Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
28.04.2017
Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"
Приложение.doc
Приложение 1 Метод инцидента Для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить обучающимся следующую ситуацию: «Алевтина Григорьевна всегда отличалась   аккуратностью,   благодаря   чему   она   заслужила   титул   самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.  ­ Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетки.  Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».  Вопросы к тексту: Могут ли это быть грибы? А другие организмы (например, растения)? Приложение 2. Метод разбора деловой корреспонденции Урок по теме «Витамины»  8 класс. Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы   участники   могли   выбирать   нужную   информацию)   и   вопросы,   которые позволяют найти решение. «Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери­бери,   которая   была   широко   распространена   в   этом   регионе.   В   чем загадка?» Вопросы: ­ Какую зависимость проследил Н.И. Лунин? ­ Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява? ­ Какие документы могут в этом помочь? ­ Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов. Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих (материалы учебника). Приложение 3. Метод ситуационного анализа Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать   сложную   ситуацию.   Ученику   предлагается   текст   с   подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже   осуществленные   действия,   принятые   решения,   для   анализа   их целесообразности. Например,   при   изучении   темы   «Как   выясняют   причины   экологической катастрофы» ученики анализируют отрывок из книги Наумова А.Д. «В   мае   1990   г.   средства   массовой   информации   оповестили   об экологической   катастрофе,   разразившейся   на   Белом   море:   на   побережье Летнего берега Двинского залива (примерно в 60 км от устья Северной Двины, выше по течению которой располагается Архангельск) в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для беломорского побережья. Гибель морских звезд могла   быть   вызвана   причинами   как   естественного,   так   и   антропогенного характера». (Наумов А.Д. Вечно живое Белое море/А.Д. Наумов, В.В. Федяков. –   СПб.:   Изд­во   Санкт­Петербургского   городского   Дворца   творчества   юных, 1993) Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему: В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшую ситуацию? Перечислите   возможные   способы   решения   проблемы   и   выберите наилучшие. Раздаточный материал для работы в группах. Приложение 4. Паслен  черный Паслен  черный относят к роду паслен. На  огородах,  пустырях,  садах,  около   жилья  и  на  сорных  местах  часто встречается паслен черный (S. nigrum). Это однолетнее сорное растение высотой до 50 см. Стебель прямостоячий, ветвистый, листья простые очередные. Цветет паслен черный с июня до поздней осени. Немногочисленные цветки собраны в соцветие завиток Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка   сростнолистная   из   5   чашелистиков,   венчик   сростнолепестный   из   5 белых лепестков. Тычинок в цветке 5, пыльники их смыкаются друг с другом, образуя   трубочку.   Через   эту   трубочку   проходит   столбик   единственного пестика.   После опыления и оплодотворения образуется плод: зеленая шаровидная ягода, которая при созревании становится черной. Паслен   черный,   как   и   большинство   растений   семейства,   содержит алкалоид   соланин   и   поэтому   ядовит   и   вызывает   отравление   у   человека   и домашних животных.  Но спелые плоды могут быть использованы в пищу. Паслен сладко­горький К   роду   паслен   относят   и   паслен   сладко­горький  (S.  dulcamara).   Это лазящий полукустарник большей частью с лиловыми (фиолетовыми) цветками и ярко­красными ягодами, с толстым корневищем и простыми листьями.  Немногочисленные   цветки   собраны   в   соцветие   завиток.     Цветок правильный,   с   двойным   околоцветником,   чашечка   сростнолистная   из   5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 лепестков. Тычинок в цветке 5, пестик один.     Плод – ягода яйцевидной формы и ярко­красного цвета. Ягоды паслена сладко­горького,  как   и  большинство   растений   семейства,  содержит  алкалоид соланин и поэтому ядовиты. Паслен  сладко­горький растет в сырых оврагах, в зарослях кустарников, по берегам водоемов. Паслен сладко­горький встречается почти по всей европейской части и на юге Западной Сибири.  Паслен клубненосный. Картофель. К роду паслен относится и всем известное растение картофель. Картофель травянистое   растение   с   рассеченными   листьями.   Подземные   побеги­столоны образуют утолщения – клубни с глазками. Цветок картофеля имеет такое же строение, как и цветок паслена черного. Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 белых или фиолетовых лепестков. Тычинок в цветке 5, пестик один. Цветки обычно самоопыляющиеся. Цветки собраны в соцветия завиток. К осени образуются плоды — зеленые ягоды, которые содержат алкалоиды. Картофель   —   пищевая,   техническая   и   кормовая   культура.   В   клубнях содержится много крахмала, белка и витаминов. Конечно, наибольшее значение имеет картофель как пищевой продукт. Однако из клубней получают спирт и крахмал для нужд промышленности. Мелкие клубни идут на корм скоту. Белладонна обыкновенная  Белладонна обыкновенная (красавка белладонна, сонная одурь, бешеная, или волчья, ягода, черешня сумасшедших, пёсьи вишни) В переводе с итальянского языка  bella  donna  (белла­донна) ­ прекрасная женщина. Женщины Древнего Рима, а позднее в Италии и Испании использовали сок белладонны для закапывания в глаза, при этом сильно  расширялся   зрачок и   глаза   приобретали   таинственный   блеск. Красавка обыкновенная, или белладонна — крупное многолетнее растение с   высоким   стеблем   и   мощными   корнями.     Листья   яйцевидные,   с   сетчатым жилкованием самые крупные у основания стебля достигают 20 см. Цветок правильный, с двойным околоцветником, чашечка сростнолистная из 5 чашелистиков, венчик сростнолепестный из 5 лепестков. Тычинок в цветке 5, пестик один. Одиночные   цветки   большей   частью   с   буро­фиолетовыми   или   грязно­ пурпуровыми   (иногда   желтыми)   лепестками.   Плоды   многосемянные   черные (иногда желтые) блестящие ягоды. Белладонна — ценное лекарственное растение, введённое в культуру. Все части  растения  содержат  алкалоиды  (атропин,  гиосциамин  и  др.)  и  ядовиты. Привлекательные на вид ягоды красавки иногда являются причиной отравления детей.   Плоды   находятся   в   зеленой   разросшейся   чашечке,   крупные   черно­ фиолетовые   ягоды,   напоминающие   вишню   или   черешню,   слегка   сплюснуты, содержат красно­фиолетовый сок и многочисленные мелкие семена. Ядовито все   растение   —   от   корней   до   ягод.   Ягоды   особенно   опасны   из­за привлекательного внешнего вида. А если соком ягод натирали щеки, то на них появлялся румянец. Отсюда слава   растения,   придающего   красоту   женщине,   а   также   русское   название «красавка». Во   все   времена   белладонна   пользовалась   известностью   как   одно   из наиболее ядовитых растений. У человека, проглотившего по неосторожности ее   склонность   к плоды,   появлялось   неудержимое   желание   двигаться, беспричинному смеху. Могли возникнуть зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации, а также ощущение полета, головокружительного перемещения в пространстве. Из­за этого в средние века белладонна наряду с беленой считалась волшебной травой и входила в состав колдовских мазей и напитков. Женщины, воображавшие   себя   ведьмами,  выпивали   напиток   или  натирались   колдовской мазью, чем одурманивали себя, испытывая необычные ощущения, и пребывали в полной уверенности, что все необычное происходит с ними наяву. Замечательна в этом отношении сцена превращения Маргариты в ведьму в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».  «Сердце Маргариты страшно стукнуло, так что она не смогла даже сразу взяться за коробочку. Справившись с собою, Маргарита открыла ее и увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной.   Кончиком   пальца   Маргарита   выложила   небольшой   мазочек   крема   на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. Крем легко мазался и, как показалось Мар­ гарите,  тут   же  испарялся.  Сделав   несколько   втираний,  Маргарита   глянула   в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами.   Маргарита   закрыла   глаза,   потом   глянула   еще   раз   и   буйно расхохоталась… Она  подпрыгнула  и повисла   в  воздухе  невысоко  над  ковром, потом  ее медленно   потянуло   вниз,   и   она   опустилась...   Маргарита   ощутила   себя свободной, свободной от всего». Сейчас   значение   препаратов   белладонны   для   лечения   самых   разных заболеваний   трудно   переоценить.   Всего   насчитывают   около   двух   десятков препаратов на основе алкалоидов красавки, которые оказывают многостороннее воздействие на организм. Препараты с атропином обладают главным образом спазмолитическим   действием   и   поэтому   действуют   как   болеутоляющие средства. Препараты красавки входят в состав отхаркивающих, успокоительных и желудочных средств. Белена черная (блекота, куриная слепота).  Белена черная — двулетник. На первом году образует розетку крупных удлиненных   перистолопастных   листьев.   Стебли   и   листья   покрыты   липкими железистыми   волосками.   Цветки   действительно   узорные   —   грязно­желтые   с темно­фиолетовыми   жилками   и   фиолетовым   пятном   у   основания.   Цветки правильные, немногочисленные, они собраны в соцветие завиток. Чашечка из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, тычинок 5, пестик 1. Плод — интересной формы коробочка, напоминающая кузовок, закрывается крышечкой. Внутри множество (до нескольких сотен тысяч) мелких семян. При созревании   крышечка   открывается   и   семена   высыпаются.   Распространена повсеместно   как   сорное   растение.   Растет   на   пустырях,   заброшенных   полях, среди развалин. Растение имеет специфический запах, отпугивающий животных. Содержит   те   же   алкалоиды,   что   и   белладонна,   но   в   значительно   меньших количествах. Все виды работ с беленой необходимо проводить с осторожностью. Культивируется в специализированных совхозах.   С   глубокой   древности   белена   —   одно   из   самых   ядовитых   растений. Авиценна   более   1000   лет   назад   писал:   «Белена   —   яд,   который   причиняет умопомешательство,   лишает   памяти   и   вызывает   удушье   и   бесноватость». Свойство   белены   вызывать   галлюцинации   использовалось   в   средние   века   в составе «мази ведьм», куда она входила вместе с экстрактом плодов красавки. Эта   мазь,   нанесенная   на   кожу,   вызывала   яркие   галлюцинации.   Женщинам казалось, что они летают по воздуху, танцуют. Все   части   белены   ядовиты,   причем   свойства   эти   сохраняются   при высушивании,   а   также   в   вареном   и   печеном   виде.   Особенно   опасны   мелкие семена, которые по внешнему виду практически не отличаются от семян мака и поэтому часто соблазняют детей.  О   медицинском   применении   белены   было   известно   в   Древнем   Египте, Греции и Риме.  Из ее листьев  делали компрессы, которые устраняли боль. В настоящее время применение в медицине этого растения ограничено. Наружно   в   качестве   болеутоляющего   средства   применяют   беленное   масло. Листья белены входят в состав противоастматических сборов.       Все   органы   белены   сильно   ядовиты!  Именно   настой   белены   вложил Шекспир   в   руку   убийцы   короля   в   трагедии   «Гамлет».   Причины   широкого распространения белены ­ громадное количество семян: одно растение образует 10000­900000   семян.   Семена   сохраняют   всхожесть   даже   в   неблагоприятных условиях. Какой   самый   популярный  гарнир   к   любому   блюду?  Из   какого  овоща ТРУДНЫЙ ПУТЬ КАРТОШКИ можно приготовить более 1000 разных кушаний? Без чего немыслим наш стол? Конечно же без картофеля! Картофель  —  второй  хлеб, и, кажется,  он всегда был на столе русского человека. А между тем это совсем не так! Вы удивитесь, узнав, что в России картофель появился всего­навсего 300 лет назад, благодаря Петру I. Началась история появления картофеля в России так. Пётр I. путешествуя по   Голландии,   отведал   там   картофельные   блюда   и   решил   отослать   партию картофеля в Петербург одному из своих приближённых, графу Шереметьеву. Тронутый   вниманием   царя,   граф   в   присутствии   слуг   и   домочадцев   открыл мешок и... был несколько разочарован. Брезгливо, двумя пальцами, он вынул из мешка  серый  неказистый  «плод» и.  преодолев  отвращение  (всё­таки  царский подарок), откусил кусочек, но тут же выплюнул. Не знали тогда в России, что делать с картофелем! Много   времени   прошло,  прежде   чем   хотя   бы   в  высшем   свете   оценили картофель.   Попытка   Петра  I  развести   картошку   в   России   с   треском провалилась. Вновь за дело взялась Екатерина  II. В 1765 г. она издала указ о разведении картофеля, который был встречен населением в штыки. По стране прокатилась волна «картофельных бунтов». Картошку проклинали по всей Руси. В церквах «нечестивый плод», «чёртово яблоко» предавали анафеме. Ненависть к   заморскому   овощу   подкреплялась   еще   и   тем,   что   крестьяне,   не   зная,   что делать   с   выросшими   по   высочайшему   повелению   у   них   на   полях   кустами картофеля,   пытались   собирать   и   есть   его   ягоды.   И,   естественно,   травились сотнями. Но   с   прогрессом   не   поспоришь,   и   уже   в   1811   г.   картошка   стала необходимой пищей во многих областях России. Так картофель в России нашел свою   вторую   родину.   Подавали   тогда  как  редкое   и   лакомое   блюдо   на придворных балах и банкетах. И, как это ни   покажется   странным,  посыпали его тогда не солью, как это теперь делаем мы, а сахаром. Справедливости ради надо сказать, что путь картофеля был труден почти во всех странах Европы.  Родиной картофеля была Южная Америка. С незапамятных времён (около 14 тыс. лет назад) его употребляли в пищу южноамериканские индейцы. От них­ то и узнали о картофеле испанские завоеватели. Испанцы привезли картофель к себе на родину в XVI в. Преподнесённый в подарок папе римскому; картофель попал в Италию. В   Европе     картофель   поначалу     воспринимали   исключительно   как декоративное растение и выращивали в оранжереях Это   клубненосное   многолетнее   растение   рода   пасленовых   обладает замечательными качествами. Калорийность его превышает в 2 — 3 раза другие овощи.   Он   содержит   до   20%   углеводов.   Белок   картофеля   по   своему химическому   составу   близок   к   животному.   Высокое   содержание   калия позволяет полностью удовлетворить потребность в нем нашего организма при потреблении 500 г картофеля в день. Приложение 5. I  группа:   Паслен   черный  II  группа  –  Паслен   сладко­горький  III  группа  – Пакеты с заданиями Паслен клубненосный Задание № 1. Дайте морфолого­биологическую характеристику растения  по следующему плану: 1.   Пользуясь   гербарным   экземпляром,   опишите   растение   семейства Пасленовых. При описании следуйте следующему плану: 1. Тип корневой системы: мочковатая или стержневая 2. Стебель (прямостоячий, ползучий, вьющийся; травянистый или древесный) 3.   Лист:   тип   жилкования   (параллельное,   дуговое   или   сетчатое);   тип листорасположения (очередное, супротивное, мутовчатое) 4. Цветок: одиночный или соцветие. Тип соцветия. 5. Строение цветка: правильный или неправильный, чашечка из сросшихся или   несросшихся   чашелистиков;   венчик     из   сросшихся   или   несросшихся лепестков; количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков. 6. Напишите формулу цветка. 7.   Тип   плода:   односемянный   или   многосемянный;   сухой   или   сочный. Название плода 8. Признаки семейства. (строение цветка – формула, название плода) 9. Содержание алкалоидов Задание  № 2.  Докажите,  что все  перечисленные  растения Паслен  черный, Паслен сладко­горький, Паслен клубненосный (картофель) относятся к одному роду Паслен. Почему этих растений отнесли к одному семейству Пасленовые. Задание   №   3.   Слушайте   внимательно   выступление  IV  группы.   Они   вам зададут вопрос после своего выступления. Постарайтесь правильно ответить на их   вопрос.     Можете   сами   дополнить   их   выступление,   если   что­нибудь интересное   знаете   об   этих   растениях   или   других   представителях   данного семейства, это будет засчитываться как дополнительный балл. IV группа. Задание   №   1.   Сделайте   краткие   сообщения   о   других   представителях семейства   Пасленовых   (белладонна,   белена)   Выясните   строение   цветка   этих растений,   тип   и   название   плода,   а   также   их   хозяйственное   значение   и применение человеком. Придумайте по одному вопросу для каждой группы по своему тексту. Примечание: вопросы задайте после вашего выступления сразу всем группам. Дайте время (3­4 минуты) на обсуждение. Задание № 2. Сделайте краткое сообщение о том, как попал картофель в Россию.   Карточка  оценок и взаимооценок  №  группы Лидер группы (Ф.И.) ___________________________________ Список   учащихся Теоретические  знания (лидер) Социальные умения  Вопрос № 1 Вопрос № 2 Вопрос № 3 Дополнения Взаимооценка

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"

Методическая разработка урока биологии "Семейство Пасленовые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017