Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
06.03.2018
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру ( учебно-методический комплект Гармония) "Жуки и бабочки" предназначена для обучающихся 1 класса. Тип урока - урок открытия нового знания. Цель урока: сформировать у обучающихся преставление о жуках и бабочках и их разнообразии в природе.
насекомые.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет окружающий мир
Класс 1
Тема урока Жуки и бабочки
Тип урока урок открытия нового знания
Цель урока:
сформировать представление о жуках и бабочках, их разнообразии.
Задачи урока:
1)обратить внимание на красоту редких видов жуков и бабочек, занесённых в Красную
книгу;
2)развивать творческие способности учащихся;
3)воспитывать бережное отношение к редким насекомым. Этап урока
I.
Организацио
нный
момент
II.
Актуализац
ия знаний.
н
и
м
,
я
м
е
р
В
Содержание учебного материала
Цель
этапа
Методы и
приёмы
работы
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
ФУУД
(формирование
универсальных
учебных
действий)
1
4
Психологический настрой на урок «Солнышко»
1) В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и
греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза,
представьте в своём сердце солнышко, которое несет
окружающим свое тепло и любовь. Поделись этим
солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло и
любовь всем, всем, всем (руки в стороны).
Пусть в течение всего урока солнце помогает вам!
1) Работа с карточками. Классификация групп
животных.
Я так спешила на урок и рассыпала карточки. На
карточках есть названия групп животных и их
признаки. Отберите, пожалуйста, для каждой группы
животных свои признаки.
(Животные; млекопитающие; птицы; насекомые; 2
ноги; 4 ноги; 6 ног; тело покрыто шерстью; тело
покрыто перьями; тело состоит из головы, груди,
брюшка; детей кормят молоком; имеют клюв,
хвост; имеют крылышки и чувствительные усики).
Психологиче
Создает
Повторяют за
Регулятивные
ский
настрой на
урок.
эмоциональны
й настрой на
урок
учителем.
:
волевая
саморегуляция
;
Проблемная
ситуация
Проверяет
готовность
обучающихся
к уроку.
Делят
карточки по
группам
1)Познавательн
ые УУД
(логические)
Создание
благоприя
тной
атмосфер
ы на
уроке
Установи
ть
правильно
сть,
полноту и
осознанно
сть
домашнег
о задания,
выявить и
устранить
в ходе 2)Чтение потешки о насекомых.
Напомните, пожалуйста, о какой группе животных
мы с вами говорили на последнем уроке окружающего
мира? (О группе насекомых)
Почему эта группа животных получила такое
название? (От слова «насечка», их тело разделено)
проверки
обнаруже
нные
проблемы
Вспомним потешку о насекомых (слайд 3)
Ла – ла ла, на цветке сидит….. (пчела)
Са – са – са, не дает нам спать …..( оса)
Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)
3) Игра «Угадай животное»
Узнайте животных по описанию.
Являются ли они насекомыми?
Почему?
Я не летаю, а тихонько жду муху в
свою красивую, лёгкую сеть. У меня
восемь ног.
Я рою узкие ходы в земле. После
Проверяет
готовность
обучающихся
к уроку.
Чтение хором
потешки о
животных
2)
Познавательны
е УУД
(логические)
Игра
Проверяет
готовность
обучающихся
к уроку.
3)Познавательн
ые УУД
(логические)
Отгадывают
животное и
доказывают,
является ли
оно
насекомым
1
III.
Постановка
учебной
задачи.
дождя я выбираюсь на поверхность
земли подышать.
О чем пойдет речь сегодня на уроке, вы скажете мне
сами, выполнив задание на карточках.
Угадайте насекомое по выделенным признакам, и
найди его на карточке.
Так, кто же догадался о чем или вернее, о ком
пойдет речь сегодня на уроке?
Правильно. Сегодня мы поговорим о таких
животных как жуки и бабочки (слайд 4)
У нас класс поделен на две группы. Одна группа
будет называться жуки, а другая
бабочки. (одеваются шапочки с картинками жуков и
бабочек)
Сообщение
темы и цели
(в виде
проблемного
задания).
Обеспечи
ть
мотиваци
ю,
актуализа
ция
субъектно
го опыта
Выдвигает
проблему.
Уточняет
понимание
учащимися
поставленных
целей урока.
Угадывают
животных по
выделенным
признакам и
высказывают
свои
предположени
я.
Логические:
анализ,
сравнение,
синтез.
Регулятивные
:
контроль и
оценка
прогнозирован
ия (при анализе
учебного
действия). Эвристическ
ая беседа
Подводит
обучающихся
к выводу о
том, что жуки
и бабочки
относятся к
группе
насекомых.
Отвечают на
Познавательн
вопросы
учителя
ые:
умение
осознанно и
произвольно
строить
речевые
высказывания.
Общеучебные:
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения задач.
Регулятивные
:
прогнозирован
ие.
2
IV. Решение
учебной
задачи.
Обеспечи
ть
восприят
ие,
осмыслен
ие
и
первичное
запомина
ние
изучаемог
о
материала
вредные
полезные или
1)
Наблюдали ли вы жуков?
Чем они примечательны?
Рассмотрите на фотографиях жуков (божья
коровка, колорадский жук).
(Слайд 5).
Докажите, что они относятся к группе насекомых
(Считают число ног, рассматривают части тела жуков).
Жуки относятся к жесткокрылым насекомым.
Как вы думаете,
изображённые жуки.
Почему рядом с жуками изображены тля и личинки
колорадского жука?
Расскажите о своих встречах с божьей коровкой и
колорадским жуком
(слайд 6).
Колорадский жук – пришелец из Колорадо (штат в
США). Питается он листьями картофеля и опустошает
целые поля. Жук очень плодовит. За свою жизнь самки
откладывают до 400–800 штук яиц. Осенью жуки
зарываются на глубину до 70 см и замирают до весны.
Божья коровка – (слайд 7)
Красный жучок –
Переползает
С сучка на сучок.
Не садовод,
Но о саде заботится:
Целыми днями
За тлями охотится.
(В. Мусатов)
Не все божьи коровки красные: бывают они жёлтые и
синие (слайд 8).
Точек тоже может быть разное количество: 2, 5, 7, 12,
14.
Чем питаются колорадский жук и божья коровка? 1
2) Физминутка.
Вспомним насекомое, которое прыгает, стрекочет,
зелёное, безобидное, незаметное, необщественное.
(Кузнечик).
А какую, физминутку мы разучили про кузнечика?
(Физминутка выполняется под песенку «В траве
сидел кузнечик») (слайд 10).
Смена
вида
деятельно
сти
учащихся
Танцевально
е
упражнение
Включает
слайд с
музыкальной
физминуткой
Повторяют
танцевальные
движения.
Коммуникати
вные:
планирование
учебного
сотрудничеств
а с учителем и
со
сверстниками. Работа с
текстом.
Беседа.
Контролирует
выполнение
работы.
Организует
беседу по
уточнению и
конкретизаци
и первичных
знаний;
Побуждает к
высказыванию
своего
мнения.
Читают текст
и
высказывают
свое мнение.
Познавательн
ые:
поиск и
выделение
необходимой
информации
смысловое
чтение
построение
логической
цепи
рассуждения
Обеспечи
ть
восприят
ие,
осмыслен
ие
и
первичное
запомина
ние
изучаемог
о
материала
4
3) Прочитайте текст, который у вас на листочках.
Много полезных жуков ты встретишь в лесу, в
поле, в саду. Красотел пахучий, например, спасает
лес от разных гусениц. Жук могильщик, скарабей,
жукнавозник – настоящие «санитары» природы.
Неопрятно было бы в природе без жуковуборщиков.
О каких жуках вы прочитали в тексте? (Слайд 1113)
Как называют таких жуков?
Как вы думаете, почему жукнавозник и жук
могильщик получили такие названия?
Могильщики – чёрные жуки с оранжевым узором на
тёмных надкрыльях. Из семейства жуковмогильщиков
у нас обитает более двух десятков видов. Самый
крупный из них – жук чёрный могильщик, его тело
длиной до 3 см.
Один из самых красивых и полезных жуков –
красотел пахучий. Надкрылья его яркозелёные с
красноватым оттенком (или с синеватым отливом) и с
золотистыми краями. Не зря жука называют
красотелом. Он живёт на деревьях, охотится за
вредными
гусеницами и пользуется уважением
лесоводов. Эти жуки, как правило, не летают, но
быстро и проворно бегают.
Наблюдали ли вы жуков, которых видите на
фотографиях? (Слайды 1419).
Сообщение о насекомых
. Вопросно
ответное
общение
Подводит
обучающихся
к выводу о
том, что
нельзя
обижать
насекомых.
Слушают
письмо и
отвечают на
вопросы
учителя.
Познавательн
ые:
умение
осознанно и
произвольно
строить
речевые
высказывания.
Содейств
овать
усвоению
способов,
средств,
которые
привели к
определён
ному
выбору
2
4) Письмо из города ЖурЖур
В городе ЖурЖур жилбыл Усатый Жук. По
утрам он поднимался и шёл к речке купать свои
усы. Однажды, пока Жук купал свои прекрасные усы
в речке, Муравьишка и его приятелимуравьи
принялись строить горку на пути Жука. Один
тащил травинку, другой – соринку, третий –
пушинку. Так муравьи построили свою горку, а жук
так и не смог вернуться домой.
Много лет прошло с тех пор. Никто не видел Жука в
нашем городе.
Может быть, вы, ребята, его встречали? Если
встретите, не обижайте его, не смейтесь над ним,
не закрывайте ему дорогу. Пускай он скорее
вернётся к нам в город ЖурЖур.
Не встречался вам, ребята, этот жук?
А если он вам встретится, будете обижать его или
дорогу закрывать?
А других насекомых будете обижать? (Слайд 21)
Молодцы. Содейств
овать
усвоению
способов,
средств,
которые
привели к
определён
ному
выбору
Эвристическ
ая беседа
Подводит
обучающихся
к выводу о
том, что
бабочки
относятся к
группе
насекомых.
Делают
вывод, что
бабочка
относится к
группе
насекомых
Познавательн
ые:
поиск и
выделение
необходимой
информации
построение
логической
цепи
рассуждения
2
(Дети рассматривают картинку с изображением
5) Весной солнышко начинает греть сильнее и от его
тепла начинает зеленеть травка, расцветают цветочки
и просыпаются все букашки. Посмотрите,на
следующую картинку! (Слайд 22)
бабочки)
Природа – неисчерпаемый источник красоты.
Прекрасны цветы и деревья, красивы оперения птиц.
Но особое удовольствие доставляет вид бабочек, узор
которых затейлив и красочен. Бабочка позволяет
понаблюдать за ней довольно долго, особенно если
пришелся по вкусу ей нектар цветка. Многие поэты
воспевали красоту и лёгкость полета бабочки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Ребята, что вы можете сказать о бабочке?
( Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому,
что у бабочки есть крылья, усики, глазки, лапки и т.д.)
Относится ли бабочка к группе насекомых ( да. У нее
6 ног; есть голова, грудь, брюшко; есть крылья и
чувствительные усики)?
У бабочки на крыльях есть красивая, нежная
пыльца. Если взять бабочку руками, пыльца сотрётся и
бабочка не полетит.
Бабочкакрасавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела. 2 Физминутка «Дети по лесу гуляли» (Слайд 23)
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
Смена
вида
деятельно
сти
учащихся
Танцевально
е
упражнение
Включает
слайд с
музыкальной
физминуткой
Повторяют
танцевальные
движения.
Коммуникати
вные:
планирование
учебного
сотрудничеств
а с учителем и
со
сверстниками. Познаком
Эвристическ
Рассказывает
Рассматриваю
ить с
разнообра
зием
бабочек
И их
ролью в
природе
ая беседа
о
многообразии
бабочек и
подводит к
выводу о том ,
что бабочки
полезны
т
фотографии,
знакомятся с
текстом и
делают вывод.
Познавательн
ые:
смысловое
чтение
поиск и
выделение
необходимой
информации
построение
логической
цепи
рассуждения
3
Рассмотрите бабочек на фотографиях. (Слайды 2428)
5) Адмирал – одна из красивейших бабочек. У неё
бархатночёрные передние крылья с полоской
красного цвета и белыми пятнами на вершине. Задние
крылья с красной, чёрноточечной каймой. Нижняя
поверхность коричневомраморная. Бабочка адмирал,
как и птицы, осенью летит с севера на юг к теплу и
солнцу, а весной –с юга на север. Путешествуют и
другие бабочки.
Дневной павлиний глаз – эта бабочка легко
узнаваема по четырём глазкам на крыльях, цвет
которых голубоватосиреневый. Сама бабочка бывает
коричневатосиреневой расцветки.
Махаон – это одна из крупных бабочек. Её легко
узнать по жёлточёрным крыльям. Задние крылья
махаона с синими полосками, с красным пятном на
каждом и с чёрными «хвостиками».
Лимонница . Эту бабочку легко отличить по ее
крыльям, крылья как будто бы обрезаны чемто
острым. Лимонница вылетает при первых весенних
лучах, за что их приписывают к первым бабочкам
весны. Во второй раз этот вид появляется в июле и
летает до осени, а может даже и позднее, все зависит
от погоды, прячется в наиболее защищенных и теплых
местах для зимовки.
Аполлон. Крылья белого цвета, иногда кремового, у
вершины прозрачные. По внешнему краю крыльев
проходит серая широкая полоса с белыми пятнами,
сливающимися в узкую полосу. На верхних крыльях —
5 чёрных пятен, а на нижних — 5 красных с чёрным
контуром. Характерное расположение чёрных и
красных пятен очень сильно варьирует. Нижние
крылья закруглены. У бабочек, только что вышедших
из куколки, крылья сначала желтоватые. Тело
значительно опушено. Усики с чёрной булавой. Глаза
гладкие, крупные, снабженные маленькими бугорками, 2 И прочитайте текст на карточке.
Крылья бабочек покрыты разноцветными
чешуйками, которые образуют удивительные
узоры.
Питаются бабочки нектаром
цветков, добывая его своим длинным
хоботком. Эти насекомые играют большую
роль в природе. Они опыляют цветки
растений.
Большие красивые бабочки аполлон и
махаон стали редкими. Их надо знать и
оберегать.
Какую роль играют бабочки в природе? Игра.
Групповая
работа.
Знакомит с
правилами
игры и
контролирует
ее ход .
Выполняют
задания в
группе.
Коммуникати
вные:
Планирование
учебного
сотрудничеств
а)
Познавательн
ые:
поиск и
выделение
необходимой
информации
Самостоятел
ьная работа
Знакомит с
заданием.
Выполняют
задание
индивидуальн
о, дают совет
ребятам.
V.
Закрепление
учебного
материала
5 Игра «Угадай насекомое».
Одна группа загадывает насекомое, другая группа
вместе со мной отгадывают. А для экономии времени
задавать вопросы буду я. Вы отвечаете на каждый
вопрос «да» или «нет».
Сколько ножек?
Сколько частей тела?
Как же оно двигается: летает? бегает? прыгает?
плавает?
Какие издаёт звуки: жужжит? стрекочет? пищит?
может быть, все время молчит?
Какова окраска?
Чем покрыто тело?
Каково оно на ощупь? А если его обидеть, оно
кусается?
Индивидуальная работа по карточкам.
Укажи цифрами порядок событий.
Что бы ты посоветовал ребятам?
Обеспечи
ть
восприят
ие,
осмыслен
ие
и
первичное
запомина
ние
изучаемог
о
материала
.
Установи
ть
правильно
сть и
осознанно
сть
изученног
о
материала
, выявить
пробелы,
провести
коррекци
ю
пробелов
в
осмыслен
ии
материала 5 Выполнение проектных работ.
Одна группа выполняет аппликацию из заготовок
«Божья коровка», а другая – аппликацию «Бабочка».
Создание
Проектов.
Частичный
метод
проектов,
работа в
группе
Знакомит с
проектами,
контролирует
ход
выполнения
проектов.
Работают в
группе,
распределяя
обязанности.
В игре
оценивают
качества
своей и общей
учебной
деятельности
VI. Оценка
(рефлексия)
.
2 Игра «Жуки и бабочки».
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется
«Жуки и бабочки».
Как только я скажу: «Жуки прилетели» ко мне на
полянку летят жуки и жужжат. А когда скажу:
«Бабочки прилетели» ко мне на полянку летят
бабочки.
А сейчас все жуки и бабочки замерли и меня
послушали. У нас такая прекрасная полянка с
цветами, вот только бабочек на ней не хватает. И так,
кому понравился урок возьмет красную бабочку и
прикрепит ее на цветочек, кому не очень понравился
возьмет желтую, а кому не понравился возьмет
зеленую бабочку.
Игра.
Организовыва
ет оценивание
качества
своей и общей
учебной
деятельности
Организо
вать
рефлекси
ю учся
по поводу
своего
психоэмо
ционально
го
состояния
,
Мотиваци
и, своей
деятельно
сти,
взаимодей
ствия с
учителем
и
однокласс
никами.
Регулятивные
:
целеполагание
как постановка
учебной
задачи,
планирование,
Коммуникати
вные:
Планирование
учебного
сотрудничеств
а
Коммуникати
вные:
оценивание
качества своей
и общей
учебной
деятельности Итог
1
VII.
урока.
А мне очень понравилось сегодня на уроке, поэтому
я тоже возьму красную бабочку и прикреплю на нашей
полянке.
Стихотворение «Спасибо за старание…»
Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда!
Дать
качествен
ную
оценку
работы
класса и
отдельны
х
учащихся
Сообщение
учителя
Прикрепляет
Слушают
красную
бабочку и
читает
стихотворени
е.
Регулятивные
:
волевая
саморегуляция
Коммуникати
вные:
оценивание
качества своей
и общей
учебной
деятельности
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру 1 класс (УМК Гармония) "Жуки и бабочки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.