Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
28.04.2017
Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"
Семейство Паслёновые.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхне­Устькулойская основная школа № 24» Кейс­технология на уроках биологии как средство развития познавательных интересов обучающихся Конспект урока по предмету «Биология» «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые» Введение I. В   последние   годы   человечество   переживает   информационный   бум, связанные с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой   информации   необходимо   разбираться,   или,   хотя   бы   иметь   навык   её критического   анализа   и   приемов   использования   разнообразных,   подчас противоречащих друг другу сведений, для решения ставящихся жизнью задач. Очевидно,   что   обучающиеся   имеют   разные   способности   к   усвоению предмета. Психолого­педагогическое изучение данного вопроса показало, что высокий   уровень   усвоения   имеет   до   5%   обучающихся.   Соответственно мотивация   к   изучению   приблизительно   такая   же.   Поэтому   возник   вопрос   о повышении этих показателей. Цель работы  ­ активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики   хотели   и   умели   получать   знания,   могли   их   применять   в  жизненных ситуациях.  Задачи: формирование и развитие устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе   обучения;   развитие   творческих   способностей   и   познавательной самостоятельности; развитие интереса к предмету. В поиске возможностей развития познавательных интересов и мотивации необходимо обратиться к инновационным технологиям. Одной из них является кейс­технология или кейс­метод, который позволяет развивать познавательные интересы обучающихся посредством их включения в активный сбор, обработку и анализ информации, характеризующей различные ситуации [2] Основная часть Сущность кейс­технологии II. 1. «Родиной»   кейс­метода   считают   Школу   бизнеса   Гарвардского университета   (США).   Впервые   кейс­метод   был   использован   в   1924   году. Достоинства   кейса   как   особой   учебной   технологии   были   хорошо   известны преподавателям экономических дисциплин ещё в СССР. Однако применять его в   качестве   полноценной   альтернативы   традиционной   организации   обучения   в нашей стране стали только в 1980­е гг [1] 2. Методы кейс­технологии и типы кейсов К кейс­технологиям, активизирующим учебный процесс относятся  метод инцидента;   метод   разбора   деловой   корреспонденции;   метод   ситуационного анализа. 2.1. Метод инцидента. 2 Особенность   этого   метода   в   том,   что   обучающийся   сам   находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае,   ситуации   в   стране,   организации.   Для   принятия   решения   имеющейся информации   явно   недостаточно,   поэтому   учащийся   должен   собрать   и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для   этого   требуется   время,   возможна   самостоятельная   домашняя   работа учащихся.   На   первом   этапе   ребята   получают   сообщение   и   вопросы   к   нему (Приложение 1). 2.2. Метод разбора деловой корреспонденции Ученики   получают   от   учителя   папки   с   описанием   ситуации;   пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы,   не   относящиеся   к   данной   проблеме,   чтобы   участники   могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение (Приложение 2). 2.3.  Метод ситуационного анализа Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать   сложную   ситуацию.   Ученику   предлагается   текст   с   подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже   осуществленные   действия,   принятые   решения,   для   анализа   их целесообразности (Приложение 3). 3. Этапы реализации кейс­технологии В   методической   литературе   выделяется   несколько   этапов   реализации данной технологии. ­  Подготовительный этап.  Подготовка   ситуации,   дополнительных   информационных   материалов, определение места урока в системе предмета, задачи урока  ­ Ознакомительный этап.  3 На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.  ­ Итоговый этап.  •  Заключительная   презентация   результатов   аналитической   работы (учащиеся   могут   узнать   и   сравнить   несколько   вариантов   решений   одной проблемы);  Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации;  Оценивание учителем   учащихся   по   следующим   критериям:   практическое     обоснование, самостоятельность решения, грамотный язык, предложение нетрадиционного и перспективного решения проблем. Разбирая кейс, учащиеся  фактически получают на руки готовое решение, которое   можно   применить   в   аналогичных   обстоятельствах.   Увеличение   в «багаже»   учащихся     проанализированных   кейсов,   увеличивает   вероятность использования   готовой   схемы   решений   к   сложившейся   ситуации,   формирует навыки решения более серьезных проблем. 4. Конспект урока с применением кейс­технологии Тема: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые» Тип урока: формирование новых знаний. Форма урока: Урок­исследование Методы: репродуктивный, частично­поисковый  Оборудование: таблица «Паслен черный», гербарии растений семейства Пасленовые,   рисунки   растений   семейства   паслёновых,   раздаточный   материал (Приложение № 4), магнитная доска, магниты, скотч, ножницы, саквояж. Цель урока:  Создать   условия   для   формирования   знаний   о   семействах класса двудольные Планируемые образовательные результаты Предметные:  Учащиеся   должны   уметь   характеризовать   и   сравнивать признаки растений семейств класса двудольные. Уметь распознавать цветковые растения   семейства.   Называть   примеры   растений   различных   семейств   по рисункам учебника. 4 Метапредметные:  коммуникативные   УУД   ­   работать   в   группе, выполнять   различные   роли   в   группе,   умение   договариваться,   действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения; регулятивные УУД ­ развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;     познавательные   УУД   ­   многообразие растений, относящихся к семейству Пасленовые.   заполнять   таблицу,   изучать Личностные:  Проявлять   интерес   к   изучению   темы.   Позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Ход урока.            1.   Побудительная   мотивация:        Эпиграфом   нашего   сегодняшнего урока послужат следующие слова:   В дорогу мы возьмём багаж: Учебник, ручку, карандаш, И знаний – целый саквояж 2. Актуализация:       Давайте заглянем в наш саквояж и посмотрим, какие знания там хранятся. 1. Что изучает наука систематика? Систематика – отрасль биологии, занимающаяся   распределением   живых   организмов   по   группам   на   основе сходства и родства, т.е. классификацией.                             2. Что   такое   вид?  Вид   –   группа   особей,   имеющих   сходное происхождение, строение и жизнедеятельность Каковы признаки классов однодольных и двудольных растений? По каким признакам объединяются растения в роды?   По каким признакам объединяются растения в семейства?   Какими семействами растений вы знакомы?   3. 4. 5. 6. Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить   новую   тему.   Тема   нашего   урока:  Класс   Двудольные.   Семейство Пасленовые. Записывают дату и тему. 4. Изучение новой темы.     Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? 5 (изучить   признаки   растений   семейства   пасленовых;   показать   значения растений этого семейства для человека) Ребята! Перед вами различные растения. Они очень разные знакомые и незнакомые: картофель, томат, дурман, белена, паслен черный, паслен сладко­ горький, белладонна, баклажаны, перец, табак, петуния и др.   Почему   столь   разные   растения   объединены   в   одну   группу?   (они родственны) В чем заключается их родство? (предположения: возможно у них…). Записать   на   доске   проблему   и   гипотезы.   Гипотезы   выдвигаются   самими учащимися Мы выдвинули ряд предположений, это – гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? Нужно провести исследование. Сегодня у нас урок­исследование. Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое. Мы должны решить проблему: Почему столь разные растения объединены в одну группу?  В чем заключается их родство? Если проблема ясна, подхватываем ваш багаж знаний и в путь! Сегодня мы работаем в группах. Цель нашей работы: выяснить общие признаки растений, по которым их отнесли в одно семейство. У нас 4 группы, у каждой группы свое задание. Все члены группы должны принимать участие при выполнении задания. Для этого у каждого члена группы будет своя роль. Но не забудьте, что должны быть предусмотрены такие роли, как   лидер, секретарь, организатор и наблюдатель. Роли распределяет лидер группы. Лидера назначаю я.  Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе У   нас   на   уроке   кроме   дидактических   задач   будет   решаться   ещё   одна задача – социальная. Что это значит?     6 Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга, помогаете друг другу, вместе решаете возникшую проблему, добиваетесь согласия при решении спорных вопросов. И вы все сегодня получите по 2 оценки: первая оценка – за биологические знания, а вторая – за социальные умения – как вы, не нарушая дисциплину,   будете   работать   в   группах,   помогать   друг   другу,   будете внимательно слушать друг друга и работать совместно. Итак, у вас на партах лежат пакеты с заданиями (Приложение № 5) У каждой группы по 3 задания.   (В   первом  задании  1ая, 2ая   и 3ья группы описывают предложенные растения по плану, а 4 группа  – по первому и второму   заданию   готовит   3   коротких   сообщения   о   белладонне,   белене   и картофеле и придумывает по 1 вопросу (по своему тексту) для остальных групп. Во втором задании 1 группа  определяет систематическое положение Паслена черного  по инструкции и передает свою работу на проверку 4ой группе. А 4 группа – дает рецензию и оценивает работу группы. 2 и 3 группа – по второму вопросу   доказывают,  почему   Паслен   черный,  Паслен   сладко­горький,  Паслен клубненосный   (картофель)   относятся  к   одному   роду   Паслен  и   почему   их отнесли к одному семейству Пасленовые. Во время отчета четвертой группы все остальные   группы   слушают   внимательно   и   отвечают   на   их   вопрос,   могут дополнить выступление товарищей, коротко рассказав  о других представителях данного семейства. Это будет 3 задание для всех.   Кроме того, у вас   в пакетах лежат карточки   оценок и взаимооценок (Приложение   5).   Эта   карточка   заполняется   вами,   теоретические   знания оцениваются   лидером   группы,   а   социальные   умения   –   организатором     и наблюдателем. В конце урока вы сдадите карточку мне. На   выполнение   задания   отводится       20       минут.       После   выполнения задания 1, 2 и 3группы оформляют отчет в виде таблицы на листе бумаги, а 4 группа отчитывается устно. Все группы отчитываются сразу по всем вопросам. Сначала отчитывается 4ая группа, затем – 1, 2 и 3 группы.   Итак, засекаю время.  7 Итак,   вернемся   к   нашей   проблеме:   Почему   столь   разные   растения объединены в одну группу?   В чем заключается их родство? (все растения имеют одинаковое строение цветка: одинаковую формулу цветка – *Ч (5) Л (5)  Т5 П 1 и плод у них ягода или коробочка) Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза?  После отчета:  Пополняем   наш   багаж   новыми   знаниями   о   растениях   класса Двудольных.  1. Что мы узнали? Какие семейства входят в данный класс? (семейство Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые) 2.   Какие   у   них   общие   признаки   как   класса?   (у   молодых   растений, выращенных   из   семян   корневая   система   стержневая,   жилкование   сетчатое, околоцветник двойной, в зародыше семени 2 семядоли и т.д.) Теперь проводим анализ работы групп. (Дается 5 минут на обсуждение) ­ Что удалось сделать наиболее успешно в работе с заданиями? Почему? ­ Что не удалось? Почему? ­ Кто хорошо справился? ­ Отметьте роль каждого при работе в группе ­ Мешал или способствовал характер общения (работа в группах) вам при работе?    У   нас   была   поставлена   ещё   одна   задача,  социальная.   Давайте проанализируем её выполнение.  Предоставляется слово организаторам и наблюдателям групп. Пусть они проведут анализ работы своих групп и скажут, кто как работал. Итог подводит учитель. Домашнее   задание   ­  написать   сказку   ­   сочинение   о   полюбившихся растениях из семейства Пасленовых. III. Заключение   «Включение» участников работы с кейсом в реальные жизненные ситуации обеспечивает связь обучения с жизнью и трудом, показывая важность изучаемого   материала.   Активная   работа   обучающихся   с   кейсом   на   всех технологических   этапах,   предполагающих   разный   характер   деятельности, 8 способствует   развитию   их   кругозора,   формированию   предметных   и   Высокая   доля   самостоятельной   работы общеучебных   компетенций. обучающихся   в   этой   технологии   позволяет   успешно   формировать   их познавательную   самостоятельность,   что   является   важным   условием   развития интереса   в   учебной   деятельности.   Дискуссионный   характер   кейс­задания   и обсуждение   кейса   включает   в   учебный   процесс   элемент   соревнования   и определяет личную заинтересованность обучающегося, формирует такие важные для реализации личных интересов умения, как работать в команде, находить общее в разных взглядах на проблему, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. «Свободный» характер педагогического взаимодействия (по сравнению с традиционным   обучением)   является   гораздо   более   привлекательным   для обучающихся подросткового возраста – именно в тот период, когда психологи отмечают резкое снижение интереса к учёбе. При наличии хорошей базы кейсов данную   технологию   можно   использовать   на   различных   этапах   обучения, поддерживая и развивая познавательные интересы обучающихся [3]. Список литературы 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пос. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 2. Сидоров С.В., Басаргина О.О. «Кейс­технологии как средство развития познавательных   интересов   обучающихся»:   статья,   Шадринский государственный   педагогический  институт, г. Шадринск,  Курганская область, Россия. 3. Устинова   Т.Б. самостоятельной   работы//   Фестиваль   педагогических   идей.   Кейс­технологии   как   условие   активизации  URL: http://festival.1september.ru/articles/512028/ 9 Приложение 1 Метод инцидента Для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить обучающимся следующую ситуацию: «Алевтина Григорьевна всегда отличалась   аккуратностью,   благодаря   чему   она   заслужила   титул   самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.  ­ Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетки.  Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».  Вопросы к тексту: Могут ли это быть грибы? А другие организмы (например, растения)? Приложение 2. Метод разбора деловой корреспонденции Урок по теме «Витамины»  8 класс. Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы   участники   могли   выбирать   нужную   информацию)   и   вопросы,   которые позволяют найти решение. 10 «Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери­бери,   которая   была   широко   распространена   в   этом   регионе.   В   чем загадка?» Вопросы: ­ Какую зависимость проследил Н.И. Лунин? ­ Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява? ­ Какие документы могут в этом помочь? ­ Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов. Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих (материалы учебника). 11 Приложение 3. Метод ситуационного анализа Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать   сложную   ситуацию.   Ученику   предлагается   текст   с   подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже   осуществленные   действия,   принятые   решения,   для   анализа   их целесообразности. Например,   при   изучении   темы   «Как   выясняют   причины   экологической катастрофы» ученики анализируют отрывок из книги Наумова А.Д. «В   мае   1990   г.   средства   массовой   информации   оповестили   об экологической   катастрофе,   разразившейся   на   Белом   море:   на   побережье Летнего берега Двинского залива (примерно в 60 км от устья Северной Двины, выше по течению которой располагается Архангельск) в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для беломорского побережья. Гибель морских звезд могла   быть   вызвана   причинами   как   естественного,   так   и   антропогенного характера». (Наумов А.Д. Вечно живое Белое море/А.Д. Наумов, В.В. Федяков. –   СПб.:   Изд­во   Санкт­Петербургского   городского   Дворца   творчества   юных, 1993) Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему: В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшую ситуацию? Перечислите   возможные   способы   решения   проблемы   и   выберите наилучшие. 12 Раздаточный материал для работы в группах. Приложение 4. Паслен  черный Паслен  черный относят к роду паслен. На  огородах,  пустырях,  садах,  около   жилья  и  на  сорных  местах  часто встречается паслен черный (S. nigrum). Это однолетнее сорное растение высотой до 50 см. Стебель прямостоячий, ветвистый, листья простые очередные. Цветет паслен черный с июня до поздней осени. Немногочисленные цветки собраны в соцветие завиток Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка   сростнолистная   из   5   чашелистиков,   венчик   сростнолепестный   из   5 белых лепестков. Тычинок в цветке 5, пыльники их смыкаются друг с другом, образуя   трубочку.   Через   эту   трубочку   проходит   столбик   единственного пестика.   После опыления и оплодотворения образуется плод: зеленая шаровидная ягода, которая при созревании становится черной. Паслен   черный,   как   и   большинство   растений   семейства,   содержит алкалоид   соланин   и   поэтому   ядовит   и   вызывает   отравление   у   человека   и домашних животных.  Но спелые плоды могут быть использованы в пищу. Паслен сладко­горький К   роду   паслен   относят   и   паслен   сладко­горький  (S.  dulcamara).   Это лазящий полукустарник большей частью с лиловыми (фиолетовыми) цветками и ярко­красными ягодами, с толстым корневищем и простыми листьями.  Немногочисленные   цветки   собраны   в   соцветие   завиток.     Цветок правильный,   с   двойным   околоцветником,   чашечка   сростнолистная   из   5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 лепестков. Тычинок в цветке 5, пестик один.     Плод – ягода яйцевидной формы и ярко­красного цвета. Ягоды паслена сладко­горького,  как   и  большинство   растений   семейства,  содержит  алкалоид соланин и поэтому ядовиты. 13 Паслен  сладко­горький растет в сырых оврагах, в зарослях кустарников, по берегам водоемов. Паслен сладко­горький встречается почти по всей европейской части и на юге Западной Сибири.  Паслен клубненосный. Картофель. К роду паслен относится и всем известное растение картофель. Картофель травянистое   растение   с   рассеченными   листьями.   Подземные   побеги­столоны образуют утолщения – клубни с глазками. Цветок картофеля имеет такое же строение, как и цветок паслена черного. Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 белых или фиолетовых лепестков. Тычинок в цветке 5, пестик один. Цветки обычно самоопыляющиеся. Цветки собраны в соцветия завиток. К осени образуются плоды — зеленые ягоды, которые содержат алкалоиды. Картофель   —   пищевая,   техническая   и   кормовая   культура.   В   клубнях содержится много крахмала, белка и витаминов. Конечно, наибольшее значение имеет картофель как пищевой продукт. Однако из клубней получают спирт и крахмал для нужд промышленности. Мелкие клубни идут на корм скоту. Белладонна обыкновенная  Белладонна обыкновенная (красавка белладонна, сонная одурь, бешеная, или волчья, ягода, черешня сумасшедших, пёсьи вишни) В переводе с итальянского языка  bella  donna  (белла­донна) ­ прекрасная женщина. Женщины Древнего Рима, а позднее в Италии и Испании использовали сок белладонны для закапывания в глаза, при этом сильно  расширялся   зрачок и   глаза   приобретали   таинственный   блеск. Красавка обыкновенная, или белладонна — крупное многолетнее растение с   высоким   стеблем   и   мощными   корнями.     Листья   яйцевидные,   с   сетчатым жилкованием самые крупные у основания стебля достигают 20 см. 14 Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 лепестков. Тычинок в цветке 5, пестик один. Одиночные   цветки   большей   частью   с   буро­фиолетовыми   или   грязно­ пурпуровыми   (иногда   желтыми)   лепестками.   Плоды   многосемянные   черные (иногда желтые) блестящие ягоды. Белладонна — ценное лекарственное растение, введённое в культуру. Все части  растения  содержат  алкалоиды  (атропин,  гиосциамин  и  др.)  и  ядовиты. Привлекательные на вид ягоды красавки иногда являются причиной отравления детей.   Плоды   находятся   в   зеленой   разросшейся   чашечке,   крупные   черно­ фиолетовые   ягоды,   напоминающие   вишню   или   черешню,   слегка   сплюснуты, содержат красно­фиолетовый сок и многочисленные мелкие семена. Ядовито все   растение   —   от   корней   до   ягод.   Ягоды   особенно   опасны   из­за привлекательного внешнего вида. А если соком ягод натирали щеки, то на них появлялся румянец. Отсюда слава   растения,   придающего   красоту   женщине,   а   также   русское   название «красавка». Во   все   времена   белладонна   пользовалась   известностью   как   одно   из наиболее ядовитых растений. У человека, проглотившего по неосторожности ее   склонность   к плоды,   появлялось   неудержимое   желание   двигаться, беспричинному смеху. Могли возникнуть зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации, а также ощущение полета, головокружительного перемещения в пространстве. Из­за этого в средние века белладонна наряду с беленой считалась волшебной травой и входила в состав колдовских мазей и напитков. Женщины, воображавшие   себя   ведьмами,  выпивали   напиток   или  натирались   колдовской мазью, чем одурманивали себя, испытывая необычные ощущения, и пребывали в полной уверенности, что все необычное происходит с ними наяву. Замечательна 15 в этом отношении сцена превращения Маргариты в ведьму в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».  «Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собою, Маргарита открыла ее и увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной.   Кончиком   пальца   Маргарита   выложила   небольшой   мазочек   крема   на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. Крем легко мазался и, как показалось Мар­ гарите,  тут   же  испарялся.  Сделав   несколько   втираний,  Маргарита   глянула   в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами.   Маргарита   закрыла   глаза,   потом   глянула   еще   раз   и   буйно расхохоталась… Она  подпрыгнула  и повисла   в  воздухе  невысоко  над  ковром, потом  ее медленно   потянуло   вниз,   и   она   опустилась...   Маргарита   ощутила   себя свободной, свободной от всего». Сейчас   значение   препаратов   белладонны   для   лечения   самых   разных заболеваний   трудно   переоценить.   Всего   насчитывают   около   двух   десятков препаратов на основе алкалоидов красавки, которые оказывают многостороннее воздействие на организм. Препараты с атропином обладают главным образом спазмолитическим   действием   и   поэтому   действуют   как   болеутоляющие средства. Препараты красавки входят в состав отхаркивающих, успокоительных и желудочных средств. Белена черная (блекота, куриная слепота).  Белена черная — двулетник. На первом году образует розетку крупных удлиненных   перистолопастных   листьев.   Стебли   и   листья   покрыты   липкими железистыми   волосками.   Цветки   действительно   узорные   —   грязно­желтые   с темно­фиолетовыми   жилками   и   фиолетовым   пятном   у   основания.   Цветки правильные, немногочисленные, они собраны в соцветие завиток. Чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, тычинок 5, пестик 16 1. Плод — интересной формы коробочка, напоминающая кузовок, закрывается крышечкой. Внутри множество (до нескольких сотен тысяч) мелких семян. При созревании   крышечка   открывается   и   семена   высыпаются.   Распространена повсеместно   как   сорное   растение.   Растет   на   пустырях,   заброшенных   полях, среди развалин. Растение имеет специфический запах, отпугивающий животных. Содержит   те   же   алкалоиды,   что   и   белладонна,   но   в   значительно   меньших количествах. Все виды работ с беленой необходимо проводить с осторожностью. Культивируется в специализированных совхозах.   С   глубокой   древности   белена   —   одно   из   самых   ядовитых   растений. Авиценна   более   1000   лет   назад   писал:   «Белена   —   яд,   который   причиняет умопомешательство,   лишает   памяти   и   вызывает   удушье   и   бесноватость». Свойство   белены   вызывать   галлюцинации   использовалось   в   средние   века   в составе «мази ведьм», куда она входила вместе с экстрактом плодов красавки. Эта   мазь,   нанесенная   на   кожу,   вызывала   яркие   галлюцинации.   Женщинам казалось, что они летают по воздуху, танцуют. Все   части   белены   ядовиты,   причем   свойства   эти   сохраняются   при высушивании,   а   также   в   вареном   и   печеном   виде.   Особенно   опасны   мелкие семена, которые по внешнему виду практически не отличаются от семян мака и поэтому часто соблазняют детей.  О   медицинском   применении   белены   было   известно   в   Древнем   Египте, Греции и Риме.  Из ее листьев  делали компрессы, которые устраняли боль. В настоящее время применение в медицине этого растения ограничено. Наружно   в   качестве   болеутоляющего   средства   применяют   беленное   масло. Листья белены входят в состав противоастматических сборов.       Все   органы   белены   сильно   ядовиты!  Именно   настой   белены   вложил Шекспир   в   руку   убийцы   короля   в   трагедии   «Гамлет».   Причины   широкого распространения белены ­ громадное количество семян: одно растение образует 10000­900000   семян.   Семена   сохраняют   всхожесть   даже   в   неблагоприятных условиях. 17 Какой   самый   популярный  гарнир   к   любому   блюду?  Из   какого  овоща ТРУДНЫЙ ПУТЬ КАРТОШКИ можно приготовить более 1000 разных кушаний? Без чего немыслим наш стол? Конечно же без картофеля! Картофель  —  второй  хлеб, и, кажется,  он всегда был на столе русского человека. А между тем это совсем не так! Вы удивитесь, узнав, что в России картофель появился всего­навсего 300 лет назад, благодаря Петру I. Началась история появления картофеля в России так. Пётр I. путешествуя по   Голландии,   отведал   там   картофельные   блюда   и   решил   отослать   партию картофеля в Петербург одному из своих приближённых, графу Шереметьеву. Тронутый   вниманием   царя,   граф   в   присутствии   слуг   и   домочадцев   открыл мешок и... был несколько разочарован. Брезгливо, двумя пальцами, он вынул из мешка  серый  неказистый  «плод» и.  преодолев  отвращение  (всё­таки  царский подарок), откусил кусочек, но тут же выплюнул. Не знали тогда в России, что делать с картофелем! Много   времени   прошло,  прежде   чем   хотя   бы   в  высшем   свете   оценили картофель.   Попытка   Петра  I  развести   картошку   в   России   с   треском провалилась. Вновь за дело взялась Екатерина  II. В 1765 г. она издала указ о разведении картофеля, который был встречен населением в штыки. По стране прокатилась волна «картофельных бунтов». Картошку проклинали по всей Руси. В церквах «нечестивый плод», «чёртово яблоко» предавали анафеме. Ненависть к   заморскому   овощу   подкреплялась   еще   и   тем,   что   крестьяне,   не   зная,   что делать   с   выросшими   по   высочайшему   повелению   у   них   на   полях   кустами картофеля,   пытались   собирать   и   есть   его   ягоды.   И,   естественно,   травились сотнями. Но   с   прогрессом   не   поспоришь,   и   уже   в   1811   г.   картошка   стала необходимой пищей во многих областях России. Так картофель в России нашел свою   вторую   родину.   Подавали   тогда  как  редкое   и   лакомое   блюдо   на придворных балах и банкетах. И, как это ни   покажется   странным,  посыпали 18 его тогда не солью, как это теперь делаем мы, а сахаром. Справедливости ради надо сказать, что путь картофеля был труден почти во всех странах Европы.  Родиной картофеля была Южная Америка. С незапамятных времён (около 14 тыс. лет назад) его употребляли в пищу южноамериканские индейцы. От них­ то и узнали о картофеле испанские завоеватели. Испанцы привезли картофель к себе на родину в XVI в. Преподнесённый в подарок папе римскому; картофель попал в Италию. В   Европе     картофель   поначалу     воспринимали   исключительно   как декоративное растение и выращивали в оранжереях Это   клубненосное   многолетнее   растение   рода   пасленовых   обладает замечательными качествами. Калорийность его превышает в 2 — 3 раза другие овощи.   Он   содержит   до   20%   углеводов.   Белок   картофеля   по   своему химическому   составу   близок   к   животному.   Высокое   содержание   калия позволяет полностью удовлетворить потребность в нем нашего организма при потреблении 500 г картофеля в день. 19 Приложение 5. I  группа:   Паслен   черный  II  группа  –  Паслен   сладко­горький  III  группа  – Пакеты с заданиями Паслен клубненосный Задание № 1. Дайте морфолого­биологическую характеристику растения  по следующему плану: 1.   Пользуясь   гербарным   экземпляром,   опишите   растение   семейства Пасленовых. При описании следуйте следующему плану: 1. Тип корневой системы: мочковатая или стержневая 2. Стебель (прямостоячий, ползучий, вьющийся; травянистый или древесный) 3.   Лист:   тип   жилкования   (параллельное,   дуговое   или   сетчатое);   тип листорасположения (очередное, супротивное, мутовчатое) 4. Цветок: одиночный или соцветие. Тип соцветия. 5. Строение цветка: правильный или неправильный, чашечка из сросшихся или   несросшихся   чашелистиков;   венчик     из   сросшихся   или   несросшихся лепестков; количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков. 6. Напишите формулу цветка. 7.   Тип   плода:   односемянный   или   многосемянный;   сухой   или   сочный. Название плода 8. Признаки семейства. (строение цветка – формула, название плода) 9. Содержание алкалоидов Задание  № 2.  Докажите,  что все  перечисленные  растения Паслен  черный, Паслен сладко­горький, Паслен клубненосный (картофель) относятся к одному роду Паслен. Почему этих растений отнесли к одному семейству Пасленовые. Задание   №   3.   Слушайте   внимательно   выступление  IV  группы.   Они   вам зададут вопрос после своего выступления. Постарайтесь правильно ответить на их   вопрос.     Можете   сами   дополнить   их   выступление,   если   что­нибудь интересное   знаете   об   этих   растениях   или   других   представителях   данного семейства, это будет засчитываться как дополнительный балл. IV группа. Задание   №   1.   Сделайте   краткие   сообщения   о   других   представителях семейства   Пасленовых   (белладонна,   белена)   Выясните   строение   цветка   этих 20 растений,   тип   и   название   плода,   а   также   их   хозяйственное   значение   и применение человеком. Придумайте по одному вопросу для каждой группы по своему тексту. Примечание: вопросы задайте после вашего выступления сразу всем группам. Дайте время (3­4 минуты) на обсуждение. Задание № 2. Сделайте краткое сообщение о том, как попал картофель в Россию.   Карточка  оценок и взаимооценок  №  группы Лидер группы (Ф.И.) ___________________________________ Список   учащихся Теоретические  знания (лидер) Социальные умения  Вопрос № 1 Вопрос № 2 Вопрос № 3 Дополнения Взаимооценка  21

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017