часть и  общее значение) (Слайд) ­ Так «сахар», «конфета», «компот» ­ родственные слова?  ­ Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя  только что полученные знания.  ­ Правильно, у них нет одинаковой (общей) части. ­ Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте  найдем им родственников. Сахар – сахарница, сахарный, засахарилось (варенье)  Варенье – варить, заварить, отварить  Компот – компотик. (Слайд ) ­ Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении  родственных слов и помочь Антону, давайте выработаем памятку. Как правильно узнать родственные слова. (Слайд) Проверь, есть ли в словах общая часть?  Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и  того же слова? 29 Вывод: справились с заданием и можете открыть слово №4 (страшно).  (Слайд ) Работа в парах.   (Задание №3.На партах лежат конверты под №1 А сейчас поиграем, игра называется «Третий лишний». Её подготовил  для вас Весёлый Грамотей.  Возьмите конверт, откройте его, прочитайте  слова, в каждой строчке зачеркните лишнее слово. Работаем вместе, дружно,  обсуждаем каждый вариант ответа. Желток, железо, жёлтый Носильщик, нос, носатый Часовщик, час, часть Печурка, печать, печка Циркуль, циркач, цирк (Слайд ) Проверка. Вывод: с заданием вы справились, и открываем слово №6 (знать). (Слайд) Физкультминутка. 1 часть. ( Физминутка подвижная «Зверобика»  2 часть. Зарядка для глаз. (Слайд) Самостоятельная работа  Задание №4 (закрепление признаков родственных слов) Упражнение 283, собери вместе семью родственных слов, найдите  чужака. Рыба, ловить, рыбачить, рыбка, окунь, рыбный (Слайд ) Как ты их узнал? (Все слова можно объяснить с помощью слова «рыба».  У всех слов есть общая часть РЫБ) ­ Может быть, кто­то запомнил, как называется общая часть слова?  (корень) ­ Откройте упражнение 284 и проверьте, правильно ли мы сказали.    (чтение правила) Опрос. Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть  родственных слов называется корнем)  Что хранит в себе корень? (Корень хранит в себе общее для всех  родственных слов значение)  Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)  Отметь корень в записанных тобой словах.  Вывод: вы успешно справились и с заданием №4, открываем слово №7.  (не хочется)  (Слайд ) Ребята, Антон тоже хочет научиться искать корень в словах?  Подскажите Антону как действовать? Правило: 30 Чтобы найти в слове корень, нужно: Подобрать … (родственные слова)  Выделить … (общую часть) (Слайд ) Задание №5. Упражнение 285. Задание.  1 вариант. Запиши слово «солонка» 2 вариант. Запиши слово «сахарница» Выбери для каждого слова родственные и допиши их. Проверка. 1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный 2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный Докажите правильность выбора.  (Слайд )  Вывод: вы успешно справились и с заданием №5, открываем слово №1.  (не хочется)  (Слайд) Задание № 6. Откройте конверт №2. В конверте текст. Прочитайте его,  найдите   родственные слова и подчеркните их. Родник родит реку. А река льется­течет через всю нашу матушку­землю,  через всю «Родник родит реку. А река льется­течет через всю нашу матушку­ землю, через всю родину, кормит народ родину, кормит народ»                           К. Паустовский                                         Чужак. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют.  Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке  наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на  одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.  Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака  приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак,  пригорюнился. Где ему родственников искать? Проверка. (Слайд) – Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель) – Почему гости не сразу приметили чужака? – Помогите найти чужаку своих родственников. Назовите слова, которые примут его в свою семью. (водить, заводить, приводить, сводить, водит) Вывод: вы успешно справились и с заданием №6, открываем слово №3.  (не хочется)  Пословица.  Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется. Объясните значение пословицы. 6. Итог урока Назовите тему урока.  Что нового узнали?  Являются ли родственными слова «гористая» и «горевать»? Почему?  31 Почему корень слова называют главной частью? (Слайд №24) Вы славно потрудились, спасибо за урок. Веселый Грамотей остался  очень доволен вашей работой и дарит вам подарки. 32 Диагностика сформированности основных умений и навыков  по теме «Состав слова.». Проверочная работа по теме «Состав слова» .  Цель:  проверить усвоение понятий: «корень», «приставка», «суффикс»,  «окончание», «основа», «сложные слова»;    умение различать родственные слова и синонимы;  проверить формирование навыков: подбор группы однокоренных  слов; установление морфемного состава слова; разграничение  самостоятельных морфем (приставок и суффиксов) и формально сходных  частей корня, умения  подбирать слова к определённой схеме. 1. Запиши слова. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.  Выдели общую часть родственных слов. Друг, подруга, другой, дружить. Горка, гора, горе, гористая. Смельчак, смелый, мелкий, осмелеть.. 2. Весёлый – радостный, дорога – подорожник,  враг – противник, слеза –  Запиши только пары однокоренных слов. слезать, слеза – слезинка, громкий – громадный,  громкий – громкость. К каждому слову напиши по 2­3 однокоренных слова. 3. Зелёный , … , …., ….. . Ночь, … , …., ….. . 4. тенистые, ветерок, школьная. Разбери слова по составу:  дождинка, зимушка, кленовый,   Выпиши слова, которые построены по схеме: 5.  корень+суффикс+окончание :  трубочка, глаза, зонтики, рыболов,  морская, тетрадь. Подбери и запиши ещё 2 слова с таким же составом. 33 Тест по теме «Состав слова». Отметь группы слов, которые можно назвать однокоренными. Больница, больной, болячка, большой. Сахар, сахарница, сахарный. Дорога, дорожный, придорожный, подорожник. Река, речь, речушка, речной. Веселье, весёлый, радость, веселиться. Подчеркни лишнее слово. Мышь, мышка, смышлёный, мышонок. Слеза, слезинка, слезать, слезится. Горный, пригорок, горевать, гористая. Подчеркни слова с суффиксом –ок­. молоко   2) дружок  3) бережок     4)  урок   5) петушок Подчеркни слова с суффиксом  ­ик­. зонтик   2) кустик     3) крик        4) лесник    5) пожарник Подчеркни слова с приставкой до­. долететь  2) домик  3) дописать    4) дочка   5) допрыгнуть Подчеркни сложные слова. волнорез    2) волновался    3) скороход      4) рыбный     1. 1) 2) 3) 4) 5) 2. 1) 2) 3) 3. 1) 4. 1) 5. 1) 6. 1) 5) рыболов    6) походный        7) доброжелательный 7.  корень + суффикс + окончание. 1) лисичка 8. Подчеркни  слова, которые построены по схеме: приставка +  книга   2) стульчик 3) зимний  4) загородный   5) глазищи  6)  Подчеркни слова, которые построены по схеме: корень + суффикс + окончание. 1)заморский    2) переход   3) подарок  4) посадка    5) вылет    6) осенний  9.   Продолжи ряд однокоренных слов. Свет_________________________________________________________ Холод_________________________________________________________ 10 Разбери слова по составу:Дорожка,    травинка,   липовый ,      настольный,  погрузка,   мостик,  снежная,      свечка,     старенькая,    подснежник. 34 1. Абрамов А.  2. Алексеева Д. 3. Андриянов С. 4. Богатенков В. 5. Васильев И. 6. Голодухина К. 7. Губин А. 8. Ермаков Е. 9. Жанбаев Д. 10.Жарова А. 11.Комарова ю. 12.Крайнова А. 13.Куделькина Д. 14.Курбатова А.. 15.Ольнев Д. 16.Полозов В. 17.Петров В.. 18.Самойлов А. 19.Скворцов А. 20.Санникова А. 21.Сулейманова А. 22.Стародубцева  23.Сафина Д. 24.Тимошенко Д. 25.Шакиров Р.. 26.Шишканова Л. 27.Ярова В. О. Результаты итогового  тестирования. в ош в в в ош в в в в в в ош в №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 в в в в в в в в в в ош в в в в в ош в в в в в в в в в в в ош в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в в ош ош в в в в в ош в ош в ош ош ош ош ош ош в в в в ош ош в ош ош в в ош в в в в в в в в в в в ош в в в ош ош в в ош ош ош в ош в в в в в в в ош в ош в в в в ош ош в в в в в в в в в в в ош ош в в в ош ош в в в в ош в в в в в в ош в в в в в в в ош в в в в в в в в в в в в в в в в в ош в в в ош в в ош в в в в в ош в в в ош в в в ош в ош ош в в в в в в в ош в в в в в в в в в в в в в в в в в в ош ош ош ош ош в в ош в в в ош в в в в в в в в в в в в в 35 Диагностика сформированности основных умений и навыков по теме «Состав  слова». 36 37 Заключение Усвоение темы «Состав слова» в начальных классах имеет  большое значение для дальнейшего изучения русского языка. В ходе  занятий по теме осуществляется серьёзная подготовка к последующему  изучению частей речи.  Изучение словообразования связано с усвоением орфографии, т.к. основным принципом русской орфографии является морфологический,   согласно которому значимые части слова пишутся всегда одинаково  независимо от того, как они произносятся.  Подобный подход к изучению темы «Состав слова.» позволяет  довести до сознания детей, что слово может быть разделено только на  значимые части («морфемы»), которые нельзя механически разделить на  более мелкие формальные части. Каждая выделенная часть в слове имеет  свое значение, а все выделенные части в целом соотносятся с общим  значением слова. При составлении рядов однокоренных слов учащиеся сравнивают  значение одного слова с другим, находят сходства и различия, приходят к  определённым выводам, доказывают, тем самым развивают своё мышление  и речь. Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и  словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие  русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать родной  язык 38 Список использованной литературы.  1. Львова С.И. Работа над составом слова на уроках русского языка  в начальной школе.­ М.: Валент, 1995. 2. Блохина Г.В., Степанова И.Д.  Изучение темы «Состав слова» в  начальной школе (учебно – методическое пособие).  ­  Псков, 2000. 3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и  педагогическая психология. – М., 2003. 4. Голубь В.Т.  Тематический контроль знаний учащихся. Русский  язык. 3 класс. – 2 изд., испр. – Воронеж, 2010. 5. Лободина Н.В.  Трениинговые карточки с упражнениями и  заданиями, контрольные тесты. 3­4 классы.  Волгоград, 2007. 6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с  учениками: методическое пособие для учителя. – М., 2006. 7. Методика преподавания русского языка в начальных классах/  М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. ­ 2 –е изд., испр. – М.:  Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с. 8. Начальная школа «Плюс до и после», №8,2008 9. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: методические  рекомендации к учебнику и тетрадям­задачникам по русскому языку для  2,3.4 классов четырёхлетней начальной школы: пособие для учителя. –  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. 10. Формирование лингвистических понятий младших  школьников. методическое пособие/ автор­составитель  Н.Ю.Яшина. –  Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2007.         39

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка» Состав слова ( морфемика ).

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку УМК «Гармония» курса «К тайнам нашего языка»  Состав слова ( морфемика ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018