Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5
Оценка 4.7

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
5 кл
12.05.2017
Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство".  Класс: 5
Тип урока по теме "Древневавилонское царство" - комбинированный. На уроке использовались разнообразные методические приемы: исторический диктант, сообщения учащихся, работа с видеофильмом, групповая лабораторная работа с историческим документом, рабочий лист, лист самооценки. В начале урока была поставлена проблема: Какими был законы Хаммурапи? Суровыми или мягкими? Справедливыми или несправедливыми? В конце урока учащиеся должны высказать свое обоснованное мнение.
Разработка урока.doc
Тема урока: «Древневавилонское царство» Цель:  создать условия для формирования представлений об особенностях развития  народов и государств Западной Азии, о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира. Задачи. Образовательные.  1. Сформировать представление о причинах возвышения Вавилона и образования  Вавилонского царства, о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли  законов в Вавилонском царстве. 2. Показать особенности законов – их социальную направленность. 3. На примере действия законов отработать понятия “государство”, “закон”. Развивающие.  1. Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов  в древнем государстве. 2. Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации. 3. Отрабатывать навыки самостоятельной работы. 4. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез,  сравнение, сопоставление и др. 5. Развивать коммуникативные и творческие способности  Воспитательные.  1. Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям. 2. Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно  взятых законов. 3. Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций. Формы организации обучения:   фронтальные;  групповые;  лабораторная работа. Оборудование.  1. Рабочий лист. 2. Свод законов для работы в группах. 3. Карточки для составления таблицы на доске. 4. Презентация к урок, компьютер,  проектор. Основные понятия и термины:  Вавилон, Вавилонская башня, «Висячие сады», государство, закон, ростовщик .  Хронология: 1792–1750 гг. до н. э. – правление вавилонского царя Хаммурапи.  Персоналии: Хаммурапи.                                                      Ход урока: I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.  Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить о чём говорили с вами на прошлом уроке, пишем исторический диктант.  Исторический диктант: 1) Двуречье   –   так   называлась   страна,   которая   располагалась   в   …. (Западной Азии) 2) Второе название этой страны … (Междуречье) 3) Реки Двуречья … и … (Тигр и Евфрат) 4) Самыми крупными городами были …, …(Ур, Урук) 5) Государства возникли в Двуречье  … ( более пяти тысяч лет назад) 6) Боги Двуречья: …, …, …, … . (Шамаш, Син, Эа, Иштар) 7) Основным материалом для строительства домов и храмов была …. (Глина)  8) Особое письмо в Двуречье ­ ….  (Клинопись) III.Сообщение темы и целей урока. ­ Ребята, мы с вами сегодня на уроке познакомимся с древним Вавилоном, как первым   государством,   в   котором   действовал   закон,   с   понятием   закон   и   с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи, с понятием ростовщик. А вот и задание на урок:  в конце урока мы должны ответить на вопросы. Какими был законыХаммурапи? Суровыми или мягкими?  Справедливыми или несправедливыми? Свой ответ обоснуйте. IV. Изучение нового материала. 1.  Рассказ уч­ся о Вавилоне Города   Двуречья  долго   воевали   между   собой   за  право   быть   главным.   Победил   в   этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. Этот город был самым большим городом Передней Азии.  Как говорили сами вавилоняне название города – Баб­илу  что  означало   –  «Врата бога».  Его   улицы   были   четко   распланированы.   Город украшали величественные ворота, дома, храмы.     В   центре   Вавилона   возвышалась   девяностометровая   храмовая   башня.   С   башни   жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Город быстро рос и богател. «…Построен Вавилон вот так. Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник. Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего город окружен глубоким, широким и полным водой рвом, затем   идет   стена.   …взятую   оттуда   землю   стали   употреблять   для   выделки   кирпича. Изготовив достаточное количество сырых кирпичей, обжигали их в печах. Вместо цемента строители   пользовались   горячим   асфальтом   и   через   каждые   тридцать   рядов   кирпича закладывали между камнями камышовые плетенки. Сначала таким образом укрепляли края рва, а затем и саму стену. На верху стены по краям возвели по две одноэтажные башни, стоявшие друг против друга. Между башнями оставалось пространство, достаточное для проезда четверки лошадей. Кругом на стене находилось 100 ворот целиком из меди (в том числе их косяки и притолоки…) Таким­то образом были возведены стены Вавилона. Город же состоит из двух частей… разделенный   рекой…чтобы   попасть   из   одной   половины   города   в   другую,   нужно   было переправляться на лодке… Через него протекает река по имени Евфрат, берущая начало в Армении… Город же сам состоит сплошь из трёх­ и четырёхэтажных домов и пересечен прямыми улицами, идущими частью вдоль, а частью поперек реки. На каждой поперечной улице в стене вдоль реки было столько же маленьких ворот, сколько и самих улиц. Ворота эти были также медные и вели к самой реке.»  «Геродот. История. Книга первая. Клио»    2. Рассказ уч­ся о Вавилонской башне В центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня . С башни жрецы наблюдали за движением   звезд   и   планет.   В  легенде,   рассказывающей   о   строительстве   башни,   говорится,   что народы   говорившие   тогда   на   одном   языке   начали   строительство   огромной   башни,   по   которой можно было бы взобраться на небо. Но бог разгневался на людей за их дерзость – и смешал языки строителей. Перестав понимать друг друга, они не смогли закончить строительство и разбрелись по всей земле. 3. Рассказ уч­ся о «Висячих садах» Около   ворот   города   Вавилона   стоял   царский   дворец   с   «висячими   садами»,   которые считались одним из чудес света. Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) для борьбы против главного врага —  Ассирии,   чьи   войска   дважды   разрушали   столицу   государства  Вавилон,   заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и   шумный  Вавилон,   расположенный   на   голой   песчаной   равнине,   не   радовал   царицу, выросшую   в   гористой   и   зеленой  Мидии.   Чтобы   утешить   ее,  Навуходоносор  приказал возвести «висячие сады». В  331 г. до н. э.  войска  Александра Македонского  захватили  Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени «висячих садов», он и скончался. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады   оказались   в   запущенном   состоянии.   Мощные   наводнения   разрушили   кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света. 4. Работа с линией времени, с картой с. 67 Наибольшего расцвета Вавилон достиг при царе Хаммурапи. Он правил с 1792по 1750 гг. до н.э. Отметьте на линии времени период правления Хаммурапи.  5.  Работа с понятиями. Государство – политическая организация, осуществляющая власть на данной территории. Государство  имеет свои признаки:   свое название, свою территорию, своего правителя, свое войско.  И вот сегодня мы  с вами  познакомимся  ещё с  одним  важным  признаком государства ­ законом.  Закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства.  По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила.  Государство принуждает человека выполнять эти правила.  Ростовщик  –   человек,   который   давал   в   долг   имущество   или   деньги   «в   рост» (под проценты). 6 Видеофрагмент. Вопросы после просмотра: ­ Из какой династии царь Хаммурапи? ­ Что означает имя  Хаммурапи? ­ О какой деятельности царя рассказывается в видеосюжете? ­ Что изображено на черном столбе? ­ Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли узнать о законах Хаммурапи?  7 Лабораторная работа с историческим документом I группа Законы царя Хаммурапи   Если   человек   купит   из   руки   сына   человека   (полноправный   житель   Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро,  либо золото, либо раба, либо рабыню,  либо вола,  либо овцу,  либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек ­ вор, его должно убить. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не   была   укреплена   им,   в   его   плотине   произойдет   прорыв,   а   водой   будет   затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.   Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета ­ около 0,5 кг) серебра.   Если   строитель   построит   человеку   дом   и   сделает   свою   работу   непрочно,   так   что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить. Если человек нанимает какого­либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату   землекопа,   портного,   камнереза,   кузнеца,   столяра,   кожевника,   плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.   Беседа по вопросам к документу. ­ На какие группы делилось население Вавилонского царства?  ­ Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?  ­ Каких домашних животных разводили жители Вавилона?  ­  Что умели делать жители этой страны? II группа Законы царя Хаммурапи Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует  уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать  хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей. Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить,  вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил  свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то  человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил. Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать  за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.   Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать. Беседа по вопросам к документу.         ­ Чьи интересы защищает закон?  ­  Если человек  не имеет  средств к существованию, как он может  выйти  из  этого положения? ­ Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа? III группа Законы царя Хаммурапи  Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню,  то он должен быть убит. Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же  и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен. Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то  хозяин раба должен дать ему два сикля серебра. Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело  его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину. Если раб человека ударит (по) щеке кого­либо из людей, то должно отрезать ему ухо. Если   редум   или   баирум   (категории   воинов),   которому   приказано   выступить   в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом. Беседа по вопросам к документу. ­ Как относились в Двуречье к рабам?   ­ Как наказывали рабов? ­ Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба? ­ Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?  ­ С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?  IV группа Законы царя Хаммурапи   Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он  построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...                                  Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.              Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.                    Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб  Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1  мину серебра.                                                                                                           Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не  доказал его, то обвинитель его должен быть убит. Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит. Беседа по вопросам к документу. ­ За какие преступления наказывали в Вавилонии? ­ Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? ­ Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей.  ­ Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям. V. Решение проблемы. ­   Какими   были   законы   Хаммурапи?   Суровыми   или   мягкими?   Справедливыми   или несправедливыми?  Какие из этих законов мы могли бы использовать в наши дни?   Я предлагаю вам прикрепить  выдержки из законов в одной из колонок. Законы Хаммурапи Справедливые Несправедливые VI. Рефлексия. ­   Проверьте   свои   Рабочие   листы,   посчитайте   количество   баллов,   поставьте   оценку по шкале. VII. Домашнее задание: параграф 14, прочитать ответить на вопросы; Выполнить задание в тетради: найти ошибки в тексте и записать (по желанию). VIII. Итог. Вывод по уроку.  Город Вавилон, благодаря выгодному расположению на пересечении торговых путей  между южным и северным Двуречьем превратился в главный торговый центр. Образовалось Вавилонское государство которое достигло наивысшего расцвета в годы правления царя  Хаммурапи 1792–1750 гг. до н. э. Хаммурапи составил первый в истории человечества свод законов вырезанный на базальтовом столбе. 282 раздела законов Хаммурапи, в которых  рассматриваются всевозможные случаи судебного разбирательства, рисуют нам полную  картину жизни людей Вавилонского царства.                  ­ Подумайте, почему царь запретил  делать бедняков рабами на всю жизнь?                  Надпись на стелле с законами Хаммурапи: “Я начертал мои слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого. Я дал сиять  справедливости в стране”.

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство".  Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство".  Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство".  Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство".  Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство".  Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство".  Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство".  Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство". Класс: 5

Методическая разработка урока истории Древнего мира.Тема: "Древневавилонское царство".  Класс: 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017