Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)
Оценка 4.7

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
08.06.2017
Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)
Тема. Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Цель: дать представление о мировоззрении Б. Л. Пастернака, отражённом в романе "Доктор Живаго", о творчестве писателя. Задачи: - составить представление об образе Юрия Живаго и его нравственных ценностях; - рассмотреть философско-нравственные проблемы, поднятые автором романа и определить его точку зрения на них; - определить, что для Юрия Живаго является смыслом жизни; - совершенствовать навыки анализа художественного текста; - выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом, пейзажем; - развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию, сотрудничать с другими учениками; - совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям; - воспитывать интерес к литературе через пример классического текста; - развивать речь учеников через вопросно-ответную систему; - развивать умение ведения дискуссии, способности выражать собственное мнение. Основные понятия темы: образ, персонаж, пейзаж, эпизод.Разработка урока
Урок 5_Проблема творчества в романе Доктор Живаго.docx
Урок 5 Тема. Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Цель: дать представление о мировоззрении Б. Л. Пастернака, отражённом в романе "Доктор Живаго", о творчестве. Задачи: - составить представление об образе Юрия Живаго и его нравственных ценностях; - рассмотреть философско-нравственные проблемы, поднятые автором романа и определить его точку зрения на них; - определить, что для Юрия Живаго является смыслом жизни; - совершенствовать навыки анализа художественного текста; - выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом, пейзажем; - развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию, сотрудничать с другими учениками; - совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям; - воспитывать интерес к литературе через пример классического текста; - развивать речь учеников через вопросно-ответную систему; - развивать умение ведения дискуссии, способности выражать собственное мнение. Основные понятия темы: образ, персонаж, пейзаж, эпизод. Методы: эвристическая беседа, работа в группах, опережающие индивидуальные задания. Оборудование: текст романа Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго", фотопортреты Б. Л. Пастернака, карточки для групп. I.Мобилизующее начало.  1. Работа с эпиграфами. Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней, С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело, Чтобы вовек твоя свеча Во мне горела Е.Евтушенко 2. Определение темы, цели и задач. Проблема творчества в романе ­ Кончается ли роман смертью доктора Живаго? Нет, он кончается стихами. ­ Как вы думаете, почему? Стихи — это то, что не может умереть. Мы говорили, что Живаго — врач, но он ещё и поэт. Многие страницы романа  автобиографичны, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству. Д.С. Лихачёв  говорит в своих «Размышлениях над романом Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”»:  “Эти стихи написаны от одного лица — у стихов один автор и один общий  лирический герой. Ю.А. Живаго — это и есть лирический герой Пастернака, который и в прозе остаётся лириком”. И с этим трудно не согласиться. Итак, роман «Доктор Живаго» — это роман ещё и о творчестве. Как сам писатель устами  лирического героя Юрия Живаго говорит о назначении искусства?  “Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь” (ч. 3, гл. 17, с.  102). Для Живаго творчество — это жизнь. ­Что такое искусство, по мнению Живаго? “И мне искусство никогда не казалось предметом или стороною формы, но скорее  таинственной и скрытой частью содержания”. ­Автор, будучи предельно искренним, показывает момент вдохновения, когда перу не  угнаться за мыслью. Прочитайте этот момент. “...И он испытывал приближение того, что называется вдохновением...” (ч. 14, гл. 8). ­Автор также делает читателя свидетелем и соучастником труднейшей работы над словом.  Подтвердите эту мысль. “Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком  выражении, чтобы заплакал всякий...” (ч. 14, гл. 9). ­Зачем нужно было автору обнажать творческий процесс Живаго?  Лирический герой — самое ясное выражение поэта. “Между поэтической образностью  речей и мыслей главного героя романа нет различий. Живаго — выразитель  сокровенного Пастернака”, ­ как об этом говорит Д.С. Лихачёв. ­ В чём жизненное кредо Ю.Живаго? — В свободе от догм, каких­либо партий, в полной свободе от разума, жизнь и  творчество по вдохновению, а не по принуждению (ч. 13, гл. 17 разговор Симы с  Ларой о христианском понимании жизни). “Ей хотелось хоть ненадолго с его помощью вырваться на волю, на свежий воздух, из  пучины опутывавших её страданий, испытать, как бывало, счастье освобождения”. “Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная  автобиография Пастернака”, — утверждает Л.С. Лихачёв. ­Итак, мы пришли к выводу, что роман — это лирическая исповедь. Но почему же всё­таки понадобился Пастернаку “другой” человек, чтобы выразить самого себя? В романе нет страниц, где автор открыто излагает свои мысли, к чему­то призывает. Это  творческий метод Пастернака. Он не стремится уверить читателя в безупречности своих  убеждений. Он только показывает мир, но не объясняет его. Объяснить мир должен сам  читатель, тем самым становясь как бы соавтором романа. В целом Пастернак принимает  жизнь и историю такими, какие они есть. ­Главный герой в романе умирает физически, но духовно он воскресает. ­ В чем воскрешение? В творчестве. Он остался поэтом в вечности. Преображается в другой образ ­ поэта. Через   времена   года   Пастернак   показывает   зарождение,   расцвет,   умирание   и преображение ­ это естественный ход человеческой и духовной жизни. Перед нами творец.  ­ Как в романе показано зарождение творческих способностей?  (Эпизод со свечой ч. 3, гл. 10,11).  ­ Что такое свеча? Символ чего?  Символ   свечи   как   начала   жизни,   начала   творчества,   вдохновения.   «Как   образ духовного   света   во   тьме   невежества,   свеча   является   важным   символом   христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном   смысле   свеча   краткостью   своего   существования   символизирует   одинокую трепетную человеческую душу».  Вдохновение, огонь ­ начало творческой жизни; огонь в сердце ­ воплощение чувства любви, то есть образ свечи ­ это начало творчества и любви.  Выразительное чтение текста. ­ Послушайте эпизод из романа о бабочке.  (Чтение учеником отрывка из ч. 11, гл. 8)  ­ Итак, здесь главный образ – бабочка. ­ Как происходит процесс зарождения бабочки?  (Гусеница ­ кокон ­ бабочка).  ­ Что это за процесс, если спроецировать его на творчество?  В начале гусеница ­ зарождение из безобразного, реального, быта, потом кокон ­ внутреннее движение, невидимое, внутренние животворящие процессы, затем появление бабочки ­ красоты, творчество.    ­ Что делает бабочка в этом отрывке? (Мимикрирует) ­ Что это такое?  (Мимикрия ­ один из видов защитной окраски у животных и растений с окружающей средой, приспособляемость ­ ч. 13. гл. 16).  ­ Какой путь предлагает Пастернак доктору Живаго? (Мимикрировать)  ­ В чём?     в     творчестве: Пастернак писал стихи, которые многие не понимали;    с  окружающим миром: кто не приспособился ­ умирает, кто приспособился,  ­ живёт.   Живаго   подстраивается   ко   многим   событиям,   нигде   не   сопротивляется   жизни, воспринимает   всё   как   есть   (рубит   дрова,   копает   землю,   терпит   нужду).     Умирает естественной   смертью,   потому   что   жил   в   гармонии   с   Природой   (вспомните   Базарова, Рудина ­ умирают, так как шли против гармонии жизни). Ехал в трамвае, который идёт по рельсам ­ замкнутый круг жизни, вышел и умер. Но остаётся живым в творчестве. Недаром роман заканчивается главой «Стихотворения Юрия Живаго».  ­ Давайте посмотрим, почему стихотворения располагаются в таком порядке? Почему же глава открывается стихотворением «Гамлет»?  Чтение стихотворения учеником. ­ Главная мысль этого стихотворения? О чём оно?  «Гул затих. Я вышел на подмостки» ­ вышел на дорогу жизни. « Я ловлю в далёком отголоске  Что случилось на моём веку»­ попытка понять, предвидеть. «Я один, всё тонет в фарисействе»­ одиночество.  Жизнь   ­   игра,   бесполезно   бороться,   согласен   играть   роль.   Здесь   отражается трагическая   судьба   русской   интеллигенции,   которой,   подобно   Гамлету,   приходилось выбирать: быть или не быть.  Физминутка.   ­ А теперь проследите принцип последовательности стихотворений.  Почему стихи расположены в таком порядке?  Все   времена   года,   все   формы   человеческой   жизни:    времена  ­   «Март»,   «На страстной», «Белая ночь», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Осень», «Август», «Зимняя   ночь»   и   т.д.,  человеческая   жизнь:  «Объяснение»,   «Свадьба»,   «Разлука», «Свидание», «Дурные дни») ­ естественный ход человеческой жизни.  Заканчивается глава стихотворением «Гефсиманский сад»    ­   Послушайте   его   и   ответьте   на   вопрос:   почему   заканчивается   этим стихотворением?  ­ Что произошло в Гефсиманском саду?  (Иуда предал Христа, в этом стихотворении рассказывается о предательстве).  ­ Чем заканчивается стихотворение?  ( Смертью, воскрешением и преображением)  Итак, сбылось, замысел осуществился, умер телесно, но воскрес в слове Живаго!  IV. Итог урока. Сегодня мы попытались раскрыть внутренний мир героя через символику, исследовали   духовные   стороны   главного   героя,   попытались   разобраться   в   позиции Пастернака по отношению к миру окружающему.  Рефлексия.  ­Что нового в романе и в образе Живаго вы для себя открыли? Самооценка. Домашнее задание. На карточках по группам

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)

Методическая разработка урока литературы на тему "Проблема творчества в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017