Ю.П. Бондаренко, педагог-психолог
МБОУ Сургутского естественно-научного лицея
Методическая разработка родительского собрания (7 класс):
«Психология подростка.
Как уберечь подростка от опасности, которая рядом?»
План:
1. Вступительное слово.
2. Особенности подросткового возраста.
3. Интернет угрозы (онлайн-игры, кибербуллинг, группы «смерти»).
4. Рекомендации родителям.
Ход мероприятия
1 слайд. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я бы хотела с Вами поговорить о подростковом возрасте, о тех трудностях, которые могут возникнуть именно в этот возрастной период.
Как воспитывать ребенка - это личный выбор каждого родителя и здесь нет готовых решений, и не существует абсолютной нормы.Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
Главное осознавать, что для ребѐнка важны - поддержка родителей, пониманиеи конечно же контроль. Особенно остро ВАШИ дети нуждаются в этом сейчас. Т.к. находятся в сложном возрастном периоде - подростковом. Слайд2.
Дети в этот период быстро меняются. Эти изменениясвязаны в первую очередь с физиологией, происходит быстрый рост и половое созревание. Меняются и формируются интересы, предпочтения, вкусы. Они начинают задаваться вопросами: Кто я? В чем смысл жизни? Следовательно, учеба уходит на второй план. А главной становится сфера общения.
Возникает множество противоречий. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).Из за этого часто могут возникать конфликты как со взрослыми, так и внутриличностные. И хорошо, если дети могут заявить о своих проблемах и получить помощь в семье. А если нет? Они ищут общения в другом месте. В последнее время этим местом все чаще становится интернет. Очень много времени дети проводят в нем. Они там общаются, развлекаются, учатся (находят необходимую информацию).
Слайд 3. А знаете ли ВЫ, что ваши дети делают в интернете?
Помимо пользы, интернет несет в себе и угрозы, о которых вы возможно, ничего и не подозреваете:
1. Компьютерные игры - польза или вред? Слайд 4.
В виртуальной реальности подросток может убивать,оборотня, превращаться в вампира, супермена и т. д.
Для некоторых молодых людей наступает такой момент, когда они не могут отличить виртуальную реальность от реальной жизни.
И если у такого молодого человека окажется в руках оружие, последствия могут быть непредсказуемы.
Такие случаи освещают СМИ, о них всѐ чаще говорят в новостях: подростки, увлекающиеся компьютерными играми, начинают убивать в реальной жизни. Проверьте, какими играми увлекается ваш ребенок и сколько времени он на это тратит!?
2. Так же, дети много общаются в социальных сетях.
В последние годы наблюдается такое массовое явление, как буллинг, в данном случае кибербуллинг. Что это такое?
Слайд 5.Буллинг (кибербуллинг) – это дискриминация, психологический террор, запугивание, оскорбления, вымогательство. Это процесс намеренного, осознанного причинения давления на ребенка. Т.е это когда группа подростков выбирает себе жертву и начинают его «доставать», грубо говоря, психологически давить и издеваться, используя ненормативную лексику, различные картинки и фото.
Жертвой может стать любой ребенок!
Причины могут быть самые разные: физические недостатки, особенности внешности и поведения, плохие социальные навыки (часто это замкнутые и тревожные дети), и другие.
Часто дети (жертвы буллинга) умалчивают о том, что происходит. Поэтому наша задача, - взрослых увидеть это и остановить. Причем, вы должны осознавать, что ваш ребенок может быть не только жертвой, а сам принимать участие в буллинге (травле) других детей. Этим занимаются не только мальчики, но и девочки, причем активно!
Какие могут быть признаки того, что ваш ребенок подвержен буллингу?
Вот некоторые из них:
- боязнь дороги в школу, отказ ходить в школу
- имитация физических недомоганий
- признаки страха или тревоги
- бессонница или ночные кошмары
- нежелание говорить о том, что беспокоит
- ну и самое страшное, нанесение себе вреда или попытки самоубийства
3. Суицид и суицидальное поведение, это еще одна проблема, о которой не стоит умалчивать.
-В последнее время в нашем городе участились случаи суицидов среди детей и подростков (с ноября месяца 3 подростка покончили с собой). В каждом конкретном случае свои причины случившегося. Один из факторов риска суицидального поведения – это все те же социальные сети.
Слайд 6. Например, в социальной сети «Вконтакте» есть группы, которые связаны с темой смерти и суицида. Это такие группы, как «разбуди меня в 4.20, ня.пока, тихий.дом, рина, киты, море.китов и другие».
Подростков заманивают в эти группы различными способами, причем они сами не понимают, что попадают под влияние. Все начинается безобидно, с обычного знакомства. Ощущение тайны, что тебя понимают и ценят - это то, что привлекает подростков в данном общении.
Обезопасить вашего ребенка можете только вы, осуществляя контроль. Если вы не можете следить сами–лично за тем, что ваш ребенок делает в сети, есть специальные компьютерные программы родительского контроля. Слайд 7. Так же существуют специальные линии помощи в случаях интернет-угроз, единые по России, бесплатные и анонимные. И действуют телефоны доверия, как общероссийский, так и на территории нашего округа. Слайд 8-9.
!!! Следите за тем, что ваши дети делают в интернете, больше с ними беседуйте, контролируйте, общайтесь, ведь родители-это самые значимые и любимы люди для ребенка, несмотря на то, что в подростковом возрасте складывается ощущение, что они отдаляются от Вас.Слайд 10.
Если вы видите, что с вашим ребенком что-то не так, протяните ему руку помощи, поговорите с ним. Слайд 11.
Можно использовать такие фразы:
- Расскажи мне, что с тобой происходит?
- Что бы ни случилось, помни: я с тобой и готов помочь! И другие.
Слайд 12. Помните! Если подросток сталкивается с трудностями, без родительской поддержки часто опускает руки.
Важно: чтобы ваш ребенок знал:
- вы любите его таким, какой он есть
- вы всегда поможете ему решить любую проблему
- будьте достойным примером для своих детей, покажите, что в жизни существует масса интересных способов времяпрепровождения, помимо компьютера и телефона (Спорт, театр, кино, музыка, книги, различные увлечения и хобби).
Слайд 13.И закончить свое выступление я бы хотела словами одного немецкого писателя и поэта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому, Родители пример тому.
Пусть помнят, что с лихвой получат От них все то, чему их учат!
(Себастьян Брант)
Эти слова были сказаны, еще в 15 веке, но на мой взгляд, актуальны и сегодня!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.