Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Олымская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Методическая разработка
урока обществознания в 11 классе
по теме «Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости»
по учебнику «Обществознание : 11класс: базовый уровень; под общ. ред. Г.А.Бордовского. – М.:Вентана-Граф, 2015.
Выполнила: Архипова В.Н.
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории.
2016
Педагогические цели:
Способствовать ознакомлению с понятиями «рынок труда», «занятость», «безработица», «экономическая активность», «экономически активное население»;создавать условия для выяснения роли рынка труда в экономике страны ,сущности закона спроса и предложения на рынке труда, поддержки безработных, государственной политики в области занятости.
Тип и вид урока:
Комбинированный
Планируемые результаты :
Предметные
Формирование и развитие целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий, окружающей действительности, человеческого фактора ;сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Личностные
Сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства ,осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Метапредметные
Готовность и способность к самостоятельной информировано-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,получаемую из различных источников; умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия.
Ключевые компетенции:
Ценностно-смысловая (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения),учебно-познавательная(владение креативными навыками: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности); социокультурная (умение анализировать ситуацию на рынке труда); коммуникативная (умение задавать вопрос, вести учебный диалог); личностное самосовершенствование (эмоциональная саморегуляция и самоподдержка).
Основные понятия и термины:
Спрос и предложение на рынке труда. Занятость и Безработица. Экономически активное население. Безработные и их поддержка. Государственная политика в области занятости. Рынок труда, биржа труда.
Оборудование:
мультимедиа проектор, презентация к уроку(приложение №1)
Ход урока:
I Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II Постановка целей урока:
Учитель: До сих пор мы изучали, как организован рынок товаров и услуг, а теперь нам предстоит познакомиться с новым явлением в макроэкономике. Что же это за явление?
(на доске составляется кластер)
(слайд №1 Приложение №1)
Спрос Безработица Заработная плата
Предложение Занятость
Государственная политика
|
III Изучение нового материала
1.Особенности рынка труда
Учитель:
Каковы особенности рынка труда?
n На рынке труда покупателями являются фирмы.
n На рынке труда продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники.
Приобретение услуги труда подразумевает возникновение длительных отношений между покупателем и продавцом.(слайд № 2)
Рынок труда —
сфера
устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцами
и покупателями. (слайд № 3)
Как и любой рынок, рынок труда характеризуется спросом и предложением.
Вспомните, что такое рыночный спрос и предложение?
Основные факторы, определяющие спрос на труд:
Ø производительность труда;
Ø использование современных технологий;
Ø состояние экономики и ее отдельных отраслей
Ø спрос на потребительские товары, необходимые обществу.
Основные факторы, определяющие предложение на труд:
Ø численность населения и его трудоспособной части;
Ø уровень квалификации;
Ø уровень и структура заработной платы;
Ø социальная и налоговая политика государства (слайд №4,5)
2.Заработная плата
Цена услуг труда включает заработную плату работника (слайд №6)
Размеры заработной платы работника зависят от соотношения спроса и предложения фирм на рабочую силу и от многих других факторов.
Защита проекта, подготовленного учащимися :
«Мотивация труда. Заработная плата»
Приложение №2
Учитель:
Проблемный вопрос: Какие факторы, с вашей точки зрения, определяют уровень реальной заработной платы?
Проблема зарплаты, условий труда, социального страхования давно волнует работников. Со времен средневековья ремесленники одной специальности объединялись в цеха, рабочие 19-20 веков объединяются в профессиональные союзы. Профсоюзы представляют интересы работников при проведении переговоров относительно заработной платы, дополнительных льгот, условий работы. Порой и сегодня в странах с развитой демократией борьба на рынке труда принимает ожесточенные формы.
Проблемный вопрос:
Что произойдет на рынке труда, если профсоюзы добьются повышения зарплаты выше уровня равновесной ставки зарплаты?
3. Структура занятости населения
Защита проекта, подготовленного учащимися:
«Исследование структуры занятости населения Касторенского района» Приложение №3
Учитель: Определите, к какой категории населения относятся следующие граждане:
А |
Занятые |
1 |
Студент колледжа |
Б |
Безработные |
2 |
Многодетная мать, работающая в фирме не полный рабочий день |
В |
Не включаемые в рабочую силу |
3 |
Машинистка, уволенная в связи с использованием персональных компьютеров |
|
|
4 |
Рабочий, участвующий в забастовке |
|
|
5 |
Домохозяйка, которая занята своим домом и детьми. |
|
|
6 |
10-летний подросток, продающий газеты |
|
|
7 |
Программист, занятый неполный рабочий день |
Проблемный вопрос: Возможна ли дискриминация на рынке труда? Назовите возможные для этого основания.
4.Безработица как социально-экономическое явление. Типы безработицы
(Приложение №1 слайд №7)
Причины безработицы
— Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
— Слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу
— Негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места. (слайд №8).
Виды безработицы
Фрикционная
Причина: поиск или ожидание лучшей работы и лучших условий
Это временно безработные люди, ищущие работу, а также сезонные рабочие Структурная
Причина: технологические изменения в структуре производства и долговременные изменения потребительского спроса Исчезновение устаревших профессий, а также несовпадение спроса на труд и его предложения по разным профессиям и предприятиям.
Циклическая
Причина: экономический спад в стране, сокращение производства, изменение потребительского спроса Сокращение и спад производства, падение спроса на товары ведут к потере работы и невозможности найти работу по любой специальности. (слайд №9)
Проблемный вопрос: Почему в России, в отличии от других развитых стран, работники редко меняют место и род деятельности.
5. Государственная политика в области занятости
Государственная политика занятости населения — это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.
Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.
Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздрав соц. развития России и находящийся в его ведении Рос. труда. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:
- развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к религии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица пред пенсионного возраста — за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
- координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику,социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
- обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
Учитель:
Экономически активное население, или рабочая сила, состоит не только из занятых, но и безработных. Полная занятость наступает не с исчезновением фактической безработицы,а когда циклическая безработица равна нулю при сохранении фрикционной и структурной безработицы. Безработица имеет серьезные социально-психологические последствия как для граждан, так и для страны в целом и нуждается в государственном регулировании.
IV Закрепление знаний и способов действий:
Составить синквейн к понятиям «рынок труда», «безработица».
Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.
Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.
Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета.
Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.
Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства
Парная работа
Каждому ученику выделяется несколько минут для того, чтобы создать синквейн. Потом он вместе с соседом по парте складывает два стихотворения в одно, которое обоим пришлось бы по душе.
V Рефлексия:
Закончите любое предложение, выразив свое мнение о сегодняшнем уроке:
Самое интересное на сегодняшнем уроке было…
Сегодня на уроке я так инее понял…
Меня заинтересовало…
Хотел бы узнать подробнее…
Мне не понравилось…
Я считаю, что сегодня мы…
VI Информация о домашнем задании:
параграф 11, выписать отрицательные и положительные последствия безработицы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.