Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
25.01.2018
Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"
Наше время характеризуется кризисом духовной культуры, отражающемся в паде-нии уровня общей речевой культуры носителей языка. Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой подходов от "знаниецентрического" к "культуросообразному", ориентацией на речевое развитие учащихся и приобщение их к национальной культуре, то есть язык и культура рассматриваются в тесной взаимосвязи (изучение языка в культуре и культуры в языке). В свете новых исследований все более утверждается в лингвистике и методике преподавания русского языка взаимосвязь понятий: человек-культура-язык-текст В этой связи усиливается культуроносная и личностно-формирующая направленность в обучении русскому языку. Представленная методическая разработка урока является примером поиска новых подходов к развитию способностей текстопорождения.
Методические разработки уроков русского языка. Сочинения по картинам художников..doc
Методические разработки уроков русского языка. Михалькова Татьяна Николаевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 90»ЗАТО Северск  Сочинения по картинам художников. Наше   время   характеризуется   кризисом   духовной   культуры,   отражающемся   в падении уровня общей речевой культуры носителей языка. Современный этап в сфере языкового образования характеризуется сменой подходов от "знаниецентрического"   к   "культуросообразному",   ориентацией   на   речевое   развитие учащихся   и   приобщение   их   к   национальной   культуре,   то   есть   язык   и   культура рассматриваются в тесной взаимосвязи (изучение языка в культуре и культуры в языке). В   свете   новых   исследований   все   более   утверждается   в   лингвистике   и   методике преподавания русского языка взаимосвязь понятий: человек­культура­язык­текст В этой связи усиливается культуроносная и личностноформирующая направленность в обучении русскому языку. Ведь язык наш, которому более тысячи лет, вобрал в себя всё разнообразие русской жизни, культурных традиций. Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык. Чтобы познать объекты культуры, нужен язык, интерпретация их, то есть нужен текст ­ знаковое произведение духовной деятельности человека. Совершенная система обучения русскому языку предполагает соединение языка и культуры. Мы воздействуем на чувства обучаемых яркими запоминающимися образами, само живописное полотно помогает нам подобрать необходимые слова, выражения, составить словесный текст, идя от замысла художника. А так как живопись­часть культуры народа, то использование на уроках русского языка и литературы   репродукций   картин   художников   является   мощным   источником   получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами,   способствует   развитию   у   них   мышления   и   речи,   причём   духовно ориентированного   мышления,   обогащение   их   словарного   запаса.   Это   важно   именно cегодня, т.к. происходит упрощение и опошление родной речи. Культуроведческий   подход   к   содержанию   и   методам   обучения   родному   языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его   культуры   (национальных   традиций,   религии,   нравственно­эстетических   ценностей, искусства). Благодаря   такому   подходу   создаётся   основа   для   формирования   целостного представления об образе человека в мире. Учителя русского языка и литературе школы. № 90 г. Северска уже несколько лет решают обозначенную   выше   проблему   языкового   образования,   ориентируются   на   приобщение учащихся к национальной культуре русского народа. Важным   направлением   в   своей   работе   по   формированию   коммуникативной компетенции   я считаю  текстопорождение  на  уроках  написания   сочинений  по  картинам художников. 1 Например, устное сочинение­Описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина». Урок1. Устное сочинение­описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина» Цели урока: 1) подготовить учащихся к устному сочинению­описанию с элементами повествования по натюрморту; 2) научить собирать рабочие материалы к сочинению; 3)   познакомить   учащихся   со   словами,   связанными   с   русской   национальной   культурой (братина, рушник); 4)   способствовать   формированию   интереса   к   национальной   русской   культуре   и положительного отношения к национальным ценностям. Оборудование: репродукция картины В. Стожарова «Хлеб, соль, братина».., Подготовка   к   уроку.  Накануне   урока   дать   учащимся   следующее   задание:   подобрать пословицы, поговорки, устойчивые выражения о хлебе и соли, объяснить их смысл. Ход урока Вступительное слово учителя Рассказ о художнике В. Стожарове Сегодня   мы   будем   работать   над   натюрмортом   художника   Владимира   Федоровича Стожарова «Хлеб, соль, братина». Задача нашего урока будет заключаться не только в том, чтобы описать натюрморт, но и в том, чтобы рассказать о главных его деталях. Владимир Федорович Стожаров — необыкновенный художник и удивительный человек. Он родился в Москве 3 января 1926 года. Учился сначала в средней художественной школе при   институте   имени   В.   И.   Сурикова,   а   затем   в   Московском   государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. На протяжении всей своей жизни он ездит в творческие поездки по нашей необъятной родине. Где только ни побывал художник! В Иркутске и Омске, в Архангельской, Кост­ ромской, Ярославской областях, в Коми АССР, на озерах Байкал и Иссык­Куль. Дважды был он и в Италии, где учился мастерству итальянских живописцев. Ему   присуждено   звание   заслуженного   деятеля   искусств   РСФСР,   присуждена Государственная   премия   РСФСР   имени   И.   Е.   Репина.   Художник   являлся   членом­ корреспондентом Академии художеств СССР. С именем Владимира Стожарова связано прежде всего представление о русской деревне, о народной старине. Его картины «Покров», «Каргополь», «Собор Рождества  Христова», «Бани», «Лен», «Романовский лук» и другие — свидетельство тому. Художник выбрал дорогую сердцу и внутренне близкую и понятную ему тематику, постиг ее до глубин и со свойственной ему поэтичностью и пластичностью выразил в своем искусстве. В   его   натюрмортах   —   извечные   атрибуты   деревенской   жизни,   теперь   ставшие   почти музейной редкостью: лапти, прялки, братины... Сам художник писал: «Когда я пишу свои картины, рисую дома... то стремлюсь не только запечатлеть тот или иной дом... Ведь я знаю, например, что из этого дома двое сыновей ушли на фронт и не вернулись. А в этом доме живет человек, которого жена ждала двадцать лет... мне хочется передать красоту души этих людей через другие образы, обликом дома, в котором они живут, образом земли, по которой они ходят».Сегодня мы познакомимся  с одной из  его картин  «Хлеб,  соль, братина», на которой он изобразил самые обычные, незамысловатые  вещи, предметы, и постараемся понять, что за этими предметами стоит, о чем думал автор, когда рисовал их, 2 что   эти   предметы   рассказывают   нам   о   людях,   которые   их   создавали   и   которые   ими пользовались. Учитель   предлагает   учащимся   рассмотреть   натюрморт   В.   Ф.   Стожарова   «Хлеб,   соль, братина». Беседа по картине — Как вы думаете, натюрморт, который вы видите, теплый или холодный?  (Натюрморт теплый.) — Почему он теплый? (Он теплый потому, что выполнен красками теплых тонов.) — Какие преимущественно краски использует автор? (Золотистые, коричневатые, желтые, красные.) — Что еще создает ощущение тепла? (Ощущение тепла создают предметы, изображенные на натюрморте, и его фон.) — Посмотрите на натюрморт внимательно, изображенные на картине предметы новые или старые? (Предметы на картине старые.) — Верно, предметы старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми, которые живут в этом доме. На натюрморте людей нет, но, как вы думаете, ощущается ли их присутствие? (Да, присутствие людей ощущается.) — Почему мы чувствуем, что люди где­то здесь, рядом? (Приподнят край занавески, как будто кто­то только что брал что­то оттуда... Хлеб на столе разрезан...) — Действительно, эти детали натюрморта говорят нам о том, что люди присутствуют в доме, они где­то рядом. А это означает, что предметы, которые мы видим, согреты людьми, теплом их души. Давайте внимательно рассмотрим этот натюрморт, опишем то, что мы видим, и попробуем услышать то, что вещи, предметы расскажут нам о себе и о людях, живущих в этом доме. Собирание рабочих материалов к сочинению — Для работы нам понадобится следующая таблица: Наблюдаем ... Описываем ... Рассказываем ... (Таблица заполняется на доске и в тетрадях учеников.) В таблице мы поместим рабочие материалы   к   нашему   сочинению,   в   которых   отметим,   что   наблюдаем,   какими   словами описываем, что рассказываем о предметах, изображенных на натюрморте. — Вы уже знаете о том, что на картинах всегда присутствует фон — основной цвет, тон. Что   служит   фоном   натюрморта   В.   Стожарова?  (Фоном   натюрморта   служит   стена деревенской избы.) — Что представляет собой эта стена? (Это простые бревна, потемневшие, потрескавшиеся от времени.) — Вы знаете о том, что люди раньше сами строили свои дома. Стена этого дома тоже сделана руками людей. Конечно, время наложило на нее свой отпечаток, и вы заметили и изменившийся   цвет   стены,   и   трещины   на   ней.   Но   потеряла   ли   она   свою   крепость   и добротность? (Нет, стена по­прежнему крепкая и добротная.) — По­видимому, весь дом такой: крепкий, добротно сделанный, на века. Хозяин, наверное, хотел, чтобы жила семья в доме и не боялась трескучих русских морозов и зимних вьюг. Видите, как много рассказала нам стена дома. — Итак, что мы сейчас рассмотрели? (Рассмотрели, каков фон натюрморта — стена дома.) —   С   помощью   каких   слов   мы   ее   описали?  (Мы   использовали   слова:   бревенчатая, потрескавшаяся, старая.) 3 — О чем рассказала нам эта стена? (Дом строился на века и делался добротным, прочным, крепким.)  Запишите   эти   слова   в   таблицу   для   сбора   рабочих   материалов.—   Почти   все предметы   художник   изобразил   расположенными   на   столе.   Какой   стол   показал   нам   В. Стожаров? (Стол старый, деревянный.) —   Как   вы   поняли,   что   стол   тоже   старый?  (Краска   на   столе   местами   стерлась   и облупилась.) — Какие предметы находятся на столе?  (На столе вещи, обычные для русской деревни: хлеб, полотенце, посуда, солонка с солью, кружка, бутылка с настоем каких­то кореньев.) —   Что   мы   видим   над   столом?  (Над   столом   —   разноцветная   ситцевая   занавеска, закрывающая полочку.) — Какой предмет показал нам художник рядом со столом? (Рядом со столом, на гвоздике, висит смотанный моточек бечевки.) — Какой, по вашему мнению, самый важный и главный предмет из тех, которые лежат на столе? (Самый главный предмет — это хлеб.) — Почему вы решили, что хлеб — самый главный предмет? (Хлеб изображен на переднем плане натюрморта; художник показал не один, а несколько караваев хлеба.) — Какой хлеб изображен на картине? (Черный хлеб.) — Какой он формы? (Хлеб круглой формы.) — Это хлеб, который выпечен на хлебозаводе или в русской печи?  (Это хлеб домашний, выпеченный в русской печи.) — Как вы думаете, почему художник изобразил хлеб и целым, и разрезанным на части? (Наверное, он хотел, чтобы мы увидели этот хлеб не только снаружи, но и внутри.) Верно, художник словно приглашает нас полюбоваться и поджаристой румяной корочкой хлеба, и его   ароматным   мякишем.   Оказывается,   и   в   простом   хлебе   есть   своя   особая   красота, которую показал нам В. Стожаров. — Но хлеб на натюрморте является самым главным не только и не столько потому, что он красив своей особой красотой. Вспомните те пословицы и поговорки, подготовленные вами дома, в которых говорится о хлебе. Учащиеся могут назвать многочисленные пословицы и поговорки, связанные с хлебом: «без хлеба и медом сыт не будешь», «гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной», «калач приестся, а хлеб никогда», «матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка — по выбору», «ржаной хлебушко — калачу дедушко», «хлеб — всему голова», «хлеб да вода — крестьянская еда», «хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска», «худ обед, коли хлеба нет», «хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный».)  —   Что   говорят   нам   пословицы   о   важности   хлеба?  (Пословицы   утверждают,   что   хлеб является главной, основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова.) — Как вы поняли из пословиц, какой хлеб предпочтительнее для русского крестьянина? (Черный, ржаной хлеб предпочтительнее белого, потому что он «кормит всех», а не только богатых людей.) Действительно, пекли в деревне в основном черный, ржаной хлеб. Белый, пшеничный   калач   был   редким   гостем   на   крестьянском   столе,   считался   лакомством, которое позволяли себе только в праздник. — Как называли хлеб в старину? (Хлеб ласково называли хлебушко, хлебец, и уважительно — хлеб­батюшка.) — Какое блюдо на столе и по сей день является неизменным, повторяющимся изо дня в день? (Хлеб.) Каждый день что­то меняется в наших обедах, завтраках, ужинах. Но изо дня в день на обеденном столе — все тот же хлеб. И нет ему замены, нет в нем однообразия, нет надоедливой похожести. Хлеб никогда и никому не приедается. Это исключительный продукт. — Без хлеба русский человек не мыслил своей жизни. Но хлеб ценили еще и потому, что для того, чтобы он вырос, крестьянин вкладывал огромные силы, трудился не покладая 4 рук. Сегодня мы покупаем хлеб в магазине, а что должен был сделать крестьянин, для того чтобы на столе у него появился ароматный душистый каравай хлеба? (Сначала нужно было посеять зерно, ухаживать за хлебом, пока он растет, затем собрать урожай, сделать из зерна муку и испечь хлеб.) Действительно, хлеб всегда доставался людям очень дорого, и по сей день он олицетворяет величие труда, вложенного в него, а потому очень ценится людьми. — Итак, какой предмет мы рассматривали на натюрморте? (Рассматривали караваи хлеба.) —   Какие   словосочетания   помогли   нам   описать   хлеб?  (Караваи   целые   и   разрезанные, поджаристая румяная корочка, ароматный мякиш.) — Что мы расскажем о хлебе в этой части сочинения? (Мы расскажем о том, что хлеб — это самый главный продукт, в который вложен труд многих людей. Чтобы получить хлеб, нужно было трудиться от зари до зари.) Запищите эти материалы в таблицу. — В названии картины В. Стожарова слово соль стоит рядом со словом хлеб. Какую соль показал нам художник? (Соль обыкновенная, крупная, белая.) —   Соль   действительно   самая   обыкновенная,   а   вот   солонка,   в   которую   она   насыпана, просто удивительная. Из чего она сделана? (Солонка выточена из дерева.) — Какую форму она имеет? (Солонка имеет форму утенка). Посмотрите внимательно, мы отчетливо видим в солонке хвостик, голову, шейку утенка. — Форма солонки очень красива, но все­таки автор в названии своей работы сказал не о солонке, а о соли. Чем же так привлекла его самая обычная соль? Чтобы ответить на мой вопрос, вспомните, какие пословицы сложил русский народ, в которых упоминается роль? (В русском языке много пословиц, где упоминается соль, например: «без соли, без хлеба, худая беседа», «соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел», «без соли,   без   хлеба   не   естся»,   «без   попа,   что   без   соли»,   «без   хлеба   несытно,   а   без   соли несладко»,   «соли   не   жалей,   так   есть   веселей»,   «помяни   соль,   чтобы   дали   хлеба»,   «за хлебом­солью всякая шутка хороша».) — В одной из пословиц говорится, что без хлеба несытно, а без соли несладко. Как же так, ведь соль на вкус соленая? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учитель рассказывает о том, что первоначально это слово было однокоренным со словом сладкий (солодкий). Соль считалась сладкой (солодкой), т.е. вкусной, пряной.)  — Но ценилась соль не только потому, что она придавала вкусовые качества продуктам. В старину завозилась она издалека и была очень дорогой. В крестьянском доме соль берегли, потому  что   знали:   любое   блюдо   без   соли   —   невкусно.  Сейчас,   когда   готовится   пища, хозяйка солит ее сразу, во время приготовления. А раньше соль экономили, варили и пекли без соли, добавляя ее лишь за столом. Но как ни дорожили люди такими продуктами, как хлеб и соль, а дорогим гостям всегда выносили или подавали на стол хлеб и соль. И сейчас мы   с   вами   гостеприимный   дом   называем   хорошим   старинным   русским   словом хлебосольный. —   Итак,   мы   наблюдали   за   солью   и   солонкой,   которые   изображены   на   натюрморте   В. Стожарова.   Самостоятельно   запишите   слова   и   словосочетания,   которые   помогут   вам описать соль и солонку и рассказать об этих предметах. — Натюрморт называется «Хлеб, соль, братина». Кто из вас знает, что такое братина? (Учащиеся, как правило, затрудняются ответить на этот вопрос.) — Посмотрите на натюрморт, как вы думаете, какой из предметов называется этим словом — братина? (Видимо, это посуда, которая изображена за караваями хлеба.) — Давайте рассмотрим ее. Что напоминает ее форма? (У нее форма уточки.) — Из чего она сделана? (Братина, как и солонка, выточена из дерева.) — Деревянный сосуд в форме уточки действительно очень красив, художник любил эту древнюю русскую посуду, в поездках по стране собирал братины, а вернувшись домой, показывал своим друзьям и рассказывал о братине: «...эта братина в форме утицы. Она сделана из балана_ — нароста на дереве. Выдолблена середина — вот и братина, а ручка в 5 виде шеи птицы — это причудливо изогнувшийся сучок... Глядите, как она хороша! Хоть так, хоть эдак ее поверни — со всех сторон хороша, словно, вскинув голову, плывет гордая утица. Совершенная скульптура, да и только!» Но это говорил автор, а теперь вы опишите братину,  которую   видите   на   натюрморте.  (Братина   когда­то  была   расписана   красками, которые почти стерлись со временем, лишь кое­где видны остатки краски. Но братина все равно красива, по форме она напоминает гордую уточку с поднятой вверх головой. На боку братины — большой ковш, которым черпали содержимое из братины.) — Ковш на боку братины не случаен. В. И. Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» рассказывает о том, что на праздники в деревнях нередко устраивали «братчины» — пиры вскладчину. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или медом — братину. Каждый отпивал по глотку и передавал соседу. Собравшиеся веселились: пели, плясали, устраивали  игры.  Таким  образом,  братина, ласково  братинка, или  братыня — сосуд, в котором разносят  питие, пиво на всю братию и разливают  по деревянным чашкам или стаканам.  — Как вы думаете, почему ушло из языка слово братина ? (Наверное, словоушло из языка потому, что перестал существовать обычай братчин.) —   Слова   иной   раз   действительно   уходят   из   языка   потому,   что   перестают   быть необходимыми предметы, уходят в прошлое те или иные обычаи. Сейчас братины можно увидеть   в   музеях   и   среди   сувениров,   но   они   продолжают   нам   напоминать   о   красивом обычае, объеди­нявшем людей, а также рассказывают о том, как тонко русский человек видел и чувствовал красоту окружающего Мира и старался окружить себя в быту не только добротными, но и красивыми вещами. (Самостоятельно запишите в таблицу необходимые материалы о братине. — Посмотрите на натюрморт, что находится рядом с хлебом, солью, братиной — такими важными для человека вещами? (Рядом с ними мы видим полотенце.) —   Полотенце   во   многих   деревнях   и   по   сей   день   называют  рушником,  от   слова  рука. Рушник   предназначен   для   того,   чтобы   вытирать   руки.   Но   он   не   такой,   как   обычные полотенца, к которым мы привыкли. Чем же он отличается от современных полотенец? (Рушник очень нарядный, он украшен яркой вышивкой и кружевом.) —   Верно.   На   рушнике   мы   видим   национальную   русскую   вышивку,   которая   обычно выполнялась  красными и черными нитками, и кружево, сплетенное умелыми  женскими руками. Расшитые Нарядные рушники использовали, чтобы вынести на них к гостям хлеб­ соль, их вешали в красном углу, украшая икону. Рушники бережно хранились в семье и передавались по наследству. Но из поколения в поколение передавались на только сами рушники, но и умение создавать их: соткать, сплести кружево, сделать нарядную вышивку. Как вы думаете, если бы этот рушник умел говорить, что бы он нам рассказал о своей хозяйке?  («Наверное, он рассказал бы о том, что его хозяйка — мастерица. Она умеет вышивать, плести кружева, любит красоту». «А может быть, он рассказал бы о том, что его вышили давным­давно, а потом по наследству передавали от матери к дочери».Запишите материалы своих наблюдений в таблицу: что наблюдали, какими словами описывали, что рассказывали. — Самые главные предметы на натюрморте В. Стожарова мы рассмотрели. Но остались еще некоторые детали. Я даю вам словосочетания ним в готовом виде, а вы подумайте, что смогли бы добавить к ним, и расскажите об этих деталях, используя данные материалы. (Учитель дает следующие материалы: другие предметы — бутылка с настоем кореньев (лекарство);   зеленая   металлическая   кружка   (напоминает   о   современной   жизни);   моток бечевки, повешенный на гвоздик (живут хозяйственные люди, бережно относятся к вещам.) (На заднем плане натюрморта мы видим бутылку с настоем кореньев. Наверное, это какое­ нибудь лекарство, ведь в деревнях до сих пор лечатся своими испытанными способами, в 6 том числе и настоями из трав. Рядом с бутылкой стоит зеленая металлическая кружка, которая словно говорит о том, что все, что мы видим на натюрморте, автор увидел в наше время. На стене, рядом со столом, висит моток бечевки. Он аккуратно смотан и повешен на гвоздик. Даже такая маленькая  деталь говорит о многом. Видимо,  в этом доме живут рачительные, бережные люди, по­хозяйски относящиеся ко всему, к любой мелочи. Бечевка заботливо   смотана,   ее   повесили   на   видное   место,   чтобы   воспользоваться,   когда   она пригодится). В результате беседы по картине и работы по сбору рабочих материалов у учащихся в тетрадях остаются следующие записи: Наблюдаем Фон натюрморта  — стена дома Караваи хлеба Соль и солонка Наблюдаем Братина Рушник Описываем Бревенчатая, потрескавшаяся,  старая. Целые и разрезанные,  поджаристая румяная корочка,  ароматный мякиш. Белая крупная соль, солонка  выточена из дерева, форма уточ­ ки, видим голову, шейку,  хвостик. Описываем Старинная русская посуда,  сосуд; разливали напитки;  деревянная ложка­ковш,  расписана яркими красками,  форма уточки, по­особому  красива. Нарядное полотенце, красная с  черным вышивка, по краям за­ мысловатое кружево. Другие предметы Бутылка с настоем кореньев.  Зеленая металлическая  кружка. Моток бечевки, повешенный на  гвоздик. Рассказываем Дом строился на века, прочный,  добротный. Хлеб — всему голова; вложен труд  многих людей, трудились от зари до  зари. Соль — дорогой продукт, варили и  пекли без соли, добавляли в еду за  столом. Рассказываем Любили красоту природы, могли  создавать красивые предметы своими  руками. Рассказал об умелой хозяйке,  рушники вышивали, кружево плели. Лекарство. Напоминает о  современной жизни.  Живут хо­ зяйственные люди, бережно  относятся к вещам. — Мы составили с вами рабочие материалы. Что нам еще необходимо для того, чтобы  приступить к работе над сочинением? (Необходим план.) Составление плана Вариант плана учитель может дать в готовом виде, но возможно и составление его вместе с  учащимися на уроке. Примерный вариант плана может быть таким: «Говорящие» предметы. 1. В. Стожаров — мастер изображения «говорящих» предметов. 2. Композиция натюрморта: а) фон натюрморта; б) караваи хлеба: в) соль и солонка: г) братина; д) рушник; е)другие предметы. 3. Урок красоты и памяти. Работа над текстом сочинения 7 Вступление к сочинению  дается на карточках в готовом виде, однако учащимся необходимо выбрать из двух вариантов слов, данных в скобках, один, наиболее правильный и   уместный   в   данном   случае.   (Предпочтительный   вариант   в   тексте   вступления подчеркнут.) «Хлеб,   соль,   братина»   —   один   из   самых   (известных,   знаменитых)   натюрмортов Владимира  Федоровича Стожарова, на котором мы видим мир вещей русской деревни. (Автор,   художник,   Стожаров)   отобрал   для   своей   работы   такие   предметы,   которые удивительно (просты, обыкновенны) и в то же время (красивы, прекрасны). Все детали натюрморта (нарисованы, показаны) художником так, что они словно рассказывают о себе и своих хозяевах, разговаривая со зрителями картины. Основная часть проговаривается несколькими учащимися по отдельным подпунктам плана, при этом используются рабочие материалы, записанные ранее. Заключение. — Для того чтобы составить заключение к нашему сочинению, давайте подумаем над тем, что мы увидели и узнали, рассматривая  натюрморт В. Стожарова. Какие предметы мы увидели   на   его   натюрморте?   Отвечая   на   этот   вопрос,   выберите   из   двух   слов,   данных попарно,   тот   вариант,   который   подходит   для   ответа   на   поставленный   вопрос.   (Даны следующие варианты слов: старинные — современные; новые — старые; вещи­труженики — вещи­бездельники; прочные — ветхие; красивые — некрасивые.) (На натюрморте В. Стожарова   мы   видим   и   старинные   вещи   (братина,   рушник),   и   современные   (бутылка, кружка). Многие из этих вещей старые, ими долго пользовались  люди, но они по­прежнему добротные, крепкие и красивые. Это вещи­труженики, они помогают в быту людям.) — Что рассказали нам эти предметы о жизни людей, об их труде, об обычаях и о самих людях? (Художник, изображая простые и знакомые предметы, хотел, чтобы мы, глядя на картину, вспомнили прошлое своей страны, задумались о важных жизненных ценностях, поразмышляли о человеческих качествах, свойственных русскому народу.) —   Как   вы   думаете,   чего   хотел   художник,   показывая   нам   эти   предметы?  (Художник, изображая простые и знакомые предметы, хотел, чтобы мы, глядя на картину, вспомнили прошлое   своей   страны,   задумались   о   важных   жизненных   ценностях,   поразмышляли   о человеческих качествах, свойственных русскому народу.) — Автор натюрморта не просто написал красивую картину, глядя на которую, радуется глаз. Вольно или  невольно он преподнес нам с  вами  урок: урок исторической  памяти, доброты,   человечности.   Наверное,   он   хотел,   чтобы   мы   преклонялись   перед   своим прошлым, задумывались над настоящим, стали лучше, добрее и человечнее. Итак, мы с вами внимательно рассмотрели картину В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина», разобрались в том, что хотел сказать нам автор, когда создавал свое полотно, собрали рабочие материалы к нашему сочинению, составили план, продумали, как можно построить  текст  сочинения.  Осталось   только  составить  текст  самого   сочинения   и  рас­ сказать   его.   Продумайте   еще   раз,   о   чем   вы   будете   говорить   в   сочинении,   что   будете описывать, о чем рассказывать. Устное составление сочинения несколькими учащимися Примерный вариант устного сочинения «Говорящие предметы»: Хлеб,  соль,  братина  — один  из  самых   известных  натюрмортов  Владимира  Федоровича Стожарова, на котором мы видим мир вещей русской деревни. Автор отобрал для своей работы такие предметы, которые удивительно просты и в тоже время красивы. Все детали натюрморта   показаны   художником   так,   что   они   словно   рассказывают   о   себе   и   своих хозяевах, разговаривая со зрителями картины. На   фоне   золотисто­коричневой   бревенчатой   стены   дома   мы   видим   простой деревянный стол. Над столом — разноцветная ситцевая занавеска, закрывающая полочку. 8 И бревна стены, и стол старые. Стены потрескались от времени, на столе местами стерлась и облупилась краска. Но они добротные, сделаны на века. Они словно говорят нам о том, что хозяин дома строил дом и делал стол для своей семьи, вкладывая в свой труд тепло своей души и любовь к семье, которая жила в этом доме и пользовалась этим столом. На   столе   на   переднем   плане   художник   расположил   круглые   караваи   хлеба.   Мы видим   и   целый   хлеб,   и   отрезанные   кусочки   хлеба.   Художник   словно   приглашает   нас полюбоваться и поджаристой румяной корочкой, и ароматным мякишем. Хлеб — самый главный предмет и на натюрморте, и в жизни людей. Недаром русская народная пословица говорит о том, что хлеб — всему голова. В него вложен труд многих людей. Вся семье в де­ ревни трудилась от зари до зари, чтобы на столе появились такие аппетитные караваи. Рядом с хлебом — соль в солонке. Белая крупная соль насыпана в солонку, выточенную из дерева, и имеет форму уточки. На натюрморте мы видим и голову, и шейку, и хвостик утенка — солонки. Соль не случайно соседствует с хлебом. Раньше многие продукты, в том числе и хлеб, готовили без соли, которая была очень дорогой. Добавляли ее в еду только за столом. Хотя хлебом и солью дорожили, но гостям на стол всегда ставили и хлеб, и соль, отчего и в наше время гостеприимный дом мы называем хлебосольным. На   заднем   плане   художник   поместил   старинную   русскую   посуду   —   братину   с ложкой­ковшом на боку. Братина тоже сделана из дерева и имеет такую же форму, как и солонка. Когда­то давно братина и солонка были расписаны яркими красками, которые со временем почти стерлись. Но эти старые предметы по­своему красивы. Они рассказывают нам о том, что люди, которые их сделали, любили и понимали красоту природы, стараясь повторить ее в домашних вещах и предметах, создавали красоту своими руками. Самый красивый предмет на полотне — белый рушник, который художник расположил так, чтобы мы могли увидеть нарядную красную с черным вышивку и ручное кружево. Даже время не смогло стереть яркие краски народной вышивки и нежную красоту кружева. Рушник тоже неплохой рассказчик. Он говорит о хозяйке дома, которая все умела: и хлеб выпекать, и рушники вышивать, и кружево ткать. Внимательному человеку, знающему и любящему свою землю, свой дом, каждый предмет может что­то дополнить к рассказу главных предметов в натюрморте. Бутылка с настоем трав говорит о целебной силе кореньев, которая помогала людям от многих бо­ лезней.   Зеленая   металлическая   кружка   напоминает   о   современной   жизни.   Даже   моток бечевки, который висит на гвозде рядом со столом, повествует о том, что в доме живут хозяйственные люди, аккуратно относящиеся к вещам, думающие о том, что даже неболь­ шая веревочка может пригодиться в хозяйстве. Мы увидели на натюрморте старинные и современные вещи, вещи­труженики, не один год служившие своим хозяевам. Многие из них состарились, но они по­прежнему добротны   и   красивы.   Каждый   предмет   на   полотне   рассказывает   нам   что­то   свое.   Они говорят   о   людях,   которые   умели   трудиться,   понимали   красоту,   были   бережливыми   и гостеприимными, Конечно, на самом деле рассказали нам все это не предметы, а художник, который,   создавая   натюрморт,   хотел,   чтобы   мы   вспомнили   прошлое   своей   страны, задумались  над тем, что ценили  русские люди, как они понимали  красоту, сами стали лучше, добрее, человечнее. 9

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"

Методическая разработка урока на тему "Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль, бра¬тина»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018